Проза периода романтизм в английской литературе. Романтизм в Англии. Поэты «озерной школы. Романтизм в английской литературе

В Англии романтизм был подготовлен в конце XVIII века поэтом Уильямом Блейком 1 . Тогда же сложилась и в первом десятилетии XIX столетия продержалась так называемая «озерная школа». В нее вошли Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Колридж и Роберт Саути. Это было первое поколение английских романтиков. Друзья-поэты поселились на северо-западе Англии, в краю, богатом озерами (отсюда название - «озерная школа»). Там Вордсворт и Колридж выпустили анонимно «Лирические баллады», которые открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Колриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта.

Поэтов «озерной школы» объединяет неприятие классицизма, они не верят в разумное переустройство мира, который, по их представлениям, полон противоречий и катастрофичен. Для них более ценны патриархальные отношения, национальная старина, природа и простые, естественные чувства. Поэты стремятся к непосредственности, отказываются от всякой условной поэтической искусственности и напряженности. Они пишут об обычных чувствах и сообщают им обычный способ выражения. Стихи об обыкновенном должны звучать как проза, для стихов не нужен иной, чем для прозы, язык. Однако в обыкновенном скрывается необыкновенное, а следовательно, обыкновенное должно явиться необыкновенным. «Мы хотели представить вещи обычные в необычном освещении»,- пояснял замысел «Лирических баллад» Колридж. Это значило, что в жизни в обычном таится необычное, фантастическое, иррациональное, сверхчувственное. Его надо передать читателям, но передать так, чтобы оно опять выглядело простым, чтобы оно обрело «вещественность», как в самой жизни, и произвело впечатление естественности. Не искусство поэзии делало жизнь поэтической, а жизнь открывала свою поэзию.

Если Вордсворт ставил акцент на прозрачной простоте, на естественности, то Колриджа влекло в жизни неизъяснимое и почти не поддающееся постижению разумом. Нормальное, спокойное течение действительности всегда чревато внезапным всплеском необыкновенного, заключенного в глубинах бытия. Поэтому нарушать естественный извечный порядок в природе нельзя: природа отомстит стихийным возмущением, обрушив на обидчика метафизическое зло - одно из начал мироздания (другое начало - метафизическое добро).

Для третьего поэта - Роберта Саути - характерно ироничное отношение как к современности, так и к истории. Вглядываясь в историю, он стремился постичь истинное простодушие, истинную естественность и подлинную обыкновенность. Его ирония касалась даже творчества друзей-романтиков. Уверены ли они, вопрошал Саути, что правдиво передали в своих сочинениях жизнь, полную неизъяснимых тайн, или, изобразив присутствие необычайного в обычном, они лишь посеяли и укрепили темные предрассудки? Сам Саути относился к простодушному мистицизму народных поверий с нескрываемой иронией, примером чего стала его «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди», переведенная у нас В. А. Жуковским.

Кроме «Лирических баллад», Вордсворт написал поэмы «Прелюдия, или Развитие сознания поэта», «Прогулка», стихотворения и сонеты, а Колридж - поэмы «Кристабель», «Кубла Хан, или Видение во сне», драмы, одну из которых - «Падение Робеспьера» - совместно с Саути. Помимо этой драмы, Саути - автор «Уота Тайлера», знаменитых баллад «Бленхеймский бой», «Суд Божий над епископом», поэм «Талаба-разрушитель», «Мэдок», «Проклятие Кехамы» и «Видение суда».

К первому поколению английских романтиков принадлежал и Вальтер Скотт, воскресивший средневековую старину и ставший основателем жанра исторического романа в европейской литературе. В его романах история, по словам Пушкина, предстала «домашним образом». Наследие Вальтера Скотта велико по объему: им написано множество баллад, среди которых выделяются «Иванов вечер» (переведена Жуковским под названием «Замок Смальгольм, или Иванов вечер»), «Мар-мион», «Дева озера», «Рокби», поэмы «Поле Ватерлоо», «Гарольд Бесстрашный», и 28 романов, самые значительные из которых «Уэверли», «Гай Маннеринг», «Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Айвенго», «Кенилворт», «Квентин Дорвард», «Вудсток» и др. «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта,- писал Белинский,- то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами стран, в которых совершается событие романа, и получаем Вальтер Скотт о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».

Второе поколение английских романтиков включает имена Байрона, Шелли, Китса и прозаиков-эссеистов - Де Квинси, Лэма, Хэзлитта, Ханта.

Творчество Джорджа Ноэла Гордона Байрона и Перси Биши Шелли наполнено идеями и настроениями протеста против современного им буржуазного строя. Они сочувствуют угнетенным и обездоленным, выступают в защиту личности и ее свобод. Однако если Шелли верит в будущее и весь устремлен к нему, то Байрон подвержен чувствам трагического одиночества и безысходности. В его поэзии постоянны мотивы «мировой скорби», а борьба его титанических героев обречена на поражение. Шелли также тяготел к масштабным идеям и образцам. От «мировой скорби» его уберегала вера во всемирное счастье и во всемогущество поэзии.

Поэт Джон Ките, принадлежащий к тому же поколению, посвятил себя воспеванию красоты мира и человеческой природы. Китса восхищают и побуждают к творчеству разнообразные, неисчислимые предметы и случайные явления. Его поэтически может зажечь песнь соловья и стрекотание кузнечика, чтение книги и перемена погоды. Поэзия для Китса не есть что-то исключительное. «Она,- иисал он,- должна удивлять как изящная крайность». Поэзия хороша тогда, когда читатель узнает в стихотворении нечто ему самому присущее, когда-то бывшее с ним, а затем исчезнувшее, но потом вновь ожившее в воспоминании. Однако собственные возвышенные чувства теперь предстали в стихотворении в новом для него словесном выражении, и эта встреча старого с новым рождает эстетический эффект: читатель поражен узнаванием обычного в необычном.

Джон Ките входил в группу так называемых «лондонских романтиков». Вместе с ним в ней состояли прозаики-эссеисты Чарльз Лэм, Уильям Хэзлитт, Уолтер Сэвидж Лэндор, Томас де Квинси.

Перу Китса принадлежат сонеты, баллады, оды («Ода меланхолии», «Оды Психее», «Ода соловью»), стихотворения («Дама без милосердия»), поэмы, в большинстве своем созданные на материале английской мифологии и средневековых легенд («Ламия», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Эндимион»). Лэм писал в основном нравственно-психологические очерки, составившие книгу «Эссе Элии». Хэзлитт известен своими публицистическими эссе («Дух века», «Персонажи шекспировских пьес»), в которых защищал справедливость, а в области эстетики и критики отстаивал мысль о том, что характер - сложная и трудная для постижения индивидуальность. Лэндор придавал исключительное значение идее своеобразия («Воображаемые разговоры») и стремился поставить романтический порыв под контроль строгого и просвещенного разума, вследствие чего его считали романтиком-классицистом. Де Квинси стоял у истоков психологической прозы, которая формировалась в творчестве эссеистов. Его отличает тонкость в передаче противоречивых душевных переживаний.

Влияние романтизма сказалось на знаменитом романе «Мельмот-скиталец» Чарльза Роберта Мэтьюрина. В нем сочетались сатира, традиции готического романа, сентиментализм, просветительские представления о естественных (от рождения) правах человека с новыми художественными веяниями - с романтическими идеями «оригинальности», неподвластной каким-либо нормам, таинственности и рациональной непознаваемости личности и ее отношений с бытием.

Третье поколение английских романтиков связано с именем писателя, публициста, историка, критика Томаса Карлейля, который в начале своей деятельности перевел «Вильгельма Мейстера» Гете, составил жизнеописание Шиллера, опубликовал очерки «Знамения времени» и сочинил философский роман «Сартор Ресарсус, или Перекроенный портной». Но широкая известность пришла к Карлейлю после его исторических книг «История Французской революции», «Герои, культ героев и героическое в истории» 2 , «Прошлое и настоящее». С романтизмом писателя роднит неприятие буржуазности и критика рационализма. Хотя творчество Карлейля выходит за рамки романтической эпохи, он был и остался живым соединительным звеном между романтизмом начала и середины XIX века и литературными направлениями, наследующими романтизм в XX столетии.

1 Основные произведения: «Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада», «Книга Уризена», «Мильтон», «Иерусалим, или Воплощение Гиганта Альбиона», «Призрак Авеля».

2 Есть и другой перевод названия - «Герои и почитание героического»

Периоды литературного процесса в эпоху романтизма. Романтизм в Англии

У истоков английского романтизма стоят такие прекрасные авторы, как Уильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж. Они жили на севере Англии, где пейзажи изобилуют живописными озерами, поэтому их называют представителями «озерной школы».

Немного в стороне стоит творчество выдающегося поэта и художника-графика Уильяма Блейка. Он был одним из первых, кто активно отрицал традиции классицизма не только в литературе, но и в живописи. К сожалению, его творения не былй признаны современниками, их оценили лишь в конце XIX в. Наиболее значимыми сборниками его стихов являются «Песни невинности», изданные в 1789 г., и «Песни опыта», изданные в 1794 г. Эти стихи, больше трагические, чем лирические, изображают жизнь большого города, охваченного капитализмом. Поэт ратует за уничтожение ненавистного ему буржуазного мира. В то время как его масштабные произведения, например «Пророческие книги», исполнены историческим оптимизмом и верой в победу сил добра над силами зла.

С 1812 г. в Англию приходит новое поколение поэтов-ро-мантиков. В их числе—Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, после смерти которых в 20-х гг. XIX в. романтизм перестает быть главным направлением в литературе Англии и приходит в упадок. И в 1832 г., когда умирает В. Скотт, романтизм совсем исчезает, уступая место другим литературным направлениям.

Сэмюэль Тейлор Кольридж

Сэмюэль Тейлор Кольридж родился 21 октября 1772 г. в Оттери-Сент-Мэри и был десятым ребенком своего отца, который служил пастором. В возрасте 9 лет он был отправлен в лондонскую школу, где провел все детство и сдружился с известным впоследствии Чарльзом Лэмбом. После окончания школы он поступает в Кембридж, где изучает классическую литературу и философию, однако из университета его исключили за непод-держание республиканских идей. Вдохновленный идеями Великой революции, он вместе с другом Робертом Саути издавал журнал «Страж», читал лекции в Бристоле на политическую тематику, а в 1789 г. написал стихотворение «Взятие Бастилии».

Чуть позже он внезапно разочаровывается в революционных идеях и поступает на военную службу, освободившись лишь через месяц. Друзья помогают ему вернуться в университет, который он заканчивает в 1794 г., и в том же году, вместе с Р. Саути, создает трагедию «Падение Робеспьера», где активно осуждает революцию — наполеоновский террор.

Друзья окончательно разочаровываются в «старой Европе» и решают переехать в Америку. Однако из-за отсутствия денег поездка сорвалась, и они переезжают в Бристоль, где женятся на двух сестрах Фрикер. С целью заработать денег для семьи, С. Кольридж читает публичные лекции, занимается изданием газеты, однако все это не приносит материального удовлетворения. Поэт с головой уходит в стихотворное творчество, в котором ясно читаются его бедственное положение и тяжелая ситуация в семье. Все эти жизненные неурядицы, а также начинающееся заболевание, зародили в поэте страсть к опиуму. Он переезжает в деревню Альфоксден, где становится соседом У. Вордсворта, совершая с ним ежедневные прогулки и беседы. В этот период он пишет такие стихи, как «Старый мореход», «Кристабель», сборник «Лирические баллады», который впоследствии стал манифестом английского классического романтизма. Однако такой творческий подъем длился чуть более двух лет.

В следующем году оба поэта совершили путешествие по озерам Англии, откуда С. Кольридж почерпнул красоту родного края, что отразилось на его более поздних произведениях.

Он поселился с семьей на английских озерах по соседству с Р. Саути и У. Вордсвортом. Именно это соседство и дало название «озерной школе». Здоровье поэта постепенно ухудшается, и даже после поездки на о. Мальта, которая предполагалась как лечебная, он вернулся еще более больным. Его пристрастие к опиуму ослабляло интеллектуальную деятельность. За годы болезни он стал очень верующим человеком, отдалился от семьи и стал жить отдельно и писать много произведений на философские и религиозные темы. Поэт скончался в 1834 г. в Лондоне.

Основной идеей романтического творчества С. Кольриджа является мысль о главной роли воображения в литературной практике. Именно оно представляется поэту как животворящая сила, способная видоизменять чувства и образы, а также объединять разрозненное в целое. Говоря словами самого поэта, «воображение пересоздает мир».

В своем литературном творчестве С. Кольридж создает образцы романтически направленных произведений с характерной для того времени чертой — перемещением от разрозненного к целому. Однако он делает это не путем плавных переходов, а скачками, через поэтическую фантазию, домысел и литературную интуицию. К таким произведениям, имеющим как бы фрагментарное построение, насыщенным сложными символами и странноватыми романтическими образами, относятся: «Кристабель», «Кубла Хан», «Старый моряк» и др.

«Старый моряк» — это баллада, написанная в стиле Средневековья, в которой четко прослеживается тема извечной религиозной проблемы — греха и его искупления. Старый моряк убивает стрелой белого Альбатроса, который был всеобщим любимцем команды и спутником-талисманом, так как приносил удачу в дальних плаваниях. Альбатрос в этом произведении играет роль символа добра, чистоты и человеколюбия. Этим жестоким поступком старый моряк обрекает на гибель своих друзей и товарищей по команде. Судно начинает дрейфовать по волнам бескрайнего океана. Мимо терпящего крушение судна на воздушном корабле проплывают Смерть и ее спутница Жизнь.

Рот красен, желто-золото

Ужасный взор горит:

Пугает кожа белизной,

То Жизнь по Смерти, дух ночной,

Что сердце леденит...

Моряк испытывает невыносимые страдания не столько от жажды, голода и палящего солнца, сколько от мук собственной совести за убитую птицу. И за свой вероломный поступок, за презрение интересов большинства он наказан мучительным одиночеством:

Один, один, всегда один,

Один и день и ночь.

Муки моряка прекращаются, когда он восхищается красотой и величием бескрайнего океана, в этот момент чары развеиваются и судно достигает земли. Главный герой начинает бродить по стране и рассказывает свою историю встречным прохожим в поучение.

Один из литературных критиков писал позднее: «Новые трагические аспекты человеческих судеб, возвещенные крахом французской революции и укреплением прозаического, меркантильного царства эгоистических буржуазных "свобод". Тема роковой разобщенности, некоммуникабельности людей, неизбывного одиночества личности, той ужасающей Жизни-и-в-Смерти, какой для многих оборачивалось существование, — вот что сумел показать Кольридж в "Старом Моряке" и прочих своих произведениях».

Уильям Вордсворт

Уильям Вордсворт — выдающийся английский поэт-романтик, родился 7 апреля 1770 г. в Кокермауте и был вторым из пяти детей Д. Вордсворта. Окончив классическую английскую школу, он выйгел оттуда обогащенный знаниями в области филологии, математики и английской поэзии. В 1787 г. он поступил в колледж при Кембриджском университете, где занимался английской литературой и итальянским языком.

Позже он много путешествовал по Германии, Франции и Швейцарии, набираясь новых впечатлений о французской революции и обогащая свои знания иностранных языков. В путешествиях его сопровождает сестра Доротея. В 1802 г. он женится на Мэри Хадчинсон. Получает неплохое состояние в размере 8000 фунтов, оставшееся от наследников работодателя его отца, который при жизни отказался выплатить отцу Уильяма долг. С 1815 г., когда наполеоновские войны были окончены, Уильям несколько раз путешествует по Европе в сопровождении своей жены и пятерых детей.

Последние 20 лет жизни поэта были омрачены болезнью его любимой сестры и смертью единственной любимой дочери (1847 г.). Скончался У. Вордсворт в Редел-Маунт 23 апреля 1850г.

У. Вордсворт в своем творчестве всегда пытался представить простые вещи в обычном освещении, что разительно отличало его от С. Кольриджа, который насыщал свои произведения фантастикой и мистикой. Его «Лирические баллады», особенно их второе издание, впоследствии стали манифестом всего английского романтизма XIX в.

У. Вордсворт писал на совершенно новую тематику, которая раньше не признавалась никем из творческих людей ни в одном из направлений, так как считалась низменной, неэстетичной и недостойной пера писателя. Произведя переворот в английской литературе, он поставил в центр своего творчества мысли, чувства и судьбу крестьян, потому что только они, по его мнению, представляли общественную ценность — как моральную, так и эстетическую.

У. Вордсворт был своего рода революционером от литературы, его лозунгом было: «Поэзия для всех, — следовательно, язык ее должен быть доступен людям всех классов». Он восстал против привычной поэзии классицистов, активно выступая против условного деления литературных жанров на высшие и низшие, а также подверг критике салонных поэтов, которые пытались, используя правила высокого стиля, ограничить сферу поэзии кругом «немногих избранных». Целью Вордсворта было окончательно отказаться от описания жизни высшего общества леди и джентльменов и заняться повествованием о жизни простых людей, которые живут и работают в единении с природой из поколения в поколение. Для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, требовалось создать новый метод, составить новые эстетические принципы жанровой литературы и использовать совершенно иные стилистические и языковые средства. Вот цитаты из его мемуаров: «Поэты пишут не только для поэтов, но и для людей*. «Я поставил себе целью... применить тот самый язык, который принадлежит всем людям*. В своих бессмертных произведениях У. Вордсворт рисует читателям картины обычные, вполне земные и реальные, он старается не использовать сложные метафоры, чтобы упростить свое творчество и сделать его общедоступным. В своих стихах он все чаще идеализирует патриархальность уклада деревенской жизни, наслаждается религиозностью и умиротворенностью крестьян. Хотя, с другой стороны, у него есть целый цикл стихов, в которых он описывает упадок и разрушение высоко ценимой им патриархальности, гибель крестьянской собственности в руках крупных землевладельцев и феодалов. Он описывает все горе от разоренности крестьянских семей, обреченных на нищее существование и бродяжничество в больших городах.

Если сравнивать поэзию У. Вордсворта с творениями его предшественников — классицистов и сентименталистов, то можно сказать, что Вордсворту удалось вложить в уста своих героев — фермеров, рыбаков, солдат, матросов, батраков — рассказы о своих бедах, странствиях и скитаниях таким простым, присущим только им народным языком. Все эти истории рассказаны просто и естественно и одновременно с этим они передают всю глубину переживаний и истинных чувств этих простых людей. До Вордсворта это удалось лишь одному К. Л. Берне. В балладах Вордсворта видна глубокая лирика, утонченное чувство природы, простые и понятные поэтические формы использует он для выражения своих идей. Например, в балладе «Мечтания бедной Сусанны» речь идет о девушке, которад приехала из своей родной деревни в Лондон. Большой город пугает ее, вселяет ей ужас и тоску по родному краю, как вдруг она слышит песнь дрозда. Этот знакомый звук приводит ее в состояние полнейшего счастья и возвращает в детство, она видит свой родной дом, сад, украшенный цветами, ручей, заливные луга и пастбища. Однако видение снова исчезает и она вновь оказывается на лондонской улице среди однотипных серых домов, ее ждут лишь «сума с клюкой, да медный крест, да нищенство, да голодовка*. Именно в этом стихотворении раскрывается весь талант Вордсворта представить самое обыкновенное явление в виде волшебных картин лишь при помощи воображения. Это доступно абсолютно каждому, но не каждый может этого достичь без помощи поэзии.

Вордсворт сожалеет о судьбе крестьян, о том, что уничтожается целый общественный класс, свободные мелкие собственники-фермеры, которые так дороги автору своими патриархальными нравами и традициями. Романтизм Вордсворта в том, что он не понимает всю необратимость процес-са уничтожения и исчезновения мелких собственников под угрозой промышленной революции. Он искренне не понимает всю бесполезность своих попыток воздействовать на совесть и благоразумие промышленников и правительства. Ведь он не раз посылал сильным мира сего множество писем, в которых просил не строить железные дороги на месте деревень и не основывать фабрики в озерном крае.

Поэт всем своим творчеством пытается донести до читателей непостижимость и красоту окружающего мира. Например, в стихотворении «Кукушка» он рассказывает о своей встрече с лесной птицей, придав этому обыденному случаю некую загадочность и таинственность:

Загадка для меня...

О птица-тайна!

Мир вокруг,

В котором мы живем,

Виденьем кажется мне вдруг.

Он — твой волшебный дом.

Перевод С. Я. Маршака

Поэты-романтики всегда считали, что дети более чувствительны к тонкому миру, что они ощущают связь с потусторонними силами. Это хорошо выражается в стихотворении «Нас семеро», где простая деревенская девочка восьми лет, на вопрос путника, сколько у нее братьев и сестер, отвечает «нас семеро», не воспринимая своих умерших брата и сестру как безвозвратно утраченных ею.

В 1799 г. У. Вордсворт создает цикл стихов «Люси», в который вошли три поэмы: «Страстная любовь», «Она скрывалась в лесах» и «Я на чужбине долго был». В романтической форме поэт пытается передать нам процесс осмысления им самим гибели собственных юношеских мечтаний, которые были навеяны предшествующей эпохой Просвещения, говорящей о гармонии и счастье во всем мире. Свои мечты и надежды он воплощает в чистом и светлом образе девушки Люси, чья гибель показывает нам то, насколько одинокими стали современники автора и как они страдают от своей разобщенности, не имея возможности ее преодолеть.

Забывшись, думал я во сне,

Что у бегущих лет

Над той, кто всех дороже мне,

Отныне власти нет.

Ей в колыбели гробовой

Вовеки суждено

С горами, морем и травой

Вращаться заодно.

Перевод С. Я. Маршака

Лирические произведения У. Вордсворта стали основным этапом литературной борьбы за новое направление в искусстве. Его творчество высоко ценилось по всей Европе и в России такими выдающимися авторами, как В. Скотт, П. Б. Шелли-.

«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному.

Так ныне Вордсворт, Кольридж увлекли за собою мнения многих... Произведения английских поэтов... исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина».

А. С. Пушкин высоко ценил лирическое творчество У. Вордсворта и сказал, что *вдали от суетного света рисует он Природы идеал.

Всю свою жизнь У. Вордсворт писал автобиографическую поэму «Прелюд», черновик которой был окончен еще в 1804 г. Он регулярно переписывал ее, дополняя новыми подробностями и сюжетами. Однако она вышла в свет лишь после смерти поэта в 1850 г. Главный герой поэмы — это скорее обобщенный лирический образ, романтик, который в начале жизненного пути свято верит в светлое будущее революции, а после — утрачивает веру.

У. Вордсворт сыграл важнейшую роль в становлении английского и американского романтизма. Он заложил теорию моральной ответственности всех писателей перед народом, перед людьми, которые прочтут их произведения, веря, что поэты и писатели — это учителя, наставники, законодатели общественных норм и порядков. Именно в этом видел он социальную силу искусства.

Английский романтизм 19 века в литературе

В Англии, в отличие от Германии, романтизм долгое время сам себя не осознавал, хотя романтические тенденции там проявились еще в XVIII в. (ироническая самооценка, антіраціоналізм, представление о "оригинальность", "необычность", "непояснимість", тяготение к старины).
Одновременно с Великой Французской в Англии происходила своя революция, гораздо тише, но не менее трагическая, - индустриальная революция. Умирала "old kind England" (старая, добрая Анлія), "green wood"s England" (Англия времен зеленого леса), рождалась "workshop of the world" (мастерская мира). Англия начала строить общество буржуазной демократии еще в XVIII в. Получив права, равные с аристократами, буржуа ринулись к штурму общества. Аристократы не могли конкурировать с ними в плане изобретательности, деловитости, хитрости. В результате, например, лорд Байрон-за недостатка средств вынужден был продать собственное родовое имение, который его предки получила награду за служение Британии. И воспитанный по законам родовой чести дворянин, в простой крестьянин, потомок свободных иоменов, чувствовали себя бессильными перед новой силой. Английский романтизм развился на почве растерянности людей художественного мышления перед миром буржуазного процветания.
Английский романтизм условно разделяется на три поколения: старшее (Блейк, Вордсворт, Кольридж, Саути, Скотт); среднее (Байрон, Шелли, Китс); моложе (Карлейль).
Уильям Блейк предсказал развитие романтизма чуть не на двадцать лет, при жизни был известен небольшой кучке поклонников, его творчество было оценено позже. Творчество Блейка считается романтическим за то, что в ней постоянно ощущается сопротивление времени. Гравер и поэт создал свой собственный мир. Его творчество напоминает сны наяву, причем Блейк всю жизнь искренне верил: он видит золотых птиц на деревьях, ведет беседы с Сократом, Данте, Христом. Глубоко религиозный Блейк постоянно пытался свести небо и землю, увидеть небесное в обыденном. "В одном миге видеть вечность, и небо - в цветении цветки", - так поэт сформулировал собственное кредо. Его произведения ("Песни невинности" (1789), "Песни опыта" (1794), "Брак Неба и Ада" (1790), "Книга Уризена" (1794), "Ієрусалім, или Воплощение Гиганта Альбиона" (1804), "Повод Авеля" (1821) демонстрируют абсолютную чуждость Блейка передовой науке своего времени. Для него беконівська "достоверность" является худшим из всех обманов, а Ньютон выступает в творчестве Блейка в виде символа зла. Современный ему мир поэт сравнивал с чудесной церковью, к которой влез грязный змей и загадив ее ("Я видел храм..."). Через пятнадцать лет после смерти поэта его открыли "прерафаэ ли ты", художники, которые пытались вернуть искусство в "дорафаелівських" времен. Они творили по законам старинного ремесленничества, и Блейк с его утверждением блудливості разговоров о "мрак средневековья", которой, по его мнению, на самом деле не существовало, с его погружением в абсолютную духовность и изготовлением книг собственными руками, без помощи машин, был воспринятым на уровне пророку. А в конце XIX века. Блейка конечно канонизировали символисты.
Имена Вордстворта и Кольриджа часто задуються рядом, потому что они являются представителями так называемой "озерной школы" ("лейкісти"). Уильям Вордсворт родился на севере Англии, в Кемберленді, там и прожил большую часть своей жизни. Кемберленд называют "страной озер". Имение Вордсворта было расположено именно там, там он предоставлял убежище своим друзьям-поэтам, поэтому и стали называть их "лейкістами". Вордсворт считается в Англии одним из крупнейших, если не самым значительным поэтом. Он сторонник английского пейзажа, спокойного и уютного. В 1798 г. Вордсворт вместе с Кольріджем издает сборник "Лирические баллады". Сборник открывала поэма Кольриджа "Сказание о старом морехода", таинственная история о мести природы тем, кто ее не уважает. Сэмюэль Тейлор Кольридж с девятнадцати лет начал принимать опиум (довольно распространенное развлечение в среде богемно настроенных романтиков), и это существенно сократило его творческий путь. Но "Старый мореход" остался в истории мировой литературы. Моряки с глубокой древности уважают альбатросов, красивых птиц, которые практически никогда не садятся на землю. Считается, что в них вселяются души людей, которые погибли на море. Поэтому альбатросов нельзя убивать. Но старый морехід рассказал современном прохожему: когда он был молод, то просто ради глупой развлечения убил одну из таких птиц, которая провожала их корабль. А затем члены экипажа начали погибать один за другим, сначала во время шторма, потом - от жажды во время штиля. И только винуваться трагедии духи природы оставили в живых, и теперь он бродит по городу, искалеченный алкоголем и безумием старец, и рассказывает людям об ошибке, которая разрушила ему жизнь, но никто не прислушивается к нему. Духи природы приговорили его к Жизни - в - Смерти, муки совести пытают старого моряка тяжелыми видениями о смерти и предсмертные проклятия товарищей. Этот человек не живет, а существует под бременем тяжкого наказания. Чеканные строки поэмы действуют на читателя магнетически. Шелли потерял сознание, когда впервые услышал эту поэзию. Роберт Саути, еще один представитель "лейкізму", сделал выдающуюся государственную карьеру. Его, также, как и Вордсворта, назначен придворным поэтом. Позже, в "Дон Жуане", Байрон подвергнет "лейкістів" сарказма за их созерцательную и аполитичную позицию. Хотя нельзя признать абсолютную правоту Байрона. Например, в Саути является баллада "Блейхемській бой", которая представляет собой ироничное представление государственной истории. Внуки нашли на поле, где когда-то проходила битва, череп, и просят дедушку рассказать, каким был знаменитый Блейхемський бой? Ведь в учебниках написано, что он является славной страницей истории английского. Дедушка в розгубленні: его память сохранила ужасные, нечеловеческие картины, а в школе учат только парадной странице исторических событий.
Вальтер Скотт, шотландский баронет (настоящее имя - герцоґ Бокль), происходил из фамилии, внесенной в исторических анналов. Всю жизнь Скотта было посвященным истории: он собирал исторический шотландский фольклор, коллекционировал рукописи и антиквариат. К литературы Скотт пришел довольно поздно, в тридцать три года. В 1805 г. он опубликовал свои "Песни шотландской границы". К которой поступили как фольклорные, так и авторские баллады. А в сорок два года писатель впервые представил на суд публики свои исторические романы. В числе своих предшественников на этом поприще Скотт называл многочисленных авторов "готических" и "антикварных" романов, особенно его увлекали книги Мэри Эджуорт, которая посвятила свое творчество изображению ирландской истории. Но Скотт искал свой собственный путь. "Готические романы" не удовлетворяли его излишне придирчивым мистицизмом, "антикварные" - непонятностью для современного читателя. После долгих поисков Скотту удалось создать универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать - не жизни исторических лиц, а постоянное движение истории, который не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провідеціалістським (от лат. Providence - Божья воля). Здесь Скотт идет вслед за Шекспиром. Исторические хроники Шекспира постигали национальную историю, но на уровне "истории королей", Скотт перевел исторических личностей в плоскость фона, а на авансцену событий вывод вымышленных персонажей, на долю которых имеет влияние распря между стариной и новизной, смена эпох. Таким образом Скотт показал: рухаючою силой истории выступает народ, именно народное жизни является основным объектом художественного исследования Скотта. Его старина никогда не бывает размытой, туманной, фантастической. Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, поэтому считается, что он разработал явление исторического колорита, т.е. мастерски показал своеобразие определенной эпохи. Еще одна деталь: предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания, и таким образом обогащали знания читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху подробно, но всегда связывает ее с современными проблемами, показывая, как подобные проблемы находить свое решение в прошлом. Особенно интересовала Скотта "шотландский проблема", ей он посвятил романы "Уэверли" (1814), "Роб Рой"(1818), "Пуритане" (1816). Роман "Айвенго" (1819) было создано на материале английской истории, но его центральная проблема касается все же "шотландского вопрос". Шотландия и Англия шли к объединению несколько веков и окончательно объединились в XVIII в. Но объединения не удовлетворяло старинные шотландские кланы, и они начали борьбу. Англичане подавили одно восстание за другим. Становилось понятным: маленькая, экономически недорозвинута Шотландия не может противостоять силой оружия могучий, индустриально развитой Англии. И поэтому Скотт занял позицию примирения. Утверждению мирного сосуществования шотландцев и англичан он посвятил целый ряд романов, показывая борьбу между Шотландией и Англией в разные исторические эпохи и всегда заканчивая свои романы романтичным и символическим свадьбой, свадьбой парня и девушка из двух враждующих станов. Главные герои, также, как и традиционный happy end, всегда воплощают авторский нравственный идеал и соответствуют особенностям романтического субъективизма. Скотт никогда не скрывал своих симпатий: Роб Рой (шотландский Робин Гуд), вызывает уважение автора, захватывает своей безудержной отвагой и жаждой свободы. Но Скотт одновременно признает: старинные обычаи горцев являются дикими, и как бы он сам не любил все шотландское, разгул вільготи является обреченным. В романе "Айвенго" мы также видим, что привязанности автора отдано саксам, которые страдают под гнетом жадных феодалов-норманнов, но национальное единство является неизбежной, через века на месте двух враждующих лагерей возникнет единственная английская нация, которая впитает в себя элементы как саксонской, так и норманнской культур. Универсальную структуру исторического романа, которую создал Скотт, было подхвачено во многих странах (Гюго, Купер, Кулиш и др.), причем не только историческим романом. Роман всегда является историческим, потому что он осмысливает события, которые, хоть на несколько лет, но виддалюються от современности, и потому что реалистический роман воспринимает человека на фоне движения истории (Стендаль, Бальзак, Толстой). Поэтому Скотта считают одним из создателей современного жанра романа.
Когда на горизонте английской поэзии появился Байрон Скотт прекратил писать стихи, признав что не имеет никакого смысла делать это на фоне того, кого так щедро был наделен поэтическим даром от природы. Джордж Гордон Байрон на общемировом уровне считается самой крупной фигурой английского романтизма. "Поэтом гордыни" назвал его Пушкин. Красивый, но кривой на одну ногу Байрон, якобы лично воплощал своих величественных, но морально искалеченных героев. Его ранние стихи составили сборник "Часы досуга" (1807), в которой студент Кембриджского университета выразил свое отношение к современности ("Дом родителей, ты пришел к разора..."), и продемонстрировал, во всяком случае - на словах, легкомысленное отношение к поэзии. Возможно поэтический дар поразил современников, возможно - пренебрежительный взгляд на человечество, но сборник вызвала ряд негативных рецензий со стороны романтиков старшего поколения (особенно со стороны "лейкистів"). Молодой поэт ответил полемическим сочинением, в котором высказал собственное понимание места художника в обществе. "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) является поэтическим, полным сарказма, сатирой на состояние английской литературы романтической эпохи. Созерцательная позиция "лейкистів" кажется ему смешной, их отрыв от реальности - преступным. Он называет своими учителями сатириков XVIII вв. - Свифта (которого в Англии считают сумасшедшим гением), Филдинга, декларирует свою принадлежность к просветительского культа Разума. Хотя творчество Байрона, безусловно, носила романтический характер, об этом свидетельствует его нежелание видеть современную ему Англию, в которой его древний и славный род отныне мало что значил. Появились новые ценности, главными из которым стали деньги.
"Он был весь за действительность", - говорил друг и биограф Байрона Т.Мур. Но эти слова нужно понимать, учитывая следующий аспект: за какую действительность? Байрон не хотел видеть действительность будничную, суматошную. Его привлекала действительность романтическая, тем более, что, в отличие от других романтиков, которые воспевали вымышленные замки и вымышленные путешествия Востоком, Байрон имел собственный родовой замок и до Восхода действительно ездил. Путешествие молодого поэта к Португалии, Испании, острова Мальта, Албании, Турции, Греции современники считали безумием. Никто не верил, что лорд вернется домой. Но он вернулся, прославив себя штурмом Дарданелл, которые, как античный герой Леандр, переплыл. Байрон не просто писал стихи, он жил поэтично. Об этом свидетельствует и его политическая позиция. Унаследовав место в Палате Лордов, поэт начал с защиты луддитов, рабочих текстильных предприятий, которые ломали состояния, пытаясь таким образом предотвратить сокращение. Парламент рассматривал законопроект (билль) о введении смертной казни для луддитов. Байрон, как в парламенте, так и в поэзии, посоветовал государству вешать рабочих на шерстяных чулках. Чтобы весь мир видел: в индустриальной Англии машину, которую производит чулки, ценят гораздо выше, чем человеческая жизнь. В 1828 г. Байрон публикует две первые песни "Паломничества Чайльд Гарольда" и получает бешеную популярность. Поэму, которая дала жизнь лиро-эпическое жанра, было создано на основание дорожного дневника, до которого Байрон вносил свои впечатления во время путешествия. Вымышленный, разочарован в жизни Чайльд Гарольд появляется в начале произведения и потрясая воображение своим черным плащом и чисто английским спліном. Но автор вскоре отодвигает его в сторону и начинает говорить с читателями от первого лица. Таким образом эпическая линия (странствия Гарольда) пересекается с линией лирической (авторские отступления). В результате появляется жанр лиро-эпической поэмы. С 1813 до 1816 года Байрон опубликовал ряд поэм-фрагментов, которые получили имя "восточных" ("Гяур", "Абідоська невеста", "Корсар", "Осада Коринфа", "Лара"). В них появляется такое явление, как "байронический герой", тесно связан тем, что имеет название "байронизма". "Байронизм" является явлением неодновимірним. Он воплощает стремление к абсолютной свободе, отталкивается от всего, связанного с традиционным образом жизни человечества. Герой Байрона бросает вызов традиционной морали, религии, и поэтому "байронизм" нередко отождествляют с демонизмом. Это явление привлекательное и одновременно ужасное. "Байронизм" привлекает отчаянной храбростью, пренебрежение любой опасностью, даже смертельной, и отталкивает индивидуализмом. "Ты для себя лишь хочешь воли", - сказал Пушкин в поэме "Цыганы", и тем вынес приговор этому явлению. Байрона не очень уважают на родине. Англичане видят в этой чрезвычайно одаренной личности в первую очередь разрушительную силу, жестокую и опасную. Байрон и его герои играют не только собственной жизни, они приносят в жертву собственном "Я" и жизнь других людей, превращая существование близких на страдания невыносимо. Но байронический герой и сам страдает, он не может найти себе приют в среде обычных людей, и навсегда остается одиноким. Поэзия Байрона "Мрачная душа" приобрели значение символа "мировой скорби". Байрон скорбит не только из-за несовершенства современного ему мира или через трагичность собственной судьбы. Его тоска приобретает значение всемирной: мир, по его мнению, является построенным несправедливо, потому что построил его несправедливый Бог. Поэтому и выбирает характерный для Байрона герой Каин в поводыри не Бога, а Люцифера, который когда-то был ангелом, но не согласился с абсолютной властью Бога и решился на бунт (поэтическая драма "Каин").
После публикации "Чайльд Гарольда", а также ряда стихотворений, Байрон становится кумиром молодежи. Вокруг него собираются люди искусства и быстро становятся жертвами жестокости и эгоизма поэта. После громкого развода с женой (одной из образованнейших женщин того времени, Анабелою Милбенк), которая обвинила поэта в преступных отношениях с сестрой (инцест), Байрон был вынужден навсегда покинуть родину. В тяжелый для поэта 1816 г. на его защиту неожиданно выступил Вальтер Скотт, который пытался объяснить возмущенным англичанам, что поведение поэта представляет собой "странное совпадение качеств, которые имеют название поэтического темперамента". В 1816 -1818 гг. Байрон живет в Швейцарии, где создает "Стансы к Августы", "Шильонского узника", заканчивает "Паломничество Чайльд Гарольда". В швейцарских Альпах появляется драматическая поэма "Манфред", историческая поэма "Мазепа", начинается "Дон Жуан". Поэзия позднего Байрона поражает простотой, естественностью, свободным выражением поэтического темперамента. Читателю кажется, что автор просто "дышит стихами" , создавая их буквально "на ходу". Якобы он просто передает собственные мысли, которые от природы рождаются в виде поэтических строк. До конца жизни Байрон переезжал из одной страны в другую. "Храбрый везде найдет родину", - любил повторять он. В Италии поэт примыкает к карбонариев, итальянских борцов за независимость от Австрии, но его борьба носит несерьезный, експериментаторський характер. Байрон был и остался лордом, и, скорее, играл роль революционера. В мае 1823 г. Байрон переехал в Грецию, где принял участие в восстании патриотов против турецкого ига. Он щедро финансировал восстания, поставляя повстанцам зрою, и одновременно писал "Дон Жуана", который так и остался недописанным. 19 апреля 1824 г. лорд Байрон умер в городе Міссолонга при невыясненных обстоятельствах (информация, которую долгое время подавалась в советских учебниках, и касалась героической смерти в лагере повстанцев сейчас не подтверждается).
Поэму "Дон Жуан" можно считать духовным завещанием Байрона. Ее называют поэтической энциклопедией Европы конца XVIII - начала XIX в. Перед читателями проходят исторические события и исторические личности, и все это служит фоном для приключений беспомощного Дон Жуана (Байрон кардинально меняет традиционный образ). И сам герой (а он есть отчасти автобиографичным), и "большие люди", которые встречаются на его комическом пути, не вызывают у автора ничего, кроме иронии. Не помиловал лорд и знаменитых англичан, за что английский сообщество отказала ему в почетном захоронении (в Вестминстерском аббатстве). Легкие поэта было похоронено в Міссолонга, а тело в церкви городка Гекнолл, которое находится на родовой земле поэта.
"Англичане могут думать о Байрона все, что им заблагорассудится, но другого такого поэта они не породили", - сказал Гете, который осмыслил творческую личность Байрона в "Фаусте" в образе Евфуріона, сын Фауста и Елены Прекрасной. Евфуріон родился для чистого искусства, но не захотел существовать в искусственных условиях, погрузившись в царство действительности, которая его убила. Успех наследие Байрона на общемировом уровне является гораздо большим, чем на родине. Этот поэт ненавидел "человеческое стадо", выступал против "рабской покорности", цинично отрицал все человеческие святыни, и все одно - он не может не вызывать уважения, хотя бы за абсолютную откровенность своего творчества, которая прошла путь от страстного бунтарства к абсолютно равнодушного отношения к миру через опустошенность души.
В 1816 г. Байрон в Швейцарии познакомился с Шелли, и их дружба стала литературным фактом. Все мемуаристы и биографы Шелли признают: это был человек неминуемой привлекательности, которая силой своего обаяния буквально превращала людей в собственные вещи. Но заканчивалось такое преобразование как правило трагически. Перси Биши Шелли происходил из знатной и очень влиятельной семьи. Но аристократическое среду разорвало с ним любые связи. Еще учась в школе, будущий поэт получил репутацию сумасшедшего за кощунственное отношение к Богу. Из университета Шелли исключили за брошюру "Необходимость атеизма". После окончательного разрыва с родителями поэт вел странствующее жизни, создал что-то на подобие собственного общества, которое состояло главным образом из влюбленных в него девушек, одной из которых, дочерью трактирщика, он взял брак. Шелли считал себя революционером, выступал на митингах рабочих, но в действительности жизнь простого народа его интересовало мало. Это был скорее акт искусства. Существенные последствия имело знакомство с Вильямом Годвином, революционно настроенным романтиком, с дочерью которого, писательницей Мэри Годвин, Шелли взял новый брак. Его бывшая жена, а также сестра Мэри Годвин наложили на себя руки. Суд лишил Шелли права воспитание детей, английское общество заставило его покинуть родину. Молодые супруги некоторое время болталось Европой, а в 1822 г. после шторма у берегов Италии было найдено мертвое тело Перси Биши Шелли. Яхта осталась невредимой. Его смерть осталась загадкой. Существует версия, согласно которой, Шелли имел тайные отношения с контрабандистами, которые и отправили его в другой мир. Советское литературоведение увенчало Шелли уважением за его революционные убеждения, не замечая разрушительных тенденций его творчества. Мир относится к поэта более осторожно, хотя и признает его несомненный талант.
Наследие Шелли впитывает лирику, поэмы, стихотворные драмы, трактат о поэзии, немалое по объему переписка, дневники, политические памфлеты, философские этюды. Особенно известной есть поэтическая драма "Прометей освобожденный" (1819), в которой человеческая история представляется как процесс постепенного подавления инициативы, угасание воли, подавление смелости. Освобожденный Прометей оставляет горы Кавказа и якобы растворяется в образе Человечества. Прометей освобожденный, по мнению автора, и есть это новое человечество, просветленное и поднят на новый уровень развития. "Ода западному ветру", также, как и "Прометей освобожденный", демонстрирует нигилистические тенденции, которые вообще характерны для творчества Шелли.
В 1818 г. жена Шелли, Мэри Годвин, публикует техническую антіутопію "Франкенштейн", в которой выводит на авансцену "современного Прометея". Талантливый ученый открыл тайну живой материи и думал, что осчастливил человечество. Создав искусственную человека, он чувствует себя победителем над природой, но дальнейшие события доказывают: "просветленное", рационально настроено человечество является чудовищем, а гениальный ученый - сумасшедшим.
В кармане мертвого Шелли нашли книгу стихов Джона Китса. Джон Китс происходил из внешне благополучной буржуазной лондонской семьи, над которой якобы тяготел рок. Китс еще был подростком, когда умерли его родители: отец убился, когда упал с лошади, мать умерла от туберкулеза. Старший брат вскоре пошел за ней, а младший, Джон, через семейное заболевание не успел прожить полноценную поэтическое жизни. В 1820 г. поклонники поэта собрали деньги и отправили поэта в Италию, где в 1821 г. его не стало. Китса похоронили на одном кладбище с Шелли. "Поэт красоты", как его называют, оставил сонеты, оды, баллады, поэмы. Отношение к наследия Китса было разным по жизни, различным оно есть и сейчас. В отличие от аристократической поэзии Байрона и Шелли, стиль Китса ярко демонстрирует особенности так называемой "мещанской школы поэзии". Китс поражает квітчастістю, но не банальной, а вполне оригинальной. Китса привлекала античность, книжная культура, которую он хорошо не знал, потому что не имел классического образования. Поэтому его произведения содержат в себе немало фактических ошибок, но этот курьез только предоставляет его творчества привлекательности. Жизнь Китса не отличалось большим количеством интересных событий, а потому чтение "Илиады", стрекотание сверчка, пение соловья, посещение дома Бернса, получения письма от друга, даже перемены в настроении и погоде, становятся для Китса поводами для создании стихов. Сам поэт называл свое творчество " скорее сумасшедшей попыткой, чем завершенной делом", но мир до сих пор ценит его. Китс считал, что поэзия должна сдаваться воспоминаниями", таким образом предвидя дальнейшее развитие поэзии как символическую, так и модерністьської.
Проза английского романтизма представлена именами Метьюрина, Лема, Хезлітта, Лендора, де Квинси, Карлейля. Она тяготеет к загадочного. На страницах английского романтического романа постоянно появляются вампиры, средневековые замки, таинственные незнакомцы, путешественники, призраки, страшные семейные тайны, и все это - на фоне простых бытовых подробностей и мотивированного психологизма. То есть налицо продолжение традиций "готического романа", который зародился еще в XVIII в., и рождение нового искусства - искусства классического реализма.

1. Особенности развития английского романтизма.

2. Краткие сведения о жизни и творчестве П.Б.Шелли. Гармония человека с природой - ведущая тема лирики поэта.

3. Дж.Г.Байрон - выдающийся английский поэт-романтик, основатель эпохи новой поэзии.

4. "Украинский" и "восточная" темы в творчестве Дж. Г.Байрона: "Мазепа", цикл "Восточные поэмы". Роман в стихах "Дон Жуан".

Особенности развития английского романтизма

Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, так романтические тенденции долгое время существовали тайно.

Политическая и экономическая ситуация Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и труда в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, человеческих характеров и типов.

Своеобразные особенности английского романтизма:

o период предромантизма охватил несколько десятилетий II пол. XVIII в.

o средневековья вызвало особый интерес у британцев. Готику многие понимали как начало национальной истории и культуры;

o обращение к религиозным источникам, в частности к Библии, - норма времени;

o увлечение национальным фольклором, сбор его сокровищ писателями-романтиками;

o жизни крестьянства, его своеобразная духовная культура, судьба рабочего класса, его борьба за свои права стали объектом изучения романтиков;

o разработка новой темы - показ дальних путешествий через моря и пустыни, овладение пространством дальних стран и континентов;

o преимущество лирики, лирико-эпических форм и романа над традиционными эпосом и драмой.

Относительно непродолжительный период расцвета романтизма (30-35 лет) дал Англии два поколения писателей, которые существенно отличались друг от друга.

Первый этап развития романтизма в Англии датировался 90-ми годами XVIII в. Новое в литературе - следствие восприятия революционных событий, их оценки. Характер изменений был очевиден в творчестве писателей, вступивших в литературу на данном этапе сказали свое новое слово, подобно Р.Бернса (незадолго до он смерти успел воспеть "дерево свободы"), или же первого романтика У.Блейка.

Под знаком отношение к революции состояла и творчество молодых поэтов: У.Вордсворт, С.Т.Колриджа, Р.Саути. Этих трех художников объединили общим названием "Озерная школа" и назвали "лейкистами" (с англ. "Лейк" - озеро). Но они не считали себя представителями одной школы, доказывая свою оригинальность и самобытность таланта. Литературоведы четко выделили общие черты в их творчестве:

o прошли в чем-то похож путь духовного и творческого развития;

o потерпели соблазна руссоизма и революционно-демократических идей;

o были первооткрывателями и теоретиками нового направления - романтизм (предисловие ко второму изданию сборника "Лирические баллады" (1800) стала первым эстетическим манифестом английского романтизма).

их усилиями была выработана и теоретически осознанная новая поэтика, но пока этот процесс только начинался.

Второй этап представлял собой формирование самостоятельной романтической традиции. В эти годы одна за другой появлялись поэтические книги, которые знаменовали приход новых авторов, непохожих друг на друга и конкурирующих между собой Т. Мур, В. Скотт, Дж. Байрон.

Этот этап начался в 1815, после поражения Наполеона. В Англии были введены хлебные законы, под знаком противостояния которым шла общественная борьба следующего 30-летия (вплоть до их отмены в 1846). Суть этих законов - в запрете импортировать зерно, пока цены на внутреннем рынке не поднялись до установленного максимального уровня. Борьба против хлебных законов стала частью гораздо более широкого движения за изменение законодательства, всей структурной власти, за парламентскую реформу, которая была проведена в 1832 г.. Реформа не конец общественному движению, а стала поводом к появлению чартизм.

В эти годы - между битвой при Ватерлоо и парламентской реформой - и произошел расцвет английского романтизма. Наиболее значительные произведения создал Дж. Байрон, который навсегда покинул Англию. В. Скотт разработал исторический роман, заложив тем самым основу новой романной форме, которую позже развивали писатели-реалисты. В поэзию пришли романтики молодого поколения: П.Б.Шелли, Дж. Китс.

К началу 30-х годов романтическая традиция в английской литературе не завершает своего развития, но перестала быть центральным литературным явлением.

Лекция 20-21. Английский романтизм

  1. Английский романтизм: общая характеристика.
  2. Образы и идеи У. Блейка.
  3. Поэзия лейкистов (Озерная школа): основные темы и жанры.
  4. Творчество Д.Г.Н. Байрона: основные проблемы и образы.
  5. Творчество В.Скотта.

Само понятие «романтический » возникло в английской литературе еще в XVII в., в эпоху буржуазной революции. На протяжении XVIII в. в Англии наметились многие существенные особенности романтического мироощущения – ироническая самооценка, антирационализм, представление об «оригинальном», «необычайном», «неизъяснимом», тяга к старине. И критическая философия, и этика бунтарского индивидуализма, и принципы историзма, в том числе идея «народности» и «народного», развились со временем именно из английских источников, но – уже в других странах, прежде всего в Германии и во Франции. Так что возникшие в Англии начальные романтические импульсы возвращались на родную почву кружным путем. Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, пришел к англичанам извне. Это было воздействие Великой французской революции.

В Англии в то же время совершалась так называемая «тихая», хотя на самом деле совсем не тихая и очень болезненная, революция –индустриальная; ее последствиями были не только замена прялки ткацким станком, а мускульной силы – паровой машиной, но и глубокие социальные перемены: исчезало крестьянство, рождался и рос пролетариат, сельский и городской, положение «хозяина жизни» окончательно завоевывал средний класс, буржуазия.

Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790 – 1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью). Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса.

Поэты «озерной школы» (У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли , поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Образы и идеи У. Блейка

Ранним, ярким и в то же время недостаточно признанным явлением английского романтизма оказалось творчество Уильяма Блейка (1757-1827). Он был сыном лондонского торговца средней руки, его отец-галантерейщик, рано заметив способности сына к рисованию, определил его сначала в художественную школу, а затем в подмастерья к граверу. В Лондоне Блейк провел всю свою жизнь и стал, в известной мере, поэтом этого города, хотя воображение его рвалось ввысь, в запредельные сферы. В рисунках и стихах, которые он не печатал, а, как рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. Это как бы сны наяву, причем и в жизни Блейк с малых лет рассказывал, будто видел чудеса среди бела дня, золотых птиц на деревьях, а в поздние годы он говорил, что беседовал с Данте, Христом и Сократом. Хотя профессиональная среда его не приняла, Блейк обрел верных друзей, помогавших ему материально под видом «заказов»; в конце жизни, оказавшейся все же весьма нелегкой (особенно в 1810 – 1819 гг.), вокруг него, словно в награду, сложился своеобразный дружеский культ. Похоронен был Блейк в центре лондонского Сити, рядом с Дефо, на старом пуританском кладбище, где прежде нашли покой проповедники, пропагандисты и полководцы времен революции XVII в.

Как изготавливал Блейк самодельные гравированные книги, так создавал он и самобытно-самодельную мифологию, компоненты которой оказались им взяты на небе и в преисподней, в христианской и языческой религиях, у старых и новых мистиков.

Задача этой особой, рационализированной религии – всеобщий синтез. Сочетание крайностей, соединение их через борьбу – таков принцип построения блейковского мира. Блейк стремится свести небо на землю или, вернее, воссоединить их, венец его веры обожествленный человек.

Основные свои произведения Блейк создал еще в XVIII в. Это «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794), «Бракосочетание неба и ада» (1790), «Книга Уризена» (1794). В XIX в. им были написаны «Мильтон» (1804), «Иерусалим, или Воплощение Гиганта Альбиона» (1804), «Призрак Авеля» (1821).

По жанрам и форме поэзия Блейка также являет собой картину контрастов. Иногда это лирические зарисовки, короткие стихотворения, схватывающие уличную сценку или движение чувства; иногда это грандиозные по размаху поэмы, драматические диалоги, иллюстрированные столь же масштабными авторскими рисунками, на которых гиганты, боги, могучие человеческие фигуры, символизирующие Любовь, Знание, Счастье, или же нетрадиционные, самим Блейком изобретенные символические существа, вроде Уризена и Лоса, олицетворяющих силы познания и творчества, или, например, Теотормона – воплощенной слабости и сомнения. Причудливые боги Блейка призваны восполнить пропуски в уже известной мифологии. Это символы тех сил, которые не обозначены ни в античных, ни в библейских мифах, но которые, по мысли поэта, есть в мире и определяют участь человеческую. Всюду и во всем Блейк стремился заглянуть глубже, дальше, чем это было принято.

«В одном мгновенье видеть вечность и небо – в чашечке цветка » центральный принцип Блейка. Речь идет о зрении внутреннем – не внешнем. В каждой песчинке Блейк стремился усмотреть отражение духовной сущности.

Поэзия и вся деятельность Блейка – протест против ведущей традиции британского мышления, эмпиризма. Заметки, оставленные Блейком на полях сочинений Бэкона, «отца современной науки», в самом деле говорят о том, насколько Блейк изначально был чужд этой первооснове мышления Нового времени. Для него бэконовская «достоверность» – худшая ложь, равно как и Ньютон в блейковском пантеоне фигурирует в качестве символа зла и обмана.

Поэзия Блейка содержит в себе все основные идеи, которые станут основными для романтизма, хотя в его контрастах еще чувствуется отзвук рационализма предшествующей эпохи. Блейк воспринимал мир как вечное обновление и движение, что роднит его философию с представлениями немецких философов романтического периода. При этом он был способен видеть только то, что открывало ему воображение.

Блейк писал: «Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения». Эти слова определяют основы его творчества: Демократизм и гуманизм.Прекрасные и светлые образы возникают в первом цикле (Песни невинности), образом Иисуса Христа осенены они. Во вступлении ко второму циклу чувствуется напряженность, неуверенность, возникшие за этот период в мире, автор ставит уже другую задачу, и среди его стихов есть «Тигр». В первых двух строках создается контрастный Агнцу (ягнёнок) образ.Для Блейка мир един, хотя и состоит из противоположностей. Эта идея станет основополагающей для романтизма

Как революционный романтик Блейк постоянно отвергает главную идею Евангелия о смирении и покорности. Блейк твердо верил, что народ в конце концов победит, что на зеленой земле Англии будет «возведен Иерусалим» – справедливое бесклассовое общество будущего.

Поэзия лейкистов: основные темы и жанры

ОЗЁРНАЯ ШКОЛА поэтов, группа англ, поэтов-романтиков кон. 18 – нач. 19 вв., живших на севере Англии, в "краю озёр" (графства Уэстморленд и Камберленд).

Поэты "Озерной школы" У. Вордсворт, С.Т. Колридж и Р. Саути известны также под именем "лейкистов" (от англ, lake-озеро). Противопоставив своё творчество классицистской и просветительской традиции 18 в., они осуществили романтическую реформу в английской поэзии.

Вначале горячо приветствовавшие Великую французскую революцию, поэты "Озерной школы" впоследствии отшатнулись от неё, не приняв якобинского террора; политич. взгляды "лейкистов" со временем становились всё более реакционными. Отвергнув рационалистические идеалы Просвещения, поэты "Озерной школы" противопоставили им веру в иррациональное, в традиционные христианские ценности, в идеализированное средневековое прошлое.

С годами произошёл спад в самом поэтич. творчестве "лейкистов". Однако их ранние, лучшие произведения до сих пор являются гордостью англ, поэзии. "Озерная школа" оказала большое влияние на англ, поэтов-романтиков младшего поколения (Дж. Г. Байрон, П.Б. Шелли, Дж. Китс). Поэты «озерной школы» (У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Уильям Вордсворт (1770 – 1850), сын стряпчего, ведавшего делами аристократа-землевладельца, родился на севере Англии, в Камберленде, краю озер. Учился он в местной школе и в Кембриджском университете. После поездок по стране и путешествия на континент (прежде всего во Францию) Вордсворт вернулся в родные края и поселился здесь вместе с друзьями-поэтами.

После «Лирических баллад» (1798), изданных им совместно с Кольриджем, начинается утверждение той репутации Вордсворта, которая за ним сохранилась, стала канонической: Вордсворт считается у англичан одним из крупнейших лирических поэтов.

Наследие Вордсворта, соответственно его долгой жизни, весьма обширно. Это лирические стихотворения, баллады, поэмы, из которых наиболее известны «Прогулка» (1814), «Питер Белл» (1819), «Возница» (1805 – 1819), «Прелюдия» (1805 –1850), представляющая собой духовную автобиографию поэта. Он оставил, кроме того, несколько томов переписки, пространное описание озерного края и ряд статей, среди которых особое место занимает предисловие ко второму изданию (1800) «Лирических баллад», сыгравшее в английской литературе роль столь значительную, что его так и называют «Предисловием»: это вроде «вступления» к целой поэтической эпохе.

В издании «Лирических баллад» 1800 г. сохранилась исходная идея краткого предуведомления, заключавшаяся в том, что это стихи экспериментальные, что они являются «испытанием общественного вкуса», в остальном же введение разрослось за счет рассуждений о нормах поэтического языка и процессе творчества. В принципе «Предисловие» является манифестом естественности, понимаемой широко: как сама жизнь, отразившаяся в поэзии, как лишенный искусственности, непосредственный способ выражения.

Основная творческая заслуга Вордсворта как поэта и заключается в том, что он словно заговорил стихами – без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. Ныне, конечно, многое в его стихах выглядит традиционным, но в свое время это казалось, «странным просторечием».

«Лирические баллады» открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта – первостепенными произведениями двух поэтов и эпохальными явлениями поэзии. В отличие от поэтов предшествующей эпохи, поэт-романтик живописует не только то, что он видит, чувствует, думает, он стремится запечатлеть самый процесс переживания – как ему видится, слышится, думается: поэтический психологизм, выраженный подчас с изящной, прозрачной простотой. Стихотворная речь Вордсворта иногда действительно настолько естественна, что стихи, кажется, вовсе исчезают, открывая поэзию самой жизни. Обычный мир и простая речь – такая тематика и такой стиль вполне органично выражали жизненную философию Вордсворта.

Поэт живописал в своих стихах жизнь непритязательную, из лихорадочно растущих городов звал к вечному покою природы, проявляя тот в общем характерный для большинства романтиков философско-утопический консерватизм, который был реакцией на буржуазный прогресс. У Вордсворта этот консерватизм перешел в конце концов в политическую реакционность; но в той мере, в какой напоминание о мировой гармонии, о единстве человека и природы служило необходимой поправкой к бездушному предпринимательству, в котором видели ведущую тенденцию времени, в этой мере лирика Вордсворта – выражение чувств поистине благотворных и привлекательных.

Сэмюель Тейлор Кольридж (1772 – 1834), десятый сын провинциального священника, рано проявил и блестящие способности, и склонности, принесшие ему несчастье. Он поступил в Кембриджский университет и, по неясным причинам, оставил учебу. С девятнадцати лет, еще на студенческой скамье, начал принимать опиум и стал пожизненным рабом этого наркотика. Свой жизненный путь Кольридж завершал фактически как многолетний домашний пациент в семье терпеливого и преданного друга-доктора.

Наивысший творческий подъем Кольридж пережил в начале своего литературного пути в канун издания «Лирических баллад». Эта, по выражению биографов, «пора чудес» (1797 – 1798) длилась на деле менее года. За это время Кольридж создал «Сказание о Старом Мореходе», начал «Хана Кублу» и «Кристабель», написал некоторые другие баллады и лучшие свои лирические стихи («Полночный мороз», «Соловей», «Гимн перед восходом солнца», «Вордсворту»). Баллады вместе со «Сказанием о Старом Мореходе» вошли в знаменитый, выпущенный совместно с Вордсвортом сборник. «Хан Кубла» и «Кристабель» так и остались «фрагментами» в качестве особого романтиками утвержденного жанра. Опубликованные много лет спустя (1816), они буквально ошеломили современников: Шелли, услышав из уст Байрона «Кристабель», едва не лишился чувств.

Ведущая поэтическая мысль Кольриджа – о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Сказании о Старом Мореходе»: повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком – старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд».

Для истории литературы важна и проза Кольриджа, автобиографическая и критическая, составившая в общей сложности несколько томов и превзошедшая по объему поэтическое наследие поэта: шекспировские лекции (впервые читанные в 1812 – 1813 гг.), «Литературная биография» (1815 – 1817), отрывочные заметки «Падающие листья» (1817) и «Застольный разговорник», который Кольридж вел в последние годы жизни и который опубликован был вскоре после его смерти (1835). Эта книга вызвала интерес Пушкина и подсказала ему свой собственный «разговорник».

«Сказание о старом мореходе» С. Колриджа

Повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком – старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд». Читателю уготована роль этого юноши: поэма точно так же должна захватить его врасплох, и, судя по реакции современников, Кольриджу в самом деле это удавалось, – под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим. Старый моряк рассказывает, как однажды, закончив погрузку, их корабль пошел привычным курсом, и вдруг налетел шквал.

Шквал этот не просто шторм – метафизическое зло или месть настигают человека, нарушившего извечный порядок в природе: моряк от нечего делать убил альбатроса, сопровождавшего, как обычно, судно в море. За это стихия мстит всей команде, обрушиваясь на корабль то ветром, то мертвым штилем, то холодом, то палящим зноем. Моряки обречены на мучительную гибель главным образом от жажды, и если виновник несчастья один остается в живых, то лишь для того, чтобы понести особую кару: всю жизнь мучиться тягостными воспоминаниями. И старого моряка неотступно преследуют устрашающие видения, о которых он, чтобы хоть как-то облегчить себе душу, пытается поведать первому встречному. Чеканные, поистине завораживающие строки гипнотизируют слушателя, а вместе с ним и читателя, создавая картины необычайные и неотразимые: сквозь корабельные снасти диск солнца кажется лицом узника, выглядывающего из-за тюремной решетки; корабль-призрак преследует несчастное судно; матросы-призраки погибшей команды обступают с проклятиями своего незадачливого сотоварища.

В этих ярких (даже чересчур) картинах не всегда видна причинно-следственная связь событий, поэтому тут же на полях даются пояснения происходящего: «Старый Мореход, нарушая законы гостеприимства, убивает благотворящую птицу» и т. д. Сквозь условную декоративность прорывается психологизм, все средства – от ярчайших словесных красок до автокомментария – используются ради выразительного воспроизведения переживаний, будь то галлюцинации, возникающие после многодневной жажды, или же чисто физическое ощущение твердой земли под ногами.

Каждое душевное состояние передается в динамике, Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это и явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.

Романтический мир и романтическая поэтика творчества Д. Китса

Джон Китс (1795 – 1821) происходил из прочной, дружной среднебуржуазной городской семьи, над которой, однако, словно тяготел рок. Китс еще не вышел из юношеского возраста, когда умерли его родители: отец, державший в Сити извозную конюшню, убился, упав с лошади; мать умерла от туберкулеза. Осенью 1820 г. Китс в сопровождении верного друга отправился в Италию, где в начале 1821 г. скончался. Год спустя на том же кладбище был захоронен прах утонувшего Шелли. За свою короткую, омраченную болезнью жизнь Китс успел опубликовать почти все основное им созданное. Менее чем за четыре года с того момента, как он стал печататься, у него вышли три книги – два сборника (1817, 1820), включившие сонеты, оды, баллады, поэмы «Ламия», «Изабелла», и отдельное издание поэмы «Эндимион» (1817); ряд стихотворений, в том числе «Дама без милосердия», появились в прессе.

Лирика Китса – это, как и у других романтиков, состояния ума и сердца, запечатленные в стихах. Поводы могут быть самые разнообразные, предметы неисчислимы, нарочито случайны, их выносит на поверхность течение жизни. Чтение «Илиады», стрекотание кузнечика, пенье соловья, посещение дома Бернса, получение дружеского письма или лаврового венка, перемена настроения, как и погоды, – все дает довод к написанию стихов. Китс делает в поэзии очередной шаг к непосредственному отражению чувств, добиваясь эффекта присутствия при движении эмоций и – пера, схватывая их на лету.

Поэтическое самонаблюдение иногда прямо объявляется темой, задачей стихотворения, как, например, в сонете, написанном «По случаю первого прочтения Гомера в переводе Чэпмена». Китс стремится передать охватившее его ощущение сопричастности гомеровскому миру, который дотоле оставался для него закрытым. В сонете не объясняется, что и о чем прочитал поэт, говорится лишь об уникальности переживания, похожего на откровение: переживание, а не предмет, его вызвавший, становится главным.

В сонете «Кузнечик и сверчок» поэт опять дает зарисовку своего состояния: зимней полудремы, сквозь которую он слышит стрекотание сверчка и вспоминает летний треск кузнечика.

Несколько одических стихотворений, вошедших во второй сборник Китса и соответственно называющийся «Ода меланхолии», «Ода Психее» и т. п., в свою очередь, представляют собой развернутые психологические этюды. Грезы, сны, работа воображения, ход творчества здесь представлены россыпью неожиданных картин, образов, символов, вызванных в сознании поэта соловьиной песней.

Эстетические воззрения и творчество Шелли

Перси Биши Шелли (1792 – 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона прежде всего величайшим оптимизмом. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам. «День завтрашний придет» – эта фраза поэта является лучшим эпиграфом к его произведениям.

В большом философском стихотворении «Гимн интеллектуальной красоте» (1816) Шелли проводит ту мысль, что чувство прекрасного – высшее проявление человеческого духа, которое делает человека венцом творения. Прекрасные произведения искусства и природы, на которых лежит печать красоты, бессмертны. Однако стиль этой поэмы осложнен и по-романтически «затемнен», сложные метафоры и сравнения чрезвычайно затрудняют чтение.

Лучшим произведением Шелли 1816 г. является поэма «Аластор, или Дух одиночества» . Это лирическое произведение повествует о юноше-поэте, стремящемся уйти от людского общества, которое он презирает, в прекрасный мир природы и обрести в этом мире счастье. Однако тщетно ищет он свой идеал любви и красоты среди пустынных скал и живописных долин. «Терзаемый демоном страсти», одинокий юноша погибает. Природа наказывает его за то, что он удалился от людей, что он захотел стать выше их горестей и радостей. Шелли осуждает индивидуализм, получивший в те годы распространение из-за апатии и застоя, царивших в общественной жизни.

Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией. Шелли тонко чувствует природу. В лирических стихотворениях поэт рисует картины безмятежного синего моря, смыкающегося с лазурью небес, он передает впечатления, которые родились в его душе при виде красот Италии. Повсюду зеленеют ароматные лимонные рощи, блещут золотом осенние листья, журчат серебристые прохладные ручьи, под камнями прячутся пятнистые ящерицы. Иногда мысли поэта устремляются к далекой родине.

Описания природы у Шелли глубоко философичны. Таков ряд стихотворений, известных под общим названием «Изменчивость», стихотворение «Облако» и некоторые другие. В них утверждается идея бессмертия природы, вечного ее развития. Поэт как бы проводит параллель между «изменчивостью» в жизни общества и в жизни природы.

Общая тональность поэзии Шелли глубоко оптимистична: как вслед за зимой идет весна, так и век социальных бедствий и войн неизбежно сменяется веком мира и процветания. Тема непобедимости и бессмертия сил жизни и свободы выражена, например, в «Оде западному ветру». Тема «западного ветра», ветра-разрушителя – традиционная в английской поэзии тема. До Шелли ее разрабатывали многие поэты. Однако у Шелли эта тема получает совершенно иную интерпретацию. У него осенний западный ветер не столько разрушительная сила, губящая своим дыханием все живое, всю красоту лета, сколько хранитель сил новой жизни.

Шелли увлекается искусством и литературой древней Эллады, ему близки пластические образы древнегреческого искусства и атеистическое учение греческих философов-материалистов. Любимым образом Шелли с детских лет стал образ великого человеколюбца – титана Прометея, похитившего для людей огонь на небесах, открыто выступившего против тирании Зевса, пытавшегося «истребить людей». Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков.

Когда Шелли узнал о подготовке в Греции восстания против ига турок, то радости и ликованию его не было предела. Под впечатлением этого известия Шелли создает свою лирическую драму «Освобожденный Прометей». Несомненно, оптимистические идеи Шелли были тесно связаны с романтическими устремлениями поэта.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX в. проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера – Прометея, разбивая его цепи.

Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех.