За что отвечают полушария мозга человека. За что отвечает левое и правое полушарие головного мозга? Гендерные различия в работе полушарий творческих личностей

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Кора головного мозга занимает 85% от массы головного мозга, ответственного за создание моделей и методов решения проблем, которые она развивает, и префронтальная доля объединяет информацию из других частей мозга и синтезирует сложные реакции. Как и другие четные части человеческого тела - глаза, уши, руки, почки, легкие - мозг, по мнению некоторых авторов, рассматривается как двойной орган. Обе стороны, называемые полушариями, соединены пучком нервов - мозолистым корпусом. Это действительно сеть, которая передает информацию между двумя полушариями, которая отвечает за расходование примерно четырех миллиардов сообщений каждую секунду.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Нейрон - нервная клетка или нейрон - основная единица мозга - это крошечная система для информационного процесса, приема и отправки тысяч сигналов. Он состоит из тела клетки, дендритов и аксона. Его специальность - получать, кодировать и передавать стимулы, помимо других функций, связанных с хранением информации, образованием конкретных гормонов, синтезом белков.

Дендриты - это короткие волокна, которые простираются от тела клетки, формируя способы получения информации от нервных клеток. Аксон - длинное нервное волокно, которое простирается от ядра и служит в качестве передатчика, передавая сигналы, которые подхватываются разветвлениями дендритов. Импульсы, генерируемые нейроном, выгружаются вдоль его аксона, также проходя через все его ветвления, до тех пор, пока не достигнут точек соприкосновения аксонов с телами и дендритами других нейронов. Активность нейронов передается дендритами одной клетки, в контакте с аксоном другой.

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.



Правое полушарие головного мозга и его функции

Конец аксона не касается дендрита другой ячейки, но передает информацию химически через область, где ячейки смежны. Этот переход, через который импульсы проходят от одной клетки к другой, называется синапсом. Передача нервного импульса является электрохимическим процессом. В синапсе электрические импульсы, излучаемые клеткой, преобразуются в химические сигналы и снова в электрические импульсы.

Эти клетки играют важную роль в питании нейронов, обеспечивают необходимую и адекватную поддержку, образуют миелиновую оболочку, специальный слой, который защищает аксон и усиливает сигнал, излучаемый клеткой, а также удаляет, насколько это возможно, элементы, которые могут ухудшают работу нейронов и других вспомогательных клеток. По мере увеличения глиальных клеток и обеспечения большей миелинизации скорость обучения ускоряется.

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Доля производства глиальных клеток зависит от богатства стимуляции, обеспечиваемой окружающей средой. Чем больше глии, тем более ускоренной синаптическая активность будет и тем более импульсы будут обмениваться между двумя клетками, что приведет к более быстрым и более сложным шаблонам мышления - двум характеристикам, которые мы находим у одаренных детей.

Каждая нервная клетка правильно расположена и готова к разработке, и ее можно использовать для достижения максимального уровня человеческого потенциала. За небольшим исключением, все дети оснащены этим замечательным и сложным наследием. Поскольку мы не будем развивать больше нервных клеток, совершенно необходимо, чтобы все наши собственные, если они были использованы, позволяли нам обрабатывать несколько триллионов бит информации в течение нашей жизни.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Влияние на обучение - среда, полная возможностей для обучения, может поэтому изменить вспомогательные клетки мозга. Интенсивная активация, такая как учебное упражнение, значительно увеличивает количество синапсов. Процесс обучения может быть улучшен за счет увеличения силы и скорости передачи в синаптической деятельности. Следовательно, изменения в процессе обучения-обучения могут стимулировать рост дендритных ветвей, сложность сети связей между нейронами и количество глиальных клеток будет возрастать.

Это измеримые различия в мозгах, которые показывают продвинутое и ускоренное развитие. Недавние исследования мозга показали, что очень умные или хорошо одаренные люди биологически разные - следствие взаимодействия между генетическими закономерностями и возможностями в окружающей среде, чтобы произвести эти изменения в структуре мозга.



Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Мы можем заключить, что с учетом хорошей неврологической основы, обеспечиваемой генотипом, возможности, которые мы предоставляем, будут решающими в изменении не только в поведении детей, но и в изменении их клеточной структуры. Таким образом, одаренные становятся биологически отличными от среднего ученика не только по рождению, но и в результате использования и развития замечательной и сложной структуры, с которой они родились. При рождении почти каждый должен быть феноменальным.

Другой призмой, чтобы увидеть организацию мозга, которая может помочь в понимании обучения и развития интеллекта, является осознание асимметрии в полушариях головного мозга. Исследования в этой области уже подтверждают полезность знаний о том, что каждое полушарие специализируется на определенных типах функций. Идентификация этой специализированной операции предупреждает нас о необходимости разных видов образовательного опыта, если мы хотим использовать весь потенциал, который у нас есть.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

Школы сосредоточились на аналитико-познавательном обучении в левом полушарии, девальвируя или, в некоторых случаях, подавляя любое использование более целостного, правосознательного познания. В исследовании его команды подчеркивается, что, хотя и разные, функции не исключают каждого полушария, и каждый из них считается экспертом в его функциях.

Человеческий мозг способен примирить две функции в какой-то степени непримиримой: специализация и обобщение. Хотя организация мозга объединяет специализации и неспециализацию, местоположения и не-местоположения, этот орган обладает невероятной способностью интегрировать всю обрабатываемую информацию. С другой стороны, полушария головного мозга не являются функционально эквивалентными.



У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Наш ум организует экологическую информацию посредством интернализации нашего космического мира. Обладая большей способностью обрабатывать визуально-пространственную информацию, правый мозг строит когнитивную карту нашего мира с повседневными переживаниями.

Поскольку это знание еще недавно, и только теперь становится известно, что человек обладает огромными неиспользованными возможностями, система образования, обычно исходящая из предпосылки, что интеллект не учит, столкнулся с последствиями неправильного вывода.

Наука признает, что очень мало запасов мозга используется. Это не относится к неизведанным областям мозга, а к недостаточной подготовке к использованию существующих резервов. Интеллект - это потенциальность и, следовательно, то, что развивается, но не получено. Интеллект не является наследственным; он не врожденный. Врожденным является способность, способность, способность, позволяющая любому нормальному человеку стать умным. Для лучшего понимания мы можем проанализировать, что человек генетически подготовлен к разговору, но не говорит о рождении.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Эта возможность получена наследственно и будет развиваться из стимулов, которые происходят. Точно так же то, что порождает интеллект, - это способности, которые нужно развивать. Исходя из этого принципа, для мобилизации всех резервов, обычно неиспользуемых, нужно знать структуру разума, мозга и интеллекта.

Мозг - анатомический элемент, является основным физическим органом рационального мышления, интеллекта. Интеллект - охватывает множество операций, обеспечиваемых нейронной структурой нервной системы, что делает возможным когнитивный процесс, особенно в его рациональном аспекте.

Ученые считают, что 20% мужчин имеют женский мозг, а 10% женщин - мужской, конечно, с множеством индивидуальных различий. Например, женщины слышат вдвое лучше (в 2,3 раза), чем мужчины. Женщины слышат, что мужчина кричит (и думают, что он зол), тогда как у мужчин создается ощущение, что он говорят в доверительной манере, даже с неким оттенком участия.

Разум - это комплекс проницательных, творческих, ассоциативных, дискриминационных действий; это суть способности мыслить. Интеграция функций полушарий. В то время как полушария мозга способны к специализации, полная интеграция их использования создаст необычайную производительность.

Очень важно признать не только специализацию каждого полушария, но и свидетельство необходимости взаимодействия и поддержки между ними. Между половинками мозга, сделанными через мозоль тела, больше нервных связей, чем между ним и остальной частью тела. Чтобы эффективно использовать потенциал, который у нас есть, нам необходимо разработать типы функций и интегрировать наш опыт обучения. Без помощи хорошо развитого правого полушария левый рост будет тормозиться.

Женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий (левого и правого), тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария, с участием вербального, логического мышления и, следовательно, критически. У женщин - более тесные связи между двумя полушариями мозга, что позволяет решать одновременно несколько задач, и речь мужчины им кажется эмоционально окрашенной, субъективно осознанной через их желания и тревоги, пропущенной сквозь этические или социальные ценности. Они слышат, что мужчина говорит, но еще больше чувствуют, как он это делает, ощущая тембр мужского голоса, ритм его дыхания, его предполагаемые чувства.

Для многих видов деятельности, как физических, так и умственных, человек требует, чтобы оба полушария функционировали в большой интеграции, позволяя, например, понимать вычисления и математическую концепцию, структуру и мелодию музыки, синтаксис и поэзию языка.

Когда мы рассматриваем правое полушарие более творчески или эмоционально, мы должны помнить, что, по большей части, оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и интегрируя течения мысли. Мы можем показать, как они сотрудничают. Когда мы поем песню, правое полушарие сохраняет чувство мелодии и ритма, в то время как левое дает слова и работает с нашим вокальным аппаратом.

Левое полушарие мозга более развито у женщин, а правое (так называемое эмоциональное) - у мужчин. Это противоречит тому, что думают обыватели (а иногда даже психотерапевты). Значит, женщина более вовлечена в вербальное участие и коммуникацию, тогда как мужчина больше подготовлен к действию и конкуренции.


Когда мы пишем описание художественного произведения, мы начинаем с представления о работе, но как только мы начинаем писать, левое полушарие начинает свое сотрудничество. Когда мы решаем проблему, левое полушарие сотрудничает с дедуктивными рассуждениями, в то время как закон способствует интуиции и восприятию.

Как показывает история, многие значимые и творческие открытия были сделаны людьми, которые более эффективно использовали две стороны своего мозга. Эйнштейн и другие известные ученые, казалось, использовали преимущественно левое полушарие, в то время как Пикассо, Сезанн и другие великие художники и музыканты, по-видимому, имели бы доминирование в правом полушарии.

Муж прерывает жену, чтобы предложить решение, а у жены создается ощущение, что он ее не слушает. Фактически же мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они меньше выражают свои эмоции, и этим не следует пренебрегать в супружеской жизни. Для женщины более важно время, за это отвечает левое полушарие. Мужчине важнее пространство, и тут играет важную роль правое полушарие. Преимущество мужчины при испытаниях в объемном пространственном действии - огромно, начиная с детства.

Более подробные исследования подняли некоторые увлекательные истины: у Эйнштейна были неудачи на французском языке в школе, и в его деятельности приводятся пьесы для скрипки, искусства, навигации и игр воображения. Эти игры послужили основой для понимания многих его наиболее значительных научных открытий. Когда он представлял себе, как он скользит по лучам солнца в солнечный летний день на дальних концах вселенной, он осознал, что вселенная действительно должна быть изогнута и что его более ранние исследования были неполными.

Идеи, числа и уравнения начинают течь как фигуры и образы, а затем превращают их в слова, которые дали нам Теорию Относительности - синтез работы правого и левого полушарий. За последние двести лет человек выделялся как величайший пример того, что может сделать только человек, если обе стороны его мозга развиваются одновременно: Леонардо да Винчи.

Женщина находит дорогу по конкретным маркерам - превосходя мужчину в запоминании или определении конкретных объектов. Мужчина оперирует абстрактными понятиями - он способен импровизировать, «срезать путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля».

Считается, что женщина более чувствительна, но не эмоциональна. У нее очень хорошо развит слух, вот почему важное значение имеют для нее нежные слова, тембр голоса, музыка и т. п. Более развита у нее тактильная чувствительность - на коже женщины находится в 10 раз больше, чем у мужчины, рецепторов, чувствительных к прикосновению. Кроме того, окситоцин и пролактин (гормоны привязанности и ласки) усиливают ее потребность в прикосновении и ласке.

Что касается зрения, то у мужчин оно более развито и более эротизировано - отсюда их интерес и возбуждение, вызываемые одеждой, макияжем, ювелирными украшениями, наготой, порнографическими журналами. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов, форму объектов и т. д.).


Фундаментальные различия между мужчиной и женщиной объясняют естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческого вида. Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно ему приходилось вести молчаливое преследование добычи, иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 людей. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения - воспитания детей, что требовало вербального общения. Исходя из этого, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина - на сотрудничество.

Эти различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование и культура. Сегодня считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть - внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства.

Когда мяч лежит на земле, мальчики бьют по нему ногой, а девочки берут в руки и прижимают к груди. Это происходит непроизвольно и имеет непосредственное отношение к гормонам.

Тестостерон - это гормон желания, сексуальности и агрессии. Его можно было бы назвать гормоном завоевания (военного или сексуального). В оптимальной концентрации тестостерон:

  • развивает силу мышц (40% мышц у мужчины; 23% - у женщины);
  • обусловливает скорость реакций и несдержанность (92% водителей сигналят в транспортных «пробках», и это, главным образом, мужчины);
  • способствует формированию агрессии, конкуренции, доминирования (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • развивает выносливость, настойчивость;
  • способствует заживлению ран, увеличению лысины, зоркости, развитию правосторонности тела, точности движений и ориентации.

Эстрогены, в свою очередь, способствуют развитию ловкости, раздельному движению пальцев, левосторонности тела, а также образованию около 15% жира в организме мужчин и 25% - у женщин, необходимого для защиты и вскармливания младенца.

Эстрогены также влияют на слух женщины, она различает больший диапазон звуков, лучше, чем мужчина, (в 6 раз) узнает звуки и музыку, и лучше поет. Женщина хорошо запоминает названия цветов, у нее также хорошо развита слуховая и зрительная память. Женщину привлекает доминирующий самец, сильный, способный защитить, опытный и социально признанный, который, как правило, старше по возрасту.


Женщина говорит не думая; мужчина действует не думая.

Женщина, несчастливая в личных отношениях, имеет проблемы и на работе; мужчина, несчастливый в работе, имеет проблемы в отношениях с женщинами.

Женщине нужна близость для того, чтобы оценить сексуальность, мужчина нуждается в сексуальности для того, чтобы оценить близость.