Французский реализм 19 века в литературе. Критический реализм во французском искусстве xix века. Жан Франсуа Милле

Тема урока: Критический реализм во французской живописи 19 века.

Цель : Познакомить учащихся с представлением о критическом реализме, проанализировать творчество наиболее ярких представителей этого художественного направления в изобразительном искусстве

XIX века: Оноре Домье, Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле.

Выяснить, на что хотели обратить внимание общества художники – реалисты своими картинами.

Доказать, что реалистическое искусство стремившееся к точному отображению окружающего, невольно обличало буржуазную действительность

Научиться понимать произведения искусства и передавать свои о них впечатления.

Оборудование урока: мультимедийная установка;

Репродукции картин Домье:

Репродукции картин Милле:

Репродукции картины Курбе

Вводное слово учителя

Грохотом пушек и дымом сражений начался во Франции XIX век.

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи, объединяясь в различные направления. Некоторые из них мы уже изучили. А на этом уроке познакомимся ещё с одним художественным направлением в изобразительном искусстве и проанализируем творчество наиболее ярких представителей этого направления.

А сейчас посмотрите на таблицу и определите, какое направление в искусстве описано в каждой из колонок.

Классицизму, с его культом разума и идеей долга перед государством, противопоставил стремление к безграничной свободе личности и её духовному самосовершенствованию.

Учитель. Посмотрите на картины и определите, к какому из известных вам течений они относятся и кто автор этих картин.

Слайды

    Никола Пуссен. (классицизм)

    « Танец под музыку времени».

2.Эжен Делакруа. (романтизм)

    «Гамлет и Гораций на кладбище» 1839г.

    «Охота на львов в Марокко». 1854г.

3.Теодор Жерико (романтизм)

    «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку» 1812.Лувр. Париж.

    «Плот «Медузы»»

Учитель. Следующее задание на самоконтроль. Соотнесите соответствие между элементами данной картины.

Учитель.

А теперь проверьте свои ответы и скажите, сколько ошибок вы допустили.

Ответы. А) 2

Б) 4

В) 1,3

Г) 5

Учитель . Ребята, мы познакомились с творчеством представителей романтизма. Чьё творчество вам больше всего запомнилось и понравилось?

Примерные ответы учащихся.

    А.Дюма

    В.Гюго

    Женщины-писательницы

    Ч.Диккенс

    Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

Учитель. А теперь посмотрите на эти картины и скажите, к какому известному вам художественному стилю они относятся?

Слайд. Картины Жана Франсуа Милле. (Реализм)

Анализ картин.

«Чесальщица шерсти»

«Крестьянин разбрасывает сено»

«Землекопы»

(На картинах показан без прикрас тяжелый физический труд).

Учитель. Если классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, то художники, с творчеством которых мы сегодня познакомимся, сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Именно они своим творчеством ознаменовали появление нового направления в искусстве – реализма.

Определение записываем в третью колонку таблицы.

Слайд. Реализм.

Стиль в искусстве, ставящий перед собой задачу дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.

Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (реальный, настоящий)

Учитель. Ребята, скажите, какое общество приходит на смену традиционному обществу? (Индустриальное общество).

Учитель. Этот процесс был мирным? (Он сопровождался войнами, революциями, восстаниями)

Учитель. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей общества. В этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества, в котором столько уродливых тайных и явных пороков. И своему искусству художники отводили роль критика этого общества. Поэтому это новое творческое направление ещё называют критическим реализмом.

Крупнейшими представителями реализма во Франции являются Гюстав Курбе, Оноре Домье, Фердинанд Милле.

История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве.

Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве, бесспорно, является Гюстав Курбе.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Курбе.

(Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, на границе со Швейцарией.

Однако систематического художественного образования Курбе не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, копировал картины старых мастеров в Лувре.

В 1848 году во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая. Вторую республику (1848-52 гг.). Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году в Салоне Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно.

Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества

Стремление раскрыть поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен

В 1871 г. во время Парижской Коммуны Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Вандомская колонна была сооружена в честь победы .

После падения Коммуны Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Умер Курбе 31 декабря 1877)

Учитель. Наступил момент познакомиться с картинами этого художника.

Слайд. Гюстав Курбе.
1. Дробильщики камней.

Учитель. Что мы видим на картине. Какие персонажи?

Примерное описание картины.

(На одной стороне картины изображен старик, он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани вся в заплатах, из когда- то голубых порванных носков и лопнувшей снизу обуви торчат пятки. В таких же лохмотьях изображен и его юный напарник. Ему очень тяжело, это видно по его позе. Эта картина является олицетворением нищеты)

2. Полотно «Похороны в Оране» без сомнения принадлежит к числу самых выдающихся работ Курбе. Главное в картине – отношение к происходящему. Как люди изображенные на картине, относятся к церемонии погребения?

(Священник монотонно читает молитву, Могильщик, для которого похороны – повседневная работа, повернул голову к священнику, словно вопрошая: когда же ты кончишь говорить? Единственные, кому не безразлично происходящее, - старики, участники Великой Французской революции. Это видно по лицам, всецело поглощенным думами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, эти старики знали, ради каких идеалов стоит жить, поэтому смерть не страшна, если жизнь прожита достойно. И художник сознательно, в композиции,

сделал акцент именно на них).

Учитель. В 1849 году в Барбизоне поселился Жан Франсуа Милле. Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Милле.

(Он родился в Нормандии. Живописи учился в Париже. Сначала писал портреты, потом обратился к пейзажу и стал подлинным поэтом сельской Франции. Он рисовал крестьян, которые засевают поле, рубят дрова или делают бочки. Одним из любимых персонажей Милле стала крестьянка, кормящая ребенка кашей, пасущая гусей или несущая тяжелую вязанку хвороста.)

Учитель. Так почему же Жан Франсуа Милле в своем творчестве изображал сельских тружеников? Давайте познакомимся с некоторыми его картинами и тогда мы сможем ответить на этот вопрос.

Учитель. В письме своему другу Милле писал: «Вы сидите под деревьями, испытывая, приятное чувство покоя… и вдруг вы замечаете, что на тропинку выходит несчастная фигура, нагруженная вязанкой хвороста. Неожиданность появления этой фигуры всегда вас поражает и мгновенно направляет мысль на печальный удел человечества – усталость».

Одна из лучших картин Милле, гордость Лувра, изображает собирательниц колосьев.

Кого Милле изобразил на этой картине?

(Бедных женщин, которых пускали на уже сжатое поле собирать оставшиеся на нем колосья. На фоне уходящей к горизонту равнины в плавном, медленном ритме они наклоняются и распрямляются. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Используемые тона дают ощущение глубины, делая фигуры объемными. Без этого изображение выглядело бы плоским.

Учитель. Ещё одна прославленная эти художником картина «Человек с мотыгой».

Кто изображен на этой картине?

Милле изобразил наёмного рабочего, подавленного и искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая фигура на фоне все того же бескрайнего поля обладала монументальностью и делала картину почти символической. Официальный критик писал: «Вообразите чудище без черепа, с потухшим взглядом, с оскалом идиота, стоящее криво, как огородное пугало, среди поля. Никакой свет интеллекта не очеловечивает этого дикаря на отдыхе. Что он собирается делать – работать или убивать?» Милле защищался от обвинений, объясняя, что он тоже не слеп к красоте природы: «Я очень хорошо вижу ореолы одуванчиков и солнце, стоящее очень высоко над землей, царящее в облаках. Но не хуже я вижу и дымящуюся равнину, работающих лошадей и на каменистом участке земли, измученного человека, хриплое дыхание которого слышится с утра, который пытается распрямиться на мгновение, чтобы вздохнуть. Драма совершается среди совершенства окружающего мира»

Учитель Милле любил природу и говорил про себя: «Я родился крестьянином, крестьянином и умру»

Какова основная тема работ Милле?

(Художник изображает крестьян, доведенных до полного физического истощения).

Учитель . Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. Художник говорил, что «обращается к обыденному, чтобы выразить возвышенное».

Его живопись, прежде всего, выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Учитель. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника Оноре Домье.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Оноре Домье.

(Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях - 1830, 1848 и 1870 года - нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем. В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады)

Слайд. « Вагон третьего класса»

Учитель. В «Вагоне 3-го класса» (1863-1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850-1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи, и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы. Какие чувства вызывает эта картина у вас? К чему привлекает внимание общества художник этой картиной?

Ответы учащихся

Слайд «Прачки»

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Какого литературного героя называют рыцарем печального образа. Кто написал произведение о подвигах Дон Кихота? (Мигель Сервантес). Что искал и какие поступки совершал Дон Кихот, скитаясь по земле? (Искал добро и справедливость. Помогал униженным и обездоленным людям)

Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе. Почему Домье обратился именно к этому литературному герою? (Отсутствие сострадания к людям, мало людей, которые бескорыстно совершают благородные поступки)

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, - это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим художники - реалисты занимались всю жизнь.

Подведение итогов.

Учитель.

    Ребята, назовите имена художников, с чьим творчеством мы сегодня познакомились

(Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье)

    К какому художественному стилю относится творчество этих художников? (к реализму)

    Почему? Потому, что эти художники сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.

Художники ставили перед собой задачу наиболее полно отразить действительность.

Д/З. &7 стр.53-56.Описывая сюжеты картин, подготовить сравнительный анализ известных вам художественных направлений в искусстве.

С конца XVIII в. Франция играла главную роль в общественно-политической жизни Западной Европы. XIX в. ознаменовался широким демократическим движением, охватившим почти все слои французского общества. За революцией 1830 г. последовала революция 1848 г. В 1871 г. народ, провозгласивший Парижскую коммуну, сделал первую в истории Франции и всей Западной Европы попытку завладеть политической властью в государстве.

Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла не повлиять на мироощущение людей. В эту эпоху передовая французская интеллигенция стремится найти новые пути в искусстве и новые формы художественного выражения. Именно поэтому в живописи Франции реалистические тенденции обнаружились намного раньше, чем в других западноевропейских странах.

Революция 1830 г. принесла в жизнь Франции демократические свободы, которыми не преминули воспользоваться художники-графики. Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнили страницы журналов «Шаривари», «Карикатюр». Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии. В жанре карикатуры работали такие художники, как А. Монье, Н. Шарле, Ж. И. Гранвиль, а также замечательный французский график О.Домье.

Важную роль в искусстве Франции в период между революциями 1830 г. и 1848 г. сыграло реалистическое направление в пейзажной живописи - т. н. барбизонская школа. Этот термин идет от названия маленькой живописной деревушки Барбизон недалеко от Парижа, куда в 1830–1840-х гг. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Не удовлетворенные традициями академического искусства, лишенного живой конкретности и национального своеобразия, они стремились в Барбизон, где, внимательно исследуя все изменения, происходящие в природе, писали картины с изображением скромных уголков французской природы.

Хотя произведения мастеров барбизонской школы отличаются правдивостью и объективностью, в них всегда чувствуется настроение автора, его эмоции и переживания. Природа в ландшафтах барбизонцев не кажется величественной и отстраненной, она близка и понятна человеку.

Нередко художники писали одно и то же место (лес, реку, пруд) в разное время суток и при разных погодных условиях. Выполненные на открытом воздухе этюды они перерабатывали в мастерской, создавая цельную по композиционному построению картину. Очень часто в законченной живописной работе исчезала свежесть красок, свойственная этюдам, поэтому полотна многих барбизонцев отличались темным колоритом.

Крупнейшим представителем барбизонской школы был Теодор Руссо, который, будучи уже известным пейзажистом, отошел от академической живописи и приехал в Барбизон. Протестовавший против варварской вырубки лесов, Руссо наделяет природу человеческими качествами. Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848–1850; «Дубы в Агремоне», 1852). В то же время произведения Руссо показывают, что художник, манера которого сформировалась под влиянием академического искусства и живописи старых мастеров, не смог, как ни старался, решить проблему передачи световоздушной среды. Поэтому свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер.

Искусство Руссо оказало большое влияние на молодых французских художников. Представители Академии, занимавшиеся отбором картин в Салоны, старались не допустить работы Руссо на выставки.

Известными мастерами барбизонской школы были Жюль Дюпре, в пейзажах которого присутствуют черты романтического искусства («Большой дуб», 1844–1855; «Пейзаж с коровами», 1850), и Нарсис Диаз, населивший лес Фонтенбло обнаженными фигурами нимф и античных богинь («Венера с амуром», 1851).

Представителем младшего поколения барбизонцев являлся Шарль Добиньи, начавший свой творческий путь с иллюстраций, но в 1840-х гг. посвятивший себя пейзажу. Его лирические ландшафты, посвященные непритязательным уголкам природы, наполнены солнечным светом и воздухом. Очень часто Добиньи писал с натуры не только этюды, но и законченные картины. Он построил лодку-мастерскую, на которой плыл по реке, останавливаясь в самых привлекательных местах.

К барбизонцам был близок крупнейший французский художник XIX в. К. Коро.

Революция 1848 г. привела к необыкновенному подъему в общественной жизни Франции, в ее культуре и искусстве. В это время в стране работали два крупных представителя реалистической живописи - Ж.-Ф. Милле и Г. Курбе.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1830-1840-е годах, особенно в произведениях Бальзака, проявляются характерные черты реализма. Свою основную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности, в познании законов, определяющих ее диалектику и разнообразие форма.

«Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем», – указывал Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии», провозглашая принцип объективности в подходе к изображению действительности важнейшим принципом реалистического искусства. Наряду с этим великий романист отмечает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!» Действительно, как искусство, дающее многоаспектную картину действительности; реализм далеко не исчерпывается нравоописанием и бытописанием, в его задачи входит и аналитическое исследование объективных законов жизни – исторических, социальных, этических, психологических, а также критическая оценка современного человека и общества, с одной стороны, и выявление позитивного начала в живой реальности – с другой.

Один из ключевых постулатов реализма – утверждение принципов реалистической типизации и их теоретическое осмысление – также связан прежде всего с французской литературой, с творчеством Бальзака. Новаторским для первой половины XIX века и значимым для судеб реализма вообще стал и принцип циклизации, привнесенный Бальзаком. «Человеческая комедия» представляет собой первый опыт создания серии романов и повестей, связанных между собой сложной цепью причин и следствий и судьбами персонажей, предстающих каждый раз на новом этапе своей судьбы и нравственно-психологической эволюции. Циклизация отвечала стремлению реализма к всеохватному, аналитическое и системному художественному исследованию действительности.

Уже в эстетике Бальзака обнаруживается ориентация на науку, прежде всего – на биологию. Эта тенденция развивается далее в творчестве Флобера, стремящегося применить принципы научного исследования в современном романе. Таким образом, характерная для позитивистской эстетики установка на «научность» проявляется в художественна практике реалистов задолго до того, как она станет ведущей в натурализме. Но и у Бальзака, и у Флобера стремление к «научности» свободно но от присущей натуралистам тенденции к абсолютизации естественных законов и их роли в жизни общества.

Сильной и яркой стороной реализма во Франции является психологизм, в котором романтическая традиция предстает углубленной и более многогранной. Спектр причинных мотивировок психологии, характера, поступков человека, из которых в итоге складывается его судьба, в литературе реализма значительно расширяется, акценты делаются в равно мере и на историко-социальную детерминированность, и на личностно- индивидуальное начало. Благодаря этому достигается наибольшая достоверность психологического анализа.

Ведущим жанром реализма во Франции, как и в других странах, становится роман в его разновидностях: нравоописательный, социально-психологический, психологический, философский, фантастический, приключенческий, исторический.

В творчестве реалистов находят отражение новые темы: развитие современного общества, появление новых типов и отношений, новой морали и новых эстетических взглядов. Эти темы находят воплощение в творчестве Стендаля, Бальзака и Мериме. Национальное своеобразие французского реализма сказалось в стремлении этих писателей понять сущность богатого общественного опыта, накопленного французским обществом в бурный период, начавшийся революцией 1789 года и продолжившийся при жизни писателей.

Вооруженные не только своим талантом, но и глубоким знанием действительности, реалисты создали гигантскую панораму французской жизни, показав ее в движении. Произведения Стендаля, Бальзака, Мериме и Беранже свидетельствовали о том, что в ходе исторического процесса французское дворянство близилось к полному упадку. Реалисты видели и закономерность появления новых хозяев жизни – представителей буржуазии, которую они заклеймили в образах Вально или Гобсека.

Черты зарождающегося реализм сразу же по-разному проявляются в творчестве различных писателей. При всем том, что проблематика произведений Бальзака и Стендаля во многом близка, индивидуальные особенности их творческого метода существенно отличаются: Стендаль – прежде всего мастер психологического романа, стремящийся глубокого исследовать внутренний мир отдельных людей. Бальзак создает огромное полотно французской действительности, целый мир, населенный множеством фигур.

И Стендалю и Бальзаку присущ историзм. Через их произведения проходит мысль о том, что общество находится в состоянии постоянного изменения, и они ищут причины этой эволюции. Историзм присущ и Мериме. Для него жизнь общества – это постоянное изменение в соотношении общественных сил, влияющее на человеческий характер. В целом ряде своих произведений Мериме показывает своих современников, изуродованных и развращенных буржуазным обществом («Двойная ошибка», «Этрусская ваза» и др.).

Все указанные выше особенности французского реализма проявились уже в 1830 - 40-е годы, прежде всего в творчестве Бальзака и Стендаля. Однако принципиальная новизна реализма как художественного метода остается еще в слабой мере осознанной самими писателями и критиками того времени. Теоретические выступления Стендаля (в том числе «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»») идут целиком в русле борьбы за романтизм. Бальзак хотя и ощущает принципиальную новизну метода «Человеческой комедии», но не дает ему никакого конкретного определения. В своих критических работах он отделяет себя от Стендаля и Мериме, признавая вместе с тем и близость, связывающую его с этими писателями. В «Этюде о Бейле» (1840) Бальзак пытается классифицировать явления современной ему литературы, но при этом относит к разным течениям себя (к «эклектическому») и Стендаля (к «литературе идей»). Для «школы идей» Бальзак считал характерным аналитическое начало, устремленное на раскрытие сложных коллизий внутреннего мира. Под «эклектической школой» он подразумевал искусство, стремящееся к широкому эпическому охвату действительности и социальным обобщениям, заключенным во множестве типов, создаваемых художниками на основе наблюдений над жизнью. Даже такой авторитетный критик XIX века, как Сент-Бёв, в статье «Спустя десять лет в литературе» (1840) обходится без термина «peaлизм», а в «Человеческой комедии» видит лишь проявление чрезмерной и предосудительной правдивости, сравнивая ее автора с «врачом, нескромно разглашающим постыдные болезни своих пациентов». Столь же неглубоко критик трактует и произведения Стендаля. И только с появлением «Госпожи Бовари» (1857) Флобера Сент-Бёв заявляет: «...Я как будто улавливаю признаки новой литературы, черты, которые являются по-видимому, отличительными для представителей новых поколений» (««Госпожа Бовари» Гюстава Флобера» (1857)).

Все это свидетельствует о том, что становление теоретической концепции нового художественного метода на первом этапе его эволюции значительно отстает от практики. В целом же первый этап французского реализма представляет собой создание нового метода, теоретическое обоснование которого начнется несколько позднее.

Нарастание критической тенденции во французской литературе шло по восходящей линии, усиливаясь по мере того, как раскрывалась антинародная сущность буржуазной монархии Луи Филиппа. Как свидетельство этого во второй половине 30-х годов появились «Утраченные иллюзии» Бальзака, посвященные теме разочарования в буржуазной действительности.

Во Франции реалистическая эстетика получила более выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление, а само слово «реализм» было впервые использовано как термин, выражающий комплекс художественных принципов, сторонники которых создали нечто вроде школы.

Как уже отмечалось ранее, термин «реализм» начинает встречаться на страницах французских журналов уже в 1820-е годы, но только в 1840-е годы это слово освобождается от отрицательного оценочного смысла. Глубокие изменения в отношении м к понятию «реализм» произойдет несколько позже, в середине 50- х годов и будет связано с деятельностью Ж.Шанфлёри и Л. Э. Дюранти и их единомышленников.

Нельзя не отметить, что путь ранних французский реалистов был далеко не гладким. Буржуазное общество травило и преследовало тех, кто писал о нем правду. Биографии Беранже, Стендаля, Бальзака богаты фактами, которые свидетельствуют о том, как ловко использовали буржуазные правящие круги самые различные средства, для того, чтобы разделаться с неугодными им литераторами. Беранже за свои произведения был отдан под суд. Стендаль был при жизни почти неизвестен, Бальзак, широко известный за рубежом, умер, не получив должного признания во Франции. Служебная карьера Мериме складывалась достаточно успешно, но и он был оценен как писатель только после смерти.

1830-40-е годы представляли собой важный период в истории Франции и ее литературы. К исходу этого периода, то есть к кануну революции 1848 года, уже стало ясно, что самое существенное, самое новое в богатом литературном опыте 30-40- х годов связано с реалистическим направлением., представители которого смогли создать наиболее яркие и правдивые картины французской жизни между двумя революциями, заложить прочные основы для дальнейшего развития национальной французской литературы.

Реализм стал ведущим художественным стилем французского искусства второй половины 19 века, придя на смену романтизму.

Причины развития реализма в живописи Франции: победа прагматизма в общественном сознании, преобладание материалистических взглядов, господствующая роль науки. Творчество Оноре Домье, Француа Милле и Гюстава Курбе: появление новых тем и нового героя.

Творчество Оноре Домье (1808 – 1879). Критический реализм. Переход к бытовой сатире в середине 1830-х годов. Графические произведения художника: мастер литографии: «Гаргантюа» 1832(1), «Законодательное чрево» 1834(2), «Улица Транснонен» (1834).

1 2

Серии 1835-1848 гг.: «Французские типы», «Похождения РобераМакера» 1836 – 1838(1). Мастерство обобщения, глубина психологической характеристики образов. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь!» На это Домье откликается, создавая образ РобераМакэра – афериста, проходимца, спекулянта. «РоберМакер – биржевой игрок» (2).

1
2

С другой стороны - поиски героических положительных образов в повседневной действительности.

Утверждение новых героев - представителей городских низов, людей труда: «Прачка» (1860-1862), Ноша («прачка»), «Любитель гравюр» (1856), «Вагон третьего класса» (1855-1860).

1 2 3

Трагический и романтический характер позднего творчества: «Дон-Кихот и Санчо-Пансо» 1867-1868(1,2).

1 2 3

В историю изобразительного искусства Оноре Домье вошёл как мастер-график, выдающийся карикатурист. Между тем, этого необычайного человекавсегда манилаживопись, но из-за большой загруженности в журнале, он далеко не всегда мог следовать за своими желаниями. Сегодня искусствоведы едины – вклад Домье в живопись также весьма значителен. Наиболее известна серия работ, посвящённых Дон Кихоту. Его образ, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа в сравнении со слабостью тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, это тип, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки – у него нет маркеров эпохи, вневременный типаж. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной характеристики образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. Но самое удивительное, что через это обобщение, автору достаточно реально и эмоционально удалось передать всемирно известный литературный персонаж. На фоне испанского пейзажа двигается кляча, отдалённо напоминающая лошадь, но верхом сидит настоящий рыцарь с гордой осанкой и тонким копьём, устремлённым в небо. Оноре Домьесам остро чувствовал и переживал несправедливость и жестокость. В изображении Дон Кихота он отказался от точного рисунка, ему необходимо было предельное обобщение образа, ведь видимое мы сами способны разглядеть – мастер открывает нам не видимое и в этом главная ценность его особенной трактовки Дон Кихота с его бесконечным благородным странствием, путь в котором и есть цель.Великий мечтатель, искренне верящий в добро и справедливость.

1
2

Жан Франсуа Милле (1814-1875) – выдающийся французский живописец-реалист. Его работами восхищался Ван Гог и даже некоторые нарисовал по-своему. Изображение сельского труда: «Собирательницы колосьев» 1857(1), «Человек с мотыгой» (1863). «Жнецы на отдыхе» 1850 (3)

1
2

3

Создание поэтического образа крестьянина - «Анжелюс» 1858-1859(1). «Послеобеденный отдых» 1866 (2)

1
2

Особенную известность приобрела картина «Анжелюс» - названа по первым словам вечерней молиты «Ангел Господень». Звук колоколов деревенской церкви, которая видна на горизонте, застал крестьянскую семью в поле. Их труд тяжек, а урожай скуден. Они не успевают возвращаться к вечерней службе. Но они благодарят за прожитый день в вечерней молитве прямо здесь, на закате в огромном бескрайнем поле. Молитва благодарности приобретает глубину и подлинность. Образ простой и праведной жизни в единении с миром. Вскоре она стала не только одной из самых известных, но и самых дорогих. Уже к концу 19 века на аукционе за нее боролись Лувр и Консорциум американских торговых агентов. Картина отправилась в итоге в Америку, и скоро ее репродукция висела в каждом фермерском доме. Однако она потом все-таки вернулась во Францию и заняла свое место в Лувре. Между тем сам Милле получил за нее лишь сотую часть итоговой суммы.

Рисунки Милле. В конце жизни полюбил писать пейзажи Милле: «Стога: осень» 1873 (1), Весенний пейзаж (2), Зимний пейзаж с воронами (3), ряд морских видов. Делал во время прогулок беглые зарисовки, а затем создавал пейзажи в мастерской по памяти.

1
2
3

Милле родился в крестьянской семье, и хотя он много жил в Париже, тема труда и сельского быта осталась в его творчестве главной. Уже первая его картина, выставленная в парижском Салоне – «Веяльщик» (1)- небольшая по формату, но она сразу привлекла внимание столичных зрителей. Милле удавалось передавать наполненность смыслом, особую внутреннюю тишину и полноту жизни человека, связанного с землей. Все действия крестьянского труда наполнены у Милле простым разумным смыслом и значительностью. «Веяльщик: после Милле» Ван Гога (2)

1 2

Творчество Гюстава Курбе (1819-1877). Борьба с «салонным» направлением за реалистическое искусство. Автопортреты художника: «Автопортрет с собакой» 1844 (1), «Здравствуйте, г-н Курбе!» («Встреча»). Изображение повседневной действительности.

1
2

«Послеобеденный отдых в Орнане» 1849 – музицирование (1). Утверждение материальности мира. Эпическая и монументальная трактовка жанровой картины: «Дробильщики камней» 1849(2), «Похороны в Орнане» (1849) – яркое правдивое изображение различных типов буржуазного общества.

1
2

Крестьянская тема в произведениях Курбе: «Веяльщицы» 1854(1). Программный характер картины «Мастерская художника» 1855(2). Материальная весомость и конкретность живописи Курбе, плотность цвета.

1
2

Реализм 19 века – основывался на принципах демократии, художники поддерживали в своем творчестве движение рабочих и крестьян, отстаивавших свои права на хорошие условия жизни. Всравнении с феодальным обществом эти условия оставались не менее тяжелыми, а иногда были даже более трудными, с появлением рабочего класса и буржуазии.Люди были обречены на прозябание в работных домах или фабриках: где для них существовали только фактически тюремный режим, скудное содержание и бесконечный труд.

Противоречивый характер позднего искусства, оттенок салонности в некоторых работах художника. Активное участие в Парижской коммуне- революционном правительстве Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Первый в истории случай установления «диктатура пролетариата» - правления рабочего класса.

Значение творчества Курбе и его влияние на европейское искусство: создал новую эстетику, обосновавшую ценность в искусстве будничного, повседневного, а также утвердил критический реализм во французской живописи. Изображал социальные типы рабочего класса, их образ жизни с тяжелой ежедневной работой. Критиковал несправедливое общественное устройство, в котором разбогатевшие чаще всего на спекуляциях представители буржуазии, эксплуатируют труд работников, не обеспечивая их средствами, необходимыми для качественной жизни, из-за чего люди много работая, не могут воспользоваться плодами своих трудом, остаются при этом бедными.

Другой яркий представитель французского реализма 19 века – Эдуард Мане , повлиял на возникновение импрессионизма.

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕАЛИЗМ

Понятие «французский реализм» ассоциируется прежде всего с именами Стендаля и Бальзака. «Красное и черное» или «Пармский монастырь», «Отец Горио» или «Утраченные иллюзии» — при всех индивидуальных отличиях творческих почерков их создателей — наиболее полно и ярко выражают суть реалистического направления, воплощают специфику реалистического метода на этой зрелой, классической стадии его развития, причем не только в границах литературы французской. Произведения Бальзака и Стендаля — образцы реализма западноевропейского, реализма мирового.

Однако величие Бальзака и Стендаля ни в коей мере не должно заслонять собою картину становления французского реализма XIX в. в целом.

Первым выдающимся французским реалистом послереволюционной эпохи был Беранже, знаменитейший, популярнейший и на родине, и за ее пределами (особенно в демократических кругах России) поэт-песенник. Совершенно естественно, что формирующийся новый реализм, делая первые свои шаги, использовал такой малый жанр, как песня. Жанр этот не только был созвучен политическим страстям пришедшего в движение общества, развивающегося во Франции от революции к революции. Его простота, его незамысловатость способствовали возникновению и утверждению той новой поэтики, которую нес с собой реализм, порожденный опытом всемирно-исторического социального переворота.

Свой вклад в становление французского реализма сделал Поль-Луи Курье (1772—1825) — крупнейший памфлетист эпохи Реставрации. «Острую полемику Вольтера, Бомарше, Поля-Луи Курье, — говорит Фридрих Энгельс, — называли „грубостями шутовской полемики“ их противники — юнкеры, попы, юристы и представители иных кастовых групп, — что́ не помешало этим „грубостям“ быть признанными ныне выдающимися и образцовыми произведениями литературы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 121).

Первый политический памфлет Курье «Петиция двум палатам» был опубликован в 1816 г., за ним последовали «Письма редактору „Цензора“» (1819—1820), «Петиция в защиту поселян, которым запрещают танцевать» (1822), «Деревенская газета, составленная Полем-Луи Курье, виноделом» (1823), «Памфлет о памфлетах» (1824) и др.

В политической сатире Курье запечатлены характерные явления эпохи Реставрации: полицейский произвол, беззаконие, коснувшееся и его самого (он находился под непрерывным полицейским надзором, был под судом), беспощадная цензура, происки реакционного дворянства и духовенства. «Он сделался зеркалом, — писал о Курье в мае 1870 г. русский журнал «Отечественные записки», — в котором вся тогдашняя Франция узнавала себя во всех подробностях и во всех мелочах. Но это зеркало было не аристократическое, оправленное в резную раззолоченную раму, а простое зеркало крестьянской избы, совершенно неизящное и незатейливое».

Разделяя ненависть народа к Бурбонам, Курье говорил, по его собственным словам, «от имени двадцати миллионов угнетенных крестьян».

Сатира — главное оружие Курье. Бальзак писал, что Курье создал «Мениппову сатиру» своего времени. Столь же высокого мнения о Курье был и Стендаль, который видел в нем союзника по литературной борьбе, называл его «великим и оригинальным писателем, возвратившим французскому языку прежнюю простоту». Искусство Курье-памфлетиста способствовало выработке реалистической поэтики во французской литературе. Главной целью памфлетиста было создание «сатирических портретов-типов», «олицетворяющих собой обличаемый в памфлете общественный строй» (А. Г. Потапов). Но по-настоящему памфлет разит тогда, когда конкретные факты превращаются в типические общественные ситуации, а определенные лица — в типические образы эпохи. В памфлетах Курье появляются не только сатирические, но и положительные образы, носители народной точки зрения на жизнь. Эти персонажи близки соответствующим персонажам песен Беранже; роль, принадлежавшая памфлетам Курье в литературном развитии 20-х годов XIX в., во многом аналогична роли песенного творчества Беранже того же периода.

Формированию реализма во многом способствовал очерк — жанр, в 30—40-е годы необычно распространенный во Франции (как, впрочем, и по всей Европе). Очерк, как и песня Беранже, — жанр малый, и, с точки зрения становления реализма, ему присущи все те преимущества, которыми обладала песня. Однако очерк имеет в этом смысле и дополнительные преимущества, так как принадлежит к жанрам прозаическим, особо созвучным реализму XIX в., определяющей тенденцией которого был социальный анализ.

Уже в памфлетах Курье наметилось усиление сатирической наполненности французского очерка. Однако не менее важным в тот период было и развитие его бытописательской линии. Этот элемент, не являющийся в целом основополагающей чертой реалистической эстетики, а во второй половине столетия отчасти даже знаменовавший собою отказ от большой общественной проблематики, в специфических условиях начала 30-х годов оказался тем не менее новаторским.

Быто- и нравоописательный очерк имеет во Франции свою давнюю и богатую традицию. Достаточно указать на такие выдающиеся фигуры XVII, XVIII и начала XIX в., как Лабрюйер, Лесаж, Мерсье, Ретиф де ля Бретонн. В этих писателях не без основания видят не только предшественников почти безымянной массы очеркистов первых десятилетий XIX в., но и учителей Бальзака. Это в первую очередь относится к Ретифу де ля Бретонну и Мерсье. Мерсье писал в своем предисловии к «Картинам Парижа» (1781—1789): «Из своих частных наблюдений я вывел заключение, что человек представляет собой животное, способное подвергаться самым разнообразным и удивительным изменениям... в зависимости от места, обстоятельств и времени».

Бальзак развил и гениально воплотил догадку Мерсье. Однако параллельно с Бальзаком по-своему и на своем художественном уровне этим же занимался и весь французский реалистический очерк 30—40-х годов. Он явился своеобразной массовой школой реализма, его опытным полем.

Это прежде всего относится к так называемому «физиологическому» очерку, который, являя собой некий синтез нравоописания, якобы научного подхода и легкой шутливости, более всего приблизился к бальзаковскому методу, ибо тяготел к обобщению действительности, ее типизации. В 1841 г. (т. е. еще до опубликования программного предисловия Бальзака к «Человеческой комедии») один из очеркистов того времени, Жозеф Майнцер, обнаружил стремление к реалистической всеохватности изображения общественного бытия, когда призвал своих коллег «обозреть все 86 департаментов страны, опросить один за другим все классы общества от труженика до праздного вельможи, от рабочего, в поте лица добывающего кусок черного хлеба, до утопающего в довольстве фабриканта, от пастуха до пэра Франции, подняться по всем ступеням социальной лестницы».

Весьма колоритной фигурой французской литературы первой половины XIX в. был Клод Тилье (1801—1844). За свою недолгую жизнь он сменил несколько профессий: был солдатом, школьным учителем, а с 30-х годов стал писателем. Сначала Тилье выступал в газетах с литературно-критическими и политическими статьями, затем стал один за другим выпускать острые памфлеты, принесшие ему громкую известность и славу наследника Рабле, Монтеня, преемника Курье. Перу писателя принадлежат и четыре небольших романа, из которых пережил своего автора только один — «Мой дядя Бенжамен» (1843).

Книга эта явственно замешена на опыте революции 1789 г. и наполеоновских войн, она отражает мощный переворот в жизни и сознании человека. Многочисленные авторские отступления, касающиеся никчемности дворянства, ханжества священнослужителей, эфемерности сословных перегородок, бессмысленности социального неравенства и т. д., с несомненностью на это указывают. Подобные идеи были, конечно, характерны и для просветителей, даже для ренессансных гуманистов. Отличие, однако, состоит в форме их выражения. Тилье видит старый мир если и не ниспровергнутым, то до основания расшатанным и смеется над ним, как над уходящим: весело и уверенно. Однако это отнюдь не превращает его в оптимиста, ибо он знает уже и новый мир, строящийся на обломках старого. Этот новый мир не внушает ему ни малейшей симпатии. «Какая разница между тем временем и нашим! — рассуждает повествователь. — Человек, являющийся опорой конституционного режима, не любит смеха. Совсем наоборот. Он лицемерен, скуп и чудовищно эгоистичен; в какой вопрос он ни упрется лбом, его лоб звенит, как ящик, набитый медными монетами».

Презрение к «конституционному режиму» (т. е. буржуазному государству в годы правления Луи-Филиппа) побудило Тилье отнести действие романа к середине XVIII в. В некотором смысле это художественное решение аналогично тому, которое принял для себя автор «Пармского монастыря». Стендаля раздражала современная ему торгашеская бездуховность французов, и он сделал своей сценой Италию — более отсталую, но сохранившую природную естественность отношений между людьми. А сцена Тилье — французское дореволюционное прошлое. Но его выбор еще менее романтичен, нежели стендалевский. Тилье ни в коей мере не спасается бегством в патриархальную идиллию. Его рассказчик судит свое время бескомпромиссно, подает его в формах резко очерченных, контрастных, нередко гротескных. Бенжамен — выпивоха, бретер, очаровательный бездельник, неунывающий должник — по сути, человек деклассированный.

Однако он и носитель человечности, бессмертный народный характер, выполняющий посреди мира, в котором он существует, роль завета и одновременно примера для будущего.

Автор не только использует содержательные мотивы старых фаблио, но и строит роман по принципу нанизывания отдельных новелл о заглавном герое, его родичах, друзьях и собутыльниках. В этом смысле роман Тилье примыкает скорее к ренессансным, барочным, просветительским традициям, нежели к новым стендалевским или бальзаковским формам.

Но выделение как героя, так и его ближайшего окружения из социальной среды связано уже не столько с традицией, сколько с новым, реалистическим мировосприятием. Тилье осознает зависимость индивида от социального окружения и утверждает ее, так сказать, «от противного». Именно потому, что все его негативные образы (и те, что выступают непосредственно, и те, чьи обобщенные портреты он набрасывает в авторских отступлениях) вылеплены временем, сменой движущихся эпох, писатель чувствует себя как бы вынужденным изъять героев из потока. Пусть это и несколько наивный прием, но по сути своей он в контексте данного романа обусловлен складывающейся системой критического реализма.

Французский реализм существует в первую половину XIX в. как разветвленное, многообразное художественное направление.