Сочинение " роль литературы в жизни человека". Классическая литература в современном мире

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»


  • Кроме литературы, чем и дышать,
  • Опускаясь на дно морское…
  • М.Щербаков . Целое лето
  • «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
  • «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .
  • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
  • Д.С.Лихачев
  • Иван Бунин
  • Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
  • А.Ахматова
  • Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
  • Б.Пастрнак
  • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.
  • Вопросы
  • Почему литературу называют искусством слова ? Покажите на примерах, что такое искусство слова ?
  • Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
  • Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
  • Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?
  • - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
  • Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • “Ты хочешь знать, что видел я
  • На воле? - Пышные поля,
  • Холмы, покрытые венцом
  • Дерев, разросшихся кругом,
  • Шумящих свежею толпой,
  • Как братья в пляске круговой.
  • Я видел груды темных скал,
  • Когда поток их разделял,
  • И думы их я угадал:
  • Мне было свыше то дано!
  • Простерты в воздухе давно
  • Объятья каменные их,
  • И жаждут встречи каждый миг;
  • Но дни бегут, бегут года -
  • Им не сойтися никогда!
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • Ответить письменно на один из вопросов:
  • Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
  • Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  • Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?
  • Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
  • Домашнее задание
  • Спасибо за урок!!!
Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

Цель: углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Ход урока.

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литера­туры в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвисти­ческие словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассни­кам» (с. 3).

Беседа по статье.

Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в от­рывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

Почему освоение данной программы требует от учеников са­мостоятельности, инициативы и творчества?

Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

III. Обзор курса литературы 9 класса.

Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.

Па доске открывается первая страница перекидного календаряС красочной надписью: «Древнерусская литература»

Временем возникновения древнерусской литерату­ры ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранив­шим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» непо­вторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как зага­дочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и муже­ство, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глаза­ми будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цве­тущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратив­шимся из похода.

«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин вре­мени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносо­ва - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «ис­тинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли­тературного языка с языком народным».

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).

XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе­нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрирова­ла из России, и русская литература разделилась на две ветви, раз­вивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Ада­мович и др.

В советской литературе 20-х гг. господ­ствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художест­венное осмысление свершившихся в стране событий - в произве­дениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит пере­осмысление многих событий войны, отражаются противоречия на­ступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских ла­герей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

IV. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все име­ни писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафо­рой, гуманным намеком.

Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.

Тема: Значение древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цель: показать самобытный характер древнерусской литера­туры, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока

I. Повторение изученного в 5-8 классах.

I . Беседа по статье «Древнерусская литература».

1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хо­ждение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)

2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и опреде­ли его жанр».

Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

(Владимир Мономах.)

Повесть, как правило, повествует о важных исторических со­бытиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии - описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о жи­тии Александра Невского».)

Дайте определение слову «жанр».

(Жанр - исторически формирующийся вид литературных про­изведений, обладающих особенностями, признаками, закономерно­стями, отличающими их от других произведений.)

Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, помогшим Руси осмыслить свое предназначение, соб­ственную историю, стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последова­тельности.

Вопросы викторины:

1) «И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опус­тить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)

2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел по­мощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он по­дошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на сво­его осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)

3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мя­сом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)

4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И зако­лите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)

5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тро­нула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл рав­нодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту бит­ву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

Не много найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный ин­терес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная по­этическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных язы­ков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии... В чем же притягательность «Слова»?


  1. Выразительное чтение древнерусского тек­ста (начала поэмы).
2. Проверка читательского восприятия. (Не все по­ нятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)

2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотвор­ным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).

«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? - (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действи­тельными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следо­вать действительным событиям - «былинам сего времени») рас­текался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, на­пыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен вой­ны (и) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».

(Перевод Д. С. Лихачева)

3. Слово учителя.

Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разно­образны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобла­дают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод ус­ловен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведени­ем с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предна­значены для пения, другие - для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народ­ный песенный стих.

4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 8).

К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове», обзорно позна­комить с наиболее интересными исследованиями.

Учитель. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства созда­ния и история изучения гениальной поэмы XII в. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказы­вает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру. (Осетров Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды. - М: Со­временник, 1977.)

5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова».

В начале 80-х гг. XII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не преду­предив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, по­ловцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения полов­цев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изо­бражая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновид­ным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие - не только достойным поведением во время бит­вы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

III. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. За­болоцкого, с. 9-31; подготовить понравившийся фрагмент на выра­зительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подго­товить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи.

Тема: «Слово…» как высокопатриотическое произведение. Идея, образная система, пейзаж «Слова…», влияние фольклора.

Цель: познакомить с образной системой «Слова», его основ­ной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».


(Планы отражены на доске.)

План событий по Ипатьевской летописи


План событий по композиционным частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь. 8. Побег Игоря.

1. Вступление. 2. Сборы в поход, предзнаменова­ние. 3. Первый бой. 4. Сон. 5. Второй бой. 6. История сражения с половцами. 7. Поражение. 8. Лирическое отступление о меж­доусобицах. 9. Сон Святослава. «Золотое сло­во» Святослава. 10. Обращение к князьям. 11. Плач Ярославны. 12. Возвращение Игоря. 13. Приветственная встреча.

Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской ле­тописи"? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понра­вившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

- Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» не­известного автора?

Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фа­ворского (с. 10 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»? Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв доро­гу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она - ли­цо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но един­ственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он - воплощение государственной муд­рости и отеческого благородства, высказыватель суждений по по­воду происходящих событий, он - второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в автор­ское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы - Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю при­вязанность и верность.

Княжеские дружины для автора - «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоми­наемые в поэме четыре раза, - «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «...русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «.. .ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор - незаурядная фигура Руси домонгольской; его патрио­тический пафос не был порождением личных настроений и убеж­дений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай Бог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложите».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взгля­нул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъят­ных просторах - от Волхова до Черного моря, - Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Сте­пью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несо­мненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» - грозного и великого, который, насту­пая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева пев­ца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это вели­кое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон при­ходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современно­сти, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «Слово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить рас­при и зорко следить за происками кочевников, то есть дало крат­кую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую зем­лю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

Какова же композиция «Слова»?

Безусловно, она сложна, ее называют непоследо­вательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Да­вайте обратимся к тексту.

Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 16-17).

Автор по-своему распоряжается временем, и в раз­гар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, - Олегом Святославичем. Временное от­влечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли исто­рическую предопределенность совершающегося - неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и нера­зумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, - убеждает поэма, - каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд Бо­жий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначитель­ное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремле­ние к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с дру­гими князьями «за одно сердце».

Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происхо­дящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развер­тываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем вол­ков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «бре­шут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соло­вьи, утром дружину будит говор галок... Круглые сутки степь зву­чит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа - «дружелюбная» к «своим» - пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на худо­жественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Изда­лека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами...

В пору бегства Игоря - при всем драматизме повествования -наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых за­рослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной вы­разительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. Ш, гл. 2-5, с. 28-30).

Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, во c хищаясъ искусством старого певца Бонна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бонна», он намерен повествовать «по былям сего времени» - ближе к действитель­ным событиям.)

Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой сме­лостью князя; услышали голос мудрого государственного правите­ля и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пле­нило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря - боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Вывод.

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопережива­ния и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Когда говорят о фольклорности «Слова», то обыч­но вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматри­вают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые пред­ставления о народном характере. Достаточно сопоставить страст­ность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки - буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью - не являются исключением. Они ведут себя как сыно­вья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» - Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, ко­торый днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

На примере любого фрагмента покажите фольклорную осно­ву «Слова». (Выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

Образ Русской земли на страницах «Слова»;

Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (со­поставительный анализ);

Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».