Восточная и западная культура. Западная и восточная цивилизации Индивидуальное творческое задание

Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа: традиционные цивилизации; индустриальная цивилизация; постиндустриальная, или информационная, цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется. Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества.

Общество Восточного типа. Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) - исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г.В. Драча. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. - 54 с.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения - каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н.э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н.э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н.э. Шумер был захвачен семитскими племенами - аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство - Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г.В. Драча. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. - 66 с.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое. Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

Особенности древней восточной цивилизации, прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство - поэтому человеку весла не нужны.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и не ответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд, как по закону, так и по произволу.

Важный признак восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Страх - единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях - права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство. В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль. В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) - строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т.п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии - сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно - беспрекословное повиновение.

Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г.В. Драча. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. - 104 с.

1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое - изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.

Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.

Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении. Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточно-деспотической власти. Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические - «ганы» и аристократические - «сингхи»). История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г.В. Драча. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2004. - 104 с.

Такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток - это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии: Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке - М., 1990

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власти;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев. При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке - М., 1990

Общество западного типа. Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н.э. (уничтожено ахейцами); в XVII-XIII вв. до н.э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н.э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей, и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование канона - совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело - прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т.е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

Общество Востока выросло на поливном земледелии. Античное же общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин. Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях - Ростов н/Д., 1993

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н.э. разрешилось в пользу демоса.Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях - Ростов н/Д., 1993

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в истории образец народовластия - демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество - вторичными. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов. В греко-латинской цивилизации также существовало рабство.

Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества. Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н.э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции». Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов. Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал. Полис представлял собой практически полное совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества. Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.

В VI-V вв. до н.э. полис развился в особую форму рабовладельческого государства, более прогрессивную, чем восточные деспотии. Граждане классического полиса равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива (идея суверенитета народа). Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Для греков стало правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная демократия.

Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления. Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой рынок с денежной формой обращения. Хотя Греция того времени не представляла собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили греков к самосознанию - быть им в едином государстве.

Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в. - 338 г. до н. э). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации. Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях - Ростов н/Д., 1993 специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э) и Архимед (287-312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей. Для оросительной системы в Египте применялся "архимедов винт" - прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.

Путешествия по суше вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути. Эта задача была разрешена в I в. до н.э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы именуются таксометрами.

Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и других культур.

Впервые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н.э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н.э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э. наблюдается и противоположный процесс - отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций - возрастать. Начался распад рабовладельческой системы. В конце IV в. н.э. Римская империя делится примерно пополам - на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н.э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н.э. Рим был взят одним из германских племен - остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

Падение Римской империи связано с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения. Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием "варварских королевств".

Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа обществ:

восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую;

западный, включающий европейскую и североамериканскую.

Особенности восточного типа развития , ориентированного на коллективизм, рабскую покорность, азиатский способ производства, духовность, что препятствовало экономическому прогрессу. Особенности западного типа развития: индивидуализм, частная собственность, раннее развитие товарно-денежных отношений, которые создавали условия для экономического прогресса. На определенном этапе, как показывает исторический опыт, наблюдается неизбежный процесс заимствования черт развития Запада и Востока друг у друга.

Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д.

космизм антроморфность разум общество

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад .

Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Отношение людей к природе Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
4. Форма собственности Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государственный контроль общества Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Отношения личности и государства Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

Итог Выполните задания на с. 126 учебника. Домашнее задание: Выучите § 11-12, выполните задания.

Министерство образования и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет

Кафедра права и культурологи


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: Культурология

Восточная и западная культура


Архангельск


задание


) Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения.

) Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;

) В чем отличие?

восточного и западного искусства;

) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов).

) Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры.

Традиционализм.

) Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

) Приведите примеры:

ценностей восточной и западной культуры;

) Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока;

) Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран.

) Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

Задание 1. Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения


Западная культура - совокупность культурных признаков, объединяющих страны Запада и выделяющих их на фоне других государств мира. Под понятием западной в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался ли этот вопрос с евроцентристской или же с общемировой точки зрения. По евроцентристской оценке под западными подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. По общемировой - европейская и византийская культуры.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и привычных норм.

Важная черта западного менталитета - его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира. Наука Запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения, она понимает его и его природу.

Восточная культура - культура, в целом основанная на внерациональном восприятии мира. Странами с восточным типом культуры считаются страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной Африки, страны Ближнего Востока. Человеку этой культуры всегда был чужда однобокая рационализация, а тем более экономизация мышления как крайнее ее проявление.

На Востоке господствуют чувственные механизмы познания и освоения мира. На их основе создано самобытное восточное мировоззрение. Индивидуальность оказывается поглощенной общностью, бытие личности ориентировано на подчинение интересам целого - общины, государства.

В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная побуждает человека погрузиться во внутренний мир. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток, в отличие от Запада, является воплощением спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского начала. Он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей, при этом часто ущемляя плоть, но при этом всегда стремясь к гармонии и равновесию в мире. Новое здесь не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его.


Задание 2. Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;


Да, я согласен, так как на это указывают многие особенности восточного общества. Тип отношений общества и природы здесь построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с ней. Основа экономической системы - общинные и государственные формы собственности, частная же собственность как институт развита слабо. Уровень социальной мобильности, как правило, невысок, границы между кастами, сословиями и другими социальными общностями устойчивы. Человек стремится стать частью одной из таких общностей, «раствориться» в ней. Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предыдущих поколений.

идеал мыслителя западного типа - исследователь, познающий окружающий мир, идеал мыслителя восточного типа - мудрец, через себя познающий мир;

Да, это так. Рационализм, характерная черта западного человека, возводит ценность знания в абсолют, признает разум основой познания. Поэтому ученые, мыслители с западным мировоззрением в стремлении познать мир опираются на логику, факты, пытаются вывести четкие законы, создать стройную картину мироздания. Такой подход подразумевает развитие технологий, связанных с изучением различных объектов и явлений окружающего мира, так как для научного метода познания необходимы все более точные данные и сложные методы. Западный ученый старается не уходить от реальности, его ум направлен вовне.

Восток провозглашает принцип постижения мира через отождествление, слияние с ним. Большинство восточных философов были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию внутри. Мыслитель здесь стремится найти ответы на возникающие вопросы в себе самом. Когда он сталкивается с противоречиями между собственным Я и окружающим его миром, он руководствуется правилом изменись сам. В отличие от Запада, стремящегося изменить мир, Восток старается достичь гармонии, слиться с природой, учиться у нее.

в течение долгого времени проблема «Восток-Запад» рассматривалась с позиций европоцентризма;

Действительно, начиная с периода великих географических открытий, колонизации и заканчивая обретением независимости множеством государств Востока в XX веке, проблемы во взаимоотношениях цивилизаций рассматривались с позиций европоцентризма. Особенно не вникая в культурные и социальные особенности восточных стран, колонизаторы посчитали их просто отсталыми. В отношении технического прогресса такой вывод был во многом справедлив, но такие достижения Запада в социальной и экономической сферах, как гражданское общество, свободный рынок, господство частной собственности, оказались чуждыми мировоззрению Востока, противоречащими его фундаментальным ценностям.

Когда капиталистический Запад стал мировым лидером в экономике, большинство восточных стран столкнулись с необходимостью изменения социально-экономического строя - прежний путь уже не мог обеспечить должных темпов развития. Здесь и проявились особенности менталитета различных государств, разница в мировоззрениях с Западом, вызывающая сложности при переходе на еврокапиталистическую модель развития. Такие преобразования, как правило, проходили болезненно, причем насаждались населению «сверху». Для многих стран марксистско-социалистический путь показался более привлекательным, так как он имел много общих черт с их традиционными режимами - отсутствие частной собственности, ущемленное положение населения, командная экономическая система.

несмотря на все различия, существуют и определенные параллели в развитии восточной и западной культуры;

Я считаю, что некоторые общие черты можно выделить в развитии духовной культуры и философской мысли. Стремление создать стройную картину мира, выработать определенное мировоззрение присутствует как у восточных, так и у западных мыслителей. В центре познания - проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости, дружбы, равенства, товарищества, любви и ненависти, счастья и наслаждения.

Рационализм не был характерной чертой Востока, но индийские и китайские философы также много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим западным коллегам. Ярко выражено стремление мыслителей к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. С помощью философских концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. Полученные знания, умозаключения и учения оказали огромное влияние на развитие культуры и цивилизации как Запада, так и Востока.

для Востока характерны уважение к обычаям и традициям, для Запада - большое разнообразие норм социального поведения;

Действительно, характерной особенностью восточного мировоззрения является приверженность традиции. В цивилизациях Востока она была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Любое неоправданное нарушение даже самых незначительных традиций воспринималось как из ряда вон выходящее событие.

Конфуций создал целую теорию, до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние, о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Даже свою теорию Конфуций также воспринимал не как что-то новое, а лишь как возрождение учений прежних веков.

Для Запада традиции имеют меньшее значение. Это проявляется в особенностях его развития, которое часто выражается в разрушении отживших свое систем ценностей, норм, различных общественных структур. Здесь присутствует мировоззренческая ориентация на жесткий антропоцентризм и рационализм, которая позволяет западному человеку достичь определенных высот, развивая свои умения и навыки, изобретая и открывая новое. Таким образом, рамки возможностей постоянно расширялись, что в свое время дало начало новым социальным слоям, создало множество норм и вариантов социального поведения.

для Востока характерно подчинение всеобщей жизненной силе природы.

Да, я согласен с этим. Восточное общество не теряло связи с природой, в отличие от западного. Если европейцы в своем развитии резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью, то человек Востока направил свои помыслы на то, чтобы с ее помощью усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. Тогда цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии. Познав основные ее законы, он должен стараться не противоречить им.

Философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным, природным образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Многие стили боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей - тигра, медведя, обезьяны и других. Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Он был убежден в том, что совершенствовать мир можно лишь тогда, когда обретена гармония и цельность в себе самом.


Задание 3. В чем отличие?

восточного и западного искусства


Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот, органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Традиции сохраняются и в искусстве. Даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии.

На западное же искусство большое влияние оказывала соревновательность. В стремлении превзойти кого-либо люди изыскивали все новые и новые способы выражения своего творческого потенциала, порождая огромное количество стилей и направлений живописи, литературы, музыки, скульптуры и так далее, поощрение индивидуальности еще больше способствовало появлению подобного разнообразия.

Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством. Такой подход является противоположным западному антропоцентризму, признанию человека мерой всех вещей. В связи с этим духовные переживания человека в искусстве Запада часто выходят на передний план.

Можно также сказать, что из упомянутого различия в мировоззрениях, вызванного обращенностью ума западного человека вовне, а восточного - внутрь, явно следует еще одно различие в искусстве - разная степень ценности формы и содержания. Ясно, что для Запада внешнее часто имеет большее значение, нежели внутреннее, тогда как на Востоке все с точностью до наоборот.

восточной и западной философии.

Тенденция к различному мировосприятию и к определению места человека в системе бытия складывается еще в древности и четко прослеживается в мифологическом сознании восточной культуры и античного мира, который можно расценивать в качестве прародителя современной западноевропейской цивилизации. Если ведическая традиция достаточно быстро преодолела антропоморфные представления и идею персонификации бога, то в античной культуре и то, и другое составило фундамент картины мира. В то время как восточный мир оперировал сложными трансцендентными понятиями, решая вопрос о соотношении космической и индивидуальной души, античный мир создает пантеон богов, как две капли воды похожих на людей.

В целом различия в философии тоже являются следствием вышеупомянутых различий в представлениях о месте человека в мире, в его значимости. К тому же, если западная философия часто имеет практический характер, то в восточной на первый план выходит самоопределение человека, формирование мировоззрения.

Задание 4. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов)


Рисунок 1 - кроссворд на тему «Восточная и западная культура»


1)Философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2)Мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью.

3)Тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

4)Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

5)Восточное государство, наиболее быстро и успешно преобразовавшее свою традиционную экономику в капиталистическую, став одним из сегодняшних экономических лидеров.

6)Научная тенденция, провозглашающая превосходство западноевропейской цивилизации над другими

7)Древний мыслитель и философ Китая, учение которого оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии и стало основой философской системы.

8)Понятие, в социологии и культурологи обозначающее различия между восточной и западной цивилизацией.

9)Набор представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений.

10)Боевое искусство, многие стили которого по легенде основаны на движениях животных и носят их название.

11)Восточные страны с этой религией наиболее ревностно сопротивляются новым, особенно западным течениям.

12)Структурный элемент формы социального расслоения, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни.

13)Экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

14)Прием духовной практики, средство духовного совершенствования, широко распространенное в восточных странах.

)Антропоцентризм

)Менталитет

)Интроверт

)Рационализм

)Япония

)Европоцентризм

)Конфуций

)Дихотомия

)Традиция

)Ушу

)Ислам

)Каста

)Капитализм

)Медитация


Задание 5. Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры


Региональный тип культуры - культура людей, находящихся на определенной территории; специфическая форма существования общества и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей.

Региональная культура определяется условиями существования людей и определяет формы их существования. Специфика географической среды: природно-климатические условия, наличие тех или иных полезных ископаемых, особенности ландшафта - все это становится предпосылками для развития определенного типа жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Возникающие в процессе преобразования природы типы поселений и особенности хозяйственно-бытовой деятельности создают новую, не свойственную собственно ландшафту, но присущую именно миру культуры среду существования определенного человеческого сообщества.

Люди, живущие в регионе, осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая себя связанными с нею не только производственными связями, но и ценностями. Возникает специфика мироощущения и миропонимания членов регионального сообщества, особенности картины мира, идентичности и самосознания личности и локального социума, социальной структуры, социального статуса личности.

Элементом, сущностно характеризующим региональную культуру, выступает наличие артефактов как продуктов творческо-преобразующей деятельности локального социума.

Для региональной культуры характерно формирование особых языковых форм (фонетических, лексических, синтаксических), позволяющих описывать реальность максимально точно, и зафиксированное в говорах.

Традиционализм.

Традиционализм - мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума. Также под этим понятием подразумеваются контрреволюционные консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества.

Философской основой традиционализма - идея о том, что обозримая история человечества - более или менее пpогpессирующая дегpадация от уpовня, заданного пpи появлении человека или создании его некими высшими силами. Считается, что тогда на Земле царил мифический "золотой век", но в дальнейшем, в pезультате каких-либо событий, ситуация изменилась. Выходом из существующего катастpофического положения тpадиционалисты считают возрождение пpинципов организации жизни, завещанных традицией.

Идеи традиционализма отражены в учении Конфуция. В его теории большое значение имеет ритуал, следование которому во всем обязательно для всех людей. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

Синкретический подход в восприятии мира.

Синкретический подход означает отсутствие в мировоззрении человека разделения мира на природу и общество, на естественный мир и сверхъестественный. Его можно выразить в формулах «все в одном» или «все во всем». Данный подход особенно четко проявляется в восточном мировоззрении.

Здесь, в отличие от Запада, внутренняя свобода личности, индивидуальность не являются общепринятыми ценностями. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Отсюда следует, что он воспринимает себя частью природы, окружающего мира, абсолюта, а не чем-то отдельным.


Задание 6. Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком»


По моему мнению, в этом высказывании Гете говорит о том, что противоречия между Востоком и Западом могут быть решены путем формирования новых принципов в отношениях между цивилизациями. Эти принципы должны учитывать особенности менталитетов и мировоззрений восточных и западных государств. Разработать же их должны передовые ученые-гуманитарии, философы и мыслители.

Я считаю, что разработка таких принципов действительно является необходимостью. Казалось бы, сейчас большинство восточных стран стремится стать частью глобальной капиталистической экономики, но это не означает, что они становятся похожи на западные. Наоборот, во многих государствах Востока капиталистическая система не изменила традиционные основы социального строя, а просто органично вписалась в уже существующую систему товарно-денежных отношений. Поэтому восточные традиции и обычаи все еще имеют большое значение в диалоге культур.

Сейчас, когда гуманитарные науки находятся на высокой ступени развития, стало возможным использовать все знания и опыт взаимоотношений между Востоком и Западом для того, чтобы разработать систему наиболее эффективного взаимодействия между цивилизациями. Те самая «мудрая мысль» действительно будет мудрой, так как этот вопрос довольно хорошо изучен.

В случае, если в этом направлении не будет сдвигов, недоразумения как на дипломатическом, так и на бытовом уровне могут привести к конфликтам. Для современного мира ситуация крупного конфликта между цивилизациями Востока и Запада крайне нежелательна, так как обе стороны обладают достаточным потенциалом для того, чтобы уничтожить друг друга. Конечно, этот вариант самый худший, и к такому варианту развития событий различия в культурах сами по себе вряд ли приведут. Они скорее будут предлогом для начала противостояния, вызванного другими причинами.

Я считаю, что установление хороших отношений между Западом и Востоком, культурная интеграция приведут к положительным результатам, к культурному обогащению обеих цивилизаций.


Задание 7. Приведите примеры.

ценностей восточной и западной культуры


Одной из фундаментальных ценностей восточной культуры является традиция. Главное требование к новому на Востоке - соответствие чему-то уже известному и знакомому. Несоблюдение этого правила, как правило, ведет к неприятию. Да, новое может органично дополнять старое, но если затрагиваются основы, восточный человек переносит это с трудом. Правда, в большинстве случаев Восток проявляет свою гибкость и изменяется в нужном направлении с минимальными изменениями традиционного порядка вещей. Принимая во внимание неоднородность Востока, необходимо отметить, что выраженность и острота этих явлений варьируются в широких пределах в зависимости от страны.

Ценность, оказывающая огромное влияние на западную цивилизацию - частная собственность. Именно она служила в прошлом и служит до сих пор мощным стимулом для западного человека. Когда индивидуум понимает, что его материальное положение зависит в основном от его усилий и действий, а уже достигнутое защищено развитой правовой системой, он целенаправленно развивается в необходимом ему направлении. В случае наличия у него талантов, силы воли и амбиций он может достигнуть больших высот во многих видах деятельности. Это прекрасно согласуется с активностью и инициативностью Запада.

древних традиций и церемоний Востока.

Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных поддержания физиологического здоровья и бодрости душевного состояния в повседневности. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев.

Поскольку чаепитие рождало в человеке утонченные чувства - возвышенные и даже торжественные - на Западе их стали называть «церемонией». На китайском же это чайное действо звучит как «ча-и», что означает «искусство чая». «Гунфуча» переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».

«Гунфуча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания чаепития.

Чай пьют, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. Философская сущность состоит в том, что чаепитие просто не может быть суетливым. После того, как действо началось, измерения пространства увеличиваются. Человек вдруг понимает, что все происходящее в жизни гораздо объемнее.

За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни. Можно также наслаждаться минутой или углубиться в собственные мысли - в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям, что не часто случается в нашей жизни.


Задание 8. Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока


Запад и Восток можно с уверенностью назвать разными цивилизациями. Образование совершенно разных культур является результатом влияния большого количества факторов. В их числе и различающиеся географическое положение, природные условия, и совершенно не похожие друг на друга мировоззрения, и развивавшиеся независимо друг от друга религиозные представления. У этих цивилизаций разные направления развития; у восточных и западных людей разные условия для творчества и разные отношения к нему. Именно эти причины усложняют выделение общих черт в рассматриваемых культурах.

культура Востока более неоднородна, чем культура Запада.

Неоднородность восточной культуры связана, прежде всего, с неоднородностью самого Востока. Если западные государства по многим критериям можно объединить в одно целое, то восточные часто различаются между собой так же сильно, как и с западными.

В плане религии, например, Запад с некоторыми допущениями можно назвать христианским, тогда как разные страны Востока исповедуют ислам, буддизм, индуизм; на правах религии выступают конфуцианство и синтоизм. Вызванная таким разнообразием неоднородность культур естественна и закономерна.

Критерием, по которым можно разделить Восток, также являются природные условия - Восток как регион больше Запада по площади. Это, в свою очередь, означает разные климатические условия, отличающиеся друг от друга культуры возделывания почв, организации труда и производства, что влечет за собой неоднородность культур различных государств.


Задание 9. Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран

культура общество мыслитель европоцентризм

Японская мифология - это система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья. Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония - страна восьми миллионов божеств»). Японская мифология прямо связана с культом императора: императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно, император, буквально обозначает «божественный, небесный правитель».

Первое поколение богов призвало Идзанаги и его будущую супругу Идзанами, чтобы те сотворили землю. Им была дана украшенная драгоценными камнями нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Идзанаги и Идзанами отправились на мост, соединяющий небо и землю, и начали перемешивать алебардой морские воды, когда же с алебарды начали падать солёные капли, они образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове. Впоследствии, когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они построили дворец Яхиродоно («великий дворец»).

От них была рождена Оясима, великая восьмерка островов: Авадзи, Иё (впоследствии Сикоку), Оки, Цукуси (впоследствии Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (впоследствии Хонсю). Хоккайдо, Тисима и Окинава в древние времена не считались частью Японии. Затем родились еще шесть островов и множество богов. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мертвых Ёми-но куни. Идзанаги в ярости убил Кагуцути, что породило еще несколько богов. Убитый горем Идзанаги отправился в подземное царство Ёми, чтобы вернуть свою жену назад. Он нашел ее, но она уже попробовала пищу царства мёртвых и навеки стала его обитательницей. Идзанами соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно длительное время, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Он увидел, что некогда прекрасное тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками и другими отвратительными существами. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем. Забарикадированная Идзанами в ярости кричала, что в отместку будет каждый день забирать по 1000 живых людей, а Идзанаги ответил, что в таком случае он каждый день будет давать жизнь 1500 человек. Так в мир вошла Смерть. Идзанаги побывал в Ёми, после чего решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения, и каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Еще большее их количество было создано во время омовения тела и лица. Наиболее важные боги: Аматэрасу (олицетворение солнца) - от левого глаза, Цукуёми (олицетворение луны) - от правого глаза, Сусаноо (олицетворение штормов и повелитель моря) - из носа. Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо доверены морские просторы.


Задание 10. Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?


Проанализировав особенности культур Запада и Востока, я могу смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. Я считаю, что приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, я не считаю, что западный путь развития - разрушение старых, отживших свое устоев - единственно верный и правильный. Мне кажется, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант - смесь деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения мне чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Опять же, я не считаю, что один из этих подходов исключает другой, и думаю, что человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Я считаю, что уже на моем веку цивилизации Запада и Востока станут единым целым. Будет ли это смесь из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, мне неизвестно. Уже сейчас на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, по моему мнению, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех стран и народов.

Мне кажется, что западный тип культуры на данный момент жизнеспособнее восточного. На это указывает тот факт, что ни одно государство Востока не смогло приблизиться к западному уровню развития, совершенно не изменив свой традиционный жизненный уклад. Где-то этот процесс прошел быстрее, где-то - медленнее, одним странам это далось легче, другим - сложнее, но все они так или иначе изменились, причем это произошло под влиянием западной цивилизации.

Я считаю, что все разногласия между Западом и Востоком устранимы. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу. Сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием.

Список используемых источников


1. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. «Культурология» под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.

История и культурология: учеб пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница. - Загл. с экрана.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:

Азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с преобладанием государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АСП и КСП;

Европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии – европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только в начале средневековья;

Азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество – по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое сельское хозяйство гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных способах производства.

В отличие от азиатского, европейский способ производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека – и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля, и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе – человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора – они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двуполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых сельскохозяйственных культур – картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей – викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.

Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность).

Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен – земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.

В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - ХVII вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕСП принял свою законченную форму. Азиатскому способу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Таким образом, в Раннее Новое время АСП и ЕСП, как материальная основа двух основных путей развития человечества, превратились в полные противоположности.