Елену яковлеву выжили из театра. Елена Яковлева уходит из «Современника». Волчек не дает ей ролей ОЧ: Это же исключительный случай

Эта история берет начало 26 мая — именно в этот день актриса подала заявление об уходе. Ее шаг вызвал шок как у дирекции, так и у артистов. Директор театра Леонид Эрман на тот момент был уверен, что это “сложности характера, трудный момент возраста”, ну и так далее. Тем более что “Современник” помнит, что несколько лет назад (теперь уже в прошлом веке) Елена Яковлева на сезон уходила в Ермоловский театр к Валерию Фокину (ныне возглавляет питерскую Александринку и Московский центр им. Мейерхольда). Но она вернулась на Чистые пруды и вспоминала об этом как о нелепом поступке своей жизни.

И вот новый уход. Как всякая конфликтная ситуация, она похожа на клубок, в котором концов не найти. Явных, бросающихся в глаза и обсуждаемых в труппе причин не было. Да, Лена еще на гастролях в Лондоне мне жаловалась, что у нее давно не было новых ролей, что она хоть и блестяще играет, но все же старый репертуар. “Последняя премьера у меня была в 2005 году — “Пять вечеров”, и что у меня есть? “— рассуждала она за кулисами театра на Вест-Энде, куда прилетела на “Вишневый сад” и имела огромный успех у лондонской публики. Не говоря о соотечественниках, живущих в британской столице.

С одной стороны — это правда. Но есть и другая правда — стороны художественного руководителя, отвечающего за творческую судьбу (включая занятость) каждого актера и труппы в целом. Галина Борисовна Волчек считает, что претензии ее актрисы не совсем обоснованны. Ей еще в начале сезона предлагалась большая роль в спектакле, который считается “бомбой” этого сезона, — “Враги. История любви” по Зингеру в постановке израильского режиссера Евгения Арье. Но Елена отказалась, и, лично с моей точки зрения, это была ее ошибка. Теперь роль полячки Ядвиги играет Алена Бабенко. К тому же Яковлева не приняла другие предложенные к ее рассмотрению пьесы — возможно, она себя не видела в этой драматургии.

Как бы там ни было, но обида распухала — и, как мне кажется, последней точкой для нее стала травма, которую она получила на спектакле “Пигмалион”, в котором с блеском работает с 1995 года. В темноте за кулисами она налетела на доску, непонятно каким образом оказавшуюся в пространстве закулисья, которое Яковлева знает по миллиметрам с закрытыми глазами. В результате она получила сильнейший удар в грудь, ей даже делали операцию.

Так из деталей, которым, может быть, в другое время никто не стал бы придавать особого значения, складывались слои непонимания, недоговоренностей. Может быть, стоило с самого начала попытаться выяснить между собой отношения, но… Последней каплей с позиции руководства театра стали гастроли в Екатеринбурге — точнее, несостоявшиеся гастроли. А отменить их при проданных билетах (“Современник” в городе любят и ждали) вынуждены были по причине болезни Яковлевой.

Пробую связаться с Леной по телефону.

— Я на съемках.

— Лена, твой уход из “Современника” — может быть, это эмоциональная вспышка?

— Нет, не в горячке. Это осознанный шаг. Я ничего не буду комментировать.

— Да нет, я не плачу, у меня насморк, здесь кондиционеры, простудилась.

— Прости, но значит ли это, что ты уйдешь в другой театр? Например, в Вахтанговский, о котором все говорят в связи с тобой.

— Да нет, смешно.

— И все-таки тебе уже поступали предложения?

— Были, и, как ни странно, много.

— Что же ты сейчас делаешь?

— Снимаюсь. У меня две картины — “Мамочки” и “Жуков”.

— Ну а когда откроется сезон? Может быть, тебе взять тайм-аут на год — ситуация настолько непростая, может, стоит отдохнуть?

— У меня есть сценарии, может быть, что-нибудь выберу на осень. Извини, меня уже зовут.

Это не просто случай. Это, я уверена, настоящая драма — как для прекрасной актрисы Елены Яковлевой, для Галины Волчек, так и для труппы. Во всяком случае, все актеры, с которыми я говорила (например, Ольга Дроздова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич), разными словами, но в один голос говорят, что им бесконечно горько, печально.

Ольга Дроздова: — Я не думаю, что есть люди, кто бы радовался в театре ее уходу. Все сожалеют.

— Как ты думаешь, возможно примирение между актрисой и худруком? И вообще, если вы все так сожалеете, вы пытались как-то повлиять, поговорить?

— Да, пытались, но, очевидно, упустили время. А примирение? Я думаю, все возможно.

На этот же вопрос Елена Яковлева также категорически ответила: “Без комментариев”.

В начале июня на форуме сайта театра «Современник» появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала. В администрации театра объяснили: «Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос». Согласитесь, ужасную намалевали картину! Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко. Дескать, именно с ней «интерЛеночка» не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук. - Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом. Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась «вне зоны доступа». Режиссер Виталий Бабенко, ее бывший муж, высказал свое мнение: - Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в «Современнике». Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении «Каменской» - все же родственники, хоть и бывшие. Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из «Служебного романа» намекнула, что сама страдает от невостребованности в «Современнике», но спасается писательским трудом и работой в собственном театре. Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - «Пять вечеров» - состоялась аж в 2006 году! Валерий ШАЛЬНЫХ, муж Елены и коллега по сцене, очень за неё переживает - Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков. - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что «Современник» - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: «Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет». Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Лидии Ивановой не дала. Алёна БАБЕНКО у главрежа в фаворе На вольных хл:)х Уже более 20 лет работает в «Современнике» актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной. - Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр. К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из «Современника» и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий. - Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист. В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут. - Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хл:) не останется. Жёсткую кадровую политику ВОЛЧЕК ведёт по примеру Олега ЕФРЕМОВА, с которым вместе создавала «Современник»

Жаркое московское лето 2011 года запомнится столичным театралам большим количеством скандалов в московских театрах.

Не успела общественность свыкнуться с мыслью, что окончательно разругались актеры легендарной Таганки и великий постановщик и основатель театра Юрий Любимов, как вдруг новый удар - из не менее легендарного "Современника″ решила уйти известная актриса Елена Яковлева.

Народная артистка России подала заявление об уходе из московского театра еще 20 мая, однако публично эту информацию подтвердили только сейчас.

"Мотивом своего ухода, озвученным директору театра Леониду Эрману, Яковлева считает то, что "Современник" недостаточно хорошо заботился о ее профессиональном развитии. Действительно, последняя премьера с участием Елены Алексеевны был спектакль "Пять вечеров", поставленный в 2006 году", - об этом ИТАР-ТАСС сообщила 29 июня помощник художественного руководителя театра по литературной части Евгения Кузнецова.

Елена Яковлева известна зрителям по таким знаменитым кинокартинам, как Интердевочка", "Ретро втроем", "Мой сводный брат Франкенштейн" и телесериалу "Каменская". Она также одна из ведущих актрис одного из лучших московских театров.

По словам представителя театра, отсутствие новых ролей лишь "формальный повод, называя который, актриса "забывает", что в течение этих пяти лет она отказалась от трех ролей, среди которых были роль Тамары в спектакле "Враги: история любви", в результате блистательно сыгранная Евгенией Симоновой, а также две архиглавные роли в двух других пьесах". В результате "Современник" вынужден был отказаться от права первой постановки одной из этих пьес в России, и сейчас она запускается "в другом, крайне уважаемом московском театре".

"Написав заявление об уходе, Елена Яковлева пообещала директору театра, что сыграет все спектакли, объявленные до конца этого сезона, - заметила помощник худрука. - Однако 5 и 7 июня были сыграны замены вместо спектаклей с участием актрисы. Причиной тому были проблемы с голосом. 11 июня в "Вишневом саде" Мария Аниканова срочным вводом сыграла роль Вари. С просьбой о замене ее в этом спектакле Елена Яковлева обращалась к художественному руководителю неоднократно".

Как рассказала представитель театра, Елена Алексеевна в разговоре с художественным руководителем "Современника″ Галиной Волчек 14 июня подтвердила, что ее заявление об уходе из театра остается в силе, и пообещала не подвести продюсера екатеринбургских гастролей и сыграть там все четыре спектакля.

"Однако утром в воскресенье, 19 июня, выезд постановочной части на гастроли был отложен, так как Елена Яковлева, сославшись на врача, сказала, что по состоянию здоровья не может принимать участие в спектаклях", - отметила Кузнецова.

"Поскольку актриса больна, руководство театра не считает для себя возможным принимать какие бы то ни было административные шаги, в том числе подписывать не отозванное заявление, пока Елена Яковлева не выздоровеет", - заключила помощница худрука.

"Я не хочу ничего комментировать″, - сообщила сама Яковлева и повесила трубку, передает "Экспресс-газета″ . Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом.

Галина Волчек от подробных комментариев также отказалась, однако на вопрос «Известий», почему Яковлева уходит, ответила с природной прямотой и откровенностью: "Я не знаю. Не могу даже догадываться. Никогда бы не поверила, что Лена Яковлева, с которой мы столько лет работаем вместе, которую я так люблю и вечно ставлю всем в пример - что вот ее съемки никогда не мешали театру, - и вдруг захотела уйти?.. Поклонники, точнее, поклонницы пытаются сейчас представить Лену жертвой театра. Но ведь она сыграла у нас 15 главных ролей и от трех отказалась. Всем бы быть такими жертвами... Мы начинали, когда она только пришла в «Современник», с пьесы Рощина «Близнец». Яковлева и Неелова сыграли главные роли. А потом были "Пигмалион", "Мурлин Мурло", "Крутой маршрут"..."

В среде театральной публики ходит слух, что Яковлева не поделила одну из новых ролей с молодой актрисой Аленой Бабенко.

Коллеги актрисы по театру - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша, наотрез отказались обсуждать демарш Яковлевой.

Актриса Людмила Иванова, запомнившаяся ролью сплетницы Шурочки в хите Рязанова "Служебный роман″, намекнула, что сама страдает от невостребованности в "Современнике″, но спасается писательским трудом и работой в собственном театре.

Поделился своими домыслами об уходе Яковлевой и артист Евгений Герчаков: "Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре. Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что "Современник″ - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: "Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет″.

Свои 5 копеек в предысторию громкого ухода вставила и актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем главы "Современника″ Волчек.

"Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр″.

К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из "Современника″ и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась.

Яковлева поступила в "Современник" сразу после окончания ГИТИСА. В театре актриса сыграла около двадцати ролей. Среди них - Евгения Семеновна в "Крутом маршруте", Элиза Дуллитл в "Пигмалионе", Кабаниха в "Грозе", Мария Стюарт в "Играем... Шиллера!" и другие.

В Омске Яковлева рассказала, почему ушла из «Современника»

Народная артистка России Елена Яковлева едва не расплакалась, рассказывая омичам об истинных причинах ухода из театра, которому отдала более двух десятков лет.

Во время творческой встречи омских зрителей с народной артисткой России Еленой Яковлевой актрисе был задан вопрос о причинах ее ухода из театра «Современник». Яковлева призналась, что еще не давала по этому поводу никаких интервью, а только выслушивала, что о ней говорят.

– Я, к счастью, не дружу с интернетом, потому что там, говорят, вообще что-то ужасное пишут, – говорит актриса. – Ну и бог с ними. Ушла по одной простой причине. Много-много лет с 1984 года были одни и те же спектакли. А хотелось чего-то нового. Когда я встречалась с Галиной Волчек , то говорила ей, что мне 50 лет, а я играю девочку, и просила дать мне какую-то свежую пьесу. Галина Борисовна мне отвечала, что не может найти такую пьесу, и это было на протяжении последних четырех лет. Я думаю: «Ну сколько можно», и решила уйти. Для того чтобы отдаваться все время полностью, нужно откуда-то что-то брать, что-то накапливать. А я поняла, что в «Современнике» я ниоткуда ничего не могу взять. Я честно об этом сказала Галине Борисовне, и она, надеюсь, это поняла.

– Я поняла, что у меня такое состояние, что могу кинуться, куда угодно, и взяла для себя паузу, – продолжает Елена Яковлева. – Я сказала, что до декабря не буду рассматривать никаких предложений, а просто буду читать пьесы и думать. В следующий раз нужно окунуться не с горячей головой и кому-то что-то доказывать. Я просто найду хорошую пьесу, хорошего режиссера и, может быть, опять выйду на сцену.

– На последнем спектакле «Пигмалион» я упала за кулисами, – рассказывает Яковлева. – Нога попала в дырку перед последней, самой главной сценой. Я летела в темноту, а там, оказывается, лебедка стояла. Я спектакль доиграла, но затем выяснилось, что у меня два оторванных ребра. Потом на этой почве не доиграла в театре. Хотела, конечно, доиграть и уйти тихо, спокойно, но так получилось. Говорят, что я ушла в Вахтанговский театр, и артисты из МХАТа, вроде бы, волнуются, и «Ленком» тоже. Но я ничего не буду предпринимать еще долгое время. Я, может быть, не уйду ни в какой театр, а просто соглашусь играть какой-нибудь спектакль. Я театру все отдала.

Многие не верили, что вы вернетесь в «Современник» - настолько решительно вы ушли вместе с мужем. Как же произошло, что вы вернулись?

Во-первых, я вернулась пока только в этот спектакль. Меня уговорили Галина Борисовна Волчек и Марина Мстиславовна Неелова. Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием «Современник»?

Честное слово, я возвращаюсь в первый раз - и то ради роли Марии Стюарт и благодаря уговорам Галины Борисовны, которая очень много для меня сделала. Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала - возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии. Наверное, если очень чего-то хочешь, то это получается. Я очень-очень скучала по Марии.

Что сказал Римас Туминас по поводу вашего возвращения?

Римас был на репетициях, давал нам указания, но ничего не оценивал. Может, скажет после премьеры.

А что за четки у вас в руках?

Эти четки перед премьерой в 2000 году мне подарил Римас Туминас. Он привез их из Прибалтики и как бы благословил меня ими. Четки я хранила, и вот теперь они мне пригодились для роли.

Елизавета - разумная, холодная, а Мария - порывистая, страстная. Какой темперамент вам ближе?

Насчет страсти не знаю. Елизавета, на мой взгляд, более страстная натура, чем Мария, просто она спрятала все свои порывы, поставила на них табу. Мне ближе Мария. Постоянство - не моя черта. Ни одно дело, которое я начинала в своей жизни, до конца так и не сделано. Все бросаю, как только надоедает. У меня нет ни одного хобби, потому что я ничего не могу ни собрать, ни систематизировать, ни приумножить, ни достать.

Изменились ли вы за эти семь лет?

Каждый день что-то меняется. И есть надежда, что это новое сделает Марию в моем исполнении еще более любимой публикой.

Какие у вас были чувства, когда вы вернулись в «Современник»?

Со всеми обнимаемся, целуемся, очень соскучились друг по другу. Такое ощущение, что этих семи лет и не было. Но я повторяю - «Мария Стюарт» - особый случай. Мы часто что-то теряем, что-то приобретаем, иногда без потерь не бывает приобретений. Но если это - твое, настоящее, данное свыше, то возврат неизбежен.

Вы сказали, что у вас нет хобби. Что же вы любите?

Лежать на диване с книгой в руке. Благо муж не гонит меня с дивана и ничего не требует. Наш долгий и благополучный брак - это удачное стечение обстоятельств, а не моя заслуга. Да и Валера - не первый мой муж, что тоже опровергает миф о моем постоянстве. Так получилось, что он находит в себе силы и желание так долго терпеть меня и мои выходки. Это с виду я такая белая и пушистая, а в жизни, уж поверьте, далеко не сахар.

Николай Лебедев, у которого вы снимались в фильме «Экипаж», приступает к экранизации романа «Мастер и Маргарита». Если бы он предложил вам роль, согласились бы?

Вряд ли я смогла бы отказать такому прекрасному человеку, как Николай Лебедев. Хотя не думаю, что там для меня есть роли.

СПРАВКА

Елена Яковлева - актриса театра и кино, народная артистка России. Окончила ГИТИС, после чего стала ведущей актрисой театра «Современник». Снималась в фильмах «Интердевочка», «Черный квадрат» «Елки новые» и других картинах. В 2011 году покинула «Современник», а сейчас - вернулась как приглашенная актриса.