Где живут индейцы? Североамериканские индейцы. Современные индейцы. Индейцы северной америки

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















Обычно, говоря о древней Америке, в первую очередь вспоминают об ацтеках, майя и инках. Но на Американском континенте задолго до этих, всем известных народов жили и другие. Они во многом и сделали этот дикий континент вполне пригодным для жизни…

Самые первые «американцы» занимались охотой на мамонтов и других крупных животных. Опасный промысел часто кончался трагически.

Останки одного из неудачливых охотников обнаружили ученые в 1947 году в Мексике, в местечке Тепешпан. Он погиб примерно 11 тысяч лет назад. Со скульптурной реконструкции на нас глядит пещерный житель с мощными надбровными дугами и низким лбом. Охотник был, по меркам древности, довольно стар — старше 50 лет!

Под воздействием климата

К VIII тысячелетию до нашей эры климат стал более сухим и теплым, луга превратились в полупустыни. Некоторые виды крупных животных вымерли, другие переселились на север. Вместе с ними мигрировала и часть охотников. Их потомки сохранили древний уклад вплоть до исторических времен.

Другие предпочли остаться на месте и приспособиться к новым условиям. Главное значение приобрел сбор растений, а охота служила лишь подспорьем. От собирательства — один шаг к земледелию, но многие племена его так и не сделали.

Благоприятные для сельского хозяйства области находились в Мезоамерике и в Центральных Андах — в Перу и Боливии. Именно в этих регионах образовались древние цивилизации.

Переход занял тысячелетия. Первой — около 7 тысяч лет назад — «одомашнили» тыкву-горлянку. За ней последовали кабачки, перец чили, хлопок, фасоль, авокадо. Наконец, пришел черед маиса. Самым древним початкам, обнаруженным археологом Ричардом Мак-Нейшем в Мексике, 5600 лет. Примерно в это время — IV-III тысячелетия до нашей эры — начали культивировать маис и в Андах.

Окончательно культура земледельцев сформировалась в III-II тысячелетиях до нашей эры. Возникли постоянные поселки, появились ткачество, керамика. Люди лепили посуду и терракотовые статуэтки, которые сохранили облик их создателей.

Появление глиняных фигурок свидетельствовало о зачатках верований — вероятно, культа предков. Поклонялись земледельцы и природным силам. Существовали шаманы и вожди, которые стали наследственной знатью.

На исходе II тысячелетия до нашей эры и возникли первые цивилизации.

Головы ольмеков

На берегах рек мексиканского штата Веракрус комбинация двух систем обработки земли — подсечно-огневой и пойменной — позволяла собирать 3-4 урожая в год. Разливы рек, как и Нила в Египте, породили цивилизацию ольмеков.

Между 1350 и 1250 годами до нашей эры жители одного из поселений создали террасы и платформы на одном из плато. Возникает протогород Сан-Лоренсо.

Между 1150 и 900 годами до нашей эры он стал церемониальным и административным центром, контролирующим бассейн реки Коацакоалькос. Там были созданы система искусственных водоемов, водопровод, множество монументальных каменных скульптур и «визитная карточка» цивилизации — .

Самой выдающейся постройкой Сан-Лоренсо был так называемый «Красный дворец» — длинное здание со стенами из утрамбованной земли, известняковых и песчаниковых плит и крышей из пальмовых листьев. Постройку украшали 4-метровые колонны, а под полом находился акведук из базальтовых желобов. Вероятно, здание служило резиденцией вождя.

Представители элиты жили в облицованных камнем домах на наиболее высокой части плато, общинники — в хижинах на террасированных склонах. Они занимались земледелием, гончарством, ткачеством, ловили рыбу, охотились. Были и профессиональные ремесленники, работавшие по заказам правящей верхушки.

После 900 года до нашей эры изменились русла рек, и Сан-Лоренсо постепенно утратил значение. Главным ольмекским центром стал другой археологический комплекс Ла-Вента, расцвет этого города пришелся на VIII-IV века до нашей эры.

В Ла-Венте были обнаружены несколько каменных голов, пирамида, каменные троны, гробницы, стелы с изображениями правителей и ягуароподобных божеств, мозаика в виде ягуарьей головы. Ягуар был для лавентцев священным животным: его высекали на статуэтках, украшениях, придавали владыкам черты этого зверя. Здесь же нашли рельефы, передающие миф о связи божественного ягуара с земной женщиной или, по другой интерпретации, — превращение шамана в ягуара.

«Ягуарий стиль» ольмеков распространился по Мезоамерике, а их иероглифические надписи и даты долго считались древнейшими. Ученые решили, что ольмеки — «материнская культура», прародительница всех цивилизаций региона. Дальнейшие исследования показали — они были одними из многих. Другие народы начали путь к цивилизации одновременно с ними, а кое в чем шагнули даже дальше.

Загадка сапотеков

Во времена расцвета Сан-Лоренсо в Оахаке стали почитать Землю и Небо. Грозные силы Земли представляли в виде рычащей пасти ягуара. Возможно, ягуар — влияние ольмеков, но в остальном культура шла своим путем.

Между 850 и 700 годами до нашей эры возникли платформы для недолговечных храмов-мазанок, а жители Сан-Хосе-Моготе создали первое вождество. Через пару столетий образовались и другие. Сперва они стремились разрешать конфликты миром, потом начали воевать.

Однажды враги сожгли храм в Сан-Хосе-Моготе. Нечестивцев ждала кара, память о которой сохранилась на века.

На резной плите изображен принесенный в жертву пленник. Знаки между его ступнями: точка и иероглиф — первый образец сапотекской письменности, датируемый… 600 годом до нашей эры! Вероятно, запечатлено имя «Герострата».

Письменность сапотеков до сих пор не дешифрована. Ее одно время считали древнейшей — старше даже ольмекской! В наше время перевес вновь у ольмеков, хотя не исключено, что две культуры пришли к данному открытию одновременно.

Вместе с письменностью, календарем, резными барельефами в Сан-Хосе-Моготе появились храмы, гробницы вождей и первые фигурные сосуды — так называемые урны.

Священная гора Монте-Альбан — здесь в V веке до нашей эры воздвигли столицу сапотеки

Примерно в 500 году до нашей эры жители селения перебрались на вершину священной горы Монте-Альбан. Там во время расцвета Ла- Венты возник первый настоящий город — столица государства сапотеков.

К I столетию до нашей эры цари Монте-Альбана подчинили Оахаку, а потом шагнули за ее пределы. Следующие 300 лет были периодом экспансии царства, а потом — пять веков процветания. Угас Монте-Альбан на исходе I тысячелетия — незадолго до центров «классических» майя.

Первая попытка создать цивилизацию в долине Мехико закончилась трагически.

Жители поселка Куикуилько незадолго до начала нашей эры научились многому. Они изготовляли изящную посуду, строили глинобитные жилища и даже возвели пирамиду — усеченный конус из песка и глины, облицованный камнями и адобами (то же, что саман). Но произошло извержение вулкана Шитле, и дома земледельцев со всей утварью оказались погребены подслоем лавы.

Ученые предполагают — погибли не все. Часть сбежала в Теотиуакан. Возможно, именно они ускорили его развитие и вдохновили теотиуаканцев на создание огромных пирамид Солнца и Луны.

Расцвет Теотиуакана пришелся на первые века нашей эры и совпал по времени с расцветом Монте-Альбана и образованием первых царств майя. С сапотеками теотиуаканцы жили мирно, разделив сферы влияния. С майя дело обстояло по-другому. В 378 году военачальник Сиях-Как предпринял далекий поход, захватил власть в майяском Тикале и основал новую династию, подчиненную Теотиуакану. Как ни странно, завоевание пошло на пользу майя, а Тикаль в V столетии стал их самым крупным государством.

Теотиуаканцы вскоре позабыли о «вассалах», а в конце VII века первый «мегаполис» погиб.

Предшественники инков

Древняя история Южной Америки известна меньше. Кроме того, там зафиксировано несколько археологических рекордов.

Первый — эквадорский «человек из Отовало» и самым древним в Америке останкам — 33 тысячи лет!

Второй — мумии Чинчорро на чилийском побережье. Самые ранние из них датируются… VIII тысячелетием до нашей эры! Они — древнейшие в мире.

Эту традицию наследовали создатели культуры Паракас. Они также прославились экспериментами над черепами: изменяли их форму, проводили трепанации… Их преемники, знаменитые наска, перестали делать мумии в большом количестве, однако продолжали игры с черепом.

Северное побережье континента предлагает не меньше сюрпризов. В Эквадоре был поставлен очередной рекорд — обнаружена древнейшая в Америке керамика, начала III тысячелетия до нашей эры. В ней нашли сходство с японской, и с этих пор бытует версия о контактах между этими странами.

Традицию гончарного искусства развили другие культуры побережья. Самая яркая из них — культура мочика, существовавшая в Перу, поблизости от современного Трухильо.

Мочика сооружали города, в которых возводились пирамиды, жилые и общественные постройки; прокладывали оросительные системы, акведуки. Земледелие основывалось на ирригации и использовании заливных земель. Они выращивали маис, фасоль, картофель, юкку, чили, томаты, другие растения. Поля удобрялись гуано и мелкой рыбешкой. Рыбаки в тростниковых лодках часто выходили на промысел.

Мочика были искусными ювелирами — умели плавить, паять, покрывать медь позолотой. Из металлов изготовлялись украшения и некоторые орудия труда.

Занимались мочика и ткачеством, однако известность культуре принесли гончарные изделия — расписные и фигурные сосуды. Благодаря мифологическим сюжетам и «жанровым сценкам» на них мы и узнаем о жизни мочика. Их культура не оставила ни надписей, ни каменных скульптур. Летопись этого народа — «глиняная».

«Владыка Сипана»

«Визитная карточка» мочика — так называемые «портретные» сосуды, с потрясающей реалистичностью передающие черты живших когда-то людей: то ли царей древнего народа, то ли их поверженных врагов.

О богатстве и могуществе древних царей свидетельствует нетронутое погребение «Владыки Сипана», датируемое примерно 290 годом.

На груди почившего правителя были уложены медные диски, несколько десятков золотых, медных и серебряных орешков — элементы, украшавшие истлевшую одежду. Погребальное покрывало было расшито позолоченными медными пластинками и усыпано множеством раковин. Здесь же находились носовые вставки, нагрудные и ушные подвески из золота, веер из перьев с медной ручкой. Россыпью лежали тысячи жемчужин.

В правой руке покойного были золотой брусок и скипетр-нож, в левой — тоже брусок и скипетр, только медные. У шеи лежали два ножа: золотой — справа, медный — слева. Поверх головы находилась большая золотая диадема в форме полумесяца.

Сопровождали царя в загробный мир несколько слуг или рабов и, возможно, супруги, принесенные в жертву и похороненные тут же.

В исторические времена на землях мочика расположилось царство Чимор — самый могущественный соперник инков. Чиморцы тоже были искусными ювелирами и гончарами. Кто знает, может, мочика — их предки?

Самой древней цивилизацией Перу считается культура Чавин, чьи центры разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья. Главный, Чавин-де-Уантар, находится в горах — в 100 километрах от берега.

Эта культура процветала с 1500 года до нашей эры по 400 год и оказала огромное влияние на все цивилизации Андского региона. Некоторые считают ее «культурой-прародительницей», подобно мезоамериканским ольмекам.

Здесь существовало теократическое общество под властью царей и жрецов. Церемониальной столицей считался Чавин-де-Уантар, а на обширной подчиненной территории располагались менее значимые центры, вокруг которых селились общинники.

Пригодная для обработки земля находилась лишь в речных долинах, поэтому развилась ирригация. Хорошим подспорьем было скотоводство и традиционные промыслы — охота и рыбная ловля.

Знали чавинцы и ремесла. Именно с них началась традиция лепки «фигурных сосудов», изображавших людей и животных. Сосуд часто выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Культ кошачьих — ольмекская черта. Может, два народа контактировали? Жили они в одно время…

Чавин-де-Уантар — вытянутый прямоугольник, сочетание платформ, храмов и площадей. Самые известные памятники — храмовый комплекс «Кастильо» и две загадочных стелы: «Лансон» («Копье») из белого гранита высотой 4,5 метра, а также «Камень Раймонди» с рельефом существа с кошачьей мордой и жезлом в каждой руке-лапе. Назначение как этих, так и других чавинских памятников до сих пор осталось неизвестным.

Еще больше вопросов вызывает загадочная культура Тиауанако, существовавшая в Андах во II-I тысячелетиях до нашей эры. Ее церемониальный центр располагался на берегу высокогорного озера Титикака — более 3 тысяч метров над уровнем моря!

Культура Уари еще меньше изучена. Есть мнение, что две цивилизации создали одно государство с двумя столицами: религиозной — Тиауанако и светской — Уари…

После падения Тиауанако культура Уари распространилась на все области — повсюду ее центры с характерными постройками.

Архитектура этой культуры отличалась правильностью, симметрией, прямоугольной планировкой, символизируя централизацию власти и силу. Улицы, площади, дома окружались мощными каменными стенами. Возводились административные здания и «мастерские» из сотни комнат. На ступенчатых платформах размещались скульптурные изображения божеств.

Один из городов культуры Уари находился в Куско. В конце I тысячелетия он был заброшен, а через несколько веков в долину пришли инки…

Татьяна Плихневич

Восточные индейцы проживали на территории между Великими озерами на севере, Миссисипи на западе, Мексиканским заливом на юге и Атлантическим океаном на востоке. Северная часть этой территории принадлежала в период прихода европейцев различным племенам алгонкинской языковой группы.

На побережье Атлантики алгонкинские индейцы занимались рыболовством, в других местах возделывали кукурузу или фасоль. Для алгонкинских индейцев главным источником существования являлся дикорастущий в воде рис. Одно из этих алгонкинских племен, живущих у Верхнего озера, вписало золотыми буквами свое имя в историю национально-освободительной борьбы индейцев Северной Америки. К алгонкинским племенам относилось и . Важная роль принадлежала в индейских войнах также представителям других, говорящих по-алгонкински племен, объединившихся в XVII веке в Повхаттанскую конфедерацию. Именно с этими индейцами сталкиваются и ведут борьбу первые британские поселенцы.

В лесистой северной части востока нынешних США мы встречаемся с еще одной группой воинственных индейских племен - ирокезами. Эти индейцы занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу, подсолнух, арбузы, горох и фасоль), охотой на лесных зверей (лосей, бобров и особенно на оленей). Говорящие по-ирокезски племена (онейда, сенека, могауки, каюга, онондага) создали во второй половине XVI века самое сильное объединение в истории Северной Америки - Лигу ирокезов, к которой в 1722 году присоединилось еще шестое, проживающее южнее, племя ирокезской языковой группы тускарора.

Ирокезская лига, что удивительно, в главных антиколониальных боях североамериканских индейцев активно не участвовала. Заслуга в этом, конечно, принадлежит вождю умеренных взглядов Тайенданеге (белые называли его Джозеф Брант), по происхождению могауку.

Благодаря этому обстоятельству ирокезы до сих пор живут на своей первоначальной родине.

А многие ирокезы, особенно многочисленные сенека, проживают сегодня в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке.

На юге восточной части Северной Америки во времена прихода белых жили менее воинственные племена, к которым судьба была жестока. Почти все здешние индейцы, за исключением остатков , вынуждены были отправиться в первой половине XIX века в ссылку за Миссисипи или были полностью уничтожены.

Большинство юго-восточных племен принадлежали к мусконской языковой группе (чикасавы, крики, чоктавы, алабама и другие). Эти индейцы были прекрасными земледельцами, жили в отстроенных крупных деревнях, поддерживали торговые отношения с отдаленными областями Северной Америки и Мексики.

Из немусконских племен юго-востока необходимо вспомнить хотя бы живших в Джорджии и Каролине «двоюродных братьев» ирокезов - племя чироков. Эти индейцы в XIX веке создали первую свою письменность, печатали индейские книги и газеты, создали парламент и т. д. Однако и они были в первой половине XIX века изгнаны за Миссисипи.

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это - бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только - где-то в семнадцатом веке - индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей - индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку - травотс, носили знаменитые леггинс - кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки - военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее - в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются - также принадлежащие к атабаской языковой семье - их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,- несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло - оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло - всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище -«пуэбло».

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах - «месы» - в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

Индейцы калифорнии и северо-западного побережья

Калифорнию населяло множество малочисленных индейских племен самых различных языковых групп. Культура индейцев Калифорнии и северо-западного побережья Тихого океана (нынешних североамериканских штатов Орегон и Вашингтон) была гораздо более примитивной, чем культура всех других индейских групп Северной Америки.

Здешние индейцы добывали себе пропитание, собирая плоды и семена дикорастущих растений, жили в полуподземных хижинах землянках. Племена, живущие непосредственно на побережье, занимались еще ловлей рыбы и морских моллюсков. Многочисленные племена тихоокеанского побережья в XVII-XIX веках полностью вымерли.

Сегодня здесь осталось около тридцати индейских племен и небольших групп, из которых только диегено, принадлежащие к языковой группе юма, насчитывают 9000 человек. Другие здешние племена имеют лишь по несколько семей.

Коренные жители Америки получили свое название от Христофора Колумба. Знаменитый мореплаватель назвал всех аборигенов Америки одним словом - индейцы. На самом деле на территории современных Соединенных Штатов проживало множество племен, говорящих больше, чем на 300-х языках. В настоящее время сохранилось не более сотни наречий. В этой статье пойдет речь о коренных жителях Америки, которые проживали и проживают непосредственно на территории современных Соединенных Штатов Америки.

Численность коренных жителей США, до появления Колумба, определить не представляется возможным т.к. на первоначальном этапе, подсчетом индейцев никто не занимался. В связи с этим, диапазон называемых цифр огромен, от 8 млн до 75 млн человек. Сейчас, по данным переписи населения США, численность индейцев составляет чуть более 5 миллионов человек, что равняется 1,6% населения страны.

Индейцы различались не только по языку и роду занятий, но также и по жизненному строю.

Индейцы племени Пуэбло занимали территорию современных штатов Аризона и Нью-Мексико . До настоящего времени эта народность сохраняет свои традиции. Они проживают в глинобитных или каменных домах, построенных по типу многоквартирных, нередко в несколько этажей. Традиционно пуэбло занимаются земледелием, выращивая бобы и кукурузу. Также у представителей этого племени отлично получается создавать изделия из керамики, секреты изготовления которой передаются из поколения в поколение. Численность пуэбло на сегодняшний день составляет около 32 тысяч человек.

Навахо – среди индейских племен самая многочисленная группа. Сегодня она насчитывает по разным оценкам от 100 тысяч до 200 тысяч человек. Навахо занимали территории юго-запада США, проживали по соседству с пуэбло. Занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыболовством. В последующем занялись ткачеством, которое и по сей день остается одним из самых главных их ремесел.

Интересно, что в годы второй мировой войны был создан особый шифр навахо, которым пользовались для передачи и получения сообщений. 29 индейцев, служившие на флоте США, взяв за основу свой язык, получили уникальный код, которым успешно пользовались в армии и в послевоенные годы.

Ирокезы – воинственный народ. Объединял несколько ирокезоязычных племен: каюга, могавки, онондага, онайда. Занимали центральную часть США: штаты Пенсильвания , Огайо , Индиана , Иллинойс . Земледелием у них занимались в основном женщины. Мужчины ходили на охоту, рыбную ловлю, воевали. Жили ирокезы в деревнях с численностью до 3-х тысяч человек. Довольно часто всей деревней переселялись на новое место с более плодородной землей. На территории США в данный момент насчитывается около 35 тысяч представителей ирокезов.

Гуроны – северные соседи ирокезов и ближайшие их родственники. Представители этого племени первыми начали торговые отношения с европейцами. Численность гуронов сократилась с 40 тысяч до 4 тысяч человек.

Чероки – ирокезоязычное племя, жившее обособленно, собственным укладом с численностью примерно 50 тысяч человек. Изначально племена чероки были разбросаны по территории штатов Северной и Южной Каролины , Виргинии , Алабамы и Джорджии . Сейчас чероки проживают в основном в Оклахоме , их насчитывается порядка 15 тысяч человек. Вождь племени Секвойя стал основателем слоговой азбуки языка чероки в 1826 году. Двумя годами позже он начал выпускать газету «Чероки Феникс» на языке своего народа.

Могикане – самое мирное племя, проживавшее на территории штатов Нью-Йорк и Вермонт . Предположительно, в начале XVII века их насчитывалось около 4 тысяч. В настоящее время потомки могикан проживают на территории Коннектикута , с численностью всего в 150 человек.

Народы сиу или дакота кочевали в основном по территориям штатов Северной и Южной Дакоты , Монтаны и Вайоминга , охотясь на бизонов. Эта народность включает несколько племен, говорящих на языках сиуанской семьи. Сейчас представители народа проживают на севере США и насчитывают около 103 тысяч человек.

Рассел Минс – американский киноактер, самый знаменитый из народности сиу. Роль вождя Чингачгука самая известная из сыгранных им. Минс активно занимался общественной деятельностью, а также выступал за права индейцев.

Куана Паркер – известный вождь команчей. Активно занимался политической деятельностью, отстаивал права индейцев.

Сегодня коренные жители США практически утратили свой язык, пользуются им только дома, внутри семьи. Большинство индейцев полностью переняли уклад белых людей. Однако, несмотря на это, коренные жители Америки любят свою землю, чтят традиции своих предков, передавая их из поколения в поколение.

А также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

История

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки , только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики , среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы , 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.