Образная система романа война мир. Сочинение на тему Система образов романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Образная система романа «Война и мир» Толстого

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.

Многообразный мир художествен­ного произведения не только труд­но, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то оп­ределенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяс­нить с помощью логических формул, понятий, гра­фиков или схем. Богатство художественного содер­жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.
Что было важнее всего для Толстого при со­здании “Войны и мира”? Откроем

Начало третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте­ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж­бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза­висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре­образований.
Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не­укротимая стихия, противостоящая любым явлени­ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю­дей. На этом и строится система образов в “Войне и мире”.
Есть люди, которые живут нормальной, естествен­ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен­ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре­ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи­ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт­ным теориям, мир, который в основе своей мертв.
Толстой принципиально не принимает любую тео­ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль­ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен­ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби­мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.Возникает представление о двух началах в жиз­ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз­ни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело­веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.
Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти­народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако­нец, “кутузовского” и “наполеоновского”.
Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое­образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую­щие лица. Что касается любимых толстовских геро­ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

  1. Война и мир это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром. О. Мандельштам Если задать кому-нибудь вопрос: Что такое настоящая жизнь? вряд ли кто-нибудь даст...
  2. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и...
  3. Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева – мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских...
  4. Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как всенародная героическая эпопея:...
  5. Роман – эпопея “Война и мир” – вершинное произведение Л. Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий....
  6. Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот...
  7. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в...
  8. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его...
  9. С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной цели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни...
  10. Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои Романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого...
  11. Из эпилога романа мы ничего не можем узнать о будущем Нехлюдова. “Дело его с Катюшей было кончено. Он был не нужен ей, и ему это было и грустно и стыдно....
  12. Антитеза (противопоставление) – один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов....
  13. В романе Л. Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской)....
  14. Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для...
  15. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях...
  16. Пьер Безухое – один из любимых героев Толстого. Жизнь его – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный...Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но...
  17. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет...

Оксана Вениаминовна СМИРНОВА - учитель русского языка и литературы «Традиционной гимназии» (Москва).

Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Перед вами два урока на одну тему, присланные нам из Москвы и Ижевска. Они поступили на конкурс «Первый урок». Первый урок - самый важный, в нём задается вся логика движения внутрь произведения. Особенно это важно, если произведение объёмное. Или даже очень объёмное - такое, как «Война и мир».

Словесники Наталья Ванюшева (наш давний автор) и Оксана Смирнова (наш дебютант) справляются со своей задачей виртуозно. Лучший показатель успешности присланного материала: когда читаешь, хочется немедленно провести урок самому, в своём классе. Я испытал это чувство дважды, при чтении каждой разработки (и теперь, кстати, не знаю, как же мне в этом году начать «Войну и мир» - по-ижевски? По-московски? Или придумать что-то третье?). Думаю, что и читателей этого номера по-настоящему захватит ход мысли, предложенный для первого урока по великому роману такими разными и при этом такими близкими друг другу (и нам!) авторами.

Напоминаем, что подведение итогов конкурса произойдёт в конце учебного года. Однако отдельные материалы будут появляться на страницах газеты и ранее этого срока.

С.В.

Место урока в теме * . Урок открывает изучение романа-эпопеи «Война и мир»; он первый после очерка жизни и творчества Л.Н. Толстого. На предыдущем уроке было рассказано, как формировался замысел романа и каким образом произведение связано с эпохой великих реформ (60-е годы ХIХ века).

Примечание редакции

* Наши читатели знают, что обычно мы не печатаем формально-парадную часть конспекта урока - цели, задачи, оборудование… Как правило, она состоит из набора унылых штампов. Сегодня делаем исключение: О.Смирнова показывает, как можно, оставаясь в рамках жанра, тем не менее говорить понятными человеческими словами.

Цели урока . 1. Ввести учащихся в круг этических проблем, затронутых Л.Н. Толстым в романе. 2. Показать, что проблемы, поднятые в романе, близки любому человеку, в том числе и современному школьнику. 3. Снять психологический барьер, возникающий у многих учащихся в начале работы с большим и сложным классическим текстом; вызвать интерес к дальнейшему изучению произведения.

Задачи урока . 1. Ввести понятие “роман-эпопея”. 2. Выявить и осмыслить основной композиционный принцип, на котором строится «Война и мир» (антитеза). 3. Определить критерии, по которым Л.Н. Толстой даёт нравственную оценку своим героям. 4. Составить общее представление о системе образов романа как о чёткой структуре, связанной с проблематикой романа. 5. Создать атмосферу свободного обмена мнениями по жизненным проблемам, поднятым Л.Н. Толстым в романе.

Ход урока

Своеобразие жанра

Слово учителя. «Война и мир» - роман необычный. Ничего похожего по замыслу в русской литературе до него не появлялось. Попробуем определить, в чём же его отличие от других романов, уже знакомых русской публике к 60-м годам ХIХ века. Возьмём для сравнения роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На доске и в тетрадях составляется таблица-сопоставление .

Если первые две строки говорят в основном о количественных различиях, то последняя - о качественном отличии эпоса от романа: герой эпоса - народ, герой романа - индивидуальная личность (Бахтин М. Эпос и роман). Обратим внимание на этот пункт. «Война и мир» не эпос и не роман в чистом виде, это роман-эпопея. Здесь судьбы героев тесно связаны с судьбой всего народа. (Краткая запись в тетради .)

Вопрос на проверку понимания:

- Какие ещё романы-эпопеи вам известны?

Школьники называют «Тихий Дон» М.А. Шолохова, некоторые - «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкиена. Иногда называются и другие тексты: в последние годы жанр стал часто использоваться в фэнтези.

Прежде чем перейти к следующей части урока, вызываем одного ученика, который переносит на доску сделанную дома работу - деление героев на лагери.

Своеобразие «Войны и мира» как романа

Слово учителя. Итак, «Война и мир» сочетает в себе черты эпоса и черты романа. Существует множество разновидностей романа. Какие из них вам известны? Черты каких вы видите в романе Л.Н. Толстого?

В ответах могут прозвучать самые разные определения: рыцарский, детективный, фантастический роман и т.д. Из ответов нужно выделить (или подсказать) следующие жанровые определения:

- исторический роман (обратим внимание: эпическая дистанция - разница между временем дейст­вия и временем написания произведения - для «Войны и мир» пятьдесят лет; школьники часто не осознают, что для Л.Н. Толстого 1812 год - уже историческое прошлое, как для них самих Великая Отечественная война);

- семейный роман (в итоге - история возникновения семьи Безуховых–Ростовых);

- философский роман , переходящий местами в чисто философское сочинение.

Некоторые ученики могут вспомнить классификацию, делящую все романы на два типа: “экстенсивный” (рыцарский, плутовской, бытописательный роман, где эпизоды могут нанизываться на условный сюжет до бесконечности) и “интенсивный” (роман, в центре которого судьба героя, его становление и выбор жизненных ценностей). Эта классификация рассматривалась нами в связи с «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголя.

Обратим внимание на то, что «Война и мир» - несомненно “интенсивный” роман.

- А есть ли в «Войне и мире» какой-то главный герой?

Мнения могут разделиться. Чаще всего главным героем «Войны и мира» называют Пьера Безухова. Он причастен ко всем важнейшим событиям романа, присутствует в нём от начала до конца. Л.Н. Толстой сумел ввести Пьера даже в такие эпизоды, где тот, казалось бы, никак не мог появиться - например, в описание Бородинского сражения.

Система образов романа «Войны и мир»

Слово учителя. Итак, мы будем иметь дело с романом-эпопеей, в котором присутствует огромное количество героев. Мы даже затруднялись выделить среди них главного. Однако, читая роман, мы легко ориентируемся в этом множестве лиц. Отчасти это происходит благодаря дару Л.Н. Толстого, который создаёт очень яркие образы даже эпизодических героев. Отчасти - благодаря той ясной, убедительной системе, в которую он выстроил все образы своей эпопеи. Обратимся к домашнему заданию: вы должны были проверить гипотезу о том, что почти все герои «Войны и мира» легко делятся на два лагеря.

Примечание . При объяснении задания учитель избегал “подсказок”. Когда ученики спрашивали, как делить героев (по полу, возрасту, роду занятий, “историчности”), им было предложено не пользоваться заранее выбранным критерием, а довериться интуиции. Расчертить лист тетради на три вертикальных столбца. Выбрав любого из героев (произвольно), вписать его имя в первый столбец; о каждом следующем спросить себя, будет ли он в одном “лагере” с первым. Если “да” - вписать его имя в тот же столбец, если “нет” - во второй; если однозначного ответа нет - в третий.

Таблица , вынесенная учеником на доску, достаточно предсказуема, а если это не так, класс бурно выражает своё несогласие в процессе обсуждения.

Примерный вид таблицы (заголовки появятся в конце работы).

Список “спорных” героев варьируется, но всегда присутствует. Спор о них (обычно очень жаркий) нужно остановить после первого обмена репликами.

Может быть, нам легче будет договориться, если мы, имея перед глазами два “бесспорных” столбца, сумеем понять, по каким критериям сформированы эти “лагери”? Запишите в тетрадях ваш вариант этих критериев. Время ограничено: 2–3 минуты.

Ученики обычно предлагают разные критерии. В процессе обсуждения нужно обратить их внимание на то, что некоторые этические “штампы” к системе Л.Н. Толстого неприменимы. Так, и самые его любимые герои могут быть эгоистами, страстно желать своего личного счастья (и не думать всегда только о других), поступать жестоко и несправедливо по отношению к близким людям (конкретные примеры приведут сами ученики ). Толстой вовсе не пытается изобразить “идеальных” героев - он хочет сделать их как можно более живыми и правдоподобными. Абстрактное деление на “положительных” и “отрицательных” в духе классицизма вообще неприменимо к вершинному реалистическому роману. Из всего, что скажут ученики, необходимо вычленить (или помочь наводящими вопросами) следующие критерии (их нужно кратко записать в тетрадь прямо по ходу обсуждения).

  • Цели . Чего герой хочет добиться в жизни? Важнейшая мысль Толстого: есть цели истинные (семья, любовь, спасение своей страны и т.п.); их достижение приносит человеку чувство удовлетворения и делает его счастливым. Есть цели ложные: карьера, власть, богатство, любовные “победы” и т.п. Их достижение не может насытить душу человека, а потому те, кто за ними гонится, воистину “ненасытны”. (Напомним слова Толстого: тот, кто съест два обеда, возможно, получит удовольствие, но не достигнет своей главной цели: он не насытится, а только испортит себе желудок.)
  • Средства для достижения целей. Второй важнейший критерий. Герои первого “лагеря” хотят быть счастливы, но не “за счёт” других. И если им случается добиться исполнения своих желаний, причинив боль ближним (как старый Болкон­ский - княжне Марье, а князь Андрей - Лизе; возможны другие примеры), они тоже от этого страдают. Герои второго лагеря всех окружающих рассматривают исключительно как средство для достижения соб­ственных (к тому же и ложных) целей. Так, князь Василий пытается получить наследство графа Безухова, а потом ловко женит Пьера на Элен, чтобы это богатство не ушло из рук его семейства. Счастье Пьера его нисколько не интересует, равно как счастье княжны Марьи - её он сватает за Анатоля. Сам Анатоль хочет увезти Наташу буквально как вещь, которая может удовлетворить его минутную прихоть. О том, чем это обернётся для девушки, он не задумывается ни на минуту.
  • Совесть . То страдание, которое испытывают герои первого лагеря, причинив боль или вред другим людям, совершив нечто бесчестное. Герои второго лагеря этого чувства совершенно лишены.
  • Естественность . Любимая мысль Толстого: ложные (постыдные) цели и бессовестные средства их достижения герои второй группы вынуждены скрывать под маской внешнего приличия. Они постоянно играют роль, изображая из себя то, чем на самом деле не являются (умных, добрых, честных людей, истинных патриотов и т.д.). И наоборот: люди по-настоящему добрые, честные, совестливые ведут себя в романе, как правило, естественно: им нечего скрывать и нет нужды притворяться. К тому же и цели, которые они ставят пред собой, по мысли Толстого, естественны для человеческой природы (на вступительных уроках шла речь о влиянии Ж.Ж. Руссо и его педагогической теории на формирование толстовских взглядов).
  • Народность . Способность разделять мировоззрение простого русского народа, чувствовать так же, как простые люди. С точки зрения Толстого, именно простой народ является носителем и хранителем истинных нравственных ценностей (подробнее об этом речь пойдёт на следующих уроках).

Ученики могут назвать ещё несколько важных критериев, не являющихся, однако, универсальными. Например, часто называется (в том числе и в специальной литературе) способность героев к развитию. Действительно, герои второго “лагеря” статичны. Однако статичны и такие совершенные, с точки зрения Толстого, герои, как Кутузов и Платон Каратаев: они показаны в романе уже достигшими вершины, их путь остался “за кадром”. И наоборот: среди героев “спорных” есть как минимум один, кто сильно изменяется по ходу действия - но не в лучшую, а в худшую сторону. Это Борис Друбецкой.

Сформулировав основные критерии, по которым строится система образов романа, обратимся к тем самым “спорным” героям.

Борис Друбецкой попадёт во второй “лагерь”: в романе он на наших глазах выбирает свою цель в жизни (богатство и карьера) и отказывается от всякой надежды на настоящее счастье (вместо Наташи - Жюли Карагина).

Старый Болконский не меняет убеждения на карьеру (живёт в опале) и хочет видеть своих детей счастливыми и достойными людьми. Он бывает жесток и несправедлив, но сам от этого страдает, а перед смертью просит у дочери прощения. Это герой первого “лагеря”.

Лиза Болконская должна бы относиться к первому лагерю почти по всем критериям: она хочет любви и семейного счастья, она никому не делает и не желает зла. И на фоне светского кружка маленькая княгиня выглядит на редкость естественной (и князь Андрей её когда-то полюбил за лучшие её черты, не за одну лишь красоту). Однако Лизу растили для света, а потому её взгляды и понятия искажены (она не понимает, почему князь Андрей хочет сам участвовать в войне и добиваться славы подвигами, когда она прекрасно может через свои связи устроить ему какую угодно карьеру). И естественность её на фоне настоящих, действительно естественных отношений пропадает. Лиза ведёт себя, как заводная кукла, повторяя по пять раз одну и ту же фразу. Оставим её в “спорном” столбце: она принадлежит второму лагерю, но она его жертва.

Спор о Соне на этом уроке лучше не начинать. Учитель обещает, что у всех желающих будет возможность высказаться об этой героине письменно, в сочинении. То же и Долохов . Если не найдётся ученика, который сразу даст исчерпывающую нравственную оценку этому герою, вопрос о нём стоит оставить для самостоятельной творческой работы.

Оценка императора Александра I в романе однозначна, но для учеников она иногда бывает неприемлемой в силу их монархических пристрастий. Иногда кто-нибудь оспаривает и толстовскую оценку Наполеона (реже - Кутузова ). Говоря об этих героях, нужно подчеркнуть, что они такие же персонажи романа, как и вымышленные герои. Ни в коем случае нельзя отождествлять их с реальными историческими лицами. Толстой хочет романом доказать свой взгляд на ход истории и роль отдельных личностей в этом процессе. И он, в пылу полемики с историками своего времени, бывает и несправедлив.

- Подумайте, как соотносится получившаяся система образов с названием романа?

Ученики могут задать вопрос: а в каком смысле употреблено в названии слово “мир”? Ведь это очень многозначное понятие. Даже если вопрос не задан, нужно обратить внимание на то, что в старой орфографии “мир” в заглавии читался как отсутствие войны, однако в тексте романа обыгрывались и другие значения: мир - единство, гармония отношений, некая общность и любовь между людьми (подробнее о них речь пойдёт позже).

Ответ на вопрос не всегда очевиден для школьников. Некоторые с удивлением отмечают, что в обоих лагерях много людей военных и много таких, кто никакого отношения к армии не имеет. Тогда необходимы дополнительные вопросы:

- А все ли военные одинаково относятся к войне? И нет ли у понятия “война” каких-то дополнительных смыслов - как и у слова “мир”?

В первом лагере (“лагере мира”) офицеры воюют так, чтобы по возможности сохранить жизнь солдатам; они - как и автор - предпочли бы не воевать совсем, хотя им не откажешь в храбрости и полководческих талантах. Солдаты не испытывают ненависти к своим противникам, видят в них людей. Где бы ни подвизались “герои мира”, они стремятся создать вокруг себя мир в широком смысле слова - некое гармоничное единство (“Да здравствует весь мир!” - как радостно кричит Николенька Ростов).

Во втором лагере войну ценят как верный способ достичь цели: извлечь из неё выгоду и сделать с её помощью карьеру. Одни ищут простого повышения по службе, другие - как Наполеон - хотят встать над всем миром. Жизнь других людей в их глазах ничего не стоит: другие - только средство, сколько бы их ни было, единицы или сотни тысяч. Точно так же относятся к людям и те герои этого “лагеря”, которые, казалось бы, не имеют отношения к войне: князь Василий и Элен Курагины, к примеру. И точно так же, как Наполеон, Элен сеет вокруг себя раздоры, разрушения, несчастья. Война есть только крайнее выражение определённой жизненной позиции - мы уже поняли, какой.

- Ко всякой ли войне Л.Н. Толстой относится так плохо?

Этот вопрос иногда задают сами ученики. Или просто говорят о противоречии: Толстой называет войну делом, противным совести и человеческой природе, но в его романе война 1812 года оказывается событием спасительным, не давшим злу восторжествовать на свете.

Современные школьники совсем незнакомы с диалектикой, потому вряд ли удастся объяснить им в конце урока суть этого диалектического противоречия. Достаточно понять, что война 1812 года дей­ствительно стала войной против войны. Это наглядно видно даже при беглом сопоставлении двух полководцев: Наполеон воюет ради войны, Кутузов - ради того, чтобы с войной было покончено. В определённом смысле эти герои являются своего рода “предводителями” - каждый своего “лагеря”. А отношение к войне - ещё одним (но тоже не универсальным) критерием, по которому разделены герои романа.

Оговорим специально: раз это критерий не универсальный и даже не основной, мы не сможем употреблять наше рабочее название двух групп в серьёзных сочинениях и ответах (особенно экзаменационных). Такая терминология не является общепринятой, но суть разделения она передаёт достаточно точно. Эти лагери отчётливо противопо­ставлены друг другу - как в названии романа противопоставлены война и мир.

- Как называется резкое противопоставление образов или понятий?

Это антитеза . И мы можем записать, что антитеза - это главный композиционный принцип романа «Война и мир».

4. Домашнее задание. Сравнить два “приёма”, показанных в начале романа: вечер у Анны Павловны Шерер и именины у Ростовых.

Образная система романа «Война и мир» Толстого

Первичными для характеристики образов Толстого считаются два критерия:

Отношения к Родине и родному народу.

Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.

Роман начинается изображением светского общества – салона Анны Павловны Шерер, в котором царят ложь и лицемерие. Завсегдатаи салона описаны сатирически. Кругом их интересов являются придворные сплетни, интриги, разговоры о деньгах и карьере. Эгоистическая жизнь аристократов, воплощена в образах Курагиных. Василий Курагин пытается стать наследником графа Безухова, а когда становиться ясно, что это невозможно, он всеми правдами и неправдами пытается выдать замуж за Пьера Безухова свою дочь Элен, красивую, но бездушную кокетку. Но и этого Василию мало и он решает женить сына Анатоля, «беспутного дурака», на богатой княжне Болконской. Курагины не способны действовать напрямую, поэтому добиваются своих целей обходными путями.

Иронически Лев Толстой изобразил князя Бориса Друбецкого, который, по мнению многих, человек больших возможностей. Он умный, волевой, активный, но постепенно автор раскрывает его холодное корыстолюбие. Это ярко проявляется, когда он достигает своей цели – богатства, женившись на некрасивой Жюли Карагиной.

Иронические мотивы имеют место и в изображении Берга, зятя Ростовых, полковника «с Владимиром и Анною на шее». Отсиживаясь в штабе, он нахватался немало наград, а приехав в Москву, рассказывает графу Ростову о доблести российских войск. Однако обеспокоен он никак не судьбой войска и страны, а только личными корыстными интересами.

Автор также развенчивает и государственную администрацию, сатирически изображая Ростопчина, далекого от народа, и Аракчаева, который проявляет свою преданность императору Александру, используя жестокость и насилие.

Иначе изображено провинциальное дворянство, близкое к народу. Автор ценит в Ростовых простоту, гостеприимство, жизнерадостность, любовь и уважение, а также хорошее отношение к крестьянам. Николай Ростов, женившись на Марии Болконской, стал внимательным к жизни простых людей хозяином. Однако Толстой не приукрашивает жестокости крепостного хозяйства помещиков.

С глубокой симпатией автор изображает гордую и независимую семью Болконских. Старший Болконский – упертый, властный, ни перед кем не преклоняется, образованный и честный, но в тоже время человек с тяжелой судьбой. Он воспитал достойных детей – сына Андрея, который пытается найти смысл жизни, и дочь, нежную княжну Марию, её призвание – любовь и самопожертвование. Лев Николаевич Толстой считает, что провинциальное дворянство имеет народную основу, поэтому в романе Ростовы, Болконские и Пьер Безухов противопоставляются столичной аристократии и хозяйской бюрократии.

Кроме анализа образной системы «Войны и мира» также доступно:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
  • Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Важное значение в романе имеет Адольф Берг – муж веры Ростовой. Он ярый карьерист и эгоист. С женой его сближает темперамент и отношение к семейной жизни.

Еще одним значимым персонажем является Платон Каратаев. Несмотря на неблагородное происхождение его роль в романе крайне важна. Обладание народной мудростью и понимание принципов счастья дает ему возможность влиять на формирование Пьера Безухова.

Таким образом, в романе активно действуют как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи. Толстой не обременяет читателей излишней информацией по поводу родословной семей, он активно рассказывает только о тех представителях, которые активно действуют в рамках романа.