Курсовая работа - Пейзаж и его художественные функции в романе А.Пушкина Евгений Онегин - файл n1.doc. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

Самим А. С. Пушкиным жанр произведения «Евгений Онегин» определен как роман в стихах. Этот жанр придает тексту те черты, которые заметно отличают его от романа прозаического, и гораздо сильнее выражает мысли автора.
Кроме этого, своеобразие роману придает и постоянное присутствие в нем автора. Он одновременно и повествователь, и действующее лицо. И поэтому намного легче трактуются отношение его к героям, взгляды на современное общество, нравы и многое другое.
Ю. М. Лотман проводит интересное сравнение Пушкина с актером, отвлекшимся от игры пьесы, вышедшим на авансцену и начавшим беседу со зрителями. После чего он вдруг вновь возвращается в роль.
Благодаря многочисленным лирическим отступлениям можно намного лучше узнать самого автора, познакомиться с его биографией. К примеру, описывая жизнь Онегина в Петербурге, мы легко улавливаем то, что автору знакомы эти картины. «Там некогда гулял и я…» – рассказывает он о городе «на брегах Невы». Кроме того, в первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России…

Это слова автора о том, что судьба разлучила его со страной, они дают представление о пребывании Пушкина в южной ссылке. Кстати, возвращаясь ко II строфе первой главы, мы замечаем еще один момент, намекающий читателю о пушкинских ссылках и о напряженных отношениях с государем: к примеру, автор говорит: «Но вреден север для меня».
Кроме того, самыми, пожалуй, яркими и запоминающимися лирическими отступлениями являются те, что создают «картины жизни, времени» в романе. Например, включение имен и фамилий реальных деятелей культуры и искусства: Фонвизина, Княжина, Истоминой; также нужно обратить внимание на описание театра, а затем Москвы.
Достаточно вспомнить первую главу и строфы с XVIII по XX.

…Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…

Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в это звуке

Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с ними. Автор обращает наше внимание на все времена года. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» и «…На солнце иней в день морозный». «Северное лето», которое автор называет «карикатурой южных зим». Весна – «пора любви». И любимая автором осень: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась».
Описания природы связаны с характерами самих персонажей. Кроме того, природа является еще и общим фоном, своеобразной декорацией для всего романа. Она мир, в котором обитают герои. Мне кажется, природа играет определенную роль в произведении. Она сопровождает персонажей на протяжении почти всего действия. Природа помогает раскрыть их характеры. К примеру, любовь Татьяны к своей родине автор подчеркивает строками

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…

В. Г. Белинский дал очень точное определение роману, назвав его «энциклопедией русской жизни». Лирические отступления формируют суть свободного романа. Через диалог с читателем и с помощью лирических отступлений автор воссоздает картину современного ему общества. Он рассказывает о воспитании молодежи, о балах, о моде, о театре.
Немало рассуждений посвящено русской литературе, иноязычным словам, внедрившимся в наш язык, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех эти слов на русском нет…

Он беседует с читателем строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа. Образ автора многолик. Как я уже говорила, он и действующее лицо, он и рассказчик. Кроме того, предстает перед нами и в роли читателя: «пересмотрел все это строго…». Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу.
Роман, построенный на обращении к читателю, был неким новым лучом в русской литературе XIX века. И, как показало время, это новаторство не осталось неоцененным и незамеченным. «Евгений Онегин» по прежнему является одним из знаменитейших русских литературных произведений.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

  1. Новое!

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу

Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

Пора покинуть скучный брег

Мне неприязненной стихии

И средь полуденных зыбей,

Под небом Африки моей,

Вздыхать о сумрачной России…

Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

“Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исторические отступления в романе «Евгений Онегин»

«Перечитаем прежде всего эпиграфы: Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. (11, стр. 181) Они намечают основную тему седьмой главы -- тему Москвы, куда Пушкин переносит действие романа. Эпиграфы свидетельствуют о том, что поэт смотрит на Москву не как на вторую столицу, а как на любимый русский город, с наибольшей силой и полнотой олицетворяющий Родину, средоточие одной любви, и преклоняется перед великой ролью в истории Русского государства.»(7, стр. 15)

Г. Белинский писал: «Первая половина 7-й главы,.. как-то особенно выдается из всего глубокостью чувства и дивно-прекрасными стихами.

Здесь Пушкин рассуждает о будущем России, о будущих дорогах, рассказывает о настоящих. Такое ощущение, что это ему принадлежит фраза, что на Руси две беды: дураки и дороги.

«…(Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир…»(11, стр. 194)

«Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет…»

«Зато зимы порой холодной…

…Дорога зимняя гладка…» (11, стр. 194)

И перед нами как - будто карта Москвы:

«Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы…» (11, стр. 194)

«В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе! Москва...как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! » (11, стр. 194)

Петровский замок находился недалеко от въезда в Москву. В 1812 году, во время похода в Россию, Наполеон спасался в нем от пожара, охватившего Москву и Кремль.

«Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон ,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.» (11, стр. 195)

В романе Пушкин описывал и прекрасно соотнес пейзажи разных городов, и деревень. Имею в виду Петербург и Москву. И деревню Онегина и Лариных.

«Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы ", сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…»(11, стр. 195)

Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» -- первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно» . А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа и о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» можно разделить на несколько групп:

1) Автобиографические отступления (воспоминания о юношеской любви, отсылки к биографии, отступления о переоценке романтических ценностей). Описывая действие, Пушкин остается на страницах романа. Он впрямую разговаривает с читателем, он не оставляет героев, потому что им трудно; он хочет помочь им жить - и нам тоже; он с открытой душой раздает нам то богатство, которое накапливал всю жизнь: мудрость и чистоту своего сердца…

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений -- мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу;

Цензуре долг свой заплачу

И журналистам на съеденье

Плоды трудов моих отдам;

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

(Гл. I, строфа LX)

3)Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии). Именно тут впервые на протяжении II главы перед читателем открыто проявляется сам Пушкин, как будто подхватывая грустные мысли Ленского:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время…

Пушкин пишет эти строки, когда ему вот-вот исполнится двадцать пять лет: еще, казалось, рано задумываться о смерти, о смене поколений, об уходе из жизни. Но Пушкин был мудр даже в молодости, он умел такое подарить людям, что дух захватывает и жить хочется:

Придет, придет и наше время.

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

(Гл. II, строфа XXXVIII)

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(Гл. VI, строфа XXXIII)

Шестую главу «Онегина» он кончил в середине 1826 года и, хотя обещал читателям вернуться к своему герою, не возвращался к нему долго - трудное было время. Вот почему так грустно начинается VII глава; горькие философские мысли приходили ему на ум, когда он видел просыпающуюся весну:

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна

Иная, старая весна…

(Гл. VII, строфы II-III)

Философские размышления о судьбах и будущем России перемежаются житейской иронией над вечными российскими проблемами. Российские дороги, немало измучившие поэта, не меняются со времени Соловья-разбойника и - так думает Пушкин - если изменятся, то «лет через пятьсот». Тогда наступит блаженство:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

Это не насмешка - про трактир, это стон человека, много ездившего по стране, где:

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит.

(Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)

4) Отступления на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях: мы видим то убежденного эпикурейца, насмехающегося над скукой жизни, то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался…

(Гл. VIII, строфы X-XI)

Дружба для Пушкина - не только одна из главных радостей жизни, но и долг, обязанность. Он умеет относиться к дружбе и друзьям всерьез, ответственно, умеет думать о человеческих отношениях, и мысли его далеко не всегда веселы:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами -- себя.

(Гл. II, строфа XIV)

Авторские отступления о любви имеют бесценное значение. Любовные атрибуты, за которыми действительно любовь и настоящее чувство, и в тоже время, внешнее проявление этих чувств, которых на самом деле нет, изображены Пушкиным мастерски:

Чем меньше женщину мы любим.

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя…

(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

(Гл. VIII, строфа XXIX)

Сюда же можно отнести многочисленные отступления о женских ножках, о вине, кухне, альбомах, которые точно и верно трактуют события и нравы того времени:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

(Гл. I, строфа XXIX)

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

(Гл. IV, строфы XXVIII-XXX)

5) Образ лирического с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой -- остается целостным и гармонически законченным. Сюда входят авторские отступления о культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

Волшебный край! там, в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись.

(Гл. I, строфа XVIII)

Пушкин опять, не таясь и не прячась, беседует с читателем о книгах, о литературе, о деле поэта, о том, что волнует его больше всего:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

(Гл. III, строфы XI-XIII)

Могу ли их себе представить

С «Благонамеренным» в руках!

Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль, милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Чаще природа показана сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

(Гл. V, строфа I)

6) Отступления на гражданскую тему (о героической Москве 1812 года). Пушкин умел отделять парадный, казенный патриотизм царских манифестов и светских раутов от того народного патриотизма, который живет в душе каждого честного человека. Именно свое отношение к Москве он показывает через торжественные и возвышенные строки:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(Гл. VII, строфа XXXVII)

В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» , поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина.