Онегин и ленский нравственно философская проблематика романа. Нравственные проблемы в романе евгений онегин. Уникальный русский роман

Проблематика и герои романа «Евгений Онегин»

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах «Евгений Онегин», необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой» - изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный «лирический дневник» автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа «Евгений Онегин».

Итак, перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).

… мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

… рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков

из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам - большой.

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина «вовремя созреть», из «преждевременной старости души». То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Ее портрет, он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Для Онегина любовь - «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

«Евгений Онегин» - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Умение отразить «склонность» человеческой натуры «к противуречию», сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: «Мы все учились понемногу...», «Мы почитаем всех нулями...», «Мы все глядим в Наполеоны», «Так люди, первый каюсь я,// От делать нечего друзья...»

Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призывает «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать "… окаменеть// В мертвящем упоенье света,// В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава:

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света» (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995).

«Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света», появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: "… от друзей спаси нас, Боже!" Сравните язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне (строфа XXXV):

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». Ибо в истинной дружбе предательство - грех самый страшный, который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Обратим внимание на эти стихи, они - одни из важнейших, центральных в русской литературе XIX века. Пушкинская формула ляжет в основу «Преступления и наказания», «Войны и мира». Наполеоновская тема впервые осознана и сформулирована Пушкиным как проблема цели жизни человека. Наполеон здесь фигурирует не как романтический образ, но как символ психологического настроя, согласно которому личность ради своих желаний готова подавить, уничтожить любую преграду: ведь окружающие люди - лишь «двуногие твари»!

Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы.

В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилия писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Труд упорный ему был тошен». Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади, в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание, разгадать предназначение. Этот мотив - центральный в творчестве Лермонтова, осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова.

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского - катастрофа. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть// Убийцу брата своего». Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: "…Татьяна - это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе - кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном

образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все ее совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа<…>.

Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает, она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака - нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина» (а не южная или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна» <…>. Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание <…>. Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет <…>. Татьяна отсылает Онегина <…>. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею <…>."

Кульминационный момент сюжета - шестая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный («для блага мира, иль хоть славы был рожден») и приземленный («обыкновенный удел»). И для него важно не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама жизнь человеческая не имеет ценности. Для автора она - ценность величайшая, онтологическая. Поэтому так отчетливо видны авторские симпатии и антипатии в романе «Евгений Онегин».

Отношение автора к героям романа всегда определенно и недвусмысленно. Отметим еще раз нежелание Пушкина, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным: «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной». Напомним о неоднозначности оценки автором Евгения: по мере написания романа его отношение к герою меняется: годы идут, меняется сам автор, меняется и Онегин. Герой в начале и конце романа - два разных человека: в финале Онегин - «лицо трагическое». Для автора главная трагедия Онегина заключается в разрыве между его истинными человеческими возможностями и той ролью, которую он играет: это одна из центральных проблем онегинского поколения. Искренне любя своего героя, Пушкин не может не осудить его за страх нарушить светские условности.

Татьяна - любимая героиня Пушкина, наиболее близкий автору образ. Поэт назовет ее «милым идеалом». Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов: бескорыстного отношения к миру, близости с природой, национального сознания.

Отношение автора к Ленскому - любовно-ироническое. Романтическое мироощущение Ленского во многом искусственно (вспомним сцену Ленский на могиле Дмитрия Ларина). Трагедия Ленского для автора в том, что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью: жертва нелепая и бессмысленная. Трагедия несостоявшейся личности - тоже знак времени.

Особый разговор - отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам. Он во многом выявляет в них не индивидуальные, но типические черты. Так создается отношение автора к обществу в целом. Светское общество в романе неоднородно. Это и «светская чернь», сделавшая главным принципом жизни погоню за модой - в убеждениях, в поведении, в чтении и т.д. И в то же время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, - истинная интеллигенция. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно явление на именинах Татьяны четы Скотининых (они же - герои комедии Фонвизина «Недоросль») показывает, что за пятьдесят лет, отделяющих современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Но в то же время именно в русской провинции возможно появление Татьяны.

Подводя итоги, следует сказать, что судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности (или ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.- 1995

В основе системы образов романа лежит противопоставление Город - Деревня Противопоставлены главные персонажи: Онегин, представитель «русского байронизма», и Татьяна - воплощение национального идеала русской женщины. Это противопоставление уточняется линией Ленский - Ольга (романтик-мечтатель - обычная русская девушка). При этом возникает еще несколько параллелей: Онегин - Ленский (два типа романтика), Ленский - Автор (поэт-романтик и поэт-реалист), Онегин - Автор (два типа представителей русского культурного дворянства). «Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина , Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни столь необычного героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с Онегиным до начала сюжетного действия (I глава). Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека, родившегося «на брегах Невы», подробнейшим образом описывается его обычный день. Внешне насыщенная, жизнь светского человека оказывается однообразной, вертящейся по установленному кругу. Для человека заурядного все это выглядит нормально, но Онегин - личность неординарная. Ему присущи «мечтам невольная преданность, /Неподражательная странность / И резкий, охлажденный ум». Жизнь, в которой «завтра то же, что вчера», приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века», которой Пушкин находит четкое и емкое определение: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу... Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего в самом европейском городе России. Оторванность Онегина от национальной «почвы» - это одновременно и причина его хандры, и то, что лежит в основе очень важных следствий «болезни века». В деревне происходит встреча «русского европейца» и мечтательной русской девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое, сильное чувство. Эта встреча могла бы стать спасением для Онегина. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, ее смелый, отчаянный поступок, когда она первая призналась ему в любви, Онегин не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе-«проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, боящегося попасть в неловкую ситуацию, но главное - черствость и эгоизм. Такой становится человеческая душа, которую постигла преждевременная старость. Она не создана, как говорит сам Онегин, «для блаженства» семейной жизни. Это тоже одно из следствий болезни русского «байрониста». Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Для Татьяны это возможность найти родную душу в любимом человеке, а для Евгения - опасность утратить его бесценную свободу. В этом проявляется разница двух жизненных систем, сформированных в разных культурно-этических традициях. Онегин принадлежит к тому типу «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин: Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны... Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского - вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. Только тогда ему станет немного понятнее Татьяна с ее «русскою душою», с ее безупречным нравственным чувством. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который наконец осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества, где он прожил восемь лет, Онегин стал чужим, а родную душу он ищет в такой не похожей на всех здесь Татьяне. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Но огромная разница между Онегиным и Татьяной не исчезает так просто, проблема гораздо глубже и сложнее. В отличие от Татьяны Онегин, упоенный своей вновь обретенной способностью любить и страдать, не может понять, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным - неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом? ...Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» - писал Белинский. Другим центральным персонажем романа является его главная героиня - Татьяна Ларина - «милый идеал» автора, с ней связаны представления поэта о русском национальном характере. Белинский говорил, что Пушкин «...первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Воспитанная в деревне Татьяна, «русская душою», впитала в себя русские обычаи, традиции, которые «хранили в жизни мирной» в семействе Лариных. Она с детства полюбила русскую природу, навсегда оставшуюся для нее родной; она восприняла всей душой те сказки, народные предания, которые ей поведала няня. Татьяна сохранила живую, кровную связь с той «почвой», народной основой, которую полностью утратил Онегин. При этом личности Онегина и Татьяны многое объединяет: умственная и нравственная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойственно, то к Татьяне - с открытой симпатией. Пушкин наделил свою любимую героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой, «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: круг подруг ее не привлекал, ей чужды были их шумные игры. Она любила народные сказки и «верила преданьям простонародной старины». Сны Татьяны наполнены традиционными фольклорными образами и символами (разъяренный медведь, чудища с рогами и страшными мордами). Но, как и все дворянские девушки той эпохи, Татьяна в то же время была воспитана на сентиментальных французских романах, где всегда действовал благородный герой, способный на глубокое чувство. Повстречав Онегина, она со всей силой своей искренней «русской души» не только полюбила его, но и поверила в то, что он и есть ее герой, что их, как в романах, ждет счастливый финал - семейный союз. Она решилась на очень смелый шаг - первой в письме признаться в своей любви. Ее письмо написано по-французски, потому что русский язык того времени еще не знал слов для выражения тончайших нюансов чувства, и Пушкин дает свой «перевод», ставший замечательным образцом любовного послания в русской поэзии. Но девушку ожидал страшный удар: герой повел себя совсем иначе, чем изображали романы, а его «проповедь» она с ужасом вспоминала даже много лет спустя - в Петербурге, будучи блестящей светской дамой. Татьяна - сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посетив дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом: «Уж не пародия ли он?» Но сила Татьяны не только в этом: она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дается само описание замужней Татьяны - оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека: Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех. Простота и естественность, присущие ей изначально, не исчезают, а лишь подчеркиваются в новой для нее среде: «Все тихо, просто было в ней». Нравственная сила Татьяны проявляется в финале романа. Пройдя через испытания и потрясения, Татьяна научилась быть сдержанной, ценить ту реальную жизнь, которая выпала не ее долю. Вот почему, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, она, вновь встретившись с ним в Петербурге, отказывается от счастья, способного повлечь за собой беду для ее семьи, тяжело ранить мужа. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность. Белинский справедливо заметил: «Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить лишь только раз». Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. Это, как сказал критик, повиновение «высшему закону - закону своей натуры, а ее натура- любовь и самоотвержение». В ее отказе - самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определенности в отношениях, чего так не хватало женщине в светском обществе. Именно это позволило Пушкину назвать Татьяну «милым идеалом» и открыть этим образом длинную череду замечательных героинь русской литературы. Большую роль в романе играет и Владимир Ленский. Как и Онегин, он является представителем молодого русского дворянства, но это другой социально-психологический тип - юный романтик-мечтатель. Авторская оценка это героя весьма неоднозначна: в ней переплетается ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищение.Ленский наделен романтическим мироощущением, но не байронического типа, как Онегин. Он склонен к мечте, вере в идеалы, приводящей к разрыву с действительностью, что и явилось основой трагического финала - ранней гибели поэта. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. Зато воображение заменяет ему реальность: жестокая шутка Евгения в глазах Ленского превращает бывшего друга в «искусителя», «коварного обольстителя», злодея. И не раздумывая, Ленский бросает вызов, хотя реального повода для дуэли нет, чтобы защитить святые для него понятия: любовь, честь, благородство. Пушкин иронизирует не над дуэлью, а над тем, что жажда героического порыва выражает себя в таком по существу наивном и нелепом поступке. Но можно ли осуждать за это совсем еще юного героя? Белинский, яростно боровшийся с идеализмом и романтизмом в литературе и в жизни, дает этому герою достаточно жесткую оценку: «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер». Пушкин не столь категоричен, он оставляет своему герою два пути: возможность жить «для блага мира» или же, пережив юношеский романтизм, стать обычным заурядным помещиком. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «национальное и европейское», «город и деревня». История Татьяны во многом схожа с историей ее матери, и это не случайно: дети часто наследуют черты своих родителей. То, что Пушкин показал это - бесспорно, свидетельство реалистичности романа. В юности мать Татьяны была обычной московской барышней: Но ее против воли выдали замуж, и она была увезена в деревню. «Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась...» - но потом привыкла и, занявшись хозяйством и забыв старые столичные привычки, стала настоящей русской помещицей, простой, естественной, может, немного грубоватой: За время совместной жизни она привязалась к мужу и, когда он умер, искренне оплакивала его. Таким образом, можно заметить явные переклички в судьбах Татьяны и ее матери: обеим пришлось приспосабливаться к новой, нелегкой жизни в непривычной для них среде, и обе они после всех трудностей сохранили лучшее в себе. Мать Татьяны стала естественней и обрела семейное счастье, и дочь нашла свое место в свете, оставшись чистой и сильной натурой. Образ матери Татьяны помогает также и в раскрытии темы «Город и деревня». В деревне Ларина стала совсем иной благодаря заботам о семье, занятиям хозяйством, а ее московская кузина Алина ни капли не изменилась. При встрече давних подруг последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом, что свидетельствует о неизменности интересов московской кузины, ведь, по-видимому, никаких новых занятий у нее так и не появилось, что также явно говорит не в пользу городской жительницы. Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Ворон-ская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что .. .поверяют нараспев Сердечны тайны, тайны дев, Чужие и свои победы, Надежды, шалости, мечты. Но еще более важным для характеристики Татьяны является ее противопоставление младшей сестре - Ольге. Хотя воспитывались обе девушки в одной семье и в сходных условиях, они оказались очень разными. Тем самым Пушкин подчеркивает, что для формирования столь исключительного характера, как Татьяна, недостаточно только внешних обстоятельств, важны и особые качества натуры человека. Сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила... Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом, который противопоставлен портрету Татьяны: Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Это стандартный образ прекрасной девушки, ставший литературным шаблоном: «...любой роман / Возьмете и найдете верно / Ее портрет...». Ольга благосклонно принимает ухаживания Ленского, ко вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Неудивительно, что она, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает; Другой увлек ее вниманье, Другой успел ее страданье Любовной лестью усыпить, Улан умел ее пленить Улан любил ее душою... Очень важным для создания образа национальной героини Татьяны оказывается ее сопоставление с няней Фи-липьевной и анализ их взаимоотношений. Пушкин показывает их душевное родство, удивительную внутреннюю близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия. Известно, что прототипом образа няни стала Арина Родионовна Яковлева, няня Пушкина. Она, как и няня Татьяны, была мастерица рассказывать народные сказки, мир которых оказал огромное влияние на формирование характера как русского национального поэта Пушкина, так и его героини Татьяны, воплощающей черты русской девушки. Вот почему для доверительной беседы о самом важном и сокровенном Татьяна избирает не подругу, сестру или даже мать, а свою няню. Девушка говорит с ней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще. Ведь судьба женщины-крестьянки совсем непохожа на то, что ожидает в жизни барышню из дворянского семейства. Из рассказа няни Фшшпьевны мы узнаем, как строилась жизнь в крестьянской семье: ...В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. ...Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. Как показал исследователь творчества Пушкина Ю.М. Лот-ман в комментариях к роману1, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.

Историзм..?????????

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман «Евгений Онегин»

Работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней – с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация осуществлялась по мере создания произведения. История создания

Черновой план (1830 г.) Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823) 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824) 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1826) Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825) 5-ая песнь. Именины (Михайловское, 1825,1826) 6-ая песнь. Поединок (Михайловское, 1826) Часть третья. 7-песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828) 8-ая песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829) 9 –ая песнь. Большой свет (Болдино, 1830)

Направление и жанр «Евгений Онегин» – первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, не прозаический, а роман в стихах. Выбор реалистического художественного метода был для Пушкина принципиально важным.

Направление и жанр Пушкин показывает в своем романе подлинно типические характеры, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Направление и жанр Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Направление и жанр Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

Направление и жанр В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом.

Направление и жанр Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира - мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях

Направление и жанр Лирические отступления - это композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от сюжетного повествования и введении прямой авторской речи.

Направление и жанр Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» дают авторский комментарий к событиям. Именно лирические отступления вводят авторское «я», позволяют вести своеобразный диалог с читателями.

Сюжет и композиция Композиции романа строится на переплетении сюжетных и внесюжетных элементов. Автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям, что создает впечатление непринужденного рассказа, доверительной беседы с читателем. Сам Пушкин говорил об этом: «даль свободного романа», - утверждая свое авторское право на свободу выбора.

Сюжет и композиция А.С. Пушкин опускает целый ряд событий в жизни героев, например свадьбу Татьяны, и традиционная развязка, которая должна завершить сюжет, отсутствует.

Сюжет и композиция Композиция строится на основе двух сюжетных линии, одна из которых обрывается в середине произведения. Первая сюжетная линия: Онегин - Татьяна. Вторая сюжетная линия: Онегин - Ленский.

Сюжет и композиция Особенность обеих развязок в том, что обе они лишены определенности: после рассказа о смерти Ленского на дуэли автор описывает два возможных пути этого героя. А Онегина после объяснения с Татьяной в последней главе Пушкин «оставляет» «в минуту, злую для него», что означает открытый финал романа.

Сюжет и композиция Основной принцип организации романа - симметрия и параллелизм. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны.

Сюжет и композиция Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Сюжет и композиция Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения - это антитеза.

Сюжет и композиция Татьяна противопоставлена и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни), и светским красавицам («без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»).

Сюжет и композиция Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой - романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди - простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками - сельским жителям-помещикам).

Сюжет и композиция Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый - злой, порочный - добродетельный, банальный - оригинальный и т.д.

Сюжет и композиция Основная композиционная единица романа - глава. Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета.

Сюжет и композиция Но это не мешает Пушкину неожиданно прервать какую-то из глав, покидая на время героев, но не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой - заинтересовать читателей, а с третьей - бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», - говорит Пушкин, прерывая III главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Сюжет и композиция Более мелкой композиционной единицей является строфа: она также обычно содержит завершенную мысль, а нарушение этого создает дополнительный акцент. Но в любом случае каждая строфа представляет собой определенный элемент движения сюжета. Внесюжетными композиционными элементами являются лирические отступления, но они все же, как правило, связаны с сюжетом.

Тематика и проблематика «Евгений Онегин» - произведение новаторское, ставшее, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».

Тематика и проблематика В нем поэт ставит задачу изображения социального, бытового и культурного уклада русского общества первой четверти XIX века. Он стремится показать типические характеры своей эпохи в их эволюции.

Тематика и проблематика Перед нами проходят картины жизни представителей разных слоев общества. Поражает и пространственная широта охвата нарисованной картины жизни: от Петербурга и Москвы до деревни и провинции. Пушкин затрагивает тему образования и воспитания, культурных традиций, семейных отношений и, конечно, любви и дружбы, положенную в основу сюжета романа.

Тематика и проблематика Кроме того, через лирические отступления и внесюжетные зарисовки тематика произведения еще больше расширяется. Общее количество лирических отступлений в романе - 27, и посвящены они самым разным вопросам: биографические факты и размышления автора о жизни, его эстетические взгляды по вопросам литературы, театра, музыки и отношение к проблемам языка; вопросы истории, философии, политики; рассуждения о нравах, обычаях, морали и отдельных подробностях жизни общества той эпохи; мысли о природе.

Тематика и проблематика Проблематику романа «Евгений Онегин» составляют важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы. В основе ее лежит главная социально-историческая проблема русского общества не только пушкинской эпохи, но и всего XIX века: противопоставление европейски просвещенного русского дворянства и большей части русского общества, сохранившей национальные основы и традиции. Она проходит через две центральные темы романа: «национальное - вненациональное», «город - деревня», которые благодаря указанной проблема­тике оказываются тесно взаимосвязанными.

Тематика и проблематика Именно в рамках центральной проблемы поэт создает образы главных героев романа - Евгения Онегина и Татьяны Лариной, ставит вопрос о национальном характере и патриотизме. Социально-историческая проблематика дополняется и углубляется благодаря постановке нравственно­философских проблем: цели и смысла жизни, истинных и ложных ценностей, губительности индивидуализма и эгоизма, верности любви и долгу, быстротечности жизни и ценности мгновения, имеющих общечеловеческое значение.

Идея и пафос Пушкин поставил перед собой широкую задачу: создать портрет героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века», - писал поэт.

Идея и пафос Не менее важна в романе идея, связанная с созданием первого национального характера русской героини. Именно Пушкин в «Евгении Онегине» впервые сумел это сделать, показав Татьяну не только как «русскую душою» героиню, но и как идеал женщины. Для этого потребовалось представить этот образ в динамике, развитии и сопоставлении с другими, что позволила сделать созданная поэтом широчайшая картина жизни русского дворянства той эпохи.

Идея и пафос Дворянство в романе «Евгений Онегин» представлено неоднородно. Это, с одной стороны, светское общество Москвы и Петербурга, где формируется характер центрального героя, а с другой - провинциальное дворянство, с которым связан образ героини романа - Татьяны Лариной.

Идея и пафос Высоко ценя крут образованных столичных дворян, понимая значение дворянской культуры для России, автор все же критически воспроизводит общий дух («холодный», «пустой», «мертвящий») московского и особенно петербургского высшего света, нарисованного в романе. Ради понятий «приличия» свет убивает в человеке любые проявления индивидуальности, поэтому оторванное от национальной жизни светское общество - «блестящее» и «безличное», где всех занимает лишь «бессвязный, пошлый вздор». В его изображении преобладает сатирический пафос.

Идея и пафос В описании патриархального быта и морали провинциального дворянства также звучат критические ноты, но не столь резкие, а потому здесь присутствует ирония. Крепостнические отношения поэтом осуждаются, однако общая оценка провинциального дворянства смягчена за счет акцента на их более деятельном образе жизни, большей простоте, естественности и терпимости в отношениях. Жизнь в помещичьей усадьбе близка к природе, к традициям и обычаям русского народа, а потому именно здесь формируется характер национальной русской героини - Татьяны.

Основные герои В основе системы образов романа лежит противопоставление Город - Деревня (вненациональное - национальное). Именно так располагаются как главные, так и второстепенные и эпизодические персонажи (семья Лариных, их соседи-помещики; петербургский и московский свет).

Основные герои Противопоставлены главные персонажи: Онегин, представитель «русского байронизма», и Татьяна - воплощение национального идеала русской женщины. Это противопоставление уточняется линией Ленский - Ольга (романтик-мечтатель - обычная русская девушка).

Евгений Онегин «Герой времени». Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека, родившегося «на брегах Невы», подробнейшим образом описывается его обычный день. Внешне насыщенная, жизнь светского человека оказывается однообразной, вертящейся по установленному кругу.

Евгений Онегин Для человека заурядного все это выглядит нормально, но Онегин - личность неординарная. Ему присущи «мечтам невольная преданность, /Неподражательная странность / И резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин Жизнь, в которой «завтра то же, что вчера», приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века», которой Пушкин находит четкое и емкое определение: Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу...

Евгений Онегин Как отмечал Белинский, «Онегин не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает что ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Евгений Онегин Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего в самом ев­ропейском городе России. Оторванность Онегина от национальной «почвы» - это одновременно и причина его хандры, и то, что лежит в основе очень важных следствий «болезни века».

Евгений Онегин Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и се­мейными узами. Для Татьяны это возможность найти родную душу в любимом человеке, а для Евгения - опасность утратить его бесценную свободу. В этом проявляется разница двух жизненных систем, сформи­рованных в разных культурно-этических традициях.

Евгений Онегин Онегин принад­лежит к тому типу «современного героя», о котором так точно сказал Пушкин: Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны...

Евгений Онегин Смерть Ленского - вот цена преобразования Онегина. «Окро­вавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть го­нит его из этих мест. Нужно было пережить все это, «проездиться по России», чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви.

Евгений Онегин В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Оне­гина, который наконец осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества, где он прожил восемь лет, Онегин стал чужим, а родную душ) он ищет в такой не похожей на всех здесь Татьяне.

Евгений Онегин Но огромная разница между Онегиным и Татьяной не исчезает так просто, проблема гораздо глубже и сложнее. В отличие от Татьяны Онегин, упоенный своей вновь обретенной способностью любить и стра­дать, не может понять, что любовь и эгоизм несовместимы, что нельзя жертвовать чувствами других людей.

Евгений Онегин В середине XIX века, после публикации повести Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850), за такими героями прочно закрепилось определение «лишний человек». Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга.

Татьяна Ларина Татьяна Ларина - «милый идеал» автора, с ней связаны представления поэта о русском национальном характере. Белинский гово­рил, что Пушкин «...первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Татьяна Ларина Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: крут подруг ее не привлекал, ей чужды были их шумные игры. Она любила народные сказки и «верила преданьям простонародной старины». Сны Татьяны наполнены традиционными фольклорными образами и символами (разъяренный медведь, чудища с рогами и страшными мордами).

Татьяна Ларина она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дастся само описание замужней Татьяны - оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека: Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех.

Татьяна Ларина Белинский справедливо заметил: «Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить лишь только раз». Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. Это, как сказал критик, повиновение «высшему закону - закону своей натуры, а ее натура - любовь и самоотвержение».

Владимир Ленский Как и Онегин, он является представителем молодого русского дворянства, но это дру­гой социально-психологический тип - юный романтик-мечтатель. Ав­торская оценка это героя весьма неоднозначна: в ней переплетается ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищение.

Владимир Ленский В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. Зато воображение заменяет ему реальность: жестокая шутка Евгения в глазах Ленского превращает бывшего друга в «искусителя», «коварного обольстителя», злодея.

Образ автора Образ автора - условный носитель авторской речи в произведении, от лица которого ведется повествование, а также персонаж, сближенный с биографическим автором, обладающий чертами лирического героя или героя-рассказчика. Специфика образа автора в романе «Евгений Онегин) заключается в том, что он выступает не только как автор-повествователь и автор-рассказчик, ведущий живой диалог с читателем, но и как один из основных героев произведения, вступающий с ними в определенные взаимоотношения.

Образ автора автор-персонаж - это определенный человеческий тип, характерный для жизни России той эпохи, и в то же время неповторимая яркая индивидуальность, человек необычайного душевного богатства, острого ума и философской глубины.

Художественное своеобразие Известно, что для этого произведения поэту пришлось специально создать особую строфу, которая получила название онегинской строфы. Она состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенных по схеме AbAb CCdd EffE gg (рифмы перекрестные, смежные, опоясывающие и заключительное двустишие).

Художественное своеобразие Следуя за Карамзиным, Пушкин широко вводит в текст романа иностранные слова и фразы, иногда да­же используя латинские буквы (фрак, жилет, машинально, сплин, dandy, Vulgar, Du comme il faut), но при этом, в отличие от Карамзина, Пушкин стремится расширить словарь и за счет включения разговорной, ино­гда даже простонародной лексики (хлоп, молвь, топ, молча он повесил нос).

Точка зрения Известно высказывание Пушкина о «Евгении Онегине»: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Ученые провели тщательное исследования, пытаясь определить «календарные» даты жизни героев романа и событий, происходящих в нем.

Точка зрения Во-первых, достаточно точно можно установить возраст главного героя. Год рождения Евгения Онегина - 1795/96, то есть он немного старше автора (Пушкин родился в 1799 году), являлся ровесником А.С. Грибоедова, но был моложе П.Я. Чаадаева, который родился в 1794 году.

Точка зрения

Точка зрения

Точка зрения Действие романа начинается весной 1820 года и завершается именно весной 1825 года. Это произведение поражает нас не только тем, что в этот недолгий временной отрезок уложилась настоящая «энциклопедия русской жизни» России первой четверти XIX века, но и продуманностью композиции, общей художественной структуры и, как ее неотъемлемой части, внутренней хронологией сюжета.


Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы-тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус-ло. Произошла смена эпох: работа над ро-маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен-ные ориентиры резко изменились.

Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос-ти жанра этого произведения. Жанр «Евге-ния Онегина» — лиро-эпический. Следова-тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас-сказчик). Лирический сюжет в романе до-минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод-носятся читателю сквозь призму авторско-го восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни — ключе-вые, центральные в романе, ведь в пере-ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос-стания, в сознании людей происходит кар-динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни-ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч-шие люди пушкинского, то есть декабрист-ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло-виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото-рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле-но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро-мане течет так, что мы видим героев в ди-намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере-живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми-ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто-му проявление сути человека в выборе воз-любленного, в характере чувства — важ-нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ-ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой-ственному «ветреной младости»), и к ис-тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От-рывков из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой...

То, что в юности казалось признаком огра-ниченности, духовной и умственной скуднос-ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко-ем случае нельзя заподозрить автора в хан-жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека-ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Та-тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо-димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос-ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж-ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор-мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све-та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли-рическим отступлением: размышления ав-тора о возрастном рубеже, который он го-товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать

...окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого чело-века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч-ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че-ловека в «мертвящем» «омуте света», появ-ляется в романе не случайно. Как карикату-рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав-тора. Дружба без глубокой духовной общ-ности — лишь временный пустой союз. Не-возможна полноценная жизнь без бескоры-стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ-ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис-полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления-ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па-шет и не сеет. У него нет потребности в ра-боте. И образование Онегина, и его по-пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои-ня совести. Появившись на страницах ро-мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не-веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать-яны смерть Ленского — трагедия. Она про-клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст-во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та-тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен-ность жизни проверяется смертью. Траги-ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле-ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст-венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре-альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе-го истинного смысла жизни, сама челове-ческая жизнь — ничто.