Революция 1917 года в художественной литературе. Февральская революция в литературе. «Сентиментальное путешествие» Виктора Шкловского

Октябрьская революция по-разному была воспринята деятеля­ми культуры и искусства. Для многих она была величайшим событи­ем века. Для других - и среди них оказалась значительная часть ста­рой интеллигенции - большевистский переворот был трагедией, ведущей к гибели России.

Первыми откликнулись поэты. Пролетарские поэты выступили с гимнами в честь революции, оценивая её как праздник раскрепощения (В. Кириллов). Концепция переустройства мира оправдывала жестокость. Пафос переделки мира был внутренне близок футуристам, но само содержание переделки воспринималось мим по-разному (от мечты о гармонии и всеобщем братстве до стремления уничтожить порядок в жизни и грамматике). Крестьянские поэты первыми высказали тревогу по поводу отношения революции к человеку (Н. Клюев). Клычков предсказал перспективы озверения. Маяковский пытался удержаться на патетической волне. В стихах Ахматовой и Гиппиус звучала тема грабежа, разбоя. Гибель свободы. Блок увидел в революции то высокое, жертвенное и чистое, что было ему близко. Он не идеализировал народную стихию, видел её разрушающую силу, но пока принимал. Волошин видел трагедию кровавой революции, противостояние внутри нации, отказывался выбирать между белыми и красными.

Добровольные и вынужденные эмигранты обвиняли большевиков в гибели России. Разрыв с Родиной осознавался как личная трагедия (А. Ремизов)

В публицистике часто звучала непримиримость с жестокостью, с репрессиями, бессудными расстрелами. «Несвоевременные мысли» Горького, письма Короленко Луначарскому. Несовмещение политики и нравственности, кровавые пути борьбы с инакомыслием.

Попытки сатирического изображения достижений революционного порядка (Замятин, Эренбург, Аверченко).

Особенности концепции личности, представление о героях времени. Увеличение изображения масс, утверждение коллективизма. Отказ от я в пользу мы. Герой был не сам по себе, а представитель. Нежизненность персонажей дала толчок к выдвижению лозунга «За живого человека!» В героях ранней советской прозы подчёркивалась жертвенность, способность отказаться от личного Ю. Либединский «Неделя». Д. Фурманов «Чапаев» (стихийное, необузданное в Чапаеве всё больше подчиняется сознанию, идее). Эталонное произведение о рабочем классе Ф. Гладков «Цемент». Чрезмерная идеологизация, хоть и привлекательный герой.

Герой-интеллигент. Либо принимал революцию, либо оказывался человеком несостоявшейся судьбы. В «Городах и годах» Федин рукой Курта Вана убивает Андрея Старцова, т. к. тот способен на предательство. В «Братьях» композитор Никита Карев в конце пишет революционную музыку.

А. Фадеев выполнил заказ времени. Преодолев физическую слабость Левинсон обретает силу для служения идее. В противостоянии Морозки и Мечика показано превосходство рабочего человека над интеллигентом.

Интеллигенты – чаще всего враги новой жизни. Тревога по пводу мироощущения нового человека.

Среди прозы 20-х выделяются герои Зощенко и Романова. Множество мелких людей, малообразованных, бескультурных. Именно маленькие люди с энтузиазмом отнеслись к разрушению плохого старого и построению хорошего нового. Они погружены в быт.

Платонов увидел задумавшегося сокровенного человека, пытающегося понять смысл жизни, труда, смерти. Всеволод Иванов изображал человека массы.

Характер конфликтов. Борьба старого и нового миров. К НЭПу – период осмысления противоречий между идеалом и реальной жизнью. Багрицкий, Асеев, Маяковский. Им казалось, что обыватели становятся хозяевами жизни. Заболоцкий (жрущий обыватель). Бабель «Конармия». «Железный поток» Серафимовича – преодоление стихийности в пользу сознательного участия в революции.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знакомо ли вам выражение «Дети-цветы жизни»? А вот слова ученого и педагога В.Воронова: «Цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей». О чем оно? Речь идет о детях - о тех, чье детство совпало с революционными событиями 1917 года…

Сначала с февральскими, которые приняли с восторгом и надеждой на лучшую жизнь все слои общества. Даже дети пели «Марсельезу», привязывали красные ленточки и верили в свободу Родины.

Октябрь 1917 перевернул жизнь каждого ребенка. Дети оказались заложниками революции, ведь они принадлежали к различным социальным, национальным, религиозным группам, имели разный уровень образования и достатка, их родители придерживались разных политических взглядов.

Страшным стало то, что в одной и той же семье вдруг обнаруживались «каин» и «авель» и брат мог убить брата…

В художественной литературе и кинематографе сложно встретить объективное описание тех октябрьских событий. Тем более сложно проследить и прочувствовать жизнь детей в то время. Но мы попробуем.

В Национальной электронной детской библиотеке представлено 4 произведения в разделе «Дети в Октябрьской революции 1917 года». Только два из них доступны для чтения. Это «Пашка-миллионщик» Б.Емельянова и «Записки витмеровца» А.Ильина. Из первой книги мы узнаем историю бедного мальчишки, которому революция дала хлеб, жильё, надежду на достойную жизнь. «Всё это твоё, парень! Навсегда. Навечно. Октябрьская революция победила». Во второй повествование ведется от лица юноши - члена межученической организации. Он участвовал в событиях октября 1917 года. И это уже другой взгляд - осмысленный, идейный, революционный.

«Пашкины колокола» Арсения Рутько, «Петроградская повесть» Н.Жданова - вот ещё произведения о событиях тех дней. Я читал и восхищался смелостью детей, участвовавших в революционных событиях.

Эти дети были свидетелями штурма Зимнего дворца, боев на московских баррикадах. Под страхом смерти они расклеивали на улицах листовки с первыми декретами советской власти: «О мире», «О земле»… На гребнях баррикад стояли они наравне со взрослыми. Одним словом - герои.

Герой повести А. Рутько «Пашкины колокола» - настоящий московский Гаврош Павлик Андреев, мой сверстник. Он погиб в возрасте 14 лет. В его честь названа улица в Москве. «Пашка ни о чем не думал, его будто бы вела какая-то посторонняя, невидимая, но необоримая сила». А сила эта - любовь к Родине.

В «Петроградской повести» Н.Жданова герой - совсем маленький мальчик, девятилетний Гриша Бугров. После смерти матери-учительницы его новыми учителями стали матросы и красногвардейцы. Их слова: «Наша правда мужицкая - вся в земле кроется. Сколько годов по земле ходим, и пашем, и сеем, и потом её поливаем и кровью, землю-то, а она всё не наша», «Теперь, парень, такой ветер подует по земле - не удержишь. Любую силу сметёт, любую стену повалит!» - стали девизом жизни Григория.

Таких мальчишек было много. В Санкт-Петербурге есть небольшой монумент, надпись на котором гласит: «Честь и слава детям питерских рабочих, погибшим в октябре 1917 года».

Все эти дети из нового мира, мира революции - «кто был ничем, тот станет всем».

А задумывались ли вы, что стало с детьми тех, кто не принимал революцию, для кого октябрь 1917 года стал «кровавым».

Совсем недавно я познакомился с книгой «Зеленая ветка мая» Марии Прилежаевой. Мои впечатления дополнили другие герои. Это дети из дворянских семей. Героиня этой книги - скромная девушка Катя. На её долю выпали тяжёлые испытания: смерть матери и брата, нищета и голод. Но она не сломалась. Осталась благородной, воспитанной, не изменила своим принципам и идеалам. Дальнейшая жизнь «бывшей дворянки» проходит в деревне, где она учит грамоте деревенских баб и ребятишек.

Дети-дворяне, дети-казаки, дети-кадеты… В художественной литературе советского периода нет таких героев, потому что о них просто не писали.

Это уже совсем другой мир и другое детство. Об их судьбах мы можем узнать из книги «Дети эмиграции. Воспоминания».. В Тшебовской гимназии детям было предложено написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года». В этой книге собраны выдержки более чем из 2400 детских сочинений. Прочитанное потрясает... «Это было время, когда кто-то всегда кричал «ура», кто-то плакал, а по городу носился трупный запах». А вот и заветные слова: «Сколько их было... героев, еще мальчиков, беззаветно отдавших жизнь свою за правое дело». Значит, были «герои» и среди детей другого мира - мира контрреволюции.

Я вдруг задумался: что потеряли и что приобрели дети этих двух миров? Ведь и одни, и другие - дети ! «Неудержимо летели они на зарево пожара, окрыленные только любовью к России, часто опаляя свои детские крылья». И по одну и по другую сторону баррикад они «видели то же, теми же детскими глазами впитывали в себя все это».

Время всё расставило по своим местам. Те дети выросли. И уже совсем не важно, к какому миру они принадлежали тогда, сто лет назад. Главное, что их дети, внуки, правнуки - русские люди.

Сейчас нет ни октябрят, ни пионеров. Но 29 октября 2015 года в нашей стране возникло новое Всероссийское военно-патриотическое общественное движение - Юнармия. Главная его цель - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России, ее героям, выдающимся ученым и полководцам. Я надеюсь, что благодаря этому движению наша любовь к Родине будет идти от сердца, а не «провозглашаться устами взрослых», (которые до сих пор неоднозначно говорят об Октябре 1917) .

Я уверен, что наше поколение не будет жарить сосиски на Вечном Огне, осквернять портреты революционеров, разрушать памятники.

Пусть будет один счастливый мир и одно счастливое детство.

Свой шестой по счёту роман Фёдор Михайлович Достоевский написал под впечатлением от первых проявлений террористического движения, готовящегося в подполье царской России. В 1869 году страну потрясло громкое убийство студента Ивана Иванова, подготовленное С. Г. Нечаевым с целью укрепить своё влияние в революционном кругу. Собственно, так называемая «нечаевщина» и легла в основу сюжета самого политизированного романа Достоевского, который был издан спустя два года после трагических событий. Изначально писатель задумывал небольшое произведение на острую тему, однако в ходе работы создал настоящий роман-предсказание, в котором соединил злободневные сюжеты, наброски, сделанные для ненаписанного романа «Жития великого грешника», и продолжил линию нравственных споров, начатую ещё в романе «Преступление и наказание».

Эта книга заключает в себе художественное отражение исторических событий и одновременно с этим является переломной точкой в биографии и творчестве самого писателя. Рассказывая о трагических событиях революции и гражданской войны, Иван Алексеевич Бунин опирается на собственные дневниковые записи, сделанные в Москве и Одессе с 1918 по 1920 год. Описывая и осмысляя произошедшее, автор придаёт повествованию гневную и безысходную интонацию, ведь для него революция была сродни национальной катастрофе. Нескрываемая критика новоявленных вождей («Ленин, Троцкий, Дзержинский… Кто подлее, кровожаднее, гаже?») привела к тому, что советская цензура наложила строгий запрет на публикацию этого произведения в СССР, и снят он был только в годы Перестройки. Первые публикации фрагментов романа появились в Париже, на страницах русской эмигрантской газеты «Возрождение», в 1925-1927 годах.

Последний роман Тургенева «Новь», по его собственному признанию, «писался скоро, легко (в три месяца) - и с меньшим количеством помарок», что для него, привыкшего работать вдумчиво и постепенно, было совсем не свойственно. Замысел этого произведения родился ещё в 1870 году, когда в воздухе витали идеи «народничества» - романтической по своей сути идеологии, которая делала ставку на «сближение» духовной элиты с крестьянами. Сюжет романа разворачивается в конце 60-х и описывает искания русской революционной интеллигенции. Осознание классовой разобщённости внутри страны побуждает героев отправиться «в народ», пытаясь донести до простого люда истинные причины их бедственного положения и побудить их восстать против режима. Однако попытки массовой агитации встречают непонимание среди крестьянства. Несмотря на неприятие идей своих героев, Тургенев не осуждает их, а рисует образы несчастных молодых людей, запутавшихся в собственных ошибках. Сам он был убеждён, что вывести Россию из пропасти можно лишь путём постепенных преобразований и всеобщего просвещения.

Поэму, которую многие называли «политическим падением» Блока, он написал всего через два месяца после Октябрьской революции. Работа шла лихорадочно, Блока всецело захватила стихийность происходящего. Первый иллюстратор поэмы, Юрий Анненков, рассказывал, что для поэта «Мировой пожар» был не этапом преобразований, а целью как таковой. Он оправдывал жестокость большевистских нравов, видя в ней очищающее пламя, которое прижгёт раны на теле России. И пусть уже год спустя, лёжа на смертном одре, поэт отрекался от своего сочинения и умолял жену сжечь все его экземпляры, всё-таки мало кто станет спорить, что именно Блок, как никто другой близко заглянул в лицо революции, увидев в нём бесстыдное самодовольство расхристанного люмпена, не признающего никаких рамок.

Первый роман Михаила Булгакова - своеобразный реквием по миру русской интеллигенции, разрушенному революцией. Роман вполне можно назвать автобиографическим: почти все главные герои списаны с реальных прототипов - членов семьи Булгаковых и их знакомых. Основные события также взяты из судьбы реальных героев, причём подчас с документальной точностью. Автор не изменил и место действия, использовав в качестве декораций киевские улицы и родной дом. В центре сюжета - семья русских интеллигентов и их ближний круг, переживающие события Гражданской войны на Украине в конце 1918 года. Критики приняли роман неоднозначно, советские власти ругали автора за лояльность к классовым врагам, их оппоненты не одобряли того, что Булгаков не отрицает новых устоев. Первая публикация одной из частей романа появилась в журнале «Россия» в 1925 году, а полностью он впервые вышел во Франции в 1927-1929 годах. В последствии события романа послужили основой для пьесы Булгакова «Дни Турбиных», которая неоднократно и с успехом ставилась на сцене и экранизировалась.

Борис Пастернак работал над своим главным романом «Доктор Живаго» десять лет, с 1945 по 1955 год. В романе соединился талант Пастернака как прозаика и его поэтический дар - в повествование включены стихи главного героя, Юрия Андреевича Живаго. Это ещё один портрет русской интеллигенции на фоне драматических исторических событий, захватывающих период от начала века до Великой Отечественной войны. Биография доктора и поэта стала для Пастернака холстом, в который вплетены вечные размышления о жизни и смерти, события русской истории и оценка роли революции в ней, образы интеллигенции, проблемы христианства и еврейства. Советская критика встретила роман негативно, книга долгое время не издавалась на родине автора из-за его негативной оценки событий 1917 года.

«Красное колесо» - одно из ключевых произведений Солженицына, роман-эпопея об истории России в период с 1914 до 1917 года. Задумывая это грандиозное произведение, Солженицын хотел рассказать всю правду о реалиях того времени, ведь он был одним из немногих авторов, сохранивших «ощущение современности этих событий». Солженицын назвал роман «повествованьем в отмеренных сроках» и поделил его на два действия и четыре «узла». Первое действие описывает события от Первой Мировой до Февральской реолюции, а второе включает в себя узел «Апрель Семнадцатого» и конспект ненаписанных узлов, описывающих последующие события до декабря 1917 года. Работая над созданием персонажей, Солженицын наряду с вымышленными фигурами также опирался на реальные прототипы. В Сане Лаженицыном можно узнать отца автора, в Косте Гулае - друга Николая Виткевича.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

«Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде» Александра Рабиновича

Александр Шубин

руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Книга известного американского историка подробно анализирует процесс прихода к власти большевиков. Рабинович выясняет, что можно и что нельзя было реально сделать в той экстремальной социальной ситуации. Автор не сочувствует Ленину, но показывает, что его триумф был результатом неудачи социальной политики Временного правительства и неспособности договориться оппонентов Ленина из разных партий - включая и умеренных большевиков Льва Каменева и Григория Зиновьева. В несостоявшемся союзе умеренных большевиков и левых социалистов Рабинович видит главную альтернативу тому пути развития страны, который вел от 1917 к 1937 году.


Александр Шубин: «Рабинович продолжает исследовать ход революции в Петрограде после прихода большевиков к власти. Автор подробно разбирает повороты большевистской политики, связанные с переговорами о левых коалициях, Брестским миром, продовольственным кризисом, красным террором, началом Гражданской войны. Поскольку в марте 1918 года столицу перенесли в Москву, Рабинович рассматривает политику большевиков в Петрограде уже как в провинциальном центре».

Издательство «АИРО-XXI», «Новый хронограф», Москва, 2007, пер. И.Давидян

«Военный дневник Великого князя Андрея Владимировича Романова (1914–1917)» Андрея Романова


Серафим Ореханов

старший редактор проекта «1917»

Страсть всех Романовых к ведению дневников - вещь широко известная. Большая часть из них невыносимо скучны, и читают их только специалисты или персональные фанаты. Эта книга - исключение: автор, дальний родственник Николая II, не разделивший его судьбу благодаря своевременной эмиграции, описывает Первую мировую и революцию подробно и занимательно, а его общественное положение давало ему ценные инсайды и просто хорошие сплетни из придворных кругов.

«Государство и революция» Владимира Ленина


Кирилл Кобрин

историк, литератор, редактор журнала «Неприкосновенный запас», автор 20 книг и многочисленных публикаций в российской и европейской прессе

Многие люди моего возраста и старше поморщатся, увидев это название. Действительно, с помощью «Г. и Р.» пытали не одно поколение советских школьников, студентов и аспирантов. Однако этот факт - а также то, что сегодня разговор почти исключительно ведется не о Ленине, а о его трупе, который отчего-то требуют «похоронить по-христиански» (фраза, за которую Ильич распорядился бы немедленно поставить к стенке), - не умаляет очевидного. «Государство и революция» - главная книга о революции в XX веке вообще и о русской революции в частности. Там сформулированы основные позиции, на которых революция и большевики удержали власть, победили в Гражданской войне и построили свое государство. «Диктатура пролетариата», «крайняя авторитарность революции», «партия - авангард пролетариата» и прочее. Книга написана энергично, как обычно у Ленина. Увы, некоторые мысли теряются в стилистической каше, в потоке неряшливой брани в адрес политических оппонентов, но это не так уж важно. Многие хорошие книги написаны плохо. К тому же в 1917-м у Ленина было множество хлопот в связи с воплощением своих идей в жизнь.

«Двенадцать» Александра Блока


Кирилл Кобрин: « пристально вслушивался в музыку революции. Его слух был настроен на цайтгайст, на психику и психологию толпы - а революцию делали толпы, пусть и предводительствуемые вождями. Ухо Блока не воспринимало бранчливый тенорок экс-студента Казанского университета, да и к мистическим завываниям своих соратников по символизму он был вполне холоден. Блок бродил по улицам и слушал толпу - не отдельных людей, а их массу. Оттого «двенадцать» - не апостолы революции, а просто случайная проба этой массы. Проба оказалась довольно ужасающей, музыка революции - неотличимой от мещанского романса: «Ах!», «Эх!». Сегодня в «Двенадцать» интересны не так называемое «политическое падение» Блока (или «политический взлет», это как посмотреть), не якобы новая для него поэтика и все такое. Если отвлечься от вышеперечисленного, становится очевидным главное: Блок понял, из чего - и особенно из кого - состоит революция. Поэт разглядел в ней морду слободского хулигана, расхристанного люмпена, готового на все. Исус Христос ведет за собой дюжину внезапно осатаневших зощенковских персонажей».

«Дневник. 1906–1980» Рюрика Ивнева


Серафим Ореханов: «Малоизвестный даже в России поэт (имажинист, но по состоянию на год еще футурист) Ивнев - фигура скорее трагическая: он дожил до 1981-го, отказавшись от убеждений юности в пользу соцреализма и, в общем-то, предав все, за что боролся в революцию. Тем не менее дневник Ивнева за 1917-й невероятно трогательное чтение: «Все радуются убийству Распутина, ликуют, а я спать не мог всю ночь. Не могу, не могу радоваться убийству. Может быть, он был вреден, может быть, Россия спасена, но не могу, не могу радоваться убийству».

Издательство «Эллис Лак», Москва, 2012

«Дневник. 1917–1919. Петроград. Крым. Тифлис» Веры Судейкиной


Серафим Ореханов: «Жена очень успешного художника и сама художница описывает жизнь самого буржуазного слоя петроградской богемы в революционные годы. Вечеринки в остромодных «Бродячей собаке» и «Привале комедиантов» и похмелье поутру, общение с коллекционерами и скандальное поведение футуристов и супрематистов - в общем, все как обычно. Только иногда не хватает еды».

Издательство «Русский путь», Москва, 2006

«За кулисами Антанты» Фрэнсиса Берти


Павел Пряников

основатель блога «Толкователь» и телеграм-канала «Красный Сион»

Фрэнсис Берти - английский посол в Париже во время Первой мировой; книга представляет собой его дневник с 1914-го по 1919 год. России в ней отведено не так много места: Берти цитирует донесения английской разведки из Петрограда, размышляет о природе русских, немного прогнозирует будущее страны. К примеру, уже осенью 1915 года он был уверен, что скоро в России произойдет революция, а после 10 января 1917 года, после убийства Распутина, он уже твердо пишет, что «Россия на краю революции». Но важен контекст этого дневника, все, что происходило вокруг России, когда в ней сгущался взрыв.

Первая запись об Октябрьской революции появляется в дневнике Берти только 8 декабря 1917 года: он радуется, что у России наконец-то появился диктатор, который наведет в ней порядок. А 17 декабря 1917 года Берти приветствует новость о выдвижении норвежскими социал-демократами Ленина и Троцкого на Нобелевскую премию мира.

Издательство ГПИБ, Москва, 2014, пер. Е.Берловича

«Записки о революции» Николая Суханова


Александр Шубин: «Автор был активным революционером и входил в Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Он в деталях рассказывает о событиях февраля-ноября 1917 года, свидетелем которых был сам или о которых нашел информацию, когда работал над книгой в начале 1920-х. В основном речь идет о кухне Советов, но много интересного можно прочитать и об обстановке в правительственных кругах, о ситуации в стране в целом. Хотя Суханов был левым меньшевиком, книгу прочел и полемически комментировал Владимир Ленин».

«Из моей жизни и работы: Воспоминания и дневники» Александры Коллонтай


Серафим Ореханов: «В принципе, подойдет любая антология статей и писем главной советской феминистки. Это максимально похоже на фейсбук немолодой женщины, уехавшей из России, где она провела большую часть жизни, в эмиграцию на Запад. Ностальгия перемежается наблюдениями за европейской и американской жизнью, размышлениями о высоком, статусами о детях. Особенно хороша переписка с Лениным и Крупской. В середине 1917 года Коллонтай вернулась и приняла деятельное участие в революции».

Издательство «Советская Россия», Москва, 1974

«Истоки и смысл русского коммунизма» Николая Бердяева


Серафим Ореханов: «Книга не то чтобы от начала до конца объясняет 1917 год, но, во всяком случае, одной из первых играет на этом поле. Бердяев помещает революцию в контекст русской культуры, начиная с Гоголя, и пытается таким образом обнаружить ее истинный смысл, скрытый под покровом политической возни и насилия. В отличие от чисто философских трудов Бердяева эту работу может с удовольствием прочитать и абсолютно неподготовленный человек. Если хочется умной и неординарной рефлексии на тему русской революции, то, кажется, это самый легкий путь».

«История и классовое сознание» и «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» Георга Лукача

1 из 2

2 из 2

Это не историческая книга, но наиболее глубокое философское осмысление целей и сил революции-1917. Пролетариат как особое сообщество, драматичное положение которого позволит ему совершить прыжок из предыстории в историю. Экзистенциальный пафос самопознания материи через нового коммунистического человека и революционная партия как историческое острие мирового духа. Мир, в котором к вещам относятся как к личностям, а к личностям как к вещам, обречен взорваться изнутри, и тогда на место прежней буржуазной рациональности придет новая диалектическая логика рабочего класса, соединившего теорию и практику в освободительном политическом акте. Решив снабдить коммунистическое движение более конкретной и прагматичной философией, Лукач параллельно пишет свою книгу о Ленине, претендующую на роль стратегической доктрины красной революции.

«История русской революции» и «Моя жизнь» Льва Троцкого

1 из 2

2 из 2

Алексей Цветков: «Трехтомное исследование Троцкого дает такую же полную панораму событий 1917-го, как и знаменитая книга Карлейля для Французской революции. Подробная хроника с точными портретами, остроумными историческими аналогиями, классовым анализом действующих лиц и фиксацией всех случившихся и не случившихся поворотов. В «Моей жизни» другая оптика, это автобиография профессионального революционера, кульминацией которой и стал захват власти Советами в Петрограде. Отличный способ почувствовать себя творителем истории миллионов людей».

«Николай Клюев» Сергея Куняева


Павел Пряников: «Добротно составленная биография «крестьянского поэта» Николая Клюева. Событиям 1917 года в ней отведено под сотню страниц. На момент Февральской революции старообрядческий провидец, гомосексуалист, певец Русского Севера, Клюев вместе с Есениным работал под крышей охранки в пропаганде «Русского мiра». Кончина монархии в одностороннем порядке разрывает этот их контракт. Клюев с восторгом принимает большевиков и лично Ленина. Он пишет свое самое знаменитое стихотворение:

Есть в Ленине кержанский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в «Поморских ответах».

Октябрьская революция воспринимается Клюевым как появление на миру доселе скрытого Беловодья - старообрядческого рая на земле.

Книга хорошо показывает, как воспринимался Октябрь в эсхатологических и богемных кругах России, а также постепенную трансформацию их надежд в разочарование».

Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2014

«О развитии революционных идей в России» Александра Герцена


Кирилл Кобрин: «Своего рода приквел к первой книге в моем списке. Нет-нет, не в смысле, что Герцен, разбуженный декабристами, схватился за веревку колокола и принялся шуметь, в свою очередь пробудив ото сна народников, народовольцев, эсдеков, юношу Володю Ульянова, а тот взял и сказал ту самую фразу про «мы пойдем другим путем». Нет. Просто Ленин - не господин Ульянов, а революционный теоретик Ленин, - начался там, где по большому счету поставил точку Герцен, - на идее особости будущей революции в России, ее неклассичности. Только Герцен делал ставку на врожденный коммунизм русской сельской общины, а Ленин - на то орудие, с помощью которого революция должна была делаться, на дисциплинированную, снабженную простой и эффективной идеологией партию. Ленинская партия - Архимедов рычаг, которым можно перевернуть мир, причем свойства переворачиваемого мира истинного революционера не интересуют. Любопытно также, что «О развитии революционных идей» написана на французском, впервые опубликована на немецком - и только потом, почти 10 лет спустя, в 1861-м, на русском, нелегально, конечно. Не считая отцов анархизма Бакунина и Кропоткина, Герцен был первым поставщиком русского революционного теоретического экспорта в Европу. Ленин с успехом продолжил это дело. А за ним - Троцкий».

«Окаянные дни» Ивана Бунина


Кирилл Кобрин: «Ту же, что и Блок, морду увидел в событиях 1917-го и Бунин, только вот с Исусом он предпочитал поддерживать контакт более традиционным способом - посредством служителей Русской православной церкви. Ничего мистического он в революции не видел - как и не считал ее актом справедливости, апокалиптическим ответом на страдания «народа» при старом режиме. Идея справедливости вообще была чужда этому человеку. Бунин любил хорошо есть, приятно пить, сочинять красивые стихи и красивую («парчовую», как называл ее Набоков) прозу, ловеласничать, неторопливо и со вкусом путешествовать и - что важно - получать хорошие гонорары. Все это революция у него отобрала. Я не иронизирую: Бунину действительно было что терять - и он повел себя точно так, как описывал подобную ситуацию Маркс, - стал защищать свой класс и присущий тому строй и порядок вещей. Злость, переходящая в отчаяние, сделала Бунина еще более внимательным, чем обычно, придала ему окончательной точности в некоторых описаниях. Хотя бы в этом: «Рыжий, в пальто с каракулевым круглым воротником, с рыжими кудрявыми бровями, с свежевыбритым лицом в пудре и с золотыми пломбами во рту, однообразно, точно читая, говорит о несправедливостях старого режима».

Алексей Цветков: «Лучший стилист прежней России видит революцию глазами проигравшей стороны как финал цивилизации вообще, апокалиптический водевиль. Большевики и анархисты «хуже печенегов», а прежний мещанин чувствует свой город завоеванным и страшится пролетарских «уплотнений». Интеллигенты выпустили на волю «каторжных горилл» и «Азию» «с подсолнухами в кулаках». Маяковский как вульгарный хам. Сквозной мотив - восстание техники, бунт устройств. Сам по себе звонит телефон на столе, и из него сыплются искры, отвратительные грузовики и наглые мотоциклетки на улицах вместо милых лошадей. Этот дневник Бунин закопал в землю, опасаясь обыска одесских чекистов».

«Поколение на повороте» Лидии Гинзбург


Кирилл Кобрин: «Эссе, сочиненное в начале 1970-х «в стол», без надежды на публикацию, но - Гинзбург повезло - опубликованное таки при жизни автора, в самом конце. Подведение итогов революции представителем поколения интеллигентов, которое и совершало в прямом, политическом смысле, революцию и поддерживало ее со всем энтузиазмом. Это была действительно их революция - она на самом деле освободила подданных нелепой, навек, как казалось, подмороженной империи, дала им возможность делать то, что они хотели. И они делали - новое общество, новое государство, новую науку, новое искусство. Только вот кончилось все кошмаром, по сравнению с которым Кровавое воскресенье кажется мелкой неприятностью, а «столыпинские галстуки» - небольшой вольностью обычно гуманного и сдержанного премьера. В отличие от тех, кто революции не нюхивал, Лидия Гинзбург не отрекается ни от своего поколения, ни от того, что ее поколение делало и что оно думало».

Издательство «Искус­ство», Санкт-Петербург, 2002

«Сентиментальное путешествие» Виктора Шкловского


Кирилл Кобрин: «Заманчиво думать, что где-то существует книга о революции, сочиненная этим господином (товарищем) с пудреным лицом и золотыми пломбами (не так уж точно Бунин писал, кстати, - ну не пломбы же золотые). Увы, я такой книги не знаю. Зато есть другая книга - блестящего, полного жизни и энергии молодого человека, который революцию делал сознательно, страстно, азартно, как и все остальное, за что ему приходилось браться, пока не сломался, конечно. Булгаков в «Белой гвардии» описал - с неприязнью - некоего Шполянского, а Шполянский-то был великим теоретиком литературы и одним из лучших русских писателей прошлого века, поинтереснее литературного профессора Преображенского уж точно. Если хочешь сподвигнуть молодого человека на революционную деятельность, вложи в его руки «Сентиментальное путешествие». Революция здесь - возможность наконец зажить по полной, словить кайф, заняться настоящим делом. комиссарит в армии Временного правительства в Галиции, он уводит полузабытую метрополией русскую армию из Персии, но помимо этих бесценных страниц «Сентиментального путешествия» в нем есть - в самом начале - и о феврале 1917 года, о том, как это выглядело изнутри: «Наступила ночь. В Таврическом дворце был полный хаос. Привозили оружие, приходили люди, пока еще одиночные, тащили провизию, реквизированную где-то; в комнате у подъезда были сложены мешки. Уже приводили арестованных. В Думе какая-то барышня утвердила меня в должности командира машины и даже дала какую-то боевую задачу. Снаряды для пушки у меня были, не знаю, где я их достал, кажется, еще в Манеже. Боевых задач я, конечно, не выполнил, да их и никто не выполнял». Читать параллельно с «Апокалипсисом нашего времени» Василия Розанова в качестве объяснения загадочной фразы последнего о том, что «Русь слиняла в два дня. Самое большое - в три».

Алексей Цветков: «Политический инстинкт выводит людей на улицы, солдаты присоединяются к восставшим рабочим, всех накрывает поэтическая невменяемость, опьянение непредсказуемостью судьбы, остранение всего прежнего, которое обречено исчезнуть, вывернувшись наизнанку. Толпа во всех ее возможных состояниях и лидеры всех оттенков. Одушевленная военная техника и люди, превратившие себя в инструменты. Мокрые окопы - горящий хлеб - жалящая сталь. Революция как экзотизация бытия, прерывание нормальности, уникальный момент, из которого потом можно будет с одинаковой свободой мысленно смотреть и в до, и в после».

«У Кремлевской стены» Алексея Абрамова


Павел Пряников: «Судя по году издания, книгу можно было бы признать пропагандистской. Однако «У Кремлевской стены» - это самое полное собрание имен людей, геройски погибших при становлении советской власти во время Октябрьской революции в Москве. На каждого захороненного у Кремлевской стены дана краткая биография. К примеру, открывает этот перечень Павлик Андреев, красногвардеец Замоскворецкого района с завода Михельсона. Этому рабочему на момент смерти было 14 лет, погиб он от попадания 42 пуль из пулемета. Первые годы советской власти его называли «советским Гаврошем», но в 1930-е память о «товарище Павлике» ушла из официоза.

Книга наглядно показывает, что сторону красных в ноябре 1917 года в Москве приняли самые разные слои общества. Среди героев, захороненных у Кремлевской стены, бывшие боевые офицеры с фронтов Первой мировой, дети, китайцы, венгры и латыши, старообрядческий начетчик, курсистки и студенты, извозчики и инженеры. Так разрушаются мифы о «шайке узколобых революционеров», устроивших революцию».

Издательство Государственное издательство политической литературы, Москва, 1984


Александр Шубин: «Сборник воспоминаний видных советских деятелей (наркомов и сотрудников центральных советских учреждений) о первых месяцах советской власти, до переезда столицы в Москву. Книга вышла во время перестройки, когда были сняты табу на публикацию «неудобных», хотя и прокоммунистических воспоминаний, и здесь можно найти много интересных деталей о первых шагах нового режима. Среди авторов сборника - Александра Коллонтай, Павел Дыбенко, Георгий Ломов, Александр Шляпников, Александр Шлихтер, Федор Раскольников и другие. Книга дает возможность посмотреть на механизм выстраивания советской власти с нуля, практически из ничего, когда не было ни средств, ни кадров. Тем не менее в итоге возник аппарат, обеспечивший удержание власти большевиками и укрепление нового режима».

Книга о Блюмкине хорошо показывает изнанку первых советских спецслужб, романтизм вперемешку с кровью, и как постепенно крови становится больше, а романтизма - меньше. А под конец произведения идет подробное описание того, как революция пожирает своих детей».

Издательство «Молодая гвардия», Москва, 2016

28 сентября в 11.00 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а) откроется международная научная конференция «Русская литература ХХ века и революция 1917 года. К 120-летию со дня рождения Вс.В. Иванова». Она продлится до 30 сентября и будет проходить также в Московском педагогическом государственном университете. Представительный научный форум соберется в преддверии 100-летней годовщины русской революции и станет одной из попыток современного осмысления этого события отечественной истории.

В конференции примут участие филологи, историки, культурологи, лингвисты, краеведы из разных городов России: Воронежа, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Старого Оскола, Тюмени, Челябинска, а также из Индии, Казахстана и Литвы. Рассматривая творчество крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века: А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Горького, А. Платонова, М. Шолохова, М. Булгакова, К. Федина, Вс. Иванова, А. Белого, Е. Замятина, Б. Пастернака, опираясь на новые архивные материалы, они будут стремиться хоть на несколько шагов приблизиться к пониманию того поистине тектонического сдвига, которым стала революция для судьбы России. Среди вопросов, вынесенных на обсуждение: революция 1917 г.: современные концепции; видение будущего (идеальное общественное устройство) в русской прозе и поэзии 1910 - 1920-х гг.; философское осмысление революции в русском романе ХХ в.; революция 1917 г. в русской философской мысли; крестьянский вопрос в революции и литературе; литература и революция в русской провинции: региональный аспект; динамика языковых процессов революционного периода; революция в эго-документах (дневники, воспоминания, письма) и публицистике.

Конференция пройдет в год 120-летия со дня рождения одного из первых писателей революционной эпохи Всеволода Вячеславовича Иванова. Доклады, включенные в пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века», представят новые материалы биографии и творчества писателя, по-прежнему остающегося во многом еще не открытым для читателей, позволят лучше понять место Вс. Иванова в литературе ХХ века, раскроют разные грани его творчества и оригинальность писательского дара.

Почетным членом Оргкомитета конференции и ее участником является выдающийся ученый-филолог, переводчик, академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов - сын Вс. Иванова. Первый день работы конференции - 28 сентября - завершится встречей с этим уникальным человеком и ученым. Встреча состоится в 18:30 в Конференц-зале ИМЛИ РАН по адресу: Москва, ул. Поварская, д. 25а.

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук
Институт мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Русская литература ХХ века и революция 1917 года: К 120-летию со дня рождения Всеволода Иванова

Регламент работы конференции

10.30 - 11.00 - Регистрация участников конференции
11.00 - 14.00 - Первое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.00 - Второе пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века».
18.00 - 18.30 - Кофе-брейк
18.30 - Встреча с сыном Всеволода Иванова академиком РАН Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. Демонстрация фильма и презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова

10.30 - 14.00 - Заседания по секциям
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 19.00 - Третье пленарное заседание
19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего кладбища. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова.
11.00 - 14.00 - Четвертое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.30 - Пятое пленарное заседание.
Подведение итогов конференции

Выступление на пленарном заседании - до 15 минут
Выступление в прениях - до 5 минут

Институт мировой литературы имени А.М.Горького РАН
Адрес: улица Поварская, дом 25а
Конференц-зал

Регистрация участников конференции
10.30 - 11.00

ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00

Заседание ведут Наталья Васильевна Корниенко, Евгений Александрович Костин.


Директор Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН академик Александр Борисович Куделин,
Директор Института мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик РАН, сын Всеволода Иванова Вячеслав Всеволодович Иванов,
Зав. Городским Центром истории Новосибирской книги Наталья Ивановна Левченко,
Зав. Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, чл.-корр. РАН Наталья Васильевна Корниенко.

Проблема отношения к партиям и другим объединениям в биографиях начинающих писателей революционного времени (пример Всеволода Иванова)
Иванов Вячеслав Всеволодович (Москва - Лос-Анджелес, Институт мировой культуры МГУ им. М.В.Ломоносова)

Изгнанники революции о событиях в России 1917 г. (по материалам ЦА ФСБ России)
Христофоров Василий Степанович (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Анна Снегина» С. Есенина - литературный памятник революционной эпохи
Шубникова-Гусева Наталья Игоревна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новая» гуманизация культуры после революции 1917 г.: процессы и итоги
Костин Евгений Александрович (Вильнюс)

«Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького как художественная версия революции 1917 года
Матевосян Елена Рафаэловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Россия и революция в романе В. Горянского «Парфандр и Глафира»
Спиридонова Лидия Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Семнадцатый год» в публицистике С.А. Ауслендера (очерки «Генерал Алексеев», «Черная годовщина»)
Перхин Владимир Васильевич (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

«Как десятилетить». Юбилеи Октября и литература
Корниенко Наталья Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«ВСЕВОЛОД ИВАНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА»
15.00 - 18.00

Заседание ведут Елена Алексеевна Папкова, Олег Юрьевич Алейников.

«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова: источники и тексты
Папкова Елена Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Скрытая нарративная техника рассказов Всеволода Иванова
Николаева Татьяна Михайловна (Москва, Институт славяноведения РАН)

Утопическое начало в романах Всеволода Иванова «Кремль» и «У»
Полтавцева Наталья Георгиевна (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Всеволод Иванов в зарубежной критике
Московская Дарья Сергеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новый Восток» в пропагандистском дискурсе большевистской печати и художественном творчестве Вс. Иванова и А. Платонова
Алейников Олег Юрьевич (Воронеж, Воронежский государственный университет)

Участие Всеволода Иванова в горьковском проекте «История гражданской войны» (по материалам РГАСПИ)
Быстрова Ольга Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Мир воображения героя в романе Всеволода Иванова «Похождения факира»
Банерджи Ранджана (Дели, Центр русских исследований, Университет имени Джавахарлала Неру)

Жанр художественной миниатюры в творчестве Всеволода Иванова
Орлицкий Юрий Борисович (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Фантастика и гротеск в произведениях Всеволода Иванова на исторические темы
Суматохина Любовь Валерьевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Миф. Фольклор. Реальность (по рассказу Всеволода Иванова «Агасфер»)
Стеркина Наталья Иосифовна (Москва, Всероссийский государственный институт кино)

Всеволод Иванов и современная библиотека
Цветкова Светлана Игоревна (Москва, Библиотека № 60 имени Всеволода Иванова)

Стендовые доклады:

Повести Вс. Иванова «Возвращение Будды» и Л. Леонова «Конец мелкого человека» в аспекте сопоставления
Якимова Людмила Павловна (Новосибирск, Институт филологии Сибирского отделения РАН)

Из омских лет Всеволода Иванова: к вопросу об авторстве статьи «Под чужим флагом»
Штырбул Анатолий Алексеевич (Омск, Омский государственный педагогический университет)

Литературные группы и печатные издания Омска в 1917 - 1922 годах
Зародова Юлия Прокопиевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Краеведение в творчестве Всеволода Иванова
Махнанова Ирина Алексеевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Кофе-брейк: 18.00 - 18.30

18.30
 Встреча с сыном Всеволода Иванова Вячеславом Всеволодовичем Ивановым.
 Демонстрация документального фильма о Всеволоде Иванове.
 Презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова.

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ
10.30 - 14.00

Секция 1
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Каминный зал ИМЛИ РАН

Заседание ведут Алла Витальевна Громова, Олег Андершанович Лекманов.

Революция и русский мир» в прозе Вс.В. Иванова и Л.Ф. Зурова («Цветные ветра» - «Поле»)
Громова Алла Витальевна (Москва, Московский городской педагогический университет)

Революция 1917 года в художественных и публицистических произведениях Е.Н. Чирикова
Назарова Анастасия Викторовна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

Ситуация бунта в творчестве Л. Лунца - драма «Вне закона» и рассказ «Бунт»
Купченко Татьяна Александровна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Блоковский слой» в поэтических книгах, вышедших в Советской России в 1922 году
Лекманов Олег Андершанович (Москва, Высшая школа экономики)

Образ революции в творчестве В.А. Сумбатова: диалог с В.А.Шуфом и А.А. Блоком
Титова Наталья Станиславовна (Одинцово, Одинцовский гуманитарный университет)

Эсхатологические мотивы в «Конармии» И.Бабеля
Володина Анна Николаевна (Симферопольский р-н Московской области, с. Перово, Общеобразовательная школа I - III ступеней - гимназия)

Тема революции в творчестве Ивана Катаева и Николая Никитина
Саватеев Вячеслав Яковлевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«И увидел я новое небо и новую землю…» Опыт откровения в литературе первых лет Октября
Бурова Серафима Николаевна (Тюмень, Тюменский государственный университет)

Между вечностью и бренностью: тема материнства в рассказах о революции
Анпилова Лариса Николаевна (Старый Оскол, Старооскольский технологический институт (филиал) НИТУ МИСиС)

«Эй, жги, здесь Русь, да будет стерта!» (Крестьянский мир в русской прозе 1930-х годов)
Цветова Наталья Сергеевна (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

Секция 2
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ, ДОКУМЕНТАХ
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Екатерина Львовна Киселева, Александр Валерьевич Резник.

Н.И. Бухарин о творчестве С. Есенина. «Злые заметки» как отражение культурной политики и взглядов на российское послереволюционное общество
Коваленко Надежда Вячеславовна (Москва, Государственный академический университет гуманитарных наук)

Персональные архивы писателей как источник по истории литературы первого пореволюционного десятилетия
Левченко Наталья Ивановна (Новосибирск, Городской Центр истории Новосибирской книги)

Роль революции в жизни одной семьи (по страницам воспоминаний Ольги Бессарабовой)
Ратникова Екатерина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Тема революции в воспоминаниях совслужащих (по материалам чистки госаппарата 1929 - 1932 годов)
Киселева Екатерина Львовна (Москва, Государственный архив Российской федерации)

Революция и Гражданская война на Дону в воспоминаниях Е.А. Щаденко: стенограмма беседы с А.Н. Толстым
Кирьянов Юрий Николаевич (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Динамика процессов номинации революционного периода
Соколова Татьяна Петровна (Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина)

Революционные «реформы» еврейских языков (по материалам ЦА ФСБ России)
Бережанская Ирина Юрьевна (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Парус» - антивоенный и, по сути, антиреволюционный издательский проект Горького
Никитин Евгений Николаевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Консервативный либерализм о роли революционного опыта в российской истории
Попова Татьяна Владимировна (Москва, Нициональный исследовательский университет «МИЭТ»)

Проблема революционной драматургии в дискуссиях 1930-х годов (на материалах фонда «Всероскомдрам» ОР ИМЛИ)
Плотников Константин Иванович (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН).

Перерыв: 14.00 - 15.00

ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 19.00
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Елена Аркадьевна Тахо-Годи, Владимир Васильевич Перхин.

Ф.М. Достоевский и русская революция в осмыслении авторов сборника «Из глубины» (1918)
Богданова Ольга Алимовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Крестьянский вопрос как основная проблема революции в восприятии М. Горького
Примочкина Наталья Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революционный дискурс в поэтике экспрессионизма и эстетическая программа группы «Перевал»
Завельская Дарья Александровна (Москва, Православный институт Св. Иоанна Богослова)

«Синтезировать историческое с революционным»: русская революция и евразийство
Гачева Анастасия Георгиевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Воспроизвести кусок бытия, пропустив его через человеческое самосознание…» (от эпопеи «Я» Андрея Белого к роману «Мы» Евгения Замятина)
Любимова Марина Юрьевна (Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека)

Революция и контрреволюция в пьесах А.М. Ренникова «Галлиполи» и М. Булгакова «Дни Турбиных»
Николаев Дмитрий Дмитриевич (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Кофе-брейк: 17.00 - 17.15

Революция 1917 года в автографах Личной библиотеки А.М. Горького
Дёмкина Светлана Михайловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Роман К.А. Федина «Города и годы» в критике русского зарубежья
Кабанова Ирина Эриковна (Саратов, Государственный музей К.А. Федина)

1917 год в дневнике и письмах А.Н. Толстого
Воронцова Галина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Революционная Россия глазами Фомы Пухова («Сокровенный человек» А. Платонова)
Антонова Елена Викторовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Образ революции в произведениях Б. Пильняка
Андроникашвили-Пильняк Кира Борисовна (Москва)

Революционизация классики: наследие Л.Н. Толстого в революционную эпоху
Тахо-Годи Елена Аркадьевна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Библиотека «Дом А.Ф. Лосева»)

19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего монастыря. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова (встреча в 9.30 на улице, у выхода из станции метро Спортивная, выход из метро в сторону улицы 10-летия Октября)
Московский педагогический государственный университет
Адрес: Малая Пироговская ул., д.1, стр. 1
Аудитория № 209

ЧЕТВЕРТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00
Заседание ведут Ирина Николаевна Арзамасцева, Игорь Николаевич Голованов.

Приветственное слово участникам и гостям конференции:
Директора Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета, д.ф.н. Людмилы Александровны Трубиной.
Заместителя директора Института филологии и иностранных языков по научной работе к.п.н. Ольги Евгеньевны Дроздовой

Идея революции как «жест трагического преображения» мира в отечественной литературе 1-й трети ХХ в.
Трубина Людмила Александровна (Москва, Институт филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета)

Революция как спектакль в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Маркова Елена Ивановна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Беспрекословная рука» будущего в осуществленных (пост)революционных утопиях: от Н.Г. Чернышевского к А.П. Платонову
Чернышева Елена Геннадиевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Л.А. Словохотов и литературная жизнь Саратова в 1920-е годы
Хрусталева Анна Владимировна (Саратов, Государственный технический университет)

Еженедельник «Русская будущность» в революционную эпоху
Силашина Мария Александровна (Саратов, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского)

Национализация памятников литературного значения и их использование в Смоленском крае
Филиппова Альбина Александровна, Антонова Татьяна Александровна (Смоленск, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»)

Октябрьская революция и гражданская война в литературе Южного Урала
Голованов Игорь Анатольевич (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет)

Трансформация мотива блудного сына в прозе о революции писателей-карелов (Н. Яккола «Водораздел» и А. Тимонен «Мы карелы»
Колоколова Ольга Алексеевна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Когда Русская Земля загорелась со всех концов» (движение жанра в сочинениях-воспоминаниях детей-беженцев)
Арзамасцева Ирина Николаевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Активные процессы в языке революционной эпохи (на материале русской прозы 1917 - 1922 годов)
Николина Наталья Анатольевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ПЯТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 18.30
Заседание ведут Елена Геннадиевна Чернышева, Лидия Ивановна Шишкина.

Революция 1917 г. в публицистике, художественной прозе и мемуарах М.А. Осоргина
Поликовская Людмила Владимировна (Москва, Союз писателей Москвы, Секция критики и литературоведения)

Революция 1917 года в дневнике реэмигранта Юрия Софиева
Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая)

Перед уроками времени: публицистика Леонида Андреева (1917 - 1919)
Шишкина Лидия Ивановна (Санкт-Петербург, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ)

Историк, художественная литература и революция 1917 года (по материалам дневников С.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, М.В. Нечкиной)
Сидорова Любовь Алексеевна (Москва, Институт российской истории РАН)

Изображение революции Борисом Пастернаком в оценке современной итальянской критики
Акимова Анна Сергеевна(Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Кровавый крест мира со смеющейся, прекрасной жертвой»: место лирических образов и мотивов В. Маяковского в полемике молодого А. Платонова с историческим нигилизмом революционных идеологов
Горская Анна Олеговна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революция 1917года в судьбах литераторов России
Пархоменко Татьяна Александровна (Москва, Научно-исследовательский Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева)

Подведение итогов работы конференции

Адрес Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Москва, ул. Поварская, д. 25 а.
Ближайшие станции метро: «Баррикадная», «Арбатская»

Адрес Московского педагогического государственного университета
Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1.
Ближайшая станция метро: «Фрунзенская»

Организационный комитет конференции:
член-корр. РАН Н.В. Корниенко - Председатель Оргкомитета,
академик РАН Вяч. Вс. Иванов - Почетный член Оргкомитета,
д.ф.н. И.Н. Арзамасцева,
д.ф.н. Л.А. Трубина,
д.ф.н. М.А. Черняк,
к.ф.н. А. С. Акимова,
к.ф.н. Г.Н. Воронцова,
М.А. Салямова,
к.ф.н. Е.А. Папкова - секретарь Оргкомитета.