Французский драматург Жан Расин: биография, фото, произведения. Расин: биография, коротко о жизни и творчестве: жан расин Жан батист расин

фр. Jean-Baptiste Racine

французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером

Жан Расин

Краткая биография

Жан Расин - французский драматург, один из трех самых знаменитых драматургов страны XVII в. (Мольер , Корнель, Расин); его произведения - это расцвет национального классицистического театра. Жан Расин появился на свет в графстве Валуа, в небольшом городе Ла-Ферте-Милон; его отец был налоговым чиновником. Жана воспитывала бабушка, поскольку при родах сестры мальчика умерла их мать, а через два года и отец.

В 1649 г. Жан становится учащимся в школе, открытой при монастыре Пор-Руаяль, а с 1655 г. - учеником в самом аббатстве. У него были прекрасные учителя-филологи, благодаря чему он и сам превратился в очень знающего эллиниста. Мировоззрение, складывающееся под влиянием янсенизма, и любовь к классике, их противоречие стали для Расина во многом определяющими в его дальнейшей биографии, в частности, в творчестве, превратились в источник вдохновения. Аскетического образа жизни Жан Расин придерживался недолго и переключился на сочинение од. Завершить образование ему довелось в коллеже Аркур в Париже.

С 1666 г. он жил у двоюродного брата, управляющего герцогским имением. В этом же году состоялось его знакомство с Мольером, Лафонтеном, Буало. Ода «Нимфа Сены», восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной Людовиком XIV. Известно, что в это время он написал две пьесы, которые не сохранились до нашего времени.

В 1661 г. Жан Расин переезжает в южный город Юзе, к дяде-священнику, рассчитывая на получение бенефиция от церкви, который дал бы ему шанс целиком и полностью посвятить себя занятию литературой. Однако Расин столкнулся с отказом, и ему в 1662 или 1663 г. пришлось вернуться в Париж. Находясь в столице, Жан Расин являлся активным участником литературного сообщества, его связи росли, одна за другой распахивались двери салонов, близких ко двору. Принято считать, что сам Мольер посоветовал написать пьесы «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий» и сам же поставил по ним спектакли в 1664 и 1665 гг. соответственно. Однако, несмотря на покровительство знаменитого драматурга, дебютные пьесы не стали полной демонстрацией таланта начинающего автора.

В 1667 г. выходит трагедия Расина «Андромаха», успех которой превзошел все ожидания. За годы, предшествующие постановке трагедии, Расин заметно сблизился с высшим обществом, сумел завоевать благосклонность мадам де Монтеспан, которая была любовницей короля. Его собственная пассия, актриса Тереза Дюпарк, сыгравшая в «Андромахе» главную роль, перешла к Расину из труппы Мольера. Тем не менее творческая жизнь драматурга протекала непросто, была наполнена ожесточенными столкновениями с людьми, не принимавшими его произведений, главным образом, из-за личных качеств самого Расина, его непомерного честолюбия, раздражительности, заносчивости.

В 1669 г. была достаточно тепло встречена публикой его трагедия «Британик», и гораздо больший успех имела перенесенная на театральные подмостки в следующем году после написания трагедия «Береника» (1678). После постановки была воспринята крайне негативно трагедия «Федра», и сочинение пьес литератор практически прекратил более чем на 10 лет.

В этот период Расин стал королевским историографом, сменив на должности Буало, взял в жены хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 и 1691 гг. он написал две единственные пьесы, которые попросила его сочинить мадам де Ментенон для постановки воспитанницами ее школы. 21 апреля 1699 г. выдающийся французский драматург скончался в Париже; похоронили его рядом с церковью Сент-Этьен-дю-Монт.

Биография из Википедии

Жан-Бати́ст Раси́н (фр. Jean-Baptiste Racine, 21 декабря 1639 - 21 апреля 1699) - французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Батист Расин родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643). В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур (фр.) в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии - в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 годах.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Творчество

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т. е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина - это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико - около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения

  • 1660 - (фр. Amasie)
  • 1660 - (фр. Les amours d’Ovide)
  • 1660 - «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
  • 1660 - «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
  • 1685 - «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
  • 1693 - «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
  • 1694 - «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы

  • 1663 - «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
  • 1664 - «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
  • 1665 - «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
  • 1667 - Андромаха
  • 1668 - Сутяги (фр.) («Челобитчики»)
  • 1669 - Британик
  • 1670 - Береника
  • 1672 - Баязет (фр.)
  • 1673 - Митридат (фр.)
  • 1674 - Ифигения
  • 1677 - Федра
  • 1689 - Эсфирь (фр.)
  • 1691 - Гофолия (фр.) («Афалия»)

Издания

  • Расин Ж. Трагедии / Издание подготовили Н.А. Жирмунская, Ю.Б. Корнеев. - Новосибирск: Наука, 1977. - 431 с. Тираж 100 000 экз. (Литературные памятники)
Категории:

Театр Расина! Мощная завеса
Нас отделяет от другого мира.
О.Мандельштам

Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин – такими, как они есть.
Ж. де Лабрюйер

Жан Батист Расин (1639-1699) - один из величайших французских лраматургов 17 века, наряду с Мольером и Корнелем. Художественное мироощущение Расина формировалось в то время, когда политическое сопротивление феодальной аристократии было подавлено и она превратилась в придворную знать, покорную воле монарха и лишённую созидательных жизненных целей.
Творческое наследие Расина довольно многообразно. Перу драматурга принадлежат поэтические произведения (кантата «Идиллия о мире»), комедия «Сутяги», различные сочинения и наброски, «Краткая история Пор-Рояля», переводы с греческого и латинского. Однако бессмертие Расину принесли его трагедии .

В трагедиях Расина главными героями становятся люди, развращённые властью, охваченные страстью, с которой невозможно справиться, люди колеблющиеся, мечущиеся. На первый план в пьесах выступает не столько политическая, сколько нравственная проблематика . Автор пытается проанализировать страсти, которые бушуют в сердцах царственных героев. При этом Расин ориентируется на возвышенный гуманистический идеал, то есть в пьесах чувствуется преемственность с традициями эпохи Возрождения. Однако Г. Гейне отмечал при этом новаторский характер драматургии Расина: «Расин был первым новым поэтом… В нем средневековое миросозерцание окончательно нарушено. Он стал органом нового общества».

Трагедии Расина отличаются от трагедий его предшественников, в частности, от Корнеля. В основе построения образов и характеров в расиновских трагедиях лежит идея страсти как движущей силы человеческого поведения . Изображая представителей государственной власти, Расин показывает, как в их душе эта страсть борется с их представлениями о долге. В своих трагедиях Расин создал целую галерею персонажей, опьяненных властью и привыкших к тому, что исполняются любые, даже самые низменные желания.
Расин стремился не создавать статичные, сложившиеся характеры, его интересовала динамика души героя. Обязательным в трагедиях Расина является противопоставление двух героев: с одной стороны, порочного и развращенного властью, а с другой – чистого и благородного. Именно в «чистом» герое Расин воплотил свою гуманистическую мечту, свое представление о душевной незапятнанности.
Со временем в художественном мироощущении и творческой манере Расина происходят изменения: конфликт человека и общества перерастает в конфликт человека с самим собой. В одном и том же герое сталкиваются свет и тьма, рациональное и чувственное, страсть и долг. Герой, олицетворяющий пороки своей среды, в то же время стремится возвыситься над этой средой и не желает мириться со своим падением.

«Федра»

Кто Федру зрел хоть раз, кто слышал стоны боли
Царицы горестной, преступной поневоле.
Н.Буало

Первоначально трагедия называлась «Федра и Ипполит» и ее источниками послужили пьесы Еврипида («Ипполит») и Сенеки («Федра»).
Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тесей, чувствует себя одинокой и заброшенной, поэтому в ее душе рождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра полюбила Ипполита потому, что в нем как бы воскрес прежний, некогда доблестный Тесей. В то же время Федра признается, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей и что склонность к преступным страстям унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Арикии, Ипполит заявляет, что все они «охвачены страшным пламенем порока», и призывает ее покинуть «роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом».
Главное отличие Федры Расина от Федры древних авторов заключается в том, что героиня не просто выступает как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно возвышается над этой средой. Так, у Сенеки характер и поступки Федры обусловлены дворцовыми нравами разнузданной эпохи Нерона. Царица изображается как натура чувственная и примитивная, живущая только своими страстями. У Расина же Федра – это человек, инстинкт и страсть соединяются с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и совершенству. К тому же героиня ни на мгновение не забывает о том, что является не частным лицом, а царицей, от которой зависит судьба целого народа, и это усугубляет ее положение.
Трагедия главных действующих лиц, ведущих свой род от богов, в пьесе Расина напрямую связана с их происхождением. Герои воспринимают свою родословную не как честь, а как проклятье, которое обрекает на гибель. Для них это наследие страстей, а также вражды и мести, причем не простых людей, а сверхъестественных сил. Происхождение, по мнению Расина, – это великое испытание, которое оказывается не по плечу слабому смертному.
Преступная страсть Федры к пасынку с самого начала трагедии обречена. Недаром первые слова Федры в момент ее появления на сцене – о смерти. Тема смерти проходит через всю трагедию, начиная с первой сцены – вести о гибели Тесея – и вплоть до трагической развязки. Смерть и царство мертвых входят в судьбу главных действующих лиц как часть их деяний, их семьи, их мира. Таким образом, в трагедии стирается грань между земным и потусторонним.
Кульминация трагедии – это, с одной стороны, клевета Федры, а с другой – победа нравственной справедливости над эгоизмом в душе героини. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее нестерпима, и она убивает себя.
Основной принцип и цель трагедии – вызвать сострадание к герою, «преступному поневоле», представив его вину как проявление общечеловеческой слабости. Именно эта концепция лежит в основе расиновского понимания трагедии.
С написанием этой трагедии у Расина было связано много неприятных моментов. Узнав о работе писателя над «Федрой», его недоброжелательница герцогиня Булонская заказала бездарному драматургу Прадону трагедию с таким же названием. Уже в октябре 1676 года трагедия увидела свет, и герцогиня была уверена, что Расин бросит свою работу, ведь две одинаковые пьесы никому не интересны. К счастью для Расина, трагедия Прадона не имела успеха, и великий драматург с воодушевлением продолжал трудиться над «Федрой». Трагедия должна была появиться на сцене театра в начале 1667 года, и, опасаясь её успеха, герцогиня скупила все билеты на первые ряды в театре. По её приказу эти места заняли люди, которые всячески мешали проведению спектакля. Таким образом, первое исполнение пьесы было провалено.
Впоследствии «Федра» была признана лучшей трагедией драматурга, но, несмотря на это, Расин всё-таки окончательно порвал с театром и начал вести жизнь примерного семьянина. Летом 1677 года он женился на Катерине Романе – благопристойной девушке из хорошей семьи, которая даже не подозревала, что её муж – великий драматург, и до конца своих дней считала, что в театре царит разврат.

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял также непосредственное воздействие мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной через всю жизнь любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений.

Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые свои пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде получить от церкви бенефицию, которая позволила бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Переговоры на этот счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес – Фиваида (La Thébaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) – он написал по совету Мольера, который поставил их в 1664 и 1665.

По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни.

В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV, обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе «надменной Васти» в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже после того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он также побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, оставить труппу Мольера и перейти в театр «Бургундский отель», где в 1667 она сыграла заглавную роль в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина увидеть раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством здесь отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Bérénice), в которой заглавную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет. Ныне более достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу.

За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphigénie, 1674) и Федра (Phèdre, 1677). Последняя трагедия является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и прежде, здесь нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как женщина в высшей степени чувственная, однако любовь к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в «кровосмесительной» страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с Федрой Расина.

Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял должность королевского историографа вместе с Н.Буало. Единственными его пьесами за этот период стали Эсфирь и Аталия (Athalie, русский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699.

Лучшие дня

Утверждают, будто Корнель сказал в вечер первой постановки Британника, что Расин уделил слишком много внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значение привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В отличие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное существование, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.

Сочинение

Жан Расин родился в небольшом провинциальном городке Ферте-Милом в буржуазной семье, представители которой на протяжении нескольких поколений занимали различные административные должности. Такое же будущее ожидало и Расина, если бы не ранняя смерть родителей, не оставивших после себя никакого состояния. С трёхлетнего возраста он находился на попечении бабушки, весьма ограниченной в средствах. Однако он получил превосходное образование сначала в школе при Пор-Рояле, потом в янсенистском коллеже.

Пребывание в коллеже имело важное значение – как для духовного развития Расина, так и для его будущей судьбы. Янсенисты были прекрасными педагогами. Кроме обязательной в ту пору латыни они обучали древнегреческому языку и литературе, большое значение придавали изучению родного языка, риторике, основ поэтики, а также логики и философии.

Отпечаток философских и нравственных идей янсенизма мы находим почти во всех трагедиях Расина. Знание древнегреческой литературы во многом определило выбор источников и сюжетов.

Среди знатных питомцев коллежа у Расина были друзья, они и ввели его в высшее общество. В дальнейшем эти связи сыграли немалую роль в его литературной карьере.

В 1660 году Расин написал по случаю бракосочетания короля оду «Нимфа Сены». Она была напечатана и обратила на себя внимание влиятельных лиц и литераторов.

Несколько лет спустя, в 1664 году, труппа Мольера поставила трагедию Расина «Фиваида, или Братья-соперники». В основе сюжета «Фиваиды» лежит эпизод из греческой мифологии – история непримиримой вражды сыновей царя Эдипа.

Постановка второй трагедии Расина «Александр Великий» вызвала большой скандал в театральной жизни Парижа. Представленная труппой Мольера в декабре 1665 г. она через две недели неожиданно появилась на сцене Бургундского отеля – официально признанного первого театра столицы. Это было вопиющим нарушением профессиональной этики. Поэтому понятно возмущение Мольера, поддержанное общественным мнением.

В пьесе «Александр Великий» Расин отошёл от мифологического сюжета и обратился к

Историческому. Источником послужили на этот раз «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. В своей трагедии Расин показал Александра не столько политической фигурой, сколько типичным любовником, рыцарственным, учтивым и великодушным. Расина упрекали в искажении исторического образа Александра.

Пьеса «Андромаха» (1667) знаменует наступление творческой зрелости драматурга. На этот раз Расин использует трагедию Еврипида, самого близкого ему по духу греческого трагика. Пьеса вызвала бурный восторг у зрителей, но одновременно и ожесточённую полемику. Янсенистское понимание человеческой природы отчетливо проступает в расстановке четырех главных персонажей трагедии. Трое из них - сын Ахилла Пирр, его невеста греческая царевна Гермиона, влюбленный в нее Орест - становятся жертвами своих страстей, неразумность которых они сознают, но которые не в силах преодолеть. Четвертая из главных героев - вдова Гектора, троянка Андромаха как моральная личность стоит вне страстей и как бы над ними, но как побежденная царица и пленница оказывается втянутой в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и жизнью ее маленького сына.

Андромаха не властна принять свободное и разумное решение, так как Пирр навязывает ей в любом случае неприемлемый выбор: уступив его любовным притязаниям, она спасет жизнь сына, но предаст память любимого супруга и всей своей семьи, павшей от руки Пирра во время разгрома Трои. Отказав Пирру, она сохранит верность мертвым, но принесет в жертву сына, которого Пирр угрожает выдать греческим военачальникам, жаждущим истребить последнего отпрыска троянских царей.

Парадоксальность построенного Расином драматического конфликта заключается в том, что внешне свободные и могущественные враги Андромахи внутренне порабощены своими страстями. На самом деле их судьба зависит от того, какое из двух решений примет она, бесправная пленница и жертва чужого произвола. Они так же несвободны в своем выборе, как она. Эта взаимная зависимость персонажей друг от друга, сцепление их судеб, страстей и притязаний определяет удивительную спаянность всех звеньев драматического действия, его напряженность. Такую же «цепную реакцию» образует развязка трагедии, представляющей собой ряд мнимых решений конфликта: Андромаха решается пойти на обман - формально стать супругой Пирра и, взяв с него клятву сохранить жизнь ее сыну, покончить с собой у алтаря. Этот нравственный компромисс влечет за собой другие «мнимые решения» конфликта: по наущению ревнивой Гермионы Орест убивает Пирра, надеясь этой ценой купить ее любовь.

Но она проклинает его и в отчаянии кончает с собой, а Орест лишается рассудка. Однако и благополучная для Андромахи развязка несет на себе печать двусмысленности: обязанная своим спасением убийству Пирра, она по долгу супруги берет на себя миссию отомстить его убийцам.

Парадоксальным выглядит и несоответствие внешнего положения героев и их поведения. Для современников Расина огромное значение имел устойчивый стереотип поведения, закрепленный этикетом и традицией. Герои «Андромахи» ежеминутно нарушают этот стереотип: Пирр не просто охладел к Гермионе, но ведет с ней унизительную двойную игру в надежде сломить этим сопротивление Андромахи. Гермиона, забыв о своем достоинстве женщины и царевны, готова простить Пирра и стать его женой, зная, что он любит другую. Орест, посланный греческими военачальниками требовать от Пирра жизни сына Андромахи, делает все, чтобы его миссия не увенчалась успехом.

Осенью 1668 г. он поставил весёлую и озорную пьесу «Сутяги». Современники узнавали в некоторых персонажах реальных прототипов. После «Сутяг» Расин вновь обратился к трагическому жанру. В 1669 г. был поставлен «Британию) – трагедия на тему из римской истории. Следующая трагедия Расина «Береника» (1670) тесно примыкает к «Британику» по историческому материалу «Береника» окончательно закрепила главенствующее положение Расина в театральном мире Франции. Две следующие трагедии «Баязид» и «Митридат» (1673) появились в период всеобщего признания автора. Обе пьесы связаны с темой Востока.

Расину было 33 года, когда его избрали во Французскую Академию. Это было высшее признание его литературных заслуг. Расин вновь возвращается к мифологическому сюжету. Он пишет «Ифигению» (1674).

Самая знаменитая трагедия Расина «Федра» написана им в 1677 году. Она стала поворотным пунктом в его судьбе, фактически подвела черту под его творчеством как театрального автора. Завистники организовали провал премьеры «Федры».

По своей нравственной проблематике «Федра» ближе всего к «Андромахе». Сила и слабость человека, преступная страсть и одновременно сознание своей вины предстают здесь в крайней форме. Сквозь всю трагедию проходит тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством. Мифологические мотивы и образы, служащие ее воплощением, тесно переплетаются с христианским учением в его янсенистской трактовке.

Преступная страсть Федры к ее пасынку Ипполиту с самого начала несет на себе печать обреченности. Мотив смерти пронизывает всю трагедию, начиная с первой сцены - вести о мнимой смерти Тесея вплоть до трагической развязки - гибели Ипполита и самоубийства Федры. Смерть и царство мертвых постоянно присутствуют в сознании и судьбе персонажей как составная часть их деяний, их рода, их домашнего мира: Минос, отец Федры, - судья в царстве мертвых; Тесей нисходит в Аид, чтобы похитить супругу владыки подземного царства и т. д. В мифологизированном мире «Федры» стирается грань между земным и потусторонним миром, отчетливо присутствовавшая еще в «Ифигении», а божественное происхождение ее рода, ведущего свое начало от бога солнца Гелиоса, осознается уже не как высокая честь и милость богов, а как проклятие, несущее гибель, как наследие вражды и мести богов, как великое нравственное испытание, которое не под силу слабому смертному. Разнообразный репертуар мифологических мотивов, которыми насыщены монологи Федры и других персонажей, выполняет здесь не сюжетно организующую, а скорее философскую и психологическую функцию: он создает космическую картину мира, в котором судьба людей, их страдания и порывы, неумолимая воля богов сплетаются в один трагический клубок.

На протяжении последних лет вокруг Расина сгущалась сеть интриг и сплетен, ему завидовали, считая его буржуазным выскочкой.

После «Федры» в драматическом творчестве Расина наступает длительный перерыв. Расин приходит к решению оставить театральную деятельность.

В 1677 году Расин получает почётную должность королевского историографа и женится на девушке из почтенной и состоятельной буржуазно-чиновничьей семьи. По словам сына Луи жена Расина никогда не читала и не видела ни одной пьесы своего супруга.

Следующие 10 лет Расин добросовестно исполняет обязанности историографа. Он собирает материалы для истории царствования Людовика XIV, сопровождает короля в военных компаниях. Написанный Расином труд погиб при пожаре в начале XVIII века.

Некоторое время Расин обращается к лирическим жанрам.

Последние пьесы Расина «Есфирь» (1688) и «Гофолия» (1691) написаны на библейские темы и предназначались для ученических спектаклей в пансионе для девиц благородного происхождения. В последние годы жизни отдаляется от двора, но это было его собственное желание. Трагедии Расина прочно вошли в театральный репертуар. В начале XIX века его много переводили на русский язык и ставили на сцене. Большой популярностью пользовались «Федра» и «Гофолия».

О.Смолицкая.
Жан Расин

Жан Расин родился в 1639 году. Он происходил из незнатной семьи: его предки получили дворянство, причем не потомственное, а личное, лишь в XVI веке. Жан Расин рано остался сиротой и перешел на попечение бабушки. Благодаря бабушке, в его жизнь вошло учение янсенистов - последователей Корнелия Янсения.

Янсенисты представляли собой особую ветвь внутри католической церкви; их иногда называли сектой, что не совсем верно. Центром учения янсенистов был женский монастырь Пор-Рояль, расположенный неподалеку от Парижа. В 1638 году по приказу кардинала Ришелье был арестован по обвинению в мятеже аббат Сен-Сиран, глава пор-рояльских янсенистов. Начались гонения на янсенистов, хотя формально их учение не было запрещено. Янсенисты пытались сблизить католицизм и кальвинизм, их учение было проникнуто суровым представлением о слабости и греховности человека, призванного всю жизнь бороться с самим собой. Также янсенисты отстаивали идею о том, что судьба человека предопределена до его рождения.

В 1649 году Жан Расин поступает в коллеж в городке Бове, которым руководили янсенисты, а в 1655 году приезжает в Пор-Рояль и поступает в так называемую “малую школу” при монастыре.

Биографы Расина спорят о том, какую роль сыграл янсенизм в его творчестве. Некоторые из них склонны видеть в произведениях Расина последовательное изложение концепций янсенистов, иные говорят о противоречивости расиновского представления о человеке и его судьбе. Как бы то ни было, влияние учения янсенистов на Расина трудно переоценить - оно проявляется и там, где юный Расин бунтует против усвоенных с отрочества правил янсенистов и пишет задиристые трактаты и памфлеты против своих наставников, не желая, в частности принимать их суровое осуждение театра как развратного занятия, отвлекающего человека от размышлений о Боге; и там, где он творит образы героев, сражающихся со своими страстями; и там, где, состарившийся и умудренный жизнью, он пишет наставления своему сыну о том, как следует ему вести себя, а главное - держаться подальше от театра.

Этот краткий перечень уже свидетельствует о том, насколько противоречивой и непростой была жизнь и сама личность Жана Расина. Биографы неоднократно говорили о том, что в нем как бы уживались два человека: великолепный знаток театра и ненавистник “бездумных” развлечений; смелый мыслитель и художник и преданный монарху царедворец; человек, в чьей жизни пылали страсти - и суровый моралист. Жан Расин окунулся в парижскую жизнь в 1658 году, когда он поступил в парижский коллеж Аркур.

Жизнь, которую он стал вести, весьма отличалась от жизни в Пор-Рояле. Он наслаждается всеми возможными радостями жизни в столице. Его наставники и родственники-янсенисты пишут ему гневные письма, но Расин не обращает на них внимания. Начинается и его карьера при дворе: ода “Нимфа Сены”, написанная по случаю бракосочетания Людовика XIV, вознаграждена сотней луидоров из королевской казны. Вопрос денег и средств к существованию - не последний для Расина. В 1661 году он уезжает на юг Франции в Лангедок, где появляется возможность получить бенефиций, то есть стать настоятелем и получать часть дохода небольшого монастыря (таким настоятелем мог быть человек. не принявший монашеского обета). Пока Расин ждет, получит ли он бенефиций, он изучает богословие, пытается смирить свою темпераментную натуру и внушить себе, что в жизни на лоне природы вдали от столицы тоже есть своя прелесть. Но бенефиций срывается и Расин в 1663 году возвращается в Париж.

Он с головой окунается в литературную и театральную жизнь. Его друзьями становятся Мольер и Буало - в будущем автор знаменитого трактата “Поэтическое искусство”(1674) В 1664 году Расин пишет свою первую трагедию “Фиваида или Братья - враги”. Он отдает эту трагедию для постановки в труппу Мольера. Трагедия провалилась. В дружбе двух драматургов наступило охлаждение. Окончательный разрыв произошел в 1665 году, когда Расин написал трагедию “Александр Великий”. Он было отдал ее опять в труппу Мольера, но передумал и отдал ее же соперникам Мольера - театру Бургундского Отеля...

После “Александра” Расина заметили и о нем заговорили. Критик Сент- Эвремон посвятил статью разбору трагедии. В ней он высказал много нелицеприятных суждений, но заметил, в частности, что теперь не страшится, что со смертью великого Корнеля умрет французская трагедия. Так было определено место Расина как преемника, но, вместе с тем и соперника Корнеля. Еще до постановки “Александра” Расин прочитал Корнелю свою трагедию. Корнель - признанный метр французской трагедии - благосклонно отнесся к поэтическому дару молодого литератора, но заметил, что у того нет никаких драматургических данных. Корнель посоветовал Расину обратиться к какому-нибудь иному литературному жанру. Подлинный успех и известность пришли к Расину после трагедии “Андромаха” (1668). О ней спорили, ее критиковали. Молодой драматург высказал здесь свое собственное, особое понимание того, что такое трагедия.

“Андромаха” написана на сюжет из греческой мифологии. Речь идет о событиях, последовавших за падением Трои. Андромаха - вдова троянского героя Гектора- оказывается вместе с маленьким сыном пленницей короля Пирра. Пирра охватывает неудержимая страсть к Андромахе, но она верна памяти своего мужа. У Пирра есть невеста Гермиона, которая замечает, что жених охладел к ней. В отчаянии она обращается к Оресту, влюбленному в нее, и просит ради любви к ней убить Пирра. Орест убивает Пирра, но Гермиона от горя кончает с собой. Орест сходит с ума. Сюжет выстраивается вокруг цепочки людей, которыми завладела подлинная и неистребимая страсть. Она подчиняет каждого из них себе, лишает возможности сопротивляться. При этом здесь нет ни одной благополучной пары. Несчастны все.

Классицистическая трагедия до Расина часто обращалась к изображению несчастной любви. Знаменитый конфликт долга и чувства как правило реализовывался следующим образом: двое любят друг друга, но высшие обстоятельства не дают им соединиться. Так складывалась, например, судьба Химены и Родриго - героев корнелевского “Сида”. Глядя на такие перипетии в жизни героев, зритель восхищается как благородством их чувств, так и самоотверженностью, с которой они приносят чувство в жертву долга перед государством.

Расин заявил в “Андромахе” о возможности иного построения сюжета.. Его герои также борются с чувством. Но борьба эта происходит в душе каждого из героев. Герой борется с самим собой, а не с внешними обстоятельствами. Построив трагедию так, Расин смог показать зрителю чувство изнутри, проанализировать его влияние на поведение героя. И сами образы героев строятся уже по-другому. Лябрюйер, великий моралист ХVIII века, заметил “ Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин - такими. как они есть”. В “Андромахе”, пожалуй, лишь образ величественной Андромахи, сохранившей свое достоинство в плену и поражении, так же, как сохраняет она верность мужу - лишь этот образ близок героям Корнеля и до- расиновской трагедии. Но Пирр, Гермиона. Орест - страдающие, пытающиеся обуздать свою страсть - и терпящие в этой борьбе поражение- вызывают не восхищение, но сострадание.

Расина упрекали в том, что его Пирр слишком груб. “Что же. он ведь не читал наших романов” ответил Расин. Вопреки образцу, сложившемуся еще в поэзии трубадуров, любовь не облагораживает Пирра, но лишь проявляет, делает более яркими и резкими, те черты его характер, что были в его натуре и прежде. Гермиона - благородная девушка королевского рода, заметив страсть своего жениха к другой, теряет свое благородство. В ее уста вкладывает Расин великолепное по психологической точности наблюдение: она говорит с Пирром и замечает, что его как бы нет здесь. так как он думает о той. кого любит. И тогда из ее груди вырывается болезненный вопль. Она говорит:

Ну что ж молчите вы? Ни слова мне в ответ? Предатель! Ты своей троянкою лишь бредишь, С ней сердцем говоришь и все минуты метишь, Что попусту идут на разговор со мной. Иди! я не держу... / пер. И. Шафаренко и В.Шора/

“Жан Расин первым во Франции осмелился посмотреть в лицо любовной страсти, первым сорвал ту маску. в которой любовь представала на театре до него”, - так пишет о Расине в биографическом эссе французский писатель Франсуа Мориак.

Действительно, начиная с “Андромахи” основной проблемой, волнующей Расина становится следующая: как меняет человека страсть? Какие темные глубины обнажает она в душе? Может ли человек бороться с ней?

Не случайно, что мастерство Расина наиболее полно проявляется в образах женщин - они, как ему кажется, более беззащитны перед лицом страсти. Таковы Береника, героиня одноименной трагедии (1670). Ифигения, героиня трагедии “Ифигения в Авлиде” (1674) Расин пишет и “политическую” трагедию с более традиционным конфликтом “долга и чувства” - “Британик” (1669), но и там изображена сильная. гордая Агрипина, снедаемая одной страстью - расчистить сыну - будущему императору Нерону дорогу к трону.

Слава Расина растет. У него много недоброжелателей, и среди них Корнель и Мольер. В предисловии к “Британику” Расин защищается от нападок “ некоего старого злонамеренного поэта”. и всем читателям ясно. что речь идет именно о Корнеле. Расин не без успеха пытается проявить себя на том поприще, где снискал славу Мольер - пишет комедию “Сутяги”(1668).

Растет слава Расина как непревзойденного мастера стиха. (Красоту его строчек трудно передать на каком-либо ином языке кроме французского, так точно найдено в них место каждого слова. Во всяком случае, пока русского переводчика Расина, способного передать силу его стиха, нет, и тем, кто не может читать Расина в подлиннике, приходится верить на слово тем, кто читает Расина по-французски). В 1673 году Расин становится членом Французской Академии. Успешна и его придворная карьера. В 1674 году он получает должность государственного казначея в Мулене. и вместе с этой должностью - потомственное дворянство. которого до сих пор у его рода не было. В 1677 году Расин пишет трагедию, ставшую пиком его мастерства. После нее он внезапно резко порывает с театром. Это - “Федра”

Исследования тайной силы страсти, янсенистские представления о греховности и слабости человека, равно как и о изначальной предначертанности его судьбы, наложились в сюжете “Федры” на древнегреческие миф, уходящие корнями в архаическую древность. Это сюжет о проклятии, наложенном на род двумя могущественными богинями - Афродитой и Артемидой. Мать Федры Пасифая прогневала Афродиту, и в наказание была обречена на любовь к быку. Но то же проклятие тяготело и над Федрой, полюбившей пасынка - сына своего мужа Тезея Ипполита.

Ипполит родился от союза Тезея и царицы амазонок, которая преступила обет, данный Артемиде, и полюбила мужчину - Тезея. Проклятие Артемиды стало тяготеть и над Тезеем, и над Ипполитом. Федра, полюбив Ипполита. открыла ему свою любовь. Ипполит отказал ей. Тогда Федра сказала Тезею, что пасынок домогался ее, и разгневанный Тезей призвал на голову Ипполита гнев бога Посейдона. Из моря вышло чудовище, вид которого напугал лошадей, запряженных в колесницу Ипполита. Кони понесли, и юноша разбился. Федра сошла с ума, покончила с собой, но перед смертью рассказала правду Тезею.

Таков сюжет Федры. На этот сюжет была написана трагедия “Ипполит” древнегреческого трагика Еврипида и трагедия “Федра” римского трагика и философа Сенеки. Эти произведения были прекрасно известны современникам Расина. Зрители трагедии Расина, тем самым, не столько ждали с замиранием сердца “чем все кончится” - это и без того было известно, сколько следили за развитием чувств, владеющих Федрой, Ипполитом, Тезеем. Именно повороты, взлеты и падения страсти составляют основу этой трагедии.

Действие ее заключено, по правилу, в 24 часа. Но это ограничение не становится для Расина тесными рамками. Наоборот, на сжатом временном отрезке особенно бурными кажутся все новые и новые чувства, овладевающие героями. В начале пьесы Федра - измученная любовью женщина, скрывающая запретную страсть под напускной ненавистью к пасынку. Но тут до нее доходят слухи о гибели Тезея. Она начинает видеть проблеск надежды в своей любви. открывается служанке, разговаривает с Ипполитом, почти открываясь ему. Сцена разговора с Ипполитом до сих пор считается одной из лучших во французском театре. Федра рассказывает Ипполиту о том, как прекрасен был Тезей в юные годы. Она описывает его с такой любовью, с такой нежностью, и вдруг добавляет, что Ипполит во всем похож на него. Однако все же прямое признание в любви Расин, во изменение античных источников, вкладывает не в уста Федры, а в уста Эноны, ее служанки. И в этом есть особый смысл.

С одной стороны, служанка, наперсница, вестник и тому подобные персонажи - непременный атрибут сюжета классицистической трагедии. Они необходимы, чтобы донести до зрителя то, что происходит за сценой или же происходило до начала действия трагедии. Сходным персонажем в “Федре” выступает Терамен - наставник и друг Ипполита. Но в “Федре” Энона оказывается необходимой и для того, чтобы оттенить характер главной героини.Федра не пала душой настолько, чтобы самой признаться в любви пасынку. а потом - оклеветать его перед мужем. Это делает Энона, которой, по законам классицистического произведения, дозволены более низкие поступки, чем ее госпоже. Но у Федры нет сил сопротивляться или возражать тому, что делает Энона.. Она сохраняет достоинство, но она обессилена в борьбе с самой собой. В разговоре Федры с Эноной именно Энона называет имя того, в кого влюблена Федра - “ты имя назвала!”-восклицает Федра. И снова здесь и уклонение главной героини от слишком явной с слабости, но и психологически точная черта: боязнь произнести имя любимого, само звучание которого наполнено для любящего особым смыслом.

Итак, Энона открывает Ипполиту тайну Федры. И тут выясняется нечто, что ввергает чуть ожившую Федру в еще большую бездну отчаяния: оказывается, Ипполит любит другую, пленницу Арикию, дочь побежденного Тезеем царя.

Монолог Федры, узнавшей о любви Ипполита к Арикии - до сих пор непревзойденный шедевр французской драматургии и поэзии. Его до сих пор читают в артистических студиях Франции, на нем демонстрировали и демонстрируют свое мастерство французские актрисы.

Любовь Ипполита и Арикии - привнесенный Расином поворот сюжета. У Еврипида и Сенеки Ипполит был юношей-девственником, принесшим обет целомудрия богине Артемиде, во искупление того оскорбления, что некогда нанесла богине его мать. У Расина Ипполит и Арикия - пара, чьи взаимоотношения развиваются по традиционным трагедийным законам: здесь-то и присутствует конфликт долга и чувства, ибо Ипполит - наследник царя - любит девушку, на которой ему не суждено жениться.

Это благородная и возвышенная любовь. Но и ее Расин не просто называет, а показывает изнутри. Есть некое сходство между тем, как разговаривают Федра с Эноной и Ипполит с Тераменом. Ипполит въяве презирает любовь, хочет бежать из родного города, но втайне - любит Арикию и борется с этой любовью. Весть о смерти Тезея, открывающая Ипполиту путь к трону, а значит и право распорядиться судьбой Арикии, дает и ему некую надежду на благополучный исход его любви. И этой надежде, также как и надежде Федры, суждено рухнуть. На фоне несчастной любви он вынужден выслушать сначала страшное признание Эноны, а затем не менее страшную клевету, вытерпеть гнев отца. При этом, если Федра виновата в своей любви (в той степени, в которой человек властен распоряжаться своими чувствами), то Ипполит - жертва клеветы, жертва родового проклятия, то есть обречен еще до своего рождения. Особое место среди образов трагедии занимает Тезей. Тезей - царь, герой, то есть именно такой персонаж, который должен стоять в центре трагедии. Он не совершает неблагородных поступков, но становится жертвой низких поступков других. Это - внешняя канва. Но подспудно через рисунок образа Тезея проходит иная линия: он - бывший герой. Его замечательные подвиги. сражение с Минотавром. выход их Лабиринта - в прошлом. Сейчас он усталый слабый и,поэтому оказавшийся во власти низкой страсти. Эта страсть - неудержимый гнев.

Но и бешенство Тезея, и последовавшая за ним гибель Ипполита - предопределены все тем же родовым проклятием. Для Расина это проклятие - в самой сути человека, способного чувствовать, но и беззащитного перед силой своих же чувств. В “Федре” Расин раскрыл скрытые возможности классицистической трагедии, где сюжет, основанные. как правило, на борьбе чувства и разума тем ярче. и выразительнее, чем сильнее чувства, с которыми приходится бороться. Но в “Федре” классицистический принцип доходит и до своего закономерного итога: Расин не представляет зрителю образец для подражания, и вместе с тем, заставляет сострадать героям. Здесь трагедия и искусство теряют свою воспитательную, проповедническую миссию, столь важную для классицистического искусства в целом. После “Федры” Расин уходит из драматургии. Но вначале он испытывает тяжелое потрясение: провал “Федры” при первом исполнении. Говорят, что провал подстроен, что недоброжелательница Расина герцогиня Бульонская скупила два первых ряда в театре, на которых по ее приказу уселись “шикающие” зрители - то. что позже будет называться “театральной” клакой.

Расин начинает жизнь примерного семьянина, женится на Катерине де Романо, девушке из благородной семьи и благонравного нрава: она ни разу не посмотрела ни одной пьесы мужа и считала до конца жизни, что театр, и все с ним связанное - гнездилище разврата.

Расин делает блестящую придворную карьеру. С 1677 года он - придворный историограф, а с 1694 - личный секретарь короля. Говорят, что король не может заснуть, пока именно Расин не прочитает ему на ночь несколько стихов. Одновременно с официальной историографией Расин пишет тайно “Краткую историю Пор-Рояля”.

В 1689 году Расин ненадолго возвращается к драматургическому поприщу. Он пишет пьесу “Эсфирь” для постановки силами воспитанниц женской школы для благородных девиц в Сен-Сире ыря. Это пьеса на ветхозаветный сюжет и построена совершенно иначе, чем предыдущие трагедии Расина: в ней три, а не пять действий, нарушено единство места, она завершается благополучно. В 1691 году Расин пишет трагедию, где в последний раз мощно и необычно блеснет его гений - “Гофолию.”, также на сюжет из Ветхого завета. В 1694 году Расин пишет цикл “духовные песнопения” - 4 гимна - парафраза библейских текстов.

В письмах обращенных к своему сыну Луи в последние годы своей,жизни, Расин порицает театр за то, что изображениями страстей он толкает людей к разврату. Когда-то то же самое говорили молодому Расину его наставники и родственники. Биографы Расина не раз пытались как-то объяснить взгляды позднего Расина: усталостью от жизни, старостью, чем-либо иным. Однако очевидно и другое: после Расина французская классицистическая трагедия не знала шедевров такой силы. Кроме того, уже формировался новый жанр. которому суждено было определить французскую литературу в следующем столетии и прославить французскую культуру в мире, как в XVII столетии прославила ее французская драматургия. Это - жанр романа, где изображение “жизни сердца”, анализ чувства, станет ведущим принципом и покорит не одно поколение европейских читателей.

Расин умер в 1699 году и был похоронен на кладбище в Пор-Рояле

Библиография

Жан Расин. Сочинения в 2 т. М, 1984.

Н.Жирмунская. пред. к кн: Жан Расин. Трагедии. М.Наука. 1982(?)

Франсуа Мориак. Жизнь Жана Расина. пер. с фр. В.А.Мильчиной. - М., .1988