Полонез. Танцевальные фигуры. Полонез - польский танец, покоривший королевские дворы европы Как разучить танец полонез показать

В рамках курса Вы получаете:

Видео курс (из 4 частей длительностью 3.5 часа)
- Методическое пособие (в электронном варианте)
- Аудио сборник (17 треков)
- Сертификат (об окончании курса обучения (72 часа), с правом преподавания и использования данного материала в работе с детьми) Информация о сертификате.

Полонез польск. (polonez , фр. polonaise , от фр. polonais - польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - ¾. Исполнения полонеза не представляет собой трудоемкую задачу, потому что движения в нем отличаются простотой. несмотря на сложный хореографический рисунок. В нем отсутствуют сложные пируэты и замысловатые позы, легкий шаг с небольшим приседанием, одно из основных движения полонеза. Гордая осанка, строгость и собранность танцующих мужчин обязательны при исполнении танца. Пары составляли хореографические рисунки в виде колонн, кругов, змеек, линий и гирлянд. В первой паре, начинающих исполнения полонеза кавалер являлся ведущим для всех последующих пар, изобретая различные и многообразные фигуры.

Содержание:

*История танца
*Отличительные черты полонеза
*Название полонеза
*Распространение полонеза
*Шаги полонеза
*Фигуры полонеза
- Колона
- Променад
- Коридор
- Поперечина
- Фонтан
- Веер
- Расхождение
- Звездочки
- Шен
- Линии (четверки)
- Соло дамы
- Обход дамы
- Приветствие
- Две колоны
- Лабиринт
- Гирлянды
- Змеиные линии
- Кавалеры отдельно и дамы отдельно
- Проход сквозь строй
- Крестики
*Постановки танцевальных композиций полонеза:
- Полонез «Открытие праздника»
- Полонез «Весенний бал»
- Полонез «Торжественный»
- Полонез «Новогодний»
- Полонез «Сказочный»
- Полонез «Русский бал»

Данный комплект видео курса рассчитан: на начинающих и более опытных хореографов, а также для музыкальных руководителей, педагогов. Для работы в детских танцевальных коллективах и танцевальных кружках в детском саду, и школах.

Вы можете приобрести данный комплект материала, выбрав удобный способ оплаты из указанных ниже:
1. Способ оплаты: Нажимаете на кнопочку - ОПЛАТИТЬ , оплачиваете удобным для Вас способом оплаты, и мгновенно автоматически получаете ссылки на скачивание материала на Ваш электронный адрес.

2.Способ оплаты (рекомендуем для покупки сразу нескольких материалов, а также для оформления заказа почтой на CD и DVD-дисках): * П оложите товар в корзину , нажав кнопочку - Купить (данная кнопка находится в самом начале описания курса, возле цены) , *при оформлении заказа почтой, добавьте фиксированную стоимость доставки - за переслыку и почтовые расходы, * оплатите через платежную систему Interkassa или банковский перевод , выбрав удобный способ оплаты. *После оплаты, Вам открывается доступ на скачивание материала в Вашем личном кабинете, или

Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами, расширить представление о музыкальном жанре – танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”
  1. Организационный момент. Построение учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе учащихся учитель играет нисходящее ре минорное трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром - танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы сегодня познакомимся – это полонез . (Звучит “Полонез” Шопена) / В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово “польский”. Как вы думаете, в какой стране появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл к нам из Польши. Старинный польский танец торжественного характера, в котором раньше участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез известен как придворный танец в странах Европы. Полонез - совсем простой танец, представляет он собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это - мазурка . Думаю, что мало кто знает, откуда возникло название этого танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши. Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в этой области, назывались мазурами. Танец получил своё название по наименованию местных жителей – мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит “Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают польским танцем, хотя это неправда, так как полька появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу, передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я приглашаю всех любителей польки на танец! Дети выполняют движения по показу учителя. (Звучит “Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили танцевать старинный танец менуэт . А в какой стране появился менуэт, вы сейчас сами узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера “Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт – это французский танец, характеризующийся большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”. Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем воображении возникает какое-то кружение. Вальс появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и по сей день он не уступает в популярности новым модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что вальс придумал не один человек, а тысячи. А жили эти люди в маленьких городках Германии и Австрии - “ландаль”, что означает провинция. Именно там и родился танец, который назвали лендлер. Попав в музыкальную столицу мира – Вену, танец получил название вальс. (Звучит вальс из балета “Спящая красавица”) . Этот вальс написал известный вам русский композитор П.И.Чайковский. П.Чайковский написал много красивых вальсов, и один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети участвуют по желанию. Звучит “Вальс” П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт, вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой симфонии, балета. И закончить этот урок хочу следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.


Полонез, как и большинство исторических танцев, складывался из танцевальных фигур. Танцоры в определенной последовательности выполняли, идущие одна за одной, фигуры, которые и складывались в танец. В полонезе наиболее ярко отражена эта философия построения исторического танца.

Базовые фигуры полонеза

Одна из простейших танцевальных фигур в полонезе это променад. Исполняется данная фигура таким образом, что все танцующие пары движутся за ведущей парой против часовой стрелки.Колонна - эта фигура названа колонна, так как после ее исполнения все танцоры выстраиваются в ряд в центре зала, образуя колонну. Как правило, после колонны идет следующая фигура коридор.Пары по очереди сходятся и по коридору идут в конец зала. В конце зала пары одна за другой расходятся. Одна пара идет налево, следующая пара направо.

Поперечина и соло дам

Поперечина. Начинается данная фигура с того, что пары стоят друг напротив друга в колоннах. После этого они начинают двигаться навстречу. Встречаясь, пары пропускают одну колонну через другую. Оканчивая выполнение фигуры, танцующие объединяются и продолжают движение.Соло дам. Данная танцевальная фигура выполняется в 8 тактов. Первоначальная позиция танцующих: пары стоят в две линии напротив друг друга. После этого дамы начинают двигаться к другому партнеру, который стоит с дамой напротив нее. Движение продолжается до тех пор, пока две девушки не встречаются друг с другом. После чего доходят до стоящего напротив кавалера и обходят его против часовой стрелки. Далее дама точно также возвращается к своему партнеру.

Еще одна фигура исторического танца нам давно известна. Она называется обход дамы. Это одна из самых легко исполняемых фигур полонеза. Мужчина становится на колено и поднимает руку. Девушка берет его за поднятую руку и обходит его четыре раза против часовой стрелки.

Полонез - польский танец , покоривший королевские дворы Европы

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ. Он как будто был создан для демонстрации собственного блеска и славы, чем и заслужил особую любовь королей. Где он зародился и как завоевал звание открывающего придворного танца, расскажем на этой странице.

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.


Итак, что делает полонез таким особенным:

    торжественность и степенность в каждом движении;

    это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

    приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

    простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура

На протяжении долгого времени не существовало единой точки зрения на вопрос происхождения полонеза. Одни специалисты считали, что танец имеет французские корни, другие – что в нем чувствуются испано-арабские традиции. Верной в своих рассуждениях оказалась третья сторона, по мнению которой «виновницей» зарождения полонеза можно считать Польшу.

Впервые о польских танцах заговорили в середине XVI века. При этом термин «польский танец» использовали исключительно иностранцы. Сами поляки свои пляски называли венгерскими, скорее всего, в честь Стефана Батория, который был венгром.

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди всех стилей особенно выделялся «Танец Великий», который и считают прародителем полонеза. Его отличительной чертой была торжественность. Только представьте себе колонну воинов, исполняющих оригинальные шаги с чувством достоинства и горделивости. Именно воинов. Есть мнение, что первоначально танец был исключительно мужским и предназначался для демонстрации уверенности в себе, а также для восхищения прекрасных дам. Насколько это соответствовало действительности, специалисты затрудняются сказать. Но в одном они сходятся: полонез всегда был полон торжественности и внутреннего достоинства.

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта - так называли привилегированное сословие Королевства Польского - считала этот танец чуть ли не единственным достойным монарших особ. И неважно, что основа движений была «подсмотрена» в народной культуре. Кто об этом будет говорить, когда в каждом па танцующих пар чувствуется влияние придворных танцев, и главным образом - куранты и менуэта французского происхождения.

Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году - полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.

Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.

История полонеза в России


Польский танец, а именно так чаще всего называли полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.

При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.

Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.

Интересные факты

    Название «полонез» было придумано лишь в XVIII веке за пределами Польши. Сами поляки называли свой танец стародавним. Чуть позже в обиход вошел термин «Taniec polski» или «Танец Польский». Под таким именем он и был больше всего известен у себя на родине.

    Никакой музыки, исключительно пение самих танцоров сопровождало полонез на заре своего рождения вплоть до конца XVIII века. Лишь потом появилась инструментальная музыка, без которой сложно было представить исполнение танца на королевских торжествах.

    Бал, посвященный празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году, открывался полонезом. В качестве музыкального сопровождения выступала музыка Глинки. Танец длился почти 20 минут. За это время танцующие пары совершили 3 тура по залу.

    И все-таки: шляхты позаимствовали у простого народа движения для полонеза или наоборот? Это вопрос остается открытым среди специалистов. Существует мнение, что простые поляки весьма благосклонно встретили новый танец и создали на его основе незатейливый вариант исполнения под названием «chodzony».

    В России полонез особенно любили русские офицеры.

    Бал, посвященный дню свадьбы Петра III и Екатерины Великой, длился всего 1 час. Все это время гости танцевали одни полонезы.

    И мужские, и женские костюмы, в которых исполняли полонез, отличались богатством и роскошью. Для их изготовления использовались дорогие ткани – золоченая парча, бархат и атлас. Обувь была красного или золотистого оттенков.

Известные полонезы

    «Прощание с родиной» Михаила Огинского, польского композитора. Другое название этой композиции «Полонез Огинского». Эта достаточно известная мелодия была написана в 1794 году. При каких обстоятельствах точно неизвестно. Но существует версия, что Огинский написал ее, уезжая из Речи Посполитой. Интересно, что в Беларуси «Прощание с родиной» хотели сделать гимном страны, но комиссии мелодия показалась слишком сложной.

«Прощание с родиной» Михаила Огинского (слушать)

    Полонез из оперы «Жизнь за царя » Михаила Ивановича Глинки. Впервые это произведение было представлено на суд публике в 1836 году. Музыка настолько понравилась представителям высшего круга, что ее стали использовать практически на каждом балу, когда предстояло исполнять полонез.

Полонез из оперы «Жизнь за царя» (слушать)

    Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена . Всего этим композитором было написано 16 полонезов, но именно эта композиция отличается грандиозностью и величием.

Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена (слушать)

    Полонез из оперы «Евгений Онегин » Петра Ильича Чайковского впечатляет пышностью, торжественностью и блеском. Слушая его, начинаешь понимать, почему представители российского императорского двора так любили польский танец.

Полонез из оперы «Евгений Онегин» (слушать)