Японские композиторы и их произведения. Современная японская музыка. Инструментальная японская музыка современных исполнителей

Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Те формы музыки, которые существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не сохранились.

Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем приобрели уникальные национальные черты.

Главные темы в содержании фольклора

В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и синтоизм. Основные темы японских преданий – сверхъестественные персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной частью фольклора являются поучительные истории о благодарности, жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.

Задача искусства – преклонение перед природой, задача музыки – стать частью окружающего мира. Поэтому композиторская мысль подчинена не выражению идеи, а передаче состояний и природных явлений.

Символы японской культуры

Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.

Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.

Основные песенные и танцевальные жанры

Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:

  • религиозная музыка,
  • театральная музыка,
  • придворная музыка гагаку,
  • народные бытовые песни.

Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.

К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.

Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.

Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.

Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.

Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):

СКАЧАТЬ НОТЫ —

Музыкальный инструментарий

Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.

Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.

Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).

Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.

Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.

Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.

Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.

Стилевые черты японской музыки

Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.

Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.

Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.

Народные музыканты и традиции

Из первых упоминаний (8 век) о музыке в Японии мы узнаем, что правительство ориентировалось на изучение традиций Китая и Кореи. Были проведены специальные реформы, определявшие репертуар придворного оркестра гагаку. Музыка же японских композиторов не была популярной и исполнялась в менее почетных концертных залах.

В 9-12 веках китайские традиции претерпевают изменения, в музыке появляются первые национальные особенности. Так, японская традиционная музыка неразрывна с литературой и театром. Синкретизм в искусстве – основное отличие японской культуры. Поэтому народные музыканты чаще всего не ограничиваются одной специальностью. Например, исполнитель на кото является еще и певцом.

В середине 19 века начинается освоение европейских музыкальных тенденций. Однако Япония не использует западную музыку как основу для развития своей традиции. Два течения развиваются параллельно, не смешиваясь. Сохранение культурного наследия – одна из главнейших задач японского народа.

На прощание хотим порадовать вас ещё одним замечательным видео.

Японские поющие колодцы

Ольга Викторовна Тищенко

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №4 г. Хабаровска»

Сценарий урока-концерта

«Фортепианные пьесы современных японских композиторов»

Данный урок-концерт рассчитан на детскую аудиторию музыкальной школы или школы искусств. Цель урока концерта – обзорное путешествие по Японии; и более конкретная задача – это знакомство с детской музыкой современных японских композиторов, написанной для фортепиано. Пьесы, звучащие в концерте, исполняются учащимися младших и средних классов фортепианного отделения.

Учитель : “Ирассяй масэ!”-“Добро пожаловать!” на наш урок - концерт, посвященный японской музыке. Посмотрите вокруг. Наш зал украшен с большой любовью рисунками и поделками детей, атрибутами японской жизни (бонсай, веера , зонтик, кимоно), а так же репродукциями картин современных японских художников: Кансике Мориока, Тахаки Танака и других. И все это посвящено одной стране-Японии.

Прежде, чем мы начнем концерт, я позволю себе немного рассказать об этой удивительной стране. Япония - наш близкий сосед. Японский архипелаг простирается в виде дуги примерно 4000 км. и состоит из большого количества островов. Четыре из них главные: Хонсю, Хакайдо, Кюсю и Сикоку, и около 4000 мелких островов. Япония находится в зоне умеренного климата, что создает благоприятные условия для произрастания лесов и обильной растительности. Однако, пригодные для обработки земли очень мало все седьмая часть от всей территории, а вся остальная часть приходится на горы. В стране 77 вулканов и самый главный - гора Фудзи-3776 м.

Причудливому пейзажу страны восходящего солнца присущи великолепие и красота, захватывающая воображение - питаемые талыми водами горные озера, скалистые ущелья, бурные реки, остроконечные вершины и живописные водопады .

Япония - одна из самых развитых стран мира, с высокими технологиями, применением новейших достижений в области электроники, компьютеров и других областях науки. Но нас, прежде всего, интересует культура.

Ямато - это древнее название страны. Символами Японии являются гора Фудзи и ветка цветущей вишни - сакура. В этой стране очень много национальных праздников, например:

1. Сэцубун - традиционное начало весны (21 марта).

6. День здоровья и спорта (10 октября) и другие праздники.

Не плохо бы нам позаимствовать лучшие традиции японцев.

Культура страны необычна и многогранна. Вот “Тяною”- чайная церемония, представляющая собой оригинальный способ заваривания и угощения “маття” (измельченным в пудру зеленым чаем). Чайная церемония по-японски-это очищение души через единение с природой. В стране для этих церемоний выстроены специальные чайные домики. Искусство чайной церемонии оказало большое влияние на развитие японской архитектуры, ландшафтного садоводства, искусства керамики и икэбаны . Вообще роль природы и ее проявления играют в жизни японцев огромную роль. И подтверждением этому служит икэбана - искусство составления букетов из цветов и веток. В основе композиции 3 линии, символизирующие небо, землю, человека.

Еще одно направление-бансай - выращивание карликовых деревьев в цветочных горшках.

А вот кабуки - национальный классический театр Японии, где все роли исполняют мужчины.

Япония - экзотическая страна. И только ей присущи легкие, изящные одноэтажные постройки с разборными перегородками (сёдзи) внутри. В таком доме вы непременно увидите “токонома”- нишу для декоративной вазы или икэбаны.

Япония - это огромные великолепные храмы с загнутыми вверх черепичными крышами, это и зеркальные небоскребы, и скопище мелких, перепутанных между собой улиц и улочек.

Национальная одежда японцев - кимано поражает изяществом и богатством красок. А кто не знает дзюдо и каратэ, сумо или айкидо? Этими видами спорта сейчас занимаются не только в Японии.

Можно еще долго и много говорить об этой красивой стране, но я расскажу Вам о главном, ради чего мы и собрались сегодня. Я расскажу вам о японской музыке.

Наш концерт состоит из пьес современных японских композиторов, написанных для детей. Пьесы поражают мелодичностью, простотой формы и изложения, доступны для детей. Названия многих из них сразу раскрывают перед исполнителем смысл содержание пьесы, например: “После полудня летом” или “Зимой в горах”, или “Японский праздник”. Необычный национальный японский колорит придают музыке внезапные акценты, интересный гармонический строй, своеобразие штрихов и динамики. Ко всем пьесам про звучащим сегодня, мы с учениками подобрали своеобразный эпиграф-хокку - стихотворения из трех строф по пять и семь слогов.

В основу этого жанра японской поэзии вложено умение сказать многое в не многих словах. Кристаллы хокку отражают большой окружающий мир и переливаются всеми его красками. Каждая хокку-это маленькая поэма. В основе хокку умело выбранный конкретный образ. Точное наблюдение, обогащенное фантазией, глубокой мыслью, сердечным чувством – так рождается хокку. Поэт словно оставляет заломы веток на горной тропе (термин японской поэтики), он не договаривает до конца, а словно зовет следовать за собой. Классическая хокку достигло своего расцвета в XVII веке. Ярким представителем стиля является Мацуо Басё - любимы поэт многих японцев. Сегодня прозвучат хокку поэтов: Мацуо Басё (1644-1694), Хаттори Рансцесу (1654-1707), Ёса Бусона (1716-1783), Тиё (1703-1775), Кобаяси Исса (1763-1827). Не случайно мы решили пьесам современных композиторов взять как эпиграфы хокку 400-летней давности. Так осуществляется связь времен, так еще более ярко видна не проходящая ценность стихотворных шедевров и образуется замкнутая цепь: музыка как стихи, а стихи как музыка. Эту связь мы осуществим следующим образом: каждый участник нашего концерта перед тем, как сыграть пьесу, читает специально подобранное к данному произведению хокку японского классического поэта. И это, я думаю, поможет нашим слушателям увидеть своим внутренним зрением поэтическую картину и услышать, как это образ сливается с музыкой. Пусть каждый додумает и дочувствует сам.

Итак, мы начинаем:

I . композитор Ясуси Якутагава “Пьеса”(ре мажор)

хокку Басё

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли…

Дождик весенний.

II . композитор Рёхэй Накагава “Колыбельная”(ля мажор)

хокку Тиё Спящий мотылек!

Что увидел он во сне?

Крыльями взмахнул.

III . композитор Бин Канэда “После полудня летом”(до мажор)

хокку Тиё

Над волной ручья

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень

IV . композитор Кадзуо Ямада “Красивая маленькая прелюдия” (ля минор)

хокку Басё

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы…

V . композитор Бин Канэда “Спокойная ночь осенью” (фа мажор)

хокку Рансэцу

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах

VI . композитор Хироко Асакава “Элегантность” (ля минор)

хокку Басё

Камелии лепестки…

Может быть, соловей уронил

Шапочку из цветов?

VII . композитор Ёсинао Накада “Пусть завтра будет хорошая погода” (ля минор)

хокку Бусон

Да разве только луну?-

И борьбу сегодня из-за дождя

Не удалось посмотреть.

VIII . композитор Бин Канэда “Зимой в горах” (фа мажор)

хокку Басё

Сколько выпало снега!

А ведь где-то люди идут

Через горы Хаконэ…

IX . композитор Бин Канэда “Весной хочется спать”(ре минор)

хокку Басё

Весна уходит.

Плачут птицы. Глаза у рыб

Полны слезами.

X . композитор Хидеко Оки “Осенний праздник” (ля минор)

хокку Исса

Вот выплыла луна,

И каждый малый кустик

На праздник приглашен.

XI . композитор Ёсинао Накада “История, увиденная во сне”(ми мажор)

хокку Бусон

Сон или явь?

Трепетанье зажатой в горсти

Бабочки…

XII . композитор Акихиро Цукатани “Багатель” (до диез минор)

хокку Бусон

Летняя ночь коротка!

Засверкали на гусенице

Капли рассветной росы.

XIII . композитор Кодзи Таку “Серенада” (ми минор)

хокку Исса

Ах, не топчи траву!

Там светлячки сияли

Вчера ночной порой!

XIV . композитор Бин Канэда “Давным - давно” (до мажор)

хокку Бусон

Печальный аромат!

Цветущей сливы ветка

В морщинистой руке.

XV . композитор Хидэхико Хагихара “Рассказ ”(фа мажор)

хокку Басё

Монахини рассказ

О прежней службе при дворе…

Кругом глубокий снег.

XVI . композитор Ёсинао Накада “Японский праздник” (соль мажор)

хокку Исса

В стране моей родной

Цветёт вишневым цветом

И дикая трава!

XVII . композитор Ёсинао Накада “Быстрый этюд”(до мажор)

Эпиграф из японской сказки “Таро-лежебока”

Всюду вокруг звенят

Влажные от не пролитых слез

Брызжут сквозь ветки цветущих слив.

Или это весенний дождь?

Учитель: Мы завершаем урок-концерт. Участники мероприятия надеются, что исполнение такой красивой музыки и поэтичнейших хокку Вам понравилось и заставило задуматься о не проходящих жизненных ценностях.

“Сиавасэ”- Счастья Вам!

“О исогасий токоро”- спасибо, что, несмотря на занятость, Вы почтили нас своим присутствием!

Список литературы :

1. Детские пьесы современных японских композиторов (ноты) для фортепиано. Издательство “Музыка”, Ленинград, 1979г., составитель Г. Митчелл.

2. “Звуки мира” (ноты) выпуск 9, 1982г., выпуск 12, 1985г., выпуск 9, 1986г., пьесы для фортепиано, М., Советский композитор, составитель А. Бакулов.

3. Цветов В. Я “Пятнадцатый камень Рёандзи”, М., 1991г.

4. Овчинников В. В “Ветка сакуры тридцать лет спустя” издательство АСТ Астрель, 2001г.

5. “Роса на цветке”. Японские трехстишья. Издательство Феникс Ростов н/Дону 2000г.

6. Горегляд В. Н “Классическая культура Японии”. СПб., Петербургское востоковедение, 2006г.

Мии... Нипа!

♪ ♫ ♩ ♬ ♩ ♫ ♪

13. Noriyuki Asakura

Мне он ближе как композитор аниме "Бродяга Кеншин". В его творчестве сочетается традиционная японская музыка, а также классическая музыка с элементами рока, джаза и других направлений.

✪ Isshin Tenpuku Keikaku (ОСТ, Бродяга Кеншин)

Rurouni Kenshin - Ishin Tenpuku Keikaku - OST

✪ The Call to Arms (ОСТ, Алдноа.Зеро)

Hiroyuki Sawano feat mpi The Call to Arms a0v (Aldnoah Zero)

11. Hideki Taniuchi

Хидеки создал музыку для аниме "Акаги", "Кайдзи", так же он один из создателей саундтреков к аниме "Тетрадь смерти", помимо Ёшихисы Хирано.

✪ Taikyoku Wo Oete (ОСТ, Акаги)

14 Taikyoku Wo Oete

Для меня он больше известен, как создатель музыки для "Гинтамы". К слову, его музыка здоровски передаёт атмосферу этого аниме.

✪ Hakaba De Abareru No Ha Yuurei Dake De Nai (ОСТ, Гинтама)

BIg Collection OST: Ghosts Aren"t the Only Ones Who Run Wild Around Graveyards - Gintama

9. Yasuharu Takanashi

Создал музыку для аниме "Наруто: Шипуден", "Бейблэйд: G Revolution", "Шики", "Адская девочка", "Мононоке" и др. В своей музыке он сочетает традиционные и классические музыкальные инструменты.

✪ Hyakkaryouran (ОСТ, Наруто: Шипуден)

Naruto Shippuden OST 1 - Track 18 - Hyakkaryouran (Emergence Of Talents)

8. Toshio Masuda

Масуда написал музыку к аниме "Наруто", "Мастер Муши" и др. Он совмещает звучание таких традиционных инструментов, как сямисэн и сякухати, со звуками гитары, фортепиано и другими клавишными.

✪ Sadness and Sorrow (ОСТ, Наруто)

Naruto OST 1 - Sadness and Sorrow

7. Sahashi Toshihiko

Композитор таких аниме, как "Охотник Х Охотник" (1999), "Большой О" и др.

✪ Hikari ga Mienai (ОСТ, Охотник Х Охотник 1999)

Hunter X Hunter - Hikari Ga Mienai

Написала музыку к аниме "Сердца Пандоры", "хак//Знак", "Граница пустоты", "Fate" и др. Участница проектов "See-Saw", "Kalafina", "FictionJunction", особенно нравится первый.

✪ Bloody rabbit (ОСТ, Сердца Пандоры)

Pandora hearts OST - Bloody rabbit

Написал музыку к аниме "Истории мечей", "Гуррен Лаганн", экранизированной части "JoJo: Склонность к битвам", "Ёрмунганд", "Пожиратель душ", "Чёрный кот", "Блокнот Бога" и др. Временами завораживающее, а бывает и пафосное звучание, чётко и не однообразно.

✪ Gettouka (ОСТ, Истории мечей)

Katanagatari OST - 22 月刀歌

✪ Nikopol (ОСТ, Гуррен Лаганн)

Nikopol - Gurren Lagann OST (High Quality 1080p HD)

✪ L"Arabesque Sindria (ОСТ, Маги)

Magi OST 2 - 19 - L"Arabesque _ Sindria - Shiro Sagisu

✪ battle ignition (ОСТ, Блич)

Один из самых любимых композиторов. Написал саундтреки к многочисленным аниме. У него потрясающие работы к большинству аниме Мамору Осии, например, "Раскрой свой разум", "Призрак в доспехах", "Призрак в доспехах 2: Невинность". Так же написал музыку к аниме "Когда плачут цикады", "Моб Психо 100" и др. Музыка и исполнение до мурашек, это что-то не из этого мира.

✪ Hyakkin (ОСТ, Раскрой свой разум)

Kenji Kawai - Mezame no Hakobune - 百禽 HYAKKIN

✪ Main theme (ОСТ, Когда плачут цикады)

Higurashi No Naku Koro Ni OST - Main Theme

✪ Explosion of Mob feelings (ОСТ, Моб Психо 100)

Mob Psycho 100 OST 2 - Explosion of Mob feelings (モブ・感情の爆発)

✪ Gats (ОСТ, Берсерк)

Berserk soundtrack - 4 Gatsu

✪ Forces (ОСТ, Берсерк)

✪ Indra (ОСТ, Берсерк 2016)

В среду, 5 февраля, композитор Мамору Самураготи, известный как «японский Бетховен», что последние 18 лет музыку за него писал другой человек. Этим автором были созданы все главные произведения «Бетховена», в том числе симфония «Хиросима» и «Реквием» в память о жертвах землетрясения и цунами 2011 года. До этого Самураготи рассказывал, что в 1999 году полностью утратил слух и пишет музыку только благодаря «внутреннему чувству звука».

На следующий день пресс-конференцию собрал настоящий автор произведений. Им оказался учитель музыки Такаси Ниигаки, который не только заявил о себе, но и обвинил «японского Бетховена» в том, что его глухота - фальшивая. По словам Ниигаки, Самураготи, обычно читавший по губам и общавшийся при помощи жестов, иногда забывался и начинал вести нормальный диалог. Юристы Мамору Самураготи это отрицают: якобы у их клиента есть свидетельство об инвалидности, заверенное государственной комиссией. Саморазоблаченный композитор не выходит на связь с журналистами - признание он сделал через адвокатов, которые отмечают, что Самураготи находится в крайне подавленном состоянии и пока не способен извиниться перед своими слушателями самостоятельно.

Похоже, извиняться Самураготи придется перед всей страной. История его творчества последних лет - в действительности история Японии, пережившей ряд войн и стихийных бедствий. Его «Хиросима» в записи Токийского симфонического оркестра 2011 года получила в народе название «Симфония надежды». Записи произведений Самураготи продаются огромными для классической музыки тиражами, его произведения известны во всем мире. В 2013 году телеканал NHK даже снял документальный фильм «Мелодия души» («Melody of the Soul») о поездке Самураготи в пострадавший от аварии на «Фукусиме-1» регион Тохоку.

Жизнь самого Мамору Самураготи напрямую связана с одной из главных катастроф в истории Японии. Его мать и отец - оба хибакуся, жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Эти люди в Японии получают все необходимые пособия и льготы, однако общество их по сей день сторонится - хибакуся неохотно берут на работу, а браки они заключают в основном между собой. Дети в таких семьях часто рождаются с инвалидностью.

В детстве недуг Самураготи никак не проявлялся. Как утверждается на официальном сайте компании Samon Promotion, с которой сотрудничал композитор, он начал учиться игре на фортепиано в четырехлетнем возрасте. До десяти лет с мальчиком занималась его мать; затем она решила, что сына «уже нечему учить», и он стал сочинять музыку. В отрочестве Самураготи приступил к самостоятельному изучению теории музыки. После окончания средней школы он отказался поступать в профильный вуз, так как считал, что там недостаточно внимания уделяют классической музыке XX века.

Композитор-самоучка понял, что теряет слух, когда ему исполнилось семнадцать. Первые симптомы глухоты сопровождались сильными головными болями, но Самураготи продолжил заниматься музыкой. В 1988 году ему предложили стать вокалистом в рок-группе, но он отказался, так как в тот же год трагически погиб его брат.

Известность пришла к Самураготи в конце 1990-х - судя по всему, когда он уже нанял Ниигаки. Композитор прославился прежде всего как создатель саундтреков к популярным видеоиграм - Resident Evil в 1996 году и Onimusha в 1999-м. «Симфоническая сюита восходящего солнца» из игры Onimusha привлекла к работе Самураготи внимание не только игроманов, но и любителей современной классической музыки. После выхода игры Самураготи рассказал общественности, что в его голове во время работы над произведением «постоянно раздавался рев, как в шумной котельной». Он подчеркнул, что не хотел бы быть композитором-инвалидом, чьи произведения не критикуют из жалости. Поэтому скрывал свой недуг до тех пор, пока его творчество не оценили отдельно от его личности.

Япония оценила и творчество, и личность композитора. В прессе получило распространение лестное прозвище Самураготи - «японский Бетховен». Композитор рассказывал, что, несмотря на постоянные шумы в голове и мигрени, он не утратил абсолютного музыкального слуха. Также он не скрывал, что страдает от невротической депрессии и невроза страха. Трагический образ композитора довершался его внешним видом - длинные черные волосы, темные строгие костюмы и всегда солнцезащитные очки. Немудрено, что в 2000 году он заявил, что отрекается от всей своей музыки, которую написал до потери слуха, и начинает творчество с чистого листа, - такой шаг прекрасно вписывался в его мрачный имидж. Первым произведением, которое композитор создал в «новой жизни», стала симфония о ядерном взрыве.

В 2008 году состоялась премьера симфонии номер один «Хиросима» в исполнении симфонического оркестра Хиросимы. Тогда же город вручил Самураготи награду за вклад в искусство, которой в разное время удостаивались Йоко Оно и дизайнер Иссей Мияке. В 2011 году эту симфонию записал симфонический оркестр Токио, запись разошлась редким для классики тиражом 100 тысяч дисков.

На волне успеха произведения об одной трагедии Самураготи взялся писать музыку о другой. После землетрясения, цунами и аварии на АЭС «Фукусима-1» он со съемочной группой проехал по местам катастрофы. Западные СМИ так описывают один трогательный кадр из документального фильма: глухой композитор играет с девочкой, чья мать умерла в результате аварии на «Фукусиме», и решает посвятить ей реквием. К слову, «Хиросиму» он тоже посвятил маленькой японской девочке из центра для детей-инвалидов, который посетил в 2000 году.

Пока Самураготи получал награды и раздавал посвящения, нанятый им в 1996 году Такаси Ниигаки работал на полставки учителем в музыкальной школе Тохо Гакуэн. Помимо этого он писал все произведения, выходившие под именем знаменитого композитора, никому об этом не рассказывая. По словам Ниигаки, он давно начал переживать, что является пособником аферы. Пока совесть терзала тайного автора, Самураготи продолжал исправно платить ему за работу. Всего за 18 лет сотрудничества глухой композитор заплатил своему коллеге около 7 миллионов йен (69 тысяч долларов). Ниигаки порывался оставить свою секретную деятельность, но его «работодатель» заявил, что в подобном случае покончит с собой.

Выйти из тени Ниигаки помогла, как ни странно, Олимпиада в Сочи. Композитор узнал, что Японию на зимних Олимпийских играх будет представлять бронзовый призер Олимпиады в Ванкувере и чемпион мира фигурист Дайсукэ Такахаси. Спортсмену предстоит кататься под музыку, якобы написанную Самураготи. Ниигаки решил, что должен открыться именно сейчас. «Я не мог вынести мысли о том, что весь мир будет рассматривать Такахаси как сообщника нашего мошенничества», - заявил он на пресс-конференции, которую собрал в четверг. В тот же день, 6 февраля, в японских СМИ появилось подробное интервью Ниигаки.

Очевидно, Самураготи узнал о том, что подлинный автор «Хиросимы» поговорил с журналистами, и зачем-то решил опередить его признание. Срочное заявление, сделанное через адвокатов за день до выхода газеты, кажется поступком отчаявшегося человека. «Самураготи очень жаль, что он предал своих поклонников и разочаровал всех остальных. Он понимает, что тому, что сделано, нет оправдания», - объявили юристы 5 февраля. Однако имя Ниигаки в этом торопливом признании так и не прозвучало.

Действительно ли Ниигаки решил рассказать о длившейся 18 лет афере из чистой любви к фигурному катанию вообще и Дайсукэ Такахаси в частности, неизвестно. Вполне возможно, что семи миллионов йен при полном отсутствии славы для скромного учителя музыки оказалось недостаточно. Самураготи пока никак не прокомментировал выступление своего бывшего «коллеги».

Тем временем представители музыкальной индустрии Японии начали бойкотировать Самураготи. Звукозаписывающая компания Nippon Columbia намерена прекратить продажу дисков с записями его музыки, ведущие оркестры вычеркивают его произведения из репертуара и отменяют предстоящие концерты; Симфонический оркестр острова Кюсю даже заявил, что намерен подать в суд, чтобы компенсировать слушателям билеты на все концерты с музыкой Самураготи. Власти Хиросимы собираются лишить «Бетховена» выданной в 2008 году премии. Похоже, теперь с неврозом и депрессией композитора не считается никто. С тех пор как глухота Самураготи оказалась под сомнением, психическое состояние бывшего национального героя больше никого не интересует.

Фигурист Такахаси, который, сам того не подозревая, послужил поводом для скандала в мире музыки, заявил, что все равно будет выступать в одиночной короткой программе под «Sonatino for Violin», написанную два года назад. Спортсмен в официальном заявлении подчеркнул, что у него попросту нет времени готовить другую программу - мужской личный турнир пройдет 13 февраля. Он выразил надежду, что сделанные обоими композиторами признания не помешают его выступлению на Олимпиаде.

«Sonatino for Violin», которая скоро прозвучит в Сочи, могла бы стать реквиемом всему творчеству развенчанного «японского Бетховена» или громким началом официальной музыкальной карьеры 43-летнего Ниигаки. Но, увы, красивого жеста на этот раз не получится - в профиле Такахаси на сайте Международного союза конькобежцев автор композиции «Sonatino for Violin» не указан.

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

twitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.


themagger.net

Гласс - одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку к более чем 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора-минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.


latimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент-композиций, аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать музыку Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его творения и каверы понравятся тем, кто любит ретро-классику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.


twitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл-Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и эти фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.


musicaludi.fr

Хисаиси - один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Он прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Если вы поклонник творений студии «Гибли» или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.


twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.


yiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Ру Ма - Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью-эйдж-композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.

Дастин О’Хэллоран


fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще - современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них - с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Каких ещё современных композиторов стоит послушать

Если вы любите эпичную , добавьте в свой плейлист Клауса Бадельта, совместно с Циммером работавшего над «Пиратами Карибского моря». Также нельзя упустить Яна Качмарека, Александра Деспла, Говарда Шора и Джона Уильямса - нужно писать отдельный материал, чтобы перечислить все их работы, заслуги и награды.

Если хотите ещё вкусной неоклассики, обратите внимание на Нильса Фрама и Сильвена Шово.

Если вам не хватает , вспомните создателя саундтрека к «Амели» Яна Тьерсена или откройте для себя японского композитора Тэммона: он пишет воздушные, сказочные мелодии.

Музыка каких композиторов вам по душе, а каких - нет? Кого ещё вы бы добавили в этот список?