Исследовательская работа народный костюм. Русский народный костюм. Особенности национальной одежды в России

В таком виде творчества, как роспись по дереву, большинство работ – это изделия, которые относятся к народным промыслам. Выполняя их, мастер всегда обращается к старинным традициям. Это могут быть различные предметы, украшенные сценами из прошлой жизни русского народа: чаепитие, катание на тройке, народные праздничные гуляния. Это могут быть игрушки, изображающие людей или сказочных персонажей. Поэтому, мастеру по росписи очень важно иметь правильные знания о том, во что были одеты люди выбранного исторического периода и региона в котором жили персонажи.

Изображая своих героев с исторической достоверностью, мастер одновременно постигает сам и сохраняет память о русских традициях и обычаях для зрителя.

В этом исследовании практическая работа представляет собой реконструкцию старинного женского боярского костюма 17 века, созданную на основе фотографической коллекции.

Цель:

Изучить особенности русского национального костюма, особое внимание уделив костюму Московской губернии.

Объект исследования: русский женский национальный костюм

Предмет исследования: особенности русского женского национального костюма и его элементов

Гипотеза : особенности русского национального костюма и его элементов зависят от того в какое время, какими инструментами, из каких материалов, в каком регионе и для кого именно он был изготовлен. Костюм Московской губернии имеет характерные отличия от костюмов других регионов России.

Задачи.

1. Изучить особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

2. Описать классификацию элементов русского национального костюма.

3. Собрать необходимое количество образцов русского национального костюма и его элементов.

4. Выполнить анализ собранного материала с целью: определить особенности народного костюма Московской губернии.

5. Оформить коллекцию образцов в формате каталога.

6. Создать реконструкцию костюма Московской губернии ХIX в.

Методы исследования:

Сбор информации из доступных ресурсов г. Москвы: библиотеки, музеи, выставки, материалы клубов реконструкции, образовательные интернет-порталы, частные коллекции.

Систематизация материала в соответствии с общепринятой классификацией элементов народного костюма.

Анализ данных.

Практический эксперимент в формате реконструкции костюма.

Особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

1. Внешний вид костюма имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона.

2. Женский народный костюм имеет отличительные особенности в зависимости от того, какому сословию принадлежит.

3. В гардероб русской женщины входили костюмы разного ритуального назначения.

4. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало. До реформ Петра Великого (1698 год 17 век) по всей Руси люди носили только русскую традиционную одежду.

5. Изменялись ткани, используемые для пошива одежды

6. Московский костюм, и его особенности

Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Как яркий информационный источник, он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов и их контакты с соседями, семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Этот вопрос заинтересовал и нас, студентов - будущих дизайнеров одежды, который мы попытались раскрыть, проанализировав влияние русского народного костюма на современный костюм ХХ века. Мы считаем, что необходимо возрождать семейные и народные традиции через воссоздание форм народного костюма, использование его элементов в современной одежде; проведение традиционных ярмарок, выставок, праздников; приобщение к научно-исследовательской работе подростков в образовательных учреждениях.

Актуальность темы исследования. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников - текстильщиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров одежды и др. Современный специалист в области дизайна одежды не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Проблема исследования. Проблема изучения влияния народного костюма на современный продолжает сохранять актуальность и в наши дни.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию костюма - бытового и сценического.

Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки.

Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании или противоположности другое.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Модельер-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма - четкость форм, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов модели.

Результаты исследования.

Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме. Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. Широко применяются отечественные ткани. Национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками. Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обогатить их природную, естественную структуру. Художники-модельеры, конструкторы используют в современных костюмах простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение различные конструкции проймы и оката - низкие проймы, рубашечный покрой рукава.

В результате исследования искусства русского народного костюма, костюма нашего региона - Старооскольского уезда Курской губернии, произведенного обмера и анализа кроя рубах, понев, сарафанов, хранящихся в музеях, построения разверток поверхности элементов костюма была раскрыта простота и эстетическая выразительности элементарного конструктивного многообразия форм русского народного костюма, логичным и рациональным подходом к использованию материала. Такой путь к созданию разнообразных моделей рекомендуется применять и модельеру-конструктору при создании форм современного костюма.

Выявленные конструктивно-композиционные решения женских рубах и сарафанов, сочетание в традиционном костюме рубахи с сарафаном или поневой рекомендуется использовать и трансформировать при создании композиции современных платьев и комплектов одежды.

Успешному решению задачи обеспечения населения разнообразной одеждой способствует правильный выбор материалов и оригинальных конструкций, соответствующих назначению, сезону и возрастным особенностям.

Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки.

Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк.

Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева.

Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру. Ламанова представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль. Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому, и это только сыграло на руку дизайнеру, ведь в то время в России не было в продаже практически никаких тканей, наряды для этой коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей. Ей помогали скульптор Мухина и крупный специалист по украинским вышивкам Е. И. Прибыльская.

В начале 1920-х гг. в жизни Габриэль Шанель начинается «русский период». Испанский художник Хосе Мария Серт и его жена Мися познакомили Шанель с художниками и артистами Русских сезонов. Ее друзьями стали П. Пикассо и Ж. Котто, И. Стравинский и С. Дягилев. Шанель финансировал постановку балета «Спящая красавица», а в 1924г. Сделала костюмы для балета «Голубой экспресс», сценарий которого написал Ж. Котто, а занавес нарисовал П. Пикассо. В моделях Дома «Шанель» появились «русские» мотивы - пальто с меховой отделкой, вышитые блузы и платья, из крепдешина с русскими мотивами, «византийские» украшения.

Русский стиль стал одним из символов моды 1920-х гг. Он появился во время войны и вдохновлялся красочными костюмами и декорациями для Русских сезонов Н. Гончаровой и М. Ларионова. Но после войны его популярности способствовала эмиграция из большевистской России: рестораны с русской кухней и цыганской музыкой, русские народные оркестры и хоры были популярны в Париже наравне с американскими ревю и джаз-клубами. Русские эмигранты брались за любую работу, чтобы заработать на жизнь: мужчины шли работать на заводы «Рено» и «Ситроен» или становились таксистами, а женщины изготавливали кустарные изделия для украшения интерьера. Шили и вышивали на заказ платья и белье, делали бижутерию и сумки, расписывали шелковые шарфы и шали, становились модистками и продавщицами в домах моды. Большой спрос на «славянские» кустарные изделия (1921г. - пик популярности «русских» вышивок) вызвал появление многочисленных вышивальных мастерских и кустарных артелей. В Париже, Берлине, Лондоне и других центрах эмиграции были открыты русские дома моды. В Париже, например, в 1920-е гг. работали Дома моды «Шапка», «Пьер Питоев» и др.

В 1945-49 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. Одной из причин, стимулирующих явление активного использования народного искусства в моделировании в этот период было чувство патриотизма, усиленное победой в Великой отечественной войне.

В 50-е годы творческая переработка народных традиций в моделировании одежды идет на убыль, а в начале 60-х народный костюм почти забыт. Оживление работы над наследием прошлого наблюдается в 1963г., а в период 1965-68 годов процесс это более или менее стабилен.

Появившийся в начале 60-х годов силуэт трапеция напоминал силуэтную форму старинного русского сарафана. Отсюда неслучайно было распространение стиля «а ля рюсс» - русский стиль. Он утвердился в моделировании и у нас, и в международной моде с начала 60-х годов и актуален в наши дни.

Коллекцию И. Сен-Лорана «Русские балеты/оперы» в 1976г. газета «Нью-Йорк Таймс» назвала революционной, меняющей направление в моде. Эта коллекция была навеяна экзотическими костюмами Л. Бакста для Русских сезонов, поражающими европейцев своей роскошью, праздничными крестьянскими костюмами и образом загадочной России, которой сложился у западного человека.

Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 годов, показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.

Анализируя творческий путь Вячеслава Зайцева , начиная с 60-х годов, мы видим, что в его коллекциях постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства. Творческий процесс у В.Зайцева, как весенняя песня птицы, льётся широко, звонко и непринуждённо, по велению природы. Для художника, чьи произведения трёхмерны, очень важным качеством является понимание материала. Это относится не только к архитектору, скульптору, художнику - прикладнику, но и к художнику-модельеру. Чувство материала всегда ведёт модельера по правильному пути, часто подсказывает ему форму и даже силуэт. Природа наградила В. Зайцева не только пониманием, но острым ощущением материала.

Трудно перечислить или описать все модели В. Зайцева, созданные им под влиянием русского искусства или русского народного костюма. Но, обращаясь к этим источникам, художник никогда не увлекается этнографическими элементами, не увлекается потому, что смелость его художественного видения глубоко современна, и это помогает ему создавать интересные и своеобразные модели.

Какую бы коллекцию одежды последних лет, которую несколько раз в год демонстрирует восхищенной публике первый российский кутюрье Вячеслав Зайцев, мы бы ни взяли, как правило, в ней присутствуют мотивы русского народного костюма.

Вот, что говорит сам Зайцев: «Да, я верен русским национальным, народным мотивам в своем творчестве...».
Первая его коллекция - это фуфайки, сделанные из ярких хлопчатобумажных тканей на ватине - красные, оранжевые и т.п., юбки были из павлово-посадских платков, валенки перекрашенные цветной гуашью в цвет телогреек.

Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.

Модельер модного дома Chanel - Карл Лагерфельд создал потрясающую стилизацию, скомбинировав в одной коллекции знаковые для России темы. В мужской части коллекции - это косоворотки, военный мундир царской армии, шинели Красной армии, папахи и даже черкески. В женской - кокошники, сарафаны, платья, украшенные жемчугом. Но Paris-Moscow посвящена отнюдь не только народной теме, это было бы слишком просто. Здесь есть и вещи, напоминающее о русском авангарде, конструктивизме и о «Русских Сезонах» Дягилева.

Обращение Карла Лагерфельда к русской теме закономерно. Коко Шанель, основательницу модного дома, связывало с Россией очень многое. Ее роман с князем Дмитрием Романовым, ее дружба с Дягилевым и Игорем Стравинским во многом определили ее творческое движение на много лет вперед. Сама Шанель в свое время тоже делала «русскую коллекцию», воспевая рубаху-косоворотку, которой нашлось место и коллекции Лагерфельда.
В России традиционно любят все яркое и нарядное, как хохломская шкатулка. Но эта коллекция сделана с ювелирной точностью. Она, хоть и красочна, как пасхальное яйцо, но не переходит ту тонкую грань, которая отделяет стилизацию от пошлости. Это концентрированная идея, тот образ России, который видит Европа, да и весь остальной мир.

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как нам кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм и сейчас. В России действуют музеи с экспозициями народного костюма. Открыты специальные этнографические музеи, где ярко представлены костюмы отдельных регионов.

Русскую национальную одежду используют как сценический костюм в фольклорных ансамблях.

Существуют Центры декоративно-прикладного творчества, Дома ремесел, кружки детского и юношеского творчества, где обучают народным промыслам, в том числе и изготовлению традиционного костюма. В Старооскольском техникуме технологий и дизайна, мы будущие специалисты в области создания костюма, разрабатываем коллекции одежды с элементами русского народного костюма, которые участвуют в городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества.

Русский народный костюм популярен в сувенирной продукции. Иностранные туристы с интересом приобретают рубахи, кокошники.

Во многих городах, в том числе и в Старом Осколе, существуют реконструкционные клубы, которые проводят ролевые игры, реконструируя определенное время действия. В таких клубах занимаются воссозданием исторического народного мужского и женского костюмов.

В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном... Мы с интересом изучаем дисциплину «История стилей в костюме», рассматривая традиционный костюм русского и других народов. Кроме того, мы на практических занятиях изготавливаем костюмные комплексы, макеты кукол, русские тряпичные куклы, которые экспонируем на выставках, участвуем в конкурсах, городских и областных мероприятиях.

В нашем городе большое внимание уделяется знакомству подрастающего поколения с народным искусством. Народными мастерами из Центров декоративно-прикладного творчества, Дома ремесел проводятся мастер-классы, где каждый желающий может попробовать сделать своими руками прекрасную вещь, прикоснуться к народным истокам; проводятся уроки этнографии. Все это способствует изменению отношения молодежи, подрастающего поколения к традиционному народному искусству.

ПРОЕКТ «Из истории русского народного костюма»

Титова Екатерина, ученица 3 класса МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, Руководитель: Бочкова М.Н., учитель начальных классов1 кв. категории

Уважение к минувшему- вот черта,

Отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Актуальность проблемы

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта. Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа, создание проекта и наглядного пособия. Актуальность выбранной темы подтверждают и ответы респондентов во время социологического опроса, который мы провели среди учеников начальных классов.

Цель проекта : изучив историю народного русского костюма, изготовить наглядное пособие;

Задачи проекта:

1.Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых (родителей) к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;

2.Собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

3.Вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию коллективного проекта;

4.Через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;

5.Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Этапы реализации социального проекта:

Подготовительный- опрос среди учащихся начальных классов МОУ « Татарско-Бурнашевская СОШ»

Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86% респондентов дали положительный ответ.

Конкретный этап- по детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках.

ПЛАТЬЕ (сорочка)

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.

САРАФАН

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафана надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

ЛЕТНИК

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

ОРНАМЕНТ

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

РАССМОТРИМ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ РАЗНЫХ ГУБРНИЙ И ОБЛАСТЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ,

1.Северорусский костюм , как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская) Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм. Девушки одевали много колец, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами, а иногда могли надеть до трех цепочек. Серьги были жемчужные, серебряные, самые дешевые – бронзовые или медные. Зимой носили узкие и длинные перчатки без пальцев. Их вязали сами на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нити.

2.Южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южно русским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)

Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма. Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

Прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

Использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Женский костюм Воронежской губернии . Начиная с 17 века, на землю Воронежской губернии переселилось много украинцев. Поэтому при всей схожести с другими южно русскими губерниями здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Вокруг головы повязывали налобник, украшая его зеленой полоской ткани. Особенно хороша понева расшитая гладью зелеными, красными, желтыми нитями. Примером умения декорировать одежду, может служить и такой предмет, как передник, он не только защищал одежду, но и создавал цельный цветовой ансамбль.

ДОПОЛНЕНИЕ: Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

ПОЗНАКОМИМСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЖСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.

ПОРТЫ (ШТАНЫ). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде.

КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

ДОПОЛНЕНИЕ: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Русский народный костюм... Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народного костюма, пусть не в быту - это уже невозможно, - пусть на сцене, - разрушится единство этой культуры и она окончательно исчезнет, специализированные каталоги и журналы. Куклы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Вашему вниманию я представляю проект « Кукла в русском национальном костюме»

Литература.

1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Литература

«Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа. Изготовление сценического костюма Костромской Снегурочки на основе народного костюма XVIII века».

Злыгастева Галина, Сергиенко Кристина

Научно исследовательская работа "Русский народный костюм в прошлом и настоящем"

Скачать:

Предварительный просмотр:

XXVШ открытая научная конференция учащихся

Ставропольского края

Секции: прикладное творчество

Название работы: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Сергиенко Кристина

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 6а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена Михайловна,

Учитель технологии.

Ставрополь 2014

Введение…………………………………………….……………………..……......3-4

Глава 1 ……………………………………………………………………………….4

История развития Русского народного костюма……..…….........................…....4

1.1.Костюм и его роль в жизни человека…………...................................….....4-7

1.2.Устройство сцены. Главное песни и танца…………………….…...………..7

Глава 2 ……………………………………………………………….………………..7

Постановка танца………….……………………………………………….…….......7

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.….……………………………….....7-8

2.2.Сценарий постановки танца и изготовление костюма.....……….…...……..8

2.3.Подготовка к постановке танца…………………………………...……...…..8

Глава 3 …………………………………………………………………….……...……8

Танец, народный костюм и школа……………………………….………..…..….8-9

4. Выводы………………………………………………………………………..…..…9

Литература………………………………………………………….………….….…...10

Введение

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Все дети любят петь, танцевать, в своих фантазиях они перевоплощаются в сказочных персонажей, принцесс, артистов. А что это такое? Откуда появился костюм? Как изготовить стилизованный костюм для танца? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о костюме, традициях культуре России и других стран. Тема «Русский народный костюм в прошлом и настоящем» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается костюм, но не на основе работы современного профессионального мастерства, а народного фольклорного. Тем более мы в начальной школе ставили спектакли, выступали в ансамбле «Жаворонушки» с песнями и танцами: «Коляда», «Рождество». В 5 классе участвовали в фестивале «Казаки дарили казачкам шали», в 6 классе приняли участие в районном фестивале «Кубанский казачек». Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных костюмов, алгоритма создания народного костюма. При выборе направления исследований мы остановились на Русском народном костюме. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна . В наше время все меньше людей ходит в театр, выставки, библиотеки. Предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, Русский народный костюм. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что костюм играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх, постановках, спектаклях, песнопениях. Дети знакомятся с окружающим миром. Русский народный костюм – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети и взрослые с удовольствием включаются в искусство пения и танца: поют песни, танцуют, перевоплощаются в тот или иной образ, а костюм им в этом помогает. Цель нашего исследования - узнать историю создания русского народного костюма и сшить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами : узнать историю Русского народного костюма; сшить стилизованный костюм. Показать танец в костюмах

в стиле «Гжель». Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема. Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения русского народного костюма, алгоритма создания костюма. В соответствии с

вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи: определить происхождение русского народного костюма; выяснить алгоритм создания русского народного костюма, поставить танец; взаимосвязь костюма, танца и школы; изготовить костюм и поставить танец, объектом исследования является русский народный костюм. Объект нашего исследования – русский народный костюм, предмет – его изготовление. Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования - алгоритм создания русского народного костюма. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной, специалистами библиотеки. Теоретическая значимость данного исследования расширяет существующую информацию о народном костюме, систематизирует знания о культуре в жизни человека, о процессе создания костюма, танца и о процессе изготовления костюма. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проведем мастер-класс и поставим танец. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, а танец в постановке спектакля, на праздничном концерте. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1 История развития Русского народного костюма

1.1Костюм, его роль в жизни человека.

По детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило

крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа, и были выработаны приемы его

изготовления. Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не

выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. Платье (сорочка). На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез, спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки, украшали вышивкой, или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сарафан. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

Душегрея. Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Летник. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову, и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла. Орнамент. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история.

Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в

то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела

свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Головные уборы. Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

Это интересно: древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужской костюм. Рубаха. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты (штаны). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Кафтан. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили

русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли, или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан. Дополнение: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол, доходивший до колен и снабженный рукавами. При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в

сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. Современность. Русский народный костюм. Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем

в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, народного костюма - это невозможно, пусть на сцене, возродится единство этой культуры, и она окончательно не исчезнет. Костюмы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Народный костюм как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Вашему вниманию я представляю проект « Русский народный костюм в прошлом и настоящем».

1.2 Устройство сцены, главное песни и танца.

Устройство «сцены» народного представления крайне примитивно. В процессе своего развития были выбраны три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный – в балагане, а зрители обычно размещались на скамейках вокруг балагана. Наша третья сцена: вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. В дни больших праздников представления шли беспрерывно, артисты нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки. Таким образом, русская сцена в XVII веке не только явилась первым русским «концертом» представлением, но и

подготовила зрительскую аудиторию к восприятию искусства, возможно, стала одной из причин появления в России профессионального мастерства в искусстве песен, танцев.

Глава 2 Постановка танца

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.

Итак, появились артисты и зрители. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем песни вошли в каждый дом, где устраивались в семьях посиделки с пением и танцами. Люди сами сочиняли песни, придумывали и шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор песни и танцы вошли в нашу жизнь, и заняли свое достойное место. Мы решили создать танец, сшить костюм, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания костюма и танца. Оказалось, что конкретного алгоритма создания танца не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи: поиск идеи, выбор сюжета,

поставить танец, подобрать музыку, изготовить костюмы в народном стиле, подобрать исполнителей и проводить репетиции.

2.2. Сценарий постановки танца и изготовление костюма

Самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки танца «Московская кадриль». Выбрали стилизованные русские народные костюмы в стиле росписи «Гжель». Почему именно это произведение? На наш взгляд это самый лучший выбор, подходящий к нашему стилю, образу русских народов. Мы неоднократно консультировались со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по сценической и литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной. Получили разрешение на постановку танца. Изготовили костюмы.

2.3. Подготовка к постановке танца

А сколько подготовительной работы потребовалось для русского костюма: построить чертеж, раскроить, сшить, обработать изделие аппликацией, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у

постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия. Подготовка танца и музыкального материала изготовление костюмов чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили костюмы из ткани и много репетировали танец. (Приложение №1)

Вывод: Мы живем, на русской земле и нас интересуют быт и нравы не только русских народов, но и зарубежных, проживающих здесь. Мы решили создать танец, опираясь на нашу самобытную культуру.

Глава 3 Танец, народный костюм и школа

Русский народный костюм может прийти на помощь при изучении истории, а так же при ознакомлении с литературными произведениями, при создании школьного музея, урока технологии, МХК. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием русских народных песен. Основан школьный

фольклорный ансамбль «Жаворонушки» руководитель Иванова Ольга Анатольевна, танцевальный ансамбль «Контраст» руководитель Романова Ольга Яковлевна.

Театральные, танцевальные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения культуры русского народа. Серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию песни, танца, оказываются вовлеченными в творческий процесс. «Фольклор» превращает неуверенного в себе “вечного троечника” в Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Сильные ученики помогают слабым, укрепляет ответственность за успех общего дела. Построено и направленно на изучение нравственности, культуры, характера человека и поведения в обществе. В виде «игры» ребенок моделирует свое поведение и как поведение на сцене. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим. Как и говорилось ранее, искусство поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Выводы

На основе исследований мы пришли к выводу, что песни и танцы являются важным фактором в развитии ребенка. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения, находят их в искусстве. Несомненно, костюмы, должны соответствовать эстетическим требованиям и гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество костюма. В процессе исследования было установлено, что искусство служит не только средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями индивидуальности. В нашей работе мы установили, что русский народный костюм переживал много веков. Благодаря искусству ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Участвуя в постановках, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе. Народный костюм способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально

– чувственное отношение к окружающему миру. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Мы считаем, что наша работа помогает нам окунуться в прошлое и настоящее русского народа. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Литература.

  1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
  2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
  3. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
  4. Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
  5. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
  6. Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
  7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  8. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
  9. Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности . Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь . Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом , т. к. народный костюм - это система , отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры , достояние нашего народа , летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры.

Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом .

Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие

Задачи :

-Познакомить детей с русским народным костюмом , с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма .

Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Развивать у детей эстетический вкус , творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству .

Воспитывать чувство гордости за свой народ , культуру, за «золотые» руки русских мастеров .

Задачи системы дошкольного образования , требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами . Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал . Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.

Принципы реализации :

В основу положены следующие принципы воспитания :

1. Доступность : учет возрастных особенностей детей ; адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность : интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения , предложенного к изучению материала каждым ребенком.

6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему : «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю » на учебный год и система работы по его реализации. (условия)

Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали :

Изучение истории костюма . Где дети знакомятся с внешним видом костюма , его формой, расцветкой, элементами украшения.

В своей работе используем фольклор : пословицы, поговорки, загадки о костюме , сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях

Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани : лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы , т. е. трудовые действия : прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника , отличие между праздничным и будничным костюмом .) раскрываем его символичность , даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах , краски тканей , образы, передаваемые в силуэте костюма .)

Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках , вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)

Условия реализации :

Организация предметно-пространственной развивающей среды . Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей , Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю , костюму , сказкам, Творческая мастерская , Раскраски , обводки, Уголок «Ряженья»

Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.

Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую , продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)

Организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора , воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре , сформировали знания об устройстве русского быта , об истории русского костюма . У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников , позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа , гордость за его достижения.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер.

Аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.