Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста - реферат

Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понима-ются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются?

Сформировать — придать определенную, нужную форму, т. е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально при-сутствующих в структуре человеческого существа свойств в соот-ветствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом струк-туры человеческого существа.

Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую по своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и... начинаем воспи-тывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентиро-вана на воспитание нравственности. Специфика воспитания заклю-чается в воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в

человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори).

Соответственно, музыкальное воспитание — питание музы-кой — направлено, говоря словами В.А.Сухомлинского, не на вос-питание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овла-дение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкаль-ного искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, му-зыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трак-туется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установ-ленных государством образовательных уровней» (схема 1).

Схема 1

Музыкальное воспитание

Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысло- -вую основу развития, становясь его факторами и средствами.

Образование в области искусств, особенно музыкальное образо-вание, обладает большими возможностями.

Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Вы-деляется три основных направления музыкального влия-ния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущ-ность; на интеллект.

К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на


человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педа-гогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна на-зывал мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются доне-сти до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для по-следующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает по-ложительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, пси-хомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия:

■ повышается чувствительность не только слуховых, но и зритель-ных анализаторов;

■ улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за-поминания;

■ регулируются обменные процессы;

■ снижается уровень тревожности.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными сле-дующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минут-ный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень саха-ра в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций.

Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:

■ повышение уровня читательских, речевых навыков;

■ улучшение навыков решения временных и пространственных задач;

■ улучшение вербальных и арифметических способностей; улуч-шение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

Вместе с этими «выгодами» от занятий музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л. В. Школяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. — М.: Владос 2004.

Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Крит-ская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте источники постановки целей музыкального образования дошкольников.

2. Каково соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования?

3. Охарактеризуйте потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника.

4. Ответьте на вопрос Ю.Б.Алиева: «Зачем тебе, дошкольник, му-зыка?»

5. Используя материал данного учебника (части II и III), составьте таблицу задач музыкального развития дошкольника на разных возрастных этапах в одном из видов музыкальной деятельности или в развитии его способностей.

6. Изучите предложенную литературу. Выпишите цели и задачи музыкального образования, найдите то общее, что характерно для различных авторов.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет-ского сада к начальной школе). — Воронеж; НПО «МОДЭК», 1998.

Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль-ного воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де-тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

Оксана Кудашова
Из опыта работы «Музыка - как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Из опыта работы

музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны Геннадьевны

«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического

развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Приобщение детей к музыкальному искусству начинается с раннего детства и поэтому развитие детского музыкально -художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в самовыражении мы находим в одной из образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие » . Которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыки , его восприятия и связи с другими видами деятельности.

Пение развивает голосовой аппарат , укрепляет голосовые связки, улучшает речь, (врачи-логопеды используют пение при заикании, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза при пении регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения , улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха) .

Дети учатся воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности .

Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Образовательная программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном развитии .

Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях : ходьбе, беге, прыжках, подскоках.

Их совершенствование идет как в музыкально -художественной деятельности, так и в двигательной деятельности.

Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки , координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на нод по физической культуре , укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания . Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи.

Определяющую роль играет музыка . Сопутствуя музыке , движения выражают ее образное содержание.

Акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках, изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости, и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи : движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произвёдение , а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение.

Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или всё упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба , бег на носках в колонне, по одному на месте , бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения , где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например : в игре «Кто скорей» дети бегают по залу под звучание музыки , а по ее окончании быстро садятся на стулья.

В организации работы по физическому развитию я принимаю активное участие. Совместно с инструктором по физической культуре мы проводим различные упражнения : в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечивает быстроту и четкость их выполнения.

Не сопровождаются музыкой такие упражнения : лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своём индивидуальном темпе.

В непосредственно -образовательной деятельности я использую музыку в комплексе упражнений, ранее разученных без музыкального сопровождения .

В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное : укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив.

Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по-ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений.

Используемое во время гимнастики музыкальное произведение , нельзя искажать - подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Немаловажное значение имеет и гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально -ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года мы используем различные варианты гимнастики.

В непосредственно -организованной деятельности физическая культура музыка звучит эпизодически : во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений . Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки , однако отдельные подвижные игры включают музыкальное сопровождение .

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения даётся характеристика. Например : Светлана Александровна инструктор по физкультуре показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» С. Асафьева, затем говорит : «Музыка спокойная , певучая, негромкая и движения должны быть лёгкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводим без музыки , так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку , сочинения современных композиторов. Упражнения сопровождаю музыкой тогда , когда они заранее разучены с инструктором по физкультуре.

Наша задача как музыкальных руководителей научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения .

Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки .

Знакомые упражнения сразу исполняем с музыкальным сопровождением . Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений . Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она, прежде всего, должна помочь детям эмоционально осознать свои движения.

Мы совместно с инструктором по физической культуре планируем работу пo развитию движений , стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников .

Воспитывая ребенка средствами музыки , мы должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.

В лияние музыки на ребенка в утробе матери.

По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери.

Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Влияние музыки на новорожденных.

В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост новорожденных. Израильские ученые утверждают, что "эффект Моцарта" нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.

Влияние музыки на детей более старшего возраста.

Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

Музыкальная терапия.

По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте за городом, на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  • Слуховое ощущение, музыкальный слух;
  • Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  • Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Первый год жизни. С первых месяцев нормально развивающийся ребёнок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш слушает пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Второй год жизни. Ребёнок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни. Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять. Различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Таким образом, музыкальное воспитание выполняет задачу всестороннего и гармонического развития детей дошкольного возраста.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №152

Консультация для воспитателей

Муз. руководитель:

Л.А. Белова

г.Ульяновск, 2014.

Экскурс в историю.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Двенадцать - пятнадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет...

Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский... Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.

Слушание 2-ой части «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.

А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе "аллегро" и "аллегро модерато" Моцарта, Шуберта, Гайдна... Например: вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Времен года", "Весна" из "Времен года" Вивальди, а также маршевые мелодии.

Слушание «Большого вальса» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Отдых на клеточном уровне.

Сейчас у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса... Аудиокассеты так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки"... Тоже приятное лекарство. Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.

Проведенные эксперименты показывают, что, например, плод реагирует на звучание Пятой симфонии Бетховена - ребенок начинает двигаться, ритм его сердцебиения ускоряется.

Слушание отрывка из 5-ой симфонии Л.В.Бетховена.

На мелодичную, плавную музыку младенец реагирует иначе - сердце бьется в более медленном ритме. Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира - пока что единственный способ получить какую-то информацию об этом мире.

Музыка положительно влияет на ребёнка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребёнка. Помогает физическому и умственному развитию. Поэтому важно, чтобы матери пели своим детям, особенно мелодичные песни.

Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери.

Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т. д.) открывают доступ к врождённым механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. В его основу заложено несколько принципиальных определений: прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин;

  • чем раньше ребёнок приобщится к музыке, чем больше у него шансов полюбить и освоить её по-настоящему;
  • музыкальные игры сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы, благодаря чему ребёнок все больше учится управлять своим телом.
  • Музыкальные игры помогают ребёнку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи .

Ребёнок, с раннего возраста слушающий «живую» музыку и играющий с музыкальными инструментами, в дальнейшем с большей вероятностью реализует свой врождённый музыкальный потенциал, когда станет старше;

  • когда ребёнок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности;
  • соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков;
  • ритмичные песни, которые вы поёте своему малышу, способствуют развитию его мозга.

Поэтому музыка в силу своей внутренней природы должна быть составной частью любого воспитания.

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Документы для скачивания: