Музыкальный проект для детей старшей группы доу. Проект «Сказка в музыке Музыкальный проект в доу краткосрочный

В дошкольном возрасте ребенок находится у истоков . На этом этапе формируются его личное отношение к музыкальным направлениям, а также предпосылки музыкального вкуса. Задачи музыкального руководителя детского сада по приобщению дошкольников к прекрасному миру музыки успешно решаются через .

Проект музыкального руководителя в детском саду предполагает использование в работе музыкальных педагогов современного репертуара авторов, мастеров хороводной и хоровой песни для самых маленьких дошколят: Е. Зарицкая, И. Пономарева, Г. Вихарева. Вид проекта - практико-ориентированный, участвуют воспитанники 3-7 лет, педагоги, родители, специалисты детского сада.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Цель и задачи проектной деятельности музыкального руководителя в детском саду по ФГОС

Цель проекта музыкального руководителя детского сада - усиление музыкального репертуара образовательного раздела “Музыка” основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” современным песенным репертуаром различной тематики, затрагивающей, в первую очередь, окружение ребенка.


Скачать архив.zip

Задачи проекта музыкального руководителя детского сада:

  1. Обогатить современным детским репертуаром образовательный процесс, самостоятельный досуг дошкольников, предметно-развивающую среду;
  2. Добавить мотивации малышам к организации собственной музыкальной деятельности как в детском учреждении, так и в семье;
  3. Поощрять активность дошкольников в выражении своего мнения, впечатления об исполненной песне. Это может быть рассказ, пластическая миниатюра, изобразительная деятельность (рисунок);
  4. Поощрять проявления деятельности, инициативы в музыкальной деятельности в детском саду, желание и готовность участвовать в концертах, черпать репертуар композиций для использования в играх, режимных моментах.

Этапы реализации проекта по музыкальному воспитанию в детском саду

Первый этап (подготовительный)

Проект музыкального руководителя в детском саду подразумевает:

  • изучение творчества современных композиторов;
  • отбор музыкальных композиций с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • соответствие выбранного репертуара комплексно-тематическому планированию;
  • включение проекта музыкального руководителя детского сада в локальный компонент его рабочей программы;
  • формирование перспективного плана с применением нового репертуара.

Скачать готовые проекты музыкального руководителя в детском саду по ФГОС
Скачать архив.zip

Второй этап проекта музыкального руководителя (практический)

Амплификация образовательного процесса, организованная образовательная деятельность:

  • прослушивание и последующее обсуждение детской музыки;
  • совместное пение дошкольников, драматизация песнопения, беседы с воспитанниками, затрагивающие содержание хороводных песен в детском саду;
  • подыгрывание на музыкальных инструментах;
  • песни и танцы;
  • совместная работа по переносу содержания произведений на бумагу (художественное моделирование);
  • музыкально-дидактические игры, игры-имитации, игры-драматизации, игровые задания в проекте музыкального руководителя;
  • просмотр и обсуждение детских музыкальных трансляций, видеоматериалов о концертной деятельности детских вокальных коллективов;
  • истории об интересных событиях и фактах из жизни композиторов;
  • продуктивная деятельность дошкольников на тему разученных песен (лепка, рисование);
  • выставка рисунков детей по композициям (конкретной тематики, определенного композитора);
  • проведение викторины по творчеству музыканта;
  • инсценирование, драматизация песен.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

На втором, практическом, этапе музыкального проекта для детского сада дети используют песни в повседневной жизни, в игре и досуге, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Самостоятельная деятельность малышей заключается в предоставлении дошкольникам возможности самим слушать музыку, петь и танцевать под нее, играть на инструментах.

Третий этап проекта музыкального руководителя в ДОУ (заключительный)

  1. Мониторинг по диагностической программе (методика А.Г. Гогоберидзе):
  • изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на произведения современных музыкантов;
  • выявление детских интересов и предпочтений в музыке;
  • выявление развития эрудированности дошкольников в музыке;
  • изучение особенностей музыкальной субкультуры в этой группе;
  • выявление характера использования педагогом данного репертуара в процессе образования;
  • оценка развивающей среды в группе.
  1. Составление методических пособий для воспитателей по использованию современного репертуара для воспитанников.
  2. Проведение итогового праздничного концерта, приуроченного ко Дню защиты детей “Песенка, звени!”, выставка работ дошкольников “Моя любимая песенка”.
  3. Публичный отчет о результатах реализации проектов по музыкальному воспитанию в детском саду.
  4. Публикация статьи о проекте в методическом журнале для музыкальных руководителей.
  5. Создание электронного пособия “Калейдоскоп мелодий” для педагогов и родителей (по использованию в жизни детей современной музыки).

В дошкольном возрасте ребенок находится у истоков . На этом этапе формируются его личное отношение к музыкальным направлениям, а также предпосылки музыкального вкуса. Задачи музыкального руководителя детского сада по приобщению дошкольников к прекрасному миру музыки успешно решаются через .

Проект музыкального руководителя в детском саду предполагает использование в работе музыкальных педагогов современного репертуара авторов, мастеров хороводной и хоровой песни для самых маленьких дошколят: Е. Зарицкая, И. Пономарева, Г. Вихарева. Вид проекта - практико-ориентированный, участвуют воспитанники 3-7 лет, педагоги, родители, специалисты детского сада.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Цель и задачи проектной деятельности музыкального руководителя в детском саду по ФГОС

Цель проекта музыкального руководителя детского сада - усиление музыкального репертуара образовательного раздела “Музыка” основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” современным песенным репертуаром различной тематики, затрагивающей, в первую очередь, окружение ребенка.


Скачать архив.zip

Задачи проекта музыкального руководителя детского сада:

  1. Обогатить современным детским репертуаром образовательный процесс, самостоятельный досуг дошкольников, предметно-развивающую среду;
  2. Добавить мотивации малышам к организации собственной музыкальной деятельности как в детском учреждении, так и в семье;
  3. Поощрять активность дошкольников в выражении своего мнения, впечатления об исполненной песне. Это может быть рассказ, пластическая миниатюра, изобразительная деятельность (рисунок);
  4. Поощрять проявления деятельности, инициативы в музыкальной деятельности в детском саду, желание и готовность участвовать в концертах, черпать репертуар композиций для использования в играх, режимных моментах.

Этапы реализации проекта по музыкальному воспитанию в детском саду

Первый этап (подготовительный)

Проект музыкального руководителя в детском саду подразумевает:

  • изучение творчества современных композиторов;
  • отбор музыкальных композиций с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • соответствие выбранного репертуара комплексно-тематическому планированию;
  • включение проекта музыкального руководителя детского сада в локальный компонент его рабочей программы;
  • формирование перспективного плана с применением нового репертуара.

Скачать готовые проекты музыкального руководителя в детском саду по ФГОС
Скачать архив.zip

Второй этап проекта музыкального руководителя (практический)

Амплификация образовательного процесса, организованная образовательная деятельность:

  • прослушивание и последующее обсуждение детской музыки;
  • совместное пение дошкольников, драматизация песнопения, беседы с воспитанниками, затрагивающие содержание хороводных песен в детском саду;
  • подыгрывание на музыкальных инструментах;
  • песни и танцы;
  • совместная работа по переносу содержания произведений на бумагу (художественное моделирование);
  • музыкально-дидактические игры, игры-имитации, игры-драматизации, игровые задания в проекте музыкального руководителя;
  • просмотр и обсуждение детских музыкальных трансляций, видеоматериалов о концертной деятельности детских вокальных коллективов;
  • истории об интересных событиях и фактах из жизни композиторов;
  • продуктивная деятельность дошкольников на тему разученных песен (лепка, рисование);
  • выставка рисунков детей по композициям (конкретной тематики, определенного композитора);
  • проведение викторины по творчеству музыканта;
  • инсценирование, драматизация песен.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

На втором, практическом, этапе музыкального проекта для детского сада дети используют песни в повседневной жизни, в игре и досуге, на прогулке, при проведении утренней гимнастики.

Самостоятельная деятельность малышей заключается в предоставлении дошкольникам возможности самим слушать музыку, петь и танцевать под нее, играть на инструментах.

Третий этап проекта музыкального руководителя в ДОУ (заключительный)

  1. Мониторинг по диагностической программе (методика А.Г. Гогоберидзе):
  • изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на произведения современных музыкантов;
  • выявление детских интересов и предпочтений в музыке;
  • выявление развития эрудированности дошкольников в музыке;
  • изучение особенностей музыкальной субкультуры в этой группе;
  • выявление характера использования педагогом данного репертуара в процессе образования;
  • оценка развивающей среды в группе.
  1. Составление методических пособий для воспитателей по использованию современного репертуара для воспитанников.
  2. Проведение итогового праздничного концерта, приуроченного ко Дню защиты детей “Песенка, звени!”, выставка работ дошкольников “Моя любимая песенка”.
  3. Публичный отчет о результатах реализации проектов по музыкальному воспитанию в детском саду.
  4. Публикация статьи о проекте в методическом журнале для музыкальных руководителей.
  5. Создание электронного пособия “Калейдоскоп мелодий” для педагогов и родителей (по использованию в жизни детей современной музыки).

Актуальность

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.

Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2013г. по январь 2014 г.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста,

Родители воспитанников,

Руководители проекта: воспитатель – Муравьева М.А., музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

Описание деятельности в ходе проекта

Основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Этапы работы:

1. Подготовительный:

Изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

Подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

Анкетирование родителей по теме проекта;

Встречи с родителями;

Совместное создание фонотеки, видеотеки;

Участие в создании «мини-галереи» (картин, портретов великого композитора, художников);

Участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

Совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю

Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе

Тема: «Балет невылупившихся птенцов»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

Художественная литература: Е. Михаленко«Цыпленок», Т. Завадская «Сказка про цыпленка».

«Балет невылупившихся птенцов» (аппликация из гофрированной бумаги).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Цыплёнок» Союзмультфильм, 1973.

Наглядные пособия: Виктор Гартман «Балет невылупившихся птенцов», иллюстрации, репродукция картины А. Кузнецовой "Котята и цыплята".

Тема: «Гном»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Гном».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Гном».

Художественная литература: М. Липскеров «Маленький гном Вася», сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», Т. Минченко "Листопадный гном".

Художественно-творческая деятельность: «Гном» (аппликация, оригами).

Мультимедийные презентации: «Самый маленький гном». Союзмультфильм,1977 -83, «Белоснежка и семь гномов» (Дисней),1939, «Гном» https://yadi.sk/d/GtXzHemjTmrwh.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Гном», иллюстрации

Тема: «Старый замок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Старый замок».

Художественная литература: Шарль Перро «Спящая красавица».

Художественно-творческая деятельность: «Старый замок» (бумагопластика, живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Спящая красавица», 1959Страна: США «Старый замок « https://yadi.sk/d/hMGe4PzETmpyu.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки «Замки»,репродукция картины Г.П. Кондратенко «Руины старого замка».

Тема: «Избушка на курьих ножках»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках».

Художественная литература: Русские народные сказки.

Художественно-творческая деятельность: «Баба – Яга» (пластилинография).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Ивашка из дворца пионеров» Союзмультфильм,1981 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Избушка на курьих ножках»,иллюстрации, репродукция картины И.И. Шишкина «Темный лес», И. Левитана «Березовая роща».

Тема: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»

Восприятие музыки: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Художественная литература: Русские народные былины.

Художественно-творческая деятельность: «Богатырские ворота» (живопись, аппликация).

Мультимедийные презентации: «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г., «Василиса Микулишна» Союзмультфильм,1975 г., «Два богатыря» Союзмультфильм,1989 г.

Наглядные пособия: Виктор Гартман«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве», иллюстрации,репродукции картинВ.М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье».

Тема: «Лиможский рынок»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Лиможский рынок».

Художественная литература: А. Барто «Кому чего? (На птичьем рынке)», Э. Успенский «Птичий рынок».

Художественно-творческая деятельность: «Лиможский рынок» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Птичий рынок» ТО «Экран»,1974, «Как старик корову продавал» ТО «Экран»,1980, «Лимож. Рынок» https://yadi.sk/d/mpMjh8xsTmt2t.

Наглядные пособия: Иллюстрации, репродукция картины Ф.В.Сычкова «Колхозный Базар».

Тема: «Тюильрийский сад»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад».

Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.

Художественно-творческая деятельность: «Тюильрийский сад» (творческое задание родителям).

Мультимедийные презентации: «Тюильрийский сад» «Картинки с выставки» Союзмультфильм,1984 г., «Тюильри» https://yadi.sk/d/AzkhZvlrTmtBy.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки,репродукции картин Маковского К. Е.

Тема: «Катакомбы. Римская гробница»

Восприятие музыки:

Ритмопластика: М.П. Мусоргский «Катакомбы. Римская гробница».

Художественная литература: Мифы Древнего Рима для детей дошкольного возраста.

Художественно-творческая деятельность: «Катакомбы. Римская гробница» (аппликация).

Мультимедийные презентации: Презентация «Римские гробницы».

Наглядные пособия: Иллюстрации, Виктор Гартман«Катакомбы. Римская гробница».

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность.

3. Итоговый

  1. Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов родителями для праздника «Ожившие картинки».
  3. Проведение праздника для детей и родителей детского сада «Ожившие картинки».
  4. Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете, городской конференции.

Список литературы:

  1. Н. Басина «С кисточкой и музыкой в ладошке» / М., 1997.
  2. И. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» / М. 2007.
  3. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его произведениях»/ М., 1987.
  4. Н. Новиков «Звук родной струны…» / Москва АСТ 2006 год.
  5. М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики»/ М.,1998.
  6. М. Юрьев «М.П. Мусоргский. Биография» / ОАО «Просвещение», 2005.
  7. П. Соломонов «Архив классической музыки» /«Музыка» Санкт-Петербург, 2001.
  8. Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века»/ Москва АСТ, 2006.
  9. Э. Фрид «М.П. Мусоргский»/«Музыка» Санкт-Петербург 2003 год.

Актуальность


Вид проекта – практико-ориентированный.
Участники проекта: дети с 2 до 7 лет, родители, педагоги, специалисты ДОУ.

Проблема: как организовать музыкальную образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Цель: Становление и развитие нравственных качеств дошкольников посредством музыкальной деятельности в ДОУ.

Задачи:

1.Воспитание ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.

2.Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам.

3.Обогащение образовательного процесса, предметно-развивающей среды и самостоятельной деятельности детей в ходе совместной музыкальной деятельности.
4.Побуждать ребенка самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность в группе детского сада и в семье.
5. Поощрять проявления инициативы и активности в музыкальной деятельности детей, воспитателей и родителей в детском саду: готовность участвовать в концертах, использовать музыкальный репертуар в играх, в режимных моментах.
6. Поощрять активность в выражении собственных впечатлений о музыкальной деятельности в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности.

7. Совершенствовать стиль партнерских отношений с родителями воспитанников; Создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Ожидаемые результаты:
Дети:

  • Положительная динамика в развитии интереса к музыкальной деятельности.
  • Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Родители:
  • Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.
  • Обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям
Воспитатели:
  • Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
  • Стремление использовать музыку в педагогическом процессе.
  • Активность во взаимодействии с родителями.
Музыкальный руководитель:
  • Организация работы с детьми с учетом детских интересов и возможностей.
  • Участие в проектировании индивидуальных маршрутов.
  • Участие в организации "Музыкального фонда".
  • Помощь воспитателю в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения организованной образовательной деятельности.
  • Совместная работа с родителями.
Критерии результативности проекта:

1. Создание базы данных (картотеки) современного детского репертуара, сценариев мероприятий с детьми, родителями и педагогами.

3. Рабочая программа, циклограмма образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя.

4. Концерты, праздники, развлечения.

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое Информационно-методическое Кадровое
Музыкальный зал.

Музыкальные инструменты для взрослых, детей.

Проектор, экран.

ДVД-проигрыватель, ПК.

Музыкальный центр.

Акустическая система.

Микрофоны.
Интернет-ресурсы.

Библиотека музыкальной литературы.

Периодическая печать.
Музыкальный руководитель.

Педагоги ДОУ.

Инструктор по физкультуре.

Актуальность.

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием.

Современная наука признает дошкольное детство, как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется… » (Владимир Михайлович Бехтерев). Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению Василия Александровича Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство… ».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребёнка. То, что мы заложили в душу ребёнка сейчас, проявится позднее - станет его и нашей жизнью. Воспитание его души – значит, создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Именно дошкольному периоду свойственны обучаемость и податливость, эмоциональность и впечатлительность. Знания, навыки и умения, способы поведения и складывающиеся черты характера со временем оказываются наиболее прочными и являются фундаментом последующего развития личности. При должном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоционально-сочувственное отношение к окружающим людям, к их нуждам и переживаниям.

Немаловажная роль в нравственном развитии подрастающего поколения предоставлена музыкальному искусству, одним из основных принципов которого является: музыка – отражение действительности в художественном образе, будь то классическая вокальная, инструментальная музыка или фольклор. Следовательно, музыкальные произведения, используемые в процессе музыкального воспитания, должны находиться на высоком художественно-нравственном уровне. В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно-нравственного воспитания: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания. Музыка, обладая огромной силой воздействия, развивая эмоциональную отзывчивость, как одну из важнейших музыкальных способностей ребенка, развивает эмоциональную отзывчивость и в жизни, воспитывает такие качества личности, как доброта, великодушие и умение понять другого человека.

Музыкальное воспитание в детском саду ориентировано не на сумму знаний, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Справедливо мнение С. Л. Рубинштейна о том, что человек, включаясь в ситуацию, меняется сам, и это в свою очередь становится источником изменения в новых ситуациях.

Музыкальный руководитель должен помочь ребенку войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.


Солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоем-
Семицветный полукруг из семи широких дуг.
Я на радугу взглянула, обомлела… и вздохнула.
Небу синему шепчу:
«Свою радугу цветную сделать тоже я хочу!»
Новый ФГОС прочла, компоненты там взяла
И построила в работе поднебесные ворота.
Радужная арка запылала ярко!
Разукрасила детсад, наших взрослых и ребят.
О работе любимой хочу рассказать,
Радугу лучистую и вам всем показать.


Содержание проекта «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»:

1. Организация музыкальной деятельности в логике ФГОС.

2. Особенности организации взаимодействия с детьми. Индивидуализация.

3. Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

4. Организация работы с семьёй.