Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры. Краткая характеристика основных музыкальных стилей

Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии порядка и гармонии в природе и внутреннем мире человека. Эстетика классицизма содержит сумму обязательных строгих правил, которым должно отвечать художественное произведение. Важнейшие из них – требование равновесия красоты и истины, логической ясности, стройности и законченности композиции, строгих пропорций, чёткого разграничения жанров.

В развитии классицизма отмечают 2 этапа:

Классицизм XVII века, развивавшийся отчасти в борьбе с искусством барокко, отчасти во взаимодействии с ним.

Просветительский классицизм XVIII века.

Классицизм XVII века – во многом антитеза барокко. Наиболее законченное выражение получает во Франции. Это была эпоха расцвета абсолютной монархии, оказавшей высочайшее покровительство придворному искусству и требовавшей от него пышности и великолепия. Вершиной французского классицизма в области театрального искусства стали трагедии Корнеля и Расина, а также комедии Мольера, на чьё творчество опирался Люлли. Его «лирические трагедии» несут на себе печать воздействия классицизма (строгая логичность построения, героика, выдержанный характер), хотя им присущи и черты барокко – пышность его опер, обилие танцев, шествий, хоров.

Классицизм XVIII века совпал с эпохой Просвещения. Просвещение – широкое движение в философии, литературе, искусстве, охватившее все европейские страны. Название «Просвещение» объясняется тем, что философы этой эпохи (Вольтер, Дидро, Руссо) стремились просвещать своих сограждан, пытались решать вопросы устройства человеческого общества, природы человека, его прав. Просветители исходили из представления о всемогуществе человеческого разума. Вера в человека, в его разум определяет светлый, оптимистичный настрой, присущий воззрениям деятелей Просвещения.

В центре музыкально-эстетических споров – опера. Французские энциклопедисты считали её жанром, в котором должно быть восстановлен синтез искусств, существовавший в античном театре. Эта мысль легла в основу оперной реформы К.В. Глюка.

Великим завоеванием просветительского классицизма является создание жанра симфонии (сонатно-симфонического цикла) и сонатной формы, что связывается с творчеством композиторов мангеймской школы. Мангеймская школа, сложилась в г. Мангейме (Германия) в середине XVIII века на основе придворной капеллы, в которой работали главным образом чешские музыканты (крупнейший представитель – чех Ян Стамиц). В творчестве композиторов мангеймской школы утвердились 4-хчастная структура симфонии и классический состав оркестра.

Мангеймская школа стала предшественницей венской классической школы – музыкальное направление, обозначающее творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена. В творчестве венских классиков окончательно сформировались сонатно-симфонический цикл, который стал классическим, а также жанры камерного ансамбля и концерта.

Среди инструментальных жанров особой популярностью пользовались различные виды бытовой развлекательной музыки – серенады, дивертисменты, звучавшие на открытом воздухе в вечернее время. Дивертисмент (франц. развлечение) – инструментальные многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, соединяющие в себе черты сонаты и сюиты и близкие серенаде, ноктюрну.

К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) – немец по происхождению (родился в г. Эрасбахе (Бавария, Германия)), тем не менее, является одним из выдающихся представителей венской классической школы.

Реформаторская деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и осуществлялась в русле эстетики классицизма. Всего Глюк написал около 40 опер – итальянских и французских, buffa и seria, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе видное место в истории музыки.

Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к партитуре оперы «Альцеста». Они сводятся к следующему:

Музыка должна выражать поэтический текст оперы, она не может существовать сама по себе, вне драматического действия. Таким образом, Глюк существенно повышает роль литературно-драматической основы оперы, подчиняя музыку драме.

Опера должна оказывать нравственное воздействие на человека, отсюда – обращение к античным сюжетам с их высоким пафосом и благородством («Орфей и Эвридика», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»). Г. Берлиоз назвал Глюка «Эсхилом музыки».

Опера должна соответствовать «трём великим принципам прекрасного во всех видах искусства» - «простоте, правде и естественности». Необходимо избавить оперу от излишней виртуозности и вокальной орнаментики (присущей итальянской опере), запутанных сюжетов.

Не должно быть резкого контраста между арией и речитативом. Глюк заменяет речитатив secco аккомпанированным, в результате чего он приближается к арии (в традиционной опере-seria речитативы служили лишь связкой между концертными номерами).

Глюк по-новому трактует и арии: он вносит черты импровизационной свободы, развитие музыкального материала связывает с изменением психологического состояния героя. Арии, речитативы и хоры объединяются в большие драматические сцены.

Увертюра должна предвосхищать содержание оперы, вводить слушателей в её атмосферу.

Балет не должен быть вставным номером, не связанным с действием оперы. Его введение должно обуславливаться ходом драматического действия.

Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей и Эвридика» (премьера в 1762). Эта опера знаменует начало нового этапа не только в творчестве Глюка, но и в истории всей европейской оперы. За «Орфеем» последовала другая его новаторская опера – «Альцеста» (1767).

В Париже Глюк написал другие реформаторские оперы: «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка каждой из них превращалась в грандиозное событие в жизни Парижа, вызывая бурную полемику между «глюкистами» и «пиччинистами» - сторонниками традиционной итальянской оперы, которую олицетворял неаполитанский композитор Николо Пиччини (1728 - 1800). Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде».

Таким образом, Глюк превратил оперу в искусство высоких просветительских идеалов, насытил его глубоким нравственным содержанием, раскрыл на сцене подлинные человеческие чувства. Оперная реформа Глюка оказала плодотворное влияние как на его современников, так и на последующие поколения композиторов (особенно на венских классиков).

5 МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепьяно. Как симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.

Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната. В теории, по-прежнему самыми ценными и уважаемыми считали цер-ковные жанры, но на практике гораздо больше и весомыми стали высшие жанры театральной и камерной музыки: музыкальная драма и симфония.

Музыкальный театр жанров имел свою иерархию в зависимости от воплощаемых в ней «аффектов». Поэтому «серьезная опера» оставалась более престижной, нежели комическая. Комические жанры тоже превращаются в высокую комедию со сложными характерами, изысканными чувствами и высокоразвитыми музыкальными формами.

Опера распространяла свое влияние на церковную и инструментальную музыку. Иерархия жанров была такова:

Первой шла симфония, как высшая ступень. В раннеклассический период различались «театральные» симфонии (т.е. увертюры, которые могли еще называться «партитами») и «камерные». Камерные симфонии были струнными, оркестровыми и концертными. Струнные отличались утонченностью письма, потому как были рассчитаны на изысканный слух знатоков. В оркестровых симфониях также участвовали духовые инструменты. Оркестровая музыка, в основном, носила развлекательный характер. Дивертисменты, серенады, партиты были значительно ниже симфонии. Здесь композитор мог себе позволить шумовые и звукоизобразительные эффекты, экстравагантные шутки.

На следующей «ступени» - концерты, сочетающие в себе и оркестрово-коллективное, и сольно-личностное начало.

Сонаты в XVIII веке, представляли собой обширную жанровую группу: все ансамблевые и сольные сочетания (от клавирных сонат до трио, квартетов, квинтетов и т.д.) Главными «правилами» отличия сонаты как вида от симфоний были : Нерегламентированное количество частей (от двух до четырех, а в ансамблях и более); Исполнение каждой партии одним инструментом;

Как вследствие этого, индивидуализация содержания и возможность выражения самостоятельных тонких чувств или очень субъективных настроений.

Струнные ансамблевые сонаты (квартеты и трио) переживали небывалый расцвет и быструю эволюцию. Это произведение быть сугубо «домашним», для узкого круга людей. Здесь наметились две тенденции:

    Музыка для любителей, не слишком сложная технически;

    Музыка для знатоков. Композитор мог использовать любые приемы, в том числе и экспериментальные.

Также были и ансамбли с участием клавира. Партию фортепиано мог исполнять как любитель, так и пианист профессионал. Еще ниже стояли сонаты для двух инструментов и следующие их жанровые разновидности:

Тип сонаты для солирующего инструмента, особенно скрипки, с клавиром, выполняющего роль continuo.

Сонаты для клавира с сопровождением скрипки, флейты, виолончели. Сопровождающий голос мог быть написан в Ad libitum.

Сонаты, дуэты для двух равноправных инструментов без участия клавира и носили более камерный характер.

В самом низу находились фортепианные миниатюры (у классиков – рондо, менуэты, багатели), вариаций на популярные темы, песни, обработки народных песен для голоса с инструментальным ансамблем (Гайдн, Бетховен); циклы танцев – менуэты, контрдансы, экосезов – для фортепиано, ансамбля и оркестра. Они также носили развлекательный характер.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы.

Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. В музыкальной драме он искал смысла, а не слад-коголосия. Из оперы Глюк убирает все лишнее: украшения, пышные эффекты, дает поэзии большей выразительной силы, а музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев. Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи и положил начало оперной реформе. Строгость, соразмерность формы, благородная простота без вычурностей, чувство художественной меры в сочинениях Глюка напоминает гармоничность форм античной скульптуры. Арии, речитативы, хоры образуют большую оперную композицию.

Расцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века. Центральной площадкой развития данного направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла. Гайдна называют основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии. В классической симфонии найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание. В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трех-частной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт внес много нового и оригинального. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Бетховен прославился как величайший симфонист. Его искусство пронизано пафосом борьбы. Оно претворило передовые идеи эпохи Просвещения, утвердившего права и достоинства человеческой личности. Мир образов Бетховена разнообразен. Его герой не только смелый и страстный, он наделен тонко развитым интеллектом. Он борец и мыслитель. В музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии – бурные страсти и отрешенная мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.

5 Реализм???

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время все детские музыкальные школы и школы искусств России переходят на новые стандарты обучения. Образовательные программы стали разделяться на предпрофессиональные и общеразвивающие. И если дети, которые учатся по предпрофессиональным программам, получают углубленные знания по всем предметам, то знания детей, осваивающих общеразвивающие программы, очень поверхностные. Особенно по теоретическим предметам, т.к. согласно учебным планам вместо полноценных уроков “сольфеджио”, “музыкальной литературы”, “теории музыки”, “анализа музыкальных формы” учащиеся проходят предмет “Музыка и окружающий мир” (1 ч. в неделю).

Играя произведения по специальности, учащиеся должны иметь хотя бы элементарные знания о музыкальных эпохах, стилях, т.к. эти знания очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению. Уроки в музыкальной школе должны быть интересными, красочными, информативными, а главное – запоминающимся.

Отсюда проистекает главная цель урока-лекции:способствовать формированию у учащихся представления об эстетических ценностях посредством знакомства с музыкальными эпохами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи урока:

  • познакомить учащихся со стилями “барокко”, “классицизмом” и “романтизмом”;
  • дать представление о звучании мировых шедевров, созданных в эти эпохи;
  • закрепить и обобщить знания.

Ход урока

Слайд 1. Музыка сопровождает человека с первых дней и на протяжении всей его жизни. Мы слушаем ее с момента пробуждения, в течение дня и засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее всегда: в дороге, на отдыхе, на работе… Музыка способна поднять настроение, вдохновить, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Музыка, как один из видов искусства, направлена, прежде всего, на душу человека.

Что же такое музыка? Музыка - это искусство звуков. Ученые доказали, что древние люди выжили в ледниковый период и стали преобладающим видом на планете, потому, что обладали способностью творить: передавать и созидать звуки, краски, создавать зрительные и звуковые образы.

Музыка развивалась параллельно с другими видами искусства, поэтому в ней много общего с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.

Искусство, и прежде всего музыка разных эпох, отражало своё время и выражалось определённым художественным стилем.

Музыка не всегда была такой, какой мы знаем ее сейчас. Сегодня мы предлагаем Вам совершить музыкальное путешествие во времени и познакомиться с некоторыми стилями классической музыки.

Слайд 2. Первая остановка -эпоха барокко.

Эпоха барокко (от ит. barocco – “странный”, “причудливый”), возникшая на рубеже XVI – XVII вв. – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью.

Слайд 3. Например, в то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурном парике, в тугом корсете и в огромной юбке.

Слайд 4. Мужчина в парике без усов и бороды, напудрен и надушен духами.

Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, торжественность, парадность, стремление к соединению разных видов искусств. Данные черты в полной мере проявились в опере, где соединились музыка, поэзия, драматургия и театральная живопись.

Слайд 5. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра - две оперы под одним названием “Эвридика”, композиторов Якопо Пери и Джулио Каччини , созданные на сюжет мифа об Орфее.

Опера стала быстро развиваться, возникали различные оперные школы. Например, в Неапольской оперной школе сложился вокальный стиль бельканто (ит. bel canto – “прекрасное пение”), который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством.

В эпоху барокко изменилось представление о церковной музыке. Появились произведения, написанные на тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. К ним относятся кантата, оратория.

Слайд 6. Мастером монументальной оратории того времени является Георг Фридрих Гендель (1685-1759), немецкий композитор и органист. Он создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический по музыкальному языку. Оратории Генделя оказали значительное влияние на творчество европейских композиторов.

В эпоху Барокко полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. “хомос” - “один” и “фоне” - “звук”. В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонии выделяется один голос, а остальные играют роль аккомпанемента. Это дало толчок к развитию инструментальной музыки, появлению новых жанров и в первую очередь инструментального концерта.

Слайд 7. В жанре “Кончерто – гроссо” - большого концерта работал один из выдающихся мастеров скрипичной музыки Антонио Вивальди (1678-1741), который написал 465 концерта. Концерты А. Вивальди состоят из 3 частей – быстрые крайние части и медленная средняя часть. Многие концерты А. Вивальди имеют программу, например, цикл концертов “Времена года”.

Приложение 1. А. Вивальди “Времена года”: “Зима” 1ч.

Слайд 8. Представителем Немецкой школы барокко является Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

Приложение 2. И.С. Бах Токката и фуга d-moll

Будучи последним (наряду с Г.Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму.

Слайд 9. Следующая остановка – эпоха классицизма .

Художественный стиль классицизм от лат. Classicus – “образцовый”, “совершенный” возник в XVII столетии во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к идеалу, ясным и строгим формам, гармоничным образам. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью. Как и сам человек, искусство классицизма было жизнеутверждающим и светлым. Именно в это время в западноевропейской музыке складываются "образцовые" для всей последующей истории структуры сонаты и симфонии.

Слайд 10. Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала, который предполагает взаимодействие тем и художественных образов. Темы - главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют друг друга. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции, разработке происходит дальнейшее развитие тем. Реприза - итог сложного пути, к которому темы пришли обогащенные развитием в экспозиции и разработке. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде, однако она необязательна.

Слайд 11. Симфония – наиболее сложная форма инструментальной музыки. Исполняется симфоническим оркестром. Композиторы венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы.

Первая часть обычно исполнялась в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием, писалась в сонатной форме. Вторая часть медленная, созерцательная - это лирический центр композиции. Третья часть подвижная, носит танцевальный либо шутливый характер (Менуэт или Скерцо). Четвертая часть Финал, обычно быстрая часть, здесь подводятся итоги развития образов и тем всей симфонии.

Слайд 12. В опере XVII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787), создавшего новую трактовку этого вида музыкально-драматического искусства. Врожденный инстинкт драматурга и ощущение неудовлетворенности оперой-сериа, с ее культом певцов-виртуозов влекут композитора в сторону музыкальной драмы, к античному образцу.

Первыми операми, созданными по новым правилам, стали “Орфей и Эвридика” (1762), “Парис и Елена” (1770). Либретто к этим операм написал поэт и драматург Раньери да Кальцабиджи, это был первый пример сотрудничества автора музыки и либреттиста в процессе создания оперы, прежде композиторы писали музыку на уже готовые и отдельно изданные либретто. Для своих опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во имя любви и исполнение долга. Основное внимание композитор уделял слову. Он стремился к тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение поэтического текста. Важную роль в операх Глюка играли речитативы, они всегда звучали под аккомпанемент оркестра (в отличие от “секко” - речитативов оперы - “сериа”), которые сопровождались клавесином. Главная мелодическая линия проводится в ариях. Возросла роль оркестра. Уже в увертюре были обозначены основные идеи. В произведениях Глюка привлекали ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена, работавших, преимущественно, в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.

Слайд 13. С творчеством Йозефа Гайдна (1732-1809) связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него 104), струнный квартет, клавирная соната. Большое внимание композитор уделял концертам для различных инструментов, камерным ансамблям, духовной музыке. Композиторам венской классической школы, и, прежде всего, Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава оркестра. Звучание музыкальных инструментов приводилось в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки, основанных на знании возможностей инструментов.

Слайд 14. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью.

Особое внимание Моцарт уделял опере, но не стремился по примеру Глюка к созданию новой оперной формы – новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”).

Приложение 3. В.А. Моцарт Ария Царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”, написанная в стиле bel canto.

Большое внимание Моцарт уделял симфонии, особенно популярны три последние – №39, №40 и №41 “Юпитер”. В произведениях этого жанра окончательно закрепились 4-х частный цикл и правила сонатной формы.

Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Фортепианное творчество включает 19 сонат, а также сочинения в жанре фантазии. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием.

Слайд 15. Последним представителем Венской классической школы был Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой – содержит в себе черты нового, романтического искусства (смелое экспериментаторство в симфониях и сонатах, интерес к вокальной и инструментальной миниатюре и программность). За свою жизнь композитор написал девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано, а также для скрипки и виолончели, шестнадцать струнных квартетов, оперу “Фиделио”, пять концертов для фортепиано. Вершиной симфонического творчества по праву считают Девятую симфонию. Симфония грандиозна по масштабам, особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст орды к радости И.Ф. Шиллера.

Слайд 16. Следующая остановка – эпоха романтизма.

На рубеже XVIII-XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление – романтизм (фр. romantisme), в формировании которого огромную роль сыграла Французская революция 1789 года. Она принесла людям разочарование и безнадёжность, т.к. за что боролись революционеры, не сбылось. Реальность была мрачна, поэтому романтики искали утешение в мире мечты. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, мечта, сказка. Романтиков интересует человеческая душа, её страсти и переживания.

Общество мещан, торговцев, простых обывателей диктовало музыкальному искусству свои вкусы, что привело к созданию “лёгких” жанров. Получили широкое развитие песня и романс.

Ведущим жанром становится миниатюра, часто имеющая конкретное название. В небольшом инструментальном сочинении-миниатюре можно было запечатлеть и мимолётные чувства, и глубокое душевное потрясение, и мгновенное настроение, и зарисовку с натуры.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки и излагал его в специальном пояснении к партитуре.

Композиторы-романтики часто обращались к фольклору, используя интонации, ритмы, мотивы народных танцев и песен.

Композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов.

Слайд 17. Первым представителем романтизма стал австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828).За свою короткую жизнь композитор создал более 1000 сочинений. Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Композитор написал девять симфоний. Симфония №8, имеющая подзаголовок “Неоконченная” (1822г.) - одно из самых ярких произведений не только в творчестве Шуберта, но и в мировой симфонической музыке. Но при жизни он получил признание лишь как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры были надолго забыты.

Приложение 4. Ф. Шуберт “Пчёлка”.

Шуберт написал более 600 песен. Каждая из них – это рассказ о человеке, способном на сильные, искренние чувства. Основная часть песен посвящена любви, однако есть среди них пейзажные и жанровые зарисовки (например, “Форель”), романтические легенды (баллада “Лесной царь” на стихи немецкого поэта И.В. Гёте). В песнях огромное значение приобретает партия фортепиано, которое будто бы полностью подчинено голосу, именно инструмент передает те чувства и эмоции, которые не выразить словами. Вокальные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь” - являются вершиной творчества Ф. Шуберта.

Слайд 18. Еще один представитель романтизма композитор Роберт Шуман (1810-1856). В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые фортепианные циклы “Вариации” (1830г.), “Бабочки” (1831г.), “Карнавал” (1835г.), “Фантастические пьесы” (1837г.), а так же “Детские сцены”, “Крейслериана”, “Новелетты”. Композитор писал психологическую музыку, которая далека была от фольклорных мотивов. Произведения Шумана – это нечто “личное”. Гармоничный язык его произведений более сложный, нежели у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен.

Композитор обращался и к вокальной музыке. Центральное место в вокальном наследии Шумана занимают два цикла “Любовь и жизнь женщины” и “Любовь поэта”.

Приложение 5. Р. Шуман “Я не сержусь” из цикла “Любовь поэта”.

Слайд 19. Фредерик Шопен (1810-1849) - композитор – романтик, основоположник польской национальной композиторской школы. Ф. Шопен – уникальный композитор, так как писал практически только фортепианную музыку. Характерной чертой “шопеновского” стиля является соединение камерной лирики, поэтической импровизационности с блестящей виртуозной техникой. Для композиторского стиля Шопена характерен синтез романтических и классических традиций. Обращение к народным истокам: использование народных ладов, ритмов и гармонизации. Фортепиано часто “подражает” народному оркестру. Многие фортепианные сочинения композитора носят элегический характер мелодики. Многие произведения Шопен создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс).

Приложение 6. Ф. Шопен Ноктюрн Es-dur.

Слайд 20. Опера в эпоху романтизма развивалась двумя путями – путем развития и обновления традиций (Джузеппе Верди (1813-1901) в Италии, Жорж Бизе (1838-1875) во Франции) и путем реформы (Рихард Вагнер (1813-1883) в Германии).

Оперы Верди и Бизе обобщили лучшие достижения итальянской и французской оперы, существенно обновив их содержание. Главное – новые герои. Это не мифологические персонажи и исторические деятели, а простые люди, нередко – “униженные и оскорбленные”. Шут в “Риголетто”, куртизанка в “Травиате” Верди, работница табачной фабрики и солдат в “Кармен” Бизе. Но именно их жизненные истории становятся основой сюжета, именно их чувствам и страстям сопереживает слушатель. При этом характеры героев раскрываются в условиях драматических, даже трагедийных.

Оперы Верди и Бизе являются образцами психологической лирики в музыке, и объединяют черты романтического и реалистического искусства.

Слайд 21. Р. Вагнер – крупнейшая фигура в истории музыки XIX в. Его личность и творчество вызвало бурные дискуссии, которые продолжаются едва ли не до сих пор. Вся его жизнь была сосредоточена на одном деле – создании того, что сам он называл “Произведение искусства будущего”.

Принципы оперной реформы Р. Вагнера (сформулированы им самим в многочисленных теоретических трудах, например, “Опера и драма”):

1) Процесс сочинения начинается с формулирования художественной идеи.

2) Композитор и драматург – одно лицо. Ему принадлежит идея, он сам пишет и текст, и музыку своей оперы. Это полностью его сочинение.

3) В основе сюжета – мифы и легенды. Именно в них можно найти вечные, прошедшие многовековую проверку временем, а значит, всегда актуальные идеи.

4) Композитор вырабатывает музыкальный язык, который стал бы “чувственным выражением мысли”.

Слушатель не просто наслаждается красивыми созвучиями, но прочитывает музыку, как текст. Для этого используется система лейтмотивов. Лейтмотив (т. е. повторяющаяся тема) может символизировать чувство (любовь, страдание), понятие (искушение, судьба, смерть,), предмет (волшебный меч, кольцо власти), явление природы (буря). Выстраивая эти лейтмотивы в разнообразные последовательности, повторяя и изменяя их, композитор направляет мысль слушателя.

Интересно, что каждая из реформаторских опер Вагнера, при всей обобщенности мифологического содержания и значимости философских идей, вызвана к жизни глубоко личными переживаниями, т.е. основана на автобиографических мотивах. И это выдает в нем типичного художника-романтика.

Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Мы кратко ознакомились с некоторыми важнейшими для развития искусства эпохами. Небольшая викторина поможет нам подвести итоги нашего путешествия.

Слайды 22, 23. Вопросы и ответы:

С какими эпохами мы сегодня познакомились? (Барокко, классицизм, романтизм)

Как называется оперной вокальный стиль, который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством? (bel canto – “прекрасное пение”)

Чем отличается полифоническая музыка от гомофонной музыки? (В полифонии все голоса равноправны, а в гомофонии выделяется один голос, а остальные играют роль аккомпанемента.)

  1. Кто автор цикла инструментальных концертов “Времена года”? (А. Вивальди)
  2. Великий немецкий композитор эпохи Барокко - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры? (И.С.Бах)
  3. Назовите строение сонатной формы. (Экспозиция, разработка, реприза)
  4. Назовите композиторов венской классической школы. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен)
  5. К каким жанрам чаще всего обращались композиторы романтики? (миниатюра, песня, романс)
  6. Какой немецкий композитор в теоретическом труде “Опера и драма” изложил свои принципы оперной реформы? (Р.Вагнер)

Введение

Характеристика классицизма как направления в искусстве

Особенности классицизма в музыке

Заключение

Список литературы

Введение

классицизм искусство музыка

Актуальность работы заключается в рассмотрении взаимосвязи господствующего направления в искусстве и тенденций в музыке эпохи классицизма.

Цель работы заключается в изучении классицизма и его проявления в музыке.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) дать характеристику классицизма как направления в искусстве;

) изучить особенности классицизма в музыке.

Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера классицизма стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы.

1. Характеристика классицизма как направления в искусстве

Классицизм

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, «должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания» . Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку. Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения. Второй этап XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы общим, душевные порывы - голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Давид).

В поэтическом искусстве произошло деление на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира) жанры. Выдающиеся представители французской литературы П. Корнель, Ф. Расин, Ж.Б. Мольер оказали большое влияние на формирование классицизма в других странах.

Важным моментом этого периода было создание различных академий: наук, живописи, скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца.

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus ― «образцовый») возник в XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля «стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов» . Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке. В опере XVIII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна,

Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII начала XIX столетия венскую классическую шкалу.Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

2. Особенности классицизма в музыке

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень «стройную и логическую систему правил построения произведения» . В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната.

простота, правда, естественность. В музыкальной драме он искал смысла, а не сладкоголосия. Из оперы Глюк убирает все лишнее: украшения, пышные эффекты, дает поэзии большей выразительной силы, а музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев. Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи и положил начало оперной реформе. Строгость, соразмерность формы, благородная простота без вычур, чувство художественной меры в сочинениях Глюка напоминает гармоничность форм античной скульптуры. Арии, речитативы, хоры образуют большую оперную композицию.

Расцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века в Вене. Австрия в то время была могущественной империей. Многонациональность страны сказалась и на художественной культуре. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре венскую классическую школу.

Гайдна называют «основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного симфонического оркестра и отцом симфонии» . Он установил законы классической симфонии: придал ей стройный, законченный вид, определил порядок их расположения, который сохранился в основных чертах до наших дней. Классическая симфония имеет четырехзначный цикл. Первая часть идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека. Третья часть менуэт один из любимых танцев эпохи Гайдна. Четвертая часть финал. Это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Музыка финала обычно устремлена вверх, она жизнеутверждающая, торжественная, победная. В классической симфонии найдена идеальная форма, способная вместить очень глубокое содержание.

В творчестве Гайдна устанавливается и тип классической трехчастной сонаты. Произведениям композитора присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Его музыка очень светлая, легкая, в основном мажорная, полна бодрости, чудесной земной радости и неисчерпаемого юмора.

Искусство Гайдна оказало громадное воздействие на формирование симфонического и камерного стиля Моцарта. Опираясь на его достижения в области сонатно-симфонической музыки Моцарт внес много нового, интересного, оригинального. Вся история искусства не знает личности более поразительной, чем он. Моцарт обладал феноменальной памятью и слухом, имел блестящие данные импровизатора, прекрасно играл на скрипке и органе, а его первенство как клавесиниста не мог оспаривать никто. Он был самым популярным, самым признанным, самым любимым музыкантом Вены. Огромную художественную ценность составляют его оперы. Уже два столетия пользуются успехом «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», поражающие обаятельно изящной мелодией, простотой, роскошной гармонией. А «Волшебная флейта» вошла в историю музыки как «лебединая песня» Моцарта, как произведение с наибольшей полнотой и яркостью раскрывающее его мировоззрение, его заветные мысли, как эпилог целой жизни, как некое грандиозное художественное завещание. «Искусство Моцарта совершенное по мастерству и абсолютно естественное. Он подарил мудрость, радость, свет и добро» .

Бетховен прославился как величайший симфонист. Его искусство пронизано пафосом борьбы. Оно претворило передовые идеи эпохи Просвещения, утвердившего права и достоинства человеческой личности. Ему принадлежат девять симфоний, ряд симфонических увертюр («Эгмонт», «Кориолан»), а тридцать две фортепианные сонаты составили эпоху в фортепианной музыке. Мир образов Бетховена разнообразен. Его герой не только смелый и страстный, он наделен тонко развитым интеллектом. Он борец и мыслитель. В музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии бурные страсти и отрешенная мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку.

Классицизм стиль исторически определенной эпохи. Но его идеал гармонии и соразмерности остается и поныне образцом для последующих поколений.

Заключение

Классицизм художественное направление в искусстве и литературе XVII начала XIX вв. Он во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы.

Классицизм в музыке отличался от классицизма смежных видах искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната.

Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа простота, правда, естественность. В музыкальной драме он искал смысла, а не сладкоголосия. Из оперы Глюк убирает все лишнее: украшения, пышные эффекты, дает поэзии большей выразительной силы, а музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев.

1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. ― М.: ВЛАДОС, 2000. ― 336 с.

Жабинский, К.А. Энциклопедический музыкальный словарь / К.А. Жабинский. ― М.: Феникс, 2009. ― 474 с.

Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.

Минакова, А.С. Минаков, С.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А.С. Минакова, С.А. Минаков. ― М.: Эксмо, 2010. ― 544 с.

Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 - 507 с.

Рескин, Дж. Лекции об искусстве / Дж. Рескин. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. - 319 с.

Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. ― М.: Лань, 2002. ― 368 с.

В 17-19 веках в культуре европейских государств на смену вычурному и противоречивому барочному стилю приходит строгий рационалистический классицизм. Его основные принципы направлены на создание идеальных, четких, логически завершенных и гармоничных произведений искусства. привнес новые тенденции, относящиеся к содержанию и форме сочинений. В в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Настоящей революцией в музыкальном искусстве стала реформа К. Глюка, провозглашавшая три основных требования к сочинениям: правда, естественность и простота. Стремясь более доступно передать зрителю смысл драматических произведений, он убирает из партитур все лишние «эффекты»: украшения, тремоло, трели. При этом основной акцент делается на раскрытие поэтического образа сочинения, осознание внутренних переживаний главного героя. Классицизм в музыке наиболее колоритно обнаруживается в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». Это произведение, написанное в соответствии с новыми идеями, положило начало вышеописанной реформе.

Классицизм в музыке достигает своего расцвета во второй половине 18 века. В этот период в Вене создают свои великие шедевры известные всему миру композиторы Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт.

Основное внимание в своем творчестве они уделяют симфоническому жанру. Йозеф Гайдн по праву считается отцом инструментальной классической музыки и родоначальником оркестра. Именно он определил основные законы, по которым должно строиться развитие симфонии, установил порядок расположения разделов, придал им законченный вид и нашел идеальную форму для воплощения глубокого содержания произведений этого жанра - четырехчастную. Классицизм в музыке установил и новый тип трехчастной сонаты. Сочинения, написанные в этой форме, приобрели благородную тонкую простоту, легкость, бодрость, земную радость и задор.

Дальнейшее развитие сонатно-симфонические произведения получают в творчестве В. А. Моцарта. Этот известный и горячо любимый в Вене музыкант, опираясь на достижения Гайдна, написал ряд опер, представляющих для современной культуры огромную ценность: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и другие.

Музыка эпохи классицизма нашла отражение и в творчестве Л.В. Бетховена - величайшего симфониста эпохи. Его масштабные произведения, сформировавшиеся под воздействием революционных событий этого периода, пронизаны пафосом борьбы, драматизмом и великим героизмом. Они словно обращены ко всему человечеству. Людвиг Ван Бетховен является создателем ряда симфонических увертюр («Кориолан», «Эгмонт»), тридцати двух фортепианных сонат, пяти концертов для фортепиано с оркестром и других крупномасштабных произведений. В своих сочинениях он изображает смелого и страстного героя, мыслителя и борца, которому присуща драматическая патетика, в то же время не чужда лирическая мечтательность. Музыка классицизма в творчестве Бетховена завершила свое развитие, оставшись для последующих поколений идеалом гармонии и рациональной строгости.

Эпоха классицизма в музыкальном искусстве приходится на 2-ую половину 18 века , что совпадает с Эпохой Просвещения в развитии общественной и философской мысли.

Просветительское мировоззрение отражало интересы 3-его сословия – буржуазии, которая находилась в оппозиции к двум первым сословиям - духовенству и дворянской аристократии. Ни авторитет Церкви, ни власть аристократического Государства не должны мешать естественному развитию Человека, ограничивать его в каких-либо правах и свободах.

Соответственно, Просветительство было основано на идеях:

1) рационализма (протест против религиозного объяснения мира, вера в человеческий Разум, т. е. в способность человека объяснить с позиций собственного разума и мир, и самого себя)

2) социального равенства (протест против господства аристократии, вера в возможность справедливого устройства общества)

(Одним из результатов эпохи Просвещения была попытка изменить политическое устройство общества в результате Великой французской революции (1789 г.), девизом которой были «Свобода, равенство, братство»).

Идеи Просветительства сильно поколебали влияние Церкви и Аристократии на все сферы жизни, в том числе, на культуру и искусство .

Церковное искусство перестает занимать (в отличие от эпохи барокко) ведущие позиции. Эти функции принимает на себя Светское искусство, которое уже не может быть только развлечением аристократов.

Перед Светским искусством в эпоху Просвещение впервые были поставлены серьезные, собственно просветительские задачи: воплощать высокие нравственные ценности, способствовать совершенствованию человека и мира (т. е. воспитанию людей и достижению разумного, справедливого устройства общества).

Соответственно, в музыкальном искусстве происходят изменения во всех светских жанрах – как вокальных, так и инструментальных.

Опера в эпоху классицизма.

Опера – наиболее масштабный и влиятельный жанр светской музыки, начиная с XVII века. К концу эпохи барокко она вступила в полосу кризиса, превратившись из оперы-сериа («серьезной» оперы, перекликавшейся с античной трагедией) в «костюмированный концерт» - дорогостоящее развлекательное мероприятие для аристократов, которых привлекали лишь виртуозное мастерство певцов («звезд» тогдашней сцены) и изощренность постановочных эффектов.



Эпоха просвещения внесла значительные изменения в содержание и форму оперных спектаклей, что отвечало вкусам современной публики.

Основные изменения:

- появление жанра комической оперы

- оперная реформа Глюка

Комическая опера появляется в середине XVIII века в Италии (первый образец – «Служанка-госпожа» Перголези, 1733 г.), а также Франции, Германии, Англии и др. странах под разными названиями. (В Италии – опера-буффа, во Франции – опера-комик, в Германии – зингшпиль). Писалась на сюжеты из современного быта - сельского или городского. Часто содержала сатирические мотивы, элементы обличения социальных пороков. Увлекала стремительным развитием действия. В качестве действующих лиц (в противовес античным персонажам аристократической «серьезной» оперы) выводила на сцену обычных людей, представителей 3-его сословия (крестьян, слуг и т. п.). Именно они оказывались положительными героями, которые умнее, добрее, находчивее господ. В то же время, образы аристократов и духовенства трактовались пародийном ключе.

Музыка комических опер отличалась простотой. Несложные арии были близки по стилю к народным песням. Они чередовались с разговорными диалогами (в итальянской опере-буффа – с речитативами).

Комические оперы имели большую популярность, способствовали демократизации оперного жанра, его распространению в широких слоях общества. Но они не могли решить всех серьезных задач, поставленных перед искусством эпохой Просвещения (способствовать совершенствованию людей и общества). На этот запрос времени ответила музыкальная драма Глюка.

Оперная реформа Глюка была осуществлена в 60-е гг. 18 в. Глюк – австрийский композитор, обучавшийся в Италии искусству сочинения опер-сериа («серьезных» опер на античные сюжеты). Во время службы в придворном оперном театре Вены он разочаровывается в возможностях этого жанра, утерявшего свою серьезность в угоду внешней эффектности (виртуозность пения и пышность декораций) и превратившегося в «костюмированный концерт». Поработав в жанре французской комической оперы и даже балета, Глюк пришел к мысли, что серьезная опера с глубоким содержанием должна существовать, но избавившись от своих недостатков. Так возникла идея оперной реформы.

Реформа была осуществлена Глюком (вместе с либреттистом Кальцабиджи) в опере «Орфей» (1762 г.) и в пяти последующих операх. Поставленные в Вене и Париже, они вызвали бурные споры, которые закончилась победой Глюка.

Композитор сам сформулировал идею и вытекающие из нее принципы своей реформы (в предисловии ко второй реформаторской опере «Альцеста»).

Идея:

- соединение музыки с драмой , возвращение музыки к ее главному назначению – усиливать выразительность содержательного поэтического текста,

Принципы:

Использование античных сюжетов в их первоначальном виде, без искажений на потребу современным вкусам

Введение любых музыкальных номеров (арий, хоров, балетных эпизодов) только при условии их оправданности драматургией

Объединение отдельных музыкальных номеров (речитативов, арий, хоров) в сцены с непрерывным драматическим развитием

Избавление вокальной мелодии от виртуозных излишеств с целью усиления ее эмоциональной выразительности в соответствии с текстом

Создание увертюр (оркестровых вступлений к опере), музыка которых своим характером подготавливает к восприятию сюжета оперы.

Глюк реализовал свою идею соединения музыки и драмы, поэтому его реформаторские оперы вошли в историю музыки под названием музыкальная драма Глюка .

Инструментальная музыка эпохи классицизма.

Осуществила качественный скачок в развитии по сравнению с эпохой барокко, во многом благодаря творчеству венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Главное достижение в инструментальной музыке эпохи классицизма: из изысканного аристократического развлечения, наслаждения красотой звучания она превратилась в воплощение философских воззрений композиторов, в выражение их взглядов на человека и мир. Т. е. содержание инструментальных произведений уподобилось с этого времени содержанию опер, ораторий, но выражалось оно без помощи слов. Это означало, что сложилась собственно музыкальная логика повествования, что возникла возможность, наряду с музыкально-драматическими, сценическими произведениями создавать чисто инструментальные драмы.

Как это оказалось возможным?

В эпоху классицизма сформировались:

- классические инструментальные составы (симфонический оркестр, струнный квартет, выделилось фортепиано как ведущий солирующий инструмент)

- классические инструментальные жанры : симфония (для оркестра), концерт (для солирующего инструмента с оркестром), соната (для инструмента соло, в основном для фортепиано), квартет (для струнного квартета)

- классические формы : сонатно-симфонический цикл (как форма сонаты в 3 ч., концерта в 3 ч., симфонии в 4 ч., квартета в 4 ч.), сонатная форма (как форма первой части сонаты, концерта, квартета, симфонии).

Сонатно-симфонический цикл полном варианте) состоит из 4 ч.:

1 ч. быстрая; 2 ч. медленная; 3 ч. танец или игра (менуэт или скерцо); 4 ч. быстрый финал. В нем реализуется и принцип контраста , и принцип развития .

Строение симфонии или сонаты – это не просто определенная структура. Музыка каждой части выступает как носитель определенного смысла.

1 и 2 части воплощают два типа реализации человеческого «я»: действие и созерцание.

1 часть воплощает действие. Она пишется в сонатной форме , которая содержит три обязательных раздела:

1) экспозицию – показ контрастных музыкальных образов (минимум двух),

2) разработку, посвященную развитию контрастных тем и достижению кульминации

3) репризу – повторение экспозиции с обязательными изменениями, связанными со сглаживанием контраста, приведением контрастных образов к единству.

Как видим, сонатная форма является музыкальным воплощением классической драматургической схемы (экспозиция конфликта – развитие и кульминация конфликта – развязка конфликта), в чем сказалось влияние на инструментальную музыку театральной драматургии (через оперу).

2 часть воплощает созерцание – это область чувствований и размышлений.

3 часть через движение массового танца показывает уже не отдельного человека, а мир вокруг него – стихию жизни, круговорот лиц и событий.

4 часть (финал) – итог всего предыдущего, соединение представлений о человеке и мире, о личном и общем.

Такова смысловая схема сонатно-симфонического цикла как инструментальной драмы. Каждый композитор наполняет ее содержанием в соответствии с особенностями своего миросозерцания. Так, последняя, 41-ая симфония Моцарта «Юпитер» воплощает картину мира как единства контрастов («Я весел, вдруг – виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое», - Пушкин: «Моцарт и Сальери»). А 5-симфония Бетховена запечатляет человеческую жизнь как борьбу и преодоление («От мрака к свету, через борьбу к победе»).