Музейный урок день народного единства. Классный час "день народного единства". Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Тема «День народного единства»

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за себя, своих близких, друзей, судьбу своей Родины.

Задачи:

* Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ

* Развитие критического отношения к действительности

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф.И.Тютчев

1. Дорогие ребята, сегодня мы посвящаем свой урок государственному празднику День народного единства.Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. (Учитель показывает иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому)Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2. р Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

2. Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

3. Ребята приготовили стихи о Родине. Давайте их послушаем.

1-й чтец: Что такое Родина? Скажите мне сейчас, Чтоб послушала вся школа И любимый класс.

2-й чтец: Родина – мои друзья, Верю им, люблю их я. Вместе учимся, играем,Гол в ворота забиваем. Делим радость и беду, Где еще таких найду?

3-й чтец: Родина – родные, близкие, семья Мама, папа, бабушка и, конечно, я!

Хорошо нам вместе в одном доме жить, Обо всем делиться и любить.

4. Презентация творческой работы « Как возникла моя фамилия» (Косинова А.)

5. Учитель: Русский народ помнит и чтит своих героев. Ребята, а знаете ли вы имена героев России? Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

6. Ученики рассказывают о героях России

1-й ученик

Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

Пояснительная записка Всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, преследует следующие цели: -воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости и сопричастности к истории страны; -воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России; - ознакомление учащихся с историей праздника “День народного единства”. Задачи: - ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства; - Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства.

1.Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2.Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

А сейчас также дружно мы споем песню о добре и дружбе.

сл. М.Пляцковского

муз. Е.Птичкина

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №939 ЮАО

Традиционный урок (учащиеся основной школы)

Тема урока «День народного единства»

Преподаватель ИЗО: Артамонова Ксения Андреевна

Москва, 2017

Урок в школьном музее «День народного единства» (традиционный)

Пояснительная записка:

Образовательные:

    Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства»;

    Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;

    Повышать уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

Развивающие:

    Развивать чувство толерантности, способность формировать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения;

    Развивать познавательную активность обучающихся путем анализа материала урока;

    Формировать навыки применения алгоритма построения эмблемы.

Воспитательные:

    Воспитывать чувства нравственности и гражданственности;

    Воспитывать чувства патриотизма, интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

Коррекционные:

    Развивать словарный запас.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ставят и формируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над созданием эмблемы праздника Дня народного единства.

Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке;

познавательные – научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы, излагать свое мнение в диалоге;

коммуникативные – научатся рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск; фронтальная, групповая

Материально-техническое обеспечение

Технические: компьютер, мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной).

Оборудование: Бумага А3, краски акварельные, карандаши, ластики, циркуль, линейки, восковые мелки, фломастеры, баночки для воды, кисти.

Звуковые пособия: аудиозаписи.

Наглядно-демонстрационный материал

Экспозиции посвящённые «Дням Славы России»: «Бородино», «ВОВ 1941-1945г». Государственная символика, карта Российской Федерации.

В электронной презентации представлены картины:

    Васнецов В. «Иван Грозный».

    «Царевич Дмитрий». Икона 17 века.

    «Царь Фёдор Иванович». Парсуна.

    «Лжедмитрий I », «Лжедмитрий II ». Гравюры.

    Иванов А. «В смутное время».

    Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам». 1611 г.

    Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля».

    Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.

    Мартос И. Ё. «Памятник Минину и Пожарскому».

Музыкальный материал:

    Мусоргский М., монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Бори c Годунов”.

    Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!”

Основные понятия и термины

«Смутное время», народное ополчение, единство, барельеф, эмблема.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли

И сберегли родную Русь.

Сошлись посадский и боярин

На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,

Он в памяти людской живёт.

России не иссякнет сила -

Ведь эта сила - наш народ!

Слайд 1 (Герб России)

Добрый день! Сегодня мы не случайно собрались в музее школы. Совсем скоро в России будет отмечаться государственный праздник, который отмечен красным днём в календаре. Знаете ли вы, о каком празднике сейчас идёт речь?

Ученики отвечают на вопрос.

Все верно! С 2005 года дата 4 ноября отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».

Слайд 2 ( Салют на Красной площади (фото))

Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Ребята, а вам хотелось бы узнать больше о событиях, связанных с этим праздником? И как эти события отразились в произведениях искусства?

Ученики отвечают на вопрос.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют познавательную активность.

Регулятивные:

Коммуникативные : отвечают на вопросы.

II

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Беседа в форме «вопрос – ответ»

Слайд 3 (Тема урока «День народного единства»)

Чтобы узнать историю праздника, мы отправимся в далёкое прошлое. Речь пойдёт о России XVI XVII веков. Это период конца царской династии Рюриковичей.

Слайд 4 (Васнецов В. «Иван Грозный»)

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. На картине облик царя дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников - это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования.

И так, в 1584 году скончался царь и великий князь Иван IV Васильевич Грозный. Он не оставил после себя достойного наследника, который смог бы справиться с управлением. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Слайд 5 (Нестеров М. В. «Царевич Дмитрий»)

Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах.

Слайд 6 (Персуна царя Фёдора)

Преемник престола, сын Ивана Грозного – Фёдор. Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом он мало принимал участия в управлении государством.

Слайд 7 (Соколов-Скаля П.П. «Борис Годунов»)

После смерти Фёдора царём был избран родственник жены Ивана Грозного, боярин Борис Годунов.

Муз. фрагмент: Мусоргский М. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”

Ребята, вы сейчас услышали Монолог Бориса из оперы “Борис Годунов” Модеста Мусоргского. Скажите, какими чувствами проникнут этот музыкальный фрагмент?

Ученики отвечают на вопрос.

Правильно. А причиной таких настроений явилось то, что бояре не поддерживали Годунова, плели против него интриги. А главное, его не принимал народ, считая виновником смерти царевича Дмитрия и всех бед страны: голода, холода, разрухи. Поэтому правление Годунова было недолгим.

Слайд 8 ( Лжедмитрий I, портрет начала XVII в. )

Первый этап смуты начался с появлением Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит.

Вскоре появился Лжедмитрий II , которого прозвали “Тушинский вор”. Самозванец выдавал себя за никогда не существовавшего родственника царя Дмитрия.

Слайд 9 ( Иванов С. «В смутное время» )

В картине Сергея Иванова “Смутное время” отражён исторический момент. Казалось, Россия уже потеряла свою свободу, русскому народу грозил иноземный гнёт. Отряды поляков рыскали по городам и сёлам, грабили и убивали. На севере страны хозяйничали шведы.

Слайд 10 ( Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам»)

С таким положением не могли смириться русские люди и стали создавать партизанские отряды и народное ополчение. Нужны были люди, которые могли бы сплотить всех, кто ненавидел врага и хотел с ним бороться. И такие люди нашлись.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом постоять за Русскую землю и создать второе народное ополчение, всем объединиться и выгнать врагов из Москвы.

Слайд 11 ( портрет Пожарского)

Второе народное ополчение возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцев поддержали и другие города. Со всех концов страны в ополчение устремились люди для борьбы с врагом.

Слайд 12 ( Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»)

Летом 1612 года ополчение очистило от врагов северные районы страны и подошло к Москве. В жестоком бою были разбиты польские войска. Москва была освобождена. Финал этого сражения изобразил художник XIX века Эрнест Лисснер. Он назвал свою картину “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля”.

Муз. фрагмент: Праздничный колокольный звон.

Слайд 13 (Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении)

Князь Дмитрий Пожарский , который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года, освободил город от поляков. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633 году и в нем установили икону.

Слайд 14 (Мартос И. «Памятник Минину и Пожарскому»)

Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает её сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года».

Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Закрепление пройденного материала:

1. Пополнились ли ваши представления о празднике народного единства сегодня?

Ученики отвечают на вопрос.

2. Замечательно! А можете ли вы ответить на вопрос что такое по-вашему «единство»?

Ученики отвечают на вопрос.

3. Для чего необходимо единение сил народа?

Ученики отвечают на вопрос.

4. Могла ли без единения выжить наша страна в «Смутное время»?

Ученики отвечают на вопрос.

5. А как вы считаете, нужно ли единение сегодняшней России?

Ученики отвечают на вопрос.

(См. приложение 1)

Слушают учителя, участвуют в беседе, анализируют информацию,

смотрят презентацию, анализируют картины, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, рассуждают, отвечают на вопросы

III

Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сейчас вы должны разделиться на две команды, путём жеребьёвки. Каждая команда должна будет разработать эмблему праздника «День народного единства». Победителем станет та команда, у которой получится лучше всех презентовать свою эмблему.

Ученики вытягивают помеченные листочки бумаги, делятся на команды и приступают к выполнению задания. Обучающимся выдаются рабочие материалы и даётся 15 минут на выполнение коллективного задания.

(См. приложение 2)

Выполняют задание

Групповая работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: организуют работу в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

IV

Итоги урока. Рефлексия

Презентация работ учащихся. Выявление лучшей работы

Команды по очереди выходят в центр зала и презентуют разработанную на уроке эмблему.

Учителя оценивают работы и объявляют победителя.

Россия – родной дом для многонационального народа, живущего на ее территории. Во все века народы объединялись для борьбы против врагов нашей страны, потому что когда мы едины, мы непобедимы!

Мы желаем вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

(См. приложение 3)

Презентуют выполненные творческие работы, рассматривают и оценивают их

Фронтальная работа

Познавательные: делают вывод.

Личностные: оценивают работы и ответы одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3