Музыкальная среда как средство развития ребенка. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников Развивающая среда на музыкальном занятии

Чеботкова Марина Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОБУ комбинированного вида

«Детский сад №19 «Родничок» г. Кудымкар

Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС

« Музыку называют зеркалом

души человеческой»,

«эмоциональным познанием»

Б.М.Теплов

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Замечательный педагог-дошкольник, Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» так как, дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность, предложенная Федеральными государственными образовательными стандартами. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми – дошкольниками.

Свою работу я строю на основе образовательной программы музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой Санкт- Петербург. Строится программа на принципах внимания к потребностям детей, создания атмосферы доверия и партнерства, взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, т.е. взаимопроникновение (интеграция) музыки с другими образовательными областями обучения.

Формируя у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства, воспитывая художественный вкус, сознательное отношение, как к отечественному, так и к мировому музыкальному наследию, приобщая к русскому народному фольклору, в тесной взаимосвязи с воспитателями, через тематические недели, я опираюсь на программу « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, на авторскую программу по ритмике «Ритмическая мозайка» А. Бурениной, « Танцевальная ритмика» Суворовой, использую элементы региональной программы « Отчий дом» Т.Е.Тотьмяминой, М.Е.Галкиной. Таким образом, я постоянно пополняю предметно- пространственную среду.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое планирование, что позволило организовать работу при тесном взаимодействии с воспитателями. Выбор темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Это такие темы как: « Неделя безопасности», «Неделя осени», « Неделя профессий», « Неделя животных» и другие. Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих впечатлений благотворно отразилось при ознакомлении с классическими произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых соответствовало солнечному летнему настроению.

Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе, так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке, в живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность, проявилась особая выразительность в поэтическом чтении.

Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай» и тд.

При постановке спектакля - развиваем сценические данные, результатом, которых является показ спектакля.

А такие образовательные области, как музыка, здоровье и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом. Утренняя гимнастика под музыку, где включены основные виды ходьбы с перестроениями, танцевально-плясовые движения (поскок, галоп, перетопы с поворотом туловища, «присядка» и т.д. Проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи, важные как для музыкального воспитания, так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, укрепление мышц тела, развитие гибкости пластических движений, умение держать осанку, конечно же, формирование ощущения метрической пульсации музыки, умение слышать её окончание, различать музыкальную форму построения, средства изобразительности, характер. Педагог по физической культуре вносит в занятие для закрепления того или иного танцевального движения, перестроения, которое необходимо для выполнения музыкального упражнения.

Так же физминутки, пальчиковые игры, массажи, артикуляционная гимнастика. Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – совместную творческую деятельность, составные элементы которой взаимодополняют и обогащают друг друга, усиливают познавательный эффект.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись, поэзия и танец сплелись в единое целое.

Литература:

1. Воробьева Д.И. «Гармония развития:Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника» СПб: « Детства- Пресс» 2010г

2. Боровик Т. « Звуки, ритмы и слова» Минск 2008г

3. Буренина А И « Музыкальная палитра» №2, №4 – 2014г

4. Степанова А В « Инновационно- педагогическая деятельность в современном Дошкольном образовательном учреждении» 2014год

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-леваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «тан­цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопреде­ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ­ки с колечками, погремушки, осенние листоч­ки, снежинки и т. п. для детского танцевально­го творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые мо­гут быть выполнены на кубе и в виде большо­го альбома или отдельные красочные иллюс­трации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де­ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты дтя детского оркест­ра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил­люстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три мед­ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор­кестр», «Цветик-семицветик", «Угадай коло­кольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя­тиступенчатая), на которых находятся ма­ленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султан­чики и т. п. (атрибуты к танцевальным имп­ровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диато­ническим и хроматическим звуком (металло­фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту­пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово­зик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле­су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым му­зыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального твор­чества: элементы костюмов к знакомым на­родным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный бук­варь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри­суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про­слушанных музыкальных произведениях и по­любившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо­циональными настроениями) для определе­ния характера мелодии при слушании про­изведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфони­ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поро­сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито­ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль­ные птенчики» и т. д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

Атрибуты для детского танцевального твор­чества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

(из опыта работы)

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект , «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный , позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD -плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это через следующие виды деятельности:

  • восприятие,
  • исполнительство,
  • творчество
  • музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэто­му музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюде­ния следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов­местно с воспитателем в группе и в кружках музыкаль­ного творчества, организуемых мною. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинте­ресовать их в слушании знакомой музы­ки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музы­кальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (ут­ренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы­кальных произведений, сказок и т.д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе­ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Само­стоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи­большим потенциалом развития креа­тивности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный ин­ститут, в котором начинается система­тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совмест­ной работы с родителями за­висит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понима­ние родителями значе­ния музыкального воспи­тания детей, поэтому я совместно с воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;
  • научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;
  • способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведе­ний об их музыкальной культуре (их музыкальные предпо­чтения), об их осведом­ленности о музыкальном развитии детей, их отно­шении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако, я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родите­лей мы организуем проведение родитель­ских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных кон­сультаций, а также организацию обрат­ной связи, анкети­рование, информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспита­нию (подборки педагогической и пси­хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совмест­ной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, вы­ставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы­кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусмат­ривает согласование педагогами и родителями воз­можностей использования социума в музыкальном воспитании детей. Так, му­зыкальные произведения, с которыми наши дети встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь­ствие от встречи со знакомыми произ­ведениями и более активно и совершен­но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум) и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы­кальном просвещении детей. Этим от­личается и эмоциональный фактор. Ув­леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулиро­вания творческой активности детей. Использование возмож­ностей социальной среды способствует личностному росту детей - развитию их му­зыкальности в целом, художе­ственной и общей культуры, творческого воображения.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации му­зыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру на себя ведущую роль, выполняя различные педаго­гические функции:

  • проводить диагностику среды и личност­ных качеств детей (музыкаль­ность, креативность, эмпатийность);
  • организовывать музыкально-образовательный процесс;
  • консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении правильно организованная музыкальная среда стала средством развития личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение, 1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани-ем. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ-альной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де-тей и их эстетическому развитию. Огромное зна-чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш-но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор-ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны-ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные осо-бенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и пре-образовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на-правлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель-ности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста-точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут перено-сить для игры в другие места (например, в раз-девалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно из-готовить "пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инстру-менты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкаль-ные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за-висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в груп-повых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью воз-можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь-ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти-ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы-кально-дидактические игры должны быть разно-образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль-ном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда спо-собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте-тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо-ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчес-тва требуется большое количество наглядных по-собий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро-дителями творчества, приобретают уверенность в ce б e . Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон :

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор-ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

· с фиксированной мелодией (шарманки, ор-ганчики);

· с одним фиксированным звуком (дудки ):

· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геомет-
рические фигуры для условного обозначе-ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы-кальных способностей, знакомства с элемен-тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

куклы-леваляшки;

образные музыкальные «поющие» или «тан-цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопреде-ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

атрибуты к музыкальным подвижным играм;

флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ-ки с колечками, погремушки, осенние листоч-ки, снежинки и т.п. для детского танцевально-го творчества (по сезонам);

ширма настольная с перчаточными игрушками;

магнитофон и набор программных аудиоза-писей;

поющие и двигающиеся игрушки;

музыкальные картинки к песням, которые мо-гут быть выполнены на кубе и в виде большо-го альбома или отдельные красочные иллюс-трации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де-ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

металлофон;

шумовые инструменты дтя детского оркест-ра;

книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил-люстрации к знакомым песенкам);

фланелеграф или магнитная доска;

музыкально-дидактические игры: «Три мед-ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор-кестр», «Цветик-семицветик " , «Угадай коло-кольчик» и др.;

арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя-тиступенчатая), на которых находятся ма-ленькая и большая птички или маленькая ибольшая матрешка;

ленточки, цветные платочки, яркие султан-чики и т.п. (атрибуты к танц евальным имп-ровизациям но сезону;

ширма настольная и набор игрушек;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиоза-писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

музыкальные игрушки-инструменты с диато-ническим и хроматическим звуком (металло-фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

портреты композиторов;

иллюстрации из «Музыкального букваря»;

музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту-пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово-зик», "Угадай, что звучит и др.;

атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле-су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым му-зыкальным произведениям;

ширмы: настольная и ширма по росту детей;

музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального твор-чества: элементы костюмов к знакомым на-родным танцам;

разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):

магнитофон и набор программных аудиоза-писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло-кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

портреты композиторов;

иллюстрации по теме «Времена года»;

картинки к пособию «Музыкальный бук-варь»;

альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри-суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про-слушанных музыкальных произведениях и по-любившихся песнях;

графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо-циональными настроениями) для определе-ния характера мелодии при слушании про-изведений;

альбомы для рассматривания: «Симфони-ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);

набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

музыкально-дидактические игры: «Три поро-сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито-ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль-ные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

атрибуты для детского танцевального твор-чества, элементы костюмов к знакомым на-родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 274

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

Методическая разработка

«Создание предметно- развивающей среды

по музыкальному развитию в ДОУ »

(дизайн-проект)

пакет документов на районный конкурс

Выполнил : музыкальный руководитель

Мавлютова Алла Владимировна

Актуальность создания предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем , что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной .

Предметно- развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка . Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка . Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей , на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно- развивающей среды .

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни . Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно- развивающей среды .

Под предметно- развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды . А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность .

Проект позволит обеспечить :

Систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

Самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

- создание музыкальных

Получение, закрепление знаний о музыке , развитие

Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :

Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.

Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды , позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.

Принцип системности предполагает целостность развивающей среды , гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию . Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения .

Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;

Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению , корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я» );

При разработка в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники :

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

В соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,

воспитывающихся в семье»;

Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,

Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,

Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» );

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);

Музыкальная предметно- развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам :

1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки ) ;

2) творческий центр (музыкально -творческая и театрализованная деятельность) .

Музыкальный центр был оборудован техническими средствами , музыкальными инструментами , музыкальными игрушками , самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами , портретами композиторов.

Из технических средств музыкальный уголок оснащен , прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию . Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны , эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений , спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально -дидактические игры и т. д.

В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах . В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты : бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые : флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др ., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх .

Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.

Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями : «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета . Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.

Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр» , «Концерт» и др.

Музыкально -дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений , навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально -дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото » фабричного производства.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки , песен из мультфильмов, музыкальных сказок , а также проводить музыкальную релаксацию , способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель .

Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений . Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.

Используя музыкальную предметную среду , ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе . Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным :

Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье;

Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Планируемые результаты. Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :

Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит , станет ли эта среда развивающей .)

Обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

Получить и закрепить знания детей о музыке и театре ;

Обеспечить развитие любознательности , стремления к экспериментированию;

Приобщение детей к искусству театра;

- развитие творческой активности и игровых умений детей;

Созданная система условий , средств .

Приложение 1

Тема : «Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ »

Вид проекта : практико-ориентированный.

Участники : (педагоги, родители воспитанников) .

Цель проекта : Создание современной предметно- развивающей среды по музыкальному развитию .

Задачи проекта :

1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;

4. получение, закрепление знаний о музыке , развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.

Результат : Созданная система условий , средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников .

Этапы проекта.

1 этап нормативно-правовой

Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.

Анализ музыкальной среды в ДОУ

Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.

Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц

Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ »

Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно- развивающей среды в разных возрастных группах».

2 этап методический

Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта »

Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.

Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»

Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов . Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

3 этап практический

Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе »

Выбор музыкальных инструментов , оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста

Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.

Переоборудование и оформление музыкальных центров .

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

4 этап итоговый

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.

Сбор материала, создание банка данных , методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.

Фотоколлаж /фотоматериалы предметно- развивающей среды по музыкальному развитию

Презентация проекта.

РЕЗУЛЬТАТ

Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.

Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ » среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда