Карл филипп эммануил бах произведения. Гений, сын гения: Карл Филипп Эммануил Бах. Музыкальный стиль и наследие

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, оказавший большое влияние на развитие музыки; второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Крёстным отцом младшего Баха был известнейший композитор той эпохи Георг Филипп Телеман . Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах.

В 18 веке почитался как композитор выше своего отца: «великим Бахом» называли в протестантской Германии XVIII века Карла Филиппа Эмануэля ( -), а не его отца. Лишь в году, через 100 лет после создания, были исполнены гениальные «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна (дирижировал выдающийся композитор Ф. Мендельсон-Бартольди)

Помимо симфонических и камерных сочинений обширное музыкальное наследие Баха-сына включает многочисленные произведения для церковного хора, сочиненные «по долгу службы», а также песни и кантаты. Наиболее индивидуальным произведением композитора, который также был широко известен как чембалист-виртуоз, считается сборник «Клавирные сонаты для знатоков и любителей». Произведения Карла Филиппа Эммануила Баха, полные изобретательности и непредсказуемости, произвели большое впечатление на молодого Гайдна и косвенно повлияли на формирование венской классической школы, в частности, на творчество Моцарта и Бетховена , которые его высоко ценили.

08 марта 1714 - 14 декабря 1788

немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах

Жизнь и творчество

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре . В возрасте 10 лет был отдан в лейпцигскую школу Святого Фомы (в 1723 году его отец стал кантором школы и хора Святого Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому , тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман , например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений.

немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах

Краткая биография

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах . Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпоху классицизма.

Жизнь и творчество

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в лейпцигскую школу Святого Фомы (в 1723 году его отец стал кантором школы и хора Святого Фомы). После школы Карл Филипп Эмануэль изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Филипп Эмануэль стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эмануэль написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и юному герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния его отца - Иоганна Себастьяна Баха, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen » («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу Эмануэлю большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эмануэль умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года. Похоронен в крипте церкви Святого Михаила в Гамбурге.

Музыкальный стиль и наследие

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эмануэль был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети /«мальчишки»/. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него» («Er (Emanuel Bach) ist der Vater; wir sind die Bubn. Wer von uns was Rechts kann, hats von ihm gelernt»). Музыка Карла Филиппа Эмануэля оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп Эмануэль заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как итальянской, так и венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эмануэль оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон, Гайдн и Вебер.

Ровно 300 лет назад родился второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха. Карл Филипп Эммануил Бах стал композитором, как и его знаменитый на весь мир отец.

8 марта 1714 года. В многолюдном доме на Рыночной площади в Веймаре, который снимают вместе придворные танцмейстер и капельмейстер (он же - Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), появляется очередной ребенок. Дело привычное: обе семьи, проживающие в доме, многодетны. Мария Барбара (Maria Barbara Bach), жена (и кузина) Иоганна Себастьяна, рожала уже в четвертый раз.

За суетой в доме наблюдают шестилетняя Катарина (Catharina Dorothea Bach) и четырехлетний Фридо (Wilhelm Friedemann Bach). Мы не знаем, как отнесся Фридо к появлению младшего брата, но конкуренция между братьями-композиторами, пошедшими по стопам отца, сохранится в течение всей жизни. Родители были безмерно рады уже тому, что малыш появился на свет здоровым: ровно год назад они впервые стояли над детской могилой. Близнецы Мария и Иоганн, появившиеся на свет в 1713 году, умерли вскоре после рождения.

Крестный отец: Георг Филипп Телеман

Семья готовится к крестинам. Из соседнего Эйзенаха прибывает друг Бахов - композитор Георг Филипп Телеман (Georg Philipp Telemann). Он приглашен стать крестным малыша. Вместе с небольшой суммой денег мальчик получает "в подарок" и имя своего крестного: Филипп. Будучи сыном одного гения немецкой музыки и крестником другого Карл Филипп Эммануил (Carl Philipp Emmanuel Bach) просто не мог не стать значительным музыкантом.

"Он - отец, мы - дети"

Из четырех сыновей-композиторов великого Иоганна Себастьяна Баха его второй сын Карл Филипп Эммануил, которого друзья и родственники называли Филипп, а музыканты сокращенно именуют C.P.E., сделал самую удачную карьеру и оставил наиболее обширное и целостное музыкальное наследие. Соответственно велика была и его прижизненная слава. Не случайно именно о нем (а не о его великом отце) Моцарт скажет знаменитые слова: "Он - отец, мы - дети".

Карл Филипп Эммануил Бах

В 1720 году Филипп, как и другие дети Баха от первого брака, остался сиротой. Мария Барбара скончалась, а год спустя отец женится снова. Семья перебирается в Лейпциг. Филипп, как и другие мальчики из семьи Бахов, поступает в школу при соборе святого Фомы (Thomasschule).

Так, по мнению художника Тоби Эдварда Розенталя, могла выглядеть жизнь в доме Бахов. Картина написана в 1870 году

В 17 лет, в 1731 году, по настоянию отца он поступает в Лейпцигский университет на юридический факультет, где, однако, не только штудирует законы, но и сразу становится капельмейстером студенческого оркестра. К тому же времени относятся и его первые известные опыты в области композиции. Профессиональный выбор молодого музыканта очевиден.

"Гамбургский" или "берлинский" Бах

Наиболее значительные этапы в жизни Карла Филиппа Эммануила Баха связаны с Берлином (Потсдамом) и с Гамбургом. Отсюда и распространенные в музыковедении определения: "гамбургский" или "берлинский" Бах.

На знаменитой картине Адольфа фон Менцеля "Концерт в Сан-Суси" Фридрих Великий играет на флейте, а Карл Филипп Эммануил Бах сопровождает его на клавесине

В 1738 году Филипп, уже тогда прославленный клавесинист, был приглашен стать придворным музыкантом кронпринца Фридриха, будущего Фридриха Великого (Friedrich II, der Große). При прусском дворе Карл Филипп Эммануил проведет три десятилетия. Два десятилетия связывают его с Гамбургом, где он в 1768 году унаследовал должность своего крестного Телемана: пост "городского директора музыки".

Если в свои прусские годы C.P.E. писал главным образом светскую музыку, пригодную для исполнения во время концертов (в частности, сонаты для флейты, любимого инструмента Фридриха Великого, соло и в сопровождении клавесина и других инструментов), то в гамбургские годы он сочиняет главным образом церковную музыку, в частности, пассионы (более двадцати) и кантаты (около семидесяти). В Гамбурге композитор и скончался. Было это в 1788 году.

Партитуры Карла Филиппа Эммануила Баха хранятся в Баховском архиве в Лейпциге

Несмотря на интенсивный диалог с великим отцом, музыка Карла Филиппа Эммануила Баха оригинальна, его язык независим, а в области музыки для клавишных - революционен. Виртуозность сочетается в его композициях с эмоциональной экспрессией.

Даешь "дом Бахов" вместо парковки!

В преддверии юбилея композитора активизировались и веймарские сторонники создания в городе дома-музея Бахов. Парадоксально, но факт: дом на Рыночной площади, (Marktpaltz 18), где родился Карл Филипп Эммануил и где семья Бахов прожила девять лет, пострадавший, но не уничтоженный бомбами во время Второй мировой войны, был снесен как "ветхий фонд" в 1989 году (в последние месяцы существования ГДР) вместе с примыкавшим к нему отелем Zum Erbprinzen. Сохранились лишь наружная стена и старинный подвал.

"Но аура этого места бесценна," - считает основательница инициативы Bachhaus Weimar, профессор местной консерватории Марианна Айхбергер (Marianne Eichberger). Она указывает на то, что этот снесенный дом - "единственное место в Германии, про которое можно с точностью сказать: здесь жил и творил Бах". Ни в одном из других городов, связанных с именем Баха, не осталось стен, "помнящих" Баха и его сыновей.

Здесь стоял дом Бахов. Появится ли он снова?

Именно в этом доме на Рыночной площади Иоганн Себастьян Бах прожил девять лет. Здесь родились два значительных европейских композитора: Карл Филипп Эммануил и Вильгельм Фридеман Бахи. Здесь, в доме на Рыночной площади, была написана большая часть (порядка двух третей) органной музыки Иоганна Себастьяна Баха и ряд других значительных сочинений (например, часть Бранденбургских концертов и около тридцати кантат). Это место заслуживает лучшей доли, нежели использование его в качестве парковки...