Виды и типы музыкальных занятий. Фронтальные занятия Музыкальное занятие в котором содержание всех видов

Главная и первая форма организации - музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:

Типовое занятие включает в себя все виды музыкально деятельности:

Структура типового занятия:

  • 1. Вход в зал.
  • 2. Музыкально-ритмические движения в виде упражнений.
  • 3. Слушание музыки.
  • 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
  • 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
  • 6. Игра на д.м.и.
  • 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Доминантное занятие какой-либо вид музыкальной деятельности. Например занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности, то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

  • - Вход в зал под маршевую песню.
  • - Слушание вокальной музыки, песни.
  • - Пение - расширенный раздел.
  • - Игра, хоровод с пением.
  • - Д.м.и. - попевки.

Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П. Чайковского).

Для тематических занятий выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным, подгрупповым.

Комплексное занятие содержит все виды искусства, все виды художественной деятельности. Занятие бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:

  • - реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства;
  • - приобщить детей к жизни детского сада, к общественным природным явлениям; помочь сплочению детского коллектива; побудить к активному, но посильному участию в преобразовании жизни детского сада, стремясь сделать её привлекательной и радостной;
  • - обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности;
  • - сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям;
  • - сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.

Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, демонстрируется общий показ (исполнение музыкального произведения, рассматривание художественной картинки, объяснение тех или иных приёмов исполнения). Обычно за демонстрацией и общим пояснением следует исполнение детьми тех или иных действий.

Дифференцированный подход осуществляется путём выполнения одинакового задания небольшой группой детей (5-8 чел.), сходных по уровню подготовленности, развитию, возрастным возможностям. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается выполнить их сразу, другим - постепенно. Все дети усваивают материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, разучивается один и тот же репертуар, но задания для детей разные. Старшие выразительно исполняют песню, одновременно подыгрывая на детском инструменте, а младшие слушают их пение и игру. Или же младшие выполняют сравнительно лёгкие задания, а старшие - более сложные, например, поют более сложную часть песни.

Индивидуальный подход - требует от педагога предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребёнка. Выводы о различном уровне развития музыкальной деятельности детей можно делать, наблюдая за ними лишь в процессе постоянного общения.

Таким образом, суть индивидуально-дифференцированного подхода к детям на фронтальных занятиях в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку соответствующую нагрузку, с тем, чтобы все нужные ступеньки были освоены. дошкольным образовательный музыкальный

На музыкальных занятиях, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на других занятиях. На физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность - упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъёма, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трёх песен, над которыми ведётся работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмики - в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные её элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:

  • - умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
  • - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена определённая тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приёмы, которые подчёркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятия можно назвать тематическим. Ещё один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача ("знакомство с космосом", "проводы зимы", "родная армия и т.д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребёнка. Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Интегрированное занятие - в нем прослеживается взаимосвязь взаимовлияние и взаимопроникновение (интеграция) содержания разных разделов программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие темы, явления, образ.

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации и проведении музыкальных занятий использовать различные виды музыкальных занятий, варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Конспект доминантного музыкального занятия

«В поисках мелодии»

Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ.

Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.

Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, сопереживать и понимать музыку.

Формировать звуковысотный слух.

Учить чисто интонировать мелодию.

Развивать коммуникативные качества посредством музыки.

Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке, используя для этого детские музыкальные инструменты.

Различать шумовые и музыкальные звуки.

Умение произносить стихотворный текст в определенном темпе под музыку (мелодекламация).

Развивать музыкальное восприятие и слух, уметь дать правильную характеристику музыкальным произведениям, определять характер и настроение в музыке.

Развивать умение импровизировать танцевальные движения под музыку соответствующего характера, на основе приобретенных навыков.

Обучать правильно передавать ритмический рисунок мелодии, исполняя её на музыкальном инструменте.

Воспитывать умение слаженно играть на музыкальных инструментах в оркестре.

Передавать плавность, выразительность, красоту движений при исполнении танца.

Оборудование, материал:

детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, барабан); пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Использование музыкально дидактической игры «Ритмическое лото»,

Муз игра «Веселый поезд» Е. Матвиенко;

Муз. Игра «Укрась музыку». Е.Матвиенко

Ф.Шуберт «Серенада».

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, встают в круг).

Муз.рук-ль: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают). А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку. Давайте, поздороваемся с вами нашей «здравной» песенкой.

Музыкальная разминка «Песенка-приветствие».

  1. Ты шагай, шагай,

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком и конечно язычком – «Здравствуйте!».

  1. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком и, конечно язычком – «Здравствуйте!».

3. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Ты шагай, шагай, шагай, другую пару выбирай.

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком – «Здравствуйте!».

На экране появляется фея музыки.

Муз. рук: Ребята, смотрите, сама фея Музыки пришла сегодня к нам в детский сад, что же она хочет нам сказать?

Злая колдунья Скрипунья украла мою мелодию, разорвала и разбросала повсюду нотки. Я теперь не могу петь. Помогите мне, пожалуйста, найти мои нотки».

Муз.рук . Ну, что, ребята, поможем фее Музыки, ведь мы без неё и праздников не справим, и маме песенку не споём!

(дети отвечают)

Муз.рук : Давайте ещё раз вспомним, что мы будем искать?

(дети отвечают -мелодию).Из

Чего складывается музыка?

(Дети отвечают: из звуков)

Как записывают музыку? Как называются знаки, которыми записывают музыку?

Правильно, мелодию записывают нотами, нам надо найти нотки, которые

Скрипунья украла, только просто так её она нам не отдаст

М.Р.: А какие звуки бывают?

Дети отвечают: музыкальные, шумовые, высокие, низкие, длинные, короткие.

М.Р. ребята, вы готовы пройти все испытания и помочь фее музыки? Тогда нам пора отправляться в путь. Занимайте места в поезде. А чтобы было веселей, давайте возьмем с собой музыкальные инструменты.

(Исполняется муз игра «Веселый поезд») автор Е. Матвиенко

М.Р.: Посмотрите, ребята, сколько снега выпало! (берет в руки покрывало).

М.р . ребята, смотрите, какое большое снежное покрывало! На что оно похоже? Интересно, а для чего оно здесь лежит?

Ребята, а что можно делать с этим покрывалом? (дети высказывают своё мнение).

М.Р. А давайте мы с вами потанцуем!

Исполняется вальс снежинок. (танцевальная импровизация)

После танца музыкальный руководитель находит в сугробе первую нотку и просит ребенка прикрепить её на доску.

М.р .: ребята, а кто мне скажет, какие бывают музыкальные инструменты? (мнения детей).

Правильно, инструменты бывают шумовые и музыкальные.

Вот вам и второе испытание : девочки, подойдите к столу и выберите себе музыкальные инструменты, а мальчики возьмут себе шумовые инструменты.

Предлагаю вам украсить музыку.

Когда музыка звучит тихо, то на каких инструментах вы будете играть?

А когда громкая?

(Проводится муз-дид. игра «Укрась музыку»).

М.р.:

Использование, каких инструментов, предметов вам понравилось

Больше? Почему?

(Муз.рук на столе находит вторую нотку).

М.р: Ребята, посмотрите, вот и вторая нотка нашлась.

А у меня для вас есть один сюрприз, вы любите сюрпризы? (Ответы детей).

Только для этого нужно послушать внимательно музыку, потому-что в ней и заключается сюрприз.

(Дети слушают в записи Серенаду Ф.Шуберта).

М.р. какая красивая мелодия. На что она похожа? А кто – нибудь узнал, на каком инструменте исполняли эту песню? (ответы детей).

М.р .: правильно, это играла труба. А вот вам и обещанный сюрприз, сейчас перед вами выступит настоящий музыкант, который умеет играть на трубе.

Выступление артиста.

М.р. (показывает ещё одну нотку). Вот и третья нотка нашлась, потому-что вы правильно угадали и назвали музыкальный инструмент.

М.Р. (обращает вни мание на доску, где изображены животные). Ничего не могу понять, почему здесь изображены разные животные? Как вы думаете?

(М.р. задает детям наводящие вопросы что изображено, почему животные разного размера, какие бывают звуки?).

Подвести детей к тому, что звуки бывают долгие и короткие, и что на карточках изображен ритмический рисунок.

М.р . предлагает детям простучать ритмический рисунок.

(Дети берут инструменты и простукивают ритмический рисунок, изображенный на карточках).

М.Р. А сейчас, давайте вместе исполним веселую песенку с помощью наших музыкальных инструментов. (Игра «Львёнок» автор Е. Матвиенко).

М.р.: Ребята, какие вы молодцы, смотрите, вот ещё одна нотка нашлась.

(М.р.предлагает ребенку прикрепить нотки на доске).

Фея музыки. Ребята спасибо вам, вы хорошо справились с заданиями, нашли нотки, которыми записывают мелодию, поэтому я хочу вам подарить свою песенку.

(Дети исполняют « Веселый оркестр 7 нот»)

  1. Шел по лесу музыкант, трогая березы,

Нотки на ладонь ему падали как слезы,

Он их вместе собирал, собирал любую,

И тихонько напевал песенку лесную.

Припев . Ми, ми, до, ми, ми, до,

  1. Дятел песни так стучал на огромной ели,

Даже волк её ворчал, слушая метели.

Слышал каждый в ней своё, что ему милее,

С песенкой зимой тепло, летом веселее.

Припев.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

  1. Повторял её родник, по камням сбегая

В сердце леса он проник с песенкой играя.

Её знают все цветы, ветер над лугами,

Повторяй её и ты хором вместе с нами.

Припев . . Ми, ми, до, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Проигрыш .

Припев.чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Ми, ми. До, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

М.р .: какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями Скрипуньи и вернули песенку.

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? (подведение итогов)

А теперь нам пришла пора прощаться, давайте скажем всем нашим гостям «До свидания!»


Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия - выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.


Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие - чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Практика показывает, что реже всего используются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах, преобладает пение и музыкально-ритмические движения. В этом заключается большая ошибка, так как отсутствие раздела «Слушание музыки» обедняет музыкальные впечатления детей, а игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха, что недостаточно только в пении. Слушание музыки развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности. Фронтальные занятия имеют традиционную структуру, но необходимо постоянно варьировать ее, чтобы не исчезал интерес к музыкальным занятиям.

Структура фронтального занятия:

Вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

Музыкально-ритмические упражнения.

Дети садятся, и педагог переходит к разделам «Слушание музыки», «Пение» и «Игра на музыкальных инструментах, включая творческие задания.

В завершении занятия - песня или игра.

Выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности - песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Выделяют три разновидности: собственно тематические, музыкально-тематические, сюжетные в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка». Тематическое занятие иногда проводят вместо утренника. Вместо концерта, педагог рассказывает об интересных событиях, из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование звучанием музыки в записи, дети могут исполнить любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

В музыкально- тематическом занятии тема связана с самой музыкой, например такие темы «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Динамика» и т.д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию - занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер, а объединялась задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений. По теме «Сказочные персонажи» необходимо проследить, как передается один и тот же образ в разных видах искусства, а так же сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого является само искусство, особенности выразительных средств. Подготавливают комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

Доминантное занятие по элементарному музицированию

Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным? Ответы участников

Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук: шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка? Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды. Звенит колокольчик.
Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение Антонио Вивальди «Зима» в исполнении оркестра. Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке? Слушание произведения, рассматривая зимние пейзажи (слайды), небольшая беседа.
Наверное, каждый из нас когда-нибудь мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. Вы мечтали об этом, ребята? А как вы думаете, что для этого необходимо?
А есть ли у вас чувство ритма, музыкальный слух, умеете ли вы слушать музыку, мы сейчас проверим! А с помощью чего мы проверим, предлагаю отгадать:

Что за кирпичи квадратные,
Цветные и аккуратные? -
Словно краски в тюбиках,
Разноцветье... (кубиков )
Музыкально – ритмическая деятельность : «Ритмические кубики» под музыку «Полька Трик-Трак»
Молодцы! Вы замечательно справились с этим упражнением, а значит, каждый из вас может стать отличным музыкантом!
- Но, какой же музыкальный инструмент выбрать?
- На чём бы вы хотели научиться играть?
Чтобы нам лучше разобраться и больше узнать про это, я приглашаю вас в «Музей музыкальных инструментов». Посмотрите, перед вами целая выставка! Какие же инструменты вы видите? Перечисляют инструменты
Игра «Угадай, что звучит!»
Ах, как здесь интересно! Наверное, инструменты очень обрадовались тому, что на них обратили внимание. Давайте обрадуем их ещё больше и споём о них песенку.
Вокальная деятельность : «Этот ритм повторяй!»
Эй, друг
Не зевай

Этот ритм
Повторяй

1. Палочками - клавесами
Будем мы стучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

2. Бубны будем мы трясти,
В бубны ударять.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

3. Наш приятель ксилофон
Не привык молчать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!

4. Этот звонкий треугольник
Не даёт скучать.
Ведь оркестр у нас весёлый,
Любим мы играть!
Ой, посмотрите, а что же среди всех инструментов делают эти 2 камня? Как вы думаете?
Давным-давно у людей не было ничего! Их окружала только прекрасная, нетронутая рукой человека, чистая природа.
Музыкально-ритмическое упражнение «Цветы и бабочки»
Древний человек, увидав всю эту красоту, находясь в хорошем настроении, поднял с земли камни и начал отстукивать ритм. А второй человек, услыхав, стал повторять этот ритм.
Игровая деятельность : «Эхо»
Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты, которые разделили на группы. Кто мне скажет, на какие?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»

А теперь отгадайте загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…… дирижер
Игра «Дирижер и оркестр»
С помощью музыкальных инструментов, можно и рассказывать сказки. Я вам сейчас расскажу сказку про зайчишку-трусишку, а вы не зевайте, инструменты разбирайте и мне помогайте!
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!
Испугался заяц и бежать.
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!
Бросился заяц бежать.
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!
Побежал заяц из леса к речке.
А на берегу речки лягушки сидели.
Увидели они зайца и прыг в воду.
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

А теперь на минуточку представьте, что все-все музыкальные инструменты исчезли из нашей жизни! На чем же мы будем играть? Я кажется, придумала. Помните, в начале нашей встречи я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку.

Сказка «Чей голос лучше»
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
- И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)
- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)
- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр!
А вдруг даже нет посуды? Как же можно сыграть музыку? С помощью нашего тела
Игра «Звучащее тело»
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И я за старание награжу вас медальками «Лучший музыкант»