Философской школой в рамках американского романтизма был. Романтизм в американской литературе. Общая характеристика. Эта тема принадлежит разделу

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма (от англ. to abolish – отменять закон).

Финальным событием, которое оставляло по себе глубинный след в литературе, стала война между Севером и Югом (1861 – 1865), которая началась через спор между промышленным Севером и плантаторским Югом за Дикой Запад, но впоследствии переросла в героическое деяние жителей северных штатов за демократические преобразования, за уничтожение позорного рабства. Таким образом в литературе американского романтизма приобрели развитие два направления: аболиционистский, главным жанром которого стала “повесть раба”; и “плантаторская традиция”, главный представитель которой, Вильям Гилмар Симмс, писал в сентиментальном духе о жизни черных рабов на плантациях и прославлял плантаторов, сравнивая их с давними римлянами.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама (self-made man). Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Но сами американцы не были настроенными к собственному национальному характеру настолько положительно. Например, Ирвинг в своей “Истории Нью-Йорку” (1809) распределял американцев на “отважную породу китобоив, лесорубов, рыбаков” и сравнивал эту первую волну переселенцев с выносливыми кочевыми арабами. Но на смену пионерам шла другая волна иммигрантов: “вслед за повозами шла банда длинноногих, худощавых мазуриков с топорами на плечах и тюками за спинами, которые твердо решили благоустроити страну независимо от желания ее первобытных владельцев”. Зря философские настроены Емерсон и Торо воспевали жизнь на лоне природы и предостерегали своих соотечественников от безумной погони за социальным успехом и богатством. Америка однозначно избрала своим основным девизом словосочетания “To made money” и создала “общество потребителей”, в котором хорошо живется человеку с ограниченными духовными потребностями, и которое вынуждает поэтически настроенные души искать пристанища в марґінальних кварталах Нового Орлеану.

Американский романтизм породил не только концепцию национальной культуры, он породил и специфическое осмысление жанров, заимствованных в Европе. Безумный темп американской жизни создал условия для появления разнообразных “сокращенных явлений”. Например, явление “Fast food” (быстрой еды) возникло именно в Америке согласно с девизом “time is money” (то есть во все то время, когда американец занимается на едой, развлечениями, любовью или чтением, он не зарабатывает деньги и это плохо). Американские романтики вынуждены были приспосабливаться к условиям американской жизни. Потому и приобрел такое значение жанр “Short story” (короткого рассказа), которым было возможно что-то заработать литератору.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры” (1823), “Последний из могикан” (1826), “Прерия” (1827), “Следопыт” (1840), “Зверобой” (1841).

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Романтизм оставался ведущим художественным направлением в литературе США на протяжении первых двух третей XIX столетия, вплоть до завершения Гражданской войны (1861-65) между Севером и Югом), приведшая к уничтожению рабства негров и открывшая путь к беспрепятственному развитию капитализма на всей территории США.

С ним связаны наивысшие достижения крупнейших писателей той поры: Ирвинга, Купера, Эмерсона, Торо, Эдгара По, Готорна, Мелвилла, Уитмена и др. Определенные позиции романтизм продолжал сохранять и в последние десятилетия века.

В развитии американского романтизма выделяется несколько периодов. Первый, или ранний (1820–1830-е годы) – Ирвинг («Рип Ван Винкль» и сборник рассказов «Книга эскизов» - новелла «Сонная лощина»), второй, или зрелый (конец 1830– середина 50х годов) – творчество Э.По, Н.Готорна – «Алая буква», «Моби Дик» Г. Мелвилла, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и т.д.; третий этап, или финальный, (середина 1850- конец 60гг.) – Д.Ф.Купер.

Сравнивая литературное развитие США и Европы, мы убеждаемся, что в Америке процесс смены литературных направлений протекал замедленно. Хотя в Европе романтизм, как и в США, не сходил со сцены в течение почти всего XIX века, он гораздо раньше, чем в Америке, утратил там главенствующие позиции. Формирование пришедшего ему на смену реалистического метода началось в США примерно на полстолетия позже, чем в Европе. Причины этого следует искать в особенностях общественного развития Соединенных Штатов.

К числу важнейших особенностей следует отнести особый характер связи американского романтизма с Просвещением. Как в Америке, так и в Европе романтизм и отрицал Просвещение, и развивал некоторые из заложенных в нем тенденций. В США сильнее была выражена преемственная сторона. Американские романтики в подавляющем большинстве продолжали борьбу просветителей за демократию, за честь и достоинство простого человека – представителя третьего сословия, за то, чтобы провозглашенное в Декларации независимости «право на жизнь, свободу и стремление к счастью» было Предоставлено не только белым, но и цветным. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. Ирвинг, Купер, У.К. Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э. По, Хоторн, Г.У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм - Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

В то же время антипросветительский пафос, в большой степени присущий романтизму (скептическое отношение к разуму, тяга к иррациональному, мистическому, отрицание идеи «общего блага», идеализация средневековья и т. д.), был выражен у американских романтиков значительно слабее, чем у европейских» Даже Эдгар По, который из всех американских романтиков склонялся к иррационализму в наибольшей степени, сохранял веру в разум, науку, знания.

Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которого необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) . Именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер - создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности - романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света.

Наконец, Купер - первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") - жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия - своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор - девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно - неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась - до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе". Тема эта - Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке.

Первый период творчества. В первый период своей литературной деятельности Купер выступил как писатель, вполне разделявший свойственные американской буржуазной демократии иллюзии относительно особой миссии Америки в истории человечества. В эти годы он верит в возможность осуществления идеалов американской революции и выступает с восхвалением американской действительности. Убежденный в блестящих перспективах и возможностях США, Купер противопоставляет их настоящее феодальным порядкам, обычаям и нравам, господствовавшим на протяжении многих веков в европейских странах, подчеркивает блестящие преимущества республиканского строя перед монархическим. Критический элемент в ранних романах Купера («Шпион», 1821, «Лоцман», 1823) еще незначителен. С большим воодушевлением прославляет Купер в этих романах американскую революцию, являющуюся для каждого американца «днем рождения его нации», эрой, «когда разум и здравый смысл начали занимать место обычая и феодальных порядков в управлении судьбами народов» («Лоцман»). Роман «Шпион» - наиболее характерное произведение первого периода. Описанные в нем события относятся к 1780 году, т. е. к периоду войны за независимость. В образе центрального героя - разносчика товаров Гарвея Бирча - Купер прославляет простых людей, самоотверженно служащих делу независимости своей родины. Бирч становится разведчиком американского командования.

Лучшими романами первого периода являются романы «индейского цикла». Из пяти романов о Кожаном Чулке в эти годы были написаны два - «Пионеры» и «Последний из могикан». Оба эти произведения свидетельствуют о стремлении писателя использовать форму приключенческого романа для раскрытия проблем социального и политического характера. Именно в этих романах, повествующих об истреблении индейских племен буржуазной цивилизацией, проявились критические тенденции творчества Купера, значительно усиливающиеся в последующие годы.

Второй период творчества. В период 1826-1833 годов Купер совершил путешествие по ряду европейских стран. Он побывал во Франции, Германии, Италии. Эти годы составляют второй, или так называемый европейский, период творчества писателя. К этому периоду относятся романы «Браво» (1831), «Гейденмауэр» (1832), «Палач» (1833), посвященные событиям из истории европейских государств.
В Европе Купер оказался свидетелем событий, связанных с революцией 1830 года. В отношении к Июльской революции 1830 года проявился последовательный демократизм писателя. В своих «Европейских заметках американца» Купер отмечал большую роль народа в июльском восстании (1830) и совершенно правильно указывал на различие интересов «рабочего класса Парижа», смелой и энергичной молодежи, принимавшей участие в революции, с одной стороны, и банкиров, промышленников и крупных землевладельцев - с другой.
Европейские романы Купера, действие которых происходит в средние века, явились в то же время непосредственным откликом на события 30-х годов XIX века. В этих романах с позиций американского буржуазного демократа Купер критикует феодализм и его пережитки, сохранившиеся в европейских государствах, выступает против монархии и сословных привилегий. Герои романов - представители народных масс, страдающие под гнетом тирании аристократов и борющиеся с ней.

Третий период творчества. С возвращением Купера на родину начинается третий, наиболее значительный период его творчества, который характеризуется резкой переменой во взглядах писателя на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США. То, что увидел Купер, вернувшись на родину, заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде «американской демократии». Захвативший страну ажиотаж наживы и спекуляции, подчинение жизни страны интересам буржуазных дельцов не имели ничего общего с принципами демократии.
С резкой критикой буржуазной Америки выступил Купер в романах «Домой», «Дома» (1838) и особенно в романе «Моникины» (1835). По своему характеру роман «Моникины» является социально-политической сатирой на буржуазные государства.

Купер изображает здесь жизнь фантастических государств - Высокопрыг и Низкопрыг, населенных человекообразными обезьянами. Этими вымышленными ироническими названиями Купер обозначил Великобританию и Соединенные Штаты Америки. Повествуя о порядках и нравах обитателей этих государств, Купер стремится убедить читателя в том, что никакого различия между монархической Англией и республиканской Америкой уже давно не существует.

В третий период Купер завершил работу над серией романов о Кожаном Чулке. В 1840 году был написан «Следопыт», в 1841 году «Зверобой». И в том, и в другом романе отчетливо проявилось усиление критического отношения Купера к американской буржуазной демократии.

В самые последние годы жизни Купера в его творчестве заметно усиливаются настроения пессимизма и даже отчаяния, объясняемые неверием писателя в возможность осуществления предлагаемой им самим программы возврата к прошлому.

Серия романов о Кожаном Чулке . Основное место в творческом наследии Купера принадлежит романам о Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Романы появлялись в такой последовательности: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826); «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841).

Все пять романов объединены образом одного героя - охотника Натти Бумпо, прозванного Кожаным Чулком. Натти Бумпо появляется в романах под разными именами: Длинный Карабин, Соколиный Глаз, Следопыт, Зверобой. Вся жизнь этого человека проходит перед читателем, начиная с его ранней молодости, когда юный Натти Бумпо, пионер и разведчик, становится участником освоения девственных лесов, и кончая его трагической гибелью, когда он, будучи уже дряхлым стариком, становится жертвой установившихся в стране буржуазных порядков.

Натти Бумпо воплощает в себе лучшие стороны человеческого характера - смелость, мужество, верность в дружбе, благородство и честность. По замыслу Купера Натти Бумпо - идеал человека, выросшего в общении с природой и сформировавшегося под ее благотворным влиянием. Судьба Натти Бумпо тесно связана с историей колонизации девственных лесов и неосвоенных степных пространств Америки; она развертывается в романе одновременно с повествованием о путях формирования буржуазной цивилизации в Соединенных Штатах, жертвой которой становится отважный и благородный герой Купера.
Действие первого романа серии «Пионеры» происходит в 1793 году, в штате Нью-Йорк. Основной конфликт романа заключается в столкновении свободолюбивого и человечного Натти Бумпо и его старого друга индейца Чингачгука (индеец Джон) с обществом людей, зараженных духом стяжательства и всецело посвятивших себя делу наживы. В «Пионерах» поставлена проблема положения индейских племен. Она разрешается на образе старого индейца Джона Могикана, бывшего в прошлом вождем индейского племени делаваров. Он один из немногих уцелевших в этих местах индейцев, целые племена которых безжалостно истреблялись на протяжении нескольких десятилетий английскими и французскими колонизаторами. Джон Могикан стар и немощен; белые научили его пить. Лишь в воспоминаниях его друга Натти Бумпо живет героическое прошлое этого некогда сильного и отважного предводителя племени. Так же как и Натти Бумпо, Джон тяжело переживает одинокую старость, вспоминая о своей прежней жизни. Джон Могикан умирает со старческим равнодушием и спокойствием, как это и было принято в племени делаваров.

Ни Джону, ни Кожаному Чулку нет места в Темпльтауне, построенном на берегу некогда прекрасного и дикого озера Отсего, земли вокруг которого принадлежали индейцам.

Во втором романе серии «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной войны второй половины 50-х годов XVIII века, т. е. он обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти непроходимых лесах Америки. Лишь отважным разведчикам Натти и Чингачгуку известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войска. Рассказывая историю небольшого отряда белых, продвигающихся с помощью разведчиков по лесным тропинкам к военному форту, Купер раскрывает в своем романе мир сильных и благородных чувств отважных людей, вступивших в борьбу с природой и поджидающими их на каждом шагу опасностями. «Последний из могикан» - это прежде всего роман об индейцах. Наряду с разведчиком Соколиным Глазом (Натти Бумпо) центральное место в романе занимают индейцы из племени могикан - Чингачгук и его сын Ункас, воплощающие лучшие черты характера индейского народа. Суровая требовательность Чингачгука к сыну сочетается с глубокой, сдержанной любовью и гордостью. Любовь Ункаса к белой девушке Коре - сильное и благородное чувство. Индейцы в изображении Купера не только ни в чем не уступают белым, но и превосходят их глубиной и мудростью своих суждений, непосредственностью восприятия окружающего. Купер поэтизирует «естественного человека». В романе рассказывается об обычаях и жизни индейских племен. Купер стремится передать своеобразную красоту строя речи индейцев, прелесть их песен, раскрыть поэтичность души этих детей лесов. В романе сказалось хорошее знание писателем индейского фольклора (включение песен; своеобразные имена индейцев: Большой Змей, Щедрая Рука, Быстроногий Олень и т. д.).

В «Последнем из могикан» Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейских племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиций колониста-англичанина, способствовавшего созданию Соединенных Штатов Америки.

В романе «Зверобой», так же как и в написанном за год до него романе «Следопыт», Купер воскрешает романтику свободной жизни индейцев и прославляет вольное существование независимого человека, живущего в общении с природой и еще незнакомого с буржуазной цивилизацией.
Натти Зверобой - молодой охотник. В романе рассказывается о помощи, оказанной Зверобоем молодому могикану Чингачгуку, невеста которого была похищена индейцами племени мингов.
На первом плане и в «Следопыте», и в «Зверобое» - образы Натти и Чингачгука. Среди образов колонизаторов нет ни одного положительного персонажа. Купер полностью отказывается от идеализации представителей английских войск и командования, как это было в «Последнем из могикан», и наделяет белых колонистов Томаса Хаттера и Гарри Марча наиболее отталкивающими чертами и качествами. Хаттер и Марч - охотники за скальпами индейцев. На продаже скальпов властям они наживаются. Пират в прошлом, Хаттер приехал в Америку, скрываясь от виселицы. Индейцев Хаттер считает животными, а себя, человека с белой кожей, их «законным» хозяином и властелином.

Однако подлинными людьми в настоящем смысле этого слова оказываются индейцы и свободолюбивый и гуманный Натти Зверобой. Замечательные черты характера индейцев противопоставлены в романе грубости и жестокости белых завоевателей.

В «Зверобое» Купер открывает перед своим героем Натти Бумпо возможность начать «устроенную» жизнь, но он предпочитает свободу. Зверобоя привлекает жизнь в лесах, вдали от людей, занятых подсчетом своих прибылей. Он считает себя сыном племени делаваров и возвращается к ним.
Роман завершается сценой расправы колониальных войск над индейцами-гуронами. Жестокость действий колонизаторов подчеркивается величием и красотой пейзажа, на фоне которого происходят описываемые события.

Завершая пенталогию о Кожаном Чулке, Купер снова, с несравненно большей силой, чем в первых романах этого цикла, выразил мысль о враждебности буржуазной цивилизации не только интересам и стремлениям простых людей, но и самой их жизни.

Романы Купера отличаются простотой и динамичностью сюжета. События развертываются в них быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. Перед героями Купера встают бесконечные неожиданные препятствия; они преодолевают трудные испытания. Окружающая обстановка и обстоятельства заставляют их быть в постоянном напряжении. Покоряющая сила героев Купера заключается в их безграничной энергии и неослабевающей решимости в борьбе с препятствиями и опасностями.

Купер - большой мастер описаний, и прежде всего описаний природы, однако всегда описания в его романах подчинены действию. Пейзаж занимает особое место в романах Купера. В нем передано своеобразное очарование американских лесов и прерий. Природа, окружающая людей, становится непременным участником развертывающихся событий. Грозная и величественная, суровая и всегда прекрасная, она то помогает, то препятствует человеку в достижении его целей.

21. Своеобразие воплощения романтизма в творчестве Э. А. По. Художественно-эстетические особенности новеллы «Падение дома Ашер» и поэмы «Ворон» (характер композиции, особенности сквозных образов, образы произведений искусства и их роль, образ рассказчика, роль эпиграфа).

Эдгар По - чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе. Его поэзия в значительной мере повлияла на творчество поэтов разных народов, но на родине, в Америке, его стихе долго не понимали и не признавали. Его прозаические произведения стали подпочвам новых жанров, детективного и научно-фантастического. Его психологические новеллы заложили основания психологической прозы. Его критические работы оказывали содействие формированию американской национальной литературы.

Такое разнообразие творческих достижений Э. По постоянная возможная потому, что он особое внимание уделял художественному мастерству произведения и разработал свою теорию о задаче творческого процесса, его особенности. Он первым в литературе осознал эмоциональную силу слова и стремился так строить свои произведения, чтобы достичь наибольшего влияния на читателя. В этом заключается ярчайший особенность романтизма Э. По.

Поэзия раскрывает идеалы прекрасного, что создаются в воображении поэта. Цель его творчества - создать особый залог эмоционального подъема, в котором возможное мгновенное прозрение прекрасного. Так, например, построенный стих «Ворон», в котором читатель вместе с лирическим героем переживает прекрасные и трагические чувства. Э. По точно рассчитал строение стиха, его ритмические изменения, даже чувства, которые вызывают те или другие слова.

Еще ярче своеобразность романтизма американского писателя оказалась в его прозаических произведениях. Э. По отдавал предпочтение небольшим за размером жанрам - новелле и рассказу. Он считал, что большое произведение, которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя, так как целостность произведения поднимается. В прозе он поставил проблему столкновенья сознания человека с реальностью.

Э. По верил в Ум. Он считал, что только ум может вывести человека из трагических противоречий современности. В этом тоже заключается своеобразность его романтизма, недаром его называли рационалистом в романтизме.

Таким образом, своеобразность романтизма Э. По заключается в осознании силы эмоционального влияния слова, художественного произведения на читателя. Осознав это, По стремится подчинить эту силу, рассчитать ее, направить ее средствами художественной выразительности. Романтические герои Е. По, в отличие от большинства подобных героев того времени, живут в реальном, современном авторе миру. Их романтическая исключительность скрыта в их внутреннем миру, в их возможностях ощущать и мыслить.

Анализ новеллы «Падение дома Ашеров»: Новелла впервые опубликована в сентябре 1839 года в Бартонском журнале для джентльменов. Была немного переработана в 1840 году для сборника «Гротески и арабески». Новелла содержит стихотворение «Обитель привидений». Центральное место в новеллистике По занимают психологические рассказы, которые нередко называют «страшными» или «ужасными». Главная тема новеллы «Падение дома Ашеров» - трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации. По был, вероятно, первым американским писателем, который уловил в этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для неё не оставалось места, боль и болезнь души, её страх стали предметом художественно-психологического исследования. Среди психологических состояний, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является «Падение дома Ашеров» - новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т.е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы «Падение дома Ашеров», уже предвещает последующие жуткие события.

Поэзия По исполнена, чувства безысходной меланхолии, сознания обреченности всего светлого и прекрасного. Содержательные моменты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик. Так, о «Вороне» современники говорили, что его чтение вызывает физическое ощущение «мороза по коже». Это воздействие, которое чем-то сродни гипнотическому, достигается прежде всего с помощью музыкального начала. По его мнению, поэзия и поэтическая техника рождаются из музыки. И действительно, По демонстрирует настоящую магию стиха, доводя до совершенства мелодику, технику внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, параллелизмов и повторов, ритмических перебоев и рефренов-заклинаний. Он виртуозно, как никто до него в мировой поэзии, использует звуковую организацию поэтической речи.

Это знаменитое стихотворение построено на серии обращений лирического героя к птице, залетевшей в бурную ночь в его комнату. На все вопросы ворон отвечает одним и тем же словом «Nevemore» - «никогда». Поначалу это кажется механическим повторением зазубренного слова, но повторяющийся рефрен звучит пугающе уместно в ответ на слова скорбящего об умершей возлюбленной героя стихотворения. Наконец, он хочет узнать, суждено ли ему хотя бы на небесах вновь встретиться с той, что покинула его на земле. Но и здесь приговором звучит «Nevemore». В финале стихотворения черный ворон из ученой говорящей птицы превращается в символ скорби, тоски и безнадежности: невозможно вернуть любимую или избавиться от мучительной памяти.

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама. Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.



Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой”.

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Потому что он служил США не ради денег. Более позднее отношение к Америке начнет изменяться. Купер обратит внимание на исчезновение ряда племен индианцев, на насилие “нации промышленников” над природой. Природа отогревает в творчестве Купера особенную роль. Он позаимствовал у Скотта ряд приемов (в частности структуру роману, где исторические личности служат фоном развития событий, а вымышленные персонажи оказываются на авансцене), принцип изображения мира через “народное движение истории”. Но в творчестве Скотта природа никогда не играла такой роли, которую она отогревает в Купера. Богатство дикой природы спровоцировало новый подход. Главным героем роману “Лоцман” является морем, какое Купер знал очень хорошо (прежде, чем стать писателем, он сделал карьеру морского офицера), одним из главных героев пенталогии о Кожном Чулке есть дикая природа американских прерий, могучая стихия, помериться силой с которой может только очень

Пенталогия показывает нам всю жизнь этого странного человека, который приехал в Америку почти подростком, тогда, когда континент только начал усваиваться, прожила среди неторканих лесов всю жизнь и на старость стала жертвой той Америки, которой когда-то так доблестно пролагала пути через дикую природу. Дружба с индианцами научила Натти не бояться природы, которая никогда не оскорбит того, кто пришел к ней с добром. А вот “новая Америка” с ее местечками, кабаками и частной собственностью на землю, отталкивает старого охотника. Он привык жить охотам и убил оленя. Откуда же ему было знать, что теперь эта земля принадлежит судье Темплю, и там не то, что охотиться, а даже и ходить запрещено. Темпль привлекает старика к юридической ответственности. Его не тревожит, что, как бы не Кожный Чулок и не индианцы, такие, как Чингачгук (какого теперь зовут Джон), никакого Темпльтауна во главе из Темплем не существовало бы.

Купер не был противником цивилизации, но считал, что она должна утверждаться мирным путем, без кровопролития и массовых убийств. Роман “Звиробий” завершается ужасной картиной расправы колониальных войск над индейским племенем гуронив. За расправой наблюдает величественная и прекрасная природа, но и она скоро окажется охаянной: прерии превратятся на пустыне, леса будут выработаны, чистые источники пересохнут, живой мир лесов и степей погибнет. И сделают все это те, кого Купер назвал “моникинами”.

Купер стал первым американским писателем, имя которого вышло за границы США. Считается, что он открыл европейцам Америку, создал национальное лицо американца, как в позитивном, так и в негативном смысле, и навеки прославил человека чести и мужества.

В историю американской литературы Эдгар Аллан По вошел как поэт, новеллист и критик. Он является классиком “короткого рассказа”. Его считают родоначальником детективного жанра. Как это ни странно, но Америка По не сразу оценила. При его жизни американцы не воспринимали американских писателей всерьез и увлекались Диккенсом. Настроения викторианской Англии, литература которой была склонной к морализаторства и воплощение религиозного идеала, были широко распространенными и в Америке. Потому творчество По “пришлась не к двору”. Первыми оценили “безумного поэта” французские “проклятые поэты” (Бодлер, Верлен, Рембо), а также символисты. Они увидели в нем основателя нового искусства, лишенного дидактичного, воспитательного начала. Распространение в Европе теоретических работ “Философия творчества” и “Поэтический принцип” тоже способствовали новому виденью наследства Эдгара По.

Вычурный бред По привлекали Достоевского, но российский писатель писал: “Эдгара По можно, скорее, назвать писателем капризным, чем фантастическим”. Обиды По пугают своей естественностью и будничностью. Это ужас, который давно стал привычным. Ужас, в котором постоянно существует человек, который является полностью оторванной от общества “нормальных людей”.

Эдгар По не хотел делать ничего, кроме литературы, потому его жизнь прошла в тяжелом труде. Он редактировал центральные газеты и журналы в Нью-йорци и Филадельфии, его мастерство журналиста и писателя повышало тиражи, а вот По-поэт был немногим известный. Необходимость “накормить” публику привела По к научно-фантастическому и детективному жанру, к литературе “ужасов”. Но кошмары, созданные По, в действительности существовали в его душе. Трагическое ощущение реальности усугублялось трагедией личной жизни. У “безумного поэта” любовь была аномальной. Он женился с собственной двоюродной сестрой, когда умственно неполноценной девушке не было еще и четырнадцати. Вирджиния поражала всех, кто ее видел неземной красотой и ребячеством поведения.

Но она тоже походила из рода По. И ее ожидали муки. Жена-девочка (ведь она играла в куклы и после двадцати лет) умерла молодой, пролежав последние годы своей жизни прикованной к кровати. Если знать о том, что знаменитый “Ворон” был написан в доме, где в соседней комнате лежала неподвижная Вирджиния, поэзия приобретает особенное содержание. Греховная любовь закончилась трагически. Оставшись на свете в одиночестве, По писал: "В смерти той, кто была моей жизнью, я получил новое, но какое мрачное существование”. В действительности, лучшие произведения По были написаны после смерти Вирджинии, когда По прекратил служить в прессе и начал жизнь свободного художника, быстро прослыв человека предельно порочной, наделенной больной, обхваченой ненавистью к человечеству сознанием.

Лучшему пониманию поэзии По может способствовать ознакомление с его теоретическими трудами. “Мы забрали себе в голову, что написать поэзию ради самой поэзии, да еще и признать, что наша цель была именно такой, значит обнаружить решительное отсутствие у нас истинного поэтического величия и силы”, - писал По в “Поэтическом принципе”. Но такие его шедевры, как “Ворон”, “Юлялюм”, “Аннабель Ли”, “Эльдорадо”, “Звоны”, именно ради поэзии и писались. В них не имеет морали, они есть антихристиянскими по своей сути. Ворон, который залетел ночью к кабинету поэту, знает только одно слово – “Nevermore” (“Более никогда”). Птица якобы бессмысленно твердит его человеку, который потерял любовь, и оставляет поэта в глубоком одиночестве в душевном безвихидди. В “Аннабель Ли”, вспоминая прекрасную любовь “в королевстве у моря”, По обвиняет богов в завистях.

Ясность манеры сказа, рационализм (По был талантливым математиком) совмещаются в прозе и поэзии По с драматизмом и трагедийностью переживания, с атмосферой кошмаров и ужасов; четкость деталей – с внешне неправдоподобным и ужасающим; аналитическая работы мысли – с эстетизацией страданий и смерти. Эстетизация смерти занимает центральное место в новелле “Маска Красной смерти”, которая утверждает жестокость и необходимость давлючего над людьми фатума. Люди пытаются убежать от чумы, предотвратить смерть, устраивая пир в роскошном дворце. Во время середноевичной европейской чумы подобные пиры, в действительности, спасали через перенасыщение организма алкоголем. Но не так в По. У него люди мрут, мрут массово, и писатель, из задовильненням детализируя, рисует ужасные картины. В подобном ключе являются созданными новеллы “Демон порока” и “Черный кот”.

Отличается от европейского романтизма, что обусловлено историческими особенностями этой страны. История государства начинается с 1776 года – год принятия декларации. Понятие американец не понятие национальности, оно включает в себя выходцев из других народов и наций. Американец – это особый национальный тип людей, который отличается верой в свои возможности и возможности своего государства. После открытия америки ее земли являлись колониями, куда ехали европейцы, обладающие практицизмом, ставившие перед собой реальные цели. Джорш Вашингтон, который являлся ученым и писателем много сделал для того, что бы отстоять независимость америки. Томас Джеферсон автор декларации независимости.

Америка в то время в основном была англоязычная, тяготела к англии и в области культуры и литературы. Ранняя американская литература создается под влиянием анлийской.

Переодизация романтизма в америке:

появление амер. Романтизма. Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер.

Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма, ведется интенсивный поиск национальной художественной традиции, намечаются основные темы. Мировоззрение писателей этого периода оптимистическое. Но зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитазизма во всех сферах жизни общества.

самый плодотворный период. Эдгар По, Генри Логфелло.

Это зрелый этап. Сложная и противоречивая реальность америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков. Большинств писателей высказывают недовольство политикой в эти годы. Т к сохраняется рабство на юге, идет варворское уничтожение коренного населения. Здесь преобладают трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека. Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий печать обреченности в художественный язык проникает символика. Значительную роль начинают играть сверхестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

до начала гражданской войны (1860) романтизм угасает и более явным становится реализм. Период кризисных явлений в романтизме. В связи с гражданской войной романтизм кабы раздваивается. С одной стороны становятся мотивы протеста против рабства с эстетических и общегуманитарных позиций. С другой стороны литература юга, встает на защиту неправого дела.

Появление прозы, в частности Ирвинга и Купера, поэтому основными жанрами являются новеллы и жанр романа.

Основные темы и сюжеты:

  • 1. обработка известных сюжетов из европейской лит ры, черпались из фольклора, ввод фантастических мотивов.
  • 2. Тема фронтира и взаимоотношений белых с индейцами.
  • 3. морская тема и история нового государства.
  • 4. Тема цивилизации и природы.

А. Р. Был связан с историзмом, но не просто воспроизводил историю, а передавал колорит эпохи и характеров

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

  • 1. внимание к внутреннему миру человека;
  • 2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;
  • 3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. Тема освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

  • 1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.
  • 2. Последовательно антикапиталистический характер.
  • 3. Популярность индейской темы
  • 4. Три ветви американского романтизма
  • 1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы
  • 2 Средний Штаты – поиск нац. героя, соц. проблематика
  • 3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

Вашингтон Ирвинг

Создатель американской новеллы, краткость жанра была близка американцам т к этому способствовала быстротечность жизни и газеты.

Первый сборник новелл 1819 год «Книга эскизов». 1822-1824 выпускает еще 5 сборников. Его новеллы отличались от английских, тк имели романтические элементы, но включали пародийные мотивы. Сюжеты взяты из европейской литры, но с использованием местного фольклора и иронии, плюс американские реалии.

Он открывает американскую словесность европе.

Фенимор Купер

Являлся создателем американского романа. В его произведениях соединялись традиции готического и исторического романов.

Он создавал местный колорит и изображал историю страны. Основной конфликт между современным миром и его героями, а также патриархальным бытом. Героями часто являются индейцы, которые наделены лучшими качествами в отличии от белых.

Написал 33 романа, разных по жанровым характеристикам.

В его произведениях тема фронтира. Фронтир возникает в начале истории США, когда только появились первые поселения белых.

Ф. не обычная граница, а постоянно движущаяся, перемещалась на запад, между освоенными и неосвоенными землями.

Ф. ассоциировался с американской мечтой о равенстве, стремлении к счастью. С другой стороны фронтир предполагает существование двух миров, мира цивилизации и мира природы. КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865). В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и. хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком.


В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример - судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.

Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чье творчество сложилось в предшествующий период,- Лонгфелло, Эмерсона, Торо и др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д. Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др.

Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего американского поэта "Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метод Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенная сложность для американских романтиков заключалась в том, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто многих реалий жизни, за которыми уже закрепились устойчивые романтические ассоциации, таких, например, как английские замки и шотландские горы, тюльпаны Голландии и розы Италии и т. п. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями буржуазного развития страны.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Индейцы в Америке с самого начала были не условным отвлеченным понятием, фигурировавшим подчас в европейском романтизме, а повседневной реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Ф. Купер. Литература фронтира.

Джеймс Фенимор Купер стал одним из крупнейших романистиов 19в.,создателем американского нац.романа.Им было создано 33 романа,различных по содержанию и хар-ру-это и историческ.роман и морской,и нравоучит.проиведения.Роман Шпион свидетельствует о том,что автор идет по пути Вальтера Скотта.Купер создает нац.героич.хар-р,фактически творит мифологизированную историю своей родины.Ипользуя принцип Скотта он ставит в центр повествованиявымышлденных персонажей,тогда как реальные деятели уходят на второй план.Эпоха раскрывается через судьбу героев.Главные качества-патритизм,отвага,честность.Сюжетную основу романа составляет не собственно война за независимость.А семейно-личностные отношения.В «Шпионе»изображено семейство Уолтеров.Гарви Бёрч становится истинным героем,хотя формально роман посвящен истории др.людей.Он,которого считают пособником англичан, шпионом,снабжает важной информацией Вашингтона.Рискуя собственной жизнью, спасает Сару Уолтер из огня и помогает Генри У.избежать казни на висилице..Отказывается от денег,предложенных Вашингтоном.Романтическая идеализация: Берч –простой человек,обретает исключит.черты.В 1823 г.появляется роман «Пионеры»,ставший первым из серии о Кожаном чулке.В нем появляется лучшийперсонаж Купера-естественный человек-Натти Бумпо.Тема природы. Натти –белый, но живет в согласии с природой как индейцы, одевается как они.Тема природы неотделима от темы нравственности. Природе противопоставляется цивилизация,кот.не только уничтожает леса и зверей, но и разрушает челов.души и судьбы.В романах Куперса в целом преобладают повествовательное и авантюрноеначала над психологическим.Для писатля важны этические проблемы,он проводит четкую границу между добром и злом,кот.по его мнению всегда должно быть наказано.

Литературное наследие Купера весьма обширно. Оно включает 33 романа, несколько томов публицистики и путевых заметок, памфлетов, исторических изысканий. Купер заложил основы развития американского романа, создав различные его образцы: исторический, морской, социально-бытовой, сатирико-фантастический романы, роман-утопию. Писатель первым в американской литературе стремился к эпическому отражению мира, что сказалось, в частности, в объединении ряда его книг в циклы: пенталогию, трилогию, дилогию.

В своем творчестве Купер оставался верным трем главным темам: это Война за независимость, море и жизнь фронтира. Уже в самом этом выборе раскрывается романтическая основа творческого метода писателя: героизм солдат Американской революции, свободу морской стихии, девственных лесов и бескрайних прерий Запада Купер противопоставляет обуреваемому лихорадочной жаждой наживы американскому обществу. Этот разрыв романтического идеала и действительности лежит в основе идейно-художественного замысла каждой книги Купера.

Купер широко использует разнообразные художественные средства из арсенала романтической эстетики: лирически окрашенные картины природы, создание атмосферы таинственности, гиперболизацию, резкое разделение персонажей на «хороших» и «дурных» и т. п. В то же время творчество Купера имеет черты преемственности с просветительским романом XVIII в. Писатель сохраняет доверие к разуму и логике, приверженность к эпической повествовательности и точным деталям пейзажа, быта, внешности и т. п., придерживается многих структурно-композиционных принципов просветительского романа. В произведениях Купера продолжается утверждение принципов реализма, идущее от XVIII к концу XIX в., пусть даже грядущими поколениями не всегда осознавалась эта связь.

Купера нередко называли «американским Вальтером Скоттом», а подчас и упрекали в подражании великому шотландцу. Упреки эти несправедливы. Творчество Купера проникнуто глубоко национальным духом, в основе его творений - национальная проблематика. В предисловиях к своим романам Купер не раз подчеркивал необходимость развития и пропаганды национальной американской литературы.

Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке.

Пожалуй, лучшие страницы писателя - те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Купер - выдающийся мастер литературного пейзажа. Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. "

В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана.

Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены. Их кульминациями часто служит единоборство могучих противников: Чингачгука и Магуа, Твердого Сердца и Матори.

Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен - от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности.

Высшее достижение Купера - пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят пять романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» > (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо, у которого также есть многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок и Длинный Карабин. В пенталогии перед читателями проходит вся жизнь Бампо - от юности («Зверобой») до дня смерти («Прерия») . Но порядок написания книг не совпадает с этапами жизни главного героя. Купер начал историю Бампо, когда охотник уже вступил в преклонный возраст, продолжил эпопею романом из зрелого возраста Натти, затем изобразил его в старости, за год до смерти. И только после заметного перерыва писатель вновь обратился к приключениям Кожаного Чулка и вернулся к дням его юности.

Взятые вместе дять романов - художественная история американского фронтира, история движения американской нации с востока на запад. В судьбе Натти Бампо воплотилась история завоевания континента и одновременно история укрепления в стране буржуазной цивилизации, история нравственных потерь, которые понесла нация, расширяя свою территорию.

Все пять романов имеют примерно одинаковое сюжетное построение. Охотник Натти Бампо, обитатель самого крайнего рубежа фронтира, на первых страницах каждой книги встречается с кем-либо из переселенцев, волна которых движется на запад (офицеры, авантюристы, торговцы и т. п.). Он совершает чудеса храбрости и героизма, выступая на стороне «положительных» героев, борется с несправедливостью, помогает слабым и обиженным. В финале каждого из романов Бампо покидает привычные места и отправляется дальше на запад, а в следующей книге - история повторяется заново.

В «Следопыте» изображены сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. В этой войне и англичане и французы подкупом или обманом привлекали на свою сторону индейские племена. Бампо со своим метким карабином и Чингачгук участвуют в сражениях на озере Онтарио и в очередной раз помогают своим товарищам одержать победу. Однако Натти, а вместе с ним автор резко осуждают развязанную колонизаторами войну, ведущую к бессмысленной гибели как белых, так и индейцев. Значительное место в романе занимает история любви Бампо к Мэйбл Дунхэм. Ценя мужество и благородство разведчика, девушка, однако, отдает предпочтение более близкому ей по возрасту и характеру Джасперу. Бампо великодушно отказывается от брака (хотя Мэйбл была готова сдержать обещание, данное погибшему отцу, и выйти замуж за Следопыта) и уходит дальше на Запад.