Комплексное музыкальное занятие в старшей группе «Путешествие к сказочным гномикам. Конспект открытого музыкального занятия (НОД) в подготовительной к школе группе Интегрированное музыкальное занятие для детей

Виктория Лебедева

Цель:

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

Слушание:

-Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

Знакомство с новым музыкальным произведением И. С. Баха -

просмотр презентации;

Знакомство с новым музыкальным произведением К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

просмотр презентации;

Формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;

Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма.

Музыкально-ритмические движения:

- Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;

Учить согласовывать свои действия с действиями других.

Пение:

- Продолжать учить слушать и слышать в момент исполнения песни себя и других;

Закреплять вокально-певческие навыки.

Танцевальное творчество:

- Продолжать вызывать положительные эмоции в процессе музыкальной деятельности;

Воспитывать любовь к музыке и танцам.

Развивать у детей танцевальные способности, пластичность, чувства ритма и красоту движения в танце;

Формировать доброе отношение друг к другу.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- Продолжать учить детей игре на детских музыкальных

инструментах;

Побуждать к свободной импровизации;

Закрепить понятия – оркестр, соло, дирижер.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Предварительная работа.

1. Слушание песни «Дорога добра» (музыка М. Минкова, слова

Ю. Энтина).

2. Разучивание распевки «Кукушка»

3. Знакомство с ритмическими карточками.

4. Разучивание песни «Колокольчик» на детских музыкальных

инструментах.

5. Разучивание танцевальной композиции «Цветочная карусель»

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Паук»

7. Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для

Методическое обеспечение.

1. Цветы на каждого ребенка, наклеенные на полу по всему залу;

2. Объёмные цветы на голову для каждой девочки;

4. Объемный цветок;

5. Три сказочных цветка для фей;

6. Игрушки: паук, три феи;

7. Костюм для Дюймовочки;

8. Елка, на которой сидит кукушка;

9. Замок, в котором заколдованы феи;

10. Теремок, где живут сказочные животные;

12. Ритмические карточки: Лев, Ежик, Белочка, Поросенок;

13. Голубая ткань – речка;

14. Музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики,

металлофон, палочка для дирижёра, волшебная палочка для

15. Музыкальный центр, проектор.

Ход занятия.

Под фонограмму музыки «В гостях у сказки» дети, взявшись за руки, входят в зал.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются:

Музыкальный руководитель.

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Под музыку дети спокойно гуляют по залу, с окончанием музыки находят себе пару и выполняют движения по тексту



Здравствуй друг – рукопожатие

Как ты тут? – кладут ладошку на плечо

Где ты был? – теребят за ушко

Я скучал – скрещивают руки у себя на груди

Ты пришел – разводят руки в стороны

Хорошо – обнимают друг друга


Музыкальный руководитель. Ребята, а вы верите в чудеса?

(ответ детей).

Сегодня я хочу пригласить вас в чудесную цветочную страну, хотите?

(ответ детей) . А перенестись туда нам помогут волшебные цветы, посмотрите, какие они красивые, выберите себе понравившийся вам цветок, присядьте на него, слушайте музыку и мой голос.

(Звучит музыка)


Представьте себе, что вы цветы. Цветок спит, просыпается, раскрывается, растет, танцует. На цветочках лежат разноцветные лепестки, возьмите их и они унесут нас в страну прекрасного.

Музыкально-ритмические движения, развитие фантазии, воображения.

Дети садятся на цветы, расположенные по всему залу и под музыкальную композицию выполняют плавные, мягкие движения: Дети берут легкие капроновые лепестки. Легкими движениями дети перемещаются по всему залу.


Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к большому красивому цветку.

Музыкальный руководитель. Вот мы и оказались в цветочной стране, а вот самый большой и красивый цветок.


(В левом углу зала стоит объемный цветок из ткани, лепестки которого связаны наверху ленточкой, внутри цветка девочка – Дюймовочка).

Интересно, кто же в нем живёт?

(Музыкальный руководитель раскрывает цветок, в нём сидит Дюймовочка)


Музыкальный руководитель. Ребята, как я рада, мы с вами в цветочной стране встретили Дюймовочку. Давайте с ней поздороваемся.

(Дети приветствуют девочку)


Угадайте, в каком она настроении. Я предлагаю вам расположиться на цветочной полянке, послушать музыку и посмотреть на экран.

Развитие ладотонального чувства.

(Звучит музыка - И. С. Бах. На проекторе листаются картинки с изображением грустных животных и дождливой погоды.)




Музыкальный руководитель. Ребята, вы прослушали музыкальное произведение, композитора Иогана Себастьяна Баха. Скажите, какой характер или какое настроение у этой музыки?

(ответы детей)

Значит и у нашей Дюймовочки, какое настроение?

(дети угадывают настроение Дюймовочки, говорят, почему они так решили). Правильно дети, с помощью музыки и иллюстраций мы узнали, что у Дюймовочки грустное настроение.


Музыкальный руководитель. Дюймовочка, расскажи, что у тебя случилось?

Дюймовочка: У меня есть подруги - маленькие феи, у каждой из которых, есть свой домик - цветок. В одно прекрасное утро мы летали, играли, веселились, а в это время пришёл злой паук, похитил все домики-цветы и спрятал их в цветочной стране. А моих подружек фей заколдовал и спрятал в замке. Что же мне теперь делать?

Музыкальный руководитель. Ребята, вы слышали, злой паук украл все домики-цветы и похитил подруг Дюймовочки, как вы думаете, что мы будем делать?

Дети предлагают помочь Дюймовочке найти её подруг и их домики.

Музыкальный руководитель. Но где же нам их искать, куда же нам пойти? Посмотрите, там в далеке, стоит ёлочка, а на ней сидит кукушка, на самой низкой ветке. Давайте подойдём поближе и поможем ей подняться вверх, может тогда птичка поможет нам.

Дети идут к ёлочке, располагаются на ковре возле инструмента.

А для этого нам надо спеть распевку "Кукушка" в разных тональностях.

Распевка «Кукушка».


(Мелодия по тонам поднимается вверх, при правильном пропевании кукушка пересаживается с ветки на ветку, пока не поднимется на верхушку).

Музыкальный руководитель. Кукушка поднялась на самую верхушку, но мне кажется она хочет что-то сообщить.

Музыкальный руководитель слушает кукушку.


Дети, кукушка мне только-что прошептала на ушко, что в далеке она увидела пенёк, а за пеньком что-то лежит. Давайте подойдём поближе и посмотрим?

Дети идут к пеньку. За ним лежит цветок.


Музыкальный руководитель. Смотрите, мы нашли один цветок

(на цветке сидит паук) .

Ой, а вот и сам злой, коварный паук. Давайте мимикой попробуем передать злобный характер паука, а пластикой рук – как он плетет паутину.


Развитие мимических и пластических движений.

Пальчиковая гимнастика «Паук»


У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Ну а попадутся мошки,

Побегу к ним по дорожке!


Музыкальный руководитель. Ребята, мне кажется паучок хочет что-то сказать.

Музыкальный руководитель слушает паучка.

Паук мне на ушко сказал, что ему понравилась наша пальчиковая гимнастика и если мы хотим найти следующий цветок, то нам нужно отправиться к теремочку на цветочную поляну.

Музыкальный руководитель. Ну что, ребята, отправимся на поиски других цветов?

(ответ детей)

А чтобы идти было веселее, мы споём песенку о дороге добра, потому что добро всегда побеждает зло.

Звучит песня «Дорога добра»

(музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина).

(Дети идут по залу, проходят на цветочную полянку).


Музыкальный руководитель. Посмотрите, какая чудесная цветочная полянка, а на ней стоит расписной терем-теремок.

Паук мне говорил, что на этой полянке живут разные сказочные животные, и у одного из них он спрятал цветок. Давайте постучим в дверь и посмотрим, кто нас встречает?

Дети стучат в дверь.


Развитие чувства ритма по ритмическим карточкам

(«Этот удивительный мир» Каплуновой, Новоскольцевой)


(В домике нарисованные окна, которые закрыты бумажными ставнями. Музыкальный руководитель по очереди открывает каждое окошко, в нём приклеены карточки с изображениями – Льва, Ежика, Белочки, Поросенка, дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок по слогам название животного, затем это слово пропевают на одном звуке).

Музыкальный руководитель. Дети, скажите, а что мы ищем?

(Дети отвечают - цветок)

Давайте дружно прохлопаем ритмический рисунок слова - цветок.

(Дети хлопают и проговаривают)

Сколько раз хлопали? (Дети - два раза)

Кто из вас был самым внимательным? Скажите, ритмический рисунок какого животного мы прохлопали два раза?

(Дети называют слово-ёжик)

Музыкальный руководитель. Правильно. Слова ёжик и цветок состоят из двух слогов, значит злой паук спрятал цветок у ёжика.

Дети достают из теремка второй цветок.


Музыкальный руководитель. Ребятки, я вижу третий цветок, но он

находится на той стороне реки, а речка эта тоже не простая, она любит, когда про нее говорят, вернее, когда говорят про ее музыку.


Я предлагаю снова расположиться на цветочной полянке послушать музыку и посмотреть на экран.

Слушание и определение характера музыкального произведения.

(Звучит музыка Камиля Сен-Санса «Аквариум», из сюиты «Карнавал животных»).

Дети слушают музыку, смотрят на экране иллюстрации живописных речек, водопадов.


Музыкальный руководитель. Дети, вы прослушали музыкальное произведение композитора Камиля Сен-Санса «Аквариум». Давайте подойдём поближе к госпоже-речке. Вы должны проходя через неё, сказать ей какой вы ее услышали, какой представили себе, в каком настроении.

Дети говорят слово и по очереди перешагивают через речку, затем находят цветок.



Дети, какие вы молодцы, справились и с этим заданием. Последний цветок мы с вами нашли.

Но как же нам расколдовать замок и освободить маленьких подруг Дюймовочки. Может быть нам кто-то поможет?

Звучит волшебная музыка, в зал заходит Фея.


Фея. Здравствуйте, дорогие ребята, я Фея цветочной страны. Всё это время я наблюдала за вами и очень рада, что вы помогли Дюймовочке найти цветы – домики. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Но нам надо расколдовать замок и освободить моих сестёр – маленьких фей. В моей цветочной стране растут волшебные цветы, может они нам помогут расколдовать замок.

Музыкальный руководитель. Здравствуй, дорогая Фея, мы рады тебя видеть! Спасибо, что пришла к нам на помощь.

Фея. Цветочки, цветочки

Превратитесь в ободочки!

Фея под музыку взмахивает волшебной палочкой над цветами. Надевает девочкам на голову ободки с цветами.



Девочки-цветочки, приглашаю вас покататься на цветочной карусели.

Танец «Цветочная карусель».








После танца Фея с детьми подходят к замку срывают с него паутину.



Фея. Волшебные цветы помогли, чары злого паука исчезли и замок расколдован.

Музыкальный руководитель. Дорогая Фея, ты была права, замок расколдован, маленькие феи свободны! Пойдём Дюймовочка, приведём их сюда.

Музыкальный руководитель и Дюймовочка заходят за декорацию замка и выносят трёх кукол с крылышками.


Музыкальный руководитель. Ребята, какая радость! Вот и нашлись подруги дюймовочки – маленькие феи! Посмотрите, какие они красивы. Обратите внимание на их воздушные и прозрачные крылышки. Дорогая Фея представь нам своих сестёр.

Фея. Розочка, Фиалка и Хризантема.

Музыкальный руководитель. Какие красивые, цветочные имена. Я предлагаю расположить цветы - домики на цветочной поляне и посадить на них маленьких Фей, но только схожих с ними по цвету.

(Дети садят кукол на цветы)


Музыкальный руководитель. Дюймовочка, поблагодари ребят за помощь.

Дюймовочка. Спасибо, ребята, спасибо вам всем. Вы помогли мне найти моих подруг. Как хорошо иметь много друзей.


В нашей цветочной стране есть волшебные инструменты, давайте на них сыграем.

Музыкальный руководитель. Дорогая Дюймовочка мы рады были тебе помочь и с удовольствием сыграем на инструментах, но сначала посмотрим и скажем их название.

Музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, дети их называют.


Музыкальный руководитель. Хотите на них сыграть? (ответ детей).

Только сначала скажите, когда музыканты играют все вместе - это называется…(оркестр) , а когда играет один музыкант…(соло) ,

а это кто:

Он отличный музыкант, у него большой талант,

Палочкой взмахнул и вот – в зале музыка живет!

Зазвучал оркестр и хор, кто он, дети? (дирижер).


Игра на музыкальных инструментах. «Колокольчик»


Музыкальный руководитель. Ребята, давайте присядем на цветочную поляну. Вспомним, где мы сегодня были, что делали, кому помогали, какие задания выполняли? (ответы детей - помогали Дюймовочке, искали цветы-домики, выполняли разные задания, слушали музыку, разговаривали с речкой, угадывали её настроение, работали по карточкам)


Музыкальный руководитель.

Закончен день и в сказочной стране

Спустилась ночь на землю в колеснице,

Заснули птицы, сказки в тишине,

Пусть им волшебный сон приснится.

Скажите, вам сегодня было интересно? (Ответы детей) И мне, ребятки, с вами было очень интересно, приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новая сказка.


Фея. Дорогие ребята, я рада, что с вами познакомилась, вы, очень талантливые. И в знак благодарности я хочу угостить вас вкусными, сладкими цветочками.

(Фея угощает детей конфетами в виде цветка.)


До свидания, заглядывайте в мою цветочную страну почаще!

(Уходит под музыку.)

Музыкальный руководитель. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с гостями, возьмёмся за руки и пойдём в группу.


(Дети Поют «До свидания» по нисходящему трезвучию и под музыку «В гостях у сказки» выходят из зала).




Наименование ДОУ : МБДОУ детский сад № 16 «Аистёнок»

Реализуемая программа: От рождения до школы.

Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию во второй младшей группе детского сада «Солнечные лучики».

Возрастная группа: Вторая младшая группа.

Интеграция: Музыка, Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Здоровье, Физическая культура.

Воспитатель: Зверева Елена Валентиновна , стаж работы 19 лет

Музыкальный руководитель: Сорокина Альбина Александровна ,

Стаж работы 38 лет, вторая квалификационная категория;

Цель: Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно - исследовательскую, художественно-творческую, коммуникационную, музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

1. Накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

2. Средствами разных видов искусств, приобщать детей к восприятию примет весны, вызывать соответствующий отклик.

3.Формировать умение отмечать изменения в природе.

4. Формировать умение чувствовать смену частей в музыкальном произведении и передавать это в деятельности.

5.Формировать умение передавать в пении характер песен, петь слаженно, без напряжения.

6. Формировать элементарные математические представления; различать понятия один, много, по одному ; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами один, много .

7.Развивать умение создавать коллективную композицию в рисунке, используя нетрадиционные формы рисования пальчиками.

Развивающие:

1.Развивать у ребёнка позиции активного участника, исполнителя, творческого созидателя.

2. Развивать музыкальный слух, память, тембровое и ритмическое восприятия и воображения.

3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, мышление).

4. Развивать устную речь детей и любознательность.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.

Оздоровительные:

1.Использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: дыхательная гимнастика, психогимнастика и пальчиковая игра;

2. Развитие мелкой и крупной моторики рук.

Используемая литература:

1.От рождения до школы.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. . -М.; Мозаика- Синтез, 2010.

2. Журнал «Музыкальный руководитель №1», 2012.

3.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. -М.; Мозаика- Синтез, 2010.

Материалы, пособия: Ширма, воробьи, костюм для девочки-берёзки, цветы-подснежники, оздоровительная массажная дорожка, металлофон, солнышко, 5 лучиков, прищепки, ватман, жёлтая гуашь, салфетки.

Предварительная работа: Заучивание закличек, стихов. Разучивание песен, игр, хороводов. Проведение прогулок по теме: «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за весенними изменениями в природе». Рисование подснежников.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Вводная часть.

Дети заходят в зал. В углу зала стоит ширма, деревья с листочками, полянка подснежников.

Воспитатель: - -Куда же мы с вами попали? (Ответы детей)

Посмотрите, ребята, тут и там стоят березки и рябинки, расцвели подснежники, звонко щебечут птички!

А вот бежит весёлый ручеёк! (Воспитатель показывает на оздоровительную дорожку)

Воспитатель: - Давайте пройдём по ручейку.(Массаж ног .)
-Да, мы попали в весенний лес! Как здесь красиво!
Изменился милый лес, много стало в нем чудес!
Почему светло и чисто, блещет солнышко с небес?
Почему зеленый листик вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам стало нынче не до сна?

Потому что к нам ребята, в гости вновь пришла…….. весна!

Дыхательная гимнастика:

Воспитатель:- Вдохнём ароматы весны.

Вдох- выдох.

Вдох- выдох: - Как хорошо кругом !

Вдох- выдох:- Ах!

Дети присаживаются на стульчики. Слышна мелодия металлофона.

На ширме стайка воробьёв.

Чик- чирик, чик-чирик!

Воспитатель: - Капайте сосульки-

Воробьиный слышен крик

В каждом переулке

Музыкально- ритмическое упражнение.

Музыкальный руководитель:- Больше нет мороза. Чик-чирик. Давайте все вместе споём эту весёлую радостную песенку.

Распевка: Чик- чик, чик-чирик!

Поют песню «Зима прошла». муз. Н. Метлова, сл.М. Клоковой.

2.Основная часть.

А) Творческая разминка

Воспитатель: - Наступила весна. Солнышко пригревает землю, тает снег, появляются ручейки, которые весело журчат. На дорожках лужицы, а когда солнышко прячется,снова становится холодно и вода замерзает.

Музыкальный руководитель:- Послушайте музыку. Она звучит по-разному: пригрело солнышко, побежали ручейки- музыка лёгкая, быстрая.(исполнение 1 ч. пьесы «Детского танца» муз. А. Майкапара )

Стало холодно, ручейки замёрзли- музыка тихая.( исполнение 2 ч. пьесы «Детского танца» муз. А. Майкапара )

Давайте поиграем в ручейки.

Упражнение «Ручейки» муз. А. Майкапара

Воспитатель: - Ребята, а где солнышко?(Ответы детей)

Надо солнышко позвать. Как мы его будем звать? (Ответы детей)

Да, ласково, весело.

Психогимнастика «Солнышко»

Закройте глаза, представьте, солнышко взошло. Оно нас греет нам тепло и радостно. Мы подставляем солнцу наши щёчки: правую, левую, ручки. Ах, как хорошо!

Откройте глаза.

Ребята, давайте позовём солнышко!

Чтение заклички: Солнышко, вёдрышко

Выгляни в окошко

На ребяток погляди

Всем ребяткам посвети!

На ширме под грустную музыку «Грустный дождик» муз. Д.Кабалевского

Появляется Солнышко без лучиков.

Б) Создание мотивации и постановка проблемы.

Музыкальный руководитель:- Что случилось с Солнышком?

Почему оно грустит? (Ответы детей).

Лучики у Солнышка все потерялись.

По лесам, по полям разбежались.

Ну что же, надо солнышку помочь. Будем искать лучики!

(Звучит музыка. Выбегает девочка- берёзка с лучиком. Дети встают.)

В) Совместный поиск решение проблемы .

Воспитатель: - Здравствуй, берёзка. У солнышка лучик потерялся, а ты его нашла? Отдай пожалуйста, лучик золотой.

Берёзка:- Я отдам вам лучик, только повеселите меня, пожалуйста, спойте мне песенку, да спляшите.

Дети встают вокруг берёзки.

Хоровод «Берёзка» музыка Р. Рустамова.

(Берёзка отдаёт лучик, дети благодарят, идут дальше.)

Берёзка:- Спасибо, ребята! Посмотрите в лесу, на полянке и найдите лучики.(Дети по залу ищут лучи.)

Воспитатель: - Сколько лучиков нашли? (Один, два, три…)

Солнышко обрадуется, будет весёлым. А мы тебе песенку споём.

Песня «Есть у солнышка друзья» муз. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой.

Воспитатель:- Вот мы собрали лучики. Посмотрите, как их много.

Какого они цвета? Что ещё вы можете о них сказать?(Одинаковые по длине)

Музыкальный руководитель:- Солнышко, мы твои лучики нашли.

Воспитатель:- Смотри их так много.

(Дети со стола берут жёлтые прищепки).

Сейчас по одному лучику мы прикрепим к солнышку(поворачивает другой стороной, где солнышко улыбается).

Много лучиков у солнышка. Развеселилось наше солнышко.

Музыкальный руководитель:- Споём весёлую песенку солнышку.

Поют песню «Солнечная песенка » муз. и сл.Т. Хижинской (журнал Музыкальный руководитель №1, 2012).

Солнышко:- Спасибо вам ребятки за помощь. А я вам буду светить ярко- ярко, ведь впереди весна, лето.

Воспитатель:- Весь день мы проискали лучики, не заметили, что наступил вечер и солнышко устало, ему пора отдыхать. А нам не хочется расставаться с солнышком. Мы нарисуем золотистые лучики на бумаге, чтобы в любую погоду в доме сияло ясное солнышко.

3.Выполняется коллективная работа: дети рисуют солнечные лучи пальчиками.

А)- Сначала подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Б) Практическая работа.

4. Рефлексия.

Воспитатель:- Ребята, вам понравилось солнышко? Развеселили мы его?

Какое настроение у вас?

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.


Большинство современных семей не придают важности роли искусства. А ведь даже самые простые наблюдения и обсуждения помогают раскрыться чувственной стороне детской души. Дети к четырехлетнему возрасту в большинстве своем теряют детскую непосредственную эмоциональность. Они начинают стесняться в проявлении эмоций, высказывании своего мнения.

Эстетическое восприятие окружающего мира, чуткое отношение к красоте и совершенству природы, умение детей создавать свою красоту - вот цель нашего творческого проекта «Знакомим детей с искусством». Различные мероприятия, проводимые с детьми с младшей по подготовительную группы помогают детям обогатить свой жизненный опыт. Представленное открытое занятие является частью работы с родителями. Проводимые совместные занятия, собрания, участие в городских конкурсах - всё это знакомит участников со способами воспитания в условиях семьи.

Данный конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. Представлена интеграция направлений программы художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. Занятие рассчитано на начало учебного года. Уровень развития детей выше среднего.

Занятие поделено на две части - о первом месяце осени и о втором. Аналогично распределение обучающей деятельности в двух частях музыкального зала. Изостудии в дошкольном учреждении нет, поэтому всю предшествующую работу, связанную с изотворчеством, проводит педагог группы.

Составляющие занятия взаимозаменяемы, вариативны, удобны для применения в разработке конспектов о разных временах года. Показать свои знания дети могут в составлении рассказа по моделям и выполнении движений на ориентировку в пространстве по схемам. Быть активным участником в узнавании произведений музыкального, поэтического и художественного искусства. Предоставляется возможность проявить эмоции и творчество в рисовании, пении, при мелодекламации стихов. Могут попробовать свои силы в качестве юных композиторов, придумывая музыку на текст любой поговорки о времени года.

Цель занятия : обогащение представлений детей об изобразительных возможностях музыки посредством сопоставления произведений искусства.

Программные задачи :

Музыкальные

1. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, добиваться чистоты интонирования окончания припева.

2. Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки выразительными средствами поэзии, живописи и ритмопластики.

3. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, умение свободно ориентироваться в пространстве.

Речевые

1. Обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества осенних примет в природе.

2. Формировать умение рассказывать по моделям о явлениях природы.

3. Развивать слухо-моторную координацию и внимание.

Общие

1. Прививать детям чувство гармонии и совершенства творений великих классиков.

2. Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств.

Предшествующая работа :

1. Наблюдения за изменениями в природе, прогулки - поиск на территории детского сада (изменение окраски листьев, поиск разных видов деревьев), рассматривание в вазе веточек с листьями и плодами деревьев с территории, недоступной детям, закрепление знаний через дидактические игры.

2. Разучивание песни о золотой осени, слушание произведений Чайковского, современников на тему осени.

3. Разучивание стихов о золотой осени, хмурой осени, поговорки о сентябре.

4. Аппликация и рисование на индивидуальных листах.

5. Совместное с детьми создание книги осени (гербарий).

Место проведения: музыкальный зал.

Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной к школе группе "Музыкальная шкатулка Домовёнка Кузи"

Программное содержание:
Обучающие задачи:
- продолжать учить слышать кульминацию в связи с развитием музыкального образа;
- продолжать учить определять жанр, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
- продолжать формировать певческие навыки; учить подпевать незнакомую песню легко, и непринуждённо.

Развивающие задачи:
- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки, фантазии, волшебства;
- развивать воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей сказочный персонаж (Баба Яга);
- развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
- развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений.

Воспитательные задачи:
- прививать любовь к музыке и литературе.

Методическое обеспечение:
- фонограмма музыкальных произведений «Баба Яга» П. И. Чайковского, гармошка – оригами, картинки – веселый и грустный человечек.
- шкатулка, книжка – сюрприз для детей, кукла Бабы Яги, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:
Подготовка к занятию с детьми самого педагога (учитывая обстоятельства, так как занятие будет проходить на территории чужого детского сада).
Ход занятия
Музыкальный руководитель в роли Домовёнка Кузи:
(заходит под музыку, исполняет танцевальные движения)

Вы меня узнали? Я Домовёнок Кузя! Я очень рад вас видеть. Дети, я знаю одно очень весёлое приветствие… Хотите я вас научу? Я сейчас буду петь, и показывать движение. Вы движения повторяйте со мной… Так вам будет легче запомнить слова песенки!

Музыка…
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!

По окончании… Звучит загадочная музыка…
Кузя - Мне сегодня как никогда нужна ваша помощь. Дело в том, что я потерял свою шкатулку, а она у меня не простая, а музыкальная. Поможете мне её отыскать?
Ответы детей.
Тогда скорее становитесь за мной, мы идём на поиски…
На мультимедиа появляется картинка леса…. Дети под музыку идут за Кузей.
(напоминаю детям как идти, смотреть по сторонам внимательно, идём сначала игриво, затем имитируем полёт, затем имитируем перескакивание через кочку, лёгкий бег, и снова обычный шаг. Когда шагаем, напоминаю, как держим спину и голову).
Останавливаемся. (звучит волшебная музыка)
Кузя – дети, а куда это мы с вами попали?
Ответы детей.
Точно мы с вами в лесу.
Звучит волшебная музыка…
Кузя обращает внимание на шкатулку.
Кузя – ура, дети, мой волшебная шкатулка нашлась! Хотите узнать что там, что нам приготовила волшебная шкатулка?
Ну, не будем терять время, а поскорее посмотрим, что же там лежит. (Открыть – музыка) .
Шкатулка наша тайнами
И песнями полна,
Секреты музыкальные
Откроет нам она.
Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей.
Постарайся, постарайся,
Чтобы стало веселей.
Достаем гармошку (оригами) из цветной бумаги.
Кузя: Посмотрите, что это?
Ответы детей. (после ответов детей включается фонограмма песни Крокодила Гены)
Вспомните, кто любил играть на гармошке?
Ответы детей: (Крокодил Гена).
Конечно, Крокодил Гена. Но наша гармошка необычная. Давайте с вами пофантазируем во что может превратиться эта гармошка в зависимости от того, музыка какого танца будет звучать. Если будет звучать полька – гармошка превратится в юбочку, покажите, мазурка – веер, плясовая – гармошка, а когда вы услышите вальс – в нашем зале появится много разноцветных бабочек. Будьте внимательны, итак – начинаем.
Музыкально – дидактическая игра «Гармошка – говорушка».
Кузя - Молодцы, с первым заданием справились, посмотрим, что же еще лежит в шкатулке.
Звучит волшебная музыка…
Шкатулка открывается. Кузя достаёт картинки веселого и грустного человечков.
Кто это Кто это, ребята?
Ответы детей: (Братья - мажор и минор).
Самое интересное впереди…
Давайте представим, что жители нашего сказочного города решили устроить праздник. Все собрались на главной площади города и пригласили братьев. Люди пели, шутили, играли, а затем попросили братьев исполнить танец. Задумались мажор и минор…
Как же мы сможем танцевать? Ведь мажор любит веселиться, а минор – мечтать. А как вы думаете возможно ли это?
Ответы детей:
Кузя – а давайте помирим братьев, и покажем, как в одной пьесе, в одном танце – могут дружить и минор и мажор?!
Я предлагаю вам сейчас поиграть… Когда будет звучать грустная и медленная музыка – становитесь в пары и тихо, медленно и красиво кружитесь. А когда музыка будет звучать быстро и весело – вы разъединитесь и будите танцевать по одному, весело и задорно, сами придумывая для себя движения. Согласны? Тогда начинаем
(МУЗЫКА)
Музыкально-дидактическая игра на развитие ладотонального слуха.

Кузя - молодцы дети, отлично поиграли!
А давайте немного отдохнём?
Физминутка
Самомассаж
Улыбнись мне скорее!
(Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("Пружинка")
Будет веселее. (Поднимают ручки вверх)
Мы погладим лобик, носик и щечки
(Выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
(Наклоны головы к правому и левому плечу поочередно)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
(Движения по тексту)
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
(Разводят руки в стороны)
Звучит музыка
Кузя – давайте заглянем и узнаем, что ещё имеется в моей шкатулке?
Кузя - А сейчас – внимание, вновь открываем шкатулку. (Звучит тревожная музыка…Достать сверток, не разворачивая и не показывая предмет.)
Кузя спрашивает детей что это может быть…
Ответы детей.
Кузя – ребята, время для раздумий у нас нет, и я предлагаю вам прослушать пьесу…
Пока вы её будите слушать – придумайте ей название, кто сможет? В это время звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»
По окончании…
Кузя разговаривает с детьми о пьесе, выясняет о характере и настроении пьесы, спрашивает к какому сказочному герою может принадлежать эта музыка… (если дети испытывают затруднения – можно загадать загадку…)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
Ответы детей.
Кузя – правильно, это музыка Бабы Яги. Она такая хитрая и вредная иногда бывает. Вот в сказке где я живу - Баба Яга тоже встречается.
Кузя – давайте поговорим о музыке?
Ответы детей.
М. Р. Молодцы, в самом начале Б.Я. идет прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Б. Я. что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, Б.Я. несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Кузя - Ну-ка, посмотрим что же это и помогла ли музыка нам отгадать эту сложную загадку. (Показать игрушку)
Кузя - Действительно, это Баба Яга. Хорошо, что она игрушечная, а ненастоящая.
Молодцы дети, вы очень точно описали героя сказки, под музыку которую прослушали.
Видите ребята, в сказках живут не только добрые герои, но и злые, например такие как Баба Яга.. . Но все мы любим сказки за то, что в сказках всегда добро побеждает зло.
Кузя - Давайте посмотрим, остались ли предметы в шкатулке. Ребята, а шкатулка-то пуста, но сказочную музыку подарила нам она. Мы с вами и фантазировали, и рассуждали о музыке, танцевали. И всё это волшебство подарила нам музыка.
А сейчас я хочу спеть вам песню.
Песня «Чудо – сказки»
Сл. и муз. Т.З. Прописновой
(исполняет Кузя – музыкальный руководитель)
Кузя - Вот какая у меня замечательная волшебная шкатулка с музыкальными загадками и играми.
Кузя – дети, вы мне очень понравились, а так как я сказочный герой – значит могу творить чудеса, и на память о себе хочу вам что-то подарить… Но мне нужен один самый смелый из вас, кто бы мне помог сотворить чудо – волшебство!
(выходит ребёнок, Кузя даёт ребёнку волшебную палочку, и ребёнок вместе с Кузей произносит волшебные слова)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать
Раз, два, три, что в шкатулке – посмотри! (звучит волшебная музыка)
Дети заглядывают в шкатулку, а там книга со сказками.
Кузя – это вам друзья!
(звучит фонограмма Бой часов).
Дети, вам пора возвращаться в садик. Хотите я вас отвезу на весёлом паровозике?
Дети встают друг за другом паровозом и возвращаются на стулья. (предлагаю детям подпевать).
Можно спросить детей о том, что им больше всего запомнилось и понравилось.
Кузя прощается с детьми(звучит музыка) и уходит!

Конспект открытого занятия

В старшей группе

«Прогулка по осеннему лесу»

Музыкальный руководитель:

Храмова Е.С.

Первая квалификационная

Конспект открытого музыкального занятия в соответствии с ФГОС

Тема: «Прогулка в осеннем лесу»

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Средства реализации содержания занятия:

· наглядные – презентация к занятию (изображение осени, картины художников по теме «Охота», портреты композиторов, карточки с ритмическим рисунком); шумовые (ударные) музыкальные инструменты.

· словесные - Рассказ о пьесе «Времена года» П.И. Чайковского «Охота», ответы детей, (литературные) – стихотворение А.С. Пушкина "Пора, пора! Рога трубят...»;

· практические и здоровьесберегающие (музыкальные): – (упражнения) попевка «Приветствие»; (восприятие музыки) прослушивание и изображение действия пьесы «Времена года П.И. Чайковского «Охота»; (игра) - здоровьесберегающие упражнение «Подуй на листочек», «Моторчик»; (пение) «Осенние песенки» (слова и музыка О.П. Григорьевой), (музыкально-ритмические движения) танец «Осенний листопад» под фонограмму песни «Листопад».

· оборудование – ИКТ: интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер; детские музыкальные инструменты.

· раздаточные - осенний листик, листья для танца, детские музыкальные инструменты.

Интеграция направления развития: художественно - эстетического развития (музыка) с познавательным, речевым, физическим направлениями.

Цель: Закрепить знания о времени года осень, развивать интерес к музыкальному искусству и творческие способности детей через слушание музыки и исполнение музыкального репертуара (пение, музыкальное движение, игра в оркестре).

Задачи:

Развивающая:

Развитие творческих способностей детей в музыкально-исполнительской деятельности (озвучивание образов песни);

Развить способность детей выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов;

Развивать способность детей передавать образное содержание музыкального произведения в свободном творческом движении;

Развить дыхательный и речевой аппарат ребёнка...

Образовательная:

Продолжить разучивать танец «Листопад»: перестроение из 4 маленьких кругов в один большой круг;

Закрепить активный словарь по теме осень;

Закрепить знания детей о композиторе П.И.Чайковском;

Находить взаимосвязь музыкальных произведений с произведениями живописцев и поэтов.

Воспитывающая:

- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Используемые технологий: ИКТ, ТРИЗ, здоровьесберегающие.

Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)

- слушание пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского - «Охота»;

Рассматривание художественных картин: Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале», Сверчкова Николая Егоровича «Охота в Ропше», Кудрявцева Ивана Ивановича «Охотник с лисой».

Разучивание дидактических игр по формированию чувства ритма, (работа с интерактивной доской);

Разучивание 1 части танца с листочками под песню «Листопад»,

Разучивание песни «Осенние песенки» (работа над дикцией, интонированием мелодии).

Планируемый результат:

Любознательный, активный · Музыкальная активность, речевая активность.
Эмоционально - отзывчивый · чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; · проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками · умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; · умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; · умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи · умение узнавать знакомые произведения, классифицировать их, знать музыкальные инструменты, исполнять песни хором, танцевать коллективные танцы, владеть знаниями о ритмическом рисунке; · умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности · умение сосредоточенно действовать в течение 20 – 35 мин.;

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Ход занятия:

Зал украшен по осеннему, на интерактивной доске слайд №1 «Осенний лес».