Контрольный тест по истории России на тему "Культура России XVIII века" (7 класс). Контрольное тестирование по истории на тему «Образование, культура и наука России XVIII-XIX вв Русская культура 18 века тест
Фамилия, имя _____________________________________.
Центром просвещения стал созданный в ________ г. М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым ____________________университет.
В _________г. была учреждена Академия ______________________.
В 1764 г. для дворянских дочерей был основан ________________________институт благородных девиц.
Выдающимся русским учёным 18-го века является ____________________(1711–1765 гг.).
Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских учёных: математиков ___________, _________________. Воспитанниками Академии являлись: математик и астроном ______________________________, натуралист и этнограф _____________________, философ _______________________.
Издал «Атлас Российской империи». ___________________ разработал основы агрономии. В 1741 г. морская экспедиция ______________________обследовала северо-западное побережье Америки.
Историк _____________________ написал «Российскую историю с самых древнейших времён».
Механик ______________ построил первую паровую машину.
Разработал проекты лифта, «самобеглой коляски», 298-метрового одноарочного моста через Неву.
Механик ________________сконструировал первый в мире токарно-винторезный станок.
Мастера-литейщики ________________изготовили «Царь-колокол» массой 200 тонн.
Архитектор _______________________ построил Петропавловская крепость в Петербурге.
Создал скульптурную композицию «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком».
В стиле классицизма творили архитекторы: ______________ (Дом Пашкóва), ________________ (Таврический дворец), _______________ (здание Сената в Кремле, Московский университет, дом князей Долгоруких – «Дом Союзов»).
Скульптор __________________ – создал памятник Петру I («Медный всадник»),
Скульптор ___________________– создал памятник Суворову на Марсовом поле.
В театре Шереметева блистал талант замечательной крепостной актрисы … _______________
Крупнейшими русскими просветителями 18 века были: 1) И. Кулибин, И. Ползунов; 2) Ф. Рокотов, Д. Левицкий; 3) Н. Новиков, А. Радищев; 4) В. Баженов, М. Казаков.
Установите соответствие между фамилиями русских изобретателей и названиями их изобретений.
ИЗОБРЕТАТЕЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1) И.П. Кулибин А) паровой двигатель
2) И.И. Ползунов Б) оптический телеграф (семафор)
3) К.Д. Фролов В) радио
4) А.К. Нартов Г) гидравлическая машина
Д) станки для сверления орудийного ствола
См. продолжение теста 22
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕСТА 22
Русский художник XVIII в.: 1) А.И. Куинджи 2) А.А. Иванов 3) В.Г. Перов 4) А.П. Лосенко 5) Н.К. Рерих.
Русский литератор конца XVIII - начала XIX вв.
1) Г.Р. Державин 2) Н.В. Гоголь 3) П.А. Федотов 4) М.Ф. Казаков 5) Г.Ф. Миллер.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется
Укажите правильную последовательность постройки памятников архитектуры: A) Дом Пашкова в Москве Б) Софийский собор в Киеве; B) Успенский собор во Владимире-на-Клязьме;
Г) церковь Вознесения в Коломенском; Д) церковь Покрова в Филях в Москве.
Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге; -Успенский собор во Владимире; -Новодевичий монастырь в Москве; -Софийский собор в Киеве; -храм Василия Блаженного в Москве
Художник 2-й пол. XVIII века: 1) В.Г. Перов; 2) Г.Г. Мясоедов; 3) П.А. Федотов; 4) Д. Г. Левицкий.
Определите жанр картины художника конца 18 века Михаила Иванова по её названию: «Оливковое дерево с висящими на нём арматурами, под которым веселятся военные, пастухи и пастушки». (Её полное название: «Оливковое дерево, на котором повешены кирасы, сумы и другие военные знаки с именем на оных Ея Величества, а под оными - несколько военных людей и пастухов с пастушками, играющих на их инструментах и веселящихся, украшенное солнечным сиянием, лесом, полями и ручьями»).
Ответ: -реализм, -сентиментализм, -классицизм, -модернизм
Русский поэт второй половины XVIII в.: 1) А.П. Сумароков 2) Д.Г. Левицкий 3) А.А. Алябьев 4) В.Г. Перов 5) А.П. Фет.
Заполните пропуски: Повесть (название) __________________________ вызвала шок в России и превратила (фамилия автора) ________________________ в самого популярного писателя. Пруд, в котором якобы утопилась ___________________, стал местом массовых самоубийств девушек, которые разочаровались в любви. Пруд полиции даже пришлось оцепить, из-за чего возникла эпиграмма:
«Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»
Вариант №1
Учреждение Академии наук относиться: А) к 1700 г.; Б) к 1709 г.; В) к 1721 г.; Г) к 1725 г.
2. Расположите в хронологической последовательности: А) Открытие Московского университета;
Б) открытие Российской Академии; В) открытие Академии наук; Г) экспедиция Беринга
3. Стиль, в котором архитектор В. Растрелли построил Зимний дворец, отличающийся декоративной пышностью, парадностью, назывался: А) модерн; Б) классицизм; В) барокко; Г) ампир
4. Кого называют «отцом русского театра»: А) А.П. Сумарокова; Б) Г. Грегори; В) Ф.Г. Волкова; Г) А.П. Чехова
5. Автор комедии «Недоросль», где автор обличал невежество и произвол чиновников:А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.М. Карамзин
6. Писатель, журналист, издавал журналы «Трутень», «Кошелёк», «Живописец», был заключён в Шлиссельбургскую крепость: А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков
7. Первый президент Российской академии: А) И.И. Шувалов; Б) М.В. Ломоносов; В) Екатерина II; Г) Е.Р. Дашкова
8. Автор самого большого в мире Царь-колокола, отлитого в 1735 г.: А) отец и сын Маторины;
Б) И.П. Кулибин; В) А. Чохов; Г) отец и сын Черепановы
9. Русский изобретатель токарных и винторезных станков: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
10. Изобретатель, механик XVIII века, автор модели одноарочного моста через Неву, лифта, первых судов, которые по рекам против течения: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
11 Год открытия Смольного института благородных девиц – первого высшего учебного заведения для девушек-дворянок:
А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.
12. Стиль и направление в литературе и искусстве, с итальянского переводится «причудливый, старинный»: А) барокко;
Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.
13. Известными художниками-портретистами XVIII века были: А) А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов;
Б) Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский; В) Ф.И. Шубин, И.Е. Репин; Г) Г.И. Угрюмов; А.П. Лосенко
14.Среди крепостных театров XVIII века выделялся театр: А) в имении А.В. Суворова; Б) графов Шереметевых;
В) купцов Строгоновых; Г) заводовладельцев Демидовых
15. Скульптор, самая известная его работа «Медный всадник», установленный в центре Петербурга в честь Петра I:
А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос
16. Архитектор, автор Петропавловской крепости: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов
17. Основоположник русского классицизма в архитектуре, автор Дома Пашкова в Москве, создал Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков;
Г) В.И. Баженов
Контрольный срез по теме: «Культура России в XVIII веке»
2
1. С культурой XVIII века связано имя:
А) Симона Ушакова; Б) Симеона Полоцкого; В) Василия Баженова; Г) Ивана Красного
2. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками:
А) Екатерины II; Б) Петра I; В) царевны Софьи; Г) Екатерины I
3. О ком сказал А.С. Пушкин: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник»: А) о И.И. Ползунове; Б) о М.В. Ломоносове; В) о И.П. Кулибине; Г) о Н.М. Карамзине
4. Основоположник сентиментализма в русской литературе:
А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.М. Карамзин
5. Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», о котором Екатерина II сказала: «Бунтовщик похуже Пугачёва»:
А) Д.И. Фонвизин; Б) Г.Р. Державин; В) А.Н. Радищев; Г) Н.И. Новиков
6. Автор «Истории Российской», «отец русской истории»:
А) Н.М. Карамзин; Б) М.В. Ломоносов; В) В.Н. Татищев; Г) В.О. Ключевский
7. Известный мореплаватель, возглавил Первую Камчатскую экспедицию, доказал существование пролива между Азией и Америкой: А) В. Беринг; Б) С. Дежнёв; В) В. Поярков; Г) Е. Хабаров
8. Изобретатель первой паровой машины: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
9. Кого Г.Р. Державин называл «Архимедом наших дней»: А) И.П. Кулибин; Б) И.И. Ползунов; В) А. Нартов; Г) К. Фролов
10. Год открытия при МГУ Академии художеств: А) 1725 г.; Б) 1755 г.; В) 1757 г.; Г) 1764 г.
11. Стиль и направление в литературе и искусстве, в России господствовал в середине – второй половине XVIII века, признаками которого являются симметрия, строгие формы, жёлтый и белый цвет, благородство, величественная простота:
А) барокко; Б) классицизм; В) готика; Г) романский стиль.
12. Из крепостных крестьян графов Шереметевых вышла целая семья живописцев и архитекторов:
А) Ковалёвы; Б) Жемчуговы; В) Аргуновы; Г) Рокотовы
13. Среди выдающихся творений скульптора Ф.И. Шубина есть скульптурный бюст: А) М.В. Ломоносова; Б) императора Павла I; В) императрицы Екатерины I; Г) императрицы Екатерины II
14. Итальянский скульптор, работавший в Риме и Париже, в 1716 г. вместе с сыном переехал в Россию; наиболее известные скульптуры « Анны Иоанновны с арапчонком»; конный монумент Петра I: А) Ф.И. Шубин; Б) К. Растрелли; В) Э. Фальконе; Г) И.П. Мартос
15. Первый архитектор Санкт-Петербурга: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов
16. Архитектор, автор Зимнего дворца – Эрмитажа: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) И.Е. Старов,
17. Архитектор, руководил составлением генерального плана Москвы, по его проектам возведены здания Сената в Московском Кремле, МГУ, Голицынская больница: А) Д. Трезини; Б) В.В. Растрелли; В) М.Ф. Казаков; Г) В.И. Баженов
Приложенные файлы
Тест по истории Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А, часть В).
1 вариант
А1. С реформами Петра Великого связано появление в России
1) лицеев
2) Славяно-греко-латинской академии
3) ассамблей
4) Московского университета
А2. Созданная при Петре I Кунсткамера была первым русским
1) архивом
2) музеем
3) театром
4) университетом
1) Я.В. Брюс
2) А.К. Нартов
3) А.Ф. Зубов
4) Л.Ф. Магницкий
А4. Что характеризует развитие художественной культуры в России при Петре I?
1) слабые связи с западноевропейской культурой
2) появление и развитие новых жанров — гравюры и портрета
3) строгое следование в искусстве канонам Русской православной церкви
4) господство в архитектуре шатрового стиля
A5. Какой из перечисленных памятников архитектуры был создан при Петре I?
1) здание Двенадцати коллегий
2) храм Василия Блаженного
3) церковь Вознесения в Коломенском
4) Грановитая палата в Московском Кремле
В1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, кроме одного, появились в России при Петре I. Найдите и запишите порядковый номер, под которым значится термин, появление которого в России относится к другому историческому периоду.
1) Академия наук
2) Навигацкая школа
3) гравюра
4) парсуна
5) обсерватория
2 вариант
А1. Кто из перечисленных итальянских зодчих работал в России в царствование Петра I?
1) Марк Руффо
2) Аристотель Фиораванти
3) Доменико Трезинн
4) Алевиз Новый
А2. Что характеризует систему образования при Петре I?
1) допуск в учебные заведения представителей всех сословий, в том числе крепостных крестьян
2) появление первых специализированных учебных заведений для девочек
3) создание в крупных русских городах университетов по образцу западноевропейских
4) начало формирования профессионального образования
А3. Как называлась первая печатная газета, которая стала издаваться при Петре I?
1) Куранты
2) Ведомости
3) Московские новости
4) Правительственный вестник
А4. Основателем Навигацкой школы и первой в России обсерватории был сподвижник Петра I
1) Я. Брюс
2) А. Виниус
3) П. Гордон
4) Ф. Лефорт
А5. Какая нравоучительная книга была издана в царствование Петра I?
1) Домострой
2) Юности честное зерцало
3) Слово о Законе и Благодати
4) Повесть о Горе-злосчастии
В1. Ниже приведён ряд терминов. Обозначаемые ими явления, кроме одного, появились в России при Петре I. Найдите и запишите порядковый номер, под которым значится термин, появление которого в России относится к другому историческому периоду.
1) Музей
2) гражданская азбука
3) гравюра
4) ассамблея
5) придворный театр
Ответы на тест по истории Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-2
А5-1
В1-4
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-3
А5-2
В1-5
Тест по культуре 18 века.
1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:
А) В.Л. Боровиковский
Б) В.И. Баженов
В) Ф.Г. Волков
Г) Ф.И. Шубин
Д) Д.С. Бортнянский
Е) М.Ф. Казаков
1. скульптура
3. живопись
5. архитектура
2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:
1. Архитектура
2. Скульптура
3. Художники
М.Ф.Казаков
В.А. Боровиковский
И.П. Аргунов
В. Растрелли
В. И. Баженов
Ф.С. Рокотов
Д.Г. Левицкий
Ф.И.Шубин
3. Дом Пашкова в Москве был построен:
А) В. Растрелли
Б) М.Ф. Казаковым
В) И.П. Аргуновым
Г) Д.Г. Левицким
Д) В.И. Баженовым
4. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:
А) И.П. Аргуновым
Б) В.Л. Боровиковским
В) Ф.И. Шубиным
Г) Ф.С. Рокотовым
Д) А.П. Антроповым
5. Течение в литературе и искусстве, искусстве отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состояния, переживаний героев - …?...
6. Крупнейший российский ученыйэнциклопедист: А.Шеин М.И. Б.Ломоносов М.В. В.Рихман Г.В. Г.Брюс П.Я.
7. Произведение, которое после его прочтения Екатерина II характеризовала: «вредно характеризовала умствование, разрушающее покой … общественный, умаляющее уважение к власти» * А. «Недоросль». *Б. «Фелица». * В. «Путешествие из Петербурга в Москву». * Г. «Дмитрий Самозванец».
8. Укажите верное утверждение. А.гимназии были основными учебными заведениями Б.дворяне и крестьяне носили европейскую одежду В.впервые появилась нумерация домов по улицам.
9. «Лишний в ряду». Аргунов, Шубин, Рокотов, Левицкий.
10. Открытие Московского университета состоялось в А.1745г. Б.1750г. В.1755г. Г.1762г.
11. Во 2 пол. XVIIIв. в художественном творчестве ведущее место занимал стиль А.барокко Б.классицизм В.рококо Г.романтизм.
12. Основатель первого русского профессионального театра: А.Волков Ф.Г. Б.Фонвизин Д.И. В.Угрюмов Г.И. Г.Державин Г.Р.
13. О ком идет речь? Механик-самоучка, которого Державин назвал «Архимедом наших дней», а Екатерина II назначила его механиком при Академии наук.
14. Вставьте вместо пропусков. «Самый крупный архитектор XVIIIв. в России …?... Он являлся автором самых крупных дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородов: …?... дворца, дворца Строгановых, …?... монастыря, Большого дворца в …?..., …?... в Царском селе.
15. По какому принципу образован ряд? Д.Бортнянский, В.Пашкевич, Е.Фомин. Д.Бортнянский В.Пашкевич Е.Фомин
16. Лишнее в ряду. По проектам М.Казакова построены: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Таврический дворец, Голицынская больница.
17. Памятник Петру I был создан скульптором А).В.Шубиным Б).Э.Фальконе В).К.Растрелли Г).М.Козловским.
19. М.Казаков, И.Старов, В.Баженов – это А.русские историки Б.архитекторы В.композиторы Г.скульпторы.
Особенности развития русской культуры в XVIII в,
XVIII в, - время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII в. формируется просветительская мысль и идеи Просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.
Образование и наука
Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (Школа математических и навигацких наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).
Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладали школы закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под особым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:
- для дворян - шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы;
- для-духовенства - духовные академии, епархиальные училища;
- для купцов - коммерческие школы;
- для разночинцев - Академия художеств. Горная, Медицинская, Штурманская школы, ремесленная школа;
- для солдатских детей - солдатские школы.
Реформы в области образования 60-80-х гг. XVIII в.
Одним из идеологов реформ в области образования был Иван Иванович Бецкой. С 1764 г. он заведовал Академией художеств, был автором проекта нового устава Академии, утвержденного 4 ноября 1764 г. При Академии создается воспитательное училище, куда принимались мальчики с 6 лет.
В 1763 г. И.И. Бецкой представил Екатерине II «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» - проект преобразования учебных заведений. В нем предлагалось организовать закрытые воспитательные учреждения для обучения детей с 6 до 18 лет, в строгой изоляции от «пороков общества», в том числе ограничивалось общение воспитанников с родителями и родственниками. Воспитание должно было сочетать физические упражнения и интеллектуальные, учитывать индивидуальные способности учащихся. Телесные наказания зарещались.
При открытии учреждений’принимался во внимание сословный принцип. Для дворянских детей полагались привилегированные корпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев были предусмотрены училище при Академии художеств и воспитательные дома.
Не решившись на столь глобальные изменения, Екатерина, тем не менее, учредила 1 сентября 1763 г. Воспитательный дом «для несчастнорожденных» в Москве. Программа воспитания сирот также была разработана И.И. Бецким. Наиболее способных детей планировалось обучать латинскому языку и аптекарскому делу, а также рисованию, иностранным языкам. 6 сентября 1772 г. такой же воспитательный дом был учрежден в Петербурге. Наиболее прилежные и талантливые воспитанники воспитательных домов учились впоследствии в Московском университете. Академии художеств, девочки - на мещанском отделении Смольного института. Однако в целом опыт был скорее неудачным.
5 мая 1764 г. было учреждено Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге (Смольный институт). В 1765 г. было открыто отделение для мещанских девиц.
В 1772 г. аналогичным образом было устроено воспитательное учреждение для купеческих детей в Москве. Организатором его был Прокопий Демидов. Устав коммерческого училища был утвержден 6 декабря 1772 г.
Также идеи И.И. Бецкого нашли отражение в уставе Шляхетного кадетского сухопутного корпуса, утвержденном 11 сентября 1766 г.
Сословные школы не удовлетворяли потребности в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведении.
В качестве эксперта был приглашен из Австрии известный педагог и последователь идей Я.А. Коменского Ф.И. Янкович, имевший опыт в области реформирования системы образования. В 1872 г. была образована Комиссия об учреждении народных училищ под председательством П.В. Завадовского, которой было поручено: I) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. План учреждения народных училищ был утвержден 21 сентября 1782 г. Одновременно Ф.И. Янкович занял должность директора Петербургского главного народного училища, в котором сосредоточивалась подготовка учителей.
В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета.
Продолжается развитие высшего образования. 25 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). Изначально отсутствовал богословский факультет и преподавание велось на русском языке. При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779) и Петербургского главного (народного училища (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.
Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: «Первые основания металлургии или рудных дел», «Риторика», «Краткий российский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.
С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия наук, Горное училище в Петербурге (1773). Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер, Д. Бернулли. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью (известны его работы в области математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории).
Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приурапья. Урала, Южной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны: 1731 г. - первый русский географический атлас; 1745 г. - издание «Атласа Российского». Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В.Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Забелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).
Во второй половине XVIII в. наблюдается взлет технической мысли, связанный прежде всего с деятельностью выдающихся русских изобретателей - И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект од- ноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гидравлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).
В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимаиия, и развивались они в основном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и прежде всего история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М. Щербатов («История Российская», отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.II. Болтин («Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка» с новыми и важными наблюдениями относительно норманнской теории, общности исторического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).
В этот период зарождается также историческое краеведение: В.В. Кре- стинин (работы по истории Поморья), П.И. Рычков (автор истории Оренбургского края), начинается публикация документов и исторических сочинений.
Общественно-политическая мысль. Литература
Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология «просвещенного абсолютизма»). Идеи Просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин) и революционной (А.Н. Радищев).
Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова (1744-1818) - крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек») и А.Н. Радищева (1749-1802), стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»),
30-е гг. XVIII в. время появления нового духовно-общественного движения масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких «партий» (французской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.
Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии
«Опекун», «Лихоимец»); художественно-реалистическим - становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»); сентиментализмом - Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.
Архитектура
В первой половине XVII] в, в архитектуре господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных традиций.
В Петербурге крупнейшим зодчим этого направления был Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли - это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).
В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся более спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работавшим в этом направлении в Москве, считается Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры).
В 60-е гг. на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (классицизм - стиль в литературе и искусстве XVIII - начале XIX в., обратившийся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).
В развитии классицизма во второй половине XVIII в. можно проследить два этапа:
- ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;
- строгий кпассицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.
Крупнейшие зодчие классицизма:
- в Петербурге: Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Ка- меронова галерея, в Павловске); И.Е. Старое (Таврический дворец);
- в Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово- парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика). Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).
Живопись
Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся прежде всего в совершенствовании портретной живописи и в появлении ранее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож. Этот жанр развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного. Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Б. Новосельцевой, А.И. Струйской), Д,Г, Левицкий (цикл портретов «Смолянки», портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). Начало жанровой живописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»), Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»),
Скульптура
Скульптура в XVIII в. достигает замечательных успехов. Среди русских скульпторов выделяются Ф.И. Шубин, представляющий реалистическое направление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла 1, Ломоносова и др.), и М.И. Козловский - родоначальник русского классицизма в скульптуре, считавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима (памятник А.В. Суворову, скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва»).
Крупнейший из иностранных ваятелей Э. Фальконе создал памятник Петру I («Медный всадник»).
Театр
Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков - блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу под руководством известного актера Н.П. Дмитриевского; в 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наиболее известен театр И.А. Шереметева).
В последней трети столетия началось формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (М.М. Соколовский «Мельник - колдун, обманщик и сват», В.И. Фомин «Орфей» и др.).