Основные черты чиновничества уездного города. Образы чиновников в «Мёртвых душах. Центральные персонажи произведения

Чиновники уездного города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» – это герои провинциальной России, сатирически изображенные автором.

Эти люди типичны для своего времени и в то же индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором «инкогнито». У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казенные деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. Городничий помогает купцам обманывать казну: «А кто помог тебе сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей

Не было?» Он берет взятки и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки. В городе в то же время «грязь, нечистота». Судья Ляпкин-Тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам Соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда. Судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело». Попечитель богоугодных заведений Земляника наживается на больных, не давая им никаких лекарств, поэтому они у него, «как мухи выздоравливают». Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и из любопытства оставляет их у себя. Смотритель училищ Лука Лукич до смерти запуган, что его могут обвинить в вольнодумстве.

Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху. Давая взятки мнимому ревизору, они верят, что он хитрый и умный человек, ведь он под благовидным предлогом просит «взаймы», а это не преступление. Земляника еще и успевает донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. Они шумно поздравляют Городничего с успехом, про себя завидуя ему. А потом злорадствуют, читая письмо Хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах. Все готовы перессориться, когда выясняется, что Хлестаков не ревизор, но страх при известии, что настоящий ревизор требует их к себе, снова всех объединяет.

Человеческие недостатки, изображенные Гоголем в характерах своих героев, не преходящее явление, поэтому нравственные проблемы комедии актуальны и по сей день.

(2 вариант)

Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» представляют собой галерею типических характеров провинциальной России.

В уездном городе они олицетворяют власть и силу, высший круг местного общества. Все они индивидуальны. Так, Городничий по праву выслужил свою должность за тридцать лет. Он отличается хитростью и умением везде соблюдать свой материальный интерес. Антон Антонович гордится тем, что может обмануть любого: «Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать…» С вышестоящими он угодлив и почтителен, с низшими – груб и бесцеремонен. Если купцов можно за бороды таскать, то перед Хлестаковым он заискивает и вдохновенно расписывает ему, как он ночей не спит, заботясь о благополучии города. Он уверяет, что ему не надо почестей, но кривит душой. На самом деле он честолюбив и мечтает о службе в столице, о генеральском чине. И вообразив, что это у него скоро будет, еще сильнее презирает нижестоящих, требуя от них новых подношений.

Так же корыстны и честолюбивы и другие чиновники. Откровенно пренебрегая службой, судья Ляпкин-Тяпкин увлечен только охотой и даже взятки берет «борзыми щенками». Гоголь говорит о нем, что он прочитал пять или шесть книг «и поэтому несколько вольнодумен», а Земляника характеризует судью так: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Но от страха перед ревизором даже судья становится робким и косноязычным. Еще более труслив Лука Лукич, смотритель училищ: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Обвинение в вольнодумстве грозило каторгой, а повод для такого обвинения можно было подать любой – если учитель, например, делает какие-то гримасы. Почтмейстер любопытен и вскрывает чужие письма, а те, что понравятся, оставляет у себя. Но самый низкий и бесчестный из чиновников – Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он ворует, как и все они, больные у него не получают никаких лекарств и «как мухи выздоравливают». Он всячески старается подчеркнуть свои заслуги перед Хлестаковым. Он так же, как и все, завистлив. Но он не только выслуживается перед ревизором, но и готов написать донос на всех своих приятелей, обвинив их в небрежении к делам, в аморальности и даже вольнодумстве: «Для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель».

Чиновники гоголевского уездного города лживы и подлы, корыстны и безнравственны. Они угождают высшим и презирают нижестоящих, презирают тех, чьими трудами складывается их благосостояние. Таково сатирическое отражение автором современной действительности.

УЕЗДНЫЙ ГОРОД N
Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России. Итак, мы попадаем в город "N". Что происходит в таком мелком уездном городишке, как этот ("…стоит черт знает где - в глуши… Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь".)? Оказывается, на сколько не совершенно управление в ту пору в стране, что даже в таком маленьком городке как N творится беспорядок. Давайте пройдемся по улицам, посмотрим на город изнутри. И что же мы видим? Город не ухожен, его давно не благоустраивали, беспорядок ("… На улицах кабак, нечистота!" "… я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору".), нарушение уставов и законов (" В эти две недели выселена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии!") Похоже, этот город не из примерных. Но что же наше "самоуправление"? Их не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема- ревизор. Наши чиновники решили заняться проблемой города только тогда, когда нужно было показать свою внимательность, хозяйственность по отношению к городу. Разве это не напоминает наше время? Чиновникам нужно было показать себя с лучшей стороны, доказать, что деньги, которые им давались, не были растасканы по карманам. И чиновники начинают действовать. По ходу развития сюжета они предстают глуповатыми людишками, любящими власть и деньги. Причем некоторые из них были людьми довольно не глупыми, например, Городничий. Он умел не раз своими делами и действиями произвести хорошее впечатление на ревизора. Цель комедии "Ревизора" заключается в осмеянии этих чиновников, но кроме смеха здесь проскальзывает и грусть, обида. Обидно, что такое управление практиковалось и практикуется повсеместно в России. Сейчас наблюдается та же картина, похоже, что "Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти - это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеюсь, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени. Ну, что ж. Вот и закончилось наше путешествие по городу гоголевского "Ревизора", который с каждым днем становится моложе, актуальнее современнее.

Прежде чем отправиться к помещикам Чичиков некоторое время пробыл в городе NN. Здесь ему довелось познакомиться с чиновниками и узнать об образе их жизни. Н.В. Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души» не потому, что Чичиков хотел провернуть аферу по скупке «мертвых» крестьянских душ. Такое название обусловлено тем, что писатель хотел обратить внимание на помещиков и чиновников, чьи души давно уже умерли.

Чиновники в городе представлены как на подбор. Что губернатор, что прокурор - все они духовно обезличенные люди. Чичиков, когда обратился к чиновникам, сразу же узнал, что для того, чтобы чего-то от них добиться, нужно заплатить взятку. Иначе можно ни на что не надеяться. Чиновники должны помогать людям, в этом заключаются их основные обязанности. Однако для них это не важно, им наплевать на людей, они думают только о личной выгоде.

Жены чиновников нигде не работают, да и вообще ничем не занимаются. Они думают лишь о приятном времяпрепровождении, а их мужья полностью их в этом поддерживают. Чичиков даже был в одном доме, где собирались чиновники. Они с трех часов дня и до двух часов ночи играли в карты. Вот чем занимаются люди, в чьи обязанности входит помощь людям и разрешение серьезных вопросов.

Они никак не развиваются, и кроме карточных игр их ничто не интересует. Они, как и помещики, давно уже обнищали душой. Им чужды чужие проблемы, у них «мертвые души». Чиновники не стесняются грабить не только население, но и государство. Они чувствуют свою безнаказанность и эта ситуация напоминает нашу страну сейчас. Поэтому произведение Гоголя актуально как никогда.

Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа. Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников. Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.

Сатира на чиновничью Русь

«Ревизор» — реалистическое произведение, раскрывающее мир мелких и средних российских чиновников. О комедии «Ревизор» Гоголь писал, что решил собрать здесь «все дурное» и посмеяться «за одним разом» над тем, что творится в России. Действие происходит в маленьком провинциальном городке, мерное течение жизни которого взрывает известие о приезде ревизора. Узнав о предстоящем визите инспектора, чиновники направили свои усилия на соблюдение внешних приличий. Вместо того чтобы заняться насущными проблемами города, они убирают улицы, по которой проедет проверяющий, снимают охотничий арапник, висевший на виду.

Задуманный автором сюжет позволил раскрыть пороки, поразившие чиновничью среду. Комедия знакомит не только с уездными чиновниками, но и с Хлестаковым, приехавшим из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Образ чиновников комедии Гоголя рассмотрим более подробно. Начнем с главного героя комедии - Хлестакова.

«Ревизор»

Главный персонаж комедии - «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму - «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого». По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца. По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».

В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно. Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное - пустить пыль в глаза.

Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону. По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной. Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».

Глава города NN

Один из главных персонажей - городничий Сквозник-Дмухановский. На примере этого героя автор раскрывает «все дурное», что характеризует чиновников того времени. Антон Антонович «озабочен» только тем, чтобы «не пропустить» ничего из того, что само «плывет в руки». В отличие от Хлестакова, городничий хитер и расчетлив во всех делах. Он чувствует себя в этом городе полновластным хозяином. Взяточничество для него вполне нормальное явление. За взятку он освобождает сына купчихи от рекрутчины, а вместо него отправляет мужа слесарши Пошлепкиной.

Моральных норм для него не существует: чтобы собрать побольше поборов, — отмечает дважды в год именины. Он ходит в храм и уверен, что «тверд в вере». Но это не помешало ему положить деньги для строительства церкви себе в карман, а в отчете написать, что она «сгорела» едва «начала строиться». В общении с подчиненными городничий груб и деспотичен. Иначе он ведет себя с Хлестаковым. Ему он постоянно угождает, умудряется «ввернуть» ему денег, говорит заискивающе и почтительно. На примере этого героя автор показывает взяточничество и чинопочитание, типичные черты российского чиновника.

Центральные персонажи произведения

В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника. Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе - пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует - лишь бы внешне все было благопристойно.

Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе - там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе. Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие - охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита - таков суд в городе NN.

Чиновники города NN

Есть еще несколько ярких героев в комедии «Ревизор». Характеристика чиновников поможет понять, что и второстепенные персонажи не менее интересны. «Толстый» и «неповоротливый» попечитель богоугодных заведений - проныра и плут. Артемий Филиппович не заботится ни о заведении, ему вверенном, ни о больных. Земляника махнул рукой на больницы: «Если выздоровеют, то и так выздоровеют, если умрут, то и так умрут». Главным его «талантом» являются доносы. Мнимому ревизору он доносит на своих коллег.

Почтмейстер Шпекин занимается вполне «безобидным» делом - читает чужие письма, но не видит в этом ничего плохого: «Люблю узнать, что на свете нового». Простодушный и наивный человек, через письма он смотрит на мир, которого никогда не видел. Именно Шпекин выясняет первым, что Хлестаков не тот, за кого они его принимают.

Городские помещики Бобчинский и Добчинский - городские сплетники, они живут только ради того, чтобы всем подряд рассказывать о чем-либо. Как писал автор, эти персонажи страдают «чесоткой языка», «говорят скороговоркою» и «помогают жестами и руками». Именно они убедили всех в городе NN, что Хлестаков и есть проверяющий.

Пристав Уховертов, полицейские Держиморда и Свистунов только подчеркивают характер происходящего, и олицетворяют собой грубый произвол, беззаконие и пьянство, царящие в городе.

Сатира в комедии Гоголя

Описывая мир взяточников и казнокрадов, автор использует художественные приемы, при помощи которых ему удалось создать яркие незабываемые образы. На первых же страницах произведения читатель, прочитав фамилии уездного лекаря и частного пристава, уже имеет представление о них. Кроме приемов сатирического изображения чиновников, в комедии «Ревизор», автор дал критические характеристики своим героям, которые помогают понять персонажей. Например, городничий «взяточник, а ведет себя солидно»; Хлестаков «без царя в голове»; почтмейстер «простодушный до наивности».

Яркие характеристики и разоблачение пороков чиновников в комедии «Ревизор» даны и в письмах Хлестакова к своему приятелю. Он откровенно называет, например, Землянику «свиньей в ермолке». Основным художественным приемом автора является гипербола. Как пример, здесь можно назвать лекаря Гибнера, который не может даже общаться с больными, потому как не знает в совершенстве русский язык. Гиперболична и сама фабула, но по мере развития сюжета, гипербола сменяется гротеском. Хватающиеся за Хлестакова, как за спасительную соломинку, чиновники не могут оценить всю абсурдность происходящего, и нагромождают несуразности одну на другую.

Развязка наступает быстро: письмо Хлестакова дает всему простое объяснение. Далее, автор использует прием, который стал очень популярным и показывает, что действие комедии выходит за пределы сцены и, на самом деле, переносится на необъятные российские просторы — герой обращается со сцены к залу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!».

«Чиновники города N» - страница №1/1

Тема урока: «Чиновники города N »

Цель урока : сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России». Рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов: «драма», «комедия» «сатира», «композиция», «элементы композиции», уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.

Задачи:

Образовательная : формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу, обучение аналитическому чтению

Развивающая: формировать интерес к предмету; мотивацию к дальнейшему изучению литературы; развивать монологическую речь; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание

Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов); проблемный метод; исследовательский

Педагогические технологии : учебное сотрудничество, технология коммуникативного взаимообучения, дискуссия как технология формирования УУД (письменная и устная), информационно-коммуникативные технологии, технологии исследования, технология продуктивного чтения

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (словарик литературоведческих терминов, словарь «трудных» слов из комедии Гоголя «Ревизор»)

Литературоведческие термины : драма, комедия, сатира, ремарка, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, оксюморон

Словарная работа : страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

Формировать УУД:

Личностные УУД : формирование правовой культуры и волевых качеств школьников на основе личности Н.В.Гоголя и изучения комедии «Ревизор»; познавательного интереса к изучаемому произведению (побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников)

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (рефлексия).

Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение работать в группе.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ эпизодов; умение работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях); преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемые результаты:

Предметные – создание условий для изучения творчества Н.В.Гоголя, знакомство с комедией как драматическим жанром литературы; научить выявлять идею и тему произведения, читать между строк, знать приемы анализа литературного произведения;

Метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

И за одним разом посмеяться над всем…

Сквозь смех … читатель услышал грусть

Н.В.Гоголь

Горьким словом моим посмеются

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учащиеся зачитывают демократические правила общения на уроках литературы

2. Актуализация знаний

(Слайд №1) Слово учителя : 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых: В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николай 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. Совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом.

(Слайд№2) Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: «Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»


Учитель: Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию?

Ученики: Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”. Чиновники увидели в пьесе самих себя.

Сообщение темы и целей урока :

(Слайд №3) Учитель: Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Когда и почему?

Ученик: Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям, то тем самым он показал свой положительный идеал. «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?» - писал Н.В.Гоголь

Учитель: Кто эти герои, к которым Гоголь сумел вызвать отвращение?

Ученики: Чиновники города Н

(Слайд №4) Учитель: Тема нашего урока: «Чиновники города Н». Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию 19 века, вновь перелистаем страницы бессмертной комедии Гоголя, побываем в уездном городе Н «до которого хоть три года скачи не доскачешь», совершим путешествие по неухоженным улочкам города, повторим литературоведческие термины и проведём словарную работу

Беседа с классом

Постановка проблемного вопроса

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова самого Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…Сквозь смех читатель услышал грусть … » и слова пророка Иеремии, которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя: «Горьким словом моим посмеются »

Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфах.

Ученики: Смех и грусть

Учитель: Как называется такая риторическая фигура в литературоведении?

Ученики: Оксюморон

Словарная работа:

Оксюморон – это стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

На какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ?

Ученики: Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?

Учитель: Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

Беседа по повторению (Блиц-опрос)

Учитель: Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы?

Ученик: А.С.Пушкин: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Учитель: В каком году была написана комедия?

Ученик: Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.

Учитель: К какому роду литературы принадлежит комедия?

Ученики: Это драматическое произведение

Учитель: Вспомните основные особенности драматического произведения. Назовите их.

Ученики: Наличие афиши - списка действующих лиц;

деление на действия, сцены, явления,

диалогическая форма пьесы, ремарки,

небольшой отрезок времени, напряжённость конфликта,

герои проявляют себя через монологи, диалоги и поступки

Учитель: Дайте определение комедии

Ученики: Комедия – это жанр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом

Учитель: К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия?

Ученик: Комедия-сатира

Учитель : «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Ученики : Сатира (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Сатира - вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Учитель : Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира - это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

Гоголь - патриот своей страны болел за свой народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

Учитель: Что такое композиция художественного произведения?

Ученики: Композиция – это построение художественного произведения

Учитель: Назовите элементы композиции?

Ученики: Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Учитель: Назовите особенности композиции пьесы.

Ученик: Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием. Две развязки - письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора

Учитель: С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя?

Ученик? Использование ремарок

Учитель: Что такое ремарка?

Учитель: Где происходит действие комедии? Почему у города нет названия? Что нам известно об этом городе?

(Слайд№5)Ученики: Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт. Неопределённое местоположение города. Откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» придаёт ему условность, позволяет отразить все пороки России. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»

Учитель: О жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. О жизни каких учреждений города Н мы узнаём из комедии?

Ученики: Гоголь показывает суды, богоугодные заведения (больницы), почту, органы правопорядка.

Учитель: Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в пьесе?

(Слайд №6) Ученик: Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города.

По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»

Учитель: Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц. Назовите этот документ. Какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев.

Ученик: Табель о рангах. Чиновники принадлежали к 7,8,9 классу

Учитель: Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Учитель: Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”. Кто же кого боится?

Ученики: Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова

Учитель : Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города начала 19 века. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

Ученики: Общие грешки и страх перед ревизором.

Учитель : Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Кто же они, чиновники города Н?

Работа над образами чиновников.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные исследования и составили характеристики героев комедии.

На доске иллюстрации чиновников комедии «Ревизор». Прочитать характеристику персонажа и найти хозяина. (Приложение)

Исследования групп:

Ученик: Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.
Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”.
1 Группа: «Образ городничего»

2 Группа: «Земляника и Ляпкин-Тяпкин». Сравнительная характеристика

3 Группа: Почтмейстер Шпекин

4 Группа: Лука Лукич Хлопов

(Слайд №7) В каких пороках обвиняются чиновники? (записать в тетради)

Суд над городничим

Учитель: Чиновникам в городе N удавалось избегать наказания за свои грехи. Сегодня мы с вами попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании дело хотя бы одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии. (Приложение)
Исследовательская работа (Приложение)

Учитель: Учащиеся класса провели предвыборную кампанию и попытались выяснить: кто может из чиновников претендовать на роль городничего
Проверка домашнего задания

Анализ 4 действия комедии
4. Контроль знаний
Возвращаемся к вопросу в начале урока: « Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?»
(Слайд № 8) А я хотела бы закончить наш урок словами Н.В. Гоголя:

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.

Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех».

(Слайд №9) Давайте прочитаем высказывания Гоголя:


  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
Учитель: Какова роль смеха в сатирическом произведении?

Ученики: Смех указывает на недостатки в характерах героев, с помощью смеха над собой люди могут исправиться.

(Слайд №10) Учитель: Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

Но вот уже почти 177 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
Ребята, у каждого есть недостатки. Мы часто замечаем их в других людях, но, к сожалению, не в себе. Часто смеёмся над другими… А над собой?

Как сделать, окружающий нас мир чище, добрее, красивее?

Надо прежде всего научиться смеяться над собой, заглянуть в себя и увидеть свои недостатки… Начать изменять мир с себя…

Задание на выбор:
Задание №1 Письменно дать ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

Задание №2 Тест по комедии «Ревизор»
5. Рефлексия:

Заполнение карточки «Мои достижения на уроке»


6. Домашнее задание: Прочитать текст Н.В.Гоголя «Развязка Ревизора» (1846 год), выписать ключевые фразы текста.