Мертвые души описание губернского города. Описание нравов губернского города NN (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Описание города NN

1 Роль Пушкина в создании поэмы.

2 Описание города.

3 Чиновники губернского города NN.

Описание нравов губернского города NN. Известно, что А. С. Пушкин высоко ценился Н. В. Гоголем. Более того, писатель нередко воспринимал поэта в качестве советчика или даже учителя. Именно Пушкину во многом обязаны любители русской словесности в появлении таких бессмертных произведений писателя, как «Ревизор» и “Мертвые души”.

В первом случае поэт просто подсказал сатирику несложный сюжет, а вот во втором заставил серьйозно задуматься, как можно представить в небольшом произведении целую эпоху. Александр Сергеевич был уверен, что его младший друг непременно справится с поставленной задачей: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». В результате сатирику удалось не разочаровать великого поэта. Гоголь довольно быстро определил замысел своего нового произведения - «Мертвых душ», взяв за основу довольно распространенный вид мошенничества при закупке крепостных крестьян. Это действо наполнилось уже более значительным смыслом, являясь одной из главных характеристик всего общественного строя России при правлении Николая.

Писатель долго размышлял над тем, чем же является его произведение. Довольно скоро он пришел к выводу, что «Мертвые души» - это поэма-эпопея, поскольку она «объемяет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество». Понятие поэтического не ограничивается в произведении только лишь лиризмом и авторскими отступлениями. Николай Васильевич замахнулся на большее: на объемность и широту замысла в целом, на его универсальность. Действие поэмы происходит примерно в середине правления Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года. То есть писатель возвращается к событиям двадцатилетней давности, что придает поэме статус и исторического произведения.

Уже на первых страницах книги читатель знакомится с главным персонажем - Павлом Ивановичем Чичиковым, который по личным делам заехал в губернский город NN, ничем особенным не отличающийся от других подобных городов. Гость заметил, что «сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивых, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости». Все время подчеркивая заурядность этого места и его схожесть со многими другими губернскими городами, автор намекал, что и быт этих населенных пунктов, наверняка, также мало отличался. А значит, город начинал приобретать вполне обобщающий характер. И вот в воображении читателей Чичиков попадает уже не в конкретное место, а в некоторый собирательный образ городов николаевской эпохи: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло… Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: “Питейный дом”. Мостовая везде была плоховата».

Даже в описании города автор подчеркивает лицемерность и лживость обитателей города, вернее, его управляющих. Так, Чичиков заглядывает в городской сад, состоящий из тоненьких деревьев, плохо прижившихся, в газетах же было сказано, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

Губернатор города NN. подобно Чичикову, был «не толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже вышивал иногда по тюлю». Павел Иванович в первый же день пребывания в городе объездил с визитами все светское общество, и везде ему удалось найти общий язык с новыми знакомыми. Безусловно, не малую роль в этом сыграло умение Чичикова льстить и недалекость местных чиновников: «Губернатору намекнут как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные…Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: “ваше превосходительство”, что очень им понравилось». Этого вполне хватило, чтобы все признали приезжего вполне приятным и приличным человеком и пригласили его на губернаторскую вечеринку, где собирались «сливки» местного общества.

Писатель иронически сравнивал гостей этого мероприятия с эскадронами мух, которые носятся в разгар июльского лета на белом рафинаде. Чичиков и здесь не ударил в грязь лицом, а повел себя так, что вскоре все чиновники и помещики признали его порядочным и наиприятнейшим человеком. Причем это мнение было продиктовано не какими-либо хорошими поступками гостя, а исключительно его умением польстить каждому. Уже данный факт красноречиво свидетельствовал о развитии и нравах обитателей города NN. Описывая бал, автор поделил мужчин на две категории: «…одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые были из них такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков… Эти, напротив того, косились и пятились отдам и посматривали только по сторонам… Это были почетные чиновники в городе». Тут же писатель сделал вывод: «…толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие».

Причем многие представители высшего общества были не без образования. Так, председатель палаты наизусть рассказывал «Людмилу» В. А. Жуковского, полицмейстер был остряк, прочие тоже кто читал Н. М. Карамзина, кто «Московские ведомости». Другими словами, хороший уровень образования чиновников был сомнителен. Однако это совершенно не мешало им управлять городом, в случае необходимости сообща защищать свои интересы. То есть формировался особый класс в сословном обществе. Якобы освобожденные от предрассудков чиновники по-своему извращали законы. В городе NN. как и в других подобных городах, они пользовались неограниченной властью. Полицмейстеру достаточно было мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему приносили на дом продукты для приготовления роскошного обеда. Именно обычаи и не слишком строгие нравы этого местечка позволили Павлу Ивановичу так быстро добиться поставленных целей. Очень скоро главный герой стал владельцем четырехсот мертвых душ. Помещики, не задумываясь и радея о собственной выгоде, охотно уступали ему свой товар, причем по самой низкой цене: мертвые крепостные крестьяне никак не нужны в хозяйстве. Чичикову не потребовалось даже усилий, чтобы совершать с ними сделки. Чиновники также не обходили вниманием приятнейшего гостя и дажепредлагали ему свою помощь для благополучной доставки крестьян на место. Павел Иванович сделал только один серьезный просчет, повлекший за собой неприятности, он возмутил местных дам своим равнодушием к их персонам и усиленным вниманием к юной красавице. Однако и это не меняет мнение местных чиновников о госте. Только тогда, когда Ноздрев разболтал при губернаторе, что новое лицо пыталось купить у него мертвые души, высшее общество призадумалось. Но и здесь руководил не здравый смысл, а сплетни, разрастающиеся как снежный ком. Именно поэтому Чичикову стали приписывать и похищение губернаторской дочки, и организацию бунта крестьян, и изготовление фальшивых монет. Только сейчас чиновники начали испытывать такое беспокойство в отношении Павла Ивановича, что многие из них даже похудели.В результате общество приходит вообще к нелепому выводу: Чичиков - это переодетый Наполеон. Обитатели города хотели было арестовать главного героя, однако сильно боялись его. Эта дилемма привела прокурора к смерти. Все эти волнения разворачиваются за спиной у гостя, поскольку тот болеет и три дня не выходит из дому. И никому из его новых друзей не приходит в голову просто поговорить с Чичиковым. Узнав о сложившейся ситуации, главный герой приказал паковать вещи и выехал из города. Как нельзя полно и ярко Гоголь в своей поэме показал пошлость и низость нравов губернских городов того времени. Невежественные люди, стоящие у власти в подобных местечках задавали тон всему местному обществу, Вместо того чтобы хорошо управлять губернией, они проводили балы и вечеринки, за казенный счет решая свои личные проблемы.

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, единственный его «живой нерв».

В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно Русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается «мелкий бес» - палатский чиновник, что «прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливался занести туда ногу…» Как блистательна гоголевская ирония! Как бесподобен председатель - «солнце» гражданской палаты! Как неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет! И самое смешное - как и самое трагичное, страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами…

Как же мельчают, как испошляются души в подобном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, душа!

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно, только бездушное тело». Для них душа - понятие физиологическое! И в этом - духовная катастрофа.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. Но жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, заставило в нем все тронуться с места? Сплетни о Чичикове. Все это смешно и ужасно одновременно» Пустословие, которое перерастает в духовную пустоту - вот главная идея гоголевского города.

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела, с них и начинается повествование. Вспомните тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится колесо до Москвы или до Казани, комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностранец Иван Федоров»…

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но укрупнен масштаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный - «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. Но жизнь - пустая, алогичная, бессмысленная - та же: «мертвая жизнь».

    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский […]
    • Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
    • Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […]
    • Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
    • В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Поэма «Мертвые души» отражает социальные явления и конфликты, которыми характеризовалась русская жизнь 30‑х – начала 40‑х гг. XIX в. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию, причем независимо от того, была ли она личностью рабовладельца или […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
    • Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
  • >Сочинения по произведению Мертвые души

    Образ города

    Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков , странствует по городам России с целью выкупа «мертвых душ» крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает в обычный губернский городок NN, который служит собирательным образом. Он такой же, как и все остальные города. Таким образом, легко воспроизвести картину нравов всей страны.

    В первой главе герой, прогуливаясь по улицам, замечает, что здесь типичные дома с мезонином, привычные вывески, размытые дождем, и только чаще обычного встречается вывеска «Питейный дом». На первый взгляд этот город кажется Чичикову немного более оживленным, чем другие. Здесь чаще устраиваются балы, приемы, совместные обеды, поездки в присутственные места и т.д. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что здесь все тот же сонный, застывший дух помещичьего быта, а представители верхушки – безлики и духовно мертвы. Они влачат бесцельное существование изо дня в день и являются «небокоптителями».

    Автор уделяет особое внимание описанию чиновников, так называемых вершителей судеб городских жителей. Эти люди настолько бесполезны и безлики, что он им дает очень краткие характеристики. Так, например, губернатор был ни толст, ни тонок, но добряк. Прокурор обладал весьма черными густыми бровями. Почтмейстер был низенького роста, но остряк и философ. Примечательно то, что все чиновники в городе NN были малообразованны. Гоголь специально подчеркивает, что один читал Карамзина, другой «Московские ведомости», а многие и вообще ничего не читали. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Все люди, имеющие административную власть, обязательно грабили население, занимались казнокрадством и взятничеством.

    Описывая жизнь губернского города, автор уделяет особое внимание и женской половине, то есть женам чиновников. Несмотря на то, что они надевают роскошные платья и всяческие ленточки, в душе они пусты и никчемны. Гоголь отдает должное их вкусу, отмечая, что дамы города ничем не уступают столице и даже Парижу. Однако он тут же отмечает их подражательные детали вроде павлиньих перьев и невиданных чепцов. По натуре дамы города деятельны. Они не только молниеносно разносят сплетни, но и оказывают сильное влияние на своих мужей. Они заставляют их поверить в невероятные слухи и даже настраивают друг против друга. Автор отмечает, что у всех губернских жителей есть некие идеалы, связанные со столичной жизнью. Возможно, по этой причине Петербург упоминается почти в каждой главе.

    (окончание) Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил?

    Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином.

    Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"!

    А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"!

    И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

    Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д. С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века".

    По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь?

    А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь.

    Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая.

    Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке.

    А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека.

    В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой .Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

    По материалам: Монахова О. П.

    Малхазова М. В. Русская литература XIX века.