Проект по историческому краеведению "память, застывшая в камне". Проект "история памятника" Краеведческий проект памятник значит память

Председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Игорь Лобанов считает, что историю с установкой памятного знака в честь 100-летия комсомола раздули средства массовой информации.

Игорь Лобанов Фото: Тимур Абасов

«Лёгкая игра слов, небольшая подмена понятий в паре заголовков  -  и понеслось: в Перми установят шестиметровый комсомольский значок, он будет высотой с двухэтажный дом. Инициаторы установки знака действительно предложили такой проект, но члены совета очень деликатно дали понять, что в таком виде эту идею не поддержат. И проголосовали мы в итоге вовсе не за утверждение предложенного варианта. Мы согласились с мыслью, что в год 100-летия ВЛКСМ можно было бы этот юбилей как-то зафиксировать. Но если уж это делать, то креативно, современно, уважительно по отношению к городскому общественному пространству и жителям города. И разумеется, с учётом того, что в Перми уже давно есть и Комсомольский проспект, и Комсомольская площадь. К сожалению, некоторые участники дискуссии, развернувшейся по этому вопросу в соцсетях, принялись критиковать фейк, которые сами же вольно или невольно породили»,  -  сказал он.

Эксиз памятного знака в честь 100-летия комсомола

По мнению Лобанова, все уже установленные советские символы необходимо сохранять. «Хотя вместо Ленина у Оперного театра я бы поставил балерину»,  -  признался он.

Владимир Абашев: «Перми нужна продуманная политика памяти»

Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Владимир Абашев голосовал «против». Он сомневается в идее установки юбилейного памятного знака в честь столетия комсомола по нескольким причинам.

Владимир Абашев Фото: Максим Артамонов

«Во-первых, она представляется мне поспешной данью ностальгическим настроениям, которые последнее десятилетие интенсивно культивируются в нашем обществе,  -  рассказал Владимир Абашев.  -  Но ностальгия  -  это не очень конструктивное чувство. Вернуться в прошлое невозможно. Это временное состояние умов, которое лишено главного для любого общества  -  конструктивной мысли о будущем. Не стоит черпать идеи в ностальгических переживаниях, они хороши для поэзии. Во-вторых, разве эта идея не избыточна? Я не утверждаю, что деятельность комсомола как часть истории страны не достойна памяти. Но эта память в топонимике города уже отмечена  -  есть Комсомольская площадь, есть Компрос, который стал действительно народным топонимом, есть отличное произведение монументального советского искусства  -  большое мозаичное панно на площади. На фоне уже существующих знаков памяти форсированные юбилейные решения кажутся излишними».

По словам Владимира Абашева, речь идёт о весьма значимом и в градостроительном, и в символическом смысле городском пространстве  -  о Комсомольской площади. Он считает, что если и создавать что-то монументальное в этом месте, то оно должно быть общезначимым, объединяющем интересы и эмоции более широкого сообщества.

«Я не уверен, что намерение установить монументальный знак комсомолу относится к числу таких идей. В социологическом смысле она отражает ностальгические настроения достаточно локальной группы  -  комсомольской номенклатуры. Перми нужна более продуманная и концептуальная политика памяти. На карте города остаётся слишком много пережитых и ушедших в прошлое знаков»,  -  считает Владимир Абашев.


Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ считает необходимым в пределах старого губернского города, ограниченного старым Загородным бульваром, речками Данилихой и Егошихой, вернуть старую топонимику Перми.

«Я рассматриваю её как объект нематериального культурного наследия, который нуждается в охране. Топонимика старой Перми была системной, продуманной и символически значимой. Теперь этого нет. Исключение  -  Компрос, он стал какой-то важной магистралью в теле города и прочно вошёл в сознание горожан. Здесь я бы никогда не настаивал, чтобы возвращать ему имя Кунгурской улицы. Если взять городское пространство в целом с точки зрения монументальной риторики или топонимической политики, то оно остается излишне советизированным. Движение в сторону более фундаментальных и значимых традиций в свое время начиналось. Вернули свои имена улицы Сибирская, Петропавловская, Осинская и Екатерининская. Кому уж и надо отдать дань в городском пространстве, то это Екатерине II, которая не только основала наш город, но и даровала ему главное его достояние  -  имя»,  -  подчеркнул Владимир Абашев.

Михаил Нечаев: «Комсомол воплощал созидательные принципы»

Идею увековечить юбилей ВЛКСМ поддержал доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ Михаил Нечаев. Он рассказал, что 50 лет назад пермский космсомол заложил камень для будущего памятника к 100-летию, но проект так и остался незавершённым.


Фото: Пермская городская дума

«На совете по топонимике речь шла о памятном знаке, который вырос до 6,5 метров, хотя в первоначальном варианте это был всего лишь небольшой памятный знак, который не претендовал на памятник. Совет по топонимике обсудил саму идею такого воплощения памятного знака, но проголосовал в основном за то, чтобы эту идею поменять. В Перми есть Комсомольский проспект, но так и не воплощено создание скульптуры или памятника, посвященного стройотрядам. Хотя в Томске, Магнитогорске, Москве и в Белгороде такие объекты появились. У нас была только закладка такого памятника. Панно на Комсомольском проспекте так и не отреставрировано. Ветераны комсомола собрали деньги на свой праздник. Но возникло много вопросов: а может, воплотить те проекты, которые не были реализованы? Я голосовал за идею памятного знака, потому что комсомол хотя и являлся политической организацией, но воплощал в себе созидательные принципы. Он много сделал для города и края. Стройотряды организовывали молодёжь на созидательные работы  -  и речь не только о БАМе. Впервые за долгие годы я колебался, когда голосовал»,  -  сказал историк.

Михаил Нечаев видит только два варианта отношения к советским символам: либо уничтожать советское прошлое, либо сохранять их.

«Мы всегда быстро прощались с прошлым,  -  рассуждает Михаил Нечаев.  -  У нас история начиналась то с Петра I, то с 1917, а то с 1991 года. Как будто до этого ничего в нашей истории не было. Может быть, мы эти ошибки быстрого прощания с прошлым не будем повторять, а постараемся извлечь уроки из того, что было? Я против уничтожения прошлого в принципе. Ведь советская история  -  целая эпоха, в которой прожили три поколения наших предков. Вопросы советизации и десоветизации  -  это вопросы политические, и они не конструктивны. Если мы оставим память о прошлом,  -  значит, мы будем его знать и не повторим тех ошибок, которые были».

Андрей Белавин: «В Перми необходимо установить памятник императрице Екатерине II»

Противником установки памятного знака в честь комсомола стал археолог, проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ Андрей Белавин. Он напомнил, что «комсомол и так имеет улицу, площадь, замечательное панно на площади, сквер с фонтаном перед театром оперы и балета  -  названные в его честь и славу».


Фото: Страница Андрея Белавина в Фейсбуке

«Для тех, кто не знает  -  официально он называется „Комсомольский“, точнее, „Уральского комсомола“. На мой взгляд, для ностальгирующих по молодой, бодрой и весёлой комсомольской жизни этих мест вполне достаточно. И так огромная честь для умершей политической организации  -  иметь название центрального проспекта города-миллионника. Сам я был активным комсомольцем, сдавал „Ленинский зачёт“, имел наградные значки, был членом комитета комсомола вуза, секретарём комсомольской организации городского Дворца пионеров и школьников. Много моих знакомых и друзей  -  активных комсомольцев 1970-80-х годов стали профессорами, генеральными директорами, руководителями вузов, города и края. Думаю, что для большинства из них достаточно возможности поностальгировать о комсомольской юности на Комсомольском проспекте, вспомнить, как здесь они гуляли с девушками и ходили компаниями. Для города существенно, особенно в преддверии его так называемого 300-летия, установить памятник императрице Екатерине II, без которой города бы не было, и генералам Кашкину и Ламбу, которые этот город построили по её указу в 1780-1781 годах»,  -  считает Андрей Белавин.

Однако проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ не поддержал идею своего коллеги Владимира Абашева о десоветизации названий Перми, поскольку считает, что все советские символы и монументы нужны нашему городу.

«Зачем вычеркивать из нашего прошлого пусть даже не совсем удобные с современной точки зрения страницы  -  уподобляться большевикам и тем, кто был с ними? Вот только у некоторых памятников и символов нужны пояснения. Например, у памятника Кирову на улице Кировоградской можно разместить стелу с надписью „Входил в состав „тройки“ Ленинградской области, которая рассматривает дела контрреволюционеров с правом приговорить их к расстрелу. При этом активно занимался развитием промышленности Ленинграда, поддерживал Горького. Любитель книг и театра, почитатель творчества Толстого, а также автор следующей цитаты: „ЧК ГПУ  -  это орган, призванный карать, а если попросту изобразить это дело,  -  не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ“. Исключением должны стать памятники Хохрякову и некоторым иным революционерам, которые к Перми практически не имеют отношения, но имеют весьма кровавый след в истории».

  • О том, как члены Совета по топонимике обсуждали идею установить памятный знак в честь 100-летия ВЛКСМ, .
  • Историю создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне  -  в нашем .

МБОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1

Областная краеведческая конференция «Сибирью связанные судьбы» Спецпереселенцы

Проект на тему «Памятник на память»

Выполнили работу ученик 7 «В» класса Мороз Артём, ученица 10 «А»класса Мороз Анастасия Руководитель проекта: Мороз Наталья Павловна, II квалификационная категория учитель МБОУ Каргасокская СОШ-интернат №1

Каргасок -2014г.

1. Введение с.2-16

2. Статья «Жизненный путь спецпереселенца Михайлова Ф.П.» с.7-9. 3. Этапы практической работы с.10-15

4. Источники информации, использованная литература с.17

5. Приложение с.19-33

Текст статьи 58 Уголовного Кодекса РСФСР/вариант 1926 года

О репрессиях СТАТЬЯ 58 УК УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Копии документов из архивных уголовных дел в отношении дел Михайлова П.В.

Архивная справка о реабилитации от 14.08.1995г.

Архивная справка о реабилитации от 11.07.2011г.

Введение Проект на тему «Памятник на память»

Выбор темы: Участвуя в школьном конкурсе «Ученик года» в мае 2012г., Насте необходимо было написать статью, которая бы была актуальна. Так родилась идея восстановить Парк жертвам сталинских репрессий, который был организован около 8 лет назад, но посаженные тогда саженцы кедра все погибли. Парк на долгое время был заброшен. Приглашённые Настины одноклассники сослались на занятость или смотрели на её предложение с недоумением - «И зачем это тебе?» или «Тебе что, больше всех надо?» Но на семейном совете было решено – ПАРКУ – БЫТЬ!

Актуальность: В последние годы стало «немодным» помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, люди стали вести более закрытый образ жизни, живя по правилу - «Моя хата с краю». Раньше говорить о сталинских репрессиях боялись, нынешнее поколение практически не знакомо с этим периодом в жизни соотечественников. И пока ещё живы свидетели тех событий, надо собирать по крупицам истории их жизней, чтобы те, кто останутся после – помнили о прошедших лихих годах, не были «Иванами - родства непомнящими»

Цель: Создание, благоустройство и поддержание в надлежащем виде состоянии парка

Памяти жертвам сталинских репрессий;

Задачи: Подготовить собранную информацию о родных, попавших в списки раскулаченных и сосланных в Нарымский край в виде альбома; Подготовить слайдовую презентацию, выступить с ней перед одноклассниками; Подготовить выступление на школьной, районной научно- практической конференциях с собранной информацией; Произвести заготовку и высадку саженцев в Парке жертвам сталинских репрессий; Прогнозируемые результаты: Мы предположили, что сможем изучить и систематизировать имеющуюся с семейном архиве информацию о спецпереселенце прадедушке Михайлове Фёдоре Петровиче, его отце- прапрадедушке Михайлове Петре Васильевиче; сумеем заготовить и посадить саженцы в Парке жертвам сталинских репрессий. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что собранный нами материал может быть использован как методическое пособие для работы учителей нашей школы на уроках «Истории», краеведения. Возраст автора проекта: 13 лет,16 лет. Время работы: июнь 2012г. - февраль 2014г. Режим работы: практическая работа в библиотеке с энциклопедическим материалом, поиск информации в Интернет-ресурсах, индивидуальные консультации во внеучебное время, с документами в семейном архиве. Этапы работы над проектом: I этап. Обсуждение идеи. Темой «спецпереселенцев» наша семья занимается на протяжении последних четырёх лет. Из рассказов нашей матери, Мороз Натальи Павловны, мы узнали, что наш прадедушка Михайлов Фёдор Петрович,(03.03.1912 - 19.02.58 г.) был сослан в весной 1930 года в Нарымский край из с.Ботвино Большереченского района Омской области в возрасте 17 лет. Его отец-Михайлов Пётр Васильевич 14 февраля 1930г. был арестован и осуждён по статье 58, пункт 10 к пяти годам исправительных работ в Сиблаге, отбывал наказание на Беломорстрое, после три года проработал ямщиком почты в колхозе «Гудок», повторно был арестован и приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 26 июля 1938г. Позднее, 29 июня в 1989 года прокуратурой Омской области на основании Указа ИВС СССР (П-1117) был реабилитирован. Вместе с ним был расстрелян его младший брат. О судьбе их семей ничего не известно. Выписка из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области»

II этап. Погружение в проект.

Статья Мороз Анастасии, ученицы 8 класса в школьной газете «Пятый угол», май 2012г.

На этом этапе перед нами стояла задача изучить и систематизировать имеющуюся в семейном архиве информацию о нашем прадедушке Михайлове Фёдоре Петровиче,(03.03.1912 - 19.02.58 г.) репрессированному и высланному из с.Ботвино Большереченского района Омской области в возрасте 17 лет и его отце - Михайлове Пётре Васильевиче, репрессированному и расстрелянному в 1938г.

Состояние Парка жертвам сталинских репрессий3.06.2012г.

II этап. Работа над проектом. Сбор информации. Из воспоминаний сводного дедушки - Сапожникова Сергея Фёдоровича мы узнали, как Фёдор Петрович добрался на новое место жительства, как обосновался. Из воспоминаний дедушки - Михайлова Павла Фёдоровича узнали, где работал наш прадед Фёдор Петрович. В имеющихся документах, нашли копии допросов Михайлова Петра Васильевича, постановление о расстреле, копии выписки из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области». Жизненный путь спецпереселенца Михайлова Фёдора Петровича

03.03.1912 - 19.02.58 г.

Наш прадед Михайлов Фёдор Петрович был выслан из Омской области по решению тройки НКВД в семнадцатилетнем возрасте. Он попал на одну из двух барж, которые буксировал небольшой колёсник. Повезли раскулаченных за Васюганские болота. Среди ссыльных было много женщин, стариков, детей. Ссыльные, в- основном, были из Большереченского, Дзержинского (с.Евгащино), Муромцевского, Колосовского районов. От голода, нечеловеческих условий содержания и болезней люди умирали, иногда по несколько человек в день. И когда число умерших достигало 10-12 человек, пароход пришвартовывался к берегу и их хоронили в наспех вырытых братских могилах. Примерно через месяц, когда они уже несколько дней плыли вверх по реке Васюган, пароход стал причаливать к крутому берегу и людей партиями стали сгружать со всем своим скарбом на совершенно необжитые места. В наспех вырытых землянках, люди встречали зиму, которую удалось пережить не всем.

Никакого, даже временного жилья на этом месте не было. Люди стали рыть землянки, зная, что в них придётся и зимовать. У многих не было ни лопаты, ни топора. Таким было ещё трудней. Измождённые от постоянного недоедания и болезней, люди продолжали умирать и к этому явлению вскоре привыкли. Прибывших вместе с ссыльными комендант ненавидел. Казалось, что смерть людей была ему в радость. В них он видел только классового врага. Был случай, когда он в лесу встретил детей с ягодами. Он отобрал у них корзинки, а ягоду выбросил… Зимой люди стали умирать ещё чаще. Дошло до того, что люди стали «ходить по нужде» прямо у входа в землянки, не стесняясь, мужчина это или женщина, т.к. у многих даже не было тёплой одежды. Жили, как говорится, одним днём. Умерших хоронили как попало и в чём попало. Часто разрывали ещё не успевшие промёрзнуть могилы, чтобы не копать новые, и, подхоранивали в них свежие трупы. Жизнь у ссыльных начала налаживаться только после того, как сменили коменданта. Жизнь среди ссыльных стала меняться в лучшую сторону. Понемногу у них стало проявляться стремление выжить. С наступлением тепла стали строить жильё, в котором уже и холод не страшен. Люди постепенно стали выходить из своих «нор». Выяснилось, что они не только должны прокормить себя и свои семьи, но и большую часть того, что можно было взять у природы, переработать и сдать государству. В лесу был построен примитивный заводик по выработке пихтового масла. Подростки вместе с женщинами заготавливали пихтовый лапник. Нужно было не только заработать трудодень посредством выполнения дневной нормы по доставке сырья, а ещё перевыполнить норму. Но такое удавалось не всем. Жили в бараке за несколько вёрст от поселения. Домой отпускали редко и не всех сразу и то в зависимости от отношения к работе. Полей, пригодных для выращивания зерновых, а так же сенокосных угодий здесь практически не было. Несмотря на некоторое оживление, народ продолжал жить впроголодь. Люди по-прежнему умирали от голода и холода… Они работали до изнеможения, а едва сводили концы с концами. Не хватало, по-прежнему, еды, одежды. Урожаи были никудышние, т.к. пахали и сеяли по указанию уполномоченных из района, в их сроки без соблюдения и скидок на местные условия и климат. Точно также было и с уборкой урожая. За несоблюдение этих сроков сразу можно было угодить в тюрьму как враг народа…

Дети были или со стариками, или были предоставлены сами себе. Ближе к осени, когда начинала поспевать таёжная ягода, женщины успевали после работы набрать по ведру0два ягоды. На зиму заготавливали по 2-3 бочонка брусники и клюквы, которые долго хранились, будучи залитые водой. Это было большим подспорьем к скудной еде, особенно зимой. Зимой наравне с мужиками женщины заготавливали лес, возили на ферму сено, работали за плугом, готовя пашню под будущий урожай. Сеяли, а затем убирали лён, из которого готовили паклю.

Здесь Фёдор знакомится с местной жительницей Соломеей Ивановной Макаровой, вскоре они поженились. У них родилось 9 детей, но выжило только пятеро, остальные дети померли от болезней и голода в тяжёлые военные годы. Хотя Фёдор был бригадиром рыболовецкой бригады, домой рыбу нельзя было приносить. Это могли расценить, как кражу, и тогда бы сурового наказания в виде расстрела избежать было бы нельзя. На фронт просился много раз, но по причине, что он являлся спецпереселенцем- на фронт не брали. Работал много, трудился на совесть, заготавливал для фронта рыбу, работал на заготовке древесины. Прожил прадед всего 49 лет. Немного больше прожила его жена – Соломея Ивановна. Работала она на различных работах – от ловли рыбы, стоя по пояс в воде октябре-ноябре до рубки пихтовой лапки для спиртопорошкового завода, где изготовляли скипидар.

IV этап. Практическая работа. I этап: Подготовка к восстановлению Парка жертвам сталинских репрессий Изучив документы, решили приступить к реализации практической части - заготовке саженцев. Сначала мы позвонили исполняющему обязанности Главы поселения Никитину Константину Николаевичу и спросили разрешения посадить саженцы на территории «Парка Памяти жертвам сталинских репрессий» и получили разрешение. Обоснование выбора саженцев:

В плане парка указаны две зоны – 1часть «хвойная», 2 часть- «берёзовая». Для посадки решено выбрать хвойные растения - кедр, пихту, ель. В берёзовую часть попало несколько черёмух, рябин. Почему именно эти породы деревьев стали основой посадок? Берёза – символ не только России, но и Омской области, именно оттуда был выслан наш прадедушка Михайлов Фёдор Петрович, среди тысяч таких же безвинно наказанных. Кроме того, из берёз гнали дёготь, необходимый как спасение от москитов, так и смазочного материала для колёс и др.надобностей, не считая полезных свойств этого растения. Кедр спасал от голода, кедровым молочком выкармливали в голодные годы младенцев, запаренная хвоя кедра и пихты спасала от цинги, разжёванная смола сохраняла зубы и полость рта от стоматита, от ангины и простуды. Из заготовленной пихтовой лапки гнали скипидар. Можно ещё привести много аргументов в выборе этих растений. А запах цветущие черёмухи «встречал» баржи, битком набитые спецпереселенцами.

Характеристика объекта

Общая площадь-690,25 м2 Высота ограждения-1,5м Периметр- 125м 74см V этап. Трудности в работе.

II этап: Высадка саженцев берёз и кедра 03.06.2012г.

Зима 2012года выдалась малоснежной, а в мае, июне и июле совсем не было дождей. Чтобы посаженные растения не погибли, приходилось поливать их утром и вечером. Первое время приходилось брать воду для поливки с р.Оби. Подойти к реке было трудно – глинистый, топкий после разлива берег, вода «ушла» на 300-400 метров.

Глядя на наши старания, вскоре жители соседнего дома Логачёвы Евгений и Зоя предложили брать воду у них. В июне 2012года было высажено 15 берёз, 4 кедра и 8 черёмух. Низкие саженцы огородили, берёзки подвязали к старым штахетинам. Чтобы во время скашивания травы силами поселковой администрации саженцы не пострадали, вокруг каждого деревца выпололи траву.

Работа по благоустройству парка. Вид парка до и после скашивания травы

В августе начались долгожданные дожди, практически все деревья прижились. Работу по благоустройству парка решили отложить до весны 2013г. Осенью, по решению поселковой администрации, памятную стелу было решено перенести на кладбище. Позже, 30 октября 2012г. на территории Районной администрации состоялся митинг, посвящённый открытию «Камня скорби» безвинно погибшим в годы сталинских репрессий.

Памятник открывали дочь спецпереселенца Комарова (Прокопчук) В.В. и правнучка репрессированного Мороз Анастасия, участница Всероссийской конференции «Томский север, земля Каргасокская – боль и гордость России».

«…Сегодня знаменательный день. Установкой Камня скорби в селе Каргасок мы возвращаем из забвения тысячи имён детей и взрослых, ставших жертвами сталинских репрессий и обретших вечный покой в нашей суровой земле, реке Обь и её притоках. Это также возвращение доброго имени живущим свидетелям лихих лет и испытаний. Это шаг к покаянию, который делают потомки спецпереселенцев, во имя жизни, во имя понимания себя, своих родных и близких. Это не просто камень, это знак – предупреждение живущим о временах геноцида и безверия, это мощный акт социальной реабилитации, это шаг назад от бездны, это дорога к духовному выздоровлению. Камень скорби это напоминание - рассказ обо всех народах, прошедших через молох репрессий, это прививка от нравственного помешательства, это ориентир для современного миропонимания. Душа радуется, что, несмотря на все препятствия, этот день настал. Есть памятник, значит, есть память, и теперь никто не сможет назвать нас Иванами, не помнящими родства…»

Из речи координатора проекта «Прощение и память» Зарубиной В.М.

1 мая 2013г. Около автомобильной трассы (из зоны вырубки) выкопано и пересажено в Парк жертвам сталинских репрессий ещё 72 берёзы, 48 елочек, пихт и сосёнок. К работе привлекли Зайцева Вячеслава, который помог с транспортом и заготовкой саженцев. В парке провели очистку территории от мусора. Посаженные деревца укрепились. Позже, в середине июня, наклонившиеся деревца, подвязали, в конце июня их обработали «Интавиром» от жуков долгоносиков, которые напали на саженцы, поедая листву. Без обработки бы растения погибли.

Зайцев Вячеслав Мороз Артём

Заготовка саженцев

В парке.

VI этап. Оформление проекта. На данном этапе собранная информация была оформлена в виде альбома, приготовлена презентация. VII этап. Подведение итогов. На данном этапе можно подвести промежуточный итог - мы планируем продолжить работу по благоустройству Парка жертвам сталинских репрессий. С наступлением весны, мы планируем провести субботник по благоустройству парка. Со своим проектом «Памятник на память» мы участвуем в Областном конкурсе тимуровских отрядов по охране памятников и памятных стел, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945г., в которой участвовали и отдали свои жизни за свободу своей многострадальной Родины многие безвинно осужденные и репрессированные граждане нашей страны. VIII этап. Заключение. Работая над проектом, нам удалось подготовить и систематизировать собранную информацию о родных, попавших в списки раскулаченных и сосланных в Нарымский край в виде альбома, подготовить слайдовую презентацию. В течение двух лет мы занимаемся благоустройством и поддержанием в надлежащем виде состоянии парка Памяти жертвам сталинских репрессий.

Спасибо за внимание.

Источники информации, использованная литература

1. . Выступление координатора проекта «Прощение и Память» Зарубиной В.М.,30.10.2012г. 2. Выписка из книги «Памяти безвинно погибшим в Омской области»(дата, место печати, издательство неизвестны) 3. Копии документов из личного архива семьи Мороз. 4.Статья «Нельзя забывать», газета «Пятый угол», 12.05.2012г. 5. Презентация «Microsoft Office Pover Point 2003.lnk»

6.Текстовый редактор « Microsoft Word 2003»

7. Фотоаппарат «NOKIA» 8. Фотоматериал из личного архива семьи Мороз

Приложение Текст статьи 58 Уголовного Кодекса РСФСР/вариант 1926 года Шпионаж, т.-е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально-охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр-революционным организациям или частным лицам, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства - расстрел. Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально-охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, - лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет. Примечание. Специально-охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза С. С.Р. и опубликовываемом во всеобщее сведение.

О репрессиях СТАТЬЯ 58 УК УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава первая Преступления государственные 1. Контрреволюционные преступления Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 -- 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. .

В основном крестьяне привлекались по пункту 10 данной статьи, предполагавшей осуждение за контрреволюционную пропаганду и агитацию. Толкование статьи было настолько расширенным, что любое несогласие человека с теми или иными действиями властей могло расцениваться как злостная агитация, направлен- ная на свержение существующего строя. Но именно это и требовалось от реп- рессивного аппарата - заставить выполнять любые распоряжения властей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КАРГАЛЕЙ
ВАДИНСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ

"ВЫ НЕ ЗАБЫТЫ, ОДНОСЕЛЬЧАНЕ"



Актуальность проекта

Прошло почти 70 лет с момента окончания самой кровопролитной войны в истории нашего
народа, войны, унесшей миллионы жизней ни в чем неповинных людей. Эхо той войны до сих пор не затихает в
людских душах. Каждое муниципальное
образование понесло человеческие потери в этой войне. Мы не имеем права
забывать ужасы этой войны, мы не имеем права забыть тех солдат-односельчан,
которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны это помнить.

В память о павших почти везде закладывались мемориальные аллеи,
устанавливались памятники погибшим солдатам в
Великой Отечественной войны, где--то устанавливались обелиски памяти. Не
осталось в стороне и наше село. Из нашего села ушли на фронт
человек. - Много для маленького села, - не вернулись, в их честь в центре
нашего села и возведен памятник погибшим землякам.


Цель проекта: восстановить историю создания памятника
в нашем селе, формирование чувства
патриотизма и гордости за свое
Отечество; воспитание любви к Родине, родному краю; уважения к подвигу
советских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной
войне; формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.расширение знаний об истории создания памятника в
селе, формирование навыков коллективного и поэтапного взаимодействия;

2.развитие навыков самостоятельной организации поиска форм социального взаимодействия с
людьми различных социальных слоев;

3.воспитание уважения к своей исторической родине;

4.выяснение роли памятников в жизни людей нашего села.

5.знакомство учащихся школы и жителей села с результатами нашей деятельности

Сроки реализации проекта : 2014-2015 учебный год

Участники проекта : учащиеся 8 класса МОУ ООШ с. Каргалей

Руководитель проекта : Котлова Т.В.

Нормативно-правовая база

Конституция
РФ, Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» (проект). Статья 3. «Объекты
культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской
Федерации». К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации относятся: единичные памятники:... представляющие
собой ценность с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или
социально--культурной точек зрения.


Социологический опрос

Мы провели анкетирование среди учащихся школы и взрослого населения. Выяснили, что
75% учащихся не знают об истории возникновения памятника в селе, 25 % взрослых такой
информацией владеют частично.

В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе был
создан памятник, какую роль они играют в жизни нашего села.

Этапы работы:

1.Сбор материала: фотографии, школьные летописи, альбомы,
социологический опрос населения, записи бесед с жителями села.

2.Обработка собранных материалов.

3.Анализ полученных данных.

Инициатором создания памятника в селе был председатель
колхоза имени XX Партсъезда Мокроусов А.Н. Часть
средств на строительство памятника было собрано односельчанами. Бригада строителей под руководством Панферова
Ю.И. в короткие сроки возвела монумент в центре нашего села.

Основание памятника сделано из бетона, сверху облицовано
мраморными плитами. На постаменте возвышается фигура советского солдата в
шинели, с винтовкой на плече. По обеим сторонам памятника расположены
мраморные плиты с выбитыми именами односельчан, погибшими в годы Великой
Отечественной войны. У подножия монумента расположены Вечный огонь и две плиты с датами
начала и окончания войны.

9 мая 1985 года, в честь 40-летия победы в
Великой Отечественной войне был проведен митинг, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, вдовы, жители села, школьники и учителя. Открыть митинг
предоставлено Мокроусову А.Н., среди выступавших были Председатель сельского
совета Хваткова А.А., секретарь партийной организации Волков В.М., председатель
профкома Уланова Л.Г., от ветеранов выступил Кузнецов А.И., от молодого
поколения Журавлев А.И. На митинге присутствовал представитель от райкома
партии Вишняков В.И.


Право зажечь
Вечный огонь было предоставлено участнику Великой Отечественной войны, ветерану
Котельникову И.Г.


Слова благодарности прозвучали и от вдов ветеранов Великой Отечественной войны
Кузнецовой Ф.Г, Орловой М.Т., Орловой Н.И.


Нескончаемым потоком к подножию памятника Погибшим землякам возлагали
венки, живые цветы школьники, учителя, жители села.


Ежегодно, начиная с момента создания
памятника, 9 Мая все от мала до велика собираются на митинг, чтобы почтить
память павших, отдать дань уважения нашим землякам. Праздник со «слезами на
глазах» собирает всех вместе: тех, кто в руках с
оружием защищал Отчизну, тех, кто, работал для фронта, для Победы, тех, кто знает о войне из книг и кинофильмов.


Памятник, символ жизни и славы, объединяет нас, детей и взрослых, заставляет
каждого здравомыслящего человека о многом задуматься. Наше предположение, что памятники
способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось.
Вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния-символы
славы, несокрушимости, величия нашего солдата.

Мы узнали много нового из истории своей малой Родины. Называя имена участников войны, мы словно
перелистали страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Вслушайтесь в шорох этих страниц!
Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной
войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.

Практическая значимость проекта .

1. Собранная информация может быть полезна всем, кто интересуется краеведением.

2. Материал данного проекта можно
использовать на уроках краеведения, при проведении часов общения,
мероприятий патриотического направления.


Критерии оценки эффективности проекта

1.Активное участие школьников в практической деятельности по сохранению исторических
памятников, объектов культуры.

2.Повышение
интереса учащихся к изучению истории, краеведения.

3.Использование
материалов музейной комнаты при МОУ ООШ с. Каргалей в учебном и воспитательном
процессе школы.

4.Ежегодное
проведение Дня Памяти погибших односельчан в годы Великой Отечественной войны.

Предполагаемый результат

1.Понимание
общественностью, учащимися школы соответствующими органами сути проекта.

2.Вовлечение
учащихся в конкретные социально-значимые дела.

3.Пополнение
школьного музея новым материалом. Расширение возможностей использования
собранного материала в воспитательной работе.

4.Использование
собранного краеведческого материала для патриотической работы.

5.Приобретение
учащимися школы навыков социального взаимодействия и сотрудничества, ведения
конструктивно-делового разговора, проведение исследований участниками процесса.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района Амурской области

«Память, застывшая в камне»

Адрес:676135 Амурская область,

Магдагачинский район,

Хлынова Т.В., учитель истории,

обществознания

Краткое описание проекта:

сохранение мемориального сооружения,

увековечивающего память о погибших в

войне 1941 – 1945 гг земляках.

Популяризация деятельности по сохранению

памятников Великой Отечественной войны.

Формирование активной гражданской

позиции через участие в выполнении важного

общественно-полезного дела – установление имён

земляков, не вернувшихся с войны, шефство

над памятником воинам-односельчанам.

Ушумун 2015

Историческая справка о Памятнике Землякам, погибшим в годы Великой Отеченственной войны 1941 – 1945 на центральной площади посёлка Ушумун

В центре поселка Ушумун горделиво и одиноко возвышается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Памятник представляет собой стелу, устремленную ввысь, составленную из бетонных блоков прямоугольной формы. На центральной лицевой грани размещены имена и фамилии земляков павших в годы войны и тех, кто своими трудовыми подвигами приближал победу. Всего 152 фамилии. На другой грани изображение женщины, олицетворяющей Родину - мать. Слева и справа центральной части изображение бойцов. 9 мая 1985 года к 40 – летию победы над фашистской Германией в нашем поселке был открыт новый памятник.

Автором памятника является Прохоров Владимир Петрович. Он родился 8 февраля 1930 года в поселке Ушумун. Когда началась война, отец ушел на фронт, Володя закончил 6 класс и пошел работать. Кончилась война, вернулся с фронта отец, жизнь начала налаживаться. Владимир Петрович поступил на работу в лесхоз, трудился там до 1990 г.

Владимир Петрович создал чертежи, сделал расчеты и пошел в администрацию поселка. Местные власти идею и проект поддержали. В разгар работы, в Совет ветеранов посёлка Ушумун, обратились жители посёлков, которые раньше находились рядом с Ушумуном Буяк и Одуново. Они просили на памятник внести имена их земляков, которые погибли на той страшной войне 1941 – 1945 годов. Ведь посёлки исчезли, а вместе с ними и память о героях земляках тоже может исчезнуть. Автор памятника не возражал. Так в списке фамилий стало 152. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие памятника. На это событие собрался весь посёлок.

Сейчас на этой площади проходят все важные праздники: День Победы, День защиты ребёнка, свадебные картежи останавливаются здесь, чтобы поклониться памяти землякам, празднование юбилейных дат и событий нашего посёлка отмечается на этом месте. Местные власти обустраивают этот район: появились скамейки, продолжается посадка саженцев. Так что история этого памятника ещё не закончена.



Участниками детских объединений «Я – исследователь», «Вече» был проведен социологический опрос жителей нашего поселка по методике Соколовой Я. В., описанную в методическом пособии для учителей обществознания «Граждановедение. 7 класс» Москва, 2002 г. Было опрошено 20 жителей Ушумуна, 60 школьников учеников 8 – 11 классов. Предлагалось ответить на вопросы:

Для чего создан этот памятник?

Обощив данные мы пришли к выводу, что люди более старшего поколения лучше знают историю возникновения памятника, так как они сами были участниками этих событий. Они отмечают, что памятник создан для того, чтобы имена земляков помнили многие поколения ушумунцев, что это место стало важным общественным центром в жизни нашего посёлка. Лишь половина из опрошенных школьников смогла назвать имя автора памятника. Ребята отметили, что значение памятника в сохранение памяти о павших, что он является достопримичательностью.

Актуальность проекта

2015 году все цивилизованные страны празднуют 70 – ю годовщину победы над фашизмом. Милионы людей отдали свою жизнь ради сохранения мира и жизни многих сотен милионов своих потомков. Мы склоняем головы перед героями, благодарим ветеранов и чтим память погибших.

Во все времена у всех народов историческое сознание являлось неотъемлемой частью общественного сознания, которое играло роль в формировании духовной жизни, обычаев, традиций. В духовном развитии личности, общества немаловажную роль играют памятники истории и культуры. Не умение ценить истоки породило в нашем обществе много проблем. В сутолоке жизни, в погоне за сиюминутной выгодой мы в последние десятилетия изрядно духовно обиднели. Но для нас памятник – предметная, образная связь времен далеких и нынешних. Памятники культуры в нашем посёлке – это своеобразная каменная летопись, котрая отражает героические, трагические страницы в жизни наших земляков, истории нашей Родины.

Каждый человек имеет свою малую Родину, которая поддерживает его с первых лет жизни. Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родных местах, но и пытаются оказать ей посильную помощь. Работа над проектом «Память, застывшая в камне» даёт возможность изучать историю на конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного посёлка. Программа данного проект способствует формированию гуманистически направленной личности ученика, ориентированной на исследование образовательного пространства среды жизнедеятельности, на воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и этнокультурных ценностей, с учётом особенностей региональной социокультурной среды, в духе патриотизма и гражданственности. Сохранение памятников истории и культуры как объектов культурно-исторического наследия - проблема столь же важная, как сохранение природы. "Природная среда, - пишет академик Д.С.Лихачев, - необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к Родине, воспитывает его уважение к предкам и потомкам /забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем - о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений/, знакомит с историей и культурой других народов" . Таким образом, по мнению известного ученого, с которым нельзя не согласиться, отношение к памятникам истории и культуры для всего человечества - это вопрос экологии с большой буквы.

Проект реализуется при поддержки Администрации посёлка Ушумун.

Цель: сохранение мемориального сооружения, увековечивающего память о погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг земляках

Задачи:

1. создание условий по обеспечению сохранности памятника

2. популяризация деятельности по сохранению памятников Великой Отечественной войны.

3. формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – установление имён земляков, не вернувшихся с войны, шефство над памятником воинам-односельчанам;

4. формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

5. воспитание чувства уважения к людям, пережившим события военных лет, к людям старшего поколения, чувства гордости за своих земляков;

6 развитие инициативы, направленные на решение проблем поселка, и создать условия для личностного роста школьников;

7. поддержание и развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка;

8. расширение круга общения школьников с местными органами власти;

Коллективная деятельность в рамках проекта

1. Общий сбор. Определение задач и программы деятельности.

2. Уборка територии централной площади посёлка 2 раза в месяц

3. Первичная реконструкция памятника: помыть, покрасить, побелить

4. Подготовка и участие в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы (акции «Аллея ветеранов», акция «Полк бессмертных», акция «Письмо, невернувшемуся с фронта», акция «Вахта Памяти», акция «Свеча памяти»).

5. Фестиваль «Презентация результатов проекта».

Ожидаемые результаты проекта

Главный результат реализации проекта заключается в том, чтобы силами учащихся при поддержке педагогов, родителей, жителей села, административных органов отреставрировать памятник воинам-землякам погибшим в годы войны на фронте, обустроить территорию центральной площади посёлка

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

    Составление брошюр о людях создававших, реконструирующих памятник

    Создание календарей с видами памятника, изображением людей, которые их создавали на текущий и будущий год

    Оформление стенда «Память, застывшая в камне»

    Размещение информации о проекте, его результатах на сайте виртуального музея

    Распространение результатов проекта будет проходить посредством информирования гражданского сообщества, в том числе и публикации в школьной газете «Школьный курьер», в районной газете «Вперёд».

    Выпуск сборника методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Повышение уровня социальной успешности среди учащихся школы и, в связи с этим, внесение вклада в улучшение социальной ситуации в общественной среде поселковой администрации.

    Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию

    Формирование активной социально – нравственной и гражданской позиции детей и юношества

    Воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников

Перспективы развития

В дальнейшем мы планируем поддерживать и сам обелиск, и место, где он расположен в надлежащем состоянии; обновить мемориальные доски с надписями и именами погибших; ежегодно проводить митинги в День Победы, День памяти и скорби; продолжить исследовательскую работу по изучению истории поселка, судьбы тех, чьи имена высечены на обелиске.

Оценка успешности работы по проекту

    Положительные отзывы общественности;

    Самооценка.

Риски при реализации проекта

Нехватка материальных ресурсов, проблемы с выращиванием и уходом за растениями, неблагоприятные прородно – климатические условия.

Механизмы и план реализации проекта

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

1.Сбор информации и составление исторической справки;

2. Установление контактов с родственниками павших, их боевыми соратниками, советом ветеранов;

3 Поиск спонсоров проекта

1. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству территории центральной площади поселка, самого памятника землякам

2. Составление проекта

учащиеся,

руководители проекта

Основной

1. Уборка территории памятника, реконструкция памятника

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка мероприятий по популяризации сохранения памятников Великой Отечественной войны.

4. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников; интервьюирование родственников авторов памятников и односельчан, которые принимали участие в создании и реконструкции памятников; изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры; встреча участников проекта со специалистами, депутатами посёлка по вопросу защиты памятников в Ушумуне, Магдагачинском районе, Амурской области, России

1. Развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка

2. Творческие работы учащихся

учащиеся,

руководители проекта

Заключительный

1. Работа по уходу за памятником землякам, павшим в годы войны

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка экскурсонных маршрутов, акций, мероприятий

1.Анализ проделанной работы.

2.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

3. Проведение экскурсий, акцийй, мероприятий

учащиеся,

руководители проекта


2006 г.

1. Полное наименование проекта

«Возрождение памятника»

2. Краткая аннотация проекта

Памятник войнам – землякам, установленный в сквере посёлка Ветлужский три десятилетия тому назад, на момент начала проекта нуждался в серьёзной реставрации. Его месторасположение потеряло привлекательность и торжественность по причине того, что со временем оказалось в окружении хаоса торговых точек.

На территории же школы имелась большая открытая площадка, благоприятная для размещения данной достопримечательности. Так возникла идея переноса памятника.

Установление памятника на школьной территории имеет большое социальное значение, так как школа носит имя нашего земляка - Героя Советского Союза Таначева Василия Александровича.

Работы по перемещению взяла на себя компания «Промстрой». Но при осмотре памятника оказалось, что из-за ветхости перенос его не возможен, и генеральный директор компании предложил возвести новый памятник взамен прежнего.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Перенос памятника воинам – землякам из сквера около остановки автобусов на территорию школьного двора.

ЗАДАЧИ:

Формировать социально-зрелую личность;

Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине и малой родине

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции горожанина-гражданина.

Эффективность :

В проекте приняли участие 100% учащихся (массовость);

Цель проекта была достигнута: памятник установлен на территории школы 8 мая 2006 года (реальность проекта);

Педагогический и ученический коллективы школы взяли на себя ответственность за сохранность памятника (Локальный акт № 72 от 01.01.01г «О сохранности памятника») (постоянство) ;

В период с 8 мая 2006 года, дня установления памятника, по настоящее время не совершенно в отношении памятника ни одного хулиганского поступка.

Выпускники 2006 года торжественно возложили цветы к памятнику. Этот торжественный акт станет новой традицией школы (принятие социумом );

На вопрос анкеты, «Какие чувства ты испытываешь от того, что на территории школы находится памятник воинам – землякам?» – большинство учащихся ответили, что испытывают чувство гордости (удовлетворение от проекта ).

3 . Степень реализации проекта

Так выглядел памятник в начале проекта

А так – на завершающем

этапе реализации проекта

4. Описание организации

Школа открыта в 1951 году. С 2004 года функционирует в одну смену, в шестидневном режиме обучения, насчитывает 459 учащихся. Педагогический коллектив обладает высоким профессиональным потенциалом: 4 человека имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 11 учителей звание «Отличник народного образования РФ».

Цель деятельности школы: формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу, самосовершенствованию на основе освоения полного базового образования и дополнительных образовательных услуг.

Задачи:

1. Обеспечить условия для реализации прав граждан на получение образования.

Сфера основной деятельности: учебно-воспитательная

Перспективы:

1. Реализация физико – математического направления.

2. Совершенствование структуры государственно - общественного управления школой.

3. Развитие профессиональной компетенции учителя.

4. Укрепление здоровья обучающихся и обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Составление плана проекта.

сентябрь 2005г.

сентябрь 2005г.

нормативно-правовой

1. Постановление Главы самоуправления
города Шарьи «О переносе памятника воинам-землякам»

2. Приказ заведующей отделом образования администрации г. Шарьи «О проведении работы в коллективах педагогов и учащихся, родительской общественности по привлечению внимания к благоустройству и реставрации памятника».

3. Приказ директора школы о начале реализации проекта «Возрождение памятника».

4. Локальный акт «О сохранности памятника».

программно-методический

1. Разработка рекомендаций для педагогов-руководителей творческих групп учащихся по организации и содержанию различных видов деятельности в рамках реализации проекта.

Октябрь 2005г.

Октябрь 2005г.

материально-технический

1. Аренда техники для переноса памятника.

начало работы