Ранние романтические произведения горького. Произведения Горького: полный список. Максим Горький: ранние романтические произведения

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) - одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно - одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с парохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым…

Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века.

Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения - романтические песни и легенды - оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне - они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня о Соколе», легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко). Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея - стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать - летать не может». В этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни».

Горький считал, что с организацией «здорового трудящегося народа - демократии» утвердится особая духовная культура, при которой станет «жизнь - радостью, музыкой; труд - удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».

Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила «Песня о Буревестнике» (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря - как их реализация.



Всюду и всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души - самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель.

Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в село Красновидово, где занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказ Максима Горького, «Макар Чудра», был опубликован 1892 году в газете «Кавказ». В 1898 году вышел сборник «Очерки и рассказы», а через год был опубликован его первый роман «Фома Гордеев». В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№ 10). .

Немного позднее началось сотрудничество писателя с МХАТом. В театре были поставлены пьесы «На дне» (1902), «Мещане» (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма «Человек» (1903), пьесы «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Две Варвары» (1905). Горький становится активным членом «Московской литературной среды», принимает участие в создании сборников общества «Знание». В 1905 году Горького арестовывают и сразу после освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет на Капри. В 1907 году в Америке выходит роман «Мать» Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. - М., 2003..



На Капри создаются пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето» (1909) и «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911). В 1913 году Горький вернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал «Летопись». После революции работал в издательстве «Всемирная литература».

В 1921 году Горький снова уезжает за границу. В начале 20-х годов он заканчивает трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты», пишет роман «Дело Артамоновых», начинает работу над романом «Жизнь Клима Самгина». В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18 июня 1936 года в селе Горки.

В конце 90-х годов читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя - М. Горького. «Большой и оригинальный талант», - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах Веселов Г.Д.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих рассказов - люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».

Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу.

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.

Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если нельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами.

Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.

Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького. Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека.
Первый рассказ М. Горького – “Макар Чуд-ра” – был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды, ценой своей жизни испытавшей могучее сердце Лойки Зобара. Написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности.
Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш и другие.
Первые строки в большинстве таких произведений Горького были призывом к геройству. В рассказе “Старуха Изергиль” устанавливается связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Лар-ра – гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “Я”, а Данко отдает всего себя.
Сказка “Девушка и Смерть” – примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту.
“Челкаш” – один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. На дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека – одного приводит привычка, другого – случай. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Автор подчеркивает духовное превосходство Челкаша. Однако Челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина Гаврилы. В этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический. Романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы.
Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе” определен как песня. Обе песни обладают и другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества. Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии.
Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. К этому стремится и сам писатель.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной Read More ......
  2. Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, Read More ......
  3. В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, Read More ......
  4. Обращение к прозе – закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение – незаконченный исторический роман “Вадим” (1832- 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной Read More ......
  5. Жизненные университеты Горького и творчество как крик боли. (Потрясение, испытанное Горьким, вошедшим еще мальчонкой во взрослую жизнь царской России, было так велико, что жить с этим и молчать было невозможно. После неудачного самоубийства писательство стало единственной возможностью выразить боль человека, Read More ......
  6. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
  7. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  8. М. Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907 гг.) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки Read More ......
Ранние произведения М. Горького

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана"прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение - тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.
Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, - Данко и Ларра - противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он - тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.
Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов - яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи - все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.
М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара - он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода - понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай - что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души - непостижимой и противоречивой.
По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта - это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины “дна жизни”, которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы - “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь -- носитель общественного сознания. Ему говорят: “...стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”. Ему противостоит мир романтических героев - опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками (“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”). Данко - герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием “Данко” и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
Еще явственнее он в особом жанре - песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием “Бывший Главсокол, ныне Центроуж”). Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки - это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”.
Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он “прекрасный пекарь, умелец”, им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру - одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: “Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!”. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: “Не нашел я себе места!”. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел, - например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

  • Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
  • Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

Цели уроков:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

Урок на тему «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»)

Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Старуха Изергиль».

Вид урока: получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод : эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

б) Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Ответ. В обрамлении «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

«Старуха Изергиль» (этап получения новых знаний – эвристическая беседа)

Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

а) Легенда о Ларре.

Чем мотивирован характер Ларры?

Какое понимание свободы он воплощает?

Как изображены люди в легенде?

В чем смысл наказания Ларры?

Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

б) Легенда о Данко.

Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

Какой поступок вы назовете подвигом?

Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

Разумен или нет поступок Данко?

Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

- Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».
«В жизни… всегда есть место подвигам».

Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Что сближает Изергиль с Ларрой?

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

Урок на тему «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын»

Домашнее задание к уроку:

а) Проблемный вопрос

Произведения для изучения:

  1. «Макар Чудра».
  2. «Хан и его сын».

Вид урока: получение и закрепление новых знаний.

Основной метод : эвристическая беседа.

Ход урока

«Макар Чудра» (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания)

Как создает Горький романтический характер?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Реализация домашнего задания

Задание. Проблемный вопрос . Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ . Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

Каково понимание свободы героями рассказа?

Какой конфликт лежит в основе легенды?

Как он разрешается?

Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

Согласен ли с ними герой-повествователь?

Как выражена его позиция?

В произведении очень важен образ повествователя. Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

Каков смысл финала рассказа?

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

«Хан и его сын» (закрепление и проверка знаний)

Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын»

Примеры из текста

В произведении есть рассказчик - татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

«Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»
Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»

Необычна обстановка, в которой происходит действие.

«…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

«…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

Романтический пейзаж.

«Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

Обилие сравнений.

женщины «красивы, как весенние цветы»;
у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;
глаза, как васильки;
поднял, как перо;
облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»

Метафоры.

«ласки нежили и жгли»;
«дрожь в сердце»;
«гаснет день ото дня жизнь моя»;
раны «точили бы кровь мою»;
«рвется мое сердце»
«Но она обняла за шею своего старого орла»;
«улыбается смерть»

орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

Возвышенная речь героев.

«Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

Олицетворения.

«…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;
«И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»

Единственное начало в позиции героев.

«Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);
«Не могу я отдать ее тебе, не могу, - сказал хан»;
«Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)

«…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

Ваше мнение о прочитанном.

Использованная литература

  1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
  2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
  3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
  4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
  5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
  6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
  7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
  8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.