Положительные и отрицательные герои комедии "Недоросль" Д. И. Фонвизина". Характеристика героев. «Недоросль» - сатирическая комедия

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле , они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе , например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, . Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только .

Шехереза́да, она же Шахереза́да, Шахраза́да – дочь визиря, а впоследствии жена царя Шахрияра, персонаж цикла сказок «1000 и 1 ночь».Свои знаменитые сказки она рассказывала именно царю.

Кому и зачем рассказывала сказки Шахерезада

У Шахрияра был брат Шахземан, которому изменила жена. Убитый горем, он поделился этим известием с царем. После этого Шахрияр решил удостовериться в верности собственной супруги, но она оказалась еще более распутной, чем жена брата. Он казнил ее и всех своих наложниц, решив, что ни одна женщина в мире не способна быть верной. С тех пор царь каждый день приказывал привести к нему невинную девушку, проводил с ней ночь, а наутро казнил ее.

Так продолжалось до тех пор, пока не настала очередь дочери визиря отправиться к царю. Шахерезада была не только очень красива, но еще и исключительно умна. Она придумала, как остановить жестокость Шахрияра и при этом не погибнуть самой.

В первую ночь, когда Шахерезаду привели к царю, она попросила дозволения развлечь его и рассказать поучительную историю. Получив согласие, девушка рассказывала ему сказки до самого рассвета, но на самом интересном месте настало утро. Шахрияру так понравилось ее слушать, что он решил перенести казнь и узнать продолжение. Так и повелось: Шахерезада каждую ночь рассказывала всевозможные истории, оставляя самое интересное на потом.

По прошествии 1000 и 1 ночи Шахерезада пришла к царю с просьбой помиловать ее, и принесла трех сыновей, рожденных от него за это время. Шахрияр ответил, что давно решил ее не казнить, так как она показала себя целомудренной и верной женщиной, и теперь он раскаивается в убийстве ни в чем не повинных девушек.

Кто придумал «1000 и 1 ночь»?

Сама история Шахерезады является обрамлением и связкой цикла. Все сказки в сборнике можно разделить на три типа. К героическим относят истории с большой долей содержания фантастического сюжета. Считается, что они самые ранние по времени возникновения, и составляют первоначальное ядро «1000 и 1 ночи». Более поздняя группа сказок отражает быт и нравы торгового населения, чаще всего это разнообразные истории любви. Их называют городскими или авантюрными сказками. Последними вошедшими в сборник являются плутовские сказки, которые отличает ирония по отношению к представителям власти и повествование от лица бедноты.

Сказки, известные нам по европейским изданиям, такие как «Али-Баба и 40 разбойников», «Волшебная лампа Алладина», на самом деле не входили ни в одну арабскую рукопись.

История возникновения «1000 и 1 ночи» до сих пор является невыясненной до конца. Принято считать, что сказки арабские, однако, существует множество гипотез происхождения сборника. Отдельные истории оттуда были известны задолго до появления цикла. Не без оснований можно утверждать, что изначально народное творчество редактировалось профессиональными рассказчиками, а потом было записано уже книгопродавцами.

За много веков составления и формирования книга вобрала в себя культурное наследие арабов, индийцев, персов, и даже греческий фольклор.

Сборник оказал большое влияние на творчество многих писателей, таких как Гауф, Теннисон, Диккенс. Пушкин восхищался красотой «1000 и 1» ночи, что неудивительно, т.к. сказки обладают яркостью повествования, красочным описанием Востока того времени, сочетанием фантастического и вполне реального сюжета.

Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. В соответствии с классицистическими канонами, действующие лица в произведении четко разделены на положительные и отрицательные, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. Однако, в отличие от традиционных образов классицистических пьес, герои «Недоросля» лишены шаблонности, чем и привлекают современных читателей и зрителей.

К положительным действующим лицам относятся Правдин , Софья , Стародум и Милон . Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью изображены отрицательные героиПростаковы , Скотинин и Митрофан . Они являются представителями «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.

В пьесе Фонвизина «Недоросль» главные герои делятся на своеобразные дуальные пары, в которых автор изображает людей со схожими социальными ролями, но изображая их в зеркальном искажении. Так, кроме пары «детей» – Софьи и Митрофана, можно выделить «воспитателей» – Стародум и Простакова, «женихов» – Милон и Скотинин, а также «владельцев» – Простаков и Правдин.

Митрофан – недоросль и главный герой комедии – избалованный глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой. Полной противоположностью Митрофану является Софья. Это образованная, умная и серьезная девушка с непростой судьбой. Лишившись в раннем возрасте родителей и живя на попечении у Простаковых, Софья не перенимает их ценности, а, по сути, становится «белой вороной» в их обществе (Простакова даже возмущается, что девушка умеет читать).

Простакова предстает перед читателями с одной стороны как необразованная, хитрая женщина, которая ради наживы готова практически на все, а с другой – как практичная хозяйка и любящая мать, для которой счастье и беззаботное будущее ее сына стоит превыше всего. Простакова воспитывала Митрофана так, как воспитывали ее, поэтому и могла передать и показать собственным примером устаревшие, давно исчерпавшие себя идеи и ценности.

У Стародума совершенно иной подход к воспитанию – он не относится к Софье, как к маленькому ребенку, беседуя с ней на равных, наставляя ее и советуя исходя из собственного опыта. В вопросе замужества мужчина не берется окончательно решать за девушку, так как не знает, свободно ли ее сердце. В образе Стародума Фонвизин изображает свой идеал родителя и воспитателя – авторитетной сильной личности, которая сама прошла достойный путь. Однако анализируя систему персонажей «Недоросля» с точки зрения современного читателя, стоит отметить, что образ Стародума как воспитателя тоже не идеален. Все время, пока он отсутствовал, Софья была лишена родительской опеки и предоставлена самой себе. То, что девушка научилась читать, ценит мораль и добродетель скорей заслуга ее родителей, которые привили ей это еще в малом возрасте.

Вообще тема родства важна как для положительных героев пьесы «Недоросль», так и отрицательных. Софья – дочь достойных людей, Милон – сын хорошего друга Стародума. Простакова же только после замужества получила эту фамилию, на самом деле она Скотинина. Брат и сестра очень похожи, ими обоими движет жажда наживы и хитрость, они не образованы и жестоки. Митрофан изображен настоящим сыном своих родителей и воспитанником дяди, перенявшим по наследству все их отрицательные черты, в том числе любовь к свиньям.

Персонажи, чье родство в пьесе не упоминается – Простаков и Правдин . Простаков кардинально отличается от своей жены, по сравнению с активной и деятельной Простаковой он выглядит безвольным и пассивным. В ситуации, когда он должен показать себя хозяином деревни, мужчина теряется на фоне своей жены. Это и приводит к тому, что владельцем удела становится более активный Правдин, который смог усмирить Простакову. Кроме того, Простаков и Правдин выступают некими «ревизорами» происходящего. Правдин является голосом закона, Простаков же – мнением простого (вспомним о «говорящих» фамилиях пьесы) народа, которому не нравится как ведет себя «старое» дворянство в лице его жены и шурина, но боится их гнева, поэтому говорит только в сторону и не договаривая.

Последняя пара персонажей – это Скотинин и Милон . Мужчины олицетворяют устаревшие и новые идеи о браке и семейной жизни. Милон знает Софью с детства, они любят друг друга, а потому их отношения строятся на взаимном уважении и дружбе. Скотинин даже не пытается узнать девушку поближе, его волнует лишь его приданое, при этом он даже не собирается обустроить ей хорошие условия после брака.

Кроме главных персонажей, в пьесе присутствуют второстепенные действующие лица – учителя и воспитатели Митрофана-недоросли. Характеристика героев второго плана – Еремеевны , Цыфиркина , Кутейкина и Вральмана – связана с их социальной ролью в пьесе. Няня представляет собой пример крепостного человека, который всю жизнь верно служит своей хозяйке, терпя побои и несправедливость. На примере же образов учителей автор обнажает все проблемы образования в России 18 века, когда детей обучают отставные военные, не окончившие семинарию или вовсе конюхи.

Для 18 века новаторство Фонвизина состояло в том, что автор изобразил действующие лица «Недоросля» без чрезмерного пафоса и шаблонности, присущих многим произведениям классицизма. Каждый герой комедии – это несомненно сборный образ, но созданный не по готовому «трафарету», а обладающий своими индивидуальными чертами. Именно поэтому персонажи произведения «Недоросль» даже в наши дни остаются ярчайшими образами русской литературы.

Тест по произведению

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.


Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе : Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

4.5 (90%) 2 votes

Денис Иванович Фонвизин пишет свою искрометную комедию «Недоросль» в эпоху господствования классицизма. В соответствии со строгой иерархией жанров, комедия (также как сатира и басня) относится к низкому литературному жанру, но, тем не менее, имеет ряд особенностей и направлена на раскрытие общественных пороков. Образы героев эпохи классицизма лишены индивидуальных черт, поскольку направлены запечатлеть устойчивые родовые признаки, не прекращающиеся с течением времени.

Комедия «Недоросль» имеет яркую авторскую оценку исторической действительности, которую Фонвизин старается изобразить наиболее правдиво и достоверно, в чем заметны черты реализма, пришедшего на смену классицизму. Свои воззрения автор вкладывает в диалоги положительных героев, чья речь изобилует житейской мудростью. Недаром же комедия после публикации была буквально разобрана на афоризмы. Герои, которым симпатизируют автор и читатель, идеальны, в них практически нет недостатков, и их функция в произведении направлена на утверждение справедливого общественного порядка. Деление на строго положительных и отрицательных героев – признак классицизма, присущий произведению.

В роли самой значимой фигуры, носящей положительные черты, предстает Стародум – шестидесятилетний дядя Софьи, проживший несколько лет в Сибири, где «трудами и честностию» сделал свое состояние в десять тысяч рублей, которое завещает любимом осиротевшей племяннице. Примечательно, что имя каждого героя комедии является «говорящим». Стародум (т.е. «представитель старых дум, воззрений») получил наилучшее воспитание петровской эпохи. Он дает довольно ёмкую характеристику времени своего становления: «В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову», «Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного». Герой немало повидал на своем веку. Не жалея себя, служил Отечеству, подставляя свою грудь под пули во время военных действий, получил тяжелое ранение и в порыве подал в отставку после того, как узнал, что его прежний приятель граф, не пожелавший отдавать долг Родине, произведен в чин и обошел его. Только позднее Стародум сделал вывод, что «любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». После отставки он приехал в Петербург, где был представлен ко двору, но и там он пробыл недолго, поскольку не мог примириться с устоявшимися нравами: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни ризу на мысль не приходили ни предки, ни потомки». Герой ставит строгий диагноз придворному обществу: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародум придает главное значение нравственному формированию личности, еще отец учил его: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы». Самым главным достоинством в человеке герой считает душу: «Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление». Стародум – истинный патриот своего Отечества, оценивающий человека не по его состоянию, а по той пользе, которую он принес своей родной земле: «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества <...> без знатных дел знатное состояние ничто».

Единомышленником, разделяющим воззрения Стародуба, в комедии является честнейший и безупречный государственный чиновник Правдин. Уроженец Москвы, он определен членом в наместничестве, к которому относится имение Простаковых, и призван служить ревностным блюстителем порядка: «Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Довольно меткую характеристику он дает и самим Простаковым: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Именно с помощью Правдина Стародуму удается разоблачить и прекратить бесчинства самодурки Простаковой и уберечь Софью от ее произвола.

Представительницей прекрасного пола в группе идеальных персонажей является Софья – скромная, умная, образованная и воспитанная сирота, вынужденная волей обстоятельств жить в доме дальней родственницы деспотичной Простаковой. Фонвизин не зря дает героине именно имя Софья, что с древнегреческого означает «мудрость, разумность, наука». Она почтительно относится к старшим и мудра не по годам. Героиня выгодно отличается от обитателей дома Простаковых, которые видят в ней только способ легкой наживы для продолжения своих бесчинств. Она не привыкла праздно проводить время и свободные минут посвящает чтению. Софья не просто читает, она анализирует прочитанное, именно ее устам принадлежат такие важные слова: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью».

И наконец, последний герой плеяды положительных персонажей – офицер Милон, сердечно влюбленный в Софью и буквально вырвавший ее из рук обидчиков, желавших похитить ее и насильно венчать с Митрофанушкой. Милон – патриот, готовый отдать долг Отчизне: «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». Молодой человек очень быстро и легко добивается расположения Стародума, который дает благословение на предстоящую женитьбу: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным. Вы оба друг друга достойны. От всей души моей даю вам мое согласие».

Комедия Д.И. Фонвизина имеет счастливую концовку – зло наказано, справедливость восторжествовала, каждый персонаж получает по своим заслугам.

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением - комедией «Недоросль» - Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени. Это проявилось и в проблематике (автор заставляет задуматься над вопросами воспитания, государственного устройства, общественных и семейных отношений), и в изображении героев. Несмотря на то что в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои четко разграничены, отношение к ним читателя (или зрителя) не всегда однозначно. Попробуем разобраться: почему?

Классические традиции в произведении

Начнем с того, что в комедии Фонвизина отмечается единство времени (сутки) и места (имение Простаковых), любовный треугольник и наличие резонера, говорящие фамилии. Главные персонажи группируются вокруг Стародума и Простаковой, второстепенные примыкают к одним либо другим. Так формируются группы: молодой необразованный дворянин Митрофанушка - он и есть недоросль - положительные и отрицательные герои, отличающиеся нравственными убеждениями, отношением к окружающим, речью и т.п.

«То бранюсь, то дерусь…»

Фраза, произнесенная Простаковой, в полной мере характеризует персонажей, вызывающих негативную оценку. Могущественная (до определенной поры) владелица поместья - это главный отрицательный герой.

«Недоросль» - пародия на то, что творилось во многих дворянских семьях, не отличавшихся умом и грамотностью, но имевших деньги и власть. Госпожа Простакова безраздельно правит всем домом - ее боится даже безвольный муж. «Мошенник», «болван», «харя», «каналья» и под. - это обычное ее обращение к окружающим. Только сына она называет «душенькой» и дает понять, что все делает для его счастья. Простакова - необразованная и злобная особа, которая прекрасно чувствует обстановку. Она знает, кто гроша ломаного не стоит, а кому следует улыбнуться, угодить.

По мере развития действия в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои характеризуются с разных сторон. Так, историю жизни Простаковой мы узнаем из ее общения со Стародумом. Все свои она унаследовала от таких же невежественных родителей. В свою очередь, она привила их любимому Митрофанушке.

Мало чем отличается от сестры Скотинин. Этого героя Фонвизин практически полностью лишил человеческого облика. И фамилия звучит как не людская, и единственное увлечение, переходящее в страсть, - свиньи, и лексикон соответствующий. А когда речь заходит о женитьбе, родной племянник, также желающий ухватить богатое наследство невесты, превращается для него в соперника.

Митрофанушка - отрицательный герой

Недоросль - так называли в России молодого несовершеннолетнего дворянина, который еще не поступил на службу. Именно в таком возрасте находится Митрофанушка - «похожий на мать». Он такой же безграмотный, грубый, двуличный, хитрый, как и Простакова. К тому же ленивый, презрительно относящийся ко всяким наукам и учителям, но при этом в полной мере усвоивший законы безнравственности, обмана, умения угождать. Он уже в полной мере ощутил вкус власти, которую давало ему положение. Даже к отцу Митрофанушка относится как к лицу незначительному, о чем свидетельствует его «сон». Однако можно отметить, что недоросль пойдет дальше своей матери. В этом плане становится показательным поведение героя в финальной сцене, когда он довольно грубо отталкивает ее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кстати, именно после комедии Фонвизина слово «недоросль» приобрело обобщающее значение с негативной оценкой.

Антиподы Простаковых - положительные герои

«Недоросль» отличается четко обозначенной авторской оценкой исторических событий конца XYIII века. В этом немалую роль играет образ Стародума. Это шестидесятилетний муж, который в свое время собственным трудом нажил небольшое состояние, работая в Сибири. Затем воевал, после отставки служил при дворе. Как человек справедливый и много повидавший, он дает не совсем лицеприятную характеристику чиновникам, общественным отношениям. Особое внимание Стародум уделял необходимости служить на пользу Отечеству, подчеркивал роль просвещения. Не случайно многие его высказывания, например, «Имей сердце, имей душу, и будешь человек…» - сразу стали афоризмами.

Были и другие положительные герои - «Недоросль» в этом отношении строго соответствует традициям. Это московский чиновник Правдин (он приехал, чтобы разоблачить злонравие), племянница и наследница Стародума Софья, долгое время испытывавшая притеснения в доме Простаковой, молодой офицер, мечтавший посвятить жизнь Отечеству, Милон. Их высказывания и поступки еще больше обнажают пороки таких людей, как Простаковы и Скотинин. Они практически не имеют недостатков, поэтому могут называться

Таким образом, в комедии «Недоросль» положительные и играют строго определенную роль. Первые разоблачают зло и жестокость, а их речи утверждают принципы справедливого общественного порядка. Вторые воплощают в себе наиболее распространенные человеческие пороки: невежество, деспотичность, эгоизм, уверенность в собственном превосходстве и т.п.

Новаторство автора

При всем соответствии традициям, комедия имела ряд отличий от своих предшественниц. Приверженность к реализму - это то новое, что внес в пьесу Фонвизин. «Недоросль», герои которого показаны ярко и многопланово, отличается стремлением к типизации. Произошедшее в семье Простаковых рассматривается через призму общественного устройства и заставляет задуматься о таких вопросах, как крепостное правления в государстве, значение воспитания. В результате речь идет уже о нарушении триединства как одного из требований классицизма.

Неожиданным становится и то, что в финале читатель сочувствует жестокой Простаковой, ставшей жертвой собственного злонравия. На этом фоне еще красноречивее звучат слова Стародума: «Имей серд-це, имей душу, и будешь человек во всякое время», - которые не теряют актуальности и сегодня.