Левша – народный герой. Сочинение русский народ в сказе лескова левша Собирательный образ русского народа

Образ русского народа в сказе "Левша" Н. С. Лескова

В большей части произведений Николая Семёновича Лескова изображается особый народный тип героя - человек, носитель высоких моральных качеств, праведник. Таковы персонажи произведений "Очарованный странник", "Человек на часах" и других. Левит - главный герой "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" - один из таких образов. Внешне левша скромен и непригляден. Он косой, "на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны". Одет бедно, "одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван". Платову даже стыдно показать левшу царю. Он необразован и неискушён в общении со знатными людьми. Но этот человек оказывается единственным положительным героем произведения. Он не видит большой беды в собственной неучёности, но не потому, что глуп. Дли простого человека есть нечто более важное, чем собственная персона. "Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные", - так левша отвечает удивлённым англичанам, заметившим его невежество. Левша - истинный патриот своего отечества. Он не говорит громких слов о любви к родине. Однако он ни зaчто не соглашается остаться в Англии, хотя ему сулят всяческие блага. "Мы к своей родине привержены", таков его ответ. Левша, будучи искусным мастером, не кичится своим талантом. Осматривая фабрики и мастерские англичан, он искренне хвалил ружья, признавая их превосходство: "Это против нашего не и пример превосходнейше". Оказавшись в Европе, левша не теряется. Он ведёт себя уверенно, с достоинством, но без наглости. Врождённая культура простою человека вызывает уважение. Жизнь левши полна трудностей. Но он не отчаивается, не жалуется на судьбу, а старается жить так, как умеет, безропотно терпит беззакония Платона, когда тот увозит его в Петербург без паспорта. Это говорит о таких народных чертах, как жизненная мудрость и терпение. Лесков рисует читателям одного из лучших представителей народа, простого русского человека, обладающего прекрасными моральными качествами. Но вместе с тем левша подвержен главному русскому пороку - пьянству. Он не мог отказаться от многочисленных приглашений англичан выпить. Болезнь, пьянство, тяжёлое возвращение домой по морю, отсутствие врачебной помощи, равнодушие окружающих - всё это погубило левшу. Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. Образ, нарисованный писателем, - символ русского народа, сильного, талантливого, но ненужного собственному правительству.

Русский народ в произведениях Н.Лескова – это особый тип характера, высокий по моральным устоям, верящий в бога и свой труд.

Образ русского народа в сказе «Левша» представлен характером главного персонажа Левши и тех, кто находится рядом с ним.

Патриотизм и преданность родине

Мастер – оружейник по-настоящему любит свою страну. Левша, оказавшись за границей, не теряется среди технических устройств и совершенств заморской инженерии. Он ведет себя уверено, спокойно. Мастер не выдает знаний и талантов. При знакомстве со многими приборами житель Тулы спокоен: русские могут сделать также и лучше. В косом мастере удивляют достоинство русского народа, которое он получил с молоком матери. У простого крестьянина в поведении уверенность, некая снисходительность и скромность.

Крепкое здоровье

Левша – один из народных мастеров-умельцев. Описание их труда не просто удивляет. Сложно представить, как в тесной избушке с маленькими окнами создается настоящее произведение искусства. Сколько требуется здоровья, чтобы выдержать несколько дней кропотливого труда без отдыха и выхода на свежий воздух. Мужики из народа крепкие и выносливые, они доказывают уважение к себе и своему мастерству.

Главный порок русского народа

Пьянство – порок, который погубил многих русских мужиков. Удивительно, что века не меняют русского человека. И сегодня пьянство уносит жизни умных и добрых русских парней. Левша пьет в Англии, когда его пытаются расколоть заморские инженеры. Он пьет «до чертиков» на корабле, возвращаясь, домой. Левша ни разу не отказался от предложенной ему выпивки. Пьянство стало одной из причин гибели оружейника. Русский народ пьет много, в вине заливает свое горе и проблемы. В вине тонут таланты, мудрость и мастерство русского человека. Тяжелая судьба, беспросветные будни - все заливается вином.

Врачебная помощь

Русский народ беден. Он умирает от отсутствия помощи врачей. Доктора требуют оплаты, где взять простому крестьянину денег на лечение. Возможно, этим объясняется большое количество знахарей. Практически в каждой деревне жили бабки-повитухи и деды-лекари. Страницы рассказа, где Левшу возят из больницы в больницу, практически раздетого, читать тяжело. Оказывается мастер на полу в медицинском заведении для больных, куда их привозят умирать. Какое противоречие: больница, где не лечат, а ждут смерти. Вокруг равнодушие, бездушие и безнадежность. Представить, каково людям, попавшим туда, невозможно. Но рассказчик говорит, что больница переполнена. Никого не интересует, сколько человек из народа умрет. Страшно то, что умирает талант, гениальный мастер. Сколько он мог бы сделать интересных вещей, как помог бы своей стране, невозможно просчитать. Сколько таких, как Левша провели свои последние дни на холодном полу заведения, придуманного для лечения людей?

Терпение русского народа

Страниц, где описана терпеливость человека из народа, много:

  • создание подков в спертом помещении;
  • избивание мастера атаманом;
  • возвращение Платова (невозможность отдохнуть, заснул – удар кнутом).

Русский народ так забит, что становится страшно. Нет нигде открыто высказанных мыслей. Самые талантливые тульские умельцы не говорят, что будут делать с заморской диковинкой, боясь, что не смогут на словах передать сути своей задумки.

Русская речь и душа

Автор дает характеристику Левше устами полшкипера из Англии. Моряк, ставший другом русскому мужику, говорит, что у него овечья шуба, но человеческая душа. Он один проявил заботу, но не смог помочь умирающему мастеру. Речь людей из народа особая. Они говорят мало, поэтому точно и метко. Слова в речи только исконно русские. Предложения построены понятно. Особое качество речи – напевность.

Удивительная судьба скромного мастерового стала сюжетом рассказа. Автор хорошо знает русский народ, он любит его. «Левша» - грустная сказка-быль, раскрывающая русскую душевность и талантливость.

Лесков — автор разных произведений, которых объединяет главная тема жизни народа. В своих работах автор показывает жизнь простых людей, проникаясь их судьбой. Народ страны в произведениях автора это люди с высокими моральными устоями, трудолюбивые, верящие в бога и верные своей стране. Его герои — это образы из реальной жизни. Вот и сказка изображает жизнь русского народа, где автор раскрывает образ русских людей на примере образа главного героя Левши.

Образ Левши в сказе Лескова

Чтобы понять, как именно изображен народ Лесковым в сказе Левша, достаточно познакомиться с героем и его образом, что раскрывается в произведении. Сама работа рассказывает о талантливом мастере из Тулы, которому удалось подковать стальную блоху. Это сказ о талантливом мастере-умельце, которого хотели переманить к себе заграничные правительства, но не прельщают Левшу деньги и он возвращается в родную страну. Жаль только, что судьба такого доброго человека сложилась так трагично.

Каким же был Левша, что представляет собой образ русского народа? Автор не приукрашивает своего персонажа. Это косой левша, одет по-простому, скромный и неприглядный. Он безграмотный, однако в этом не видит беды, ведь как сказал Левша англичанам, хоть и в науках не силен он, зато верен Отечеству. И действительно, Левша настоящий патриот, ведь ни за какие блага не променял он свою Родину.

За границей герой уверен, не теряется среди разных технических достижений, при этом он не кричит о своем таланте, а хвалит достижения англичан. Он ведет себя с достоинством и без наглости.

Создавая образ Левши в своем сказе, Лесков рисует лучшего представителя из народа с его хорошими моральными качествами. Но не мог Лесков обойти и пороки русского народа. Они проявлялись чаще всего в пьянстве. Вот и Левша часто выпивает с англичанами. Его пьянство с последующей болезнью в совокупности с безразличием окружающих и отсутствием медицинской помощи, приводит к трагической концовке жизни героя. Все вышеперечисленное губит Левшу. Как мы видим, автор в сказе Левша показал образ, что являлся символом русской жизни, символом народа, который был талантливым, сильным, но оказался ненужным своему правительству.

Наверно так
Рассказ Н.С. Лескова «Левша» - одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил... и левша есть лицо мною выдуманное». Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик - такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Например, донской атаман граф Платов, будучи с императором Александром Павловичем в Англии, «велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизлярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было».И тот же Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил». Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желаю другие новости видеть...» Такова же и собственная речь рассказчика, что мы уже видели при описании Платова. Автор «Левши», передоверив ему повествование, непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. Здесь уже слышен собственный лесковский голос: «Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, который после того именовался «духовником его величества» и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство. Вот этот-то Федотов - Чеховский, очевидно, и есть легендарный «поп Федот»». А вот голос Левши в рассказе по стилю почти неотличим от речи других персонажей и повествователя. Добавим еще, что Лесков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К.В. Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким способом писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел.
Главный герой рассказа - человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши - необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа.

Н.С. Лесков в своем сказе о мастере Левше продолжил, или лучше сказать - усилил традицию народного фольклора о Тульских мастерах. В целом, с самого начала повествования, речь идет о том, что как не ищи, а русские мастеровые превзойдут иностранцев. Об этом ревниво и самоотверженно намекает уже в первой главе некий казак Донской - Платов. Он не дает своему царю увериться, что англичане лучше нашего народа могут удивить разными диковинами. Блестящее доказательство тому была надпись на пистоле, якобы английской работы. Она гласила: «Иван Москвин во граде Туле».

Когда государь Александр Павлович умер, забыли о чудной вещице, которой все же смогли его поразить иностранцы - блоха в бриллиантовой коробочке, что без «мелкоскопа» и не увидать. Старый казак объяснил придворным и нынешнему царю, что это за вещица и как она действует. Взыграла обида за русское мастерство, за свой народ. Решили отыскать в Туле умельцев.

Здесь, в шестой главе, и появляется сам Левша, призванный автором ответить за весь народ свой, раскрыть душу русскую. И хоть сам он неказист, грамоте не обучен, однако он один из троих оружейников, кому отдали блоху, поделку английскую, на изучение. Платов свято верит, что те смогут создать нечто лучшее. Он верит в свой народ так, как не верил сам государь.

Николай Семенович писал сказку, но, как водится издревле - «Сказка ложь, да в ней намек…». Образ безымянного Левши - есть суть всей русской нации. Автор сказа описывает его так: «…косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны ». Сперва у казака закрадываются сомнения, а не обманут ли мастера, не сбегут ли они с царской драгоценностью. Но тут же запрещает себе допускать подобные мысли, зная, что Туляки - принципиально честный в своем деле, они не подведут. Сам же царь, когда работа была готова, говорит сомневающемуся казаку: «Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано ».

Перед царем левша предстает в виде не самом лучшем - старенькой одежде, «…одна штанина в сапоге, другая болтается… », по-придворному говорить не обучен, но все же не стыдится. Государь не сомневался в своем народе, и тот, в лице одного косого мастера, не дал ему разочароваться. Тонкая работа превзошла все ожидания.

Честность и преданность своему народу гибко выражены в сценах, где мастер Левша, не возгордившийся своим умением перед английской восхищенной публикой, отказывается от их подачек. В сказе так же тонко, как работа левши, показан характер русского человека, как и всего народа. Мастер любил выпить, он не был богат, он с ответственностью отнесся к своей работе. Невзирая на то, что его трепали за волосы, не разобиделся, остался преданным своей стране. Даже находясь в другой, где его пытались соблазнить деньгами. Покуда золотые руки сильны, русский человек способен бескорыстно отдаваться целиком на благо отечеству. Иностранец говорит о Левше: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина ». Его же народ загубил мастера, но тот перед смертью расскроет секрет только перед своими.