Лихачев земля родная особенности публицистического жанра. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная». Молодость - это вся жизнь

Одну из глав черновой редакции «Капитанской дочки» А. С. Пушкин не включил в окончательный её текст. По первоначальному замыслу она должна была располагаться в конце главы XIII . Главный герой «Капитанской дочки», Гринёв, носит в этом раннем варианте фамилию Буланин, а Зурин именуется Гринёвым. Ниже приводится краткое содержание «Пропущенной главы», но с привычными для читателя именами: Гринёв называется Гринёвым, а Зурин – Зуриным.

На нашем сайте вы можете прочесть и полный текст «Пропущенной главы» .

Вступив в отряд Зурина, Петруша Гринёв стал вместе с ним гоняться за пугачёвцами . Постоянно перемещаясь, отряд этот достиг берегов Волги, невдалеке от того места, где находилось поместье отца Гринёва.

В поместье жили тогда не только родители Петруши, но и отосланная им туда ранее возлюбленная – капитанская дочка Маша. Гринёв горячо жаждал увидеть их всех. В одну из ночей он нанял у волжских рыбаков лодку с двумя гребцами и поплыл в ней на противоположный берег реки. На середине Волги глазам Петруши предстал ужасный плот с тремя повешенными пугачёвцами, пущенный по течению усмирителями восстания.

На другом берегу Гринёв нанял тройку и в одиночку, без спутников поехал в родную деревню. Но прибыв туда, он узнал, что местные крестьяне присоединились к бунту Пугачёва, схватили его родителей и Машу и заперли их в хлебном амбаре. Подбежав к амбару, Гринёв повелительно велел мужикам открыть его, вошёл туда и радостно обнялся с родными. Однако крестьяне в это время затворили дверь, и Петруша оказался под замком вместе с прочими.

Около полудня узники услышали на улице шум и набат. Подбежавший к амбару верный слуга Савельич известил сквозь узкую щель, что в деревню вошёл пугачевский отряд во главе с заклятым ненавистником Петруши и Маши – Швабриным. Гринёв просил Савельича, чтобы он немедленно послал кого-нибудь с лошадью на ту сторону Волги сообщить Зурину об их несчастье.

Когда Савельич ушёл, заскрипел открываемый замок двери. В амбар попытался войти деревенский голова, но Гринёв отрубил ему голову саблей и закрылся изнутри.

Швабрин, крича снаружи, потребовал, чтобы узники добровольно сдались. Получив отказ, он приказал зажечь амбар. Огонь стал охватывать брёвна, и семейство Гринёвых решилось на вылазку. Впереди пошёл отец Петруши. Распахнув дверь, он выстрелил из пистолета и ранил Швабрина. Дворянская семья выбежала из горящего амбара и была схвачена крестьянами. Раненый Швабрин, сидя на траве, приказывал вешать Гринёвых. Но как раз в этот момент в деревню въехал гусарский эскадрон, посланный на выручку Зуриным, до которого успел добраться Савельич.

Гринёвы были спасены. Отец Петруши простил взбунтовавшихся по дурости крестьян. Швабрина схватили и отправили под конвоем в Казань. На другой же день Петруша Гринёв, попрощавшись с родителями и капитанской дочкой, ушёл с полком подавлять остатки мятежа.

IУ. Написание сочинения в чистовике.

Уроки 87-88

Тема: ДМИТРИИ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906-1999).

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Цель: комментированное чтение статей, деление на абзацы, определение главной мысли; составление простого плана; тренировка выразительности чтения.

Методические приемы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «друзья познаются в беде», «Одному не под силу - зови друзей».

Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество? (По статье учебника, с. 196.)

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о Д. С. Лихачеве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная».

1) Дмитрий Сергеевич Лихачев - специалист по древней русской литературе.

2) Ценности земли - пейзаж города, памятники искусств, традиции народного творчества, трудовые навыки.

3) Земля - это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

2. Комментированное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

Молодость - это вся жизнь.

1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьными и университетскими товарищами.

2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

4) Храните молодость души до самой старости.

5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить ее можно, но трудно.

Искусство открывает нам большой мир.

1) Русская культура - открытая культура, добрая, смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

2) Суть культуры в ее интернационализме, терпимости.

3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

4) Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.

5) Художники, картинные галереи должны развивать и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

Учиться говорить и писать.

1) Учиться говорить и писать нужно все время.

2) Язык - самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

3) «...Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И. С. Тургенев.)

4) Язык - важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

5) «Встречают по одежде - провожают по уму». (Пословица.)

6) Слова - «пленки».

7) Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и чтобы в нем была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

10) Уметь хорошо писать надо всем!

11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчетом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, то есть даете оценку своим собственным словам, поступкам.

Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость - сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

Домашнее задание: задание по группам:

I группа - используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края».

II группа - сформулировать манифест «В защиту родной природы».

Урок 89

Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ

ХХ ВЕКА О ПРИРОДЕ.

В. БРЮСОВ, И. БУНИН, Ф. СОЛОГУБ

Цели: познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению; воспитывать заботливое отношение к природе.

Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

2. Слово учителя.

С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе - взаимообусловленные чувства.

Во все времена человек находил в природе отдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.

Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий край.

Вспомните слова Тараса Бульбы о том, что мы без родной земли - «сирые», а без нас «сирая так же, как и мы, земля наша».

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства и в душе художников слова.

Но «любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна». Объясните, как вы понимаете эти слова Константина Георгиевича Паустовского.

(Мало видеть и любоваться, нужно беречь ее, приумножать.)

Что мы можем сделать и должны делать, чтобы земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?

Как понимаете 1 и 2-й абзацы в учебнике, с. 213.

3. Экскурсия по выставке «Тихая моя родина...» проводит библиотекарь или подготовленный ученик: демонстрируются картины Саврасова, Левитана, Репина, Крымова, Ромадина и др. под музыку из цикла «Времена года» Чайковского.

4. Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег» учащимися.

5. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег».

В. Брюсов (1873-1924) - прозаик, драматург, критик, переводчик. Но когда называют имя В. Брюсова, то, в первую очередь, имеют ввиду его поэзию. Поэт Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь и нам. Вот стихотворение «Первый снег». Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах... Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.

Все вокруг видится призрачным как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет - символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью, очарованием. Тема природы, трепетного отношения к ней. Эпитетов мало, но сколько слов торжественной лексики! (Грезы, призраки, волшебство, озарены, воплощение, очарование.)

6. Имя Ивана Алексеевича Бунина вам уже знакомо из предыдущих уроков. Продолжат это знакомство еще 2 стихотворения. Чтение стихотворения «Не пугай меня грозою...» подготовленным учеником.

7. Анализ указанного стихотворения.

Автора не пугает гром, молнии весенней бури, потому что после нее светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг, омытое и освеженное дождем, молодеет «в блеске новой красоты» и цветы ароматнее и пышнее. Первая строфа пронизана радостью обновления, уверенностью, что впереди у тебя целая жизнь, наполненная счастьем и красотой.

Грусть, уныние звучат во второй строфе. Автора страшит затяжное ненастье, которое навевает печальные мысли: счастье пройдет стороной «в суете дневных забот», увянут «жизни силы без борьбы и без труда», и сырая туманная пелена навсегда скроет солнце (солнце - свет, радость, надежды, мечты). Автор воспользовался антитезой, чтобы противопоставить душевное состояние человека во время летних бурь и в осеннее ненастье. Прекрасна жизнь, если «печаль мимолетна, как гроза». Но если жизнь - «затяжное ненастье», то это грустно, печально.

8. На фоне пьесы из цикла «Времена года» Чайковского учитель читает стихотворение «Туча растаяла».

9. Анализ стихотворения «Туча растаяла».

Это стихотворение Бунина дышит спокойствием, умиротворением. Туча растаяла, весенняя ночь над селом, легкий ветер приносит запах ароматных весенних цветов. Алый закат солнца не предвещает ненастья. Туман, как воздушное покрывало, стелется над рекой. Сквозь туман мерцают огни. Природа засыпает, иногда только слышится падение капель с ветвей. Последняя строка с многоточием создает впечатление незаконченности повествования, потому что все постепенно затихает, все замирает и... Картины стихотворения удивительно спокойны. Метафоры («веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»), сравнения («туман... фатой»), мягкие, успокаивающие.

10. Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой...» с последующим анализом.

В первом сборнике стихов поэта, прозаика, переводчика «Пламенный круг» говорится о несоответствии мечты и действительности, о тоске и одиночестве, которые он пытается преодолеть.

В стихотворении «Забелелся туман за рекой» тоже говорится об одиночестве: «И теперь я совсем одинок». Но перед нами предстают картины далекие от пессимизма (от уныния). Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, - и завижу вдали огоньки...» Огоньки - надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора.

Домашнее задание (по рядам): выучить стихотворение одного из авторов: I ряд - Есенин; II ряд - Заболоцкий, III ряд - Рубцов; художникам - иллюстрации о природе.

Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т. е. жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внимание автор? Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?

Ответы:

Д.С. Лихачев, известный публицист, рассуждает в своих статьях об очень серьезных вещах. В статье «Молодость - это вся жизнь» автор пишет о том, что круг его друзей нужно формировать в детстве, потому что во взрослой жизни друзей приобретать трудно. Да и характер человека тоже нужно формировать в молодости. И то, что приобретено в юности, нужно хранить до самой старости. В статье «Искусство открывает нам большой мир» автор размышляет о том, что мир искусства нужно так же учиться понимать, как и окружающий мир, и искусствоведы должны быть нашими проводниками в мире искусства. Особое внимание автор уделяет русскому языку, который он знал и любил. Особые требования к себе должен предъявлять тот человек, который публично выступает (в устной ли письменной форме). Влияние слова на человека велико, поэтому он и должен говорить грамотно, лаконично и содержательно.

Где стол был яств, там гроб стоит.


Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения — у Андрея Гавриловича не было поверенного. Разбирая его бумаги, нашел он только первое письмо заседателя и черновой ответ на оное; из того не мог он получить ясное понятие о тяжбе и решился ожидать последствий, надеясь на правоту самого дела. Между тем здоровье Андрея Гавриловича час от часу становилось хуже. Владимир предвидел его скорое разрушение и не отходил от старика, впадшего в совершенное детство. Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову. Шабашкин явился к нему с поклонами и поздравлениями и просьбою назначить, когда угодно будет его высокопревосходительству вступить во владение новоприобретенным имением — самому или кому изволит он дать на то доверенность. Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, — и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашед достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя». Шабашкин, видя, что он не в духе, поклонился и спешил удалиться. А Кирила Петрович, оставшись наедине, стал расхаживать взад и вперед, насвистывая: «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича, и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа — и въехал прямо на двор. В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Сын его, сидевший тут же за хозяйственными книгами, поднял голову и поражен был его состоянием. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся... и вдруг упал. Сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания — паралич его ударил. «Скорей, скорей в город за лекарем!» — кричал Владимир. «Кирила Петрович спрашивает вас», — сказал вошедший слуга. Владимир бросил на него ужасный взгляд. — Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора... пошел! — Слуга радостно побежал исполнить приказание своего барина; Егоровна всплеснула руками. «Батюшка ты наш, — сказала она пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас». — «Молчи, няня, — сказал с сердцем Владимир, — сейчас пошли Антона в город за лекарем». Егоровна вышла. В передней никого не было, все люди сбежались на двор смотреть на Кирила Петровича. Она вышла на крыльцо — и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина. Кирила Петрович выслушал его сидя на дрожках. Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора. Он взглянул и в окошко, где за минуту перед сим сидел Андрей Гаврилович, но где уж его не было. Няня стояла на крыльце, забыв о приказании барина. Дворня с шумом толковала о сем происшествии. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сделалось смятение. Люди бросились в комнату старого барина. Он лежал в креслах, на которые перенес его Владимир; правая рука его висела до полу, голова опущена была на грудь — не было уж и признака жизни в сем теле, еще не охладелом, но уже обезображенном кончиною. Егоровна взвыла, слуги окружили труп, оставленный на их попечение, — вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999). «Земля родная»

Цели: учить комментировать при чтении публицистические статьи, делить текст на абзацы, определять главную мысль, составлять простой план; тренировать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей».

– Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество? (По статье учебника, с. 196.)

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о Д. С. Лихачеве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная».

1) Дмитрий Сергеевич Лихачев – специалист по древней русской литературе.

2) Ценности земли – пейзаж города, памятники искусств, традиции народного творчества, трудовые навыки.

3) Земля – это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

2. Комментированное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

Молодость – это вся жизнь.

1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьными и университетскими товарищами.

2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

4) Храните молодость души до самой старости.

5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить ее можно, но трудно.

Искусство открывает нам большой мир.

1) Русская культура – открытая культура, добрая, смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

2) Суть культуры в ее интернационализме, терпимости.

3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

4) Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.

5) Художники, картинные галереи должны развивать и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

Учиться говорить и писать.

1) Учиться говорить и писать нужно все время.

2) Язык – самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

3) «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И. С. Тургенев.)

4) Язык – важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

5) «Встречают по одежде – провожают по уму». (Пословица.)

6) Слова – «плевки».

7) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение.

8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.



9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и, чтобы в нем была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

10) Уметь хорошо писать надо всем!

11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчетом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, то есть даете оценку своим собственным словам, поступкам.

Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

IV. Подведение итогов уроков.

Учитель. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

– Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

– Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

Домашнее задание:

I группа – используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»;

II группа – сформулировать манифест «В защиту родной природы».