Нестандартный урок по шекспиру гамлет. Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир. Трагедия "Гамлет". II. «Реальная действительность стала для него иной»

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5
Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)
Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.
Задачи занятия:
помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;
способствовать развитию навыков дискуссии;
развивать связную монологическую речь;
развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;
способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.
Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет»; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Тип занятия: комбинированный урок
1. Организационный момент Основные элементы
постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
организация планирования деятельности по достижению целей;
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)
После диалога – вопросы:
-Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.
-Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями. Учащиеся сразу разделены на две группы.
Предварительная домашняя работа: написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).
Работа с тезаурусом:
Трагедия
Конфликт
Вечные образы Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира.. Эпиграф:
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;это человек, это вы, это я, это каждый из нас...В.Г. Белинский
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Подготовленные сообщения Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка? Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.
Демонстрация презентации Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем. Презентация Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.
С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги 1) перечисляют действующих лиц пьесы,2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».
Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.
Мини-викторина «Знаете ли вы текст?» Литературная «событийная» блиц-викторина:- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт); - Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);
- Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);- Лучший друг Гамлета (Горацио); - Как звали отца Гамлета? (Гамлет);- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);
- Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»); Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».
Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.
Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения
Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Комментарий (учителя, учащихся, гостей) 4. Закрепление учебного материала Основные элементы
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы? Просмотр видеофрагментов.
Работа творческих групп Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении
И. Смоктуновского и В. Высоцкого 1 группа Гамлет Смоктуновского 2 группа Гамлет Высоцкого
(Идет комментированное чтение монолога). В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?
Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам
Итак, как вы поняли монолог? О чем он?
Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.
Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.
Учащиеся размышляют над поставленными вопросами Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.
Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?
Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его
Век расшатался – и скверней всего,Что я рождён восстановить его!Эта задача непосильна для человека. Ответы учащихся. Внутренняя драма Гамлета.
Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно. Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.
Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.
После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло. Восприятие Гамлета в театре и кино
Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?
Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.
С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.
Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.
Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.
5. Подведение итогов занятия Основные элементы

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету? Д\З
Сообщения по группам:
“Любовь и долг”
“Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”
Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5

Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)

Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.

Задачи занятия:

    помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;

    способствовать развитию навыков дискуссии;

    развивать связную монологическую речь;

    развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;

    способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.

Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет» ; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Тип занятия: комбинированный урок

1. Организационный момент

Основные элементы

постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

организация планирования деятельности по достижению целей;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)

После диалога – вопросы:

Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.

Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями.

Учащиеся сразу разделены на две группы.

Предварительная домашняя работа : написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).

Работа с тезаурусом:

Трагедия

Конфликт

Вечные образы

Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира..

Эпиграф:

Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –
оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;
это человек, это вы, это я, это каждый из нас...
В.Г. Белинский

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Основные элементы

определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Подготовленные сообщения

Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка?

Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.

Демонстрация презентации

Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем.

Презентация

Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.

С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.

3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы

организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги
1) перечисляют действующих лиц пьесы,
2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».

Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины.

Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.

Мини-викторина «Знаете ли вы текст?»

Литературная «событийная» блиц-викторина:
- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);
- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);
- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт);

- Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);
- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);

Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);
- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);
- Лучший друг Гамлета (Горацио);
- Как звали отца Гамлета? (Гамлет);
- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);
- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);

Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);
- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);
- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»);

Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.
Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».

Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.

Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения

Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”.

Комментарий (учителя, учащихся, гостей)

4. Закрепление учебного материала

Основные элементы

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Отвечают на вопросы

Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы?

Просмотр видеофрагментов.

Работа творческих групп

Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении

И. Смоктуновского и В. Высоцкого

1 группа Гамлет Смоктуновского

2 группа Гамлет Высоцкого

(Идет комментированное чтение монолога).

В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?

Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам

Итак, как вы поняли монолог? О чем он?

Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.

Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.

Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.

Учащиеся размышляют над поставленными вопросами

Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.

Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?

Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?

Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его

Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека.

Ответы учащихся.

Внутренняя драма Гамлета.

Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно.

Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.

Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.

После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло.

Восприятие Гамлета в театре и кино

Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?

Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.

С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.

Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.

Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.

5. Подведение итогов занятия

Основные элементы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Отвечают на вопросы

После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету?

Д\З

Сообщения по группам:

Любовь и долг”

Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”

Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.

Нравственные проблемы в трагедии

В. Шекспира «Гамлет»

Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием трагедии В.Шекспира Гамлет».

Задачи:

- обозначить «вечные проблемы» в творчестве В. Шекспира,

- развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,

- воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Оборудование : электронная презентация.

Методические приемы : лекция, анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.

Ход урока

Слайд 1 (тема урока)

1. Вступительное слово учителя.

Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель? (ответы обучающихся)

Слово учителя о «Гамлете».

Слайд 2

2. Реализация домашнего задания.

1) Чтение отрывков по ролям наизусть.

2) Обмен мнениями.

Слайд 3

3) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).

Мини-презентация подготовившегося обучающегося

4) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).

3. Анализ произведения.

Слайд 4

1) жанр (трагедия)

Слайд 5

2) идея(Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)

Слайд 6

3) основной конфликт (Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.

Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:

Тупой разгул на запад и восток

Позорит нас среди других народов…

Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)

Слайд 7

4) - Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

Слайд 8

5) кульминация (В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)

Физкультминутка Слайд 9

4. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?

(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)

Слайд 10

5. Беседа.

– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.

– Какие решения заложены в монологе?

– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?

– У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?

– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?

– Объясните роль Лаэрта в трагедии.

– По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.

– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?

Слайд 11

6. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.

– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.

– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?

Слайд 12

7. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.

Первая группа.

Определить приемы в области художественной речи

Вторая группа.

Определить приемы в области композиции.

Третья группа.

Приемы в области художественной детали.

Слайд 13

8. Выводы по теме урока.

Слайд 14

9. Рефлексия

Слайд 15

10. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мой Гамлет»

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать пишущие принадлежности, дневник, учебник по литературе. Хорошо. Можно начинать. Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

Тридцатое сентября

В. Шекспир «Гамлет».

«Вечный образ» Гамлета в трагедии. Страдание мысли.

  1. Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы начинаем изучать одно из величайших произведений зарубежной литературы, трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет». На самом деле «Гамлет» не относится к периоду классицизма. Произведение написано раньше (1600-1601гг.), и являет собой образец произведений эпохи Возрождения. Классицизм появится следом.

Мы немного поменяли логику, так как в силу определенных обстоятельств мы по ошибке пропустили эту тему, но вынуждены к ней вернуться, так «Гамлет» - одно из выдающихся произведений литературы, и обойти стороной мы его не вправе. На следующем уроке мы вернемся к классицизму, и будем изучать Оду Ломоносова.

Между эпохой Возрождения и эпохой Классицизма есть одна общая черта. Кто-нибудь может назвать ее?

Дело в том, что за период развития человеческой мысли и развития литературы к образцам Античности обращались три раза, три раза пытались вернуть их и представляли как идеалы. Первый раз в эпоху Возрождения, затем в период Просвещения и царствования классицизма и затем уже в Серебряном веке – это начало 20 века (Блок, Бальмонт, Брюсов). Общая черта это обращение к идеалам прошлого. Гамлет Шекспира - это произведение эпохи Возрождения, но некоторые особенности классицизма, которые мы вчера отмечали, вы уже можете увидеть в этом тексте. Они пока только зарождаются. Главным отличием произведений эпохи Возрождения от классицистических является отсутствие культа разума над чувствами, т. е. наоборот чувства доминируют. Подтверждение этого факта мы можем найти, анализируя «Гамлета» Шекспира, так как произведение полно чувств и переживаний, они на первом плане, они мерило всего.

  1. Сообщающее слово учителя.

Обратите внимание на тему урока. Мы сегодня с вами будем анализировать образ главного героя трагедии, но, прежде чем мы приступим к этой работе, давайте вспомним, что лежит в основе пьесы? (Конфликт) В трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:

1 уровень. Личностный между принцем Гамлетом и королем

Клавдием, ставшим супругом матери принца после

предательского убийства отца Гамлета. Конфликт

имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные

позиции.

2уровень . Конфликт человека и эпохи. («Дания-тюрьма». «Весь

свет прогнил».)

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 3 части. Какие? Где завязка, кульминация, развязка?

1 часть . Завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство;

2 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка». Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта, Гамлет раскрывает глаза Гертруде т.д.;

3 часть . Развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта, смерть Гертруды, Клавдия

Лаэрта, Гамлета.

Кто же такой Гамлет? Кем является Гамлет, герой трагедии Шекспира?

Рыцарем чести? Идеальным человеком эпохи Возрождения?

Страстным обличителем неправды? Или самым несчастным человеком,

потерявшим в этом мире все и погибшим? Безумцем? - Каждый

читатель оценивает Гамлета по-своему.

Первое, что бросается в глаза при чтении трагедии - это необыкновенно

поэтичный язык, особенно в переводе Б. Пастернака. Все

персонажи мыслят поэтическими образами и понятиями. Перед нами

развертывается действие в конкретной стране (Дании), в конкретное

время (XIV в.), но кажется, что подобное может произойти в любой

другой стране и в любое другое время. Именно поэтому произведение имеет огромную популярность по сей день.

«Вечные образы», что это значит? Есть мнения?

Запишем.

«Вечные образы» - название литературных персонажей, которым предельная художественная обобщенность сообщает человеческое, вневременное значение. (Дон Жуан, Гамлет, Фауст и т.д.) Писатели разных стран и поколений по-своему объясняют суть их характеров.

С образом Гамлета даже связано появление нового понятия, называется оно «гамлетизм». То есть особая черта человека. Подразумеваются такие черты характера, как нерешительность, нахождение в состоянии вечных противоречий, сомнений. Это рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию.

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца.

Обратимся к характеру Гамлета, как к герою - микрокосму трагедии.

О том, что происходит во внутреннем мире Гамлета мы можем судить косвенно (поведение, стычки с придворными, ядовитые реплики) и непосредственно (по беседам с друзьями, с матерью, по монологам).

  1. Работа с текстом, выявление читательского восприятия произведения учащимися.

Каким мы видим Гамлета в 1-м акте? О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя. Перед нами и стинно благородный герой. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.

Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви. Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

Проблема мести в трагедии разными героями решается по-разному. Почему возложенная на Гамлета задача мести воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка. Задача мести в сознании Гамлета переросла в дело возмездия, а это разные вещи. Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

Почему Гамлет не стал действовать сразу же после того, как принял на себя задачу мести?

Потрясение лишило его на какое-то время способности действовать.

Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других.

Какова природа “безумия” Гамлета? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума?

Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения.

Как с развитием действия углубляется внутренний конфликт героя? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к знаменитому монологу Гамлета «Быть или не быть…», который кульминацией изображения развития душевного разлада (акт 3, сцена 1) Так в чем вопрос?

  1. Прослушивание и анализ чтения монолога Гамлета Высоцким.

Сообщающее слово

Обратимся к видео материалу, монолог Гамлета читает Владимир Высоцкий, которому удалось наиболее точно и полно передать сложность образа Гамлета. По мнению большинства театральных критиков, Гамлет в исполнении В. Высоцкого – самый лучший из всех, созданных в последние четыре десятилетия в театре.

Прослушивание (5 минут)

  1. Беседа

Сам Владимир Высоцкий уже дает частичную характеристику герою. Раскрывает нам того Гамлета, которого он сыграл.

Что выделяет этот монолог из других монологов и реплик принца?

1. Монолог – композиционный центр трагедии.

2. Тематически не связан с действием этой сцены и с основной сюжетной линией.

3. Гамлет появляется уже размышляющим, мы не знаем начала его монолога и его конца – “Но тише!”. Нам на минуту “приоткрывается” внутренний мир героя.

О чем размышляет в этом монологе Гамлет? Чем вызваны его размышления?

Гамлет переживает мучительное состояние, вызванное осознанием того, что его окружает. Перед ним в лицах окружающих его родных и придворных открываются бездны зла, существующего в мире. Вопрос об отношении к злу – вопрос жизни и смерти.

Гамлет останавливается перед вопросом, как должен вести себя человек в мире зла: сражаться с ним его же оружием (“ополчась на море смут, сразить их противоборством”) или уклониться от борьбы, уйти из жизни, не замарав себя ее грязью.

Раздумья Гамлета тяжелы и мрачны. В чем причина внутренних колебаний Гамлета?

Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.

Что мешает Гамлету просто отомстить Клавдию и убить его, так же как тот убил его отца? Ведь ему представляется такой случай (Акт 3, сцена 2).

1. Гамлету необходимо, чтобы вина Клавдия стала очевидной для всех. Кроме того, герой не желает уподобляться своим врагам и действовать теми же средствами (убить короля сейчас – значит совершить такое же тайное и подлое убийство). У него для этого есть свой план:

Взбудоражить (маска безумия не усыпляет, а пробуждает бдительность Клавдия, провоцирует его на действия)

Заставить выдать себя (Акт 2, сцена 2)

Убить (Акт 3, сцена 3).

2. Молитва очищает душу Клавдия (отец умер без отпущения грехов).

3. Клавдий стоит на коленях спиной к Гамлету (нарушение принципов дворянской чести).

Каким теперь мы видим Гамлета?

Теперь перед нами новый Гамлет, который не знает прежнего разлада; его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым пониманием разлада между жизнью и идеалами.

Разрешает ли финальная сцена конфликт Гамлета?

Убив Клавдия, Гамлет выполняет свою личную месть. Но большая задача, которую ставит перед собой герой – преобразование действительности – остается для него непосильной. Уходя из жизни, Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия, как и других великих гуманистов шекспировской эпохи.

Так в чем же трагедия состоит Гамлета?

Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.

  1. Подведение итогов. Обобщение.

Как вы думаете, почему наш урок называется “Страдание мысли”?

Нравственный выбор – вот главная проблема, вырастающая из судьбы Гамлета. Возможность выбора есть у всех. Каков этот выбор, зависит от самого человека. И так из поколения в поколение. Образ Гамлета становится вечным образом, к нему обращались вновь на протяжении веков и еще не раз обратятся в будущем. Отсюда и понятие «гамлетизма» - то есть вечно сомневающегося человека.

  1. Домашнее задание