Импрессионизм в разных видах искусства. Живопись в импрессионизме: особенности, история. Знаменитые художники-импрессионисты. Смотреть что такое "Импрессионизм" в других словарях

Импрессионизм (impressionnisme) — стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression — впечатление . Художники, которые устали от традиционных техник живописи академизма, которые, по их мнению, не передавали всю красоту и живость мира, стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, которые должны были в наиболее доступной форме выразить не «фотографический» вид, а именно впечатление от увиденного. В своей картине художник-импрессионист при помощи характера мазков и цветовой палитры пытается передать атмосферу, тепло или холод, сильный ветер или умиротворённую тишину, туманное дождливое утро или яркий солнечный полдень, а также свои личные переживания от увиденного.

Импрессионизм — это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. Первые картины импрессионистов были выставлены в парижском «Салоне Отверженных», где выставлялись работы художников, отвергнутых официальным Парижским салоном искусств. Впервые термин «импрессионизм» использовал критик Луи Леруа, который написал пренебрежительный отзыв в журнале «Le Charivari» о выставке художников. В качестве основы для термина он взял картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Всех художников он обозвал импрессионистами, что можно примерно перевести, как «впечатленцы». Первое время картины действительно подвергались критике, однако вскоре в салон стало приходить всё больше и больше поклонников нового направления в искусстве, а сам жанр из отверженного превратился в признанный.

Стоит отметить, что художники конца XIX века во Франции придумали новую стилистику не на пустом месте. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения. Такие живописцы, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность погоды при помощи различных промежуточных тонов, ярких или наоборот тусклых мазков, которые были похожи на абстрактные вещи. В своих картинах они использовали это вполне умеренно, поэтому необычная техника не бросалась в глаза зрителю. Импрессионисты же решили взять эти методы изображения в качестве основы для своих произведений.

Ещё одной специфической особенностью произведений импрессионистов является некая поверхностная будничность, которая однако содержит в себе неимоверную глубину. Они не пытаются выразить каких-то глубоких философских тем, мифологических или религиозных задач, исторических и важных событий. Картины художников этого направления по своей сути простые и повседневные — пейзажи, натюрморты, люди которые идут по улице или занимаются своими обычными делами и так далее. Именно такие моменты, где отсутствует излишняя тематичность, которая отвлекает человека, чувства и эмоции от увиденного выходят на первый план. Также импрессионисты, по крайней мере в начале своего существования, не изображали «тяжёлых» тем — бедности, войн, трагедий, страданий и так далее. Картины импрессионистов чаще всего — это максимально позитивные и радостные произведения, где присутствует много света, ярких красок, сглаженная светотень, плавные контрасты. Импрессионизм — это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота, искренность.

Самыми известными импрессионистами стали такие великие художники, как , Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и многие другие.

Не знаете где купить настоящий варган? Самый большой выбор вы сможете найти на сайте khomus.ru . Широкий ассортимент этнических музыкальных инструментов в Москве.

Альфред Сислей — Лужайки весной

Камиль Писсарро — Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.

Импрессионизм составил целую эпоху во французском искусстве второй половины XIX в. Героем картин импрессионистов был свет, а задачей художников - открыть людям глаза на красоту окружающего мира. Свет и цвет лучше всего можно было передать быстрыми, мелкими, объёмными мазками. Импрессионистическое видение было подготовлено всей эволюцией художественного сознания, когда движение стали понимать не только как перемещение в пространстве, а как всеобщую изменчивость окружающей действительности.

Импрессионизм - (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860-х - начала 70-х гг. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». В пору зрелости импрессионизма (70-е - первая половина 80-х гг.) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. Одним из создателей импрессионизма стал Э. Мане, не входивший в эту группу, но ещё в 60-х - начале 70-х гг. выступивший с жанровыми работами, в которых переосмыслил композиционные и живописные приёмы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни, а также сценами Гражданской войны 1861-65 в США, расстрела парижских коммунаров, придав им острую политическую направленность.

Импрессионисты изображали окружающий мир в вечном движении, переходе из одного состояния в другое. Они стали писать серии картин, желая показать, как один и тот же мотив меняется в зависимости от времени дня, освещения, состояния погоды и т. д. (циклы «Бульвар Монмартр» К. Писсарро, 1897; «Руанский собор», 1893-95, и «Лондонский парламент», 1903-04, К. Моне). Художники нашли способы отразить в картинах движение облаков (А. Сислей. «Луан в Сен-Мамме», 1882), игру бликов солнечного света (О. Ренуар. «Качели», 1876), порывы ветра (К. Моне. «Терраса в Сент-Адресс», 1866), струи дождя (Г. Кайботт. «Иер. Эффект дождя», 1875), падающий снег (К. Писсарро. «Оперный проезд. Эффект снега», 1898), стремительный бег лошадей (Э. Мане. «Скачки в Лоншане», 1865).

Сейчас, когда горячие споры о значении и роли импрессионизма ушли в прошлое, вряд ли кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим шагом в развитии европейской реалистической живописи. «Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности».

Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче окружающего мира, они стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.

Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, «музейная» чернота в их полотнах уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место.

Однако не следует, полагать, что живописи импрессионистов было свойственно только «пейзажное» восприятие реальной действительности, в чем их нередко упрекали критики. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции, в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления искусства. Его жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма по отношению к основной линии развития французского реалистического искусства XIX века.

Изображая пейзажи и формы с помощью цветных точек, импрессионисты подвергли сомнению прочность и материальность окружающих вещей. Но художник не может довольствоваться одним впечатлением, ему необходим рисунок, организующий целостную картину. Начиная с середины 1880-х годов новое поколение художников - импрессионистов, связанных с данным направлением искусства, ставит все новые и новые эксперименты в своей живописи, в результате которых растет число направлений (разновидностей) импрессионизма, художественных групп и мест проведения выставок их работ.

Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами. Кладя мазок одной краски рядом с другой, они часто оставляли поверхность картин шероховатой. Было подмечено, что многие цвета становятся более яркими по соседству друг с другом. Этот прием получил название эффекта контраста дополнительных цветов.

Художники-импрессионисты чутко отмечали малейшие изменения в состоянии погоды, так как они работали на натуре и хотели создать образ пейзажа, где мотив, цвета, освещение сливались бы в единый поэтический образ городского вида или сельской местности. Импрессионисты придавали большое значение цвету и свету за счет рисунка и объема. Исчезли четкие контуры предметов, контрасты и светотень были забыты. Они стремились к тому, чтобы сделать картину подобной открытому окну, сквозь которое виден реальный мир. Этот новый стиль повлиял на многих художников того времени.

Следует отметить, что, как и у любого направления в искусстве у импрессионизма есть свои преимущества и свои недостатки.

Недостатки импрессионизма:

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредоточивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении, или угле зрения.

Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не нарушали общественные проблемы, обходили и такие проблемы как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

Преимущества импрессионизма:

К преимуществам импрессионизму как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они - главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.

Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане иКлода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовали на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

импрессионизм мане живопись

Импрессионизм является одним из самых известных направлений французской живописи, если не самым известным. А зародилось оно еще в конце 60-х-начале 70-х годов XIX века и во многом повлияло на дальнейшее развитие искусства того времени.

Импрессионизм в живописи

Само название «импрессионизм » было придумано французским художественным критиком по имени Луи Леруа после посещения первой выставки импрессионистов в 1874 году, где он раскритиковал картину Клода Моне «Впечатление: Восходящее солнце» («впечатление» в переводе на французский звучит как «impression»).

Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Фредерик Базиль - основные представители импрессионизма.

Импрессионизм в живописи характеризуется быстрыми, спонтанными и свободными мазками. Ведущим принципом было реалистичное изображение световоздушной среды.

Импрессионисты стремились запечатлеть на холсте ускользающие мгновения. Если в это самое мгновение объект предстает в неестественном цвете, из-за определенного угла падения света или его отражения, то художник так его и изображает: например, если солнце красит поверхность пруда в розовый цвет, то он и будет написан в розовом.

Особенности импрессионизма

Говоря про основные черты импрессионизма, необходимо назвать следующие:

  • немедленное и оптически точное изображение быстротечного момента;
  • выполнение всей работы на открытом воздухе - больше никаких подготовительных эскизов и завершения работы в студии;

  • использование чистого цвета на холсте, без предварительного смешивания на палитре;
  • использование брызг яркой краски, мазков разной величины и степени размашистости, которые визуально складываются в одну картину, только если смотреть на нее с расстояния.

Русский импрессионизм

Эталонным портретом в этом стиле считают один из шедевров русской живописи - «Девочку с персиками» авторства Александра Серова, для которого импрессионизм, тем не менее, стал всего лишь периодом увлечения. К русскому импрессионизму также относят написанные в конце XIX-начале XX веков работы Константина Коровина, Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Игоря Грабаря и других художников.

Эта принадлежность скорее условная, поскольку русский и классический французский импрессионизм имеют свою специфику. Русский импрессионизм был ближе к материальности, предметности произведений, тяготел к художественному смыслу, в то время как французский импрессионизм, как было сказано выше, просто стремился изобразить моменты жизни, без лишней философии.

По сути, русский импрессионизм перенял от французов только внешнюю сторону стиля, приемы его живописи, но так и не усвоил само живописное мышление, вложенное в импрессионизм.

Современный импрессионизм продолжает традиции классического французского импрессионизма. В современной живописи XXI века немало художников работает в этом направлении, например, Лоран Парселье, Карен Тарлтон, Диана Леонард и другие.

Шедевры в стиле импрессионизм

«Терраса в Сент-Адресс» (1867), Клод Моне

Эту картину можно назвать первым шедевром Моне. Она до сих пор является самой популярной картиной раннего импрессионизма. Здесь тоже присутствует любимая тема художника — цветы и море. На полотне изображены несколько человек, отдыхающих на террасе в солнечный день. На стульях, спиной к зрителям, изображены родственники самого Моне.

Вся картина залита ярким солнечным светом. Четкие границы между землей, небом и морем разделяются, упорядочивая композицию по вертикали с помощью двух флагштоков, однако при этом четкого центра композиция не имеет. Цвета флагов сочетаются с окружающей природой, подчеркивая разнообразие и насыщенность красок.

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), Пьер Огюст Ренуар

Эта картина изображает типичный воскресный день в Париже XIX века, в Мулен де ла Галетт - кафе с открытой танцевальной площадкой, чье название соответствует названию мельницы, которая находится поблизости и является символом Монмартра. Рядом с этим кафе был расположен дом Ренуара; он часто посещал дневные воскресные танцы и любил наблюдать за счастливыми парами.

Ренуар демонстрирует настоящий талант и объединяет искусство группового портрета, натюрморта и пейзажной живописи в одной картине. Использование света в этой композиции и плавность мазков наилучшим образом представляют широкому зрителю стиль импрессионизм . Эта картина стала одной из самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционах.

«Бульвар Монмартр ночью» (1897), Камиль Писсарро

Несмотря на то, что Писсарро славится своими картинами с изображением сельской жизни, он также написал большое количество прекрасных городских сюжетов XIX века в Париже. Он любил писать город из-за игры света днем и вечером, из-за дорог, освещенных как солнечным светом, так и уличными фонарями.

В 1897 году он арендовал комнату на бульваре Монмартр и изобразил его в разное время суток, причем эта работа стала единственной работой из серии, запечатленной уже после того, как наступила ночь. Полотно наполнено густым синим цветом и яркими желтыми пятнами городских огоньков. Во всех картинах «бульварного» цикла основным стержнем композиции является уходящая вдаль дорога.

Сейчас картина находится в Национальной галерее Лондона, но при жизни Писсарро она никогда нигде не выставлялась.

Посмотреть видеофильм об истории и условиях творчества основных представителей импрессионизма можно здесь:

Сегодня сложно встретить культурного человека, не знающего изящных балерин Дега, пышнотелых красавиц Ренуара или пейзажи с кувшинками Клода Моне. Импрессионизм зародился во Франции в конце XIX ‒ начале XX века и впоследствии распространился по всему миру. Сейчас импрессионисты встали в один ряд с классиками, против которых когда-то бунтовали, но в свое время это было прогрессивное и революционное направление в живописи.

Кризис искусства в XIX веке

В середине XIX века борьбу в живописи вели три стиля ‒ классицизм, романтизм и реализм. Все они требовали от художника большого мастерства в рисунке и точного копирования изображаемого предмета. Между тем классицизм и романтизм показывали мир слишком идеализированно, а реализм, напротив, слишком приземленно.

Начинающему художнику во Франции, чтобы добиться успеха, непременно нужно было пройти обучение в Школе изящных искусств или у известных художников и выставляться в Салоне ‒ выставке, патронируемой государством в лице признанных академиков. Если живописец хотел продаваться и иметь успех у публики, ему нужно было получить награду Салона, то есть угодить вкусам взыскательной комиссии. Если же жюри отвергало работу, на художнике можно было ставить крест, как на признанной бездарности.

В 1863 г., после того, как жюри Салона отвергло около 3000 картин, возмущение художников достигло своего предела. Жалобы дошли до императора Наполеона III, и он повелел организовать выставку непринятых работ, которая получила название «Салон отверженных». В выставке приняли участие такие авторы, как Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн. Альтернативная выставка имела оглушительный успех. Правда, основная часть публики ходила туда, чтобы поглумиться над «неформатными» художниками.

Таким отщепенцем долгое время считался Эдуард Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали шок у почтенной публики. На автора обрушилась лавина критики и возмущения поборников морали.

Что же такого в этих работах? С точки зрения современности полотна довольно традиционны, обнаженных женщин писали и ранее. Для зрителя же времени Мане налицо вызов. В «Завтраке на траве» их смущало изображение полностью обнаженной женщины в компании одетых мужчин. Подобный сюжет есть у Джорджоне в картине «Сельский концерт», а «Олимпия» ‒ это переосмысленная копия «Венеры Урбинской» Тициана. Обнаженные дамы Джорджоне и Тициана ‒ идеализированные, они где-то далеко, в иных мирах. А картины Мане изображали куртизанок, современных и довольных жизнью. Это и повергло в шок буржуазную публику, привыкшую к нарисованным богиням и царицам.

Все это свидетельствовало о назревшем кризисе в искусстве Франции второй половины XIX века. Импрессионизм стал попыткой найти новый путь, хоть и оказался для многих сродни шоковой терапии.

Предпосылки импрессионизма

Нельзя сказать, что импрессионизм возник сам по себе. К моменту своей первой выставки многие из участников были уже в зрелом возрасте, имея за плечами долгие годы обучения живописи.

Предпосылки этого нового течения при желании можно найти у мастеров Возрождения Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Рубенса, Тициана, Рембрандта. Но непосредственное впечатление на импрессионистов оказали такие художники-современники, как Делакруа, Курбе, Добиньи, Коро.

На манеру импрессионистов повлияла и японская живопись, выставки которой постоянно проводились в Париже. Утонченные работы Утамаро, Хокусая, Хиросиге поэтизировали каждый момент жизни, что так свойственно менталитету Востока. Упрощенная форма, смещенная композиция, чистота цвета на гравюрах японцев покорили молодых художников и открыли им новые горизонты.

Кроме того, на творчество импрессионистов оказало влияние появление фотографии. С ее помощью можно было делать неожиданные ракурсы, крупные планы, изображение в движении. Фотография стала искусством запечатления момента, это то, что было близко художникам-новаторам. С появлением фотографии можно было уже не следовать за точностью изображения, а отдать предпочтение своему внутреннему состоянию, эмоциональной окраске. Спонтанность стала одним из правил новой живописи.

Особенности импрессионизма

Претензии критиков были не только к сюжетам картин, но и к манере рисования импрессионистов. Она кардинально отличалась от того, что преподавали в парижской Школе изящных искусств.

Импрессионисты не придерживались четкого контура, они накладывали мазки небрежно, не заботясь о тщательной прорисовке каждого предмета. Краски смешивали сразу на холсте, добиваясь чистоты оттенка. Перспективу строили не по геометрическим законам, а за счет глубины тона краски, уменьшения интенсивности цвета по мере удаления предмета.

Они отказались от контрастного изображения светотени. Из их палитры исчезли черные, белые, серые, коричневые цвета в чистом виде. Тени могли быть и зеленые, и синие, и фиолетовые, в зависимости от того, какими их увидел художник.

Импрессионисты широко использовали прием оптического смешения: на холст кладутся рядом мазки двух цветов, которые при рассмотрении зрителем дают эффект третьего. Например, зеленый и желтый превращаются в синий цвет, синий и красный ‒ в фиолетовый и т.д.

Сюжетами картин были не мифология или исторические события, а пейзажи, портреты, натюрморты ‒ все это считалось «низким» жанром. Художники старались изобразить природу или предмет в определенный момент времени, передав яркую эмоцию. Так появились серии работ, когда изображался один и тот же мотив, но в разное время года или дня при разном освещении. Например, работы Клода Моне: «Стога сена», «Тополя», «Руанский собор» и др.

Для этого импрессионисты часто рисовали с натуры, на пленэрах, чтобы точно запечатлеть увиденное. Академисты же основное время проводили в студии, оттачивая технику рисунка.

Такой подход делал картины более эмоциональными, поэтичными, давал возможность увидеть прекрасное в самых обыденных вещах, ценилась простота момента, каждое мгновение жизни. Изображение обычных вещей через призму восприятия художника делало каждую картину неповторимой.

История течения

15 апреля 1874 г. компания из молодых художников-новаторов устроила свою выставку в салоне фотографа Феликса Нодара на бульваре Капуцинок в Париже.

Сама идея самостоятельной выставки в обход официального Салона уже была бунтарской, но показанные публике картины вызвали еще больше негодования. Ведь они шли против всех академических канонов и были непохожи на идеализированные работы представителей популярных тогда во Франции классицизма или романтизма.

В выставке участвовали 30 художников и 165 работ. В их число входили Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Мане, Дега, Сезанн, Берта Моризо. Через какое-то время за их картины будут отдавать целые состояния, но тогда на смельчаков обрушился шквал критики. Их обвиняли в эпатаже, с целью привлечь внимание публики, упрекали в «неряшливости», «незаконченности» работ и даже в аморальности.

Известный критик и журналист Луи Леруа, описывая в сатирической статье картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», назовет художников импрессионистами (от французского impression ‒ впечатление). Сам того не подозревая, он даст название целому течению в мировой живописи.

Вторая выставка состоялась через два года после легендарной первой ‒ в апреле 1876 г. Она вызвала еще большее неприятие критиков и публики. Художников сравнивали с душевнобольными. Можно только подивиться мужеству и уверенности в своей правоте этих смельчаков, которые продолжали творить, несмотря на отсутствие денег, в атмосфере постоянных насмешек и издевательств.

В марте 1875 г. состоялся аукцион работ Сислея, Моне, Ренуара и Берты Моризо. Он прошел со скандалом, публика освистывала представляемые на продажу картины. Множество полотен было продано за бесценок. Некоторые работы художникам и их друзьям пришлось выкупать самим, лишь бы не отдавать совсем даром.

Однако у импрессионистов были и преданные поклонники. К ним относился галерист и коллекционер Поль Дюран-Рюэль, неизменно помогавший художникам в организации выставок и продаже картин. А также коллекционер Виктор Шоке, влюбившийся в работы импрессионистов с первого взгляда.

С 1877 по 1886 год во Франции прошло еще 6 выставок импрессионистов. Все они, кроме последней, подвергались шквалу критики и насмешек.

Тем временем и среди самих художников наметились разногласия. Так, Мане и Ренуар приняли участие в выставках Салона в 1879 и 1880 годах. Их картины были отобраны взыскательным жюри. Клод Моне так же представлял свои работы для Салона, но его картины не были приняты. Это встретило презрение Дега и осуждение других художников.

Осенью 1885 г. Дюран-Рюэль получил предложение организовать выставку импрессионистов в Нью-Йорке. Поначалу художники скептически отнеслись к этой затее. Но в марте 1886 г. Дюран-Рюэль отбыл из Франции в Америку с коллекцией картин своих протеже. В США к работам импрессионистов отнеслись с интересом, выставка пользовалась большой популярностью. В прессе были как положительные отзывы, так и отрицательные. Несколько картин удалось продать местным коллекционерам.

Между тем разногласия среди импрессионистов нарастали. Моне стал ругаться с Дюран-Рюэлем и продавать свои картины через других арт-дилеров. К Моне присоединились Писсарро и Ренуар. Конфликтовали художники и между собой.

Некогда объединенная в борьбе против академизма группа импрессионистов потеряла общую идею и перестала существовать.

В последней выставке в 1886 г. участвуют художники, которых назовут постимпрессионистами. Это Жорж Сера и Поль Синьяк. К постимпрессионистам так же относятся такие мастера, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

Идея импрессионизма изжила себя, но открыла путь иному, еще более новаторскому искусству конца XIX ‒ начала XX века.

Художники-импрессионисты

Невозможно рассматривать импрессионизм в отрыве от судеб самих мастеров. Рассмотрим краткие биографии нескольких художников.

Эдуард Мане

Мане родился в 1832 г. в респектабельной семье юриста и дочери дипломата. В учебе мальчик был не силен, однако проявлял интерес к рисованию. Впрочем, родители не поддерживали его увлечение. Отец хотел, чтобы Эдуард пошел по его стопам. Юноше помог дядя, он оплатил художественные курсы.

В 1847 г. молодой человек решает поступать в мореходную школу, но проваливает экзамен. В качестве юнги он отправляется на корабле в Южную Америку. Во время путешествия он делает много рисунков и набросков.

После возвращения во Францию Эдуард решает заняться живописью. Он 6 лет обучается в мастерской Тома Кутюра. Параллельно путешествует по Европе, знакомясь с памятниками искусства. Среди импрессионистов Мане будет считаться самым «академичным» художником. Творчество мастеров Возрождения он не раз будет переосмысливать в своих работах. Любимыми его живописцами были Веласкес, Тициан, Гойя.

Мане много раз предлагает свои работы на суд жюри Салона и неизменно получает отказ. В итоге он участвует в выставке «Салона отверженных». Там его картина «Завтрак на траве» вызвала большой скандал. В том же 1863 г. художник написал еще одну свою эпатажную картину «Олимпия». Мане неизменно оказывался под шквалом критики. На защиту художника вставал его друг Эмиль Золя. Другим его близким товарищем был Шарль Бодлер.

В 1866 г. Мане сошелся с импрессионистами, так же отвергаемыми академистами. Сам же он себя к ним никогда не причислял. Он использовал в своей палитре черный цвет и не признавал девизионистскую манеру рисования. Но именно Эдуард Мане считается родоначальником импрессионизма.

Мане, не приемлющий академизма, тем не менее неизменно посылал свои работы в Салон. Он тяжело переживал отказы и равнодушие зрителей к своим работам. Художник пишет много портретов и жанровых сцен, его палитра не так жизнерадостна, как у остальных импрессионистов. Так же он работает на пленэрах и рисует натюрморты.

К концу 70-х годов творчество Эдуарда Мане постепенно обретает признание. Его работы выставляются в Салонах, на одном он даже получит медаль. В 1881 г. Мане вручат Орден Почетного легиона. К этому времени художник был уже болен атаксией (отсутствие согласованности движений). Он не мог больше рисовать большие полотна.

В 1883 г. Мане ампутируют ногу из-за гангрены, но операция не помогла. Через несколько месяцев художник скончался.

Клод Моне

Клод Моне появился на свет в 1840 г. в семье торговца бакалеей. Мальчик прославился в родном Гавре, благодаря рисованию карикатур и шаржей. В 17 лет судьба свела его с художником Эженом Буденом. Буден брал с собой юного Моне на пленэры и привил ему любовь к живописи.

В 1859 г. Клод отправляется в Париж. Он начинает учебу в Академии Сюиса, а потом берет уроки у Шарля Глейра. В 1865 г. Моне выставляется в Салоне. Его работы восприняты вполне благосклонно. Тогда же он встречает свою будущую жену Камиллу.

Моне с Ренуаром и другими импрессионистами часто выезжает на пленэры, рисование пейзажей захватывает его все более.

В 1870 г. Моне уезжает в Лондон. В Англии он знакомится с Полем Дюран-Рюэлем. Через 2 года, вернувшись во Францию, Моне селится в Аржентее. За 4 года, прожитых в этом уютном месте, Моне написал множество произведений.

В 1874 г. Клод Моне участвует в первой выставке импрессионистов. Его картины подверглись критике, как и работы остальных участников.

В 1878 г. семья Моне селится в городке Витёе. Там он создает множество картин. Но через год умирает его жена Камилла. На время убитый горем Моне отказывается от пейзажей, рисуя в мастерской натюрморты.

В 1883 г. Моне наконец находит место, где проживет 40 с лишним лет. Этим местом оказывается дом в Живерни. Новый хозяин разобьет там чудесный сад и сделает знаменитый пруд, который без устали будет писать на закате дней.

В 1892 г. Клод Моне берет в жены вдову своего друга Алису Ошедэ.

Моне рисует серии работ, изображая один и тот же вид в разное время года и суток, при различном освещении. Таких серий у него достаточно много: «Стог сена», «Тополя», «Пруд с кувшинками», «Руанский собор» и др. Клод Моне виртуозен в передаче разных цветовых оттенков, он изображает ускользающее мгновение через призму своего восприятия. Его полотна пользуются успехом, их с удовольствием покупают коллекционеры, в том числе и за пределами Франции.

Всю свою жизнь Моне писал природу. К концу жизни он сосредоточился на своем саде в Живерни, который превратил в еще одно произведение искусства. Мастер неустанно пишет его виды: цветы, тенистые аллеи и знаменитый пруд. В 1919 г. Моне дарит государству 12 больших картин из серии «Нимфеи». Для них выделили два павильона в музее Оранжери.

Тем временем художник начал слепнуть. Пережив операцию на глаза в 1925 г., он смог вернуться к работе. Клод Моне скончался в 1926 г., еще при жизни став классиком. Он не только был основоположником импрессионизма, но и предшественником абстрактного искусства, опередив свое время и открыв своим творчеством целую эпоху.

Огюст Ренуар

Огюст родился в многодетной небогатой семье в 1841 г. Будучи подростком занимался росписью посуды. В 1862 г. поступил в Школу изящных искусств, а так же посещал уроки у Шарля Глейра. В 1864 г. его картины одобряют для участия в Салоне. Вместе с друзьями-импрессионистами Ренуар выезжает на пленэры. У художника появляется свой неповторимый почерк ‒ смелые широкие мазки, жизнерадостная игра света и цвета.

После первой выставки импрессионистов Ренуар подвергся нещадной критике. Впоследствии он участвовал еще в 3 выставках. В 1879 г. выставлялся в Салоне, несмотря на упреки друзей. Его картина «Мадам Шарпантье с детьми» получила признание, и дела художника пошли в гору. Ему стали давать заказы на портреты обеспеченные горожане. Ренуару особо удавались женские образы, написал он и много детских портретов. В них чувствуется особая теплота и непринужденность.

1870-80-е годы являются расцветом творчества художника. Он пишет сложные большие полотна с множеством героев. К этому периоду относятся его известные картины «Бал в Мулен де ла Галетт», «Завтрак гребцов». Ренуар считал, что живопись должна украшать жизнь людей. Его искусство было ярким, искренним, солнечным, как сама Франция.

В 1890 г. он женится на своей модели Алине Шариго, у них родится трое детей. В 1881 г. Ренуар едет в Италию. Вернувшись, он меняет стиль живописи, на более «академичный». К этому периоду относятся картины «Зонтики», «Большие купальщицы». Ренуар много внимания уделял обнаженной натуре. Вернувшись к принципам импрессионизма, он пишет серию картин с купальщицами ‒ оду женской красоте и грации.

Ренуар, в отличие от многих импрессионистов, еще при жизни удостоился признания. Его хвалили критики, у него было много заказчиков, картины хорошо раскупались. В преклонном возрасте Ренуар страдал от артрита. Он писал, привязывая кисти к обезображенным ревматизмом рукам. «Боль проходит, а красота остается», ‒ говорил художник. Огюст Ренуар умер в 1919 г. от болезни легких.

Камиль Писсарро

Родился на острове Сент-Томас в Карибском море в 1831 г. В 25 лет переехал во Францию, в Париж, учился у Сюиса и Коро. Участвовал в «Салоне отверженных». В это же время познакомился с Мане, Сезанном, Моне, Сислеем. Писсарро писал пейзажи, много внимания уделяя освещению предметов. В 1868 г. выставлялся в Салоне. В следующем году из-за начавшейся войны был вынужден уехать в Лондон. Там Писсарро встретил своего друга Клода Моне. Вместе они ходили на пленэры, изучая природу Англии.

По возвращении во Францию Камиль Писсарро селится в Понтуазе. В 1872 г. к нему приезжает Сезанн с семьей. Художники становятся неразлучными друзьями. А в 1881 г. к ним присоединяется Поль Гоген. Писсарро охотно помогал молодым художникам, делился с ними своим опытом. Он призывал не уделять много внимания прорисовке контура предметов, главное ‒ передать суть. Писать нужно то, что видишь и чувствуешь, не фокусируясь на точности техники исполнения. Только природа может быть учителем, с которым всегда надо советоваться.

За время своей жизни в Понтуазе Писсарро смог выработать свою особенную манеру живописи. Художник прожил там 10 лет. Он часто обращался к сюжетам из сельской жизни. Его работы наполнены светом и лирикой.

Однако полотна Писсарро продавались плохо, и ему было сложно обеспечить свою многодетную семью. В 1884 г. художник поселился в деревне Эраньи, изредка посещая Париж в надежде продать свои картины или найти покровителя. Таким человеком стал Поль Дюран-Рюэль, получивший монопольное право на выкуп работ мастера.

В 1885 г. Камиль Писсарро решает примкнуть к постимпрессионистам Жоржу Сера и Полю Синьяку, он пробует новое направление ‒ пуантилизм. Из-за участия Сера и Синьяка в восьмой выставке импрессионистов Писсарро ссорится с Моне, Ренуаром, Сислеем. В итоге Писсарро со своими новыми друзьями выставлялись в отдельном помещении. Однако публика не оценила новое направление.

В 1889 г. Писсарро отказывается от пуантилизма и возвращается к своей старой манере. Живопись точками не смогла удовлетворить его желание передать непосредственность и свежесть внутреннего ощущения. Его картины снова начинают покупать. Дюран-Рюэль организовывает несколько выставок художника.

В последние годы жизни Писсарро серьезно увлекся графикой, литографией и офортом. Художник скончался в Париже в 73 года. При жизни он не удостоился наград со стороны государства. Писсарро всегда помогал молодым художникам и пытался примирить враждующих импрессионистов. Он единственный участвовал во всех их выставках.

Эдгар Дега

Дега появился на свет в 1834 г. Отец-банкир с трудом дал разрешение Эдгару на обучение живописи. В 21 год. молодой человек поступил в Школу изящных искусств. В 1865 г. картину Дега «Сцена из жизни средних веков»одобряют для выставки в Салоне. Знакомство с импрессионистами меняет мировоззрение художника. Он отходит от академизма. Дега отдает предпочтение жанровой живописи, изображая окружающих его простых людей.

Начиная с 1870-х годов Дега пробует писать пастелью. Этот материал пришелся художнику по душе, так как объединял живопись с графикой. Стиль Дега отличался от остальных импрессионистов, ставивших на первое место свет. К тому же Дега не ездил на пленэры, предпочитая делать зарисовки в кафе, на скачках, в магазинах. Он пытался выразить экспрессию через линию и рисунок, что не всегда находило понимание у других импрессионистов.

Дега всегда принимал деятельное участие в организации выставок импрессионистов во Франции. Он пропустил только одну из них по идейным соображениям. Однако сам он себя импрессионистом не считал.

Работы Дега не так радостны, как картины его товарищей. Часто он изображал жизнь без прикрас, как в картине «Любители абсента».

Вокруг Дега собрался свой круг молодых художников ‒ Видаль, Кэссет, Рафаэлли, Тилло, Форен и др. Это вносило раскол в общество импрессионистов и привело к неминуемому конфликту и, в конце концов, к распаду товарищества.

В 1880-е годы Дега создает серии работ: «В магазине шляп», «Обнаженные женщины за туалетом». Последняя серия пастелей вызвала негодование публики, поскольку женщины изображались реалистично, в интимном виде за повседневными занятиями.

Серия «Скачки» и «Танцовщицы» позволили художнику передать рисунок в движении. Тема балета была близка Дега. Никто, как он, не смог передать сущность танца. Эдгар рисовал хрупких танцовщиц на сцене и за кулисами. Рисунки он часто делал по памяти в студии, что также было несвойственно импрессионистам.

Дега так и не создал семьи. Он славился трудным, неуживчивым характером. Его единственной страстью было искусство, которому он посвящал все свое время.

После 1890 г. Дега страдает заболеванием глаз и частично теряет зрение. Мастер обращается к скульптуре. Он лепил из глины и воска танцовщиц и лошадей, но многие его статуэтки впоследствии погибли из-за хрупкости материала. Впрочем, 150 работ, оставшихся после смерти художника, удалось перевести в бронзу.

Последние годы Дега провел незрячим. Это было для него большой трагедией. Эдгар Дега умер в 1917 г. в Париже, оставив после себя большое наследие в виде рисунков, картин, скульптур.

Исходя из историй жизни художников, видно, что импрессионизм имеет много граней. В свое время он стал революцией в искусстве Франции и всего мира, открыв возможность для появления многих новых направлений. Но одно объединяло всех импрессионистов. Это стремление к изображению хрупкой, ускользающей красоты мгновений, из которых и строится жизнь.

Импрессионизм впервые зародился во Франции ближе к концу XIX столетия. До возникновения этого направления натюрморты, портреты и даже пейзажи преимущественно писались художниками в студиях. Картины импрессионистов же часто создавались на открытом воздухе, а их сюжетами становились реальные мимолетные сцены из современной жизни. И хотя импрессионизм изначально подвергался критике, вскоре он собрал множество последователей и положил начало аналогичным движениям в музыке и литературе.

Знаменитые французские художники-импрессионисты

Неудивительно, что одним из самых известных направлений изобразительного искусства стал именно импрессионизм в живописи: художники , работавшие в этом стиле, оставили после себя удивительные по своей красоте полотна, легкие, как глоток свежего воздуха, полные света и красок. Многие из этих прекрасных произведений написаны следующими мастерами импрессионизма, которых знает каждый уважающий себя ценитель мировой живописи.

Эдуард Мане

Несмотря на то, что целиком творчество Эдуарда Мане нельзя поместить лишь в рамки импрессионизма, живописец во многом повлиял на возникновение данного течения, а другие французские художники, работающие в этом стиле, считали его основоположником импрессионизма и своим идейным вдохновителем. Хорошими друзьями мастера были и другие известные французские импрессионисты: Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, а также художник-импрессионист со схожей фамилией, которая ставит в тупик новичков в мире живописи, - Клод Моне.

После знакомства с этими художниками и произошли импрессионистические перемены в творчестве Мане: он стал предпочитать работу на открытом воздухе, в картинах стали преобладать светлые, яркие тона, обилие света и дробная композиция. Хотя от темных цветов он по-прежнему не отказывается, да и пейзажам предпочитает живопись в бытовом жанре - это можно проследить в работах живописца «Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей» и других.

Клод Моне

Имя этого французского художника, пожалуй, хотя бы раз в жизни слышал каждый. Клод Моне был одним из основоположников импрессионизма, и именно его картина «Впечатление: Восходящее солнце» дала название этому движению.

В 60-х годах XIX века художник-импрессионист одним из первых увлекся написанием картин на свежем воздухе, а многим позже создал новый экспериментаторский подход к работе. Он заключался в наблюдении и изображении одного и того же предмета в разное время суток: так была создана целая серия полотен с видом на фасад Руанского собора, напротив которого художник даже поселился, чтобы не упускать здание из виду.

Изучая импрессионизм в живописи, не пропустите такие работы Моне, как «Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», «Бульвар Капуцинок», а также серию работ «Водяные лилии».

Пьер Огюст Ренуар

Этот художник-импрессионист имел уникальное видение красоты, что сделало Ренуара одним из самых известных представителей данного направления. Прежде всего, он знаменит своими картинами шумной парижской жизни и досуга конца XIX столетия. Ренуар прекрасно умел работать с цветом и светотенью, в особенности отмечается его исключительное умение писать обнаженную натуру, с неповторимой передачей тонов и текстуры.

Уже начиная с 80-х годов, художник-импрессионист стал больше склоняться к классической манере письма и увлекся живописью Ренессанса, что заставило его включить в свои зрелые работы более четкие линии и ясную композицию. Именно в этот период Пьер Огюст Ренуар создает одни из самых нетленных произведений своей эпохи.

Уделите особое внимание таким полотнам Ренуара, как «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно».

Эдгар Дега

В истории искусства Эдгар Дега остался как художник-импрессионист, хотя сам он отрицал этот ярлык, предпочитая называть себя скорее независимым художником. Действительно, он питал определенный интерес к реализму, что отличало художника от других импрессионистов, но одновременно с этим использовал в своем творчестве множество импрессионистских техник, в частности, точно так же «играл» со светом и увлекался изображением сцен из городской жизни.

Дега всегда привлекала фигура человека, он часто изображал певиц, танцоров, прачек, стремясь изобразить человеческое тело в различных положениях, например, на полотнах «Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем».

Камиль Писсарро

Писсарро был единственным художником, который принимал участие во всех восьми выставках импрессионистов с 1874 по 1886 гг. В то время как картины импрессионистов известны своими сюжетами городского и загородного отдыха, картины Писсарро показывают зрителю ежедневную жизнь французских крестьян, изображая деревенскую природу в различных условиях и при разном освещении.

Знакомясь с картинами, которые писал данный художник-импрессионист, в первую очередь стоит увидеть работы «Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе» и «Въезд в деревню Вуазен».