Сочинение-описание по картине Н.П. Богданова-Бельского «Новые хозяева. Сочинение по картине Богданова-Бельского «Новые хозяева

Большая крестьянская семья удобно устроилась в зале прежнего помещичьего дома. На столе, как это и положено у зажиточных крестьян стоит начищенный до блеска самовар.

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Пушкин А.С.
И вот у поместья новые хозяева.
Большая крестьянская семья удобно устроилась в зале прежнего помещичьего дома. На столе, как это и положено у зажиточных крестьян стоит начищенный до блеска самовар. Вокруг, прямо на дорогой скатерти лежат бублики - излюбленное лакомство.
Во главе стола сидит сам хозяин - "крепкий" крестьянин в сиреневой рубахе и поддевке. Он пьет чай из блюдечка, как тогда было принято - не так горячо, чай быстро становится приятным но не обжигающим. Так же пьют чай и его домочадцы.
Они сидят кто где - кто в резном кресле, кто на гнутых, "венских" стульях. Хозяйка, на лице которой написано скрытое торжество - ещё бы, она теперь тут владычица, тут, где раньше приказывали выпороть ее родителей. Две девушки сидят рядышком и видно, что они не совсем освоились со своим новым положением.
Мальчик, в клетчатой рубашке, штанах, но с босыми ногами, которыми он только что бегал по земле, склонился над своим блюдечком. Двое мужчин, ярко наряженные чинно сидят и пьют чай. И только золотоволосая девочка, любимица дедушки, сидит рядом с ним, ухватив блюдечко обеими ручонками.
На стене висят портреты прежних владельцев, Стоят напольные часы, но комната явно носит следы прежнего запустения - угол комнаты обвалился, на полу стоит "буржуйка" - маленькая печурка, для обогрева комнаты, потому, что на "весь дом дров не напасешься". Железная труба, которая выглядит в этой барской комнате совершенно нелепо, выводит дым в окно. Окна не занавешены, шторы и ламбрекены давно сдернуты и в окне мы видим сад с облетевшими листьями - может быть он грустит о барышнях в кринолинах, которые некогда гуляли по теперь запущенным дорожкам
Богданов-Бельский был учеником Репина, председателем Общества художников имени Архипа Куинджи, выдающимся русским живописцем.

В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени, когда разбогатевшие крестьяне скупали дворянские усадьбы у разорившейся знати. Полотно очень ярко и достоверно показывает быт и атмосферу, царившую в таких имениях на рубеже веков.

На холсте мы видим представителей многочисленной крестьянской семьи, которые собрались за одним столом и мирно пьют чай. Они недавно въехали в этот дом и еще не успели свыкнуться с той мыслью, что это имение теперь принадлежит им. По позам сидящих за столом людей, их лицам заметна напряженность и скованность. Каждый думает о чем-то своем. В памяти еще ярки воспоминания, когда приходилось прислуживать прежнему хозяину усадьбы. Но тогда обладание всем тем, что их окружает сегодня, казалось им несбыточной мечтой.

Чаепитие проводится за круглым столом, покрытым светлой скатертью. На нем стоит большой медный самовар. Бублики, которыми они лакомятся, лежат прямо на скатерти. Мужчины постарше пьют чай из привычных для них стаканов, а младшие члены семьи и женская половина из красивых фарфоровых чашек хозяйского сервиза. Примечательно и то, что все пьют горячий чай, прихлебывая из блюдец, как раньше это было принято на Руси среди простого народа.

В центре мы можем увидеть главу семьи. Это крепкий мужчина лет сорока пяти с зачесанными на пробор темно-русыми волосами и седеющей бородой. На нем яркая рубаха вишневого оттенка и темный жилет. Разгоряченное от чая лицо хозяина покраснело. Рядом с ним находится его жена. Она в нарядной белой кофточке и синем платке на голове. По ее лицу читается, что она очень довольна быть хозяйкой бывшего барского дома. Слева на картине изображены две молодые, аккуратно причесанные девушки. Они одеты в светлые кофты и длинные юбки. Белокурый мальчик в клетчатой рубашке на переднем плане низко склонил голову над блюдцем. Видимо, ему горячо держать блюдце в руках. По его босым ногам можно определить, что он не так давно бегал на улице. Справа от него сидят два молодых человека. На ногах у них начищенная до блеска кожаная обувь, что говорит о достатке и благополучии в этой семье. Светловолосый парень в правой части полотна одет в сиреневую косоворотку и черные штаны. Рядом с главой семьи расположилась маленькая светло-русая девочка в полосатой кофточке. По сладостям возле ее чашки можно определить, что это отцовская любимица.

Бросается в глаза контраст между обстановкой дома и его нынешними владельцами. В комнате мы видим резные стулья и кресла, массивный шкаф, старинные часы, картины на стенах в золоченых рамках, дорогую утварь. Окна из просторного светлого зала, где проходит чаепитие, выходят в сад. Однако, трещины на стенах, обвалившаяся с потолка штукатурка и печка-буржуйка, находящаяся в этой комнате, рассказывают нам, насколько бедственное положение было в последнее время у бывшего владельца усадьбы.

Художник намеренно изобразил оставшийся висеть на стене портрет барина. С портрета он укоризненно смотрит на новых хозяев его владений.

Для 5 класса

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение

    Пьеса Максима Горького На дне затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука.

  • Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)

    Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной)

    Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине

  • Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль

    Комедия Фонвизина «Недоросль» богата яркими персонажами, несущими в себе правдоподобные образы из общества. Одним из таких персонажей был Кутейкин, учитель Митрофана по русскому и старославянскому языку.

  • За что вы любите зиму? Ответ очевиден – за красоту. Ведь так прекрасно, когда выходишь на улицу: сугробы, деревья в снегу, земля покрыта белоснежным покрывалом. Это так прекрасно…

«Ура, российские крестьяне,
В труде и в бое молодцы!»
Г. Р. Державин

Николай Петрович Богданов-Бельский - талантливый русский художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он получил прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств.
Значительное место в творчестве этого выдающегося художника занимает тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его картины «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «У дверей школы», «Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике. Не стало исключением и известное полотно «Новые хозяева», на котором художник отражает жизнь крестьянской семьи в бывшем помещичьем доме. Картина отражает тот период времени в истории России, когда происходило повсеместное разорение дворян, а новыми хозяевами барских покоев становились купцы или зажиточные крестьяне, бывшие когда-то прислугой своих господ. Прообразом усадьбы, изображённой на холсте, стало поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера Удомля.
На картине изображена большая крестьянская семья во время чаепития. На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со светло-голубыми полосками, стоит начищенный до блеска самовар. Кроме него, около каждого члена семьи стоят простые стаканы с чаем. Только маленький мальчик пьёт чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола лежат баранки.
В центре изображён глава семьи - мужчина преклонных лет, с проседью в волосах и большой бородой, в бордовой косоворотке и чёрном жилете. Он сидит уверенно и чинно пьёт чай из блюдца. Справа от него на стульях из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья - старший и младший. Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьянскую одежду: суконные куртки, косоворотки, штаны. Мужчины сидят неуверенно, в их позах чувствуется скованность, ощущение неудобства и непривычности ситуации. Справа от главы семейства сидит женщина средних лет в розовой кофточке, на шее висят бусы. Её голова, покрытая синим платком, опущена вниз: женщина наливает чай из маленького белого чайничка. Она имеет серьёзный вид, только на губах еле заметна улыбка. Справа от неё сидят две молодые женщины, вероятно, жёны сыновей. Они также одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени: простые кофты и длинные юбки.
Кроме взрослых за столом сидят ещё двое детей: белокурая девочка лет шести и мальчик, чуть постарше её. Он одет в клетчатую косоворотку, перехваченную на поясе ремнём, и простые короткие штанишки. Босые ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула. Дети скованы больше остальных: мальчик, изображённый на переднем плане, согнулся, поджал под себя босые ноги и, как будто спрятался ото всех. Возможно, раньше он не смел и зайти в барские покои, выполняя работу во дворе, а теперь сидит за бывшим хозяйским столом и чувствует себя неуверенно.
Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она добротна, чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед нами - зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить бывшие барские покои и теперь являются полноправными новыми хозяевами. Тем не менее, даже такое одеяние находится в контрасте с богатым убранством комнаты с колоннами. На стене висит картина в тяжёлой золочёной раме, слева от неё располагаются красивые напольные часы, мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь широкое створчатое окно проникает достаточно света. Нет занавесок и можно увидеть, что на улице стоит ясный осенний денёк: небо голубое, чистое и безоблачное, на дереве осталось мало листвы, земля покрыта жёлто-зелёным ковром.
Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н.П. Богданово-Бельского помогают узнать жизнь и быт людей другого времени, проникнуться духом той эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей страны.

Н.П. Богданов-Бельский выбрал интересную тему, которую раскрыл зрителю на своем полотне «Новые Хозяева». Здесь изображена семья, которая сидит и пьет за столом чай. Обычная картина, только вот есть о чем задуматься, если присмотреться к ней лучше. Так чем же картина кажется такой особенной? Какое у меня отношение к происходящим здесь событиям?

Сама семья не вызывает никаких вопросов. Про них можно сказать, что они крестьяне. Вот и самовар на столе, и простые стаканы почти перед каждым из них, и обычные баранки служат угощением к чаю. Но все же чувствуется, что не рядовые эти люди, которые по-сельски попивают ароматный напиток из блюдечек. Засевший испуг, который поселился в их глазах, обращает внимание зрителя, который замечает несоответствия. Почему им так неуютно? Не складывается картинка в единое целое. Эти простые люди сидят на дорогих стульях, изготовленных на заказ из качественных материалов. Да и некоторые предметы из сервиса, стоящие тут же на столе, а это фарфоровые чашки, да чайничек, говорят, что не в этом доме они родились и выросли. Все им здесь еще чужое и непривычное. Да и дом сам как-то мало похож на крестьянскую хату. Колонны, высокие потолки, некоторые предметы из убранства в доме, показывают, что они здесь пока еще гости. Возможно, они приобрели это поместье у разорившегося бывшего хозяина, но еще не чувствуют себя уютно в нем.

Художник явно подчеркивает все детали, которые отделяют жильцов от того дома, в котором они сейчас расположились. Белые стены его пока для них холодны. Пройдет время и они все переделают на свой лад. Глава семьи, с присущей ему хозяйской жилкой, может быть затеет здесь грандиозный ремонт, которому будут рады все. И тогда они начнут привыкать к жилью, а дом «пропишет» их как своих хозяев. Тогда и картина будет звучать гармонично.

Живописец специально использует холодные тона, чтобы показать прохладу и отсутствие комфорта. Да и на лицах он показывает некое смущение. Благодаря этому картина выглядит правдоподобно. Хочется даже придумать продолжение той истории, сюжет которой автор начинает рассказывать своим произведением.

Имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского оказалось в забытьи, хотя многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в «Энциклопедический словарь Русские художники».

Родился Николай Петровичв в селе Шопотове Смоленской губернии. Сын бедной бобылки из Бельского уезда, он учился в монастыре. С увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Успехи юного художника были таковы, что о нем заговорили как о таланте, и определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Ученицы. 1901г.

Уже с 18-ти лет Богданов-Бельский стал жить своим трудом.

«В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне…»

Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».


Новая сказка. 1891г.

В его настойчивом стремлении писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши, также отчетливо просматривается:

«если… не будете как дети, не войдете в царство небесное».

И окружающие на этот призыв откликались. Уже будучи состоявшимся мастером Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы:

«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»


У больного учителя. 1897г.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. Уехать за границу Богданова-Бельского уговорила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам Богданов-Бельский, сказать трудно, но причины, побудившие его оставить Родину были, конечно, гораздо более глубокие, чем уговоры жены.


Воскресное чтение в сельской школе. 1895г.

Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882-1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884-1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси.


За чтением газеты. Вести с войны. 1905г.
Деревенские друзья. 1912г.
Дети за пианино. 1918г.
За книжкой. 1915г.

Самая, пожалуй отличительная особенность почти всех картин живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины «У больного учителя», 1897; «Ученицы», 1901).

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в возрасте 77 лет в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.


Виртуоз.
Визитеры. 1913г.
День рождения учительницы. 1920г.
На работу. 1921г.
Новые хозяева. Чаепитие. 1913г.
Дети. Игра на балалайке. 1937г.
В гостях. 1930г.
Латгальские девочки. 1920г.
Маленькая девочка в саду
Переправа. 1915г.
За чтением письма. 1892г.
Дама на балконе. Портрет И.А. Юсуповой. 1914г.
Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904г.
Богданов-Бельский Николай Петрович. Автопортрет. 1915г.