20 русских композиторов и их произведения. Великие композиторы мира. Списки и справочники

Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Например, в этой статье мы предлагаем читателю вспомнить известных русских композиторов, которые уважаемы и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Люди, внесшие небывалый вклад в русскую и мировую классическую музыку

В былые времена классическая музыка была очень популярна. Ведущих композиторов прекрасно знали в лицо и даже умели отличать произведения одного великого классика от другого. Сейчас время, нравы и вкусы значительно изменились. И теперь мы чаще слушаем однообразные мелодии или ритмичные речитативы, большинство из которых забывается на следующий день. Однако несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человек. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Но если в детстве ребенку подобное увлечение казалось немодным или же он просто не задумывался о перемене вкуса, исправить ситуацию можно в любой момент. И начать лучше всего знакомства с русскими композиторами, известными и любимыми. Такими как:

  • Михаил Глинка (1804-1857 гг.).
  • Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.).
  • Александр Бородин (1833-1887 гг.).
  • Модест Мусоргский (1839-1881 гг.).
  • Петр Чайковский (1840-1893).
  • Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.).
  • Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.).
  • Арам Хачатурян (1903-1978 гг.).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Истории их жизней - непростые, а судьбы у многих довольно трагичные. Рассказывать об этих людях можно бесконечно, но мы попробуем отметить лишь самые важные факты биографии, чтобы сформировать у читателя представление о том, что представляли собой великие русские композиторы.

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка появился на свет 20 мая 1804 года. Семья его была большой и обеспеченной, проживала на территории Смоленской губернии с тех самых пор, как польский дворянин, что положил начало роду, предпочел своей стране Россию. Родители будущего композиторы приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Быть может, именно поэтому воспитание малыша взяла на себя бабушка. Продолжалось так вплоть до ее смерти. Тяга к музыке у юного дарования проснулась в десятилетнем возрасте. Вскорости он был отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Одоевским и другими известными личностями тех времен. И понял, что желает сделать музыку своей судьбой.

После этого Михаил Глинка написал первые романсы, но результатом до конца не был доволен. Собственная музыка казалась ему бытовой, он стремился расширить грани. И тогда, работая над собой, Михаил Иванович Глинка отправился в Италию, а потом в Германию. Там он узнал таких людей, как Доницети и Беллини, вследствие чего полностью поменял стиль своей музыки.

По приезде в Россию композитор вновь явил стране свои оперы. Но некоторые из них были сильно раскритикованы, и Глинка решил уехать из страны. А вернулся спустя много лет, став преподавателем пения и активно влияя на формирование классической музыки.

Скончался Михаил Иванович 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах был привезен в Санкт-Петербург, где композитор покоится по сей день.

Александр Даргомыжский

Этот непризнанный при жизни музыкальный деятель и почти забытый ныне появился на свет 2 февраля 1813 года в Тульской губернии. Тяга к музыке у Александра Сергеевича Даргомыжского проснулась в возрасте семи лет. И именно тогда он овладел искусством игры на фортепьяно в совершенстве. А в десять лет уже написал свои первые пьесы и романсы. Потом будущий композитор поступил на службу, а после познакомился с Михаилом Глинкой значительно усовершенствовал свое мастерство.

Александр Сергеевич читал ноты, как книгу, а свои произведения старался сделать такими, чтобы музыка не затмевала голоса исполнителей. В определенный период жизни он совершенно бесплатно давал уроки пения непрофессиональным певицам, а после стал одним из консультантов Русского музыкального сообщества. Его величайшая опера «Русалка» едва не сгорела при пожаре в петербургском оперном театре. Но и теперь она исполняется довольно нечасто, поэтому Александра Сергеевича Даргомыжского знают лишь истинные ценители классической музыки. Это весьма печально, ведь еще одна необычная опера композитора, «Каменный гость», состоит из речитативов, которые полностью соответствуют ритму пушкинского стиха, а не привычных тянущихся арий.

Именно это и выделяет композитора среди других. Он не поддался влиянию Италии и Франции, не потакал вкусам публики, не боялся пробовать что-то новое. Он шел своим путем, опираясь на собственный вкус. И неразрывно связал звук и слово.

Александр Бородин

Александр Порфирьевич родился 12 ноября 1933 года в результате внебрачной связи грузинского князя с дочерью военного. Возрастная разница родителей была чуть более сорока лет. Именно поэтому новорожденного записали на фамилию камердинера. Но мать все равно уделяла огромное внимание своему малышу и подбирала для него лучших учителей и гувернеров.

С ранних лет будущего композитора привлекала музыка. И через некоторое время он написал свои первые пьесы, об издании которых позаботилась мать. Именно тогда страна узнала о юном даровании - шестнадцатилетнем композиторе. К слову сказать, Александра Порфирьевича привлекала и молодая (на тот момент) химия. Он с особым интересом проводил различные опыты в собственной комнате, отчего его мать иной раз приходила в неописуемый ужас. А потом Бородин и вовсе поступил в медико-хирургическую академию. В свое время он познакомился с Менделеевым, который считал, что про музыку Александру следует забыть. Однако свое второе увлечение будущий известный русский композитор не забросил, а довел до такого уровня, что творчество Бородина признали не только в стране, но и за рубежом.

Умер Александр Порфирьевич неожиданно. После ритмичного танца его сердце не выдержало и остановилось навсегда. Произошло это 27 февраля 1887 года.

Модест Мусоргский

Следующий величайший композитор родился на территории Псковской губернии 9 марта 1839 года. О его ранних годах известно только то, что до десяти лет он обучался дома и овладел фортепьяно. Затем отправился в Петербург, где заинтересовался церковной музыкой, попробовал себя в сочинительстве. Вскорости его произведения стали исполняться в Санкт-Петербурге и Москве.


Русский композитор Модест Петрович Мусоргский - истинный гений, новатор, третий по исполняемости во всем мире. Творчество его знакомо многим, в особенности музыка из оперы «Борис Годунов». Однако человеком он был глубоко одиноким, поэтому в определенный момент погрузился в апатию и пристрастился к бутылке. Вследствие этого у Модеста Петровича началась белая горячка. Первый серьезный приступ удалось купировать, но избавить от болезни композитора не удалось. И 16 марта 1881 года величайший гений скончался.

Петр Чайковский

Пожалуй, творчество этого композитора является самым узнаваем, причем не только среди взрослых, но и среди малышей. Ведь кто не знает знаменитый «Танец маленьких лебедей»? А написал его именно Петр Ильич Чайковский.

Родился будущий гений апреля 1840 года в городе Воткинсе (Удмуртия) и уже в пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно. В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Будучи служителем Департамента юстиции, бросил все ради «дудки», как говорили его родные. Но вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку, настолько велик, что полностью оправдывает решение Петра Ильича Чайковского.

Скончался великий гений скоропостижно 25 марта 1893 года. По официальной версии, причиной послужила холера. Но также существует гипотеза о том, что он был отравлен. Причем многие полагают, что композитор сделал это самостоятельно, решив закончить жизнь самоубийством. Однако доподлинно это неизвестно, поэтому общественность предпочитает придерживаться первого варианта.


Николай Римский-Корсаков

Самый народный русский композитор, который мог писать музыку без инструмента, появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине (недалеко от Петербурга). Заниматься музыкой ребенок стал совсем рано, но она не сильно привлекала его. Николая Андреевича манило море, поэтому в возрасте двенадцати лет он поступил на учебу в Морской кадетский корпус, но заниматься музыкой не бросил. Чуть позже он встречает на жизненном пути таких великих людей, как Модест Петрович Мусоргский и Александр Порфирьевич Бородин. Затем плавает на корабле и служит на флоте, продолжая сочинять музыку и черпая вдохновение в природе русских земель, отечественных сказках, былинах, песнях и присказках. А потом и вовсе становится преподавателем консерватории в Санкт-Петербурге, которая ныне носит его имя.

Однако несмотря на свои заслуги, Николай Андреевич относится очень критично к себе, выделяя лишь две свои оперы - «Царскую невесту» и «Снегурочку».

Скончался великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков 8 июня 1908 года вследствие обострения заболевания сердца.


Сергей Рахманинов

Великий музыкальный деятель появился на свет в Новгородской губернии 20 марта 1873 года. Музыкой увлекался практически с младенчества, в пять лет уже играл на фортепьяно, а в девять поступил в консерваторию. В тринадцать познакомился с Чайковским, который стал наставником молодого Рахманинова. Юный гений пишет свои произведения, которые имеют огромный успех. Но одна работа все же негативно оценивается Римским-Корсаковым. Это становится причиной затяжной депрессии Сергея Васильевича Рахманинова, вследствие которой он не пишет произведений на протяжении трех лет. Вскоре после начала Октябрьской революции композитор покидает родину, отправляясь в гастрольный тур по городам Европы.

Последние годы жизни русского гения проходят на территории Америки. 28 марта 1943 года Сергей Васильевич Рахманинов умирает, проживая на тот момент в городе Беверли-Хилз.


Арам Хачатурян

Музыкальный гений из простой армянской семьи родился 24 мая 1903 года. В ранние годы будущее Арама Ильича определяет отец, который видит в мальчике биолога. Но все меняется, когда в 1921 году будущий композитор отправляется на учебу в столицу и живет у брата - знаменитого режиссера. Тот знакомит его с творческим миром. Это переворачивает сознание Арама Ильича Хачатуряна. Он поступает в техникум имени Гнесиных, а потом бросает биологию ради музыки. Композитор пишет множество произведений, которые с большим восторгом воспринимает отечественная и зарубежная публика.

Последние годы жизни русского гения проходят очень тяжело. Он ведет тяжелую борьбу с болезнью - раком. Переносит множество операций, но внезапная кончина жены сильно подкашивает его. И 1 мая 1978 года Арам Ильич Хачатурян умирает.


Дмитрий Шостакович

Последний великий русский композитор, о котором нам хотелось бы рассказать читателю, родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года в музыкальной семье. Поэтому нет ничего удивительно в том, что судьба Дмитрия Дмитриевича была в какой-то степени предрешена. Свое первое творение он написал в возрасте девяти лет, а в тринадцать поступил в консерваторию.

Не будет преувеличением и то, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил музыкой. Постоянно совершенствуя свое мастерство, он мог окутать слушателя звуками и чувствами. Кроме того, он был импровизатор и придумывал музыкальные шедевры буквально на ходу.

Скончался музыкальный гений вследствие опухоли, которую врачи очень долго не могли диагностировать. А когда все же им это удалось, оказалось поздно. 9 августа 1975 года Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не стало.


Известные произведения упомянутых композиторов

Ранее мы уже упоминали о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на организм человека, улучшая деятельность мозга, повышая восприимчивость к наукам, успокаивая и даря чувство умиротворения. Именно поэтому далее мы представим читателю лучшие и самые популярные музыкальные произведения русских композиторов, которых мы описали выше.

Начнем по порядку:

  • Михаил Глинка - «Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская».
  • Александр Даргомыжский - оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
  • Александр Бородин - оперы «Богатыри», «Млада», либретто «Князь Игорь».
  • Модест Мусоргский - оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
  • Петр Чайковский, русский композитор, самые известные произведения которого знает каждый: «Славянский марш», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик».
  • Николай Римский-Корсаков - оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
  • Сергей Рахманинов - «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».
  • Арам Хачатурян - балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак».
  • Дмитрий Шостакович - «Нос», «Большая молния», «Леди Макбет Мценского уезда», «Катерина Измайлова», «Игроки», «Москва, Черемушки».

Вот они известные русские композиторы, на которых следует обратить особое внимание каждому гражданину.

Любого из композиторов, о которых пойдёт речь в этой статье можно с лёгкостью назвать самым великим композитором классической музыки когда-либо существовавшим.

Хотя, сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но все эти композиторы очень чётко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Все великие композиторы классической музыки, приведённые ниже в списке достойны первого места, так что список представлен не по значимости композитора, а в виде информации для ознакомления.

Для мировой классики Бетховен является очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех существовавших жанрах своего времени. Является предвестником периода романтизма в музыке. Инструментальные произведения признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного Людвигом Ван Бетховеном.

Величайший композитор и органист в мировой истории музыки. является представителем эпохи барокко. За всю свою жизнь написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни было издано всего лишь около десятка. Творил во всех жанрах своего времени за исключением оперы. Является родоначальником династии Бахов, самой знаменитой в музыке.

Композитор и дирижёр, виртуозный скрипач и органист из Австрии, обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить начал с ранних лет и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из великих композиторов классической музыки в истории.

Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором. Причиной тому стала скоропостижная смерть в тридцать пять лет. Завершил работу над «Реквиемом» его ученик Франц Зюсмайер.

Великий немецкий композитор, драматург, дирижёр и философ. Огромное влияние оказал на модернизм и в целом всю европейскую культуру на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

По приказу Людвига II Баварского в Байрейте был построен оперный театр по задумкам Вагнера. Он предназначался исключительно для произведений композитора. Музыкальные драмы Вагнера идут в нём и по сей день.

Русский композитор, дирижёр и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. В среде любителей классической музыки является очень популярным композитором. В своих произведениях Пётр Ильич Чайковский успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями.

Великий композитор из Австрии, и дирижёр, и скрипач, и признанный всеми народами мира «король вальса». Творчество его было посвящено лёгкой танцевальной музыке и оперетте. В его наследии насчитывается свыше пятисот вальсов, кадрилей, полек, а также имеется несколько оперетт и балетов. В девятнадцатом веке благодаря Штраусу вальс обрёл неимоверную популярность в Вене.

Итальянский композитор, гитарист-виртуоз и скрипач. Очень яркая и необычная личность в музыкальной истории, является признанным гением в мировом искусстве музыки. Всё творчество этого великого человека было окутано некой таинственностью, благодаря самому Паганини. Он открывал в своих произведениях новые, ранее никому не известные виды скрипичной техники. Также является одним из основоположников романтизма в музыке.

Все эти великие композиторы классической музыки оказали очень большое влияние на её развитие и продвижение. Их музыка, проверенная временем и целыми поколениями, востребована и в наши дни, может быть даже в гораздо большей степени, чем при их жизни. Они творили бессмертные произведения, которые продолжают жить, и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции и чувства заставляющие задуматься о вечном.

Итак, одним из величайших композиторов вот уже третий век признаётся Людвиг ван Бетховен. Его произведения оставляют глубокий след в душах и в умах самых искушённых слушателей. Настоящим фуррором в своё время стала прьемьера 9-й ре минорной симфонии композитора, в финале которой звучит знаменитая хоровая “Ода к Радости” на текст Шиллера. В одном из современных фильмов представлен хороший монтаж всей симфонии. Обязательно посмотрите!

Л. ван Бетховен Симфония №9, ре минор (видео-монтаж)

Послушать что-нибудь из классики - что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает Ванесса Мэй, классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.Наверное, все великие композиторы обладают особым слухом, особой чувствительностью к тону и мелодии, что и позволило им создавать музыку, которой наслаждаются десятки поколений не только их соотечественников, но и поклонников классической музыки во всем мире. Если вы еще сомневаетесь, любите ли вы классическую музыку, тогда вам нужно встретиться с Бенджамином Цандером , и вы убедитесь, что на самом деле, вы уже давний поклонник прекрасной музыки.

А сегодня мы будем говорить о 10-ке самых известных в мире композиторов.

Иоганн Себастьян Бах


Первое место заслуженно принадлежит Иоганну Себастьяну Баху . Родился гений в Германии. Талантливейший композитор писал музыку для клавесина и органа. Композитор не создал нового стиля в музыке. Но он смог создать совершенство во всех стилях своего времени. Он является автором более 1000 сочинений. В своих произведениях Бах соединял разные музыкальные стили, с которыми он знакомился в течение жизни. Часто музыкальный романтизм соединялся со стилем барокко. При жизни Иоганн Бах как композитор не получил заслуженного признания, интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя его смерти. Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его уникальность как человека, педагога и музыканта отражалась в его музыки. Бах заложил основы музыки Нового и Новейшего времени, разделив историю музыки на добаховскую и послебаховскую. Существует мнение, что музыка Баха мрачна и угрюма. Его музыка скорее фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Некоторые из них брали пример с его произведений или использовали темы из них. А музыканты всего мира играют музыку Баха , восхищаясь ее красотой и совершенством. Одно из самых нашумевших произведений - «Брандербургские концерты» - отличное доказательство того, что музыку Баха нельзя считать слишком мрачной:


Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт - признанный композитор, а в 15 лет - член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений - 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы Моцарта - эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений - «Турецкий марш» :


Людвиг ван Бетховен

Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен - один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни - болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ - «Лунная соната» :


Рихард Вагнер

С именем великого Рихарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий» . Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него - только средство. Рихард Вагнер - создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер - автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Рихард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Рихарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:


Франц Шуберт

Австрийский композитор Франц Шуберт - музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика - это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком. Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта - «Вечерняя серенада» :


Роберт Шуман

С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман - один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана . Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана , который просто обязан услышать каждый:


Фредерик Шопен

Фредерик Шопен , пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве Шопен не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен - один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Произведения Шопена - основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен - польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое. Одно из них - «Баллада №1, соль минор» .


Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.