ЕГЭ. История. Культура. Храмы в честь побед или исторических событий

ЕГЭ. История. Культура.

Храмы в честь побед или исторических событий

Храмы – это культовые здания, в которых проходят богослужения.

На Руси часто строились храмы в честь исторических событий. Это были великие победы над врагами, события, связанные с жизнью князей,царей и императоров.

Храмы олицетворяли мощь государства, силу духа и мужество народа.

Куликовская битва. 1380.

Храм Сергия Радонежского , построен в 1913-1917, архитектор А.В.Щусев.

Храм находится на Куликовом поле и олицетворяет мужество, силу народа в борьбе с Золотой Ордой.


Взятие Казани Иваном Грозным в 1552г.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) построен на Красной площади в Москве, архитекторы Постник и Барма.

Строился в 1555-1561 г.

Василий 3.

Церковь Вознесения в Коломенском . Воздвигнута Василием 3 в честь рождения сына- будущего царя Ивана Грозного. Это был первый на Руси шатровый каменный храм, сейчас находится в Москве.

Строилась в 1528-1532 г., архитектор Пётр Фрязин.

Полтавская битва, 1709г.

В честь этой победы построен Сампсониевский храм в Петербурге , архитектор Д.Трезини. Строительство велось в 1728-1740г.


Крымская война 1853-1856 г.

Владимирский собор – «Собор адмиралов»- памятник Лазареву, Нахимову, Корнилову, Истомина и другим. На мраморных досках высечены имена всех офицеров, которые погибли на этой войне. Построен в 1854-1888, архитектор К.А.Тон. Севастополь.

Собор святого Александра Невского в Софии (Болгария) , архитектор А.Померанцев.

1908 г.


Русско-турецкая война 1877-1878

Часовня павшим в боях за Плевну. Москва. Архитектор В.О.Шервуд.

1888 г.

Храм Христа Спасителя , архитектор К.А.Тон. Храм был воздвигнут на собранные пожертвования. Москва.

Строительство: 1838-1883.

Здание разрушено в 1931 г. Воссоздано в 1994-1997 г.

Отечественная война 1812 года.

Новочеркасский Донской войсковой собор (1891-1904, открыт в 1905)), увековечил воинские подвиги казаков в годы войны.

Архитектор Ященко А.А.


Кронштадт.

Никольский Военно-морской собор в Кронштадте, 1901-1913, архитектор В.А.Косяков. Собор поставлен в честь военно-морских побед России.


Русско-японская война 1904-1905.

Храм Спаса – на- Водах в Петербурге, в память о погибших на войне,1910-1911, архитектор М.М.Перетяткович.

Не сохранён. Предполагается его восстановление.

Отечественная война 1812 года.

Казанский собор в Петербурге. 1801-1811, архитектор А.Н.Воронихин.

В нём в 1813 году похоронен М.И.Кутузов, собор стал памятником побед русского оружия.

В 1837 году пред собором были поставлены памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли, скульптор Б.И.Орловский.

Александр II .

Храм Спаса на Крови в Петербурге, воздвигнут на месте гибели Александра II в 1881 году. Храм сооружён в 1883-1907 на пожертвования со всей России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.

Сегодня исполняется 150 лет со дня подписания Манифеста об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта по н.с.) 1861 года.
В 1904 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости императором Александром II в Москве был заложен собор во имя святого Александра Невского.


Фото кон.1910-х гг.
Александро-Невский кафедральный собор на Миусской площади. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Построен собор был по проекту Александра Померанцева и Виктора Васнецова. Его высота составляла 70 метров. Храм был заложен в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Строительство храма затормозило начало Первой мировой войны.
Тем ни менее к 1917 году гигантский 21-купольный собор был уже почти полностью завершён. Оставались только отделочные работы. Он был способен вместить более шести тысяч человек. Храм был бесстолпный, внутри не было ни единого столба.
В 1920-е годы его собирались переоборудовать в крематорий или... в радиоцентр. Или - или, ага. Особенно мне идея с крематорием нравится... гигантский Молох... Мы же помним, как т. И. В. Дрожжин, председатель профсоюза коммунальников, декларировал, что "Рабочий класс, как передовой, призванный к переустройству старого общества, в деле сжигания умерших так же будет в числе первых клиентов крематория, и потащит за собой остальных"
Проект воплощён в жизнь не был. Под крематорий перестроили храм св.Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре.
Заброшенная постройка на Миусах ветшала, но достояла до 1950-х годов, когда её практически полностью снесли и на части фундаментов и с использованием старого кирпича в 1960 году построили Дом пионеров Фрунзенского района Москвы (сейчас это Дворец творчества детей и молодежи на Миусах).
Удивительно, что практически не сохранилось фотографий храма. То немногое, что удалось найти - под катом.


Собор Св.Александра Невского на Миусах. Рисунок из журнала "Искры" (1904 г.)


Фото 1904 г. Л. Бакулина.
19 сентября 1904 г.
В Москве на Миусской площади состоялась закладка храма во имя святого Александра Невского в память освобождения крестьянства. Фотография этого события, сделанная хроникёром Л. Бакулиным была опубликована в журнале.


Фото 1904 г. Л. Бакулина. Закладка храма во имя святого Александра Невского на Миусах.
Позже площадь перед строящимся собором получила труднопроизносимое название "Имени 19 февраля 1861 года". Название это просуществовало до начала 1930-х гг.



Кадр из фильма ”Третья Мещанская” (”Любовь втроем”) 1927 года.

И всё... больше никаких фотографий храма я не встречал... Может у кого есть? Поделитесь! Не может быть, чтобы хотя бы в 50-е гг. руины никто не снимал.
Вот его остатки на панораме ещё видны:


Фото 1954-1955 гг. из архива А. Задикяна. Фрагмент панорамы.

А это уже бывший Дом пионеров Фрунзенского района Москвы на месте бывшего Собора:


Фото нач.1970-х гг.


Фото 1979 г. П. Паламарчука.

Современные фотографии площади можно посмотреть, например, .

Сохранено

Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего города.

Это первый каменный храм города. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.

Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском. Не мыслили верующие наши предки поселения без Храма.

Ещё в 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, проехал по маршруту будущей Транссибирской магистрали. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Разговаривая с местными жителями, воочию убеждался, что ходит народ «во тьме и сени смертней».

По результатам поездки в 1892 году ставший императором Николай II учреждает Особый Комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Был создан Фонд имени Александра III, который складывался из взносов ревнителей церкви.

10 октября 1895 года жители посёлка (мостостроители, купцы, мещане. чиновники – всего 21 человек) решили ходатайствовать перед Томским и Барнаульским епископом Макарием о том, чтобы построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского, а пока возвести временный молитвенный дом. Был организован Комитет во главе с Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову, Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 человек, назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. 24 ноября 1895 года был открыт молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства, освящён священником Константином Львовым в декабре 1895 года.

Клировые ведомости церкви за 1897-1898 годы свидетельствуют:

1. Временный молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан.

2. Зданием деревянный и отдельной колокольней на столбах. Ограды нет.

3. Престол в нем – один во имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского.

4. Утварью достаточен: семь облачений для священников, три стихарей для диакона..

5. Указом Св.Синода от 10 февраля 1896 года открыт самостоятельным приходом с причтом из священника и псаломщика. Оба на лицо.

6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет.

7. Дома для священника и псаломщика есть, деревянные. Удобные…..

В приходе имеется школа, принадлежащая Алтайскому Горному Управлению, на средства которого и содержится. В школе обучаются 83 мальчика и 23 девочки. На содержание школы Горное Управление затрачивает около 600 рублей в год.

Приходское попечительство открыто с 10 апреля 1898 года. Имеется Комитет по построению храма.

Кроме означенной Горной школы, в поселке имеются 3 церковно-приходские школы.

1-я школа открыта 18 сентября 1897 года для девочек и содержится на средства местного священника Василия Посельского. Обучается 45 девочек.

Другая школа для мальчиков открыта 15 октября 1897 года на средства благотворителей, обучается 80 мальчиков, с 26 сентября 1898 года преобразована в двух-классную церковно-приходскую школу.

6 октября месяца 1898 года на средства местного приходского попечительства открыта школа грамоты, в которой обучаются 41 мальчик и 19 девочек.»

Первым священником в посёлке стал Василий Алексеевич Посельский.

По указу Священного Синода от 18 марта 1898 года за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника, диакона и псаломщика.

Распоряжением от 2-го марта 1896 года Император Николай II жалует под строительство храма и дома причта 1878 кв. саженей земли, от 20 сентября 1902 года 1000 кв. саженей.

Строился храм Александра Невского в память Императора Александра III, основателя Великого Сибирского пути, поэтому строительству храма императорский двор придавал особое значение.

Император Николай II пожертвовал на строительство храма 5 0000 рублей, да на изготовление иконостаса 6500 рублей. Основные же средства выделил Фонд имени Александра III - 47 тысяч рублей, из них 19 тысяч доля купцов Баевых.

И вот 15 мая 1897 года в присутствии Томского губернатора, начальника Средне-Сибирского участка Транссиба, инженеров Меженинова и Линка состоялась закладка храма. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)- строитель последнего пролёта моста для Транссиба.

В 1899 году церковь была построена и освящена.

В 1912 году в своём Рапорте Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому, Благочинный градо Ново-Николаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда Имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был Государь Императора Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 году 5000 руб., в декабре 1899 г. – 6500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.

Храм каменный с тремя престолами: главный во Имя Св. Благовернаго Князя Александра Невскаго и два боковых - во имя Св. Чудотворца, Николая Мирликийскаго и св. великомученика Георгия Победоносца.

Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два по благословению вашего Преосвященства в 1904 г. (1 и 29 декаб.) Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…»

7 декабря 1899 года Государь Император пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб Великого князя Георгия Александровича.

Императором Николаем II были также пожертвованы храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Украшением храма также был образ Георгия Победоносца, пожалованный вдовствующей императрицей Марией Федоровной в память об умершем наследнике Великом князе Георгии Александровиче Романове.

Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно - в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. (Гано, Ф. Д-159, оп. 11. Д. 113-а). Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.

Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место.

Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III.

За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.

Первым настоятелем храма стал переведенный к церкви из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.

Завадовский Николай Антонович родился в 1848 году в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию и 2 мая 1871 года был рукоположен в иерея. Поочередно служил в храмах Нарыма, Убинска, с. Устъ-Сергиевского, г. Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года указом Томской консистории переведен к Александро-Невской церкви г, Новониколаевска. В 1902 году получил назначение на должность благочинного 8-го округа. 30 августа 1904 года был возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909 года награжден орденом святой Анны III степени, 12 февраля 1910 года назначен благочинным церквей г. Новониколаевска.

В 1900 году, в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг неожиданно скончался Николай Михайлович Тихомиров." Его похоронили в ограде построенной им церкви, установив на могиле мраморную плиту с надписью, сделанной золотом: "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича".

Священнослужители Александро-Невской церкви занимались просветительской деятельностью. В 1900 году в соборе по воскресеньям в вечернее, а иногда и в утреннее время проводились чтения. Всего за год было проведено 12 чтений, на которых присутствовало около 800 человек. С лекциями выступали священник Николай Завадовский, диакон Михаил Чистосердов и псаломщик Павел Смолин.

На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).

В феврале 1910 года Александро-Невский храм стал центром благочиния новониколаевских церквей.

В 1911 году церковь насчитывала 4442 прихожанина, 28 из которых были раскольники.

В приходе Александро-Невской церкви существовало два приписных храма: Воскресенский клабищенский и храм в честь Покрова Божией Матери. В 1913 году эти храмы были выделены в самостоятельные приходы.

В 1915 году, когда в Новониколаевске было построено уже несколько церквей, храм получил статус собора. В 1924 году с образованием Новониколаевской епархии стал именоваться кафедральным.

В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора.

В первые послереволюционные годы приходская деятельность продолжается 25 июня 1918 года на общем собрании прихожан под председательством отца настоятеля протоиерея Николая Никольского обсуждался вопрос об открытии при храме Сестричного общества, а 28 июня Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский, благословил это начинание Старшей сестрой избрали Марию Васильевну Востокову, казначеем - священника Иоанна Россова. Вскоре были изданы правила, в которых излагались главные задачи общества: оказание помощи престарелым и больным.

Первый храм и первый каменный собор в разрастающемся с огромной скоростью в Новониколаевске. Но как же недолго он оставался центром Православия!

В 1923 году случился в России раскол, и святыню молодого города захватили обновленцы. С 1923 по 1938 год собор принадлежал раскольникам-"обновленцам". В нем с 1923 по 1934 год находилась кафедра "митрополита всея Сибири" Петра Блинова, а с 1934 по 1938 год -"архиепископа" Александра Введенского (тезки организатора и идейного вдохновителя обновленческого раскола). В 1938 году по постановлению облисполкома храм был закрыт.

Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 30-годы трижды делались попытки взорвать его, но закладывали заряд за зарядом, а разрушили лишь подвальные перегородки. На храме не было ни единой трещинки! Конечно можно было уложить столько взрывчатки, чтобы храм взлетел на воздух целиком, но тогда, по расчетам инженеров, легли бы в прах и здания краевой администрации и Запсибкрайисполком. Однако в планы города это не входило. От разграбленного храма с изуродованными подвалами власть в бессилии отступила, решив использовать даром доставшееся народное достояние по собственному усмотрению.

Позднее собор Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: "Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет, Ценен прежде всего тем, что является первым каменным зданием в городе".

За годы советского периода здание храма перестраивалось в зависимости требований его занимавших и разрушалось.

В 40-годы в соборе разместили проектный институт, а заодно уничтожили часть росписей внутри собора.

Внутренний вид храма

В 1957 году здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники и внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И.А.Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.

Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма; купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма.

В 1971 году решили проложить кабель. Траншея привела к склепу с останками строителя храма Н.М. Тихомирова Останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. Скромный гранитный памятник стоит на полузабытой могиле одного из основателей нашего города.

В апреле 1984 года студия кинохроники покинула помещение собора. Здание перешло в ведение управления культуры Новосибирского облисполкома, предполагавшего переоборудовать его под концертный зал для камерного хора. Уже был разработан проект реставрации и переоборудования, предполагавший сооружение дополнительного подземного яруса для размещения гардероба, буфета, туалета. На протяжении нескольких лет из-за отсутствия необходимых денежных средств работы по реконструкции помещения не велись. Наконец в 1988 году филармония заключила договор с кооперативом "Эхо" на проведение реставрационных работ, которые вскоре были приостановлены благодаря вмешательству общественности города Новосибирска. Начало работ по переоборудованию храма вызвало волну протеста. На проходившей в декабре 1988 года научно-общественной конференции "Христианство в истории и культуре России" было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви.

8 февраля 1989 года газета "Вечерний Новосибирск" опубликовала статью Александра Плитченко "Дорога "Дорога к храму" с призывом спасти памятник истории, культуры и архитектуры города. Объединенный пленум творческих союзов города поставил вопрос о пересмотре решения о передаче здания собора филармонии и возвращении его Церкви. В Новосибирский облисполком, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР пошли письма: "Совет клуба научных контактов при Доме ученых СО АН СССР счел, что здание бывшего собора Александра Невского должно быть передано Новосибирской епархии" . Клуб организовал сбор подписей в поддержку этой инициативы. К письму прилагались листы с подписями работников Вычислительного центра, Центрального конструкторского бюро, Новосибирского государственного университета, Ботанического сада, Дома ученых, жителей Академгородка, обращения верующих: "Сколько наших деток погибло в Афганистане Мы, матери погибших детей, просим вернуть нам церковь, чтоб свечка горела и лампадка за них. Все мы перед Богом. С низким поклоном Дарья".

В городе возникали инициативные группы по сбору подписей в пользу передачи храма Церкви. В Советском районе было собрано 700 подписей жителей. Одна из активисток писала: "Считаю, что передача Храма в любые другие руки, любые организации, кроме церкви, является кощунством по отношению к верующим, к истории нашего города". В канун празднования 1000-летия Крещения Руси к председателю Новосибирского облисполкома Владимиру Анатольевичу Бокову "с сердечной просьбой рассмотреть вопрос о передаче храма Александра Невского верующим" обратился митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон..

Осенью 1989 года глава Русской Православной старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в Новосибирский облисполком с ходатайством о передаче здания старообрядческой общине Новосибирска: "Уважаемый Владимир Анатольевич! В настоящее время нахожусь в городе Новосибирске и хотел бы Вас приветствовать и высказать большую просьбу - речь идет о Храме Александра Невского. К Вам уже обращались мои верующие с просьбой передать его Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас, поддержите их, пойдите навстречу, именно в ЭТОМ будет проявлен, на мой взгляд, новый подход в государственно-Церковных отношениях и справедливость к Старообрядцам. С искренним уважением Высокопреосвященнейший Алимпий Митрополит Московский и всея Руси. 22 сентября 1989 года" (ГАНО. Ф. Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 39)..

На рассмотрение в Городской совет поступил пакет документов с предложением организовать на базе храма музей истории православия и атеизма в Сибири. План предполагал восстановление собора по проекту 1897 года, оборудование внутренних помещений традиционными для начала века системами отопления, освещения и вентиляции, сигнализации и связи, определение набора сменяемых экспозиционных установок без нарушения интерьера, витрин для выставок редких книг, живописных произведений, ритуальных предметов. Авторы этой идеи предполагали организовать курс лекционных программ, установить для музея правила и режим работы на правах самостоятельного филиала Новосибирской картинной галереи.

Ситуация в обществе оставалась напряженной. Городская газета продолжала публиковать письма жителей Новосибирска о необходимости пересмотра решения городских властей. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг. Его участники приняли резолюцию активизировать борьбу за передачу собора Церкви и применить новые формы протеста: голодовки пикетирование для привлечения внимания общесоюзных средств массовой информации. Было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета: "Уважаемые товарищи депутаты! Десятая сессия Новосибирского городского Совета народных депутатов вопреки ожиданиям общественности города так и не решила судьбу собора Александра Невского. Стало очевидным, что областное и городское руководство категорически против передачи собора Православной Церкви, а проводимые опросы общественного мнения - лишь отвлекающий маневр. Затягивание решения проблемы, навязывание альтернатив использования собора - все говорит о стремлении аппарата измотать общественность в дискуссиях и решить вопрос по-своему. Проблема собора А. Невского давно уже приобрела политический характер. Отказ возвращения храма его истинному хозяину - Русской Православной Церкви - это нежелание развития демократических начал в нашем городе, боязнь победы общественного мнения, в конечном счете - нежелание перемен.

Собор А. Невского - это не только культовое сооружение, это русская святыня! Возвращение его Церкви - это не идеологическая у ступка, как утверждают некоторые функционеры, а один из путей духовного возрождения нашего общества. Уважаемые товарищи! Вспомните год закрытия собора -1937, год разгула беззакония. Почему же сейчас, во времена пробуждения демократии, времена создания правового государства, наши руководители под благовидными предлогами пытаются закрепить произвол? Неужели вы допустите, чтобы это сделали вашими руками? Уважаемые депутаты, голосуя за возвращение храма Александра Невского Русской Православной Церкви, вы не только восстановите историческую справедливость, но и создадите в городе прецедент победы общественного мнения, заложите основу демократического подхода к решению общегородских проблем! Ответственные за митинг: Степанова А. Д., Чернецкий B.C. и 271 подписавшийся участник митинга. (ГАНО. Ф.Р-1418.Оп. 1.Д. 289. Л. 85)

Воздвижение Животворящего Креста Господня

25 августа 1989 года Новосибирский городской совет, "учитывая общественное мнение жителей города, предложения общественных организаций, а также просьбу Новосибирского епархиального управления", принял решение о передаче собора Александра Невского Новосибирской епархии.

Сразу после возвращения собора началось его восстановление. Была вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены.

6 мая 1990 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, освятил колокола для возрожденной звонницы собора. А 15 мая 1991 года происходит событие в истории Собора, духовное значение которого трудно переоценить: впервые прибывший с визитом в наш город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает собор. Знаменательно, что событие это совершилось в тот день, когда 94 года назад был освящён закладной камень будущего храма.

С этого момента возрождается духовная жизнь прихода: ежедневно совершаются богослужения, открывается воскресная школа.

В 2002 году рядом с собором было завершено возведение крестильного храма и административно-хозяйственного комплекса по проекту известного новосибирского архитектора А.Г. Скоробогатько. Неоценимую помощь в строительстве оказало руководство Западно-Сибирской железной дороги.

Центром общины Александро-Невского собора является православное Братство Александра Невского, которое действует с 1993 года, ведёт активную антисектанскую и миссионерскую работу в Новосибирской епархии.

Созданное при активном участии прихожанок Александро - Невского собора православное сестричество во имя святых Жен-Мироносиц неустанно служит нуждам ближних в областной клинической больнице, много трудится по укреплению нравственности подрастающего поколения.

Сестричество

Православное братство и сестричество за счёт добровольных пожертвований и средств прихода окормляют малоимущих, осуществляют поддержку многодетных семей, ведут просветительскую деятельность.

При соборе действует информационный центр по вопросам сектантства, возглавляемый настоятелем протоиереем Александром Новопашиным.

Работает воскресная школа для детей и взрослых. Организована дружина во имя святого и благоверного князя Александра Невского, которая объединяет молодых людей-прихожан. Основными целями дружины являются охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своим моральным и физическим силам и реализуют своё желание служить Вере и Отечеству. Миссионерская деятельность дружины: это участие в миссионерском плавании корабля-церкви, в организации и деятельности летнего православного лагеря для детей в с. Завьялово Искитимского района и молодежного военно-спортивного лагеря, миссионерские поездки.

Собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Ежегодно по территории Новосибирской области совершают миссионерские поездки поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь « Андрей Первозванный».

С 2005 года при соборе действует епархиальный паломнический центр (председатель - протоиерей Владимир Бобров).

Многократно священнослужители собора были свидетелями снисхождения Благодатного огня в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу и доставляли великую святыню в Новосибирск.

Величайшим событием в жизни собора явилось перенесение частицы чудотворных мощей небесного покровителя храма - святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в 1994 году.

В 2004 году собор отметил своё 105-летие.

Сегодня в соборе, по милости Божией, находится множество православных святынь.

Храмовые святыни:

  • Храмовая икона с частицей мощей и с частью схимы святого благоверного князя Александра Невского (расположена в центральной части на амвоне)
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амросия Оптинского (расположена в левом приделе храма)
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского
  • Ковчег с частицами мощей многих святых (находится в алтаре)
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Иверской» (расположена в иконостасе правого придела)
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)
  • Икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.

Эти святыни (кроме тех, что находятся в алтаре) доступны для поклонения всем верующим и служат утешением и укреплением многим страждущим нашим соотечественникам.

Собор является памятником истории и культуры регионального значения (решение облиспокома № 236 от 14.04.1976 г.)..Советская, 1а.

Источники и литература:

Александр Новопашин «К прежнему облику храма» из книги «Возвращение к свету». Изд-во «Благотворительный Фонд во имя Святителя Николая», г.Новосибирск 1995 -1996

Л. Петрович «Внемлите этому звону» , НЕВ

Е. Шабунин «Александро-Невскому собору -100 лет», НЕВ № 7(12) 1999

Е. Шабунин «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель.» Новосибирск, 2002.

Документы Гос.архива Новосибирской области: Фонд Д-159, опись 1, дело № 10, лист 32; дело № 64, лист5, 17; дело № 35, лист 1, 2.

«Новониколаевск-Новосибирск - 100 лет. События. Люди. Изд-во «В.О.Наука», Новосибирск, 1993

Интернет-сайт собора во имя святого и благоверного князя Александра Невского,

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.