Лит-ра.docx - Определение характеристики поступка главного героя. Л. Пантелеев «Трус. Отзыв о рассказе Л.Пантелеева «Трус Мотивация учебной деятельности

Лагодич Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1»
г. Набережные Челны
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: Определение характеристики поступка главного героя. Л. Пантелеев «Трус»
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
­ прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
­ определять жанр произведения, его тему;
­ понимать смысл прочитанного текста;
­ отвечать на вопросы по содержанию;
­ создавать собственный текст на основе художественного произведения.
2. Формировать УУД:
­ прогнозировать результат; давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД);
­ осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);
­ задавать вопросы (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
­ учебник «Литературное чтение. 2­й класс». Автор: Э.Э. Кац. стр
­ Приложение 1 (у учителя)
­ Приложение 2 (у каждого ученика)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
УМЕНИЯ
МОГУ САМ
МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ
ОДНОКЛАССНИКОВ
ПОКА НЕ МОГУ
Определять жанр произведения.
Определять, о чём главным образом хотел рассказать автор.
Создавать собственный текст.

Ход урока.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые
результаты
(личностные и
метапредметные)

я
и
н
е
т
ч
о
д
м
о
т
с
к
е
т

а
т
о
б
а
Р
н
и
м
8
(

я
и
н
е
т
ч

я
м
е
р
в

о
в
м
о
т
с
к
е
т

а
т
о
б
а
Р
н
и
м
0
с
1

(
а
т
о
б
а
Р
м
о
т
с
к
е
т
н
и
м
7
(

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
1. Антиципация (прогнозирование содержания)
­ Откройте учебники и прочитайте название произведения, которое мы
будем сегодня читать.
­ О ком мы будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Кто такой трус?
­ Объясните свой ответ.
Объяснение из словаря:
Человек, легко поддающийся чувству страха.
­
.
Если мнения будут разные:
­ У нас мнения разделились.
1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором»
и комментированное чтение.
Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с
автором» (Приложение 1).
Слушают текст, следят по ходу
чтения, вступают в «диалог с
автором».
2. Обобщающая беседа
­ Ответьте на вопросы полным предложением:
­ Какого жанра мы прочитали произведение: рассказ или сказку?
Объясните свой ответ полным предложением.
Как вы относитесь к мальчику?
Как вы его можете охарактеризовать7
Ответы детей.
­ ­ Мы прочитали рассказ. Здесь нет
сказочных героев,
животные не
разговаривают, события реальные.
1. Определение темы произведения
­ О чём главным образом хотел рассказать автор? Выберите верное
утверждение:
1. О трусливом мальчике.
2. О жадном мальчике.
3. О том, что смелый человек не может быть жадным.
­ Какое произведение сегодня читали?
­ Кто автор этого произведения?
Если не скажут ученики, предложить прочитать на стр. 37.
­ На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?
­ Что мы учились делать сегодня?
Предлагает прочитать эти умения в таблице (Приложение 2).
­ С помощью таблицы оцените себя.
­ Поднимите руку, кто сам может определять жанр произведения.
­ А кто пока это может делать с помощью учителя?
Аналогично по другим умениям.
Выполняют задание устно.
Возможны разные мнения.
­ Трус
­ Л.Пантелеев
Называют (или читаю) вопросы.
Ставят «+» в одном из уровней.
Прогнозировать содержание
текста
заглавию,
иллюстрации.
по
Прогнозировать
результат
(Регулятивные УУД).

смысл
Понимать
прочитанного текста.
Отвечать на вопросы по
содержанию.
вопросы

Задавать
(Коммуникативные
УУД).
Определять
произведения.
Определять
произведения.

жанр
тему

Давать
(осознавать
усвоения)

оценку
уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Трус.
Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошел на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой
скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался.
Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад ни вниз. Вцепился в какой­то колючий кустик, сидит на корточках и
дышать боится. (Что делал мальчик в Крыму? Что испугало мальчика?..)
А внизу, в море, в это время колхозник­рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она все видела и
поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем. (Кто бы поступил так же как девочка?
Объясните свой ответ)
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и
будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа. (Почему он стал притворяться?)
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти
вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что­то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. (Задайте вопрос автору)
Мальчик так рассердился, что забыл все на свете и кубарем покатился вниз.
­ Эй! Отдавай! Это моя удочка! ­ закричал он и схватил девочку за руку.
­ На, возьми, пожалуйста, ­ сказала девочка. ­ Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно ее взяла, чтобы ты слез вниз.
Мальчик удивился и говорит:
­ А ты почем знала, что я слезу?
­ А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.
(Что хотел сказать этими словами папа?)
следующие
условия:




Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.


условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.


Урок Литературное чтение 2 класс
Тема: Л. Пантелеев «Трус»
Цели: Воспитывать смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки. Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Развивать навык беглого, выразительного чтения, знания и умения работы с текстом: выделять главную мысль, вести сюжетную линию, выявлять авторскую позицию, давать характеристику героям произведения, делать выводы, формировать свое отношение к прочитанному. Познакомить с произведением Л. Пантелеева «Трус».
Оборудование: электронное приложение.
Ход урока
Организационное начало
(Эмоциональное настроение – «Настроение на 5? Значить будем начинать!»)
Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с произведением М.М. Зощенко «Самое главное»
К какому выводу пришел герой произведения Андрюша Рыженький – что же в жизни самое главное?
Сразу ли пришел к этому выводу герой?
Кто ему помог ответить на этот сложный вопрос?
Согласны ли с мнением мамы Андрюши? Самое главное в жизни – это иметь знания. А чтобы получить знания надо учиться.
Нет. Сначала он решил быть храбрым, потом сильным, затем иметь смекалку, быть умным.
После разговора с мамой Андрюша понял, что недостаточно быть сильным, храбрым и умным, надо еще иметь знания.
Рассуждения детей, высказывание собственных мыслей
Введение темы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Можно ли назвать рассказ М.М. Зощенко поучительным?
Сегодня мы познакомимся с произведение еще одного советского писателя, который посвяти свою жизнь детской литературе. Все произведения этого писателя имеют нравственный характер. Запомните его имя Леонид Пантелеев. (слайд №1)
Краткая биография писателя
(слайд №2) Рассуждение, высказывание своих мыслей.
Просмотр
Знакомство с новой информацией.
Чтение и анализ произведения
Деятельность учителя Деятельность ученика
(слайд №3)
Заинтересовало ли вас начало рассказа?
Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?
Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?
Давайте предположим, что произойдет дальше?
(слайд №4)Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?
Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?
(слайд №5)
Почему же мальчик дышать боится?
Испытывали ли вы чувство страха?
Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?
Когда люди испытывают это чувство?
Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?
Групповая работа
Как поступили бы вы на месте мальчика?
Давайте прочитаем, что же произошло дальше.
(слайд №6)
Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?
(слайд №7)
Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?
Почему?
Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?
Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.
(слайд №8)
Как вы относитесь к этому мальчику?
Почему?
Было ли мальчику стыдно?
Как вы можете его охарактеризовать?
Физкультминутка
Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.
Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?
(слайд №9)
Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?
(слайд №10)
Что нам доказывает это поступок мальчика?
Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?
(слайд №11)
Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?
Спустить ли теперь мальчик вниз?
Аргументируйте свою точку зрения. Почему?
(слайд №12)
Изменилось ли ваше мнение о мальчике?
(слайд №13)
Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?
Как автор относить к девочке?
Докажите словами из текста?
Удивил ли ее поступок мальчика?
Почему?
Что он подумал, когда девочка забрала удочку?
(слайд №14)
Как вы думаете, как автор назвал свой рассказ?
Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?
(слайд №15)
Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.
Алдар Цыденжапов (слайд №16)
Мурат Калманов (слайд №17)
Саша Ершова (слайд №18)
Максим Перегоедов (слайд №19)
А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?
О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?
Чтение отрывка текста
Обсуждение

Анализ образа главного героя
Мальчик испугался

Испытывает чувство страха
Высказывание своих мыслей
Обсуждают, делятся мнениями, выслушивают чужую точку зрения, аргументируют свой выбор
Чтение отрывка текста
Обсуждение
Характеристика героя
Рассуждение
Чтение отрывка текста
Характеристика героя
Двигательная активность
Предположение разворота сюжета
Рассуждение
Характеристика героя
Предположение сюжета
Чтобы заставить мальчика спуститься
Рассуждение высказывание своих мыслей.
Характеристика героев
Обсуждение авторской позиции
Смелый и храбрый человек не может быть жадным.
Знакомство с новой информацией
Сбор информации, работа с источниками, сообщения
Работа с пословицами, толкование, выделение главной мысли
Итог урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Что поучительного вы для себя вынесли из урока?
Какие черты характера вы хотели бы в себе воспитать? Плохо быть трусом, надо учиться преодолевать свои страхи
смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки
Домашнее задание
Задание по выбору:
Вспомнить прочитанные произведения, где герои сумели преодолеть свой страх
Вспомнить кинофильмы о смелых людях
Найти информацию о детях – героях Великой Отечественной войны.

Конспект урока чтения (3 класс). Тема: Л.Пантелеев «Трус» Цель: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; Задачи: формировать технику правильного, осознанного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать учебную мотивацию. Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика. Ход урока I. II. Орг.момент. Речевая зарядка. Предложение с различной интонацией Ребята пришли.!? Работа над четверостишьем Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. Как закончились конфеты И друзей в помине нету. III. Проверка домашнего задания. А. Котовщикова «Как же так получилось?» - Чтение текста. IV. Подготовка к восприятию текста Работа с заглавием. - Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус») - Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости) - А вас когда-нибудь называли трусом? Почему? - Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке? - Кто автор? Первичное чтение текста учителем УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем? Учитель начинает читать рассказ, еще раз назвав автора и произведение. - Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму) - Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря) Региональный компонент (у нас есть рядом море, чем природа заменила в нашей местности море, чем отличается река от моря, какие рыбы обитают в нашей реке) Чтение трудных слов УЗ - Сейчас будем учиться читать рассказ и разбирать его. Встретятся трудные слова, прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст читайте эти слова правильно и целиком. ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА. - Прочитайте слова про себя. - Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов). - Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города) VIII. Чтение по частям. УЗ - Сейчас будем читать текст по частям и разбирать его содержание. Читая текст по частям мы научимся разговаривать с автором. - Итак, первую часть читает Данил, остальные следят. (Читает сильный ученик). После чтения – выборочное чтение - по первой части. - Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу) - Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится). - Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем). - Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко) - Как он притворялся? (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.) - Продолжаем читать. Вторую часть читать начнет Алена, остальные следят. (Читает несколько слабых детей) Разбор по вопросам второй части. - Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз) - Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло) - Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который чтото сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.) - Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз) - Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!) - Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз). - Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик) Разбор третьей части. - Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет) - Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина). - Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина). - Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте. Физкульминутка. Руки за спину, головы назад (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головы опустим – на парту глядим. (Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. -Возьмите карточки, синим карандашом обведите черты характера мальчика, красным черты характера девочки (два слова остаются лишние у 1 группы) вежливость смелость находчивость грубость IX. Чтение текста «Эстафетой» трусость ловкость жадность веселый нрав X. Заключительная работа по прочитанному (индивидуальный набор для каждого ученика, 1 группа – 6 полосок; 2 группа – 3 полоски) Мальчик пошел на море, но испугался крутого берега. Девочка посмеялась над трусом. Мальчик стал притворяться, что ему жарко. Удочку унесло. Девочка забрала удочку. Разговор мальчика с девочкой. - Какое качество характера заставило мальчика преодолеть страх? Жадность последнего ума лишает. XI. Домашнее задание. Повторное чтение текста: научиться читать целыми словами, не по слогам; 1,2 гр.- пересказ текста. XII. Итог урока. - Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор? - Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился? - Чему учит рассказ? Оценка детей

Конспект урока чтения (3 класс).

Тема: Л.Пантелеев «Трус»

Цели: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; формировать технику правильного, беглого, выразительного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать интерес к книге и самостоятельному чтению.

Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, портрет Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика.

Ход урока

    Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Речевая зарядка.

Открывается доска:

ЧТОБЫ СОСНЫ, ЛИПЫ, ЕЛИ

НЕ БОЛЕЛИ, ЗЕЛЕНЕЛИ,

ЧТОБЫ НОВЫЕ ЛЕСА

ПОДНИМАЛИСЬ В НЕБЕСА,

ИХ ПОД ЗВОН И ГОМОН ПТИЧИЙ

ОХРАНЯЕТ ДРУГ - ЛЕСНИЧИЙ!

(В. Степанов)

Прочитайте стихотворение на доске про себя.

Про кого это стихотворение? (Про лесничего)

Кто такой лесничий? (Человек, который охраняет лес от браконьеров, помогает животным кормом зимой).

С указкой отчитывается хором 2-3 раза, пока не получится хорошо.

Какая строчка требует особой интонации?

Какое чувство надо выразить в этом предложении?

Какая интонация лучше подходит к этому стихотворению?

Зарядка прочитывается 1-2 учениками целиком.

IV. Подготовка к восприятию текста (5 мин.)

Л Пантелеев (на доске) портрет

УЗ - Прочитаем фамилию, имя, отчество автора, с которым познакомимся на уроке, узнаем какие произведения написал этот писатель.

Когда Леонид Пантелеев был ребёнком, вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял - литера-турному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту. За свою жизнь попал в школу для беспризорников и занимался самым настоящим бродяжничеством. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. Леонидом написаны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях - М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе. Написал книгу «Наша Маша», дневник о дочери, который Л.Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти». Писатель завоевал извест-ность: его произведения не только печатают, но и экранизируют.

2. Работа с заглавием.

Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус»)

Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке - трусости)

А вас когда-нибудь называли трусом? Почему?

Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке?

V. Первичное чтение текста учителем (3мин).

УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем?

Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму)

Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря)

VI. Чтение трудных слов (3 мин)

ПРИЕЗЖИЙ, ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА.

Прочитайте слова про себя.

Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов).

Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города)

VII. Чтение текста про себя .

УЗ - Теперь прочитайте текст про себя внимательно, подготовьтесь читать вслух. Непонятные слова подчеркните карандашиком. (Дети читают шепотом или жужжа. Учитель ходит и слушает .)

Кто прочитал рассказ, перечитывать не надо.

(Учитель останавливает тогда, когда дети 1, 2 группы прочитали текст )

VIII. Чтение по частям .

Итак, первую часть читает Семён, остальные следят. (Читает сильный ученик).

После чтения вопросы по первой части .

Где произошел случай? (в Крыму)

Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу)

Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? Прочитайте. (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится).

Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем).

Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко)

Как он притворялся? Прочитайте. (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.)

Разбор по вопросам второй части .

Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз)

Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло)

Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который что-то сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.)

Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз)

Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!)

Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз).

Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик )

Разбор третьей части .

Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет)

Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина).

Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина).

Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте.

Физкульминутка.

Руки за спину, головки назад

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

IX. Чтение текста целиком .

УЗ - Ещё раз читаем текст. Читаем правильно целыми словами, выразительно. (Один читает, остальные следят).

Чтение будет эстафетой. Один ученик читает, я останавливаю, затем читающий передает эстафету кому захочет.

Дается качественная оценка чтения каждого ребенка.

X. Заключительная работа по прочитанному .

Обучение пересказу. (Текст пересказываемого напечатан для каждого ученика отдельно на листочках)

Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.

А внизу, в море, в это время какой-то рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.

Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.

УЗ - Сейчас мы будем учиться пересказывать отрывок из этого текста.

Что произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? Прочитайте в первом абзаце третье предложение.

Так что же произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? (ответы детей)

Кто находился в это время в море? Прочитайте второй абзац «А внизу…»

Так кто же находился в тот момент в море? (ответ детей)

Как чувствовал себя мальчик? Давайте прочитаем третий абзац.

Так, как же чувствовал себя мальчик? (Ответы детей)

Дети мы пересказали отрывок из рассказа по вопросам, а сейчас попробуем пересказать без вопросов.

Пересказ отрывка.

XI. Домашнее задание.

1,2 гр.- пересказ текста.

XII. Итог урока .

Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор?

Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился?

Чему учит рассказ?

Оценка детей (Как работали, как читали, как вели себя.)

Самоанализ урока.

    Многократность чтения текста на уроке:

На этапах: чтение про себя, чтение текста по частям, чтение текста целиком, частично при заключительной работе по прочитанному.

Приемы: 1) при чтении текста про себя дети выбирают слова трудные для чтения и непонятные; 2) при чтении текста по частям дети отвечают на вопросы, находя ответ в тексте (читают); 3) при чтение текста целиком использую прием - эстафета, где читающий ребенок сам передает эстафету (кому захочет); 4) пересказ прочитанного (отвечаем на вопрос, после прочитанного)

(слайд №3)

Заинтересовало ли вас начало рассказа?

Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?

Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?

Давайте предположим, что произойдет дальше?

(слайд №4)

Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?

Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?

(слайд №5)

Почему же мальчик дышать боится?

Испытывали ли вы чувство страха?

Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?

Когда люди испытывают это чувство?

Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?

Групповая работа

Как поступили бы вы на месте мальчика?

Давайте прочитаем, что же произошло дальше.

(слайд №6)

Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?

(слайд №7)

Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?

Почему?

Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?

Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.

(слайд №8)

Как вы относитесь к этому мальчику?

Почему?

Было ли мальчику стыдно?

Как вы можете его охарактеризовать?

Физкультминутка

Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.

Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?

(слайд №9)

Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?

(слайд №10)

Что нам доказывает это поступок мальчика?

Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?

(слайд №11)

Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?

Спустить ли теперь мальчик вниз?

Аргументируйте свою точку зрения. Почему?

(слайд №12)

Изменилось ли ваше мнение о мальчике?

(слайд №13)

Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?

Докажите словами из текста?

Удивил ли ее поступок мальчика?

Почему?

Что он подумал, когда девочка забрала удочку?

(слайд №14)

Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?

(слайд №15)

Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.

Алдар Цыденжапов (слайд №16)

Мурат Калманов (слайд №17)

Саша Ершова (слайд №18)

Максим Перегоедов (слайд №19)

А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?

О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?