"Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться." Г.В. Свиридов. Свиридов Георгий Васильевич Биография Музыкальное образование Врожденный дар композиции Музыкальный техникум Ленинградская консерватория Окончание консерватории. девят


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Знакомство с творчеством композитора Георгий Васильевич Свиридов. (16.12.1915г. – 06.01.1998г.) Выдающийся советский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, кинокомпозитор. Его называют «последним классиком XX века». Основные музыкальные жанры, в которых работал композитор – симфоническая и хоровая музыка.Обладатель очень многих правительственных наград. Родился 16 декабря 1915 г. в городе Фатеже Курской губернии. Мать – учительница.Отец – почтовый служащий, поддерживал большевиков в годы гражданской войны, был убит, когда Георгию исполнилось 4 года. Когда Георгию исполнилось 9 лет, семья переехала в Курск. В это время мальчик страстно увлекся книгами и музыкой. Балалайка была его первым музыкальным инструментом, на котором он играл по слуху и поражал всех своим талантом. Георгия приняли в ансамбль народных инструментов, а позже он поступил в ДМШ в класс фортепиано. По окончании музыкальной школы приехал в Ленинград для продолжения образования в Центральном музыкальном техникуме, а потом и в Ленинградской консерватории. Учился у Дмитрия Шостаковича. В эти же годы был принят в Союз композиторов СССР. В 1941 г., сразу после окончания консерватории и в первые же дни ВОВ, был зачислен курсантом военного училища. Но через год по состоянию здоровья его комиссовали и направили в г.Новосибирск, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Там писал военные песни и музыку к спектаклям эвакуированных в Сибирь театров.После ВОВ вернулся в Ленинград, потом переехал в Москву, где и прожил до конца своих дней. Свои первые музыкальные сочинения написал ещё в годы учёбы в музыкальном техникуме. Его работы пользовались грандиозным успехом за их простые лирические мелодии и яркий национальный характер.Композитор сочинял музыку текстовую, не тяготел к «абстрактным» музыкальным жанрам. Любил работать для театра и кино. Среди его творческого наследия 13 фильмов, известнейшие из которых – «Метель» и «Время, вперёд!» В послевоенные годы писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, романсы и очень много песен. Стал членом Союза композиторов СССР и народным артистом СССР. Сегодня в Фатеже, в доме, где родился композитор находится музей.У нас в стране есть памятная медаль «Наше наследие» имени Г.Свиридова за достижения в области музыкального искусства и поддержку отечественной культуры. Во многих городах ДМШ носят имя композитора. Есть даже аэробус А 320 Аэрофлота им. Г.Свиридова. 23 сентября 2005 г. в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться." Пушкинская повесть «Метель» - это одна из повестей цикла «Повести Белкина». Написана в 1830 г. за один день. Это была золотая пора творчества Пушкина. Тогда он находился в своём нижегородском имении Болдино всю осень из-за холерного карантина. Этот период его творчества критики назвали «Болдинская осень». Поэт находился в одиночестве и очень много писал.«Метель» - это по сути анекдот о провинциальной 17-летней девушке Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, чтобы обвенчаться с бедным избранником (прапорщиком), которого не принимали её родители, ожидая более богатого жениха. Но вмешалась метель, и судьбы трёх людей смешались и стали развиваться совсем иначе. Её жених заплутал в метель. Тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью. Сюита «Метель» Сюита создана композитором в 1973 г. на основе его же музыки к фильму по повести А.С.Пушкина «Метель» (режиссёр В. Басов). Однако Г.Свиридов ушёл от пушкинского сюжета, его музыка стала действующим лицом фильма. В ней нет иронии Пушкина, она очень душевна, поэтична и задаёт настроение картине. Так появился шедевр. Фильм вышел в 1964 г. и музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что кажется, будто видишь картины природы, и бал, и жанровые сцены. Прошло ещё 9 лет и Свиридов решил переделать разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Так появилась сюита: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. «Тройка» Композитора привлекла идея создать образ провинциальной России. И интонации он берёт те, которые бытовали тогда, в XIX веке: вальсы, марши, романсы, перезвон бубенцов, всегда висевших на дугах ямщиков. В мелодии «Тройки» угадывается бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей. Наш современник: « Это русский мелодизм, это дух русский, это оторопь перед простором бескрайним – русская!!! Нет ничего лучше, чем ехать на машине среди снегов под «Тройку» Свиридова.» «Вальс» «Вальс» открывается призывными фанфарами, но он без пышности и великолепия, так как по сюжету должен исполняться в провинциальном дворике или усадьбе, в небогатой семье. «Сколько нежности, грусти, ожидания можно передать через музыку. Божественное чудо,Слава Богу, что мы можем наслаждаться музыкой…» «Самый любимый композитор, который в своеймузыке отобразил глубину русской души…» «Романс» «Военный марш» А.С.Пушкин: «Солдаты весело разговаривали между собой, вмешивая в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное, время славы и восторга. Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество», как сладки были слёзы свиданий. С каким единодушием мы соединяли чувство народной гордости и любви к государю…. Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы…» «Отзвуки вальса» Мелодия знакома по «Вальсу», но болееприглушённая, как воспоминание о минутах былого счастья. «Зимняя дорога» Композитор вновь возвращает нас к образу тройки, бегущей по снегу и тянущей сани. Сюита из музыки к кинофильму «Время, вперёд!» Сюита написана к кинофильму режиссёра М. Швейцера в 1968 году.В 80-е годы использовалась её I часть как заставка к программе «Время». Современники: «Под такую музыку хочется строить! И перевыполнять планы!» «…Помню программу «Время», аж дрожь по спине…»Во время церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. на музыку Свиридова был поставлен «супрематический балет». Супрематизм – это господство цвета над всем. Красный цвет, как воплощение идеи революции – главного события XX века, заставившего содрогнуться весь мир. Новое время, в новой стране, в новом веке! На олимпийской арене царят механизмы – Россия рвётся вперёд, к прогрессу любой ценой!

Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964) «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968) «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965) Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Сюита «Время, вперёд!» (1965) - тема заставки программы "Время", выпуска новостей СССР в 21 час. «Маленький триптих» (1966) Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973) «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976) Гимны Родины для хора (1978) 25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979) "Ночные облака", кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) "Ладога", поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) "Песни", концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) "Петербург", вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Георгий Васильевич Свиридов

  • Презентация учителя музыки первой категории
  • Юшковой В.Ф.
  • НОУ гимназия «Школа бизнеса» г.Сочи
  • Русский, советский композитор и музыкальный деятель.
  • Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.
  • Детство будущего композитора прошло в родном городе.
  • С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов.
  • С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда.
  • В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича.
  • В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955).
  • Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы.
  • в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.
  • В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины.
  • В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.
  • Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Свиридов Георгий Васильевич Биография Музыкальное образование Врожденный дар композиции Музыкальный техникум Ленинградская консерватория Окончание консерватории Сочинения о Войне Сочинения разнообразны и по жанрам Песня и романс Награды Гражданская панихида Сочинения


Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. И его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Биография


Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. Комиссии он понравился, и в школу его приняли. Музыкальное образование


В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой. Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин. Врожденный дар композиции


В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Музыкальный техникум


Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Под руководством Шостаковича Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Ленинградская консерватория


Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. Окончание консерватории


Сочинения о Войне До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.


Сочинения разнообразны и по жанрам Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.


Песня и романс Главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).


Награды Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена.


Гражданская панихида Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.



Свиридов Георгий Васильевич() - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия "Огоньки", (1951), вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1956); "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964) и "Пушкинский венок" (1979) для хора с оркестром, т н. маленькие кантаты "Деревянная Русь" (1964), "Весенняя кантата" (1972), хоровой концерт "Памяти А. А. Юрлова" (1973), музыка к спектаклям (в т. ч. "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1973) и фильмам. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994). Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору. Сочинения


7 маленьких пьес для фортепиано () 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) Концерт для фортепиано с оркестром 1 () Камерная симфония для струнных (1940) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Концерт для фортепиано с оркестром 2 (1942) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Соната для фортепиано (1944) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира () Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Романс для голоса и фортепиано «Мой отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169) Сочинения


Сочинения Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964) «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968) «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965) Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Сюита «Время, вперёд!» (1965) - тема заставки программы "Время", выпуска новостей СССР в 21 час. «Маленький триптих» (1966) Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973) «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976) Гимны Родины для хора (1978) 25 хоралов для баса и фортепиано () "Ночные облака", кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979) 10 романсов на слова А.Блока () "Ладога", поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) "Песни", концерт для хора a cappella на слова Александра Блока () "Петербург", вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)