Школьная энциклопедия. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) Художник основатель товарищества передвижных художественных выставок

Крупнейшее прогрессивное демократическое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее в России более полувека – с 1870-го по 1923-й годы, было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.

В ноябре 1863-го года 14 лучших учеников Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на задание со свободной тематикой. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию, это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Позднее эти покинувшие Академию ученики организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», преобразованную в 1870-м году в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Возникновение «Товарищества» во многом было обусловлено кризисом салонного академического искусства и общим подъёмом демократической культуры во второй половине XIX века. Для творчества передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Главная заслуга участников «Товарищества» - это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов «Товарищества», ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс.

В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, Бялыницкий-Бируля В.К., Моравов А.В. и другие художники.

Рассмотрим подробнее творчество отдельных художников, наиболее ярких представителей «Товарищества передвижных художественных выставок» - И. Е. Репина, В. Г. Перова, В. И. Сурикова.

И. Е. Репин.

Автопортрет. 1878 г.

Илья Ефимович Репин (годы жизни 1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторического и бытового жанра. Репина можно назвать и выдающимся педагогом: он был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов.

Илья Репин являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В его работах соединялись пафос и протест, исторические образы насыщались мощной эмоциональной силой, портреты кисти Репина острохарактерны и психологичны.

Уже в молодости Илья Репин произвёл сенсацию, написав картину "Бурлаки на Волге", впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в низших слоях общества.

И. Е. Репин.

Бурлаки на Волге. 1872-1873 гг.

Композиция картины построена фризообразно так, что вереница бурлаков движется из глубины на зрителя, при этом фигуры не заслоняют друг друга. Каждый персонаж - самостоятельная портретная индивидуальность, Репин мастерски соединяет условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью.

Художник разбивает бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты и человеческие типы. Во главе ватаги Репин изобразил тройку "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминающий античного философа, справа от него - косматый бородач, олицетворяющий первобытные дремучие силы, справа - Илька-матрос, озлобленным взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку; юноша, пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый "Грек", обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Картину «Бурлаки на Волге» можно назвать хрестоматийным примером критического реализма, переходящего в натурализм.

По силе эмоционального воздействия на зрителя несравнима ни с какой другой картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»).

Сюжетом для картины Илья Репин взял историческое событие - 16 ноября 1581-го года Иван Грозный, в припадке бешенства, ударил жезлом в висок и убил своего старшего сына, царевича Ивана. Ручьём льётся кровь из головы царевича, кровь и на полу, и на кафтане, в крови руки царя. Иван Грозный судорожно обхватил сына, пытаясь зажать его рану. Страшное человеческое горе в глазах у отца, осознавшего, что он сделал. Лицо царевича, напротив, спокойное и прекрасное, с доброй улыбкой, сын словно прощает своему отцу это кровавое злодеяние.

По мастерству исполнения, по мощи, по силе психологического раскрытия характеров людей, по гармонии красок, по красоте деталей эту картину можно назвать одним из лучших полотен Репина. В истории этой картины есть и драматическое покушение на неё - в январе 1913-го года иконописец-старообрядец Абрам Балашов изрезал ножом картину «Иван Грозный», реставрировал полотно сам Илья Ефимович с помощью художников Д.Ф.Богословского и И. Грабаря.

И. Е. Репин. 1883-85 гг.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» не только поражает глубиной психологических характеристик, Репин обличает в ней деспотизм и тиранию царей, именно в этом было общественное значение картины. Недаром меценат Третьяков, купивший картину, получил от московского обер-полицмейстера секретное предписание, в котором Александр III запрещал допускать её для публичных выставок (такое разрешение было получено позднее).

Одним из самых известных исторических полотен Репина можно назвать и картину «Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом. Главной идеей «Запорожцев» стала идея выражения вольного духа людей, сообща и воюющих, и дружно веселящихся. Исключительность картины состоит и в том, что Репину блестяще удалось передать смеющиеся лица во всех оттенках веселья: запорожцы покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают и заливаются.

И. Е. Репин. Запорожцы. 1880-1891 гг.

Композиция картины динамична и в то же время строго уравновешена. Здесь совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна локальных цветов своей мажорностью созвучны сюжету картины.

Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности: для персонажа писаря позировал историк Дмитрий Яворницкий, для смеющегося казака в белой папахе - журналист и писатель Владимир Гиляровский, для атамана Сирко - сам киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров.

В. Г. Перов. Автопортрет

Василий Григорьевич Перов (годы жизни 1833 - 1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок».

В. Г. Перов с наградами окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.

Ранние картины художника проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство, Перов тщательно выписывает характеры персонажей и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

В картине «Чаепитие в Мытищах» обычная на первый взгляд сцена приобретает обличительный остросоциальный характер. Повёрнутый углом к зрителю стол со стоящим на нем самоваром делит пополам близкое по формату к квадрату полотно и разделяет мир персонажей картины: по одну сторону оказывается толстый сытый поп, по другую - нищие старик и мальчик, впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

В более зрелый период творчества Перова сатирическое настроение ослабевает, сменяясь драматической экспрессией. Живописный колорит Перова обрел острую тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; крестьянские похороны и эпизод из жизни детей-подмастерьев предстают перед зрителем драмой «униженных и оскорблённых».

Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных. Сюжет картины драматичен и остросоциален: дети-подмастерья тянут большую бочку с водой, пытаясь таким образом заработать жалкие гроши на пропитание своей семьи. Перов написал картину «Тройка» в сумеречных коричнево-серых тонах, усиливающих ощущение серости и низости происходящего. Дети на картине сравниваются с тройкой запряжённых лошадей, чей труд также безжалостно используется обеспеченными слоями общества. Главная цель этой картины Перова - раскрыть людям глаза на реальную действительность, пробудить сострадание и искоренить человеческое бездушие.

В. Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г.

В. Г. Перов. Охотники на привале. 1871 г.

Мягким юмором проникнуты жанровые картины Перова 1870-х годов («Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов»). В изображении простых обывателей в повседневных обыденных ситуациях Перов по силе описательного мастерства приближается к литературным очеркам и новеллам Н. С. Лескова.

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова этого периода («Суд Пугачева», «Никита Пустосвят. Спор о вере») не принадлежат к числу шедевров художника, поскольку монументального обобщения в них не удалось достичь в нужной мере.

В. Г. Перов внёс также большой вклад в развитие русского портретного жанра. Живописец создал глубокие психологичные образы известных деятелей русской культуры в портретах А. Н. Островского, В. И. Даля, М. П. Погодина.

Персонажи Перова, будь то портрет крестьянина Фомушки-сыча или купца И. С. Камынина, полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального положения и культурного статуса; яркая индивидуальность сочетается в них с напряжённостью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма, как в портрете писателя Ф. М. Достоевского.

В. Г. Перов.

Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г.

Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова считается лучшим живописным изображением писателя. Глубокий фон и отсутствие лишних деталей привлекают всё внимание зрителя к лицу и рукам писателя, выделенными световыми контрастами.

Достоевский изображён глубоко задумавшимся, в минуту творческого напряжения, это подчёркивают и напряжённые мышцы одухотворённого лица, и нервно сцепленные кисти рук писателя.

В. Г. Перов был и талантливым педагогом, более десяти лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в период с 1871-го по 1882-й годы. Среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие известные художники.

В. И. Суриков. Автопортрет.

Cуриков Василий Иванович (годы жизни 1848-1916) - русский художник, мастер картин исторического жанра. Ещё в студенческие годы в Академии художеств в Санкт-Петербурге Суриков проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Избрав сюжетом картины трагический итог первого стрелецкого бунта в 1698-м году – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал конфликт русского Средневековья и Нового времени, в котором ни одна сторона не может победить.

В. И. Суриков.

Утро стрелецкой казни. 1881 г.

Суриков не показывает момента самой казни, а сосредоточивает внимание на душевном состоянии приговорённых в последние минуты своей жизни. На полотне композиционно выделяются два главных персонажа - молодой Пётр I, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя и представляющий собой эмоциональный центр композиции. Между фигурами стрельца и Петра прочитывается диагональная линия, подчёркивающая противостояние этих персонажей.

Глубокий трагизм момента усиливает и тёмный колорит картины. Суриков выбрал время изображения казни – серое промозглое туманное утро, когда только начало светать, в этом состоянии среди тёмной толпы яркими пятнами выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. Чтобы добиться эффекта огромной народной толпы, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей, Суриков применяет композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Прослеживается и взаимосвязь архитектурного фона картины с её героями - главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня - фигуре Петра I на коне.

В. И. Суриков.

Меншиков в Берёзове. 1883 г.

Свой дар выдающегося мастера исторической живописи Суриков подтвердил и в картине "Меншиков в Берёзове». Красочная выразительность деталей сочетается в этом полотне с виртуозностью общей композиции.

На картине ссыльный Меншиков, некогда могущественный сподвижник Петра I, изображён с детьми, символизирующими смену поколений. Все персонажи картины погружены в думы о прошлом. Сам Меншиков предстаёт на картине как яркая историческая личность, трагическое напоминание об эпохе самовластия и переворотов. Мощная фигура Меншикова стеснена пространством картины, что усиливает контраст прошлого и настоящего этого героя. Мастерски написаны дети Меншикова - старшая дочь Мария с печальным лицом, прижавшаяся к отцу и глубоко задумавшаяся о чём-то далёком, сын, машинально снимающий воск с подсвечника, и только нежный образ младшей дочери, в потоке падающего из окна света, вводит в композицию жизнеутверждающее начало.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.

Сюжетом картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» послужило также известное историческое событие - увоз в острог старообрядческой сподвижницы протопопа Аввакума, верховной дворцовой боярыни Феодосии Морозовой. За приверженность к «старой вере» Морозова была арестована, лишена имения и сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь, где была заточена в монастырскую тюрьму и погибла от голода.

Фигура Морозовой является единым композиционным центром на полотне. Образу боярыни Суриков придал неистовый драматизм: поднятая в старообрядческом двуперстном сложении рука в призыве к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе. Морозова предстаёт на картине несломленной, готовой идти до конца за свои убеждения, народ смотрит на неё с благоговением, юродивый благословляет её.

Чтобы передать движение телеги, Суриков выстраивает композицию картины по диагонали и вводит рядом с телегой фигуру бегущего мальчика.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г.

Историческим полотнам Сурикова не уступает и картина "Взятие снежного городка", посвященная целиком современной народной жизни. Сюжетом картины послужила масленичная игра, представленная как весёлая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие многофигурные полотна Сурикова - "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин» - хоть и написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения художника.

Материал из Юнциклопедии


Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый «бунт 14-ти». Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Получив отказ Совета Академии, группа демонстративно вышла из Академии и организовала Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Так передовое русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.

К началу 1870-х гг. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Оно имеет своих теоретиков и критиков в лице И. Н. Крамского и В. В. Стасова, поддерживается материально П. М. Третьяковым, который в это время в основном приобретает произведения новой реалистической школы (см. Третьяковская галерея). Наконец, имеет свою выставочную организацию - ТПХВ. Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы. Эстетические воззрения передвижников сформировались в предшествующее десятилетие в обстановке общественной полемики о путях дальнейшего развития России, порожденной неудовлетворенностью реформами 1860-х гг.

Представление о задачах искусства будущих передвижников формировалось под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского, провозгласившего достойным предметом искусства «общеинтересное в жизни», которое понималось художниками новой школы как требование остросовременных и злободневных тем.

Расцвет деятельности ТПХВ - 1870-е - начало 1890-х гг. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни - в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией («Земство обедает» Г. Г. Мясоедова, 1872, ГТГ; «Встреча иконы» К. А. Савицкого, 1878, ГТГ).

Однако свойственный искусству 1860-х гг. критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступает место в картинах передвижников более широкому освещению народной жизни, направленному и на положительные ее стороны. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. М. Максимова, 1875, ГТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870-1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» И. Е. Репина). Стремление шире охватить различные стороны общественной жизни, выявить сложное переплетение положительных и негативных явлений действительности влечет передвижников к обогащению жанрового репертуара живописи: наряду с бытовой картиной, господствовавшей в предшествующее десятилетие, в 1870-е гг. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже - исторической живописи. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров - в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет («Полесовщик» И. Н. Крамского; «Кочегар» и «Курсистка». Н. А. Ярошенко). Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме «хоровой картины», где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. И. Е. Репиным и В. И. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма.

Особая линия в искусстве передвижников - творчество Н. Н. Ге и И. Н. Крамского, прибегающих к иносказательной форме евангельских сюжетов для выражения сложных вопросов современности («Христос в пустыне» И. Н. Крамского, 1872, ГТГ; «Что есть истина?», 1890, ГТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Ге 1890-х гг.). Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов.

Оставаясь верными основным заветам передвижничества, участники ТПХВ из нового поколения мастеров расширяют круг тем и сюжетов, призванных отражать изменения, происходившие в традиционном укладе русской жизни на рубеже XIX и XX вв. Таковы картины С. А. Коровина («На миру», 1893, ГТГ), С. В. Иванова («В дороге. Смерть переселенца», 1889, ГТГ), А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и др. Закономерно, что именно в произведениях младших передвижников нашли свое отражение события и настроения, связанные с наступлением новой эпохи классовых битв в преддверии революции 1905 г. (картина «Расстрел» С. В. Иванова, 1905, Музей Революции СССР). Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. Касаткину (картина «Углекопы. Смена», 1895, ГТГ).

Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время - в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923 г.

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.

Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.

От бунта к разъездам


История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».

14 бунтарей


Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Своей целью новое объединение видело организацию мобильных передвижных выставок, которые могли бы путешествовать по провинциям России, знакомя жителей с искусством.

Принципы и цели


Возглавил товарищество , вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
  • организовывать выставки по всей России, в том числе знакомить с искусством провинции;
  • развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
  • облегчить для художников процесс сбыта картин.
В устройстве и правления Товарищества царила демократия – все вопросы решались через голосование на общем собрании всех членов. Устав в своём неизменном виде просуществовал 18 лет. Все предстоящие поправки в уставе были направлены на сужение демократических принципов.

Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.

В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу или на , написанные для зарубежных салонов.

В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, А. Архипов, и многие другие.

Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.

За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.

Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли на самый высокий уровень.

Товарищество передвижных художественных выставок, ТПХВ или художники-передвижники. Данное товарищество являлось объединением художников в конце 19 века . Они вошли в историю не только тем, что в составе были одни из самых знаменитых живописцев того времени, но и тем, что они активно противопоставляли себя сложившемуся в ту пору официальному академизму, который, по их мнению, стал скучен и замкнулся сам в себе. Основатели товарищества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов и другие. Организуя передвижные выставки, они тем самым показывали, что искусство принадлежит народу, а в музеях и на выставках обычные люди его просто не видят. Можно сказать, что это была первая просветительская деятельность по популяризации русской живописи.

Всё началось с того, что 9 ноября 1863 года 14 учеников Академии художеств взбунтовались против правил академии. Во время соревнования на золотую медаль, они попросили заменить тему задания «Пир бога Одина в Валгалле » на свободную тему. После того, как они получили отказ, то все вместе покинули заведение. В истории это событие известно, как «Бунт четырнадцати». Именно эти 14 человек и организовали сначала Санкт-Петербургскую артель художников, а уже потом Товарищество передвижных художественных выставок.

1870-80-е годы — это период расцвета передвижников. Полный перечень лиц, входивших в товарищество таков: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, А. И. Корзухин, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. В. Моравов, И. Н. Крамской. Кроме того, в выставках участвовали: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, Ф. А. Чирко и др. Большую роль в развитие и популярности передвижников сыграли такие лица, как критик В. В. Стасов, и небезызвестный П. М. Третьяков, который охотно покупал произведения этих художников для своей галереи и даже делал заказы.

Несомненным является тот факт, что художники-передвижники были ключевым элементом во всей истории русской живописи. Основные стили, в которых работали художники товарищества, были реализм и импрессионизм. Характерными чертами картин были социальные и классовые направленности, которые затрагивали интересы человека из народа. Именно поэтому, и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа.

После событий 1917 года деятельность ТПХВ стала заметно угасать. Одна из самых последних выставок прошла в 1922 г. В 1923 году Товарищество Передвижных Художественных Выставок окончательно распалось.

В вашем доме будет всегда уютно и комфортно, если вы будете использовать киев двери межкомнатные . Компания Dvernik предлагает большой выбор дверей под любой дизайн вашего жилища.

Бурлаки на Волге. Илья Репин

Васнецов В.М. Алёнушка

Грачи прилетели. Алексей Саврасов

Крамской И.Н. Христос в пустыне

Левитан И.И. Вечерний звон

Товарищество образовалось в 1870 году в Санкт - Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. В противовес официальному центру русского искусства - петербургской Академии Художеств. Идейным вождем Товарищества передвижных художественных выставок был И. Н. Крамской (1837-1887) - замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.

Развивая лучшие традиции, испытывая постоянное воздействие общественного и эстетического взглядов революционных демократов, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки Академии Художеств, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветитель деятельность. С 1871 года ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах.

Передвижники были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве занили жанровые сцены. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. Передвижники создали целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры. Уже на первых двух выставках посетители увидели портреты А.Н. Островского, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина. В дальнейшем эта галерея обогащалась и пополнялась. Наибольший вклад в её создание внесли замечательные мастера портретного жанра: Перов, Ге, Крамской, Репин, Серов и др.

Однако портретная живопись 70-80 - х годов обнаруживает не только черты преемственности, но и глубокие отличия от портретов Кипренского, Тропинина, Брюллова в самом понимании портретного образа своего современника. Меняются задачи, которые ставит перед собой художник героям портретов передвижников меньше всего свойственна идеальная гармоничность, отрешенность от повседневности. Новые задачи, которые ставили перед собой передвижники, были необходимостью оставить потомкам правдивый образ живого человека, раскрыть его внутренний мир, волю, глубину мысли и сложность характера, подчас не лишенного противоречий. Отсюда характерной особенностью передвижнической портретной живописи становится точность и многогранность психологической характеристики человека, жизненность и богатство его духовного облика. В своём становлении передвижнический портрет был связан многими преемственными нитями с развитием романтического портрета первой половины XIX века. Доказательство этой связи дает нам сопостановление портретного наследия передвижников не только с наследием Кипренского и Тропинина, но и с портретами Брюллова, которые говорили о наростании портретной живописи демократических начал, предвосхищающих и как бы готовящих почву для появления передвижнического портрета.

Уже в 70-е годы передвижники достигают особого мастерства в создании глубоких и многогранных психологических характеристик в передаче нюансов человеческих переживаний, умения, используя почти неуловимую мимику лица, подчеркнуть в человеке главное, выявить своеобразие его характера, его жизненную позицию. Всё это позволяло передвижникам создавать в портрете целую повесть о жизни человека - своего современника. Передвижники придавали особое значение, как исторически достоверному свидетельству о людях своей эпохи. Искания в области портрета помогают решению психологических задач в картине, способствуют дальнейшему развитию как бытовой так и исторической живописи.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропоганды живописи русских художников. Для этого «во всех городах империи» должны были устраиваться «передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами». Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З., Культура России IX - XX вв. уч. пособие - М. «Простор», 1996 С. 205

Вдохновляющим примером для товарищества послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) - выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860-1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869). С надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.

Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени - в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В.В.Стасова) была эстетика философского романтизма. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство. Фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, Россия в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к духовным потребностям общества. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, революционно-демократическим сюжетам, которых тут действительно было немало. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным вопросам, но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное, идеально-самодостаточное художественное царство. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна.

На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-реалистической, но и модернистской стилистики. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных передвижников была включена в академический профессорский состав. В начале 20 в. в Товариществе усилились трения между новаторами и традиционалистами передвижники перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России. Общество стремительно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний, значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление отразить быт современной России.