Как составить текстовый отчет о музейной деятельности. Текстовый отчет мбук «районный краеведческий музей» мариинско-посадского района. Мбук «районный краеведческий музей»

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи Новодевичий монастырь, Покровский собор, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты 16-17 вв. в Зарядье, Крутицкое подворье, Музей декабристов. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые годы после его основания Московский университет. Исторический музей хранит более четырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого отца предков. Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия Университетского устава 1835.

Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.

Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.

Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение

Тольяттинский краеведческий музей. В Краеведческом музее нашего города представлена вся история области с древнейших времен до нашего времени. Всего несколько залов, в каждом важный этап развития человека на территории края, остатки культур прошедших эпох.

Наш город возник в XVIII веке, но не на пустом месте. 1000 лет назад на берегу волги они жили здесь небольшие группы охотников и собирателей. Обнаружены останки костей огромных животных - мамонтов, бизонов, носорогов. На них охотились с помощью каменных остроконечников древние люди - неандертальцы.

В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия в краеведческий музей начинается с самой древней части его экспозиции - историко-археологической. Здесь знакомятся с историей развития всего человечества на примере своего края. Можем осмотреть найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды, хорошо видно образ жизни древних людей и детали их быта.

Очень много интересных экспонатов в зале, посвященной средним векам нашей истории. Здесь собрано много произведений искусства того времени, портретов, мужской и женской одежды, оружия.

А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края.

Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей край с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.

Пензенская областная картинная галерея имени К. Л. Савицкого. В музее широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

В настоящее время собрание галереи насчитывает 13 тысяч произведение. Замечательные работы русских и зарубежных художников 17 - 20 столетий. Галерея гордится прекрасной коллекцией работ ученика И. Е. Репина - Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова. Значительное место в собрании галереи занимает коллекции русского авангарда. В которую входят живопись и графика уроженца пензенской губернии А. В. Лентулова и его товарищей по художественному объединению «Бубновый валет». Коллекции искусства 20-21 веков представляет мастеров отечественного искусства советского периода, а также известных зарубежных художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений:

  • · Голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.)
  • · Французских художников XVII--XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар и др.)
  • · Немецких художников (Винтерхальтер и др.)
  • · Русских авторов XVIII--XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов и др.)
  • · Советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).

Государственный исторический музей. Крупнейший национальный музей России. Его коллекции формировались более ста лет. Знакомство с экспозицией начинается в величественных парадных сенях, на сводах которых изображено «Родословное древо государей Российских». Первые залы (1-7) посвящены древнейшей истории: развитию человеческой цивилизации в каменном, бронзовом и железных веках. Об эпохе Древнерусского государства повествуют экспонаты следующих семи залов (8-14). Археологические артефакты, письменные и изобразительные памятники, рукописные книги, иконы рассказывают о судьбоносных событиях истории Руси: принятии христианства, феодальной раздробленности, борьбе с иноземными завоевателями. Экспозиция залов 15-21 рассказывает тему становления централизованного государства, расширения его границ. В залах второго этажа разворачивается грандиозная панорама истории Российской империи в 18-19 веках.

Древнерусское государство и Древнерусский город в IX-XII вв - одни из самых интересных залов. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства - 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории - Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX - первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене - копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте - не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Множество залов и экспонатов было так же представлено моему вниманию. Это и «Монгольское нашествие» и «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Ремесло и торговля в XVI-XVII вв.», «Русская Православная Церковь в XVI-XVII вв.» и многие другие.

Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи­лось здание, где располагался в первые годы по­сле его основания Московский университет. Исторический музей хранит более че­тырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств – Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов – произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. – вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого «отца предков». Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия «Университетского устава 1835».

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade - граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России - с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 - начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.


Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем - II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.


Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.


Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких мест, как Исторический музей, было больше.


Отчет о работе школьного музея за 2017 г..

Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Школьный музей является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

Школьный краеведческий музей - одна из важнейших составляющих развивающей образовательной среды, где возможно решение многих образовательных и социальных проблем.

Школьный музей МКОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа» имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» № 13392 от 15.04.2004 г. Основная цель деятельности музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений средствами музейной педагогики.

Задачи :

Организация поисковой работы; сохранение памяти истории школы и села Оля;

Расширение и углубление знаний по истории малой Родины и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения.

Развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы.

Прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

Проведение на базе музея мероприятий, тематических занятий и экскурсий с использованием экспонатов музея.

Основные направления деятельности музея:

    Поисковая работа.

    Фондовое (организационно-техническое обеспечение).

    Реставрационно-оформительская деятельность:

    Проектно-исследовательская работа.

    Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

Деятельность музея в 2017 году:

В 2017 году работа в школьном музее традиционно велась по этим направлениям, согласно Положению о школьном музее.

Фондовая и поисковая работа.

Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы.

Основу фондовшкольного краеведческого музея составляют вещественные и письменных и вещественные источники по истории края, около 1000 подлинных экспонатов военного и русского быта, рыбацкого ремесла, фотографии, альбомы и многое другое, собранные школьниками и педагогами.

подготовке к юбилею школы было собрано более 200 фотографий, газетные статьи, около 20-ти грамот и дипломов школы учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса: магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, и т.д.

В качестве подарков в музей передали миномет, казачью саблю, утварь, предметы военной жизни из Хулхуты и т.д.

Реставрационно-оформительская деятельность :

Собранные экспонаты, материалы используются для написания работ и оформления выставок, стендов и экспозиций.

В мае прошлого года б ыл с нуля оформлен Зал истории Олинской школы.

Были изготовлены 4 стенда и витрина. Реставрирован и выставлен стенд о педагогах- ветеранах.

В новой экспозиции оформлены стенды о выпускниках школы, о школьных традициях и директорах. Совместно с Парфеновой С.Ю. оформлен уголок пионерской организации.

С целью оформления новой экспозиции вместе с учащимися и коллегами пришлось изучить огромную массу архивного материала: были тщательно изучены книги приказов школы с 1953 года, личные дела педагогов – ветеранов, газетные сведения, материалы интервью с учителями и выпускниками школы разных лет и другими краеведческими источниками. В поиске материала для оформления зала истории школы активное участие принял весь коллектив.

В результате впервые за 30 лет была написана история школы. Конечно, это требует доработки и поиска материалов в госархиве, но была проведена очень важная глобальная работа, которая позволит сохранить историю родной школы.

К сожалению, многие события до начала 50-х годов уже стерты из памяти людей и многое восстановить пока не удалось и потребует много сил и времени.

Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

При умелой организации екольный музей должен являться центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа , т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.

В 2017 году Тематические классные часы и уроки Мужества к дням воинской славы были проведены в 1 а(швец М.В.), 4 б,7 а, 9-х и 11классах.Кл рук.: Каширская И.В., Бизяева Г.А., Тарасова И.Н., Голованева А.А..

Для гостей школы были проведены обзорные экскурсии.

Каждый сентябрь для пятиклассников в рамках уроков ИЗО проходят экскурсии ««Мир русской Избы».»

Традиционно в музее проводятся экскурсии, приуроченные ко Дню защитника Отечества и Дню Победы по заявке классных руководителей. В этом учебном году были проведены разные формы мероприятий, приуроченных к юбилейным датам и дням воинской славы. В сентябре в 6,7 и 11 классах были проведены беседы «28 армия на Астраханском направлении». Помощь оказала Жигульская Н.И.,

В октябре проведено сельское мероприятие «100 летию октябрьской революции».

В январе для 6-х классов беседа –«900 дней блокады».

В рамках общешкольного плана работы на 3 четверть к 75-летнему юбилею победы в Сталинградской битве, одной из самых судьбоносных дат в истории нашей страны и всего человечества, был проведен цикл мероприятий. Прошли Беседы, уроки, викторины, посвященные подвигу города-героя, были проведены во 2 «а» классе (кл. руководитель Надбитова Г.Б.), 1 б класс (кл.рук. Варфоломеева Т.В.).

Урок мужества «Сталинград: ни шагу назад», проведенный совместно Бизяевой Г.А для учащихся 7а и 6а классов. Учащиеся из обоих классов (вместе с кл. руководителями Евтеевой О.В. и Володиной О.В.) серьезно подготовились к викторине и показали хорошие знания о событиях и героях Сталинградского сражения.

В мероприятиях школьного музея традиционно принимают участие работники культуры села и библиотечной системы района. В этом году планируется еще один районный семинар для библиотекарей района.

Как показывает практика, мероприятия проходят намного интереснее и с большим эффектом, если ребята приходят подготовленными.

Проектно-исследовательская работа .

Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.

Юными краеведами были написаны работы:

За год были написаны краеведческие работы, с которыми ребята приняли участие в областных и Всероссийском очных конкурсах.

Всероссийский

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Малая Родина моя

Мой дед войну не выбирал

Мардасова Д.

Олинские поисковики

Володина В.

Созвездие славы олинских рыбаков

Попова Диана

Муниципальный

Профессия рыбак уходит в прошлое

Никитенко Т.

Региональный

Отечество-2018

История олинской школы

Попова Диана

Олинская пристань

Володина В.

Операция «Кавказ» на земле обетованной

Мардасова Д.

В таблице указаны только те работы, которые оказались победителями или призерами. Не указаны творческие конкурсы фото, презентаций, видео…

Написание одной исследовательской работы требует много усилий: изучаются архивные документы, проводятся интервью; много времени уходит на правильное оформление работы и на подготовку ее защиты. Но это того стоит: во-первых, эти навыки пригождаются учащимся в будущем, во-вторых, эти материалы пополняют

архив музея и могут использоваться для подготовки проектов, уроков мужества, бесед.

Некоторые материалы печатаются в районной газете «Лиманский вестник».

За прошедший год вышли статьи:

«Испытания и спасение на олинской земле»,

«Питерские потомки Михаила Сороина»,

«Образование школа дает среднее, а воспитание - высшее»,

О мероприятиях и событиях в школьном музее часто упоминается в районной газете и на сайте районного отдела культуры.

Просветительская работа

За 15 лет работы в музее накоплен богатый материал об истории села, односельчанах, история школы… Это очень хорошо, но гораздо важнее, когда все это не лежит мертвым грузом, а активно используется педагогами для воспитательных целей.

На сегодня некоторые педагоги школы активно сотрудничают с музеем и используют его архивы для работы над проектами, исследовательскими и творческими работами: Голованева Т.А., Парфенова С.Ю., Капелина В.С., Алымова Т.И., Лебедева Е.В. и другие.

10-летний опыт работы в составе жюри областного конкурса «Отечество» позволяет мне оказывать педагогам методическую помощь в этом направлении.

Итог.

Самое важное для любого педагога, чтобы семена, посеянные им в душах и умах ребят, проросли и принесли хорошие плоды.

Фгос предполагает прививание детям компетенций, которые могут им пригодиться в будущей жизни.

Некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы. На сегодня в состав регионального поискового движения «Лотос» под руководством Даирова А.А. входит пятеро наших выпускников:

Власов Алексей,

Степанова Алена,

Никитенко Татьяна,

Яковлева Екатерина,

Бабаев Андрей.

Ребята пополнили фонды музея экспонатами с раскопок под Волгоградом и Хулхутой.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края: краеведческим музеем п. Лиман (Лепехина М.Ю.), Музеем Боевой славы г. Астрахань (научный сотрудник Второв А.В.), музей Астраханского колледжа вычислительной техники-Бекмурзаева С.А. т.д.

Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.

Проблемы:

Обновление устаревшей материально – технической базы школьного музея и приобретение:

а) специализированных застекленных витрин;

б) светонепроницаемых жалюзей;

в) дополнительных осветительных приборов.

Активизация использования материалов школьного музея по истории села и школы на уроках и внеклассной работе.

Популяризация достижений школьников и деятельности школьного музея в школе и селе.

Продолжить коллективную работу по накоплению материалов о школе и преподавателях с целью издания Книги памяти школы и сборника по истории школы.