Патриотизм и верность воинскому долгу–главные качества защитника отечества. Основные качества военнослужащего – защитника Отечества - Документ Сообщение патриотизм и верность воинскому долгу

Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества »

Эпиграф: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые

трудные дела» ()

Главная дидактическая цель урока – формирование готовности к защите своей Родины и чувства гордости за Вооруженные Силы РФ

    обучающие – рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг; дать понятие, что такие духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. развивающие – развить умение выделять главное, сравнивать, работать самостоятельно, делать выводы. воспитывающие – воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной и уважение в ВС РФ.

Учебные вопросы:

Патриотизм – источник духовных сил воина. Воинский долг – обязанность к вооруженной защите страны. Курение и патриотизм.

Ход урока

Вступительная часть:

Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Первого, уставах Вооруженных Сил Советского Союза и в современных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время внешне-политическая обстановка складывается таким образом, что несмотря на вроде бы миролюбивые заявления наших западных соседей, о том, что они не рассматривают Россию в качестве вероятного противника, тем не менее они не упускают случая как можно поближе подобраться к нашим границам. Последние события с развертыванием системы противоракетной обороны США тому наглядное подтверждение. Таким образом, надобность в защите своей Родины нисколько не отпадает.

Великие полководцы и военачальники , всех времен и народов, подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал, что в значительной мере способствовало его победам, из проведенных 60 сражении он не проиграл ни одного

Какие же силы и источники питают мужество и героизм российских воинов, укрепляют их морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной военной службе и на войне? Давайте попробуем это выяснить.

Первый учебный вопрос:

Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл мы вкладывает в эти понятия? Когда и как они зарождаются в сердце человека и становятся той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

Вопрос классу: Что мы понимаем под патриотизмом? (ученики высказывают мнения)

Обобщая, даем определение: Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину – свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы – патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи. А чем же может гордиться наша страна? (привести примеры – география, знаменитые люди, достижения и т. п.)

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга – в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    – первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); – во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); – за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович – выпускник нашей школы, за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопрос классу: Какие качества помогли им совершить подвиг? (мнения учащихся затем обобщаются). Беззаветная служба своему Отечеству, патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Второй учебный вопрос: Верность воинскому долгу.

Дается различные понятия долга:

1) Патриотический, гражданский долг – обязанность по отношению к Отечеству.

2) Обязанности по отношению к товарищам – товарищеский долг.

3) Обязанности по отношению к семье – семейный долг.

4) Обязанность по вооруженной защите своей страны – воинский долг.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы . Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Работа в группах (парах). Разбор значения девизов некоторых воинских подразделений Российской Федерации: (например)

Там где мы, там победа!

Доблесть, мастерство, стабильность!

Себе – честь, Родине – слава!

Честь и Родина превыше всего!

Дело настоящих мужчин!

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

Вопрос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? (ответы учащихся обобщаются):

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины. (Объяснить разницу между наемником и контрактником).

Наш отечественный пример говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки(прос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? олгуи Героев России.

О Родина! П, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов , стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи –

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

Третий учебный вопрос: Курение и патриотизм .

Отношение человека к курению характеризует его способность мыслить патриотический. Давайте посмотрим на эту вредную привычку не только как на отрицательно влияющую на здоровье отдельного человека, а несколько большем ракурсе.

1) По данным статистики к 10-11 классу, число курящих, среди учащихся, достигает почти 50% у юношей и почти 30% у девушек. Повышение цен на сигареты не приводит к снижению числа курящих среди молодежи. Курить все еще «модно».

2) Родная страна ежедневно получает от курильщиков миллионы окурков и плевков. Посмотрите на наши улицы и остановки общественного транспорта курящие укорачивают себе и своим соотечественникам жизнь, становятся виновниками пожаров.

3) Из России вывозится сырье, которое преумножает богатства Запада. Зато в Россию по высоким ценам ввозятся алкогольная, табачная и другая продукция, разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье, оказывающая генотоксическое воздействие, которое проявится дефектами у будущего поколения.

Как мы видим, происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством национальных интересов, а это уже угроза нашей национальной и государственной безопасности. В этой ситуации настоящий патриот не может быть безразличным к судьбе своего Отечества.

Рефлексия:

Меняется поколение за поколением, оружие и боевая техника, что остается неизменным?

Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, понятия чести и достоинства воина. Наша задача продолжать эти славные боевые традиции.

Чем доказывают военнослужащие свою любовь к Родине, верность воинскому долгу?

Российские воины каждодневно свою верность доказывают в классах и за пультами боевых машин, на учебном поле, стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости, как это было не раз и в боевой обстановке.

Что происходит, когда граждане начинают ненадлежащим образом исполнять свой воинский долг, и понятие патриотизма становится пустым звуком?

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Высказывание Наполеона, как раз об этом: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Нужны ли патриоты сегодня ?

Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» .

К уроку готовится презентация (высказывания, фотографии и т. д.)

В качестве домашнего задания для самостоятельного изучения предлагаю изучить отрывок из послевоенной доктрины ЦРУ США (автор Ален Даллес, один из создателей и директор этой организации с 1953 г.). Это один из многих подобных документов направленных против нашей страны, после изучения, которого вряд ли у учащихся останутся сомнения, а нужны ли нам сегодня патриотизм и выполнение воинского долга.

Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-экономический лицей»

410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

Лицейская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Общественные науки» - кабинет 405

Время проведения: 13.00-15.00 час

Тема научно-практической конференции:

«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

Город Саратов

2017

Задачи

Эпиграф

Введение

Понятия «патриотизм» и «патриот»

Обязанности по отношению к Отечеству

Увеличение количества призывников

Исследование

Вывод

Использованная литература

Использованные Интернет-ресурсы

Задачи:

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

  • отношении к службе в армии.
  • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

Александр Васильевич Суворов

Введение:

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

Понятия «патриотизм» и «патриот».

Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, -

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

Результаты опроса:

В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Увеличение количества призывников.

Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

Вывод:

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Использованная литература:

Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

Газета «Саратовская панорама»

Использованные Интернет-ресурсы:

armyrus.ru

ru.wikipedia.org

bibliofond.ru

fb.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Спасибо за внимание!!!

Основные качества

военнослужащего – защитника Отечества

Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью её граждан. Она требует от военнослужащего огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-боевых качеств. Вспомните примеры из истории нашей страны и беспримерных подвигах воинов.

Великие полководцы и военачальники неизменно подчёркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что “духовные силы относятся к физическим как три к одному”. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал А. В. Суворов, а Г. К. Жуков отмечал: “При прочих равных условиях крупнейшие битвы выигрывают воины, которые отличаются железной волей к победе, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой”.

Особое место среди духовных качеств занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм, которые лежат в основе военной системы.

Под патриотизмом понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается.

Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности.

Патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединён с ним, как дерево корнями с землёй, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Патриотизм всегда находит своё выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: “Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть”.

Нельзя верить тому, кто клянётся в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по её вооружённой защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и даже девушки, ещё не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.

Урок ОБЖ в 10 классе

Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Цель урока:

формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

- Обучающая - рассмотреть важнейшие бое­вые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»

- Развивающая - пробудить интерес к жиз­ ни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.

- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Воо­ руженные силы РФ и за свою страну.

Оборудование и наглядные пособия:

- Презентация к уроку.

- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- 10 класс, (базовый уровень) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнёв. Под общей редакцией А.Т. Смирнова - Москва: «Просвещение», 2011 г.

- Компьютер.

- Видеопроектор.

- Проекционный экран.

Ход урока:

I . Организационный момент. (3 мин)

«Мозговая разминка» - задание, способствую­ щее включению учащихся в работу по теме урока. Ученикам предлагается написать несколько ас­ социаций со словами: Родина, Отечество, патриот.

В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой уча­ щихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщить. (Патриот - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на самопожертвование и подвиги во имя своей Родины)

При этом устанавливается контакт с учащимися.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества». Записываем ее в ваши тетради.

II . Объяснение нового материала. (6 мин.)

А. Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.

    Что такое боевая традиция?

    Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.

    Что такое патриотизм?

    Дать понятие долга.

    Что такое воинский долг?

Боевые традиции - это исторически сложив­шиеся в армии и на флоте и передающиеся из по­коления в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несени­ем воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.

Традиции связаны с историей данного войс­кового коллектива или рода войск, его профес­сиональными особенностями героическими со­бытиями или определенным укладом армейско­го быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями Воору­женных сил являются:

    Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;

    Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

    Верность Военной присяге, воинскому дол­гу;

    Боевое товарищество;

    Неустанное стремление к овладению воен­но-профессиональными знаниями, совершенство­ванию воинского мастерства, постоянное поддер­жание боевой готовности, уверенность в своих силах.

Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, пре­данность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладе­ния вверенным оружием и военной техникой, по­стоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой орга­низованности и дисциплины.

Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и пат­риотический долг перед Отечеством.

В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к Отечеству эта обязанность выражается в граж­данском долге; по отношению к вооруженной защите страны - в воинском долге.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.

В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?

Ответ на этот вопрос сформулирован в Феде­ральном законе «О статусе военнослужащих»

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Фе­дерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также вы­полнение задач в соответствии с международны­ми обязательствами Российской Федерации», - отмечается в законе, - составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужа­щих:

- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;

- строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;

- дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и вой сковым товариществом;

- совершенствовать воинское мастерство, со держать в постоянной готовности вооружение и военную технику, быть готовым к применению
вооружения и военной техники, беречь военное имущество;

- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Б. Беседа с элементами лекции (сопровождение презентацией). (4мин)

История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами.

Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

История войн, которые пришлось вести на­родам России в защите Родины, - это история во­инской доблести и славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, из­мена Родине всегда не только осуждались, но и карались.

Одним из ярких примеров массового патрио­тизма народов России явилась Отечественная вой­на 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.

С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добро­вольно везли в отступавшую армию все, что име­ли: продовольствие, овес, сено. А враг не мог по­лучить у них сена и фуража ни за деньги, ни си­лой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обыч­ным явлением и проявлялся по-разному.

Крестьянина Семена Силаеваиз Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их. что дорога болотис­тая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья - он стоит на своем, предложили золото - не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов,по прозви­щу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправив­шись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему коло­кольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо воору­жился, отбивая у врага оружие, достали даже пушку.

Прославилась в народе Василиса Кожина- жена старосты одной из деревень Смоленской гу­бернии. Она вошла в историю под именем старо­стихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Василиса сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоиро­вал пленных.

Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьяна­ми», - писал Кутузов.

В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечествен­ной войны, когда решался вопрос о судьбе на­шей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожерт­вования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вра­жеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на висе­лице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашис­тов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Совет­ского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В. Прослушивание сообщения сотрудника музея. (17 мин.)

А сейчас директор районного историко-краеведческого музея ……

Учащиеся прослушивают доклад «Герои - земляки», а затем обсуждают, при этом каждый может высказать свое мнение. Все это помогает более глубокому закреплению материала урока.

Г. Продолжение беседы с элементами лекции (сопровождение презентацией). (4 мин)

Война показала множество примеров патрио­тизма воинов различных рангов - от рядового сол­дата до генерала.

Простой солдат татарин Химерен Зинатов ос­тавил знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Ро­дина! 22.7.1941 г.»

В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 г. самолет - истребитель Михаила Девятаевабыл сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен. Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверх­мощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работа­ющие на произ­водстве узники концлагеря были заранее пригово­рены к смерти.

В феврале 1945 г. вместе с десятью други­ми заключенны­ми Девятаеву удалось захва­тить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плена с «остро­ва смерти». На самолете бывшие узники пересек­ли линию фронта и передали советскому коман­дованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.

И в наше время российские солдаты, воспи­танные на подвигах героев Великой Отечествен­ной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.Так было в 1969 г. на острове Даманскнй и в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.

Казалось бы, годы предательства, лжи и рав­нодушия должны были вытравить в людях, осо­бенно в молодежи, историческую память само­пожертвования, но этого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне по­казал, что русские люди и в наше время не утра­тили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, прегра­дивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на бе­ зымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргун­ ском ущелье Чечни. 90 героев, принявших не­ равный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псков­ ских гвардейских десантников шагнула в бес­ смертие. 22 героя России. 21 десантник награжден посмертно. Много было сказано потом о их подвиге: и поэтами, и политиками, и генералами. Но лучше всех их сказала вдова героя Алексея Владимировича Воробьева:

« Я хочу, что бы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как и он».

Эти слова стали как девиз, как призыв в воспитании молодого поколения – будущих патриотов.

Когда Вы, будущие солдаты России, наденете форму с армейскими погонами, возьмете в руки автомат и будете принимать военную присягу, Вы произнесете слова о своей верности воинскому долгу, о том, что Вы безоговорочно готовы к вооруженной защите страны.

Высокое чувство долга поможет каждому из Вас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

III . Определение усвоения изученного мате­ риала . (5 мин.)

Класс решает тест на карт очках

Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России

1. Боевые традиции - это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связан­ные с образцовым выполнением боевых задач и несе­нием воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявляемые к пси­хологическим и нравственным качествам военно­служащего в период прохождения им воинской службы.

2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвова­нию, - это:

а) героизм;

б) мужество;

в) воинская честь.

3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психи­ческое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую бое­вую активность, - это:

а) мужество;

б) воинская доблесть;

в) героизм.

4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служеб­ных обязанностей в мирное время - это:

а) воинская доблесть;

б) воинская честь;

в) мужество.

5.Внутренние, нравственные качества, достоин­ство воина, характеризующие его поведение, отноше­ние к коллективу, к выполнению воинского долга, - это:

а) воинская честь;

б) воинская доблесть;

в) героизм;

6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:

а) решительность, выдержка, настойчивость в пре­одолении препятствий и трудностей, которые возни­кают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, неприми­римость к неуставным взаимоотношениям.

7.Воинский коллектив - это:

а) группа военнослужащих, объединенных сов­местным воинским трудом и общими интересами в во­енном деле;

б) воинское подразделение одного рода войск, обес­печивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;

в) подразделение военнослужащих, имеющих об­щие цели и задачи в мирное или военное время.

8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, - это:

а) войсковое товарищество;

б) воинский коллективизм;

в) воинский долг.

IV . Подведение итогов урока. (3мин)

Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:

И ты, великодушная, на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой –

Я без тебя Россия не могу.

Сегодня мы говорили о боевых традициях ВС РФ, важнейшими из которых, являются:

Патриотизм.

Преданность Родине.

Верность воинскому долгу.

Учащимся раздаются памятки.

Рефлексия (2 мин)

Оценки за сегодняшний урок…..

V . Домашнее задание . (1мин)

Так как большую роль в воспитании играет се­мья, то домашнее задание предусматривает изуче­ние каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.

Литература:

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004.

    Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.

    Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.

    Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006.

Интернет ресурсы:

    России. Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ Конституция Российской Федерации (РФ)

    Отечества

Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества

Вступление

Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.

Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.

В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.

Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:

  1. преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  2. верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  3. верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  4. товарищество;
  5. неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  1. быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  2. строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  3. дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  4. совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  5. быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  6. соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Память поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.

В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск

В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.

Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи

Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.

Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).

В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.

Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.

Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.

Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.

Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.

Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.

Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.

Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.

Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.