Московская консерватория. Строительство и история. Московская государственная консерватория имени П. Чайковского Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства. В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды Консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие Консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к Консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в Консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова...

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года Консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора Консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С.П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал Консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих Консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших Консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал на 1800 мест впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. Все это до сих пор делает Большой зал одной из лучших концертных площадок в мире.

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала - гордость Консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение Консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII - XIX века - городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

На сцене Большого зала могут одновременно разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов - мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе Консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей Консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки - около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора Консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным - Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у Консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского - композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии - покровительницы музыкантов - было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Но преподавали там опять иностранные музыканты. Тогда Николай Рубинштейн в 1866 году основал русскую консерваторию на базе организованных им же Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества.

Со дня основания и до 1881 года Николай Рубинштейн оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра. Теоретическое отделение возглавил П.И. Чайковский.

Сначала занятия шли в доме Черкасовой на Возвиженке (был разрушен фашисткой бомбой в 1941 году). Но в 1871 году она вдвое подняла арендную плату, и консерваторцы переехали на - в усадьбу Е.Р. Дашковой, которую по ее заказу построил Василий Баженов.

Боковые флигели существовали в виде отдельных небольших корпусов. В левом из них помещался... склад крымских вин князя Воронцова-Дашкова, у которого, между прочим, это здание было приобретено для консерватории в 1878 году за 185 тысяч рублей. В правом - к улице помещался небольшой нотный магазин, а со двора - квартира, в которой до 1881 года жил основатель и первый директор консерватории Н.Г. Рубинштейн.
По количеству учащихся, которые тогда обучались в консерватории, помещение это, пожалуй, отвечало своему назначению, если бы не «концертный» зал (он же оркестровый, хоровой и оперный класс), который мог обслуживать только закрытые ученические вечера, самостоятельные ученические концерты и иногда камерные собрания Музыкального общества. Классы в первом и втором этажах были довольно большие, с высокими потолками, а в третьем с совсем низкими. В общем все помещение своей опрятностью, чистотой и спокойно-деловым уютом производило очень хорошее впечатление.

Со временем консерватории потребовалось новое здание. Усадьбу выкупили у Дашковой и в 1895-1901 годах архитектор В.П. Загорский и скульптор А.А. Аладьин ее перестроили. Сохранили фасадную стену главного корпуса с полуротондой и входной тамбур (ранее это были парадные сени), а все остальное сломали и выстроили заново. Пандусы у главного входа устроили для удобства подъезда на экипажах.

Активно помогали в строительстве здания Консерватории меценаты: текстильные фабриканты братья Морозовы взяли на себя оборудование и меблировку зала, миллионер-сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры, орган, и сейчас украшающий Большой зал, заказал в Париже предприниматель фон Дервиз, а сам Загорский предоставил средства на покупку мраморных лестниц. Кроме того за проект и руководство строительством архитектор не взял ни копейки.

Директор московской консерватории… г. Сафонов известен в музыке тем, что он умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов.
- Лестницу для нового здания консерватории надо? Сейчас аккорд на купцах - и пожалуйте - лестница! Орган нужен? Легкая фуга на миллионерах - и орган!

Финансирование работы Консерватории шло за счет доходов от концертной деятельности Императорского русского музыкального общества, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц. Но все равно до 1917 года обучение было платным - 100 рублей в год. До 1879 года в Консерватории учились 6 лет, а затем этот срок был увеличен до 9. При этом курс включал как музыкальные дисциплины, так и общеобразовательные.

В советское время для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию организовали Воскресную рабочую консерваторию и Музыкальный рабочий факультет.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1931 году Консерваторию переименовали в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона». Тогда же были попытки упростить учебные планы. Но в конце 1932 прежнее название и академический профиль Консерватории восстановили.

В 1932-1933 годах трехэтажное здание Консерватории надстроили по проекту И.Е. Бондаренко, а в 1983 к нему присоединили здание Синодального училища церковного пения в городской усадьбе Колычевых. Этот дом построил в конце XVIII века неизвестный архитектор школы М.Ф. Казакова, и с 1925 года в нем размещался юридический факультет МГУ.

Сейчас в Московской Консерватории имени Чайковского помимо занятий проходят концерты в Большом зале на 1737 мест, Малом зале на 436 мест, Рахманиновском зале и отдельно стоящем здании Архиповского Музыкального Салона.

При этом Большой зал известен своей акустикой. Ее создает система пустотелых керамических резонаторов, вмонтированных в свод. В день открытия в зале также установили стеклянное полотно с изображением покровительницы музыкантов святой Цецилии, но во время Великой Отечественной войны его разбили. Место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы» из Славянского базара. А в 2011 году витраж воссоздали по фотографиям, и он вернулся в Большой зал.

Также в здании Московской Консерватории работает музей Николая Рубинштейна. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей Консерватории. Именно эта экспозиция стала основой Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Говорят, что... ...из 14 портретов композиторов, украшающих стены Большого зала консерватории (Бах, Гендель, Гайдн, Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Глюк, Вагнер, Глинка, Чайковский, Рубинштейн, Бородин, автор Н.К. Бодаревский) 4 были заменены. В 1953 году нерусских Генделя, Глюка, Гайдна и Мендельсона «сместили», а на их место встали правильные Мусоргский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Шопен. Правда получилась накладка при создании подписей: старые портреты подписаны в дореволюционной орфографии, а новые - в современной.
...Николай Рубинштейн часто отдавал собственные деньги на нужды Консерватории, а когда их не хватало, брал в долг и расплачивался потом гонорарами от концертов. На 10-летие Консерватории москвичи подарили музыканту серебряный поднос с горой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.
...левая ложа Большого зала была особо пышно оформлена, так как предназначалась для царской фамилии. Но Николай II ни разу не был в консерватории.

А вы знаете что-то еще о Московской Консерватории?

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского - один из самых знаменитых творческих вузов мира, который представляет собой синтез высшего музыкального учебного заведения, научного центра, библиотеки и концертной организации. Московская консерватория - единственный музыкальный вуз России, которому присужден статус университета.
История консерватории начинается с того времени, когда Московское отделение Русского музыкального общества решило создать специальную музыкальную школу - консерваторию. За основу были положены частные классы. Первым директором консерватории, основанной 13 сентября 1866 года, стал крупный музыкант Николай Григорьевич Рубинштейн.
Первоначально под классы арендовали дом у баронессы Черкасовой на углу Воздвиженки и Борисоглебского. Дом был заметный, с тремя высокими этажами. Первый этаж занимали магазины: «торговля Чичкина» - известного всей Москве продажей молочных продуктов высокого качества и крупный магазин готового платья «Отто». А все другие помещения заняли будущие музыканты и профессура. Несколько лет здесь работал и жил П.И.Чайковский.
В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом - бывший дворец князя Воронцова. Взвесив свои возможности, музыкальное общество решило приобрести усадьбу в собственность.
В начале XVIII века земля, на которой сегодня стоит консерватория, принадлежала князьям Прозорским, затем перешла к князьям Долгоруковым. В мае 1766 года у князя Николая Долгорукова землю купила княгиня Екатерина Романова Дашкова, урожденная Воронцова. Имя Екатерины Дашковой прочно вошло в летопись отечественной культуры.
На купленной у Долгорукова земле Дашкова строит в 1792 г огромный по тому времени дом. Автором проекта был Василий Иванович Баженов.
В 1812 году дом сгорел, но к 1824 году был восстановлен.
После смерти княгини Е.Р.Дашковой усадьбой владел ее племянник граф Михаил Семенович Воронцов. Он и его наследники сдавали усадьбу под самые разные учреждения, а так же и частным лицам, так в 1876 году в дом графа Воронцова вселяется новый арендатор - Московская консерватория.
Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло классным, учебным потребностям консерватории, но к концу этого периода стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло, и стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Так как старое здание было заложено в Московском городском кредитном Обществе, то был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания.
Закладка нового здания состоялась 9 июля 1895 года. Первый камень заложили у Императорского подъезда со стороны Среднего Кисловского переулка. После освящения В.И.Сафонов и другие почетные гости положили в основание серебряные рубли чеканки 1895 года и закладную плиту. К осени 1897 года уже было закончено сооружение всех классных комнат и квартир служащих.
Большую помощь в строительстве консерватории и ее оборудовании оказали меценаты: текстильные фабриканты братья Морозовы взяли на себя оборудование и меблировку зала. Великолепный орган, до сих пор украшающий Большой зал, заказал в Париже предприниматель фон Дервиз. Миллионер-сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры. Даже архитектор Загорский выложил свои деньги на покупку мраморных ступеней лестниц.
7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ. Торжественная часть завершалась исполнением специально написанной кантаты-гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». С этого дня началась регулярная концертная деятельность в Большом и Малом залах.
В 1912 году в здании консерватории открылся музей имени Николая Рубинштейна - первый музыкальный музей в России. В 1943 году на его базе создали обширный Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, позднее получивший помещение на улице Фадеева.
В годы второй мировой войны концертная деятельность в Большом зале прекратилась: в его помещениях расположили лазарет.
В мае 1940 года, в честь столетия со дня рождения композитора, Президиум Верховного Совета СССР присвоил консерватории имя П.И.Чайковского
В 1954 г. перед зданием консерватории был установлен памятник П.И.Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной. В 1957 году правый корпус был перестроен для размещения учебных помещений и «Белого» концертного зала.
Указом президента Российской Федерации в 1991 г. Московская консерватория отнесена к числу особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 2000 г. ЮНЕСКО наградило Московскую консерваторию медалью Моцарта за вклад в мировую музыкальную культуру и воспитание молодых талантов.
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского - предмет национальной гордости всех россиян.

Среда, апреля 20, 2016

Ровно 115 лет назад, 20 апреля 1901 года был открыт большой зал московской консерватории. Но, история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени —>


Николай Рубинштейн

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества. Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию. В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы. С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.


Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн, и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы


Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.

В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (на его месте стоит Ленинская библиотека). И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки. В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, после войны его не восстановили.


Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь.


Ещё одна его фотография

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей. Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук. Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы. После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.


Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания.

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту. Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией. Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером, в отца. Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430. К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.


Василий Ильич Сафонов, директор консерватории

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали. Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой. Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова. В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.


Новое здание консерватории, 1901 год. Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому — ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.


1890-е годы, кабинет директора Сафонова

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона. Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.


1890-е, класс фортепиано. Сверху — прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям.

Копмозитор Василенко, друг директора Сафонова, писал: «Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины - не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги - не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».


1890-е, учительская


1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют, тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте


Репетиция в большом зале, 1900 год.

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья. Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей. Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.


Большой зал, 1901 год. По бокам — 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским. После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские-то, среди них – поляк Шопен. Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.


Памятники Римскому-Корсакову и Бетховену, жертвы вандалов и морозов.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову. Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц, и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.


Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, видно его было издалека.


Консерватория в 1928 году.


Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год.

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому. Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской. Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.


Первоначальный вариант памятника, с пастушком.


Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончалась в 1953 году.


По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора - «День ли царит…». Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.


А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.


Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича.


1950-е годы, хор пионеров на сцене главного зала.


Консерватория в 1956 году.


Праздник песни в 1971 году. Такие устраивались ежегодно и полностью перекрывалось движение на Большой Никитской улице.


Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.


Большой зал консерватории в 1976 году.


Афиши, 1979 год.


Очередное торжество, 1983 год.


Фотография взята отсюда

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице. Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей. Для сравнения, К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.


Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. По центру на стене та самая картина.


Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, а Огинский в 1833, Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский, за ним — Ласковский, справа, в мундире — Львов, слушающий Верстовского. У рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов. На заднем плане картины изображены польские музыканты - Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.

Над публикацией работал: Александр Иванов
Все старые фотографии взяты с сайта https://pastvu.com/

Но история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени.

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества.

Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию.

В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы.

С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.


Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы. Фото – pastvu.com

Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.


В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина).

И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки.

В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, и после войны его не восстановили.


Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь. Фото – pastvu.com

Еще одна фотография дома Черкасских:


Дом Черкасских на Воздвиженке. Фото – pastvu.com

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей.

Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук.

Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.

После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.


Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. Фото – pastvu.com

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту.

Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.

Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.

Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.

К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.

Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой.

Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова.

В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.


Новое здание консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому - ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.


Кабинет В. И. Сафонова, 1890-е годы. Фото – pastvu.com

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона.

Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.


Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху – прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям. Фото – pastvu.com

Копмозитор Василенко, друг Сафонова, писал:

«Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины - не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги - не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».


Учительская, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте:


Историко-теоретический класс, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.


Репетиция в Большом зале консерватории, 1900 год. Фото – pastvu.com

Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей.

Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.


Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

По бокам - 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским.

После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские, среди них – поляк Шопен.

Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову.


Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.

Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека.


Вид на консерваторию в 1920-е годы. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1928 году:


Консерватория в 1928 году. Фото – pastvu.com

Студенты консерватории отмечают первомай:


Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год. Фото – pastvu.com

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому.

Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской.

Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.

Первоначальный вариант памятника, с пастушком:


Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году.

Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Фото – pastvu.com

По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора - «День ли царит…».


Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.

А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.

Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича. Фото – pastvu.com

Хор пионеров на сцене Большого зала Московской консерватории, 1950-е гг:


Хор пионеров на сцене Большого зала, 1950-е гг. Фото – pastvu.com

Московская консерватория в 1956 году:


Московская консерватория в 1956 год. Фото – pastvu.com

Праздник песни в 1971 году у стен Московской консерватории:


Праздник песни в 1971 году. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.


Консерватория в 1976 году. Фото – pastvu.com
Большой зал консерватории в 1976 году. Фото – pastvu.com
Афиши. 1979 год. Фото – pastvu.com

Очередное торжество у стен Московской консерватории, 1983 год:


Московская консерватория, 1983 год. Фото – pastvu.com

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице.


Фойе БЗК. Фото – galik-123.livejournal.com

Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей.

Для сравнения: К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.

Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. В центре на стене та самая картина:


Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. Фото – pastvu.com

Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, Огинский в 1833-м, а Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.


И. Е. Репин – “Славянские композиторы”, 1872 год.
Холст, масло

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский, за ним - Ласковский, справа в мундире - Львов, слушающий Верстовского. У рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов.

На заднем плане картины изображены польские музыканты - Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.

Над публикацией работал Александр Иванов, “Прогулки по Москве”