Новый корпус публичной библиотеки архитектор. Российская национальная библиотека. Ленинский читальный зал

Идею создания Публичной библиотеки, давно витавшую в воздухе, сумела воплотить в жизнь императрица Екатерина II. Библиотека задумывалась ею, как национальная публичная, общедоступная. Она ставила целью "общественное просвещение россиян". 16 (27) мая 1795 года императрица Екатерина II Высочайшим своим повелением одобрила представленный архитектором Егором Соколовым проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. И уже в июне 1795 года стройка "возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II. Деньги на строительство отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы, скрепляемым позднее ее подписью. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины. Она же положила начало формированию собственно библиотечных фондов. По приказанию Екатерины II летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залусских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. К полученному собранию Екатерина II предполагала присоединить собрания Эрмитажной библиотеки и личные собрания Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук И.А.Корфа. Этот план был осуществлен позднее в 1860 году. Со смертью Екатерины строительство здания и разбор книг было притормозились, но один из авторов «Плана Публичной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге» граф А.С.Строганов, став в январе 1800 года главным директором императорских библиотек проявил настойчивость и сумел убедить Павла I в необходимости оставить Библиотеке строящееся на углу Невского и Садовой здание, строительство которого в 1800 году уже шло к завершению. Строганов поставил задачу открыть Библиотеку "для публичного употребления" уже в самое ближайшее время. Наступило время царствования Императора Александра I. В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое учреждение "на пользу общую" и утвердил составленное Олениным и отредактированное М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. В 1808 году А.С.Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н.Оленина (176З-1843). Он был назначен товарищем главного директора, а после смерти Строганова - директором Публичной библиотеки (1811-1843). По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий.

Война 1812 года отодвинула открытие Публичной библиотеки. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти
из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". Библиотечное имущество в сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова было погружено на бриг и отправлено водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля. Торжественное открытие Публичной библиотеки состоялось после окончания войны 2 (14) января 1814 года. Внутри здания, прорезанного полуциркульными и прямоугольными окнами, есть интерьеры, представляющие большой художественный интерес. Например, Готический зал, отделка которого воспроизводит обстановку библиотечного покоя XV века.

В 1828 - 1834 годах к первоначальному корпусу, построенному по проекту Е. Соколова, был пристроен новый корпус по проекту архитектора К.И. Росси. Главный фасад нового корпуса входит в ансамбль площади Островского. Строительство корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси ещё в 1810-х годах, когда он перестраивал интерьеры Аничкова дворца. Вместе с этим по своей инициативе он создавал и проект новой площади. Этот проект предусматривал и расширение библиотеки. Воплотить задуманное в жизнь Росси удалось после решения Николая I привести в порядок пространство рядом с великокняжеским дворцом.

Проект зданий вокруг площади, в том числе и здания библиотеки, был утверждён 5 апреля 1828 года. Здание Александринского театра начало возводиться сразу же, а работы над новым корпусом библиотеки были приостановлены. Архитектор задумал здесь некоторые конструкции из металла, но императору Николаю I это не понравилось, он повелел делать всё из камня. Росси отказался переделывать проект, и поручил эти работы своему помощнику Аполлону Щедрину. Директор библиотеки А. Оленин не возразил, дав задание в первую очередь думать не о красоте возводимого здания, а об удобстве для книгохранения. Новые планы и сметы Щедриным были составлены к 21 июля. Одновременно с их утверждением начались работы по забивке в грунт 2427 свай. 2 августа, когда был утверждён проект, уже возводились стены. Таким образом к угловому корпусу библиотечного здания было добавлено величественное строение, закрепившее центральное положение Библиотеки на Невском проспекте и прилегающей к нему Александрийской площади (площадь Островского).

В качестве архитектурного декора нового корпуса были использованы архитектурные мотивы и образы старого здания библиотеки. Фасад украшен неглубокими нишами с полуциркульными завершениями на первом этаже и колоннами ионического ордера на втором. Между колоннами располагаются скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности: историк Геродот, поэты Гомер и Вергилий, философ Платон, математик Евклид, ораторы Демосфен и Цицерон, врач Гиппократ, драматург Еврипид. Скульптурные изображения выполнены выдающимися скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Аттик главного фасада увенчан статуей Минервы - богини мудрости. Статуя была реконструирована в шестидесятые годы XX века. В новом корпусе библиотеки было два больших зала, разделенных вестибюлем и парадной лестницей. Сейчас они используются как читальные залы.

В 1859-1862 годах во дворе библиотеки под руководством архитектора В.И. Соболыщикова был возведен новый читальный зал. В самом начале XX века на углу переулка Крылова и площади Островского к корпусу Росси по проекту архитектора Е.С. Воротилова было пристроено еще одно здание для читального зала.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда библиотека продолжала работать, ее сотрудники продолжали обслуживать читателей.

В настоящее время в фондах Российской национальной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина хранится более тридцати четырех миллионов книг, периодических изданий, листовок и т.д. Сотрудники библиотеки ежегодно обслуживают около полутора миллионов читателей.

Строитель Е. Т. Соколов Строительство -1801 годы Основные даты:
Статус Действующая библиотека

Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырех основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке.

Корпус Соколова

Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .

Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799 - 1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика»).

Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

Сейчас в корпусе Соколова находятся читальный зал отдела рукописей, зал отдела рукописей, овальный зал отдела рукописей, выставочный зал отдела рукописей, зал русского книжного фонда, овальный зал русского книжного фонда.

Корпус Росси

Корпус Росси в 1920 году

Корпус Росси в начале XXI века

Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объем был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений.

Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений.

В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .

При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке - внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала, деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация.

В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов.

Кабинет Фауста

Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова.

В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:

… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков - Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля …

Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи «здесь стоят первенцы типографского искусства », и «имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно ».

Библиотека Вольтера

Ларинский зал

Зал Корфа

Корпус Собольщикова

В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200-250 мест был заказан В. И. Собольщикову. Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки.

Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось - в сентябре 1862 года.

Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц.

Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки. Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.

В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .

Ленинский читальный зал

Корпус Воротилова

Корпус Воротилова в начале XX века

Корпус Воротилова в 2010 году

В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .

Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса. Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей.

Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере - оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определенной степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней еще одной и к тому же достаточно протяженной постройки.

7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени - 36 огромных двухярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция - чистоту воздуха, окраска - не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал.

Дом Балабина

До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир. В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофицальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .

В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казенных железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А.Ф.Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке.

В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.

Дом Крылова

Дом Крылова (№ 20)

«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .

Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .

В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.

История

  • Центральный зал (он же - зал Корфа),
  • Зал литературы (Ларинский зал),
  • Зал социально-экономической литературы.

В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ. В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как К. И. Росси , А. Ф. Щедрин, А. Н. Оленин , М. А. Корф

Это обращение поддержали деятели культуры и искусства:

  • директор Пушкинского Дома Всеволод Багно ,
  • писатель Яков Гордин ,
  • исполнительный директор Фонда имени Лихачёва Александр Кобак,
  • члены Федерального совета по сохранению культурного наследия Олег Иоаннесян и Михаил Мильчик,
  • член совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека профессор Александр Сунгуров ,
  • заслуженный деятель искусств РФ , редактор киностудии «Ленфильм » Фрижетта Гукасян

Изображение корпуса Соколова было использовано для оформления серебряной памятной монеты, выпущенной Банком России в 1995 году .

Примечания

  1. Российская национальная библиотека: Главное здание
  2. Российская национальная библиотека: Главное здание
  3. Российская национальная библиотека: Корпус Соколова
  4. Российская национальная библиотека: Корпус Соколова
  5. Российская национальная библиотека: Корпус Соколова
  6. Российская национальная библиотека: Корпус Соколова
  7. Российская национальная библиотека: Корпус Росси

Угол Садовой улицы и Невского проспекта (площадь Островского, 1-3)

Тип здания Библиотека Строитель Е. Т. Соколов Строительство - годы Основные даты Открытие библиотеки - 2 () января 1814 года
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781420070020006 (ЕГРОКН). Объект № 7810625000 (БД Викигида) Состояние Действующая библиотека Медиафайлы на Викискладе

Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырёх основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке.

Корпус Соколова

Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .

Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799-1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика »).

Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

Изображение корпуса Соколова использовано для оформления серебряной памятной монеты , выпущенной Банком России в 1995 году.

Корпус Росси

Корпус Росси в 1920 году

Корпус Росси в начале XXI века

Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объем был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений.

Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений.

В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .

При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке - внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала , деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация.

В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов.

Кабинет Фауста

Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова .

В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:

… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков - Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля …

Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи «здесь стоят первенцы типографского искусства », и «имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно ».

Библиотека Вольтера

Ларинский зал

Зал Корфа

Корпус Собольщикова

В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200-250 мест был заказан В. И. Собольщикову . Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки.

Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось в сентябре 1862 года.

Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц.

Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки. Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.

В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .

Ленинский читальный зал

Корпус Воротилова

Корпус Воротилова в начале XX века

Корпус Воротилова в 2010 году

В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .

Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса. Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей.

Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере - оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определенной степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней ещё одной и к тому же достаточно протяженной постройки.

7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени - 36 огромных двухъярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция - чистоту воздуха, окраска - не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал.

Дом Балабина

До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир. В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофициальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .

В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казенных железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А. Ф. Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке.

В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.

Дом Крылова

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510330220006 (ЕГРОКН)
объект № 7810625000 (БД Викигида)

Дом Крылова (№ 20)

«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .

Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .

В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.

Ремонт 2008 года

В 2008 году был произведён ремонт трёх залов библиотеки с уничтожением исторического декора. Изменения коснулись трёх залов:

  • Центральный зал (он же - зал Корфа),
  • Зал литературы (Ларинский зал),
  • Зал социально-экономической литературы.

В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ. В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как

Комплекс разновременно построенных зданий Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина входит в ансамбль площади Островского.

Старейшее из трех соединенных в одно целое библиотечных зданий - корпус, выходящий своими фасадами на Садовую улицу, Невский проспект и площадь Островского, - построен Е. Т. Соколовым в 1796–1801 годах.

Первый этаж обработан рустами и прорезан полуциркульными и прямоугольными оконными проемами, создающими впечатление аркады. Нижний этаж служит цоколем для колоннады ионического ордера, которой обработан закругленный фасад. В 1828–1834 годах к старому корпусу Публичной библиотеки было пристроено по проекту К. И. Росси новое здание, обращенное своим главным фасадом на площадь. Работами по возведению нового корпуса руководил архитектор А. Ф. Щедрин.

В решении фасада нового корпуса Росси использовал архитектурные мотивы старого здания библиотеки - неглубокие ниши с полуциркульными завершениями в первом этаже и ионический ордер в обработке верхних этажей.

Он декорировал фасад великолепной колоннадой из 18 колонн, разместив между ними скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности, выполненные скульпторами С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским, С. И. Гальбергом, Н. А. Токаревым и М. Г. Крыловым. Барельефы между колоннами и венчающую аттик главного фасада статую Минервы исполнил В. И. Демут-Малиновский. Ввиду того что статуя обветшала, она возобновлена в 1965–1966 годах по старому образцу.



Во вновь построенном корпусе располагались два больших зала в два света, разделенные вестибюлем и большой парадной лестницей. Ныне они используются как читальные залы. Постройка нового корпуса библиотеки повлекла за собой небольшие переделки фасада старого здания по Садовой улице и Невскому проспекту. Были сняты шесть статуй, стоявших над колоннадой, обращенной на и Садовую улицу, возведен аттик, изменены размеры окон и декорировка стен.

В 1859–1862 годах во дворе библиотеки по проекту архитектора, библиотекаря

Публичной библиотеки В. И. Собольщикова был построен новый читальный зал, ныне известный как Ленинский: в 1893–1895 годах в нем занимался В. И. Ленин.



В связи с ростом количества читателей в 1896–1901 годах на углу нынешнего

переулка Крылова и площади Островского архитектор Е. С. Воротилов построил обширное здание для читального зала, связав его в одно целое с корпусом, построенным Росси. Читальный зал в нем (17×40 метров) впервые в России перекрыт сводом из пустотелых бетонных блоков инженером Б. К. Правдзиком.

В старом корпусе сохранились интерьеры, представляющие художественный интерес, в их числе Готический зал, сооруженный в 1857 году по проекту И. И. Горностаева при участии В. И. Собольщикова. Отделка этого зала, предназначенного для хранения книг, напечатанных до 1500 года, воспроизводит обстановку библиотечного покоя XV века. Зал Горностаева известен под названием «Кабинет Фауста».



Официальное открытие библиотеки состоялось 14 января 1814 года. В её стенах работали многие выдающиеся деятели русской культуры. На фасаде здания, выходящем на Невский проспект, установлена мемориальная доска, надпись на которой гласит, что в 1893–1895 годах постоянным читателем Публичной библиотеки был В. И. Ленин. Другая мемориальная доска указывает, что в 1874–1880 годах постоянным читателем библиотеки был Г. В. Плеханов. Две мемориальные доски отмечают долголетнюю деятельность в библиотеке И. А. Крылова и В. В. Стасова.

Вчерне здание было готово осенью 1828 г., а полностью отделано снаружи в 1832 г.

Архитектурная идея Росси при подготовке проекта строительства нового библиотечного здания состояла в сохранении корпуса Соколова и включении его в общую композицию. При этом сохранялось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. Такое решение обеспечивало органическое единство обоих строений. В решение фасада и других частей первого библиотечного здания (Соколова) Росси внес некоторые изменения, касающиеся главным образом отдельных деталей. Основной объем был сохранен.

"Этот пример архитектурного такта и дисциплинированности остается непревзойденным в истории архитектуры", - писала исследовательница творчества Росси М. 3. Тарановская.

Новым и характерным для архитектуры 1820-х - 1830-х гг. стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало зданию особую выразительность. Основой композиционного решения фасада Росси служила колоннада ионического ордера, приподнятая, как и у Соколова, на массивный рустованный нижний этаж. Окна и ниши верхнего этажа были заделаны, а на их месте помещен скульптурный фриз. В дворовом фасаде вместо колонн в центральной части использованы пилястры. Фасад, обращенный к площади, завершает единый аттик. Дворовый фасад Соколова сохранен полностью.

В своем решении библиотечного здания Росси учел не только эстетические, но и - в какой-то мере - функциональные требования, предъявляемые к такого рода учреждениям. Для этого необходимы были прежде всего обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. Архитектор поместил на втором этаже два двусветных зала; деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

Ф. Н. Пащенко, специально занимавшийся отечественной библиотечной архитектурой, чрезвычайно высоко оценил решение внутренних помещений как с художественной стороны, так и с точки зрения возможной для того времени функциональности. Он писал, что они "составляют один из лучших в мире образцов библиотечных зал. Высокие, светлые, просторные, с легкими галереями вдоль уставленных шкафами стен эти залы производят чарующее впечатление, тем более, что корешки книг, стоящих в открытых шкафах, превосходно использованы как элемент художественного оформления... Росси создал образцовый тип здания для помещения в нем библиотеки-музея, библиотеки, предназначенной не только для чтения, но и для обозрения книжных сокровищ, прогулки по Библиотеке, ознакомления с ее богатствами".