Критерии сравнения восточное общество западное. Западная и восточная модели обществ. Министерство образования и науки РФ

В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:

Азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с преобладанием государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АСП и КСП;

Европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии – европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только в начале средневековья;

Азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество – по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое сельское хозяйство гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных способах производства.

В отличие от азиатского, европейский способ производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека – и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля, и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе – человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора – они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двуполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых сельскохозяйственных культур – картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей – викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.

Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность).

Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен – земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.

В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - ХVII вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕСП принял свою законченную форму. Азиатскому способу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Таким образом, в Раннее Новое время АСП и ЕСП, как материальная основа двух основных путей развития человечества, превратились в полные противоположности.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти вое приятия мира Рациональное, противоречивое восприятие - «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, це­лостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрожде­ний)
2. Отношение к природе Стремление под­чинить себе при­роду. Человек - венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения не­совершенства че­ловека создается и используется тех­ника Стремление быть в гармонии с приро­дой. Человек:-орга­ническая часть при­роды (боевые ис­кусства, медицина построена на изуче­нии законов приро­ды); Усовершенство­вание своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет сво­бодной личнос­ти, обладающей гражданскими правами. Ценности индивиду­альной свободы Приоритет системы подчинения личнос­ти (подданных) об­ществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-предста-вительные структуры. Парламентаризм Политический мо­низм. Восточная дес­потия (неограни­ченная власть, обо­жествление монарха)
5. Отношения собственности Господство част­ной собственности Преобладание госу­дарственной и об­щинной собственнос­ти. Принцип влас­ти - собственности (власть рождает соб­ственность, а утра­тивший власть ста­новится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, по­стоянное изме­нение форм де­ятельности, использование новаций. Развитие обще­ства носит по­степенный, по­ступательный характер Стремление к восп­роизводству самих себя, поддержанию традиционного об­раза жизни. Разви­тие общества носит циклический харак­тер

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ

ТИПОВ ОБЩЕСТВА

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хозяйство - около 75% Сельское хозяйство - около 10%, промышлен­ность - 85% Сельское хозяйство - до 3%, про­мышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества



Вопросы к семинару

1. Согласны ли вы с мнением основоположников марксизма, что у людей нет условий для проявления свободной воли при выборе путей развития? Может ли сильная личность повернуть ход истории.

2. В.И. Ленин утверждал: «На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси от феодализма, от мещанства, от ещё чего- ни будь». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

3. Вспомните трехступенчатую концепцию развития цивилизации по Д. Беллу: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную Черты, присущие каждой из названных эпох.

4. Согласно данным ЮНЕСКО в мире существуют:

европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически- африканская, латиноамериканская, дальневосточная цивилизации. Какие основные достижения, ценности, присущи каждой из цивилизаций?

5. Имея в виду срединное положение России между Востоком и Западом, В. Соловьёв писал: «Меж двух враждебных станов тебе приюта нет.»

Согласны ли вы с таким взглядом на историю России. Ответ обоснуйте

6. В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

7. П. А. Чаадаеву принадлежит изречение: «Во Франции на что нужна мысль?- Чтобы её высказывать.- В Англии?- Чтобы привести в исполнение?- В Германии?- Чтобы её обдумать.- У нас?- Ни на что! И знаете почему?» Чаадаев оставил вопрос без ответа. А как вы ответите

ЗАДАНИЯ:

“3” Установите соответствие между типами обществ и характеристиками общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

“3” Тест

1) Понятию «Общественный прогресс» противоположно понятие

а) социальная революция;

б) общественный регресс;

в) социальные реформы;

г) общественное развитие;

2) Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества являются

а) скачкообразные перемены;

б) революционные изменения;

в) постепенные процессы;

г) регрессивная направленность;

3) Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя- это

а) реформа

б) революция

в) стабилизация

г) эволюция

4) Одним из правлений глобализации в современном мире выступает

а) расширение деятельности транснациональных корпораций

б) рост объемов промышленного производства

в) возрастание доли среднего класса в составе населения

г) развитие национальной культуры

“4” - В чем выражается противоречивость общественного прогресса?

Какие области в современном мире испытывают подъем, а какие, напротив, подвержены спаду? (информационные технологии и угольная отрасль)

Что имеют ввиду когда говорят об относительности прогресса?

Как вы понимаете выражение «цена прогресса».

Результаты ответов отразите в схеме:

Заполните таблицу.

“5” Критерии прогресса

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, характеризующими сосуществование цивилизаций во времени, являются понятия Востока и Запада. То, что мы привыкли именовать географическим понятием «Восток» (не считая некоторых стран Юго-Восточной Азии, совершивших мощный индустриальный прорыв в техногенную цивилизацию), представляет собой в основном традиционное общество, основанное на преимущественно земледельческом труде, с общинной или государственно-общинной собственностью на землю, общинно-клановой организацией социальных связей и практически полным подчинением человека социально-этическим стандартам, а также социальным наследованием жизненного опыта в форме традиции. Понятие «Запад», как правило, используют для обозначения промышленно развитых обществ с высокими темпами развития экономики, науки и техники, демократическим устройством общественной жизни, правовым государством и развитым гражданским обществом, высокой степенью социальной мобильности и личной свободы. Поэтому вполне возможно говорить о Тайване как о «внутреннем Западе» в интенсивно развивающемся, но все еще традиционном Китае и о «веянии Востока» как моде на традиционалистские ценности в европейских странах начала XX в. Россия, расположенная между Востоком и Западом, тяготела то к одному, то к другому в зависимости от цивилизационной ориентации в различные периоды своей истории.

Известно, что ядро любой цивилизации составляет система ценностей и жизненных смыслов. Основные духовные ценности восточных цивилизаций отражены в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма и конфуцианства. (Вспомните основные положения этих учений).

На основе этих ценностей и сформировалась картина мира Древнего Востока. Сравнительный анализ китайской, индийской, японской культуры, с одной стороны, и культуры античной Греции - с другой позволяет говорить об общности и различии восточной и западной культур, об особенностях присущих им стилей мышления.

Философ XX в. Э. Гуссерль усматривал отличительную особенность западной культуры в «верховенстве идеи над жизнью». Философы Запада стремились отыскать всеобщее начало, первопричину, логос, т. е. закон бытия. Восточная же мудрость тяготела не к поиску сущностей, а к фиксации мгновенных состояний бытия, мимолетных сцеплений вещей и событий. Известный исследователь культур Древнего Востока К. Г. Юнг так характеризует древнекитайскую картину мира: «То, что мы называем случайностью, для этого своеобразного мышления является, судя по всему, главным принципом, а то, что мы превозносим как причинность, не имеет почти никакого значения... Их, видимо, интересует сама конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а вовсе не гипотетические причины, которые якобы обусловили случайность. В то время как западное мышление заботливо анализирует, взвешивает, отбирает, классифицирует, изолирует, китайская картина момента все сводит к незначительной детали... Этот любопытный принцип я назвал синхронностью, и он диаметрально противоположен нашей причинности». Европейским миссионерам, пропагандистам западной культуры, трудно было объяснить китайским мудрецам суть «западного» представления о мире как управляемом естественными законами. Но и в «восточном» представлении о том, что законы издает император, - изрядная доля истины, так как понятия силы и закона пришли в естественные науки из знаний о человеческом мире (представления о мускульной силе руки, юридические законы).

Истоки различий «западной» и «восточной» картин мира следует искать в различных способах организации социальной жизни и соответствующих им представлениях о месте человека в мире. Принято считать, что восточный человек созерцателен, тогда как образ западного человека олицетворяет Прометей, дерзнувший бросить вызов богам. Принцип минимального действия, требующий от человека следовать естественному порядку вещей («не навреди»), действительно заимствован из древнекитайской мудрости. Но созерцательность - характерное свойство человека традиционного общества, где бы он ни жил. Идеал же практически деятельной личности был свойствен Западу отнюдь не во все времена. Пафос активистски-деятельной личности, т. е. установка на активное преобразование природы и общества, предпосылки которой восходят к античной культуре, зародился лишь в эпоху Возрождения и окончательно утвердился в европейской культуре Нового времени - периода становления индустриального общества.

На цивилизационной карте современности Восток и Запад характеризуют не столько географическое положение, сколько особое сочетание черт социально-культурного развития. Поэтому различия Восток - Запад обусловлены не различием природных условий (ландшафт, климат, почва и т. д.), а характером и уровнем цивилизационного развития народов.

Важнейшим социальным изобретением западной культуры являются рациональное, т. е. организованное и доказательное, мышление и основанные на нем социальные практики. «Размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости - все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте... Однако ни вавилонская, ни какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его дали лишь эллины (что делает, в частности, развитие вавилонской астрономии еще более поразительным). В индийской геометрии отсутствовало рациональное доказательство - оно также является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика.

Естественным наукам в Индии, чрезвычайно развитым с точки зрения эмпирического знания, не известны ни рациональный эксперимент (начатки его относятся к Античности, а полное развитие - к эпохе Возрождения), ни современные лаборатории, поэтому в высокоразвитой по своим эмпирическим наблюдениям и техническим методам медицине Индии отсутствует биологическая, и прежде всего биохимическая, основа. Ни одна культура, кроме западной, не знает рациональной химии. Несмотря на ряд обширных кодификаций, созданных преимущественно в Передней Азии и Индии, здесь нет... рациональной теории права. Феномен, подобный каноническому праву, также порождение Запада», - констатирует М. Вебер. Лишь на Западе, утверждает он, могла возникнуть наука со свойственным ей рациональным обоснованием знания. Почему? Ответ на этот вопрос также следует искать в формах организации общественной жизни. В условиях древнегреческой рабовладельческой демократии каждый свободный человек имел право участвовать в принятии решений, значимых для всего полиса. При этом его богатство, знатность и прошлые заслуги не имели решающего значения. Главную роль в принятии решений об объявлении войны, о заключении мира или торгового договора играла обоснованность суждений оратора, сила его аргументов. Наука в Древней Греции отражала основополагающие черты организации социальной жизни. Возникнув из практики решения прикладных задач на измерение земельных участков, древнегреческая геометрия в трудах Евклида обрела форму доказательной, логически стройной системы знаний. На Востоке же практическая потребность в знаниях по геометрии была едва ли не большей, чем в Греции. В Египте, например, сезонные разливы Нила заставляли периодически восстанавливать границы земельных участков, т. е. решать практические задачи на построение многоугольников. Однако, в отличие от Древней Греции, геометрические знания на Древнем Востоке передавались из поколения в поколение как практические рецепты решения прикладных задач и не оформились в доказательное, систематизированное знание. Причина подобных различий состоит в том, что, в отличие от демократически организованного греческого полиса, где принятие решений осуществлялось в борьбе и столкновении интересов различных социальных групп, власть на Востоке, сосредоточенная в одних руках, носила авторитарный характер. А для авторитарного мышления ссылка на авторитет источника знания заменяет собой доказательство. Культурный авторитет науки в индустриальном западном обществе обусловлен пониманием места и роли человека как творца, преобразователя мира. Научное же познание природы, общества и самого человека полагалось необходимой предпосылкой, условием их преобразования.

Известный английский писатель и поэт Р. Киплинг усматривал в цивилизационных различиях Востока и Запада историческую судьбу народов, изменить которую можно лишь ценой разрушения заведенного порядка вещей:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретиться им никогда,
Лишь у подножья престола Божия
В день Страшного суда.

Так ли это? Мы уже знаем, что в середине XX в. развитие индустриального, западного общества подошло к критическому рубежу, границам дальнейшего развития техногенной цивилизации. Технический прогресс сам по себе не в состоянии привести к улучшению социального самочувствия человека, подчас ощущающего себя придатком машины, биологической приставкой к компьютеру или объектом «грязных» социальных технологий. В промышленно развитых странах заметно ослабла трудовая этика под напором гедонистических, т. е. направленных на получение удовольствия, устремлений. Экологический кризис, выживание человечества перед лицом угрозы международного терроризма, наконец, сохранение биологических основ существования в условиях катастрофических, а подчас и необратимых изменений среды обитания заставляют Запад искать новые, гуманистические ориентиры цивилизационного развития.

Многие ученые полагают, что современное индустриальное общество Запада едва ли сможет осуществить перестройку своих цивилизационных оснований без обращения к сохранившимся в восточных культурах ценностям и жизненным смыслам: бережному, нравственно окрашенному отношению к природе, обществу и человеку, ограничению техногенного давления на природную и культурную среду, без восстановления ценности разумной достаточности. И от того, в какой мере человечество сумеет достичь гармоничного синтеза ценностей Востока и Запада, во многом зависит его будущее.

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад .

Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Отношение людей к природе Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
4. Форма собственности Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государственный контроль общества Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Отношения личности и государства Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

Итог Выполните задания на с. 126 учебника. Домашнее задание: Выучите § 11-12, выполните задания.

III. Новый материал

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад.

Попробуем сравнить их между собой по следующим критериям (на доске).

Презентация домашней работы групп: Восток, Запад.

По ходу работы составляем таблицу. Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Человек и природа Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
2. Экономика Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
3. Социальная мобильность Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
4. Общество и государство Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
Восточное общество Западное общество
Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
5. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Итак, давайте попробуем выделить каковы сегодня главные особенности взаимодействия Восточной и Западной цивилизаций?

Ответы учащихся:

ü Экономическое взаимодействие;

ü Противостояние в войнах и локальных конфликтах;

ü Взаимообмен культурными ценностями;

ü Взаимодействие во внешней политике для поддержания мира на земле;

Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно):



Можно выделить следующие тенденции взаимоотношений восточной и западной цивилизаций на современном этапе:

Ø ИНТЕГРАЦИЯ (взаимодействие) в экономике, политике, культуре

Ø ПРОТИВОСТОЯНИЕ в локальных конфликтах

Таким образом, можем ли мы сказать, что в процесс интеграции включено большинство стран мира?

Ответы учащихся:

ü Да;

ü Сегодня практически все государства на земном шаре включены в процесс всемирной интеграции;

ü Этот процесс стал возможен лишь во второй половине 20 века, потому что в это время начали бурно развиваться средства связи и коммуникации, а также различные транспортные магистрали, то есть людям стало проще общаться, проще посещать другие страны.

Мы с вами выяснили, что всемирная интеграция- одна из главных особенностей развития современного мира, в обществоведении этот процесс имеет название

Запись в тетради

v Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

Какое общество может возникнуть в результате глобализации?

Ответы учащихся:

ü Большое;

ü Включает все страны на планете;

ü Огромное;

ü Мегаобщество.

Запись в тетради

v Мегамир (глобальное общество) - концепция, с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира.

А сейчас мы с вами прослушаем фрагмент лекции и попробуем ответить на вопросы:

Почему тема глобализации сегодня так актуальна?

ü Потому, что государства сегодня стараются активно взаимодействовать, контактировать, а значит они становятся более зависимы друг от друга.

Почему с явлением глобализации человечество столкнулось лишь во второй половине 20 века?

ü Именно во второй половине 20 века человечество столкнулось с глобальным масштабом проблем, которые возможно решить только совместными усилиями (глобальные проблемы человечества)

Решение каких проблем стоит сегодня на 1 месте?

ü Экологический кризис, так как от этого зависит выживание всего человечества.

ü Проблема войны и мира, то есть предотвращения 3 мировой войны.

Таким образом, каковы + и – глобализации?

ü Открывает возможности для самореализации человека;

ü Позволяет обмениваться культурными ценностями, то есть вести диалог культур;

ü Экономическое сотрудничество помогает развиваться экономикам различных стран,

ü Возможность общения с людьми по всему земному шару

ü Совместное предотвращение военных конфликтов и т.д.

ü Размывание или полное уничтожение границ национальных культур;

ü Распространение локальных военных конфликтов;

ü Не все государства развиваются быстрыми темпами, потому что в процесс глобализации все вступают на разном уровне развития(например, США, страны Западной Европы и Африканские государства)

ü Современное общество перенасыщено информацией, поэтому человеку иногда трудно найти себя, своё место;

ü Очень быстрые темпы развития современного общества ведут к ухудшению состояния здоровья людей, стрессам, депрессиям.

Что же является главной ценностью формирующегося сегодня мегаобщества?

ü Право человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и возможность самореализации .