Проанализируйте фрагмент древнегреческой трагедии. Главные ценности греческой трагедии и почему зрители не должны плакать. Греческая трагедия и театр

взрыв восстания богдана хмельницкого был определенной неожиданностью для речи посполитой, которая в то время переживала не лучшие времена в своей. десятилетия после разгрома предыдущего казацкого восстания 1638 г. под руководством якова острянин, карпа скидана и дмитрия гуне называли "золотым покоем". речь посполитая утешалась своей зажиточностью и стабильностью, особенно на фоне разрушенного тридцатилетней войной европы, беспорядков в турции, потерь московии в смоленской войне. однако этот покой оказался "затишьем перед бурей" - мирную жизнь страны объяснялось простым нежеланием самоудовлетворенной и обеспеченной шляхты втягиваться в военные авантюры короля владислава iv (в то время военная политика государства приобрела оборонных рис). относительно неплохом состоянии основывался на экстенсивном ведении хозяйства, что сопровождалось эгоистичным использованием труда непривилегированных слоев населения, а внутренняя стабильность базировалась на бескомпромиссной политике относительно казачества, которое оговтувалося после очередного поражения от правительственных сил.после заключения казацко-татарского договора в украину было отправлено четырехтысячным отрядом под предводительством влиятельного перекопского мурзы тугай-бея*32, который в дальнейшем принимал участие во всех крупных сражениях 1648 г. (кроме пилявской, где казаков поддерживали буджацькі татары во главе с аутемір- мурзою), в осаде львова и в походе под замостья. в зборовской битве впервые принял участие сам хан ислам-гирей вместе с визирем. иногда казацко-татарские отношения приобрели идиллических форм - например, если бы. хмельницкий перед польскими посланниками в переяславе красноречиво и с умилением рассказывал о тугай-бея, называл его братом и обещал, что мир не разорвет их дружбы. в официальной переписке хан и гетман называли себя взамен "приятелями". между казаками и татарами существовала договоренность о распределении добычи (пленные - татарам, имущество - казакам, лошади - поровну). татары не должны были брать ясыря среди православных, однако на самом деле татары этого не придерживались.после заключения казацко-татарского договора в украину было тем не менее, б. хмельницкий всерьез рассматривал перспективу сближения с другим мусульманским соседом украины и начальником татар - турцией. среди соседей украины были государства, которые находились в вассальной зависимости от турции - то же крымское ханство, молдавия, валахия и семи- городдя. за исключением татар, это были христианские государства. турецкий фактор в них не всегда играл отрицательную роль - например, габор бетлен (семигородський князь в 1613- 1629 гг.) укрепил и увеличил свое государство, собственно опираясь на турецкую поддержку.переговоры с турками начались в октябре 1648 г., когда было отправлено посольство в стамбул, однако о нем не сохранилось более подробной информации. следующее казацкое посольство повезло к султану просьбу о протекции над русью "вплоть до вислы". во время пребывания казаков в стамбуле произошло восстание янычар, которые совместно с высшим духовенством свергли султана ибрагима (был задушен). новым султаном стал малолетний мехмед iv (на то время было всего 6 лет, а его мать была на пленницей)*33. при нем большие влияния получил "приемный отец" нового султана (и организатор убийства предыдущего) визир бектеш-ага, который дружил с б. хмельницким и переписывался с ним. гетман, с одной стороны, активно искал порозуміння. с турцией, а с другой - не спешил брать на себя четких политических обязательств.ну

Перед нами встал вопрос: «Как Софокл описывает человека?» Чтобы ответить на этот вопрос, во-первых, нужно узнать кто такой Софокл, чем занимался, где родился и жил, т.е. прочитать биографию этого человека. Во-вторых, прочитать произведения написание им или их краткое содержание, а также узнать, что о нем писали другие известные личности. Еще очень помогут в нашем вопросе цитаты, которые дошли до наших дней. Итак, начнем с биографии.

Софокл родился примерно в 495 году до рождения Иисуса Христа. Местом рождения был город Колоне, находился этот город около Афин. И скорее всего, чтобы отдать дань месту своего рождения, написал трагедию «Эдип в Колоне». Их семья была богата и поэтому дала ему отличное образование. По описанию друзей афинский драматург был веселым и общительным парнем и радовался жизни, как и все богатые молодые люди. Его друзьями были Перикл и Геродот.

В 440 году вместе с Периклом, был на войне с островом Самосом и командовал, в то время, флотом.

Часто участвовал в соревнованиях трагиков и был там не победим, после того как разгромил самого Эсхила. По данным экспертов Софокл написал примерно 130 трагедий. На сегодняшний день имеется 8 пьес, сохранившихся до нашего времени:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (404 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)
«Следопыты»

Умер Софокл, когда ему было 90 лет.

Творчество Софокла

Софокл преобразовал античные выступления на сцене. Первое что сделал трагик это добавил еще одного актера, до этого было два актера. Это как раньше были только игры 2D, а потом появились 3D. Вот вы, например, играли только в 2D игры и вам дали первый раз поиграть в 3D подумайте какие бы у вас были ощущения. Так и у людей того времени, все просто были в шоке от первых выступлений. А кажется добавил одного актера, ерунда, но если подумать, то он просто гений, что до этого додумался, ведь раньше никто этого не делал.

Еще афинский драматург увеличил количество поющих в хоре с 12 до 15 человек. Хор пел при каждом выступлении. Количество человек увеличил, а участие хора в выступлении немного уменьшил, и распределил в пользу актеров на сцене. Улучшил оформление сцены и сделал более качественные маски.

Все эти изменения превратили унылые выступления в потрясающие театральные постановки, от которых у зрителей того времени рты не закрывались от увиденного. Они были просто поражены такими изменениями, это был успех.

Думающий человек

До него в трагедиях обычно прославляли богов, и вся суть была устремлена к тому что нужно служить богам. Боги были главными героями и обыгрывались их чувства и нравственные переживания. А Софокл добавил туда человека, начал раскрывать его душевные страдания, дал почувствовать зрителями их связь с актерами на сцене и возможность задуматься простым людям, над их жизнью. Афинский драматург пытается не просто показывать какие-то события, в своих трагедиях, а обращает внимание на душевные страдания героев их борьбу внутри себя. И это уже нам дает определенные ответ на наш вопрос: «как Софокл описывает человека?» Т.е. он говорит, что человек думающее существо способное не только есть и надеяться на других, но и искать ответы в себе. Анализировать свои действия и думать.

Первое описание человека по мнению Софокла, по нашему выводу, это то что человек должен думать, т.е. думающий человек. Об этом говорят трагедии автора, а также одна из цитат трагика:

Ум, несомненно, первое условие для счастья.

Нравственный человек

Трагедии Софокла не дают нам какую-то загадку, которая кроится в самой истории повествования. Цель произведений не рассказать какую-то детективную историю, в которой развязка будет в конце. У него все сразу ясно, сюжет раскрывается сразу. В своих трагедиях Софокл рисует своих персонажей с характерными слабостями, метаниями и сомнениями. Легендарных героев не рассматривает со стороны их непобедимости и сверх сил. Старается убрать из умов современников, ту идею что боги напрямую влияют на жизнь человека. Роль богов в произведениях Софокла - это некие идеалы, стандарты качества и моральных ценностей. Когда героя пьесы постигает какое-то горе, то виноват в этом только сам главный участник трагедии (судя по пьесе «Аякс») или его родственники (на это указывают пьесы «Царь Эдип» и Антигона»). Герои несут свой крест и в зависимости от их морального выбора им дается соответствующее наказание или награда.

Если смотреть с этой стороны, описание человека в глазах Софокла это правильное понимание морали этого мира, т.е. что хорошо и что плохо. Он считает, что человек не должен поступаться своими моральными качествами. А если не справился понесет за это наказание.

Еще одна цитата которая говорит нам каким должен быть человек в нравственном плане:

Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.

Это нас наводит на мысль, что нужно быть честным с другими и самим собой и не превозносить себя над другими.

Вывод

По описанию Софокла человек должен уметь думать и анализировать. Чтобы в трудной ситуации, хоть как бы ему не было тяжело, не опустится и не нарушить нормы морали и этики.

Много можно писать и обсуждать все произведения Софокла, но вся суть в том, что нужно быть добрым и справедливым человеком и делать все с любовью к себе и окружающему тебя миру, а также не завесить не от каких материальных ценностей.

В конце еще одна цитата:

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

Так что на этом закончим и если хотите посмотрите видео о Софокле.

Второй великий трагический поэт Афин V в. - Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.).

Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с Саламинской битвой (480г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил - поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид - поэт ее кризиса, а Софокл продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.

Другое значительное драматургическое новшество Софокла - допущение третьего актера. Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 442 г.). Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.


Как разрешается конфликт между Антигоной и Креонтом? Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. С наибольшей яркостью эта проблема разработана в трагедии «Царь Эдип. его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.

Ни одно произведение античной драматургии не оставило столь значительных следов в истории европейской драмы, как «Царь Эдип». «Неогуманизм» XVIII - XIX вв. видел в нем образцовую античную трагедию и противополагал ее, как «трагедию рока», шекспировской «трагедии характеров». В связи с этим создалось распространенное представление, будто античная трагедия вообще является «трагедией рока». Это - большое преувеличение: в аттической трагедии проблема «рока» разрабатывается сравнительно редко. Но и в самом «Царе Эдипе», где эта проблема безусловно затронута, она отнюдь не выдвинута на первый план. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости.

нтересно, что Софокл уделяет большое внимание женским образам. Женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной.человечности.

Трагедии Софокла отличаются четкостью драматической композиции. Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план; .поведения героев. В процессе выполнения этого плана, наталкивающегося на различные препятствия, драматическое действие то нарастает, то замедляется, пока не достигает переломного момента, вслед, за которым, после небольшого замедления, наступает катастрофа, стремительно приводящая к окончательной развязке. В закономерном ходе событий, строго мотивированном и вытекающем из характера действующих лиц, Софокл усматривает скрытое действие божественных сил, управляющих миром.

Хор играет у Софокла только подсобную роль. Его песни являются как бы лирическим сопровождением к действию драмы, в которой он сам уже не принимает значительного участия.

В мировую литературу он вошел как создатель ряда монументальных образов

Эсхил и Софокл - творцы античной трагедии в ее классической форме. В этой трагедии изображались преимущественно столкновения по существенным вопросам социальной жизни и человеческого поведения. Конфликт между отцовским и материнским правом, государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, противопоставление прямодушия и хитрости, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков - таков круг тем, охваченных наиболее яркими трагедиями Эсхила и Софокла.

Софокл были убеждены в том, что мир управляется разумными божественными силами, на фоне действия которых трагическое страдание приобретает нравственный смысл. Божества принимали явное или скрытое участие в ходе драмы.

Вопрос № 16. Нравственная и соц-политическая проблематика трагедии Софокла «Антигона». Герои «Антигоны» - люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта - следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам СофоклаСофокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон, т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами

Вопрос № 17. Образы и композиция трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии “Эдип-царь” разворачивается подлинно человеческая драма, насыщенная психологическими и общественно-политическими конфликтами. В сравнении с другими произведениями Софокла в “Эдипе-царе” проблеме знания уделено несравнимо больше внимания. ”. Софокл противопоставляет ограниченности человеческого знания божественное всеведение. Согласно представлениям Софокла, власть богов не определяется человеческой мерой. Именно борьбе с богами отдает Эдип свою огромную волю и безмерный ум. Многие исследователи рассматривают “Эдипа-царя” как трагедию рока, в которой непреодолимая сила судьбы губит ни в чем В образах богов, противостоящих Эдипу, драматург отразил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, а законы этого мира были еще не познаны. Признавая божественное предопределение, против которого человек бессилен, Софокл показывает человека, стремящегося избежать предначертанного. В судьбе его героя происходит самый страшный и неожиданный поворот: человек, пользовавшийся всеобщим уважением, знаменитый своей мудростью и подвигами, оказывается ужасным преступником, источником несчастий для своего города и народа. В то же время Софокл не оправдывает Эдипа неведением или невольным характером его преступлений.Важно здесь отметить первостепенную роль мотива нравственной ответственности, который отодвигает на задний план тему рока, заимствованную поэтом из древнего мифа. Софокл подчеркивает, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы. Это энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Он выходит победителем в этой борьбе, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая тем самым свои страдания.Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

Для нас греческая трагедия - это странное и непривычное повествование, рассказ о вечных темах, человеческих страстях, проблемах межчеловеческих отношений, отношений человека и судьбы, людей и богов, и так далее, и так далее.

Это все, безусловно, так. Греческая трагедия не случайно пишется в основном на мифологические сюжеты. В отличие от современного зрителя, всякий зритель греческой трагедии знал - или должен был знать, - что происходит на сцене. Сюжеты не менялись. Правда, уже Аристотель в «Поэтике» сетовал, что они известны немногим (это вообще свойственно образованным людям, которые часто говорят о падении нравственности и образования). Действи­тельно, может быть, уже во времена Аристотеля - а это IV век до нашей эры - не все хорошо знали сюжеты греческих трагедий и мифов. Но замечательно, что сама греческая традиция в дальнейшем искупает это незнание: когда греческие трагедии начинают издаваться, они издаются с дайджестами, краткими изложениями сюжета, предпосланными самим текстам. Предпола­галось, что читатель сначала прочтет, про что это, а уже потом будет читать трагедию.

То есть греческая трагедия, в частности «Царь Эдип», - это своеобразный детектив, в котором современный читатель может не знать, кто убил царя Лая и кто виноват в происходящем в городе. Афинский зритель это, конечно, знал. А когда читающие по-гречески перестают это знать, им это предварительно сообщают. Значит, трагедию надо читать не для того, чтобы узнать, кто убил, кто виноват и чем вообще дело кончится. Это тоже указывает на то, что речь идет о некоторых вечных и вневременных проблемах.

Аристотель тоже прямо об этом говорит. Он говорит, что можно, конечно, писать трагедии на реальные (например, исторические) или вымышленные сюжеты. (Заметим, что если выбрана историческая тема, то тоже все знают, чем дело кончилось, потому что это известное событие.) Но лучше писать на мифологические темы, потому что именно в них наилучшим образом проявляется мастерство поэта. Поэт по-новому складывает традиционный сюжет, и в этом, по всей видимости, была главная ценность и прелесть греческой трагедии.

Здесь очень важно сказать вот о чем. Нам кажется из самого слова «трагедия», что это про ужасное, про тяжелое, про переживания и страдания человека. Трагедия в нашем понимании должна плохо кончаться. И действительно, если мы вспомним самые известные греческие трагедии, например «Царь Эдип», «Антигона», «Медея», там все очень плохо, много убийств и страданий. Но многие греческие трагедии кончаются хорошо. Например, в «Алкесте» Еврипида все не умерли, а спаслись. В «Ионе» того же Еврипида героя хотели убить, но не убили, и заканчивается она хорошо - воссоединяется семья. В самой главной и единственной дошедшей до нас полностью трилогии, написанной на единый сюжет, в «Орестее» Эсхила, куча смертей, но кончается она тоже хорошо: Орест оправдан, в городе - даже, можно сказать, в мире - воцарился мир.

Иными словами, трагедия не обязательно должна быть про плохое, про трагическое (в современном значении этого слова) состояние мира.

Об этом свидетельствует замечательная история, с которой начинается греческая трагедия. У нас есть рассказ об одном из греческих трагиков, Фринихе, жившем еще до трех великих трагиков, Эсхила, Софокла и Еврипида. Он поставил трагедию на известный исторический сюжет - взятие Милета. Это рассказ о том, как персы захватили греческий город. Для греков того времени это была очень болезненная тема - все погибли. Трагедия до нас не дошла, но рассказывают, что публика в театре рыдала. Греческий театр афинского времени - это практически стадион, он вмещал, по разным оценкам, от десяти до тридцати тысяч зрителей. И все эти тысячи рыдали. С нашей точки зрения - вот настоящая трагедия. Именно этот эффект и должен быть достигнут. Но трагика за это оштрафовали и сняли с состязаний. Зрители не должны плакать, смотря греческую трагедию.

В действительности они должны были приобретать какой-то дополнительный опыт, но не травматический. Они должны были что-то узнавать - но речь не о фактическом знании, потому что они и раньше знали сюжет. Они должны были приобретать некий эмоциональный опыт. Аристотель потом будет называть это загадочным словом «катарсис», которое вошло в наш лексикон и которое теперь употребляется по разным поводам, к месту и не к месту. По крайней мере, теперь мы точно знаем, что катарсис - это не когда все плачут; наоборот, когда все плачут - это, с точки зрения греков, плохо.

Соответственно, трагедия осмыслялась как нечто, дающее какое-то знание, переживание, опыт любому человеку, причем этот опыт он должен был осмыслить - то есть это опыт интеллектуальный. И это ценилось в массовом сознании, потому что решение о том, кто лучше: Эсхил, Софокл или Еврипид, принимали не профессиональные критики, которые в V веке только начинали появляться, а обычные зрители, выбираемые по жребию.

И вопрос о том, что, собственно, несла греческая трагедия, какой опыт она должна была сообщать своему зрителю, - один из самых интересных вопросов.

И здесь неизбежно встает вопрос о соотношении трагедии и окружающего мира, мира Афин V века.

Конечно, трагедия всегда посвящена неким общим проблемам, которые повторяются чуть ли не в каждой трагедии. Например, очень много греческих трагедий посвящено соотношению своего и чужого: как надо относиться к близким и дальним? Как человек помещает себя в мире?

Например, на эту тему одна из самых сильных трагедий - трагедия Софокла «Антигона», где противостоят два мира, мир Антигоны, которая хочет похоронить убитого брата, и мир царя Фив Креонта, который не хочет похоронить брата Антигоны - и, кстати, своего родственника, - потому что тот выступил против своего родного города. Обе правды, правда Креонта и правда Антигоны, утверждаются в трагедии практически в одних и тех же терминах: нам надо помогать своим, друзьям, близким - и противостоять чужим, врагам, другим. Но только для Антигоны свои - это семья, и поэтому надо похоронить брата. А для Креонта свои - это город, и, соответственно, надо наказать его врага.

Такие вечные проблемы возникают в каждой трагедии и в известной мере являются их квинтэссенцией. Тем не менее у трагедии есть и вторая, не менее важная составляющая - а быть может, и более важная, если учитывать, какое место трагедия занимала в городе и как она была связана с функциони­рованием афинской демократии.

Ходить в театр было гражданской обязанностью, которая финансировалась государством: людям платили из специального бюджета, чтобы они это делали. Один афинский оратор сказал, что эти театральные деньги - клей для демократии. То есть демократия держится театром, именно там афиняне получают опыт демократии.

Об этом же, хоть и с противоположной позиции, говорил Платон. У него получалось, что чуть ли не вся современная ему афинская демократия, которую он не очень любил, пошла из театра. Он говорил: хорошо бы в театре сидели только знающие люди, но там сидит черт знает кто. Они кричат, высказывают свое мнение, и в итоге в театрах вместо тонкого знания воцарилась «театрократия». И добро бы она оставалась в театре - но она перенеслась на город, и теперь в городе у нас тоже театрократия. Платон, очевидно, намекает на демократию - как в театре кто угодно высказывает свое мнение о трагедии, так и в городе кто угодно (то есть, в действительности, любой афинский гражданин) может высказывать свое мнение относительно порядка дел в государстве.

И вот это соотношение трагедии и города - как мы бы сейчас сказали, трагедии и политики, - быть может, тоже самое важное, что воспринималось зрителем. Любая греческая трагедия, независимо от ее сюжета, - это трагедия об Афинах.

Я приведу только один пример. Это трагедия «Персы», посвященная победе Афин над персами.

В «Персах» утверждается тот образ Афин, который потом, как некий афинский миф, пройдет через весь V век и сохранится до нашего времени - причем утверждается словами персов, врагов; на сцене нет афинских людей. Афины - богатый город, в котором главенствуют идеалы свободы, которым мудро правят, который силен морем (поскольку именно флот всегда ощущался как главная сила Афин, в этой трагедии главная победа греков над персами - это морская победа, победа при Саламине, одержанная в основном благодаря афинскому флоту; хотя в действительности афиняне одержали несколько побед, и победы на суше были не менее важными). Это блистательный образ.

С другой стороны, если внимательно посмотреть на трагедию, выясняется, что павшая Персия рисуется очень схожими чертами: раньше она была чрезвычайно мудро устроенным государством, в котором, как и в Афинах, царили законы. Даже богатство Персии, традиционное для образа Востока, похоже на богатство Афин. Персия отважилась на морской поход, и именно море становится источником силы персов - и в то же время тем местом, где они терпят поражение.