Живопись монументальная. Техники монументальной живописи Фреска древний вид монументальной живописи

Первыми произведениями монументальной живописи можно считать росписи в пещерах Ляско, Альтамир и других. Она широко применялась в погребальных и храмовых комплексах Древнего Египта, а также в практически не дошедшей до нас Крито-Микенской .

Начиная с ранней , живопись стала основным декоративным элементом в украшении каменных, бетонных и кирпичных сооружений. Фреска и широко применялись в храмовой архитектуре Византии и благодаря этому оказали большое влияние на монументальное Древней Руси.

Современные мастера монументальной живописи смело сочетают живопись со скульптурными формами, применяют новые художественные материалы - синтетические краски, керамическую рельефную мозаику.

В искусстве Средневековья большое развитие получила витражная техника. Великие мастера Возрождения создали множество грандиозных по замыслу и воплощению фресок. Сегодня художники активно осваивают новые техники и материалы для создания фресок и мозаик.

Отличительные черты монументальной живописи

К монументальной живописи относятся витражи, фрески, мозаичное убранство зданий. Выступая в синтезе с архитектурой, произведения монументального искусства зачастую являются важной смысловой доминантой ансамбля.

Декорирование стен, фасадов, перекрытий придают монументальной живописи близкие декоративному искусству архитектонически-орнаментальные качества. Поэтому ее часто называют декоративно-монументальным искусством.

По образно-тематическому содержанию принято различать монументально-декоративные росписи и произведения, обладающие чертами монументальности. Оба направления вытекают из особенности этого вида живописи – синтетичности и непосредственной связи с архитектурными объектами.

Обычно изобразительные композиции, размещенные на фасадах и в интерьерах, воплощают наиболее общие философские и социальные идеи времени. Это диктует величавость форм. Произведениям, которые обладают чертами монументальности, свойственно общественно значимое содержание. Так, основатель мексиканской школы монументальной живописи Сикейрос в своих росписях Национальной подготовительной школы, Дворца изящных искусств, Национального музея истории отобразил наиболее острые политические события.

Произведения другого основателя мексиканской школы монументальной живописи – Диего Риверы – откровенно публицистичны и историко-познавательны. Он использовал монументальную живопись как средство пропаганды, агитации и просвещения.

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

Монументальная живопись как вид искусства.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

История становления и развития.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

Современная монументальная живопись.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


Основные техники монументальной живописи.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


Техника. Фреска

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

__________________________________________________________________________________________________


Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Техника. Мозаика

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

______________________________________________________________________________________________________



Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

________________________________________________________________________________________________________


Техника.
А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

_____________________________________________________________________________________________________

Эпилог

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"

Введение.

Монументальная иконопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Основные техники:

· Аль Секко

· Мозаика

Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной (слоновая кость с отделкой золотом) скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

1. Фреска

Фреска – техника росписи по свежей штукатурке. Она любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем обобщенный, упрощенный язык. Основной трудностью фресковой живописи является необходимость быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления обо всей композиции и каждой ее части: нужно успеть пока не засохнет штукатурка, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Отсюда и простота образного языка фресок, и обобщенность ее композиции, и четкость контуров.



Техника фрески известна уже античности. Но, как свидетельствуют Помпейские и Римские образцы, античная и поздняя фрески отличались некоторыми приемами:

А). Ренессанс использовал всего два слоя извести, античность – много.

Б). Поверхность античной фрески была блестящей – она покрывалась горячим воском (так называемая энкаустика).

В конце 14в. появляется техника смешанной фрески, получившая название «Buon fresco», то есть «хорошая фреска». В этой технике работал Джотто и его школа. Техника заключается в том, что сначала наносился первый слой из песка, извести и воды, после высыхания этого слоя на нем намечали квадратную сеть и набрасывали углем основные элементы композиции. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В его фресках есть светотень, это окончательно отделяет Джотто от византийской традиции. Около 1400 года техника фрески была окончательно усовершенствована: вместо квадратно сети теперь используют картон (большой подробный рисунок в натуральную величину), через который прокалывают контуры изображения.

Примеры.

1. «Фреска с тореадором», Крито-Микенское искусство, 1500г. до нэ, Кносский дворец, Крит.

Самая большая и динамичная из обнаруженных до сих пор минойских стенных росписей. Но перед нами не бой быков, как гласит название, а ритуальная игра, участники которой вольтижируют на спине животного. Двое из изображенных на фреске стройных атлетов - девушки: их, как и на Египетских фресках, отличает, главным образом, более светлый оттенок кожи. Вольтижировка на священном животном, быке, была своеобразным ритуалом того времени, и, скорее всего, на фреске изображен один и тот же человек в трех последовательных фазах одного и того же действия. Движения атле­тов, их плавная легкость и непринужденность, явно значили для художника больше, чем фактическая точность изображения или внутренний драматизм происходящего. Он идеализирует ритуал, подчеркивая его пластическую, игровую сторону.

2. Джотто. “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот”, Капелла Дель Арена в Падуе, 1304/06

Изображение расположено в правом верхнем ярусе капеллы, посвященном жизни Иоакима, отца девы Марии. Джотто смел в своих изображениях, в них появляется эффект моментальной фотографии, сиюминутности зрительного события. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой превратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры - широкая арка ворот и превратная башня - расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик. Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.

3. Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1502/18, Ватикан.

*взято у Варюши, т.к. все равно лучше нее об этом никто не напишет ^_^*

В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг) . Микеланджело совершил поистине титанический труд - в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.

4. Al Secco

В средние века традиции фрески забываются, но понемногу начинает вырабатываться новая техника. До 14в. особой популярностью пользовался прием «аль секко», роспись по сухой штукатурке. Но краски при использовании подобной техники не проникают вглубь штукатурки, а оттого держатся гораздо меньше.

Примеры.

4. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, 1495/98

Фреска находится в трапезной монастыря, изображает сцену последнего ужина Христа с учениками. Для большей прочности изображения Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

5. Мозаика

Стремительное развитие христианской архитек­туры должно было неизбежно сказаться на ран­нехристианской живописи и привести к масштаб­ным переменам поистине революционного харак­тера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Стало необходимо добиться соответствия внутреннего облика архитектурной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства - раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы вы­полнения настенных росписей. Мозаика выполнена из имеющих кубическую форму кусочков окрашенного стекла(1м 3) - смальты, которая позволяет давать яркие и разнообразные цвета. Прозрачная яркость и строгая геометрическая упорядоченность изображения, выполненного смальтой, делала мозаику невероятно подходящей техникой для храмовой декорации. Это одновременно разноголосый, но потрясающе отработанный и стремящийся к единству хор, созвучие формы и ее внутренней выразительности. Мозаика отрицает, то, что поверхность сплошная и плоская, она и дематериализует и предельно визуализирует эту поверхность.

Примеры.

5. Система мозаек собора Святой Софии Киевской

· Зенит купола, Христос Пантократор.

· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.

· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.

· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн

· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)

· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)

· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».

· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)

· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)


(происходит от латинского monumentum, то есть, "памятник ".)

Живопись , имеющая отношение к монументальному искусству, называется монументальной. Данный вид производится на архитектурных сооружениях и других стационарных строениях и востребован в конкретной архитектурной среде. Монументальная живопись отличается крупными размерами, обобщенностью форм. К ней можно отнести произведения, помещенные на стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности росписи по штукатурке (фреска , энкаустика , масляная или темперная живопись ), живописное на холсте, мозаика , майолика , витражи и другие формы рельефно-живописного декора в архитектуре.

По содержанию и характеру образного строя произведения живописи подразделяются на обладающие чертами монументальности, что является важнейшим акцентом архитектурного ансамбля, и монументально-декоративные, представляющие собой роспись, украшающую поверхность стен, фасадов, перекрытий, которая находит свое место в архитектуре. Монументальная живопись имеет также название "монументально-декоративная", или по-другому, "живописного ", что подчеркивает декоративный характер росписей. Произведения монументальной живописи реализуются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном решении, в зависимости от их функции. Монументальная живопись рассматривается, как единое целое в совокупности с другими составляющими архитектурного ансамбля.

История.

Наиболее древний вид живописи - это пещерные росписи со времен палеолита (пещеры Альтамиры, Ляско). Монументальная живопись воплощается в древнейшем декорировании стен - контурных изображениях животных (Пиренеи, Испания; пещеры Дордони, Франция). Предположительно, - творчество кроманьонцев, созданное в период между 25 и 16 тыс. до н.э. История помнит пещерные росписи Альтамиры в Испании и более усовершенствованные образцы искусства в период позднего палеолита во Франции (пещера Ла Мадлен). Охватывая времена ранней Античности и продолжаясь до позднего Возрождения, монументальная живопись развивается параллельно с монументальной скульптурой и является ведущим методом декорирования построек из камня, бетона, кирпича. Монументальная живопись применялась в архитектуре храмовых и погребальных сооружений Древнего Египта, в строениях Крито-Микенской цивилизации.

Настенные росписи известны со времен додинастического Египта. В качестве примера могут служить гробницы Иераконполя. Росписи демонстрируют склонность египетских мастеров к стилизации человеческого облика. С 3 по 2 в. до н.э. возникает египетская живопись с характерными для нее чертами, выраженными в неповторимых настенных росписях. В Месопотамии, в связи с низкой прочностью использованных строительных материалов, сохранилось очень немного настенных изображений . Известны изображения фигур, в которых отражена идея натурализма , но для Месопотамского искусства больше характерны орнаменты .

Монументальная живопись была широко распространена в Древнем Риме, особенно после древнеримской архитектурной революции . Четыре стиля древнеримской живописи применяли в оформлении частных жилищ. В храмовой архитектуре Византии были популярны фреска и мозаика , оказавшие решающее влияние на древнерусское монументальное искусство .

Прекрасные произведения древнеримской монументальной живописи просматриваются под слоем пепла на стенах зданий Помпеи, Геркуланум и Стабии, разрушенных Везувием в 79 г., а также они имеются в Риме. Живопись представляет собой полихромные композиции , изображающие различные сюжеты, архитектурные мотивы, а так же мифологические события. На Эсквилине в Риме была найдена фреска "Одиссей в стране лестригонов". Подобные композиции подтверждают великолепное знание натуры и умение ее воспроизвести.

Искусство европейского Средневековья привлекает внимание неслыханным развитием витражных технологий. Выдающимися мастерами Возрождения было создано внушительное количество величественных и искусных фресок. В эту эпоху живописцы стремились к максимальному отождествлению творчества с реальностью; прежде всего их привлекает воспроизведение формы и пространства. Художники периода Возрождения также экспериментируют с техникой исполнения живописи . Произведение Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" в миланском монастыре Санта Мария выполнено маслом по неподготовленной поверхности. Композиция претерпела глубокое воздействие времени, но осталась почти неизменной под слоем поздней реставрации. В 16-18 в. итальянская монументальная живопись стремится к помпезности, декоративности и иллюзионизму.

Знаменитые произведения монументальной живописи сохранились от доколумбовых поселений Американского континента (Майя, в том числе). Искусство дальневосточных цивилизаций отдает первое место монументальной живописи , двигаясь параллельно с декоративной живописью (японское искусство ). На протяжении 19 в. настенную роспись использовали в Европе и США для украшения общественных зданий. С 20 в. благодаря творчеству мексиканских художников в монументальной живописи возобновился подъем. Особо отличились Д. Сикейрос, Д. Ривера, Х. Ороско. Монументальная живопись настоящего времени скоростными темпами осваивает новые материалы в мозаике и витражах. Фреска , требующая кропотливости и технического мастерства , уступает технике исполнения живописи "а секко " (рисование по сухой основе штукатурки), которая зарекомендовала себя, как более стойкая в условиях современного города.

Монументально-декоративное искусство отличается разнообразием материалов и техник. Некоторые из них, такие как фреска, мозаика, витраж, энкаустика, сграффито, витражная живопись и темпера, восходят к глубокой древности, имеют установившиеся традиции приёмов.
Пластическая концепция в известной мере зависит от свойств материала, она не должна быть навязана извне. Поэтому важно постигнуть особенности материала, изучить их для того, чтобы он работал на художника, а не против него. Только в этом плане может быть понятно выражение "техническое мастерство", а не в преклонении перед механической правильностью машинной обработки. Индустриальные методы строительства, стандартность архитектуры создают тот фон, на котором рукотворные произведения художника могут прозвучать с особой силой. Артистичность в работе с материалом заставляет зрителя сопереживать творчеству мастера, помогает ощутить силу его глаза, рук, интеллекта.
Гибкость и вкус художника проявляются не в том, что он приспосабливается к чему-то, а в том, что он открывает новую жизнь материала. Каждый материал (камень, стекло, ткань, дерево, металл) объективно обладает несколькими качествами: цветом, весом, особенностями структуры и фактуры поверхности, прозрачностью и непрозрачностью и так далее. Работая с материалом, нельзя использовать только одно его свойство. Это не только обеднит его, но и настолько исказит, что его могут принимать за что-то другое. Например, если в смальтовой мозаике принять во внимание только цвет смальты, то тем самым мы сведём её к живописи раздельным мазком. Необходимо почувствовать и раскрыть всю красоту материала. Но одного цветового ощущения материала мало, чрезвычайно важны и другие свойства, составляющие его особенность. Так, в художественном стекле ценят его прозрачность, преломление света, характер излома, присущий только ему. Существует выражение "подбор палитры в материале". Иногда это поручается другим людям, которые, как бы они ни были добросовестны и искусны, всё же не в состоянии до конца проникнуться замыслом автора. В некоторых случаях это оправдывается тем, что объём работ так велик, а сроки так коротки, что одному автору не под силу справиться с работой и он вынужден только корректировать работу исполнителей. К сожалению, у художников-монументалистов это обычное явление; иногда даже эскиз выполняется коллективно. А как важно выполнить работу с начала и до конца самому, на одном дыхании!

Монументально-декоративная живопись в различных техниках.

Альфреско.

Альфреско является классическим способом росписи стен. Это живопись по свежей известковой штукатурке щелочеустойчивыми пигментами, растворёнными в воде. Краски закрепляет стекловидная корочка углекислого кальция, образующаяся на поверхности сырой штукатурки. При её высыхании краски светлеют, приближаясь к цвету сухого пигмента. Если же краски смешаны с известковыми белилами, высветление усиливается. Таковы внешние отличия фрески от других способов живописи. Но пишут теперь способом альфреско, к сожалению, не многие. Это самый мужественный способ росписи стен и потолков, требующий от художника величайшей собранности, большой творческой воли, умения в несколько часов подвести итог всей подготовительной работы. Переделки, исправления, блуждания невозможны в технике фрески.

Сграффито.

Сграффито (рельеф из цветных и белой штукатурки) - способ стенописи, особенно распространённый; чрезвычайно простой и доступный по материалам, он даёт большой декоративный эффект. Но далеко не все возможности этого материала используются художниками.
Сграффито вообще означает выцарапывание, соскабливание вышележащего слоя цветной штукатурки до подкладочных слоёв. Естественно, что эти слои штукатурки должны быть в свежем, сыром состоянии, чтобы их можно было легко снимать с помощью металлических стеков разных форм. Но если считать, что сграффито - способ стенописи посредством обнажения нижележащего слоя, то может быть способ не только "мокрого", но и "сухого" сграффито, если выполнять резьбу по газопенобетону, туфу, пористому силикальциту, пористой керамике, по гипсу (с цветным наполнением или подкрашенному в массе) и т. п. мягким породам, покрытым сверху левкасом или покраской другого цвета. Способ резания по сухому может быть применим в тех случаях, когда строительство не позволяет пользоваться "мокрым" способом, то есть накладывать слои цветной штукатурки. Сграффито не следует путать с инкрустацией цветных штукатурок, так как эта техника вполне самостоятельна и роспись в ней ведётся в один слой штукатурок разного цвета.

Мозаика.

Мозаика - древнейший способ монументальной живописи. Первым материалом ее послужили, вероятно, россыпи камней, отшлифованных морской волной, изысканные по своим оттенкам минералы. Желание закрепить найденные в природе узорчатые сочетания камней вызвало необходимость искать пластичные материалы, которые связали бы отдельные камешки, ими стали: известь, глина, цемент. Достаточно положить несколько камней вместе, чтобы сразу почувствовать, что они начинают взаимодействовать величиной, формой и цветом. Очень часто заученные приёмы кладки мозаики мешают познать этот материал в его подлинной красоте. Распространённое представление о мозаике как о живописи способом раздельного мазка выражает только одно её качество – оптическое. Между тем мозаика, опирающаяся только на одну оптическую сторону восприятия, неизбежно производит впечатление писанной красками картины. Особенно фальшиво звучит техника мозаики в живописи иллюзорной и натуралистической. В этих случаях в живописи используется только цветная поверхность камня, забываются его трёхмерность и игра наклонных плоскостей, паузы швов и величина камня, сама фактура и рельеф мозаичной кладки, т. е. те возможности, которые даёт кладка разноцветных камней, при этом мозаика теряет свой смысл. Промежутки, швы между камнями имеют не меньшее значение, чем сам камень. Они соотносятся с камнем так же, как промежутки и изображения в орнаменте. Огромное значение для мозаики имеет и цвет грунта, который иногда меняют для усиления цветового эффекта. Смальта и камни даже одинаковой величины могут быть положены по-разному, в зависимости от цели, преследуемой художником. Мозаика без шва невозможна, и потому попытки маскировать шов или не считаться с ним, противны природе мозаичной живописи. Расположение кусочков мозаики, или, как говорят мозаичисты, «гравюра» мозаики строится в определённых ритмах и соответствует избранному приёму художника. Куски смальты, камня, керамической плитки держатся в грунте благодаря сцеплению с ним. Чем лучше грунт обволакивает кусочек мозаики, тем прочнее он держится. Форма мозаичного кусочка должна иметь основание, входящее в грунт, близкое к форме усечённой пирамиды, для того чтобы грунт заходил за края и после затвердевания крепко заклинивал и держал кусочек смальты за выступы. Галька, гладкий булыжник и керамическая плитка держатся хуже, чем колотый камень и смальта. Конечно, на прочность кладки мозаики влияют не только форма и поверхность камня или смальты, но и состав грунта, качество цемента, извести или клея и способ их применения. Необходимо также сказать о качестве существующей смальты, о возможностях смальтоварения. Смальта – это не обычное цветное стекло. В него входят различные добавки, сильно меняющие его физические свойства. В отличие от цветного стекла смальта менее прозрачна. Настоящая смальта при колке не разлетается на множество мелких, острых, неправильной формы осколков, а раскалывается по всей массе на более или менее ровные куски. Цвет настоящей смальты сложный и глубокий.

Флорентийская мозаика.

Способ выполнения флорентийской мозаики наиболее дорогостоящий, он заключается в подборе различного цвета пластинок мрамора и других пород камня. Такие пластинки после шлифовки и полировки обнаруживают природную красоту материала. Между тем сравнительно мало создано современных произведений, где бы во всю силу раскрывалась красота этого материала. Его декоративность ещё часто вступает в противоречие с натуралистическим решением «росписи». В полированной (флорентийской) мозаике используются мраморы различных месторождений, расцветок и рисунков, граниты, кварциты, порфиры, яшмы. Минералы: нефрит, родонит, лазурит, благородный змеевик, лиственит, ониксовидные мраморы, известняки и туфы. Изумительная красота естественного камня, обнажаемая при распиле и обработке породы, обязывает найти ему такое применение и такие изобразительные средства, которые максимально выявляли бы природную красоту материала. Нужно искать такое художественное выражение, где камень сохранил бы дыхание самой природы.

Роспись водными красками.

Темпера – старинный способ живописи станковой и монументальной. В монументальной живописи темпера имеет преимущество перед маслом, не только вследствие своей матовой не отражающей поверхности, что часто очень важно для росписи стен и потолков, но и благодаря большей прочности. Роспись, исполненная маслом, в большинстве случаев почернела и потрескалась, между тем древние произведения темперной живописи оказались долговечными. Даже иконы, покрытые олифой, почерневшей от времени, сохранили свои краски. Как известно, связующим во всякой темпере является эмульсия, состоящая из клея и масла или лака. Яйцо является естественной эмульсией, употреблявшейся в глубокой древности. Живопись на одном клеящем веществе не может быть названа темперой, хотя по внешнему виду она очень похожа на неё. Клеевая живопись напоминает приёмами письма темперу. Но темперная роспись в отличие от клеевой росписи, благодаря присутствию масла в составе эмульсии, по высыхании не смывается водой. Клеящие свойства белка и яичное масло, преобладающее в желтке, при разведении его водой, дают эмульсию, которая связывает порошки красок. Другие эмульсии для темперы составляют искусственным соединением клея и масла или лака. Живописцу необходимо всегда учитывать, что при высыхании темпера светлеет. В темперной росписи ценны цветосила и меньшая изменчивость цвета пигмента по сравнению с масляной живописью, ибо присутствие большого количества масла или лака уничтожает эти особенности. Разумеется, этот способ живописи существует только на твёрдых основаниях, а не на холсте. Как известно, русские иконы исполнялись темперой чаще на липовых досках, оклеенных редким холстом и покрытых левкасом. Левкас делается на гипсе и меду, связующим был мездровый и осетровый клей. Липовые доски соединялись между собой деревянным клинообразным шпунтом, который в известной мере предохранял от коробления. Темперная живопись, в отличие от фрески, допускает применение всех имеющихся пигментов при условии, что они обладают цветостойкостью. Темперная краска даёт огромные колористические возможности и допускает различные приёмы живописи: корпусную живопись и лессировки, акварельный приём с использованием цвета левкаса. Лучше пользоваться в одной росписи связующим одного состава, чтобы избежать случайных наслоений более «крепких» слоёв на рыхлые, так как от этого могут появиться трещины и шелушение в красочном слое – кракелюры.

Статья не претендует на исчерпывающую полноту изложения и рассчитана на узкий круг людей, интересующихся и работающих в этой области.