Российская специфика молодежных субкультур. "Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры" Основные черты современной молодежной субкультуры

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пензенский государственный университет"

Юридический факультет

Кафедра "Коммуникационный менеджмент"


Особенности молодежной субкультуры в современной России


Выполнил:

студент 1 курса

юридического факультета

группы 13ЮЮ2

Проверил: Милаева О.В.


Пенза, 2014 год



Введение

Причины появления молодёжных субкультур

3. Виды молодёжных субкультур

3.1 Музыкальные субкультуры

2 Имиджевые субкультуры

Заключение

Библиография

молодежный субкультура контркультура имиджевый


Введение


"Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…" (Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.).

Молодежная субкультура довольно интересное и многогранное понятие в современной жизни. Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, я сам являюсь представителем нескольких субкультур, как и мои друзья. Во-вторых, эта тема как никогда актуальна.

Все чаще понятие "молодежная субкультура" используется учеными-социологами и психологами для объяснения различных общественных процессов и явлений.

Они пытаются объяснить поведение юных неформалов с помощью культурных, психологических причин, проблемы отцов и детей и т.д. Это доказывает тот факт, что эта проблема является многогранной и сложной, и для нее не существует универсального и простого объяснения.

Целью моей работы является рассмотрение субкультуры как один из способов самовыражения молодежи.

Для этого нам потребуется следующее:

) сопоставить понятия "субкультуры" и "контркультуры"

) рассмотреть классификацию разных видов субкультур

) изучить виды субкультур.


1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур


Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: "Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении".

В широком смысле под субкультурой понимается составная часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и стиль жизни ее обладателей. Но ни в каком толковом словаре не дадут точного определения этого понятия.

Для обозначения социально-культурных установок, которые противопоставлены официальной культуре использует понятие "контркультура". Контркультура не просто не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, идет не во соответствии с господствующими нормами.

Контркультура - специфический вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает собственный мир и свою культуру. Особенно популярная она среди молодежи, начиная с 1960-х годов, с появления хиппи и панк культур.

С 60-х годов XX века молодежную субкультуру стали связывать с контркультурой, в которую она и начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры.


2. Причины появления молодёжных субкультур


Появление социальной молодежной культуры объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:

1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2.Недостатки системы воспитания и образования.

.Различия между поколениями, проблема "отцов и детей", неблагополучные семьи.

.Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

.Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи считают, что присоединение к какой либо субкультуре является нормальным явлением для подростка. И.П. Башкатов полагает, что "вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не "нормальные" сверстники, а такие же как они, "отверженные" подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы".

Выбор конкретной неформальной группы для подростка считается несвободным, так как часто этот выбор зависит от того, какая субкультура доминирует на территории проживания данного индивида.

Причины вступления подростков в группы:

одиночество - 27%;

непонимание родителей - 24%.

Среди прочих были названы:

стремление к защищенности;

обособленность;

подражание, группирование;

эмоциональная насыщенность общения;

стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре нормально для подросткового возраста: человек пытается понять себя, свои возможности, найти свой путь. И есть второй фактор: молодежь, как наиболее чуткая и мобильная социальная группа, пытается развиваться в сфере досуга со всеми его негативными и позитивными последствиями.


3. Виды молодёжных субкультур


1 Музыкальные субкультуры


К представителям самых ранних музыкальных субкультур можно отнести рокеров. Рокеры появились в 50-е-60-е годы XX века, в эпоху рок-н-ролла, когда на пике популярности были такие исполнители, как Елвис Пресли, Чак Берри и т.д. Вначале рокеров объединял один принцип - езда на мотоцикле, они могли разгоняться до 160км/ч на улицах Лондона, а потом уже появился стиль.

Рокеры, пожалуй, единственное течение, которое предусматривает лишь позитивное положение к музыке.

Другая сторона рокерской субкультуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками и сигаретами, именно такой способ они выбрали для отрешения от реального мира. Но не смотря на это, песни рок течения полны философского смысла, которые могут изменить жизнь людей или хотя бы заставить задуматься. В идеале, рокер - начитанный человек с нестандартным философским мышлением, продукт которого он накладывает на музыку.

Также к ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков. Данная субкультура возникла в 70-е годы прошлого века в Канаде США, Австралии. Ее характерными чертами являются любовь к панк музыке и критика общества и его привычек, убивающих его.

Панки отличаются эпатажным поведением и ярким стилем. Многие красят волосы в неестественные цвета и зачесывают их в так называемый ирокез. Часто панки делают татуировки.

Одной из самых трагичных современных субкультур является готичная культура. Эта культура имеет свое восприятие и взгляд на смерть и жизнь. Она не призывает к смерти, ее носителям близко одиночество и отрешение от этого мира, что у них ассоциируется со смертью.

Характерный внешний вид готов:

чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear);

чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);

чёрные повязки на руках (запястьях);

шипованный ошейник;

контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Одним из предков готов являются эмо. По-моему, это самая бессмысленная субкультура, целью которой является впадение в депрессию и склонность к суициду. Характерными чертами являются пирсинг, розовые и черные цвета, татуировки, яркий макияж.


2 Имиджевые субкультуры


Натуризм - течение, в основе которого лежит максимально сближение человека с природой, их гармония, характеризующаяся практикой совместной наготы для оздоровления тела и развития уважения людей друг к другу и природе.

Натуристы проповедуют здоровый образ жизни. Для них нудизм является частью мировоззрения. Таким образом, они считают, человек становится свободным, избавляется от своих страхов и комплексов.

Также к имиджевым субкультурам относятся стиляги, субкультура, образцом для которых является стиль Запада. Они отличаются своеобразным сленгом, одеждой, которая бывает нелепой, отрицанием норм советского общества и цинизм.


3 Политические и мировоззренческие субкультуры


Скинхеды ("бритоголовые") - экстремистское молодежное течение, не объединенное в рамках какой либо определенной организации, а состоящее из нескольких отельных группировок.

Эта экзотическая форма субкультуры зародилась в России в 1990-х годах. Особую популярностью течение скинхедов пользовалось в Москве, Томске, Санкт - Петербурге, Красноярке и т.д. Интересно то, что российские скинхеды переняли у своих западных единомышленников только форму одежды (тяжелые ботинки, цепи, лысина, тату), не обращая внимания на идеологию и менталитет.

Как известно, за рубежом это движение подразделяется на правых (националистов) и левых (скинхедов) . В соотношении они равны, но поведение и стиль правых более заметен. В нашем случае массу бритоголовых составляют либо скинхеды, либо футбольные фанаты.

На данный момент в России представлено три поколения скинхедов, которые отличаются друг от друга по поведению, привычкам, идеологии и менталитету.

К первому поколению относят, так называемых, ветеранов скинхед движения, которые в данном течении уже 30 лет, с начала 1990 года. Их отличают мода и буржуазный образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: "Тот не "скинхед", кто меньше, чем на "штуку" "баксов" одет". Неотъемлемые моменты жизни таких "скинхедов": посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Второе поколение можно назвать средними скинхедами, их отличает членство в различных политических партиях и объединениях. "Скинхеды", сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг "Народной национальной партии", "Русского действия" Константина Касимовского, "Общество "Нави" и т.д.

И третье поколение составляю подростки 13-14 лет, которые не понимают ни идеологии. ни целей данного движения. Часто это поколение формируется под влиянием более старших скинхедов и не имеет собственного мнения.


Заключение


Субкультура молодежи - свой мир подростков 10-20 лет, который характерен своими ценностями, привычками, нормами, менталитетом и отличен от мировоззрения и культуры взрослых.

Данная субкультура, которая является одним из способов социализации подростка, имеет неоднозначное и противоречивое влияние на молодежь. С одной стороны, она отчуждает их от общей, господствующей культуры, с другой - помогает человеку найти свой путь в жизни, примерив большое количество социальных ролей.

Проблема в том, что подросток и его интересы ограничены его сферами досуга: музыкой, модой, развлечениями. Субкультура молодежи носит развлекательный и потребительский характер и не производит ничего полезного для общества. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

В своей работе я постарался рассмотреть основные причины и виду молодежных субкультур. Именно в городе есть большое количество возможностей вступления молодежи в одно из молодежных неформальных течений. Субкультура не зло и не благо дл человека, оно неотъемлемая часть жизни общества и всей культуры в целом.


Библиография


1.Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.,1990 г.

2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

3.Запесоцкий А., Фаин А. "Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений" Москва ПРОФИЗДАТ, 1990.

4.Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2001.

5.Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001.

6.Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы/ "Социс" -2010. - №15. - с. 94.

7.Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996.

.Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79-87.

10.Ольшанский Ф.Д. "Неформалы: групповой портрет в интерьере" Москва "Педагогика" 1990

11.Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000;

12.Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 - 302.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Семенова И.

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи :

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ СПО «СМТ»)

ДОКЛАД

для научно-практической конференции

Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры

Научный руководитель:

Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Исполнитель:

Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604

Сердобск

2011

Готическая субкультура

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

Эмо

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Отаку

Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку - анимешник, то не всякий анимешник - отаку, так как в отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.


Подписи к слайдам:

«Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры»

Цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. З адачи: 1.Выявить особенности субкультуры молодежи. 2.Рассмотреть историческую постановку проблемы. 3. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме. 4. Проанализировать особенности формирования субкультуры молодежи г.Сердобска.

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. Термин «Goth» был придуман журналистами для характеристики нового стиля, и означал – «варварский» из-за грубости и жесткости звучания новой музыки.

Эмо (англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.

Отаку В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах.

Граффити Г раффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену.

Социологическое исследование

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

На начальных этапах формирования молодежная субкультура и в России, и за рубежом создавалась как протест противоречиям, возникающим в обществе, а также как протест неспособности традиционной культуры удовлетворить интересы и потребности молодого поколения, обеспечить его самовыражение, самореализацию и право на специфическое мировоззрение. В этом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать как оппозиционную традиционной культуре.

Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир.

По мнению Лупандина В. Н., формирование и развитие молодежной субкультуры в странах Запада и в России характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. В частности, бурное развитие молодежной субкультуры в странах Западной Европы на рубеже 60-х - 70-х гг. XX столетия характеризовалось заимствованием элементов североамериканской культуры, а развитие молодежной субкультуры в России сопровождалось заимствованием элементов и североамериканской, и западноевропейской культуры.

Особенность отечественных молодежных субкультур, как отмечает Сергеев С. А., состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

Начиная с 90-х гг. XX столетия усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи.

По мнению Кофарина Н. В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

  • - от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  • - от возраста. Пик активности -- 16--17 лет, к 21--22 годам она заметно падает;
  • - от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Говоря о становлении современной российской молодежной субкультуры, выделим ряд основополагающих факторов, предопределивших ее национальную специфику, а именно:

  • 1. Системный кризис, затронувший социальную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, способствовал смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания конкуренция советских, либерально-демократических и так называемых "западных" ценностей стала одной из причин специфического характера культурной самореализации молодых россиян.
  • 2. Коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей "высокой"" культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также отразились на специфике формировании системы установок, ориентации и культурных идеалов российской молодежи.
  • 3. Сокращение программы гуманитарной социализации молодого поколения, подготовка узкоспециализированных профессиональных работников по западному образцу в немалой степени способствовали формированию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского молодого поколения.

Российская Федерация как государство с большим территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется существенными региональными и национальными отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.

Таким образом, молодёжную субкультуру России необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные -- формальные или неформальные - структуры. Несмотря на различие в происхождении, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую. Молодежь как переходная фаза обладает общими чертами, которые проявляются в различной форме, зависящей уже от социального происхождения, унаследованной культуры родителей или иных значимых для них людей.

Основные молодежные субкультуры.

Тедди-бойз (теды) - первые "народные дьяволы", подростки с низкой квалификацией, выключенные из системы британской послевоенной мобильности. Американский рок-н-ролл, вызывающая показная манера, показное благополучие. Выражают консервативные ценности рабочего класса.

Моды - попытка абстрагироваться от предписанного координатами рабочего происхождения за счет "беловоротничковой" работы и щегольской внешности. Первая английская субкультура с атрибутивным употреблением психостимулирующих препаратов. Мир взрослых перевернут с ног на голову: работа не имеет ценности или важности, тщеславие и заносчивость - положительные качества.

Скинхедз (произошли от модов). Задача: 1. Сохранение того, что представляется им "традициями рабочего класса". 2. Борьба с группами, которые воспринимались ими как девиантные: выходцы из Азии, хиппи. Ярые футбольные фанатики. Консервативные ценности упорного труда, ритуальная защита локальной территории.

Панки. Члены этой субкультуры вызывали исключительной общественное негодование нарушением всех возможных правил и, по мнению публицистов, представлявшие собой крайнюю угрозу для всех английской молодежи. Субкультура панков была тесно связана с новым музыкальным течением "панк-рок".

Образность культуры панков и их шокирующее обличие связаны с идеями Э. Уорелла, теориями перфомэнса и формами концептуального искусства. Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепочки и прочие предметы использовались как элементы самопародийного и шокирующего имиджа. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка.

"Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни поздних 70-х годов (Чемберс "Popular culture"). Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, религия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их атаки.

"Панки не просто непосредственно откликались на увеличение безработицы, изменение моральных стандартов, новое открытие нищеты, депрессию и т.д., они драматизировали то, что было позже названо "Упадком Британии", путем конструирования языка исключительно релевантного и земного. Панки овладели риторикой кризиса. Резонно, что панки должны были подать себя в качестве "дегенератов", как символ широко освещаемого упадка, точно репрезентирующий атрофированное состояние ИК" Hebdige R. "too much: Art and society in the sixties".

В 1977 году пресса зафиксировала появление новых тедов как субкультуры, враждебной панкам. Как и скинхеды, они объявили себя рабочими белыми англичанами, выступающими за сохранение социального порядка и противостоящими анархически - разрушительному влиянию панков.

Панки - деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего, и теды, - консервативная сила, ищущая порядка и стабильности

Т.о. субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.

Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.

В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.

В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует «новому мышлению». Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в «связке» с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть-»папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры - культурное отчуждение.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.

Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (реальная жизнь), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства» (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т.Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье «заморского» искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к «русской вариации на тему демократии» (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются в основном, на словах…

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к «русской демократии» (очень близкой к «плутократии» Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало посвободнее».

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

  • 1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.
  • 2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
  • 3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.