Кульминация - это момент наивысшего напряжения сюжета. Сюжет в литературе - это что? Развитие и элементы сюжета в литературе

Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержа­ние урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Пере­ведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.

Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с кото­рым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осущест­вляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельно­сти или непосредственному включению в деятельность.

Далее, согласно художественной драматургии, происходят оп­ределенные события, которые заставляют совершать конкретные дей­ствия. Существует мно­жество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.

Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка пе­реживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.

Действиеразвязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуще­ствляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.

Эпилог происходит после того, как все события уже сверши­лись. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.

Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Связано с целенаправленными действиями учителя по планирова­нию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспита­тельной работы, планирование собственных действий и действий уча­щихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.

1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Ра­бота с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневника­ми музыкальных впечатлений.

2. Организация проверки знаний, домашнего задания.

3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.

4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.

4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;

5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирова­ния; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочине­ние музыки; письменные работы с различными заданиями.

6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.

7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.

8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.

8. Подготовка к домашней работе.

В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.

часть третья

Писателю труднее описать обыденную
жизнь, чем эксклюзивную ситуацию.
Илья Шевелев


3. Правила построения сюжета.

По законам литературы, сюжет любого произведения должен быть завершенным

В классическом варианте сюжет считается таковым, если он содержит в себе пять компонентов: экспозицию (и завязку), развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку . Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Классическая схема больше подходит для основательных, медленно развивающихся сюжетов, её используют, когда пишут толстые книги, сценарии пьес, глубокомысленных фильмов. Облегченная схема лучше приспособлена под наш высокоскоростной мир, её используют, чтобы писать сценарии мультфильмов и фильмов в жанре экшн, а также для всевозможных комиксов и других графических работ, где важно такое качество сюжета, как стремительное его развитие.

Какую схему ты предпочтешь, решать только тебе. Чуть ниже я покажу тебе разные варианты развития действия и дам тебе пару советов, как строить сюжет в зависимости от жанра произведения. Но сперва обо всем по порядку.

1.Экспозиция.

Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.

2. Завязка.

Не путать с экспозицией! Собственно завязка – это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.
А в нашей истории что послужит "спусковым крючком" для развития сюжета, какое событие? Я думаю, что действие начнется со знакомства наших героинь с симпатягой Дэйвом, ведь именно после этого все и закрутится - завертится. Значит, в нашем случае завязкой сюжета можно считать сцену знакомства.
Обычно завязка - это момент, когда перед героем ставиться важная задача, которую он должен выполнить, или же он, герой, должен совершить свой выбор. Автор обычно использует данную ситуацию, чтобы обозначить конфликт, показать, в чем именно заключаются противоречия между героем и злодеем, описать, как именно каждый из них воспринимает вставшую перед ними проблему, и тонко намекнуть нам, что каждый из них намерен делать дальше.

Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.

В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения ("дружба и любовь победят все" или же, наоборот, "никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства").
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линий – любовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.

3. Развитие действия по восходящей.

Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.

Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.

Действие не должно быть бессвязным: вот наших героев поймал маньяк, а вот они, непонятно как сбежав от мучителя, уже безо всякого повода оказываются на заброшенной ядерной станции. Сюжетные ходы должны "цепляться" друг за друга, словно петли в вязании, тогда и получится цельный носок, то есть, простите, история.
Лучше всего будет, если ты, прежде чем описать какой-либо ход, заранее слегка "раскроешь карты" и дашь скромный, незаметный намек на то, что вот, очень может быть, скоро случится то-то и то-то. Именно намек, не больше. Например, если ты запланировал, что через серию-другую твой герой будет угрожать кому-то пистолетом, неплохо бы сообщить уже сейчас, что этот милый юноша является счастливым владельцем огнестрельного оружия или же имеет привычку ходить в тир, где был замечен как неплохой стрелок. По крайней мере, когда читатель увидит, что твой Крутой Уокер прицеливается в своего соперника и грозит отстрелить бедолаге немаловажную часть тела, то у него не возникнет ощущения, будто его, читателя, бревном по голове жахнули. Наоборот, он будет доволен собой: надо же, а я еще в прошлой серии догадался, чего от этого рейнджера можно ждать!

Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.

Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?

Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, "подталкивают" друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Это кульминация .

Только кончая задуманное сочинение,
мы уясняем себе, с чего нам следовало
его начинать. (с) Блез Паскаль

В классическом варианте выделяют следующие части художественного произведения:
- пролог
- экспозиция
- завязка
- развитие
- кульминация
- эпилог

В данной статье речь пойдет о финале художественного произведения.

1. Соразмерность частей текста
2. Кризис
Решающий выбор
3. Кульминация
4. Действие по нисходящей
Развязка
Завершающий конфликт
5. Эпилог

СОРАЗМЕРНОСТЬ

Опытного автора от начинающего, как правило, отличают по соразмерности частей произведения.
Новичок садится писать влюбленный в свою задумку. Он довольно быстро накидывает начало произведения – интуитивно чувствуя и экспозицию, и завязку, а вот затем начинаются сложности.
Главная причина – автор не продумал все произведение до конца. А начинающий автор зачастую даже и не знает, что это надо продумывать. Он никогда не слышал об элементах композиции и считает, что все пишут, как он – по наитию. Увы.

Самые распространенные огрехи развития действия:

В результате получается головоногий текст, процентов на восемьдесят состоящий из вступления, потом пара абзацев про середину и сакраментальный конец – «в общем, все умерли».

Несоразмерность – типичная ошибка начинающих авторов.
Что делать?
Перепроверять себя и свое творение при помощи арифметики. Разбейте свою вещь на смысловые части и посчитайте знаки – результат вас удивит.

По классической схеме 20% объема отводится на вступление, 50% на основное действие, 10% на кульминацию и 20% на развязку.
Эксперименты со структурой, разумеется, возможны, но всегда ли они бывают оправданы?

– развивать намеченные фабульные нити. Возможно – добавлять новые, второстепенные, но не в ущерб основной идее произведения.

Развивать образы главных героев. Возможно – вводить новых персонажей, но опять же – с учетом основной идеи.

Втянуть читателя в эмоциональные переживания по поводу происходящего.

«Люди читают книги, чтобы сопереживать героям, волноваться за них. Если кто-нибудь просит вас искать в романах скрытый символизм, смутные намеки, рассматривать нюансы различных философских взглядов, гадать над подтекстом, постигать смысл экзистенциального - не слушайте. Это сгубило многих писателей и читателей. Люди читают книги, чтобы испытывать то, что чувствуют персонажи. Люди хотят вместе с ними смеяться, плакать, страдать. Если вы писатель, ваша главная задача - заставить читателя сопереживать» (с) Джеймс Н. Фрей. Как написать гениальный роман.

Середина произведения – это фактически сама история, которую рассказывает автор.
Это может быть нестандартная ситуация из жизни персонажей или, наоборот, стандартная, но с неадекватной реакцией героев.
Фабульные нити переплетаются, дополняют и взаимно украшают друг друга.
Накал страстей растет, конфликт, обозначенный в завязке, достиг точки кипения, проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его.

Наступает КРИЗИС.

Кризис – это такое положение вещей, при котором неизбежна решительная перемена в ту или другую сторону.

Эркюль Пуаро собирает пассажиров «Восточного экспресса», чтобы рассказать им, кто убил Рэтчетта.
Базаров готовится к решительному объяснению с Одинцовой.
«Водяное общество» в Кисловодске с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его приятелем коварные наветы на княжну Мэри.

И здесь внимание! Описываемый кризис должен соответствовать выбранному жанру. Например, в ЖП история всегда играет роль фона, а точка наивысшего накала возникает, когда персонажи перестают верить в возможность счастья.

Кризис сподвигает главного героя на действия - тот старается избавиться от опасности и/или получить желаемое.

Одновременно кризис – это расцвет читательских чувств по отношению к герою.
Протагонист сталкивается с серьезными проблемами. Читатель примеряет их на себя и ужасается.
Читатель отождествляет себя с Протагонистом и восхищается его поведением.
Читатель понимает мотивы Антагониста, но при этом не разделяет его убеждений и не поддерживает его идеологию.

В течение всего повествования герой постоянно оказывался на развилках =сюжетных поворотах, принимал решения – как поступить дальше?
И вот, наконец, герой дошел до момента основного решения, перед ним - РЕШАЮЩИЙ ВЫБОР.

Герой совершает определенный поступок, приводящий сюжет к кульминации.
Решающий выбор, который вынужден сделать герой, проявляется в виде КУЛЬМИНАЦИОННОГО ПУНКТА.

Например, в дом вламывается грабитель. Решающий выбор хозяина дома – самооборона, а кульминационный пункт – момент, когда хозяин врежет грабителю по башке.

Иногда выбор и кульминационный пункт соединяются между собой, превращаясь как бы в одно действие, в других случаях между ними может пройти довольно много времени.

КУЛЬМИНАЦИЯ есть вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения, когда читатель понимает - теза или антитеза побеждает.

По Джеймсу Н. Фрею:

Кульминация - это мишень, а сюжет - стрела, летящая к ней.
Кульминация - это противоположный берег, к которому вы строите мост своего произведения.
Кульминация - это финиш марафонского забега.
Кульминация - это завершающий удар в бою, который разворачивается в вашем произведении.
Можно сказать иначе.
Сюжет - это вопросительный знак, кульминация - знак восклицательный.
Сюжет - это голод, кульминация - насыщение.
Сюжет - это бросок шайбы, рука на эфесе, палец на спусковом крючке, кульминация - пуля между глаз.
Кульминация - эта конец, ради которого на свет появилось начало.

В кульминации трус обретает храбрость, любимый человек соглашается сочетаться узами брака, неудачник побеждает, победитель проигрывает, святой грешит, грешники искупают грехи. Именно это и подразумевает определение кульминации как «революционного изменения». Положение вещей меняется кардинально: все переворачивается с ног на голову.

Произведение живет от завязки (конфликта!) до кульминации (конфликта!) - до момента, когда становится ясно: кто - кого.

В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).

В литературно-художественных творениях эпических жанров, значительных по объему, таких как «Анна Каренина» и «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, где, как правило, переплетаются несколько сюжетных линий, возможны не одна, а несколько кульминаций, каждая из которых может играть решающую роль в восприятии текста читателями.

ДЕЙСТВИЕ ПО НИСХОДЯЩЕЙ

Однако кульминация – это еще не конец произведения.
Автору необходимо завершить историю=свернуть действие, показать, как изменилась среда повествования в результате разрешения конфликта.
Желательно, чтобы скорость сворачивания сюжета соответствовала скорости разворачивания. Хотя возможны и варианты – см. Сюжетные схемы здесь
Обычно темп повествования все-таки замедляется.

Наступает РАЗВЯЗКА.

Как правило, определить границы кульминации или развязки невозможно. Кульминация - это конкретный момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. А развязка – событие, исчерпывающее конфликт, точка в конце предложения, событие, которое должно все окончательно разъяснить.
Единство кульминации и развязки доказывает основную идею произведения.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНФЛИКТ

Происходит после кульминации.
Его модель прямо противоположна конфликту из начала произведения – он не нарастает, а, скорее, угасает. Его функция – создать у читателя впечатление, что сюжет изложен до конца.

«Воспринимайте завершающий конфликт как операцию по очистке захваченной территории от противника, после того как в долгой войне была выиграна решающая битва» (с) Джеймс Н. Фрей

В некоторых произведениях завершающий конфликт отсутствует вовсе. Это происходит потому, что все конфликты разрешаются в момент кульминации.

Финал истории может быть трагическим или счастливым – в зависимости от идейных задач произведения.

Финал может быть открытым – типа, герой прошел через непростые испытания, внутренне изменился, но жизнь продолжается. Это позволит читателю поразмышлять после того, как закончит чтение.Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.

Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Пусть свершится художественная справедливость. Художественная справедливость - это наказание, соответствующее тяжести преступления, или награда, по достоинству оценивающая добродетель.
Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения.

ЭПИЛОГ
- заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

От послесловия эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ.

Эпилоги могут строиться по-разному, опять же, все зависит от целей автора.

Для примера разберем эпилоги Толстого и Тургенева

«Война и мир». В таком глобальном романе непросто зафиксировать финал. Поэтому Толстой структурно делит эпилог на две части, и дает в нем аж три плана – исторический, семейный и философский. Эпилог у Толстого не столько заканчивает рассказ о судьбах героев, сколько предваряет их новые, если можно так выразиться, приключения. Так, участие Пьера в восстании декабристов не подлежит сомнению. Как и его неразрешимый спор с Николаем Ростовым – свидетельство о их будущем разладе. Так что жизнь героев эпилога далека от завершения.

«Дворянское гнездо». Эпилог построен по совсем иному принципу. Спустя восемь лет Лаврецкий посещает усадьбу. Он грустен, но перелом в нем уже свершился, прошлое для него закрыто.

Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться нечего. "Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он, и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон - и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"
Лаврецкий тихо встал и тихо удалился; его никто не заметил, никто не удерживал; веселые клики сильнее прежнего раздавались в саду за зеленой сплошной стеной высоких лип. Он сел в тарантас и велел кучеру ехать домой и не гнать лошадей.(Тургенев. Дворянское гнездо)

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213101300161
рецензии

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Каждое литературное произведение подчиняется законам жанра. Отказ от этого приводит к нарушению композиции. Кульминация - это самый захватывающий момент в произведении. Каждому читателю, а особенно писателю, очень важно понимать, что это такое.

Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения

К сюжетным жанрам относят рассказы, повести, романы. Произведения, входящие в состав этой группы, обязательно строятся вокруг конфликта, который развивается на протяжении описания.

Затем он достигает наивысшей точки напряжения. Кульминация - это и есть тот самый момент, когда развязка неизбежна.

Таким образом, следует выделить четыре основных сюжетных элемента. Это те «4 кита», на которых и зиждется композиция литературного произведения этого жанра.

Экспозиция - описание времени, места, характера героев.

Завязка - событие, послужившее обострению противоречия или стало отправной точкой сюжетной линии.

Кульминация - это момент критического напряжения ситуации.

Развязка - это событие, послужившее разрешением конфликта, завершающий штрих в описании.

Пример композиции в произведении

Обратившись к произведению Марка Твена, можно рассмотреть сюжетную линию эпизода с окрашиванием забора. Завязка истории в том, что Том Сойер был наказан своей тётушкой.

Затем умная мысль посещает голову смышлёного парнишки: он решает «продавать» возможность взять в руки кисть! Вот тут и наступает кульминация - это самый волнующий момент в эпизоде, ведь читатель не знает, чем закончится новая авантюра героя, его интерес достаточно подогрет.

И вот развязка - ребята наперебой предлагают в обмен на это самые драгоценные вещи, которыми владеют. Через несколько минут забор покрашен, а сам Том становится настоящим «богачом», получив «несметные дары»: коробочки и сломанные игрушки, дохлую кошку и огрызок яблока.

Место кульминации в литературном произведении

Взгляд на композицию литературного произведения строго индивидуален. Писатель необязательно следует классическому варианту, когда экспозиция, завязка, кульминация, развязка появляются в его творении в данном порядке. Часто автор вовсе опускает экспозицию, предоставляя читателю знакомиться с героями в ходе чтения. Иногда в самое начало остросюжетного произведения помещается кульминация. Развязка же наступает в самом конце, стимулируя дочитать произведение до конца. Кульминация в самом начале сразу же захватывает внимание читателя, пробуждает интерес.

«Руки ныли. Откуда-то сверху на голову капали мерзкие холодные капли. С трудом раскрыв глаза, Михаил увидел мрачные стены подвала. А в противоположном углу ужасная громадная крыса нагло чем-то похрустывала.

Приглядевшись, Михаил с ужасом понял, что это тот самый подвал! И тут он услышал чьи-то шаги, потом поворот ключа в замочной скважине… Конец был неизбежен. Но так быть не должно. И Михаил уже знал, как он поступит в следующую минуту…»

Прочитав такое начало, любитель ужастиков, детективов или триллеров ни за что не отложит в сторону книгу. Почему герой попал в такое положение? Что он будет делать дальше? Сумеет ли спастись? Собственно, это только часть вопросов, которые придут на ум читателю.

Развязка, её место в композиции

Стоит отметить, что и этот элемент может стоять в начале повествования в качестве интриги. Например, в таком виде.

«Мария вошла в зал и боковым зрением заметила, что все присутствующие повернули в её сторону головы. Разговоры на мгновение стихли. Восторг в глазах особей мужского пола разлился в душе волной ненависти и презрения. Всё это - и признание, и восхищение - только гипнотическое действие бриллиантов, она это знала!»

А далее - переход на прошлое, ссылка на голодное детство, когда вон тот «боров с жирным двойным подбородком, сегодня заискивающе улыбающийся и подобострастно ловящий её взгляд», проходя мимо них, сидящих с матерью и молящих о помощи, брезгливо кривил губы.