Вот злонравия достойные плоды письменная работа. Сочинение на тему вот злонравия достойные плоды недоросль, фонвизин читать бесплатно

Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

  • - консервированные плоды, маринованные в винном уксусе с горчичным семенем, сахаром и пряностями...

    Кулинарный словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - Товары или услуги, потребление которых, как считается, дает обществу в целом более значительные выгоды чем те, которые отражают в индивидуальные предпочтения покупателей...

    Экономический словарь

  • - поступления, полученные в результате использования имущества...

    Энциклопедия юриста

  • - Действующее вещество›› ...

    Медицинские препараты

  • - "...плоды - продукты кустарниковых и древесных пород растений;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - "...плоды обработанные - плоды, обработанные сернистым ангидридом, раствором сернистой кислоты, серой, бисульфитом натрия;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - плоды садовых деревьев, кустарников и полукустарников, употребляемые в пищу в натуральном состоянии, без всякого приготовления...
  • - юридическое понятие, точное установление которого необходимо для законодателя и юристов в интересах правильного распределения имущества между управомоченными лицами в различных юридических отношениях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - партенокарпические плоды, развивающиеся без оплодотворения, не содержащие семян плоды. Б. и. встречаются у многих растений, в том числе у ряда овощных и плодовых...

    Большая Советская энциклопедия

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - чего. Книжн. Получать результаты достигнутого; пользоваться ими. Но Валентине и этого было мало. Она желала полностью вкусить плоды победы, и не в её характере было упускать возможность...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - прил., кол-во синонимов: 4 пожинавший плоды пользовавшийся снимавший пенки снимавший сливки...

    Словарь синонимов

  • - пожинать плоды, пользоваться, снимать сливки, снимать...

    Словарь синонимов

  • - дары помоны,...

    Словарь синонимов

"Вот злонравия достойные плоды" в книгах

Занятия, достойные осуждения

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Занятия, достойные осуждения Если верить «народной книге» о Фаусте, договор Фауста был найден у него в доме после «его весьма ужасной смерти», вместе «со всеми остальными дьявольскими вещами, сопровождавшими его на протяжении всей жизни». Это служит вполне

Достойные цитаты

Из книги По ту сторону говядины автора Рифкин Джереми

Компании, достойные сожаления

Из книги Понедельник - день тяжелый. Книга-утешение для всех работающих автора Сгрийверс Йооп

Компании, достойные сожаления Не думаю, что я далек от истины, когда говорю, что во многих организациях происходит нечто странное. Одни компании и государственные учреждения делают вид, что являются коллегиальными и дружественными сообществами, другие вроде бы

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ХРИСТИАНИНА

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

Представления, достойные христианина

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Представления, достойные христианина Пусть навсегда в тебе останутся эти противоречивые общепринятым мнения истинного христианства. Пусть никто не думает, что христианин родился для себя, и пусть никто не желает жить для себя, но все, что он имеет и чем сам является, он

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

2. Достойные внимания подробности I. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» Мы имели много блестящих филологов и историков, но ни один не сказал громко, во всеуслышание, что приведенную выше фразу переводили неверно. Голос тех, которые указывали на это, оказался

Вот злонравия достойные плоды

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вот злонравия достойные плоды Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).Употребляется шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т.

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ

Из книги автора

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ ЗДОРОВЬЕ«Если вы немного отвлечетесь и посмотрите на данные, то оптимальное количество красного мяса, которое вы употребляете в пищу, должно равняться нулю»- Уолтер Уиллет, Доктор Медицины Бирмингема и Женского Госпиталя, руководитель исследования,

Глава V. Достойные Стройности

Из книги Кодекс Стройности. Законы Страны Стройных автора Лукьянов Олег Валерьевич

Глава V. Достойные Стройности

Люди, достойные подражания

Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

Люди, достойные подражания Будьте внимательны, подбирая себе пассажиров.Я видел людей, которые катастрофически неправильно делали свой выбор. Например, вы встречаете прекрасного бизнесмена, который в то же время совершенно не годится для брака. Используйте его для

11.10.2005 Достойные люди

Из книги Утиная правда 2005 (2) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

11.10.2005 Достойные люди По данным, опубликованным британской газетой «Санди Таймс», в списке самых богатых людей Великобритании 2-ое место занимает Роман Абрамович (7,5 млрд.ф. ст.), 6-ое - Дерипаска (4,4 млрд.ф. ст.), 25-ое - Блаватник (1,3 млрд.ф. ст.) и скромное 50-ое - Березовский

Достойные поминки?

Из книги Литературная Газета 6268 (№ 13 2010) автора Литературная Газета

Достойные поминки? События и мнения Достойные поминки? ОЧЕВИДЕЦ Дмитрий КАРАЛИС В конце августа 1957 года советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: в СССР создана первая межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. Ещё через три года на

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. (1 Петр. 2:24) Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник,

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния

Из книги «Пастырь» автора Герма

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния Спустя несколько дней я встретил пастыря на том поле, на котором прежде видел пастухов, и спросил он меня:– Чего ты ищешь?– Я пришел, господин, просить тебя, чтобы ты приказал удалиться из

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА В праздник Суккот еврею предписано веселиться, запасшись «плодами прекрасного дерева», как сказано: «И возьмите себе в первый день плод дерева прекрасного… и веселитесь… семь дней» (Левит 23,40). О каком

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Сейчас смотрят:



В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему же Пушкин придал такое важное значение этому стихотворению? После расправы над декабристами Пушкин переживает сильное потрясение и долгое время не пишет стихов. Находясь в ссылке в Михайловском, преследуемый мыслью “о друзьях, братьях, товарищах”

Настенька - главная героиня произведения, она занимает основное место, благодаря ей развиваются все события. Она милая, доброжелательная,скромная,спокойная, чувственная и ранимая девушка.В начале знакомства с Мечтателем она показала себя с лучшей стороны, но внешность обманчива, и Мечтатель увлекается ей, хотя девушка сразу сказала: "на дружбу я готова. . . а вот влюбится нельзя, прошу вас!". Основные события происходят в конце повести, Настенька, обиженная на того человека, которого люб

Английский (топики/темы/сочинения) My Friend (3) My best friends name"s Misha. We made friends a few years ago. We are of the same age. We live in the same block of flats, so we see each other almost every day. Misha is a tall slender boy. He has got dark hair, large dark eyes, a straight nose, and thin lips. He wears spectacles. Misha is a nice guy. He is very honest and just, understanding and kind. I trust him a lot, and I"m sure that I can rely on him in any situation. He never lets peo

В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки. Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой.

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озёрной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не у

Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному челове

Каким я вижу настоящего друга? Прежде всего он должен быть доброжелательным, приветливым, отзывчивым - ведь людям так необходимы добро, бескорыстие, внимание. Настоящий друг должен быть хозяином своего слова, иметь современные взгляды на жизнь, уметь отстаивать свою точку зрения.

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

Проблема воспитания в комедии "Недоросль" Д. И. Фонвизин

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.

В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана - отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).

Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».

Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 4 похожих сочинений.


"Недоросль" - комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше - он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово "злонравие".

Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.

Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она - барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.

Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, "как дворянка". В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а "душами", которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.

Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он - плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание - закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.

Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок - выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.

Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища - власть и сына.

Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на "Недоросля" как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины - многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых - косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.

Таким образом, госпожа Простакова - не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка - порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое - это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье - это обвинение в самодурстве и "злонравии". Эти пороки наносят вред не только людям (муж - безвольный раб, сын - глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.